Научная статья на тему 'Япония: 120 лет избирательного права. Характеристики функционирования территориальных политических систем в день голосования'

Япония: 120 лет избирательного права. Характеристики функционирования территориальных политических систем в день голосования Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
435
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ / ЭЛЕКТОРАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СРЕДНЯЯ ВЕЛИЧИНА ЯВКИ / ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ СПЕЦИФИКА ЯВКИ / ЦИКЛИЧНОСТЬ ЭЛЕКТОРАЛЬНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА / TERRITORIAL POLITICAL SYSTEM / ELECTION DAY / VOTER TURNOUT / MEDIUM VOTER TURNOUT / GEOGRAPHIC SPECIFICITY OF VOTER TURNOUT / CYCLIСITY OF ELECTORAL-GEOGRAPHICAL SPACE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арбатская Марина Николаевна

Рассмотрена электоральная активность в Японии непрерывно — на протяжении 120 лет. Проведен анализ числа префектур по величине и электоральной активности в сравнении со средней величиной явки по стране. Формирование и динамика средней активности показали, что на предельно высоких показателях географическая специфика явки проявляется слабо, территориальное разнообразие увеличивается при уменьшении интереса к голосованию. Выявлена закономерность соотношения «активные–средние–пассивные регионы, которая отражает расстановку политических сил по линии «центр — периферия (регионы)» на момент проведения голосования. Предложенная модель исследования характеристик электоральной активности территориальных политических систем в день голосования позволяет анализировать цикличность эволюции электорально-географического пространства в странах, имеющих различное политическое и административно-территориальное устройство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Japan: 120 years of suffrage. Characteristics of functionning of territorial political systems on election day

It was considered voter turnout in Japan continuously for the period of 120 years. It was made a quantitative analysis of the number of prefectures in size and voter turnout, compared with the average turnout in the country. Formation and dynamics of the average voter turnout showed that at extremely high indices the geographic specificity of turnout is weak, territorial diversity increases along with a decrease of interest in voting. It was revealed the regularity of the ratio of active–medium–passive regions, which reflects the balance of political power through the «center–periphery (regions)» at the time of voting. The proposed model of studies of the characteristics of voter turnout of territorial political systems on the voting day allows analyzing the evolution cyclicity of electoral-geographical space in countries with different political and administrative-territorial structure.

Текст научной работы на тему «Япония: 120 лет избирательного права. Характеристики функционирования территориальных политических систем в день голосования»

Политические партии

М. Н. Арбатская

ЯПОНИЯ: 120 ЛЕТ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА. ХАРАКТЕРИСТИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ В ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ

Рассмотрена электоральная активность в Японии непрерывно — на протяжении 120 лет. Проведен анализ числа префектур по величине и электоральной активности в сравнении со средней величиной явки по стране. Формирование и динамика средней активности показали, что на предельно высоких показателях географическая специфика явки проявляется слабо, территориальное разнообразие увеличивается при уменьшении интереса к голосованию. Выявлена закономерность соотношения «активные-средние-пассивные регионы, которая отражает расстановку политических сил по линии «центр — периферия (регионы)» на момент проведения голосования. Предложенная модель исследования характеристик электоральной активности территориальных политических систем в день голосования позволяет анализировать цикличность эволюции электорально-географического пространства в странах, имеющих различное политическое и административно-территориальное устройство.

Ключевые слова: территориальные политические системы, день голосования, электоральная активность, средняя величина явки, географическая специфика явки, цикличность электорально-географического пространства.

Политическая география определяет территориальные политические системы (ТПС) как объективно взаимосвязанные элементы политической сферы, функционирующие на определённой территории. Под элементами понимают политические и административные границы, центры управления, органы власти, политические партии, общественные движения и т. п. Задача проекта — выявить различия между ТПС, подразумевая под ними субъекты федераций либо крупные административно-территориальные единицы первого порядка унитарных государств, в день голосования на выборах власти.

Более конкретно речь идет об общих и особенных характеристиках ТПС как региональных центров управления электоральными процессами в границах своей территории. Указанные характеристики рассматриваются во взаимосвязи всех территориальных единиц страны (государства) как единой территориально-политической системы более высокого уровня, сохраняющей постоянство в пространстве и времени.

© М. Н. Арбатская, 2013

Данная статья, в которой проанализирован материал по Японии, продолжает и развивает работу автора по России и США (Арбатская, 2011, с. 23-37). Предмет анализа — степень реализации населением Японии активного избирательного права (явка/активность) на протяжении 120 лет. По динамике активности все территориальные единицы — префектуры, в сравнении со средним уровнем по стране, будем называть: соответствующие среднему уровню — средние, выше среднего — активные, ниже — пассивные. Средний показатель — удобная планка, сравнение с которой позволяет получить выводы о политико-географической специфике и территориальном разнообразии электоральной активности. Кроме того, немаловажно знать, каковы количество и соответствующее ему «качество» единиц среднего уровня, которые являются неотъемлемой составной частью единого целого.

В контексте организации выборов «Страна восходящего солнца» неординарна: на Дальнем Востоке она была пионером формирования современной системы выборов, а примерно со времен японского «экономического чуда» её относят к Западу как геополитическому субъекту. Информация исторической правительственной статисти-ки1 позволяет охарактеризовать активность японских выборщиков, организационно поделенных на 47 префектур, в течение нескольких исторических периодов со времени возникновения избирательного права в период «реставрации Мэйдзи» (табл. 1). Долгосрочный тренд электоральной активности Японии демонстрирует нелинейное снижение, однако пространство электоральной активности, как и экономической, циклично, имеет свои спады и подъёмы, а 120 лет — более чем солидный срок и повод для того, чтобы не предпринять попытку «факторного» анализа.

Вышеназванный сайт исторической статистики Японии дает подробную информацию только по активности избирателей (выборщиков). Сведения об общем числе голосующих не представлены, поэтому для расчёта удельного веса избирателей префектур была использована информация о численности населения, краткая сводная динамика которой за 110 лет, с 1892 по 2002 г., представлена в табл. 2. В целом численность населения Японии за этот период увеличилась в 3,1 раза. Однако динамика по префектурам и островам имеет значительно большую амплитуду. Так, в 12,6 раза увеличилось число

1 Активность: http://electionresources.org/jp^http://www.stat. go.jp/english/data/ chouki/27.htm- Historical Statistics of Japan — Government Employees and Elections, in Japanese and English. Население: http://www.populstat.info/Asia/japanp.htm и http:// www.populstat.info/Asia/japanc.htm.

