Научная статья на тему 'Якутский отдел Императорского православного палестинского общества (1893–1917 гг.) как коммуникативное сообщество'

Якутский отдел Императорского православного палестинского общества (1893–1917 гг.) как коммуникативное сообщество Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
61
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Императорское православное палестинское общество / коммуникативное сообщество / паломники / просветительство / интеллектуалы / Imperial Orthodox Palestine Society / communicative community / pilgrims / enlightenment / intellectuals

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антонов Егор Петрович

Актуальность темы обусловлена тем, что деятельность Якутского отдела Императорского православного палестинского общества и в целом православных организаций на рубеже XIX–XX вв. до сих пор остается малоизученной. Исследование исторического опыта такого религиозного коммуникативного сообщества в многонациональном Ленском крае имеет огромное научное и общественное значение, а также позволяет установить характер взаимоотношений не только между государством и Православной Церковью, но и между институтом священнослужителей и прихожанами. Интерес представляет также деятельность религиозных интеллектуалов — авторов текстов, в том числе и на якутском языке, и энтузиастов-просветителей, благодаря усилиям которых успешно функционировали данные объединения. Якутский отдел Императорского православного палестинского общества стал первым региональным объединением в Российской империи, организованным по инициативе епископа Якутского и Вилюйского Мелетия (Михаила Козьмича Якимова) (1835–1900) и губернатора Якутской области В. Н. Скрыпицына. Особое внимание в статье уделено поездкам из Ленского края в Грецию и Палестину якутского паломника Петра Фрументьевича Андросова (1834–1901).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Антонов Егор Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Iakutskii otdel Imperatorskogo pravoslavnogo palestinskogo obshchestva (1893–1917 gg.) kak kommunikativnoe soobshchestvo [Yakut Department of Imperial Orthodox Palestinian Society (1893–1917) as a Communicative Community]

The relevance of the topic is due to the fact that the activities of the Yakut department of the Imperial Orthodox Palestinian Society and, in general, Orthodox organizations at the turn of the XIX–XX centuries still remains poorly studied. The study of the historical experience of such a religious communicative community in the multinational Lena region is of great scientific and social significance, and also allows us to establish the nature of the relationship not only between the state and the Orthodox Church, but also between the institution of clergy and parishioners. Of interest are also the activities of religious intellectuals — authors of texts, including those in the Yakut language, and enthusiastic educators, thanks to whose efforts these associations functioned successfully. The Yakut department of the Imperial Orthodox Palestinian Society became the first regional association in the Russian Empire, organized on the initiative of Bishop Meletius of Yakutsk and Vilyui (Mikhail Kozmich Yakimov) (1835–1900) and the governor of the Yakutsk region, V. N. Skrypitsyn. Particular attention is paid to the trips from the Lena region to Greece and Palestine of the Yakut pilgrim Pyotr Frumentyevich Androsov (1834–1901).

Текст научной работы на тему «Якутский отдел Императорского православного палестинского общества (1893–1917 гг.) как коммуникативное сообщество»

DOI: 10.24412/2686-9497-2021-11-12-57-66

Е. П. Антонов

Якутский отдел ИМПЕРАТОРСКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ПАЛЕСТИНСКОГО ОБЩЕСТВА (1893-1917 гг.)

КАК КОММУНИКАТИВНОЕ СООБЩЕСТВО

Аннотация:

Актуальность темы обусловлена тем, что деятельность Якутского отдела Императорского православного палестинского общества и в целом православных организаций на рубеже Х1Х-ХХ вв. до сих пор остается малоизученной. Исследование исторического опыта такого религиозного коммуникативного сообщества в многонациональном Ленском крае имеет огромное научное и общественное значение, а также позволяет установить характер взаимоотношений не только между государством и Православной Церковью, но и между институтом священнослужителей и прихожанами. Интерес представляет также деятельность религиозных интеллектуалов — авторов текстов, в том числе и на якутском языке, и энтузиастов-просветителей, благодаря усилиям которых успешно функционировали данные объединения. Якутский отдел Императорского православного палестинского общества стал первым региональным объединением в Российской империи, организованным по инициативе епископа Якутского и Вилюйского Мелетия (Михаила Козьмича Якимова) (1835-1900) и губернатора Якутской области В. Н. Скрыпицына. Особое внимание в статье уделено поездкам из Ленского края в Грецию и Палестину якутского паломника Петра Фрументь-евича Андросова (1834-1901).

