Научная статья на тему 'ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ И НОВЫЙ МИРОПОРЯДОК'

ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ И НОВЫЙ МИРОПОРЯДОК Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
841
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЛТА-1945 / ООН / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ / КОНЦЕПЦИЯ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ / YALTA-1945 / UN / NATIONAL SECURITY STRATEGY OF RUSSIA / CONCEPT OF RUSSIAN FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Назаров Владимир Павлович

Автор анализирует значения Ялтинской конференции 1945 г. для формирования послевоенного миропорядка: оценивается значение фактора силы в современных международных отношениях, рассматривается возможная стратегия действий России в условиях комплексных угроз и вызовов международного и социально-экономического характера, предлагаются пути корректировки ключевых документов стратегического планирования и политики Российской Федерации на пространстве СНГ. Сформулированы конкретные предложения по обеспечению инициативного внешнеполитического курса России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Назаров Владимир Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YALTA-POTSDAM AGREEMENTS AND HOW TO BUILD A NEW WORLD ORDER

The article analyzes the significance of the Yalta conference in 1945 for the formation of the post-war world order, assesses the importance of the force factor in modern international relations, considers a possible strategy for Russia's actions in the face of complex threats and challenges of an international and socio-economic nature, and suggests ways to adjust the key documents of strategic planning and policy of the Russian Federation in the CIS. Specific proposals have been formulated to ensure Russia's proactive foreign policy.

Текст научной работы на тему «ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ И НОВЫЙ МИРОПОРЯДОК»

УДК 327. (470 + 571)

Ялтинско-Потсдамские соглашения и новый миропорядок

Владимир НАЗАРОВ

В этом году исполняется 75 лет послевоенной системе международных отношений, закреплённой договорами и соглашениями Ялтинской и Потсдамской мирных конференций. Эта система определила границы послевоенной Европы, заложила формат послевоенного мироустройства, в основе которого лежат принципы и нормы международного права, призванные исключить крупные войны и конфликты, что дало возможность вот уже более 70 лет удерживать мир от скатывания к глобальной катастрофе.

Сегодня в общественное сознание граждан многих зарубежных стран внедряются представления о тождестве гитлеровского рейха и сталинского СССР, о войне, как схватке двух тоталитаризмов, соперничавших за мировое господство. Согласно такой концепции Ялтинско-Потсдамская система объявляется вынужденным промежуточным итогом борьбы двух равно отвратительных тоталитарных режимов: Запад должен был временно смириться с одним из них, чтобы сначала разгромить другого, а потом в течение полувека ослаблять и разрушать прежнего союзника [ 1].

Действительно, миропорядок Ялты - Потсдама в большей части разрушен, но какие же уроки мы можем извлечь из этого нашего прошлого, что-

НАЗАРОВ Владимир Павлович - кандидат политических наук, докторант кафедры политической теории МГИМО(У) МИД России, генерал-лейтенант. E-mail: vlnazarov1950@gmail.com

Ключевые слова: «Ялта-1945», ООН, стратегия национальной безопасности России, концепция внешней политики России.

1 Нарочницкая Н. А. Геополитические итоги Ялтинской конференции и их роль в истории XX века // Ялта 1945: прошлое, настоящее, будущее. Материалы международной конференции / сост. Е. А. Бондарева. М.: Астрея, 2015. С. 18.

бы последовательными усилиями обеспечить России надёжную безопасность, защиту национальных интересов, процветание и достойное место в формирующемся многополярном мироустройстве?

Основные черты послевоенного мироустройства

Сформированный решениями Ялтинской и Потсдамской мирных конференций миропорядок характеризовался следующими основными чертами:

- созданы институционный базис международных отношений, пути урегулирования спорных межгосударственных проблем на основе международного права и Устава Организации Объединённых Наций, установлены особые права держав-победительниц в рамках Совета Безопасности ООН;

- произведён раздел, демилитаризация и денацификация Германии, уточнены государственные границы в Европе;

- осуществлён раздел Европы на сферы влияния, за СССР признано право на создание пояса безопасности вдоль западных границ;

- установлен принцип равной безопасности для держав-победительниц.