Таблица /.Средние величины активности (явки) на выборах в Японии (в %)

Дата Явка Дата Явка

1 июля 1890 93,7 1980 - ПП / ПС 74,6

15 февр. 1892 91,6 1983 - ПС 57

1 марта 1894 88,8 1986 - ПП / ПС 71,4

1 сент. 1894 84,8 1989 - ПС 65

15 марта 1898 87,5 1992 - ПС 50,7

10 авг. 1898 79,9 1995 - ПС 44,5

10 авг 1902 88,4 1998 - ПС 58,8

1 марта 1903 86,2 2001 - ПС 56,4

1 марта 1904 86,1 2004 - ПС 56,6

15 мая 1908 85,3 2007 - ПС 56,8

15 мая 1912 89,6 2010 - ПС 57,9

25 марта 1915 91,2 1946 - ПП 72,1

20 апр. 1917 91,9 1947 - ПП 68,0

10 мая 1920 86,7 1949 - ПП 74,0

10 мая 1924 91,2 1952 - ПП 76,4

20 февр. 1928 80,3 1953 - ПП 74,2

20 февр. 1930 83,3 1955 - ПП 75,8

20 февр. 1932 81,7 1958 - ПП 77,0

20 февр. 1936 78,6 1960 - ПП 73,5

30 апр. 1937 73,3 1963 - ПП 71,1

30 апр. 1942 83,2 1967 - ПП 74,0

1947 - ПС 60,9 1969 - ПП 68,5

1950 - ПС 72,2 1972 - ПП 71,8

1953 - ПС 63,2 1976 - ПП 73,5

1956 - ПС 62,1 1979 - ПП 68,0

1959 - ПС 58,7 1983 - ПП 67,9

1962 - ПС 68,2 1990 - ПП 73,3

1965 - ПС 67 1993 - ПП 67,3

1968 - ПС 68,9 1996 - ПП 59,6

1971 - ПС 59,2 2000 - ПП 62,5

1974 - ПС 73,2 2003 - ПП 59,8

1977 - ПС 68,5 2005 - ПП 67,5

2009 - ПП 69,3

Таблица 2. Динамика численности населения Японии по регионам и префектурам. 1892-2002 гг.

Название региона и префектуры 1892 г. 2002 г. Изменение численности (разы) Кансай (Кинки), о. Хонсю Кансай (Кинки) 6273,5 22725,3 3,6

Япония, всего 40507,4 127459,2 3,1 Вакаяма 621,6 1063,6 1,7

о. Хоккайдо и регион Тохоку, о. Хонсю Хоккайдо 450 5680,4 12,6 Сига 661,3 1369,4 2,1

Тохоку 4245 9794,9 2,3 Миэ 901,7 1877,8 2,1

Ямагата 732,9 1238 1,7 Нара 489,2 1488,8 3,0

Акита 662,9 1176,2 1,8 Киото 850 2634,8 3,1

Иватэ 652 1400,4 2,1 Хёго 1499,7 5496,4 3,7

Фукусима 894 2128,7 2,4 Осака 1250 8794,5 7,0

Аомори 523,2 1462 2,8 Тюгоку, о. Хонсю Тюгоку 4319,9 7727,3 1,8

Мияги 780 2389,6 3,1 Симанэ 688,1 753,4 1,1

Канто, о. Хонсю Канто 6924,2 40847 5,9 Тоттори 390,1 611,1 1,6

Гумма 690,9 2043,8 3,0 Ямагути 911,9 1518,4 1,7

Тотиги 670 2035,6 3,0 Окаяма 1051,3 1958,8 1,9

Ибараки 980,8 3059,4 3,1 Хиросима 1278,5 2885,6 2,3

Тиба 1159,3 6113,5 5,3 Сикоку, о. Сикоку Сикоку 3663,4 4139 1,1

Сайтама 1100 7193,2 6,5 Токусима 894 823,3 0,9

Токио 1400 11753,3 8,4 Эхимэ 1557,3 1487,3 1,0

Канагава 923,2 8648,2 9,4 Коти 562,1 801,2 1,4

Тюбу, о. Хонсю Тюбу 8608,1 21771,5 2,5 Кагава 650 1027,2 1,6

Фукуи 590,5 828,6 1,4 Кюсю, о-ва Кюсю и Окинава Кюсю 6023,4 14773,8 2,5

Ниигата 1652,7 2479,9 1,5 Оита 773,1 1216,6 1,6

Тояма 726,1 1122,7 1,5 Сага 550 877,8 1,6

Исикава 737,2 1189 1,6 Кумамото 1030,3 1858,4 1,8

Нагано 1096 2232,6 2,0 Кагосима 962,2 1772,2 1,8

Яманаси 437,5 898,4 2,1 Нагасаки 739,8 1500,2 2,0

Гифу 899,3 2128,6 2,4 Миядзаки 403,8 1172,4 2,9

Сидзуока 1038,9 3800,6 3,7 Окинава 375,3 1334,2 3,6

Айти 1429,9 7091,1 5,0 Фукуока 1188,9 5042 4,2

жителей на острове Хоккайдо. Численность самого населенного региона, Канто, возросла за 110 лет почти в 6 раз. Но есть префектуры, где время словно бы остановилось: Симанэ на о. Хонсю (1,1 раза), Токусима (0,9 раза) и Эхиме (1,0 раза) на о. Сикоку (1,1 раза).

Разберем формирование и динамику средней активности. Структура электоральной активности имеет только один смысловой разрез — территориальный согласно центрам управления. Вопрос формирования средней активности по стране разбивается на части:

а) каково территориальное разнообразие роста или снижения средней активности? В частности, при увеличении/уменьшении средней активности, был ли этот рост (падение) территориально равномерным?

б) при каких величинах средней активности происходит равномерное или неравномерное увеличение/уменьшение, и каковы модули отклонений от среднего в плюс и минус?

Первая компонента анализа — коэффициенты корреляций между величинами активности: максимальной, средней, минимальной и минимаксным интервалом (= макс. — мин.) (табл. 3). Вторая компонента: величины максимальных отклонений от среднего уровня активности на оси «больше — меньше» по каждому электоральному событию, которые представлены на графиках рис. 1-3; вертикальная нулевая ось графиков — средняя явка по стране.

