III. КУЛЬТУРНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
ЯНИН В.Л., ЗАЛИЗНЯК* А.А. НОВГОРОДСКИЕ БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ
Научное сообщение академика В.Л.Янина и академика А.А. Зализняка на одном из заседаний Президиума РАН было посвящено некоторым итогам работы археологической экспедиции в Новгороде в 1998 г. . «В последние годы Новгородской археологической экспедицией получены убедительные доказательства того, что на территории Древней Руси было два сопоставимых по влиятельности политических центра -монархический Киев и демократический Новгород. Их объединение привело впоследствии к образованию государства, известного как Киевская Русь», говорится в редакционной аннотации (с.594).
Открытие в 1951 г. в Новгороде первых берестяных грамот было оценено мировой наукой как событие сенсационное и этапное, поскольку «был обнаружен новый исторический источник, оставленный нам повседневной жизнью всех слоев средневекового общества» (с.595), берестяные записки повествовали о каждодневных заботах людей. В 1998 г. в Новгороде из земли была извлечена девятисотая по счету (начиная с 1951 г.) берестяная грамота. 67 берестяных грамот было найдено в других древнерусских городах. В числе обнаруженных документов свыше 400 относятся к XI - началу XIII в. «Получено
* Янин В.Л., Зализняк А.А. Новгородские берестяные грамоты из раскопок 1998 года/ Вестник Российской Академии наук. - М., 1999. - Т.69. - №7. - С.594-605.
67
убедительное решение «варяжской проблемы», на протяжении более 200 лет занимавшей умы ученых» (с.595).
В 1998 г. велась работа в раскопках Троицкий-11 и Троицкий-12, которые составляют часть массива, исследуемого, начиная с 1973 г. . «Здесь обнаружены три древние улицы - Пробойная, Черницына, и Ярышева, по сторонам которых удалось полностью или частично исследовать 16 средневековых городских усадеб, проследив их историю на протяжении Х-ХУ вв.» (с.596). На Троицком раскопе за 26 лет было найдено 346 грамот, из которых около 280 относятся к древнейшему периоду. В датируемых серединой XII в. грамотах зафиксировано примерно 200 имен, не встреченных в летописях. Если до находки берестяных грамот археологи называли средневековые городские усадьбы такими дефинициями как «усадьба богатого горожанина», то повторяемость имени адресата в берестяных грамотах персонифицирует усадьбу: «усадьба Олисея-Гречина», «усадьба Климяты» и т.п.
На раскопе Троицкий-12 археологов ожидал сенсационный успех: основная часть этого раскопа средневековая усадьба огромного размера (1400 м2), которая не может быть охарактеризована как жилая, ибо в ней не найдено ни женских украшений, ни бытового инвентаря, ни помещения для содержания животных. Постройки этой усадьбы характеризуются как административные. На усадьбе имеется дворовый настил из 6-метровых сосновых плах с отверстиями для столбов, поддерживавших навес. Это сооружение было предназначено для собрания людей и обсуждения каких-то дел. Берестяные грамоты, найденные в большом числе на усадьбе, как правило, безжалостно изуродованы, разодраны на полосы. По свидетельству одной из этих грамот, их раздирали (грамоту «пощепать»), «чтобы содержание письма не стало достоянием чьего-нибудь досужего любопытства» (с.596). Судя по содержанию найденных грамот, эта усадьба в середине XII в. служила местопребыванием суда.
В XII в. в Новгороде существовал возникший в результате антикняжеского восстания 1136 г. «сместной» суд князя и посадника. «Этому суду были подведомственны все дела - гражданские, уголовные, имущественные, торговые, поземельные, в том числе утверждение землевладельцев в правах собственности на вотчины» (с.597).
68
Формально приоритет в «сместном» суде принадлежал князю, который скреплял судебные акты своей печатью и получал за это печатную пошлину.
Академик В.Л.Янин, представлявший научное сообщение на заседании Президиума РАН, ответил на вопросы слушателей. На вопрос академика В.А.Жарикова, что конкретно нового было получено относительно «варяжской теории», академик В.Л.Янин ответил следующим образом.
Варяжский вопрос, или норманская теория возникла еще в середине XVIII в. летопись начала XII в. рассказывает, что варяги какое-то время владели северными землями. Потом новгородцы, кривичи и меря прогнали варягов и стали править сами. Когда же между ними начались усобицы, они отправились к варягам и сказали: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить нами». Эта легенда еще Ломоносовым была воспринята как наносящая урон нашему национальному престижу. На протяжении XIX в. и даже в ХХ в. шла дискуссия между сторонниками и противниками норманской теории. В конце концов стала начисто отрицаться справедливость какого-либо содержания этой летописной записи.
Однако такому заключению противоречат результаты раскопок, которые ведутся на Городище в 3 км от Новгорода, т.е. там, где находилась княжеская резиденция. «Многие находки связаны с пребыванием варяжской дружины, что доказывает реальность самого акта призвания скандинавского князя» (с.600). Важно, на каких условиях он был приглашен. Эти условия реконструированы на основании совокупного анализа сведений о договорах с князьями и текстов берестяных грамот. Во-первых, князь, княгиня, княжеские дружинники и бояре не имели права владеть (на основе частной собственности) вотчинами на территории Новгородской земли. Князь был как бы приглашенный чиновник на жалованье.
Во-вторых, князь и его присные не имели права самостоятельно собирать государственные подати на территории Новгородской земли. Подати собирали сами новгородские бояре, и часть их выделялась князю в качестве жалованья. «Так что ничего ущемляющего национальную гордость новгородцев в договорах с варяжскими князьями нет.
69
Напротив, это очень достойный способ приглашения князя» (с.601). Так, на северных землях Древней Руси утвердился вечевой строй, т.е. боярская демократия, тогда как на южных землях Древней Руси, где княжества образовывались путем завоевания, торжествовало монархическое начало.
Отвечая на вопрос о взаимоотношениях между Киевом и Новгородом в ранний период русской истории, академик В.Л.Янин пояснил, что ответ связан с происхождением Новгорода. В середине IX в. жители Северо-Запада пригласили варяжского князя, который поселился на Рюриковом городище. Призвавшие князя люди живут в своих родовых владениях, а Новгорода еще нет. В конце IX в. князь Олег нарушает договор, уходит с Городища, завоевывает Смоленск и Киев. В ответ на место будущего Новгорода стягивается вся племенная верхушка, пригласившая варяжского князя на правление. Так, на скрещении торговых путей из варяг в греки и возник Новгород. Первоначально Новгород был враждебен по отношению к Киевскому князю, которого жители Северо-Запада когда-то сами и призвали. Но в XI в. при Ярославе Мудром неприязнь между Новгородом и Киевом сглаживается.
В ходе обсуждения научного сообщения В.Л.Янина и А.А.Зализняка был поднят вопрос о состоянии российского археологического наследия, ибо сохранение духовного, материального и исторического достояния страны «прямая задача Академии наук», как сказал академик В.С.Мясников (с.604).
И.Л.Галинская
70