Ключевые слова: Императорское православное палестинское общество, коммуникативное сообщество, паломники, просветительство, интеллектуалы

История Якутского отдела Императорского православного палестинского общества и в целом православных организаций на рубеже Х1Х-ХХ вв. до сих пор остается малоизученной. А между тем эта деятельность в многонациональном Ленском крае имеет научное и общественное значение. Исследование исторического опыта религиозных коммуникативных сообществ позволяет установить характер взаимоотношений не только между государством и Православной Церковью, но и между институтом священнослужителей и прихожанами. В этом плане ранее нами была рассмотрена деятельность Якутского попечительства о бедных духовного звания как коммуникативная практика [1, с. 21-29]. Интерес представляет также

активность религиозных интеллектуалов — авторов текстов, в том числе и на якутском языке, и энтузиастов-просветителей, благодаря усилиям которых успешно функционировали данные объединения.

Целью статьи является реконструкция особенностей деятельности Якутского отдела Императорского православного палестинского общества (далее — ИППО) в контексте интеллектуальной истории рубежа Х1Х-ХХ вв.

Главными задачами ИППО был сбор и распространение в России сведений о святых местах Востока; материальная и финансовая помощь православным российским паломникам, местным жителям, духовенству, церквям и монастырям восточных стран; учреждение школ, больниц и гостевых домов; приобретение книг, рукописей, карт и т. д. для членов общества и всех желающих; снаряжение научных экспедиций и др.

Средства общества формировались за счет получения взносов, сборов пожертвований в церквях и общественных местах, а также от доходов при продаже собственных изданий и имущества.

В ИППО входило 125 почетных членов, 800 действительных членов и неограниченное число членов-сотрудников. На роль почетных членов избирались лица, известные своими учеными трудами, посвященными святым местам Востока, и пожертвовавшие для ИППО не менее 5 тыс. руб. Почетные члены приглашались на все собрания, но к принятию должностей в обществе не обязывались. Действительными членами становились лица, рекомендованные двумя членами общества и получившие более половины голосов на общем собрании. Они присутствовали на общих собраниях с правом голоса, избирались на все должности в обществе. Их взносы составляли не менее 25 руб. серебром ежегодно либо 500 руб. серебром единовременно. Члены-сотрудники имели только совещательный голос и ежегодно выплачивали взнос, составлявший не менее 10 руб. серебром, либо вносили не менее 200 руб. серебром единовременно.

Собрания общества были общими или частными (по отделениям). Общие собрания делились на обыкновенные, чрезвычайные и годовые. Отделения общества созывали свои собрания раз в два месяца. На них простым голосованием решали все текущие вопросы и выбирали председателя. Также в городах России при наличии не менее 10 членов общества открывались отделы с целью распространения сведений о деятельности ИППО, привлечения новых членов, увеличения материальных и финансовых средств общества, исполнения возложенных обязанностей. Отделы избирали председателя, его заместителя, казначея и его помощника.

В состав совета общества входили председатель, его помощник, председатели отделений, а также представители Синода и МИДа, секретарь и казначей. Совет управлял всеми делами общества, составлял ежегодную смету и отчет, вносил эти документы на рассмотрение императора

и представлял их годовому собранию общества. Дела в совете решались путем голосования по принципу простого большинства голосов. Председатель отделения избирался на три года и назначал себе помощника и секретаря с согласия отделения. Дважды в год он отчитывался перед советом [4, ф. 25и., оп. 1, д. 1978, л. 10-21].