Появившись на островах «Страны восходящего солнца» в 1890 г., избирательное право, как и везде в мире, поначалу было ограничено налоговым цензом: право участия в процедуре голосования предварительно следовало подтвердить уплатой налога. Эпоха цензового избирательного права продолжалась в Японии 35 лет, с 1889 по 1924 г.:

а) 1890-1898 гг., мужчины, цензовое (налог 15 йен) открытое голосование (рис. 1, б);

б) 1900-1918 гг., мужчины, цензовое (налог 10 йен) тайное голосование (рис. 1, а);

в) 1919-1924 гг., мужчины, цензовое (налог 3 йены) тайное голосование (рис. 1, а);

г) 19282-1942 гг., мужчины, всеобщее тайное голосование (рис. 1в).

2 Всеобщее мужское избирательное право в Японии законодательно ввели в 1925 г, но первое голосование по этим правилам состоялось только в 1928 г (Кузнецова, 2009, с. 359).

Таблица 3. Средняя активность и отклонения от средней активности; коэффициенты корреляции показателей активности по историческим периодам в Японии

Интервал изменения средней активности за период Отклонения от среднего (пункты) й Значения коэффициентов корреляции

Исторические периоды Японии (годы) плюс минус Число событи Средняя активность и минимаксный интервал Средняя и максимальная активность Средняя и минимальная активность Макс. и мин. активность Интервал и максимальная активность Интервал и минимальная активность

А А1 А2 А3 Б 1 2 3 4 5 6

1890-2010 45-94 4-23 3-26 65 -0,31 0,95 0,92 0,81 -0,06 -0,63

1946-2010 45-77 8-23 3-18 44 -0,13 0,90 0,90 0,68 0,28 -0,51

1946-2009, ПП 60-77 8-17 4-15 24 0,28 0,86 0,79 0,54 0,65 -0,29

1947-2010, ПС 45-72 12-23 3-18 22 -0,06 0,92 0,88 0,68 0,30 -0,49

1890-1942 75-94 4-13 5-26 21 -0,81 0,95 0,90 0,86 -0,72 -0,98

1890-1898 80-94 5-11 5-26 6 -0,76 0,93 0,86 0,81 -0,67 -0,98

1902-1924 85-91 4-9 7-20 9 -0,93 0,83 0,95 0,83 -0,76 -0,99

1928-1942 73-83 8-13 13-20 6 -0,92 0,95 0,95 0,98 -0,94 -0,99

120 лет назад Япония начинала с предельно высоких цифр активности (см. табл. 1). С тех пор избирательное право стало всеобщим, военно-политическая активность страны за это время кардинально поменяла полюса (от тотальной милитаризации страны и колоссальной внешней агрессии до поражения в войне и вынужденного перехода к силам самообороны), экономика прошла через подъёмы, включая японское «экономическое чудо», и кризисы. Все это — при перманентно очень интенсивной политической жизни, в частности нескончаемой смене премьер-министров, в том числе в период действия «режима 1955 года».

После введения новой формы формирования власти, в 1890— 1898 гг., в процедуре участвовало 491,6-532,2 тыс. человек.3 Активность состоятельных японцев мужского пола, получивших право выбирать, была предельно высокой — 93,4%. Тем не менее интервал между

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Здесь и далее численность японских избирателей — это суммарное число голосов, поданных за партии, блоки и т.п. (Танин-Львов, 2001, с. 910-911).

10

самой активной и пассивной префектурами уже тогда был 10,4 п.п.4 В 1894 и 1898 гг. голосование проходило дважды в год: в марте и сентябре/августе. Вторые в течение года голосования (после досрочного роспуска, точнее «разгона» парламента) вызывали заметно меньший интерес выборщиков, особенно в августе 1898 г., когда средняя активность составила 79,9%.

Ряд2; 1937.;-19,6 II Ряд2; 1942.;

Ряд2; Ряд2

17,3

936.; -16,1 С

I

1932.;-15,2

Ряд2; 1930.;-15,7 С

Ряд2; 1928.; -13,4 II

Ряд1; 1942.; 8,1 ■ Ряд1; 1937.; 13,1

I Ряд1; 1936.; 11,9

I Ряд1; 1932.; 10 Ряд1; 1930.; 9,6 ■ Ряд1; 1928.; 11,1

Ряд2; 10авг.1898;-18,3 IH Ряд2; I

15 марта 1898; I "

-25,9 | 1 Г~ Ряд2; 1 сент. 1894;-16,8 II

I I I

Ряд2; 1 марта 1894;-14,8

I

Ряд2; 1892, -10,7 [

Ряд2; 1890.;-5

I Ряд1; Юавг.1898; 10,7

I Ряд1; 15 марта 1898; 7,8

? 1 1

I Ряд!; 1 сент. 1894;9,1

Г1 1

1 Ряд1; 1 марта 1894; 4,5

I

Ряд!; 1892.; 6,1

I

Ряд1; 1890.; 5,4

Ряд2; 1924.;-7,3 С

Ряд2; 1920.;-15,5 С

_L

Ряд2; 1917.;-7,2 С

Ряд2; 1915.;-8,5 с Ряд2; 1912.;—12,7 I |

Ряд2; 1908.;-15,9 С

Ряд2; 1904.;-20,5 [

Ряд2; 1903.;-14,3 С

Ряд2; 1902.;-17 С

■ Ряд1; 1924.; 4,8

I

Ряд1; 1920.; 6,5

■ I

Ряд1; 1917.; 4

I

Ряд!; 1915.; 3,6

I

■ Ряд!; 1912.; 5,5

I

| Ряд1; 1908.; 8,7 Ряд1; 1904.; 6,2

| Ряд1; 1903.; 7,8

Ряд1; 1902.; 73

Рис. 1. Величины максимальных отклонений от среднего уровня активности по электоральным событиям в Японии: а — 1928-1942 гг., б — 1890-1898 гг., в — 1902-1924 гг.

4 Самые активные префектуры — Фукуока (99,1%;1890), Симанэ (97,7%;1892), Нара (93,3 и 95,3%; март 1894 и март 1898 соответственно), а также Айти (90,6%; август 1898).

Шесть голосований, состоявшихся в течение 9 лет в открытой форме, значительно снизили интерес к электоральной процедуре.5 На начальном этапе наблюдается высокая корреляция между показателями активности, средними по стране и максимальными в префектурах (г = 0,93). Увеличение минимаксного интервала (= макс. — мин.) к концу периода произошло в основном за счет существенного снижения нижней границы, особенно в 1898 г.