Следует признать, что Ялтинско-Потсдамская система - пример взаимовыгодного компромисса, основанного на реальной оценке сил и возможностей сторон. В основе этой системы принципы Я^еа1роШ1к и примата силы в международных отношениях. Именно фактор силы, лежащий в основе Ялтинско-Потс-

дамских договорённостей, предопределил то обстоятельство, что уже вскоре после окончания Второй мировой войны и СССР, и его западные союзники по антигитлеровской коалиции стали предпринимать активные попытки добиться выгодных для себя изменений в разграничении сфер влияния.

Например, иранский кризис (1946 г.), берлинский (1948-1949 гг.), война в Корее (1950-1953 гг.).

Особенно активно вели себя в этом плане Соединённые Штаты в период монопольного обладания ядерным оружием.

Нельзя не отметить и постепенное изменение отношения правящих кругов США, Великобритании и ряда других западных государств к Ялтин-ско-Потсдамской системе договорённостей. Если Рузвельт высоко оценивал значение Ялтинской конференции, называя её «поворотным пунктом в нашей истории и... в мировой истории» [2], безусловно, имея в виду взятое на себя СССР обязательство вступить в войну с Японией и договорённости о разделе Германии, создании ООН, то, например, Г. Киссинджер, спустя 30 лет после Рузвельта, уже говорил, что «Ялта стала символом позора с точки зрения формирования

2 Цит. по: Затулин К. Ф. Выступление на конференции «70-летие Ялтинской конференции глав государств антигитлеровской коалиции» в МГИМО(У) МИД России (Москва, 25 февраля 2015 г.) // URL: https://zatulin.ru/konstantin-zatulin-70-let-spustya-chto-iz-naslediya-yalty-ostanetsya-aktualnym-dlya-rossii-i-mezhdunarodnyx-otnoshenij/

облика послевоенного мира» [ 3, с. 369]. Эту совершенно логичную и даже естественную метаморфозу позиции Вашингтона в данном вопросе иллюстрируют слова Дж. Буша-мл.: «Больше никаких Мюнхенов и никаких Ялт» [4].

«Естественной» эту метаморфозу можно назвать потому, что с крахом СССР и социалистической системы наступил новый миропорядок, основанный на одностороннем доминировании США как единственной мировой сверхдержавы. Примечательно, что этот новый миропорядок наступил без крупной войны, хотя всегда прежде он устанавливался именно державами-победительницами: Вестфальский мир (1648 г.) по результатам Тридцатилетней войны, Парижский мирный договор (1814 г.), Версальский мир (1919 г.). Впрочем, США и их союзники поспешили объявить новый миропорядок следствием своей победы в холодной войне, которая, согласно их логике, в наш ядерный век является единственно возможной формой противоборства сверхдержав, если они не стремятся к уничтожению человеческой цивилизации.

Надо признать наличие весомых оснований для подобных самовосхвалений, ибо потери России в конце 80-х - начале 90-х годов действительно сродни сокрушительному поражению в крупном военном конфликте: развал страны, потеря значительной части территории, утрата союзников и зоны безопасности на западных границах, крупные и односторонние сокращения ядерных и обычных вооружений

и т. п. Неслучайно американские партнёры в сложные моменты наших отношений, когда мы пытались отстаивать принципы равенства и равной безопасности, в качестве последнего аргумента напоминали нам: «Не забывайте, что вы проиграли холодную войну!»

Как справедливо отмечает Г. Киссинджер, «конец холодной войны породил ещё большее искушение переделать мир по американскому образу и подобию» [3, с. 733]. И сегодня США и их западные союзники делают всё, чтобы завершить перекраивание послевоенной карты Европы и послевоенного миропорядка в целом. Именно с этой целью идёт форсированное расширение НАТО и Евросоюза, нарушившее отлаженные механизмы существования этих группировок и поставившее их на грань кризиса. Предпринимаются попытки маргинализировать роль ООН и его Совета Безопасности, подменив этот универсальный международно-правовой институт ad hock группами по интересам из числа союзников и подконтрольных режимов. Отсюда и стремление вытравить из людской памяти Ялтинско-Потсдамские соглашения, победу Советского Союза во Второй мировой войне, освободительную роль Красной армии в Европе и Азии.