Якутский отдел ИППО стал первым из 52 российских отделов общества. Инициатива организации самого отдаленного северного отдела принадлежала епископу Якутскому и Вилюйскому Мелетию (Михаилу Козьмичу Якимову) (1835-1900) при содействии губернатора Якутской области В. Н. Скры-пицына, ставшего заместителем председателя отдела ИППО. После смерти епископа совет «за выдающееся служение Святой земле, ознаменованное открытием первого отдела общества, занес имя его на мраморную поминальную доску у Порога Судных Врат в Иерусалиме» [5, с. 111-115].

Епископ Мелетий был выпускником Новолинского духовного училища и Вятской духовной семинарии. В 1858 г. он был зачислен в Казанскую духовную академию, где в феврале 1869 г. принял монашеский постриг с наречением имени Мелетий. По ходатайству митрополита Московского и Коломенского Иннокентия (Вениаминова) архимандрит Мелетий работал в Казани над переводом христианских книг на языки коренных народов, занимался организацией церковно-приходских школ в Сибири. С 1860-х гг. он публиковал научные статьи по истории и этнографии сибирских народов. С 1884 г. являлся действительным членом ИППО. С 5 июля 1888 г. по 14 октября 1896 г. был епископом Якутским и Вилюйским. За активную просветительную деятельность его назвали апостолом якутов. На свои деньги епископ приобретал книги для духовных библиотек, выступил инициатором и организатором мероприятий по оказанию помощи больным проказой в Якутской области [9, с. 38-40].

Якутский отдел ИППО был открыт 21 марта 1893 г., а торжественное мероприятие по этому поводу состоялось 24 апреля 1894 г., когда после Божественной литургии и молебна было организовано общее собрание под председательством епископа Мелетия. Заместителем председателя Якутского отдела собрание избрало губернатора Якутской области действительного статского советника В. Н. Скрыпицына; казначеем и делопроизводителем — секретаря консистории коллежского советника Н. А. Лебедева и его заместителем — наместника Якутского Спасского монастыря игумена Иосафа . Собравшиеся обратились к председателю ИППО великому князю Сергею Александровичу с просьбой «принять Якутский отдел первый по учреждению под свое августейшее покровительство» [5, с. 123; 4, ф. 12и., оп. 1, д. 12463, л. 8].

Указанная благотворительная и просветительская деятельность осуществлялась за счет пожертвований православных лиц. Якутский отдел

ИППО для сбора средств также ввел кружечный сбор в Богородской, Николаевской, Предтеченской, Преображенской церквях и Спасском монастыре, в уездных Верхоянском Благовещенском, Вилюйском Николаевском, Олекминском Спасском и Среднеколымском Покровском соборах и Витимо-Благовещенской и Олекминской Тихоно-Задонской приисковых церквях. Кружки для сбора пожертвований на три дня установили в Якутской городской управе, городском и окружном полицейских управлениях, в Верхоянской, Вилюйской, Олекминской и Среднеколымской окружных полицейских управах. [4, ф. 12и., оп. 1, д. 12463, л. 8, 8об., 9].

В 1899-1900 гг. общий доход составил 1 014 руб. 70 к., в том числе пожертвований на афонские монастыри — 667 руб.; членских взносов — 230 руб.; кружечного сбора — 80 руб. 95 к.; частных пожертвований — 10 руб. 17 к.; остаток с прошлого года составил 26 руб. 58 к. В адрес центрального ИППО было отослано 343 руб. 94 к., оставлено — 69 руб. 66 к. [6, с. 9].

Таблица. Динамика сбора средств [2, с. 32]

Годы Общая сумма сбора средств

1893/94 г. 1 969 руб. 4 к.

1894/95 г. 4 950 руб. 3 к.

1895/96 г. 1 330 руб. 69 к.

1896/97 г. 1 534 руб. 59 к.

1897/98 г. 845 руб. 74 к.

1902/03 г. 1 164 руб. 44 к.

1903/04 г. 664 руб. 85 к.