В 1900 г. в Японии ввели тайную процедуру и уменьшили до 10 йен налоговый ценз; избирательный корпус увеличился до 650-1417 тыс. человек. Первое голосование по измененным правилам состоялось в августе 1902 г., и активность расширенного корпуса избирателей стала существенно выше (на 8,5 п.п), чем в августе 1898 г. В 19151917 гг. активность продолжала расти (91-92%), но, в отличие от первоначального периода, окрепла и «сплоченность» префектур: минимаксная разница активности (= макс. — мин.) сократилась более чем вдвое и составила 11,2 пункта. Средняя активность и минимаксная разница значимо коррелируют в обратной зависимости (г = -0,93). Иными словами: чем выше явка, тем меньше соответствующая территориальная изменчивость центров управления (префектур).

Третий период цензовой демократии с 1919 г. снизил «тариф» на участие в выборах до 3 йен налога, что позволило расширить корпус выборщиков до 2,6-2,9 млн человек. По этим условиям состоялись выборы в 1920 и 1924 гг., но увеличения активности не произошло, поскольку она и так была предельно высокой. В 1924 г. голосование состоялось через 8 месяцев после «Великого землетрясения Канто», средняя активность — 91,2% (в уничтоженном стихией Токио явка была 84,6%). Список префектур с экстремальной активностью в 19021924 гг. включает в себя: Нара (1903, 1904, 1908, 1912), Тоттори (1902, 1917, 1920, 1924) и Гумма (1915) — максимальная активность; Кагосима (1902, 1908, 1915, 1920), Хоккайдо (1912, 1917), Ниигата (1903), Симанэ (1904), Тюгоку (1924) — минимальная активность.

В целом в период цензового голосования самой активной префектурой была бывшая столичная область Нара — 6 раз первое место; второе место в рейтинге — Тоттори, 4 раза. Малонаселенные префектуры Тоттори и Симанэ, входящие в регион Тюгоку, побережьем обращенные на запад, к Японскому морю, с самого начала электоральной истории Японии отличались очень высокой активностью. Забегая вперед, отметим, что малонаселенная префектура Симанэ —

5 Самыми пассивными были префектуры Тояма (88,7%; 1890), Исикава (80,9%;1892), Нагасаки (74,0%; март 1894), Кумамото (68,0 и 61,6%; сент.1894 и март 1898 соответственно) и Миядзаки (61,6%; авг. 1898).

12

исторически сложившийся «край» политической ссылки в Японии (острова Оки — примерно как Сибирь в России, если уместна такая аналогия), с 1960 г. — несменяемый лидер электоральной активности страны.6

Мегаполисы (Токио, Осака и др.), как правило, — электоральный пассив. Относительная пассивность избирательного корпуса префектур Хоккайдо, Кагосима, Миядзаки, Кумамото, Нагасаки, расположенных на северном (Хоккайдо) и южных (Кюсю и Окинава) островах, объясняется не столько географией, сколько драматической историей их вхождения в состав Японии. Хоккайдо после вооруженной борьбы окончательно вошел в состав Японии только в 1869 г. Государство Рюкю, некогда расположенное на одноименном архипелаге, включая самый большой остров Окинава, было присоединено к Японии в 1872 г. (установлен административный контроль). Фронтир Японии, северные и южные острова, стали её захолустными провинциями. В голосованиях элиты севера и юга стали принимать участие с 1902 г., и высокой, по японским меркам, активностью особо не отличались.

В целом в период 1890-1937 гг., в эпоху цензового, а затем всеобщего мужского голосования (парламент микадо не влиял на формирование правительства, не было института парламентской ответственности), высокая активность избирательного корпуса Японии значимо коррелирует по всем периодам и параметрам расчета (см. табл. 2).

С 1947 г. Япония считается примером конституционального самоуправления. Согласно закону о местной автономии, власти префектур (ATE первого порядка) и муниципалитетов составляют единую систему. Раз в 4 года население избирает губернаторов префектур, мэров, депутатов префектур и муниципалитетов. Кроме того, выбирают ПП — Палату Представителей (раз в 4 года, но выборы, как правило, происходят досрочно) и ПС — Палату Советников (наполовину обновляется через 3 года). Раз в 12 лет происходят неизбежные накладки: почти сразу за выборами местной власти следуют выборы в ПС. Бывают совпадения двух общенациональных избирательных кампаний (например, 22 июня 1980 г., 6 июля 1986 г.), которые также влияют на актив-

6 Исключение в хронологии — 1904 г., когда префектура Симанэ тоже была на первом месте, но в обратном направлении — 65,6%. Объяснить данный факт не берёмся. В настоящее время в г. Хамада — центре префектуры Симанэ, находится университет, занимающийся политическими исследованиями, который возглавляет бывший министр иностранных дел Японии господин Шигеаки Уно. Полагаем, что данные обстоятельства позитивно влияют на электоральную активность жителей префектуры, численность населения которой за 110 лет (с 1892 по 2002 г.) почти не изменилась: увеличение составило 1,1 раза (см. табл. 2).

ность и результаты. В 1983 г. впервые после 1947 г., последовательно прошли три избирательные кампании: 10 и 24 апреля — туры местных выборов, 26 июня — выборы в ПС, 18 декабря — выборы в ПП.

После войны 1945 г. на выборах в верхнюю палату парламента (ПС) наблюдается заметно большая территориальная вариация активности, чем на выборах в нижнюю палату (см. табл. 1, рис. 2-3), что объясняется меньшим интересом избирателей к менее влиятельной палате.

Графики обеих палат схожи тем, что отклонения по оси «плюс» больше, чем по оси «минус». По величинам разброса в обе стороны можно отметить 1949 и 1979 гг. на выборах ПП; 1950, 1953 и 1992 гг. — на выборах ПС. «Пиковые» годы (1980, 1983 и 1986) совмещения избирательных кампаний особыми экстремумами не отличаются. Высокая территориальная изменчивость показателей явки объясняет отсутствие значимых корреляций между минимаксным интервалом и «полом/потолком» явки — столбцы 1, 5 и 6 в послевоенный период. Максимальная и минимальная активность в это время коррелируют слабее (г=0,68), чем до войны (г=0,86).

Р!