Так что же для нас, для России, Ялтинские соглашения сегодня?

Конечно, это прежде всего наша историческая память, славная веха в нашей истории.

В практическом же плане это прежде всего пример того, что круп-

3 Киссинджер Г. Дипломатия / пер. с англ. М.: Ладомир, 1997.

4 Буш пообещал литовцам, что ни Мюнхена, ни Ялты больше не будет // URL: https://lenta. ru/news/2002/11/23/bush/

ных и действительно значимых политических и международно-правовых результатов, важных и долговременных договорённостей можно добиться только с опорой на силу, за счёт концентрации ресурсов и усилий ради достижения чётко сформулированных целей и задач,

определения средств и способов их достижения.

Противодействие попыткам фальсификации истории, сохранение исторической памяти, безусловно, имеет важное значение. Однако борьба за трактовку истории не должна превращаться в самоцель.

Задачи выстраивания нового миропорядка в условиях многополярности

Миропорядок Ялта - Потсдам уже не вернуть, а словесной полемикой - тем более. Нашу трактовку истории, противодействие попыткам её фальсификации следует встраивать в качестве одной из составных частей в общую стратегию внешней политики и политики в области обеспечения национальной безопасности. Стратегию, которая имела бы своей целью надёжное обеспечение национальной безопасности, развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве, выход из частичной международной изоляции, режима санкций и ограничений, установление равноправных, взаимовыгодных и конструктивных отношений с зарубежными странами.

Такая долгосрочная линия должна опираться на стратегию реального экономического роста и повышения качества жизни людей, реализация которой обеспечивала бы не только усиление экономического и военного потенциала, но и внутреннюю социально-политическую стабильность. Стратегия социально-экономического развития фактически отсутствует

в нашей стране уже 12 лет, отмеченных стагнацией и падением реальных доходов населения (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. [5] формально ещё действует, но уже вскоре после принятия потеряла своё значение в связи с кризисом 2008 г.).

На стратегии экономического роста, в свою очередь, должно базироваться стратегическое целеполага-ние в области внешней политики и национальной безопасности, призванное обеспечить защиту национальных интересов и последовательное укрепление международных позиций России.

Что же конкретно имеется в виду?

Прежде всего в основе стратегии национальной безопасности и стратегии внешней политики должен лежать трезвый анализ соотношения сил в мире, тенденций его развития, роли и веса России в этих процессах. Результатом такого анализа должен быть вывод о том, что основным фактором международной обстановки на сегодня и обозримую перспек-

5 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) // URL: http://government.ru/info/6217/

тиву является противостояние между США, являющимися безусловным мировым лидером в экономическом, технологическом и военно-политическом отношении, и Китаем, который претендует на то, чтобы не только обогнать США по уровню ВВП, но и потеснить их на отдельных сегментах мирового рынка товаров, инвестиций и технологий.

Как отмечает М. Кофманн, «Пекин использует экономическую силу в качестве рычага внешней политики, стремясь обезопасить поставки нужных для его экономического роста ресурсов посредством инвестиций в добычу полезных ископаемых во всём мире, в инфраструктуру их доставки, а также в развитие других стран. КНР демонстрирует, что смотрит на мир исключительно через призму геоэкономических и геостратегических интересов» [6]. Конкуренция между двумя сверхдержавами и борьба за влияние неизбежно будут обостряться, что чревато угрозами международной стабильности и даже серьёзными конфликтами. Следует помнить, что причинами двух мировых войн были именно аналогичные ситуации, связанные с серьёзными изменениями в соотношении сил на мировой арене, вызванными появлением новых «возвышающихся» лидеров.

Американо-китайское соперничество разворачивается по многим направлениям: в Юго-Восточной Азии, где Вашингтон прежде всего противодействует стремлению Пекина установить контроль над стратегически важными проливами, обеспечиваю-

щими Китаю выход в Мировой океан, на Африканском континенте, где развёртывается борьба за ресурсы, и даже в Арктике. Кстати, казалось бы, вздорное предложение президента Трампа купить Гренландию продиктовано именно интересами американо-китайского соперничества. Эта история ещё получит продолжение.