Сбору средств уделялось особое внимание, о чем, в частности, свидетельствует письмо Его Императорского Величества великого князя Сергея Александровича епископу Якутскому и Вилюйскому от 24 декабря 1898 г. В письме итоги отчета Якутского отдела за 1897/98 г. оценивались как «успешные», выражалась признательность главе епархии и всем членам отдела за труд в деле «сбора в пользу православных Иерусалима и Святой земли», выражалась надежда на дальнейшее точное исполнение распоряжений и близкое ознакомление местного населения «с целями этого сбора» [4, ф. 226и., оп. 2, д. 4471, л. 1].

Лица, не уплачивавшие ежегодные взносы из-за непосильно крупного его размера, по существующим правилам ИППО исключались из числа членов Якутского отдела [10, с. 4].

Численность членов Якутского отдела в 1893 г. составляла 20 человек; в 1894 г. — 34; в 1895 г. — 57; в 1896 г. — 68; в. 1897 г. — 62; в 1898 г. — 61 и в 1899 г. — 69 человек, среди которых числился 1 почетный член (председатель отдела, епископ Якутский и Вилюйский Никанор), 17 действительных (губернатор В. Н. Скрыпицын, дворянин Ф. В. Астраханцев, ректор семинарии Ф. А. Стуков, директор реального училища Д. И. Зверев, мещанин П. А. Юшманов, купец Н. А. Расторгуев) и 51 член-сотрудник. В 1900 г. из 56 членов отдела 21 были инородцами из числа якутов (один был юкагиром), что составляло 36% от общей численности. Среди прочих можно отметить А. Ф. Лепчикова, Д. Д. Сивцева, Г. П. Терешкина, П. И. Захарова и др. [6, с. 2-4, 9]. В 1904 г. численность Якутского отдела сократилась до 47 человек, что было связано со смертью и отъездом из области таких активных членов, как губернатор В. Н. Скрыпицын и вице-губернатор А. К. Миллер [2, с. 31].

В целом по Российской империи численность членов ИППО уменьшалась с 4 977 членов в 1902/03 г. до 2 734 в 1915 г. Прирост членов ИППО не покрывал общую картину убыли, связанной с естественным уходом, а также введением отчисления из состава общества за неуплату членских взносов в течение трех лет [5, с. 490-491].

Якутский отдел активно привлекал в свой состав новых членов общества из представителей духовенства, купечества, а также широкого круга горожан. К примеру, перед молебном в Спасском монастыре архиереем была произнесена «глубоко сердечная церковная импровизация о высокой и святой обязанности христиан в отношении Св. земли и Общества» [6, с. 3]. Выступление сопровождалось торжественным исполнением священных молитв и чтением брошюры о деятельности Якутского отдела ИППО в 1893-1899 гг. Присутствующим на собрании 30 лицам вручили листы и брошюры отдела.

На собранные средства Императорское православное палестинское общество с 1882 по 1895 г. существенно облегчило путешествие по святым местам российских паломников. В Иерусалиме было сооружено большое подворье, вызывающее удивление иностранцев, с благолепным собором, превосходной больницей и обширными помещениями для богомольцев, образцовыми по чистоте и порядку. В общих палатах православный из России мог жить за 13 к. в сутки, имея постель, горячую воду для чая и обед из двух блюд. Подворье в изобилии снабжалось водой, которая дорого ценилась в Иерусалиме, и имело собственную баню.

ИППО установило порядок поклонения в святых местах под наблюдением специально назначенных провожатых. Были устроены особые караваны для хождения паломников в Назарет, Хеврон, на реку Иордан, на гору Синай и в другие места Палестины под защитой охраны. На подворье

устраивались чтения, из которых паломники черпали сведения о достопримечательных местах и библейских событиях на Святой земле. Предпринимались активные меры для поддержания православной веры среди местных крещеных жителей. На тот момент из 32 приходских церквей Святой земли только 9 находились в исправном состоянии, церковный клир нищенствовал, школ в приходах не было. В связи с этим ИППО открыло школы и лечебницы в Галилее, Назарете и Бейт-Джале. В 1894 г. подворье могло принять 1 200 богомольцев, но желающих было до 4 000 человек — люди вынуждены были размещаться под открытым небом во дворе. Общество проводило научные исследования в Палестине, опубликовало ряд житий Божиих угодников и описания древних монашеских обителей в Палестине [4, ф. 226и., оп. 2, д. 3382, л. 14, 15].