д2; 2009

Ря, (2; 2005

Ряд: Ряд2; Ряд2; Ряд2; 1

2000 - ПП

)93 - ПП;

Ряд2; 195 0 - ПП; -8

Ряд2; 1986 - ПП и П Ряд2; дек. 198; Ряд2; 1980-Ряд2; 1979 - ПП; -14,8 Ряд2; 1976 Ряд2; 1972-Г Ряд2; 1969-ПП;-Ряд2; 1967-Ряд2; 1963 - ПП; -1 Ряд2; 1960-П Ряд2; 1958-ПП;-] Ряд2; 1955 Ряд2; 1953 - ПП;-14,; Ряд2; 1952 - ПП;-14,; Ряд2; 1949-ПП;-] Ряд2; 1947 Ряд2; 1£

:; -10,3 I -ПП; -8,! 1П и ПС;

:; 2003 - Г П; -5,8

1996 - П 1; -6,2

1-7,2 ,2 С

ПП; -9,4 П; -10,3 12,1 1= ПП; -9,8 2,6 1= 1; -10,5 I 2,2

- ПП; -9,4

2,4

ПП; -9,2 46 - ПП; -

- ПП; -4,4 ПП; -5,1

-6,8 I

7,2 I

7,8 I

т

Ряд1; 2

ЭД 3

Ю9 - ПП; Ряд1; 20(15-ПП;8;

Ряд1; 2003 - 1рП; 10,9 Ряд1;

Ряд1; Ряд1; 19 I Ряд1

Ряд1 I ■ Р;

Ря

Ряд I; 1996-ПП; 16,1

■ Ряд1;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Ряд1;

■ Ряд1;

■ Ряд1; I Ряд1; ] Ряд1; 19 : 1958 д1; 1955 Ряд1; 19 ц1; 1952

■ Ряд1; Ряд1; 19|46 - ПП;!

2000 - ПП; 14,7

1993-ПП; 15,3 £0 - ПП; 13,2 1986 - ПП и ПС; 15,5 Ряд1; дек. 1983 - ПП; 13,7 Зяд1; 19! >0 - ПП и ПС; 13

Р;1д1; 1979-ПП; 17,2 1976 - ПП; 14,4 1972 - ПП; 15,1 1969 - ПП; 14,8 1967 - ПП; 14,5 .963 - ПП; 14 $0 - ПП; 13 П; 10,3 -ПП; 11,9 53 - ПП; 13,2 ПП; 11,6 Ряд1; 1949 - ПП; 15,9 1947 - ПГ; 9,7 ,7

Рис. 2. Величины максимальных отклонений от среднего уровня активности на выборах в Палату Представителей Японии. 1946-2009 гг.

Ряд2;

Ряд2; 1992 -

□ Ряд?; Ряд2; 1986-п Ряд2; И1 ■ Рящ2;

Ряд2; Ряд2; 21 2; 199 5 1995 1С;-14,

Ря

□ Ряд2; 1 ■ Ря, п Ря.1 ю Ряд; ■ Ряд2 I Ряд2; 1< I С Ряд2; 1956 Ряд2; 1953 - ПС; -18 ■ Ряд2; 1950 - ПС; -1 ■ Ряд2; 1947 -

Ря

2010 - Г д2; 200 04 -ПС !Й01 - ПС

и ПС >нь 198! 980 -ПГ д2; 197", 174-ПС 2; 1971

1965 196259 - ПС; ПС;-13 4 [ ',6 ПС; -13,

■ПС;

ПС;-8,( -10,3 I ПС;-; и ПС; -- ПС; -7 -10,1 ПС;-8, ПС;-8, ПС; -10 1С; -9,8 -10,6 С

Ряд1; 21 Ряд1; д1; 2001

д1; 200: Ряд1;

10 - ПС 2007 - Г С; 15 - ПС; 1 -ПС; 1998 -П

Ряд1; 198( I Ряд1; ; 1980-Г I I яд1; Ц1974 -I Ред1; I Ряд1; 19б£ Ряд1; I Ряд1;: I Р.1Д1;19! I яд1; 195(

I.;19)!

" Ряд 1; | Ряд1; 1947

'-,3

1,2 14,5

Ряд1; 1995 - ПС; 23 Ряд1; 1992 - ПС; 23,1 89 - ПС; 17,3

- ПП и ПС; 15,5 1Юнь 1983 - ПС; 18,4 П и ПС; 13

'7 - ПС; 16,6 ПС; 13,7 1971 - ПС; 18,9

- ПС; 15,9 >5-ПС; 16,5 162 - ПС; 17,6 I- ПС; 16

;б -ПС; 16,7 Д; 1953-ПС; 20,5 1950 - ПС; 19,7 - ПС; 15,3

Рис. 3. Величины максимальных отклонений от среднего уровня активности на выборах в Палату Советников Японии. 1947-2010 гг.

В целом за 120 лет японские экстремумы коррелируют на высоком уровне (г=0,81), что свидетельствует об устойчивом минимаксном интервале, ширина которого, сложившаяся в эпоху цензового избирательного права, «саморегулируется» теперь общественным интересом к конкретному электоральному событию.

В Японии в эпоху цензового голосования наблюдались любопытные проявления социального реагирования: правовое новшество, расширяющее массовый потенциал политического участия подданных, первоначально вызывало относительно меньший интерес, чем в предыдущем, старом варианте, когда была дискриминирована большая часть общества (1902, 1920, 1928 — (всеобщее мужское голосование) и 1946 — всеобщее голосование (см. табл.2).

Значимые увеличения списочного числа избирателей не всегда согласуются со смягчением условий участия в голосовании. Динамика общего числа между изменениями цензов — с плюса на минус и обратно — наиболее вероятно подвержена действию неэкономических мотивов. В этом плане особо выделяется 1908 г., когда общее число избирателей без видимых причин возросло в 2 раза, а число голосов, поданных за Либеральную партию, — в 3 раза.

Таблица 4. Динамика общего числа избирателей и их активности в эпоху цензового избирательного права

Даты выборов Число действительных голосов Явка, % Общее число избирателей (расчетно) Прирост общего числа (в % к предыдущему голосованию)

1890 532194 93,7 567977

1892 499369 91,6 545163 -4,0

1894 весна 491578 88,4 556084 2,0

1894 осень 492867 84,8 581211 4,5

1898 весна 497896 87,5 569024 -2,1

1898 осень 502700 79,9 629162 10,6

1902 860670 87,6 982837 1,56 раза

1903 818299 85,4 958308 -2,5

1904 650351 85,3 762428 -20,4

1908 1342645 84,4 1590058 2,1 раза

1912 1338505 88,9 1506138 -5,3

1915 1417075 91,6 1546350 2,7

1917 1300852 91,5 1422163 -8,0

1920 2639069 86,0 3069042 2,3 раза

1924 2972958 90,4 3288307 7,1

1928 9866196 79,5 12408749 3,8 раза

1930 10446196 81,5 12812702 3,3

1932 9723116 74,2 13103930 2,3

1936 11132678 77,8 14303839 9,2

1937 10203686 70,9 14401815 0,7

Расчитано по: Танин-Львов, 2001, с. 910-913.