Американо-китайское соперничество в целом выгодно России, поскольку даёт нам возможность уклониться от прямого противостояния с США и Западом, получить так необходимую для решения внутренних проблем передышку. Крайне важно эффективно использовать эту уникальную возможность.

Что делать в этой ситуации?

1. Осознать, что мы не можем и не должны втягиваться в это глобальное противостояние. Борьба идёт между гигантами.

С показателем менее 2% в мировом ВВП (Россия - 1,72%, примерно как у Южной Кореи - 1,693%) Россия не может быть в этой борьбе значимым игроком (доля США - 26,4%, Китая - 14,09%) [7]. Необходимо «уйти в тень» с переднего края конфронтации с США и Западом, приглушить риторику, сделать больший упор на поиск точек соприкосновения с позициями основных мировых игроков. При этом следует чётко определить круг жизненно важных интересов, которые мы готовы защищать всеми имеющимися средствами. Стратегическое партнёрство с Китаем развивать, тем более что Пекин сегодня в нём особенно заинтересован, но

6 Кофманн М. Соперничество великих держав в XXI веке // Россия в глобальной политике. 2018. № 4. С. 160.

7 Доля стран в мировом ВВП в 2019 году (по данным МВФ) // URL: http://fincan.ru/ articles/55_dolya-stran-v-mirovom-vvp/

блюсти свой интерес и не давать использовать себя в противостоянии с США. Иными словами, следовать тактике Пекина в период жёстких западных антикитайских санкций в 90-х - начале 2000-х годов.

2. При корректировке Стратегии национальной безопасности и разработке новой Стратегии (Концепции) внешней политики следует предусмотреть комплекс мер по укреплению позиций, влияния и имиджа России в мире, включая выход из частичной международной изоляции, режима санкций и ограничений. Этого можно добиться только инициативной внешней политикой, которая предлагает партнёрам совместную работу по нашей повестке дня, но не сводится просто к реагированию на чужие, часто враждебные действия. Инициатива президента России В. В. Путина провести встречу лидеров пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН для обсуждения мировых проблем является шагом в правильном направлении и нуждается в развитии и наполнении конкретным содержанием.

3. Приглушить шумиху по поводу наших военных успехов и военных программ, которая используется администрацией США для того, чтобы добиваться увеличения расходов на оборону от американского конгресса и союзников по НАТО [8]. Все военные программы и планы учений продолжать в спокойном рабочем режиме, не привлекая к ним повышенного внимания общественности и СМИ. Надо становиться сильными, но не

кричать об этом. Применительно к Сирии необходимо сформулировать конечные цели военной операции и задачи по их достижению, установив сроки и условия её завершения.

4. Особого внимания требует ситуация на постсоветском пространстве, учитывая, что исторически важнейшим интересом России всегда было создание пояса безопасности по периметру своих границ. Этот интерес в полной мере сохраняет свою актуальность и является для нас жизненно важным. На постсоветском пространстве необходимо не только определение целей, задач и этапов их достижения, но и чёткая координация действий всех органов власти, бизнеса и организаций гражданского общества, которая бы обеспечила эффективное задействование всех имеющихся возможностей для достижения поставленных целей.

5. Поскольку, по оценке российского руководства, оборона страны обеспечена на десятилетия вперёд [9], при очередной корректировке Стратегии национальной безопасности, которая предстоит уже в текущем году, появляется возможность больше внимания уделить реализации таких стратегических национальных приоритетов, как «экономический рост», «качество жизни», «здравоохранение», «образование, наука и технологии», «рациональное природопользование и экология живых систем», которые составляют компоненты «мягкой силы». Как известно, Стратегия национальной безопасности Российской Федера-

8 Bedrohung aus Russland: NATO besorgt über neue Hyperschallwaffen // Frankfurter Allgemeine Zeitung. 2020. 12 Februar.

9 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2020 год // Российская газета. 2020. № 7(8061). 15 января.