Якутский отдел ИППО проводил просветительскую работу среди населения. Комиссия по религиозно-нравственным чтениям во главе с ректором Якутской духовной семинарии протоиереем Ф. А. Стуковым устраивала общедоступные чтения и беседы о Святой земле и обществе. Помимо палестинской темы на них также затрагивались темы из иных областей знаний. Причем эти мероприятия проводились не только на русском, но, по распоряжению архипастыря, и на якутском языке, поскольку среди жителей Якутской области русские составляли незначительную часть (около 5%). Подавляющее большинство «инородцев» не только были неграмотными, но и не понимали русскую речь. Поэтому актуальным был перевод на якутский язык печатных объявлений, воззваний, бесед и книг, имеющих своей целью привлечение новых членов и пожертвований. Среди священнослужителей встречались переводчики, но средства на издательские цели отсутствовали.

Затрудняющим приток пожертвований обстоятельством являлся традиционный разбросанный тип расселения якутского населения, который приводил к редкому посещению православных храмов, в том числе в Вербное воскресенье, когда собирались деньги для ИППО. Бездорожье, распутица и большие расстояния крайне осложняли своевременную рассылку письменных распоряжений, указаний, объявлений, наставлений и пр. К тому же хозяйства коренных народов сильно зависели от урожаев: в случае неурожая они беднели и лишались хлеба насущного. Поэтому приходилось «еще удивляться, как значителен сбор, напр. вербный, и как немало и неизменно число членов отдела, по сравнению с другими отделами, где православно-русское население в 5-10 раз более против Якутской епархии и где, сравнительно с нею, все условия сбора пожертвований и привлечения членов далеко лучше» [6, с. 6-7].

Чтения устраивались в здании городского общественного собрания, в Якутской духовной семинарии, в епархиальном женском училище, в тюрьме,

а также в улусах. Так, в общественном собрании 5 и 6 декабря выступил Ф. А. Стуков, который говорил о цели и задачах палестинского общества. Эту речь его воспитанник В. Бережнов переводил на якутский язык. О Святой земле рассказали инспектор семинарии И. В. Тихановский — 19 декабря 1899 г., священник А. Черных — 2 января, протоиерей Иов Винокуров — 9 января 1900 г. В семинарии 5 декабря 1899 г. Ф. А. Стуков делал доклад о географии Палестины; 11 апреля священник Михаил Охлопков поведал о страданиях Христа Спасителя, а 19 декабря 1899 г. — о святых праотцах. 8 ноября 1899 г. преподаватель И. И. Трифонов прочитал доклад «Поездка в Палестину» в женском епархиальном училище. В вилюйской церковной школе с участием до 100 человек, в том числе почетных лиц, местный фельдшер зачитал беседу епископа Томского Макария по издательской деятельности ИППО [6, с. 2-3].

Литература, выпускаемая палестинским обществом, в том числе сибирскими отделами, имела огромное значение для формирования литературных предпочтений жителей разных сословий, чему способствовала такая форма мероприятий, как чтения. Книги влияли на содержание духовной жизни православных, на их мировоззренческие установки и являлись важной составной частью сложной картины культурной жизни России в конце XIX — нач. XX в. [8, с. 84].

Со временем в среде якутского народа появились свои паломники. Так, Петр Фрументьевич Андросов (1834-1901) в 1860 г., взяв благословение в Якутской духовной консистории, при финансовой помощи жителей Бо-рогонского и Баягантайского улусов Якутского округа в течение четырех лет совершил паломничество в монастырь на горе Афон в Греции. В 1885 г. он побывал на Афоне, а также в Палестине уже в качестве схимонаха. В 1899 г., во время третьей поездки, он заболел холерой и скончался [3, с. 19].