Избирательные кампании в Японии с момента их появления сопровождались коррупцией, преследованием оппозиции и досрочными роспусками парламента (Кузнецова, 2009, с. 356-357). Как отмечает Р. Митчелл, чертой первых выборов 1890 г. были деньги и подарки, впоследствии ставшие обычной (регулярной) чертой японской политической жизни. Кроме того, еще одной чертой и условием участия и победы в выборах стал постоянно усиливающийся на кандидатов денежный прессинг со стороны «местных боссов», оптом продававших голоса избирателей. Такое давление особенно усилилось в 1908 г., что толкнуло кандидатов в руки бизнес-сообщества. Р. Митчелл не объясняет двукратный рост числа избирателей в 1908 г. (зафиксирован в справочнике А.Танина-Львова (Танин-Львов, 2001, с. 911)), но приводит статистику зарегистрированных взяток в избирательной сфере Японии тех лет, начиная именно с 1908 г. — 1338; 1912 г. — 3329, 1915 г. — 7278 (Mitchell, 1996, р. 26-27).

Отметим еще один момент. От объявления новой формы формирования армии в январе 1873 г. до реализации в 1928 г. всеобщего мужского голосования, законодательно введенного в 1925 г., прошло более полувека. Полагаем, что введение всеобщего мужского голосования в Японии — это результат системных изменений в формате модернизации, независимый от параллельно происходившего процесса милитаризации страны. Гендерная дискриминация на выборах была устранена в Японии только после поражения в войне.

Партийное «меню» Японии конца XIX- начала XX в. составляли партии, клубы, общества и религиозные секты (Танин-Львов, 2001, с. 910-911). В 1890-1908 гг.:

1) партии: Либеральная, Конституционно-прогрессивная партия — Ортодоксальные конституционалисты, Конституционная Реформистская и др.;

2) клубы: Красивый, Чуо, Докуритсу, Ямашита, Хайоши, Иинин, Ко-шин, Мумеи;

3) общества: Народное, Юко, Иинин, и др.

В парламенте 1890-1912 гг. доминировала Либеральная партия консервативного толка с последующим переходом лидерства к сменившей ее Консервативной партии. На выборах 1890 г. религиозная синтоистская секта («Учение совершенного синто») Тайсей, центральный тезис доктрины которой был: «Каждый может способствовать процветанию нации путём личного аскетизма и ублажения "ками"», получила 12,7% голосов (Танин-Львов, 2001, с. 910-911).

Резюмируя динамику общего числа избирателей и их активности на цензовых выборах, можно выделить общие признаки (см. табл. 4). Это значительная коррупционная компонента организации голосования и некоторый консерватизм в восприятии правового новшества, количественно расширяющего потенциал политического участия населения, который изначально вызывает относительно (% к общему числу) меньший интерес, чем в старом варианте, когда была дискриминирована большая часть общества (элиты).

Продолжим анализ, распределив число регионов, в данном случае, префектур, по отношению к средней явке на выборах (см. табл. 5). Средний уровень соблюден в интервале ±1,5 п.п. от официальной событийной цифры. По электоральному весу регионы слишком неравнозначны. Поэтому были рассчитаны индексы интегральной активности — произведение удельных весов (долей): префектур одного уровня (типа) активности и их суммарного веса в электоральном корпусе или населении страны — это третья компонента анализа. Для удобства результаты взяты в целых числах (см. табл. 5 и 6) и представлены графически рис. 4 и 5.

Таблица 5. Распределение числа префектур Японии по отношению к среднему уровню активности электората на выборах 1890-1924 гг. (относительно средних показателей по Японии)

Дата голосования:

Число префектур Японии с активностью определенного уровня и суммарный удельный вес населения (в %) 1 июля 1890 15 февраля 1892 1 марта 1894 1 сентября 1894 15 марта 1898 10 августа 1898 10 августа 1902 1 марта 1903 1 марта 1904 15 мая 1908 15 мая 1912 25 марта 1915 20 апреля 1917 10 мая 1920 10 мая 1924

Средняя активность. Посетило 937 916 888 848 875 799 884 862 861 853 896 912 919 867 912

пункты голосования (чел. из 1000 всех избирателей)

Число префектур Японии со

средней активностью 19 17 15 11 6 11 12 7 10 10 17 19 21 19 21

с суммарным удельным весом населения (в %) 39,6 34,8 32,7 24,4 10,0 24,2 27,3 16,0 19,5 18,5 33,1 40,2 43,0 42,0 46,5

Число префектур Японии с

активностью

выше среднего уровня 17 14 18 20 23 18 18 25 23 20 17 17 16 16 18

с суммарным удельным весом населения (в %) 38 30,5 40 43,3 52,4 39,3 37,9 49,2 45,2 44,2 31,3 29,3 28,1 35,0 31,1

Число префектур Японии с

активностью

ниже среднего уровня 9 14 12 14 16 16 16 14 13 16 13 11 10 12 8

с суммарным удельным весом населения (в %) 20,4 32,7 25,3 29,3 34,6 33,3 33,8 33,7 34,3 36,3 35,5 30,5 28,9 23,0 22,3

Таблица 6. Распределение числа префектур Японии по отношению к среднему уровню активности электората на выборах 1946-2010 гг. (относительно средних показателей по Японии)

Дата голосования Средняя активность в стране. Посетило пункты голосования (чел. из 1000 всех избирателей) Число префектур Японии с активностью определенного уровня и суммарным удельным весом населения (в %)

активность выше среднего уровня активность среднего уровня активность ниже среднего уровня