ции, утверждённая президентом Российской Федерации [10], основана на принципе «безопасность через развитие», предусматривающем взаимосвязь и взаимозависимость задач обеспечения безопасности и социально-экономического развития, иными словами, на концепции безопасности, в которой упор делается именно на компоненты «мягкой силы». Кстати, автор концепции «мягкой силы» Дж. Най считает её прежде всего «самым дешёвым способом обеспечения национальной безопасности», а уже потом инструментом внешнего влияния [11].

6. Самого серьёзного внимания требуют вопросы стратегического планирования и государственного управления. Основными насущными задачами являются разработка и принятие Основ государственной политики в области стратегического планирования в Российской Федерации, что позволило бы создать в стране единую взаимоувязанную систему документов стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития, а также базовых документов этой системы -новой редакции Стратегии национальной безопасности и Стратегии социально-экономического развития.

Следует признать, что исторически сложившаяся система управления в нашей стране представляет собой самую серьёзную угрозу национальной безопасности. Дело не только

в её архаичности, неразвитости современных управленческих подходов, убогости и антинаучности принятых на вооружение методов противодействия внутренним угрозам (коррупции, миграции, криминализации целого ряда отраслей экономики, прежде всего связанных с использованием природных ресурсов), дефиците целеуказания (многие ведомства сами ставят перед собой задачи, контролируют их выполнение и оценивают собственную работу). Главное в том, что система, защищённая от многих внешних и внутренних угроз, уязвима от ошибок или злого умысла в высшем руководстве. В итоге слабые руководители смогли развалить сначала Российскую империю, а позднее - Советский Союз, радикально изменив весь миропорядок в результате инициированных катастроф. С тех пор, к сожалению, в этом плане мало что изменилось. Новые катастрофы при смене власти по-прежнему исключать нельзя. Это говорит о необходимости совершенствования демократических процедур, партийного строительства, идеологических платформ ведущих партий, создания институциональной системы сдержек и противовесов. На это следовало бы обратить внимание при конституционной реформе.

7. После принятия новой редакции Стратегии национальной безопасности потребуется корректировка Концепции внешней политики Российской Федерации [ 12], которая в соответствии с утверждённым пре-

10 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_191669/

11 Nye J. S. Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics. N.Y.: PublicAffairs, 2005. Р. 6.

12 Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/acts/ bank/41451

зидентом Российской Федерации регламентом порядка разработки, корректировки и утверждения документов стратегического планирования должна быть переформатирована в стратегию. Это потребует формирования оценочного аппарата данного документа стратегического планирования.

Реализация стратегии внешней политики, равно как и стратегического национального приоритета «стратегическая стабильность и равно-

правное стратегическое партнёрство» [10], должна оцениваться прежде всего по критерию результативности усилий по снятию напряжённости, поиску точек соприкосновения позиций с партнёрами, улучшению отношений с ведущими странами. Особую значимость с точки зрения безопасности имеет задача создания пояса безопасности по периметру наших границ, о которой уже упоминалось выше. По ней стоило бы принять отдельный план мероприятий.

Ялтинско-Потсдамская система в её полноте, конечно, уже история. Тем более важно сохранить то, что ещё от неё осталось. Конечно же, это прежде всего система Организации Объединённых Наций с её Советом Безопасности. Надо активизировать работу на этом направлении, наполнять деятельность организации выгодным нам содержанием. Это предполагает инициативную работу с широким кругом государств по актуальной для них тематике, способную повысить нашу роль и влияние в ооновской системе международных организаций.

Многие ещё помнят то время, когда на каждую сессию Генассамблеи ООН делегация СССР приезжала с десятками мирных предложений. Можно было подшучивать над их огромным числом, но именно набор советских инициатив определял тогда повестку дня сессий Генассамблеи, других рабочих органов ООН и иных международных организаций и обеспечивал Советскому Союзу широкую поддержку в системе ООН. В интересах проведения инициативной наступательной внешней политики необходимо восстановить навыки межведомственной разработки внешнеполитических предложений по урегулированию региональных конфликтов и кризисных ситуаций, снижению международной напряжённости, противодействию новым угрозам и решению глобальных проблем.