число удельный вес число удельный вес число удельный вес

1946 — ПП 721 20 37,6 12 23,25 14 38,3

1947 — ПС 609 22 43,7 6 13,2 18 42,3

1947 — ПП 680 24 45 5 12,3 17 41,8

1949 — ПП 740 25 43,2 9 21,4 12 34,4

1950 — ПС 722 26 47,4 9 18,4 11 33,1

1952 — ПП 764 29 49,6 9 21,5 8 27,8

1953 — ПП 742 28 47,4 10 25,65 8 25,9

1953 — ПС 632 28 43,7 6 14,3 12 41,2

1955 — ПП 758 25 40,7 11 24,35 10 34,1

1956 — ПС 621 29 45,2 6 14,8 11 39,2

1958 — ПП 770 27 44,65 10 20,7 9 33,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1959 — ПС 587 25 38 9 14,7 12 46,4

1960 — ПП 735 29 43,3 6 12,6 11 43,2

1962 — ПС 682 25 36,9 9 16,9 12 45,3

1963 — ПП 711 32 45 5 13,4 9 40,6

1965 — ПС 670 29 41 5 6,15 12 51,9

1967 — ПП 740 29 39,5 8 18,3 9 41,3

1968 — ПС 689 30 38,5 5 10,2 11 50,4

1969 — ПП 685 33 43,2 5 13,8 8 42,1

1971 — ПС 592 32 40,85 3 8,9 11 49,3

1972 — ПП 718 33 48,8 5 7,05 9 44,1

1974 — ПС 732 27 36,9 10 16,85 10 46,2

1976 — ПП 735 29 39,6 9 14,8 9 45,6

1977 — ПС 685 26 34,9 9 16,3 12 48,8

1979 — ПП 680 33 47,4 3 4,3 11 48,3

1980 — ПП и ПС 746 29 39,5 8 14 10 46,5

1983 — ПС 570 20 24,5 12 29,5 15 46

1983 — ПП 679 33 48,3 5 6,14 9 45,5

1986 — ПП и ПС 714 34 49 6 11,3 7 39,6

1989 — ПС 650 30 38,4 7 16,5 10 45,1

1990 — ПП 733 34 44,1 4 9 9 47

1992 — ПС 507 31 38,6 5 19,7 11 41,7

1993 — ПП 673 33 43,6 5 12,6 9 43,8

1995 — ПС 445 30 37,2 4 9,2 13 53,6

1996 — ПП 596 29 38,4 7 14,25 11 47,3

1998 — ПС 588 24 28 9 30,2 14 41,9

2000 — ПП 625 26 33,6 9 15,2 12 51,2

2001 — ПС 564 28 36 9 22 10 42

2003 — ПП 598 24 32,3 12 33,7 11 33,9

2004 — ПС 566 28 36,9 11 36,5 8 26,6

2005 — ПП 675 24 29,75 11 31 12 38,3

2007 — ПС 568 32 44,5 10 41,6 5 13,9

2009 — ПП 693 24 29,5 13 31,3 10 39,2

2010 — ПС 579 21 26,1 14 30,8 12 43,1

В США и РФ (Арбатская, 2011, с. 23-37) показатели активности избирателей, соотнесенные с числом региональных центров организации (управления) выборами и совокупной величиной (долей) данных центров в общем электоральном пространстве страны, несмотря на исторические, социокультурные и административно-политические различия, имеют общие для типа и уровня голосования признаки. В событийной динамике указанные признаки в сравнении со средней явкой по стране отображают «расстановку сил»: устоявшийся на момент голосования характер межбюджетных и политических отношений по линии центр — периферия (регионы). Тем самым наблюдается управленческий и социальный феномен, независимый от параметров политических систем двух президентских республик и федераций. Как часто будут (и будут ли) кардинально меняться переплетения линий индексов активности в государстве, имеющем совсем другое административное и политическое устройство (Япония — унитарное государство и парламентская монархия)?

Первый «узел» кривых (см. рис. 4) — выборы, состоявшиеся за два месяца до кончины от тяжелой болезни императора Муцухито в 1912 г. Полагаем, что данная избирательная кампания еще более напрягла японскую элиту, взбудораженную кардинальными политическими реформами (активность префектур по типам в 1890-1924 гг. см. табл. 5). Так, основной электорат доминировавшей в парламенте микадо Либеральной партии составляли военное сословие (саму-

Рис. 4. Динамика индексов интегральной активности электората по отношению к среднему японскому уровню каждого события (1890-1942 гг.).

Рис. 5. Динамика индексов интегральной активности электората по отношению к среднему японскому уровню каждого события (1946-2010 гг.).

раи), отлученное «реставрацией Мэйдзи» от власти и различных бонусов.

Следующее существенное изменение сочетания индексов произошло после введения всеобщего мужского избирательного права. Сложившаяся в 1928 г. взаимосвязь (см. рис. 5) развивалась до голосования 1942 г., которое было проведено Национальной Службой Помощи

Трону (НСПТ)7 в обстановке эскалации внешней агрессии, тотальной милитаризации страны и роспуска всех партий, которая сломала территориальную модель активности.

После окончания Второй мировой войны и разгрома милитаристской машины Японии под давлением американского оккупационного командования произошла коренная перестройка национальной военно-политической доктрины, которая повлекла и соответствующие изменения в избирательной сфере: голосование стало действительно всеобщим, были снижены возрастные цензы, появились новые политические партии. В 1950 г. был принят Закон о выборах, который с поправками действует и поныне. Через 5 лет произошло важное изменение в партийной структуре, что привело к появлению «полу-торапартийной» системы в рамках «режима 1955 года»: первый номер либерально-демократическая (ЛДП) суперпартия, второй номер — Социалистическая партия (СПЯ), которая ни разу не была у власти, и все остальные (Исаев, 2010).

Напряженная энергетика японской политической жизни после войны отражается на графике (см. рис. 5) зигзагообразными кривыми индексов, которые тем не менее почти не пересекаются в отличие от довоенного периода. Заметные годы на графике (пересечение двух кривых) — 1952-1953, когда выборы в нижнюю палату шли подряд, и «парад» избирательных кампаний 1983 г.

Противоположная динамика активных и пассивных индексов, которая выбивается из общего тренда, видна на выборах Палаты Советников в 1998 и 2007 гг. Конец 1997 — начало 1998 г. знаменательны существенной перестройкой японской партийной системы, что сказалось и на итогах выборов, в том числе ростом активности, упавшей в 1995-1996 гг. до небывало низкого для Японии уровня. В октябре 1996 года была создана Демократическая партия (Минсюто), которая в настоящее время стала номером первым в японской политике.

В 2007 г. ЛДП впервые со времен войны потеряла контроль над верхней палатой, а в 2009 г. проиграла демократам (ДПЯ) нижнюю палату. Но в 2010 г. нарастающее отчуждение японских избирателей от всех партий выразилось наиболее ярко, и ДПЯ потерпела поражение в верхней палате. Узел кривых 2010 г. на рис. 13 очень напоминает узел 1912 г. на рис. 12 — конец одной эпохи и начало новой.

7 НСПТ — финансируемая государством жестко централизованная правящая организация, весьма напоминавшая свои европейские аналоги — фашистскую НСДАП (Национал-социалистическая немецкая рабочая партия, NSDAP) и итальянскую ПНФ (Национальную фашистскую партию, PNF) (Исаев, 2010).

Сценарий «новой эпохи» наиболее вероятен: ЛДП, которая правила в Японии шесть десятков лет либо одна, либо в коалиции, стала теперь одной из «шеренги», хотя японцы пока не выказали явного предпочтения ни одной из партий.8 Тем не менее в пользу наступления не связанной с монархической символикой «новой эпохи» свидетельствуют также очень серьезные неполитические факторы: продолжающееся ухудшение демографии (падение рождаемости и старение населения), госдолг астрономической величины ($12,8 трлн), масштабные катастрофические последствия серии землетрясений и цунами в марте 2011 г.

В целом анализ индексов интегральной активности в конституционной монархии и парламентской республике Японии показал, что кардинальные изменения сочетания трех типов индексов происходит при очень значимых обстоятельствах. В Японии такими событиями являются выборы накануне конца эпохи Мэйдзи, после введения всеобщего мужского избирательного права, в военных условиях диктатуры, в переходный период передачи власти от ЛДП к ДП.

Активность избирателей как таковая и средняя величина по стране на протяжении исторического периода варьирует в зависимости от направления и силы воздействия доминирующего фактора. Пример Японии еще раз показал, что явка — это совокупный результат долговременного воздействия избирательной и политической систем, социально-экономической динамики и территориальных изменений в составе государства.

В эпоху цензового голосования в Японии динамика общего числа избирателей подвержена действию административного фактора. Наблюдается консерватизм выборщиков в восприятии правового новшества, количественно расширяющего потенциал политического участия населения, который первоначально выражается относительно (% к общему числу) меньшим интересом к голосованию, чем в старом варианте, когда была дискриминирована большая часть общества (элиты).

На предельно высоких показателях электоральной активности географическая специфика проявляется слабо, территориальное разнообразие явки увеличивается при уменьшении интереса к голосованию.

8 Досрочные выборы ПП, состоявшиеся зимой (впервые за 29 лет) 16 декабря 2012 г. и вновь вернувшие к власти ЛДП, прошли при очень низкой для Японии активности избирателей — 59,3%.

Опыт Японии показывает устойчивое территориальное разнообразие активности избирателей, сложившееся в эпоху цензового избирательного права, которое «саморегулируется» теперь широким общественным интересом к конкретной выборной процедуре.

Показатели активности избирателей, соотнесенные с числом региональных центров организации (управления) выборами и совокупной величиной (долей) данных центров в общем электоральном пространстве России, США и Японии, несмотря на исторические, социокультурные и административно-политические различия стран, имеют общие для типа и уровня голосования признаки. В событийной динамике указанные признаки в сравнении со средним уровнем явки по стране отображают независимый от политических параметров управленческий и социальный феномен: устоявшийся на момент голосования характер межбюджетных и политических отношений по линии центр — регионы.

В Японии кардинальные изменения в сочетании индексов происходят при очень значимых обстоятельствах,одним из которых является переход власти от одной политической силы (партии), исторически и политически выражающей значимый в государстве символ (идеологию), к другой, противоположной (или дополняющей) структуре. В период цензового голосования такими событиями были выборы накануне конца эпохи Мэйдзи, первые выборы на основе всеобщего мужского избирательного права, голосование в военных условиях диктатуры. В эпоху всеобщего избирательного права полный цикл перемены предпочтений в Японии занял примерно полстолетия, изменения в территориальной группировке активности наиболее заметны в период перехода власти от ЛДП к ДП.

Предложенная модель изучения характеристик электоральной активности территориальных политических систем в день голосования (на примере России, США и Японии) позволяет анализировать цикличность эволюции электорально-географического пространства. Аналогичные исследования по другим странам позволят составить соответствующую типологию стран мира, имеющих разное политическое и административно-территориальное устройство.

Литература

Арбатская М. Н. Формула «догоняющего» сравнения. Особенности электоральной активности субъектов Федерации в США и РФ // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2011. Т. 7. № 3. С. 23-37 (Arbatskaya M. A. Formula of «Catchup» Comparison. Features of Voter Turnout (Electoral Activity) of Subjects of the Federation of the USA and the RF // Political Expertise: POLITEX. The Scientific Journal. 2011. Vol. 7. N 3. P 23-37).

Исаев Б. А. Трансформация партийной системы Японии в середине XX — начале XXI века // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2010. Т. 6. № 1. С. 207-225 (Isaev B. A.

The Transformation of the Party System in Japan in the Middle of XX — Beginning of XXI Century// Political Expertise: POLITEX. The Scientific Journal. 2010. Vol. 6. N 1. P. 207-225).

Кузнецова Т. О. Избирательная система Японии // Современные избирательные системы. Вып. 3: Испания, США, Финляндия, Япония / А. Г. Орлов, В. И. Лафитский, И. А. Ракитская, Т. О. Кузнецова; науч. ред. А. В. Иванченко, В. И. Лафитский. М.: РЦОИТ; Типография «Новости», 2009. С. 350-446 (Kuznetsova T. The Electoral System in Japan // Modern Electoral Systems. Issue 3: Spain, USA, Finland, Japan / Orlov A. G., Lafitsky V. I., Rakitskaya I. A., Kuznetsova T. O. / Scientific Editors Ivanchenko A. V., Lafitsky V. I. Moscow: RCOIT: Typography «Novosty», 2009. P. 350-446).

Танин-Львов А. Выборы во всем мире. Электоральная свобода и общественный прогресс. Энциклопедический справочник. М.: РОССПЭН, 2001. 1112 с. (Tanin-Lvov A. Election around the World. Electoral Freedom and Social Progress. Encyclopedic Reference// ROSSPEN Publishers, 2001, 1112 p.).

MitchellR. H. Political bribery in Japan. University of Hawai'i Press, Honolulu, 1996. 224 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.