Цель такой деятельности достаточно очевидна и настоятельно необходима: нужно радикально улучшить облик нашей страны на международной арене, вести дело к нормализации и развитию отношений с соседями и другими партнёрами.

Как отметил президент России в своём Послании Федеральному Собранию России 2020 г., впереди эпоха колоссальных технологических и общественных изменений [9]. И это требует сохранения основных принципов стабильного миропорядка, заложенных Ялтой.

Библиография • References

Буш пообещал литовцам, что ни Mюнхена, ни Ялты больше не будет // URL:

https://lenta.ru/news/2002/11/23/bush/ [Bush poobeshchal litovcam, chto ni Myunhena, ni YAlty bol'she ne budet // URL:

https://lenta.ru/news/2002/11/23/bush/| Доля стран в мировом ВВП в 2019 году (по данным MBФ) // URL: http://fincan.

ru/articles/55_dolya-stran-v-mirovom-vvp/ [Dolya stran v mirovom VVP v 2019 godu (po dannym MVF) // URL: http://fincan.

ru/articles/55_dolya-stran-v-mirovom-vvp/| Затулин К. Ф. Выступление на конференции «70-летие Ялтинской конференции глав государств антигитлеровской коалиции» в MraMGfY) MИД России ^осква, 25 февраля 2015 г.) // URL: https://zatulin.ru/konstantin-zatulin-70-let-spustya-chto-iz-naslediya-yalty-ostanetsya-aktualnym-dlya-rossii-i-mezhdunarodnyx-otnoshenij/ [Zatulin K. F. Vystuplenie na konferencii «70-letie YAltinskoj konferencii glav gosudarstv antigitlerovskoj koalicii» v MGIMO(U) MID Rossii (Moskva, 25 fevralya 2015 g.) // URL: https://zatulin.ru/konstantin-zatulin-70-let-spustya-chto-iz-naslediya-yalty-ostanetsya-aktualnym-dlya-rossii-i-mezhdunarodnyx-otnoshenij/| Киссинджер Г. Дипломатия / пер. с англ. M.: Ладомир, 1997.- 848 с. [Kissindzher G. Diplomatiya / per. s angl. M.: Ladomir, 1997.- 848 s.| Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) // URL: http:// government.ru/info/6217/ [Koncepciya dolgosrochnogo social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda (utv. rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r) // URL: http://government.ru/info/6217/| Кофманн M. Соперничество великих держав в XXI веке // Россия в глобальной

политике. 2018. № 4. С. 154-173. [Kofmann M. Sopernichestvo velikih derzhav v XXI veke // Rossiya v global'noj politike.

2018. № 4. S. 154-173| Нарочницкая H. А. Геополитические итоги Ялтинской конференции и их роль в истории XX века // Ялта 1945: прошлое, настоящее, будущее. Mатериалы международной конференции / сост. Е. А. Бондарева. M.: Астрея, 2015. С. 1834.

[Narochnickaya N. A. Geopoliticheskie itogi YAltinskoj konferencii i ih rol' v istorii XX veka // YAlta 1945: proshloe, nastoyashchee, budushchee. Materialy mezhdunarodnoj konferencii / sost. E. A. Bondareva. M.: Astreya, 2015. S. 18-34| Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской

Федерации 2020 год // Российская газета. 2020. № 7(8061). 15 января. [Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu Rossijskoj Federacii

2020 god // Rossijskaya gazeta. 2020. № 7(8061). 15 yanvarya| Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» // URL: http:// www.kremlln.ru/acts/bank/41451. [Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 30 noyabrya 2016 g. № 640 «Ob utverzhdenii Koncepcii vneshnej politiki Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.kremlin.ru/ acts/bank/41451|

Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_191669/

[Ukaz Prezidenta RF ot 31 dekabrya 2015 g. № 683 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii» // URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_191669/] Bedrohung aus Russland: NATO besorgt über neue Hyperschallwaffen // Frankfurter

Allgemeine Zeitung. 2020. 12 Februar. Nye J. S. Jr. Soft Power: The Means to Success in World Politics. N.Y.: PublicAffairs, 2005.- 192 p.

Статья поступила в редакцию 25 февраля 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.