1 марта 1915 г. на имя епископа Якутского и Вилюйского Мелетия поступило личное письмо председателя ИППО великой княгини Елизаветы Федоровны, где говорилось о том, что Святая земля (Палестина и Сирия) стала «местом кровавой борьбы». Российские служащие и паломники были изгнаны, а подворья, больницы и школы стали использоваться для нужд солдат Османской империи. Возникла реальная угроза уничтожения православных храмов фанатиками-мусульманами. Сложившаяся ситуация оценивалась как временная, так как в победе над врагом « Ее Императорское Высочество» не сомневалось. В послании содержалась просьба об очередном сборе средств для нужд палестинского общества [7, с. 78-80].

Организация в 1893 г. в Якутской области по инициативе просветителя епископа Якутского и Вилюйского Мелетия первого регионального отдела

ИППО в Российской империи является ярким событием в истории региона. Несмотря на бедность паствы, разбросанный тип расселения, регулярные неурожаи и голод в улусах, поголовную неграмотность и незнание русского языка аборигенами, Якутский отдел собирал более значительные пожертвования, нежели центральные русские губернии страны. Активная миссионерская деятельность стала причиной высокого удельного веса «инородцев» в составе местного отдела ИППО и появления первых и довольно ревностных якутов-паломников на Святой земле. Деятельность Якутского отдела ИППО свидетельствовала о возникновении высокой и тесной коммуникации в рамках общества внутри Якутской области, между Российской империей и Святой землей, в Палестине и Греции.

Источники и литература:

1. Антонов, Е. П. Деятельность Якутского попечительства о бедных духовного звания как коммуникативная практика / Е. П. Антонов // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. Якутск, 2020. Вып. 8. С. 21-29.

2. Архипова, А. И. Губернатор В. Н. Скрыпицын и открытие Якутского отдела Императорского православного палестинского общества / А. И. Архипова // Современная научная мысль. 2020. № 5. С. 28-33.

3. Баайа^а Yeрэhин кыьата (Просвещение в Баяге) / сост. Т. И. Андросова, М. Р. Егорова, А. Д. Тимофеева. Дьокуускай, 2016.

4. Национальный архив Республики Саха (Якутия) (НА РС (Я)).

5. Нечаева, М. Ю. Открытие епархиальных отделов Императорского православного палестинского общества / М. Ю. Нечаева // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2013. Вып. 1. С. 107-123.

6. Отчет Якутского отдела Императорского православного палестинского общества за 1899-1900 гг. Якутск, 1900.

7. Рескрипт Ея Императорскаго Высочества великой княгини Елисаветы Федоровны на имя Его Преосвященства, Преосвященнейшаго Мелетия, епископа Якутскаго и Вилюйскаго // Якутские епархиальные ведомости. 1915. № 5. 1 марта. С. 78-80.

8. Чернышева, Н. К. Императорское православное палестинское общество: издательская и культурно-просветительная деятельность сибирских отделов / Н. К. Чернышева // Традиции и современность. 2002. № 1. С. 77-85.

9. Юрганова, И. И. Епископы Якутии / И. И. Юрганова. Омск, 2010.

10. Якутскаго отдела Императорскаго палестинскаго общества отчет за 1900-1901 гг. Якутск, 1901.

References:

1. Antonov E. P. Deiatel'nost'Iakutskogo popechitel'stva o bednykh dukhovnogo zvaniia kak kommunikativnaia praktika [The Activities of the Yakut Guardianship of the Poor Clergy as a Communicative Practice] // Sbornik trudov lakutskoi dukhovnoi seminarii [Collection of Works of the Yakut Theological Seminary]. Yakutsk, 2020, no. 8, pp. 21-29.

2. Arkhipova A. I. Gubernator V. N. Skrypitsyn i otkrytie lakutskogo otdela Imperatorskogo pravoslavnogo palestinskogo obshchestva [Governor V. N. Skrypitsyn and the Opening of the Yakut Department of the Imperial Orthodox Palestine Society]. Sovremennaia nauchnaia mysl' [Modern Scientific Thought], 2020, no. 5, pp. 28-33.

3. Androsova T. I., Egorova M. R., Timofeeva A. D. (comp.). Baaja^a yerehin kyhata (Pro-sveshchenie v Bayage) [Education in Bayaga]. Gyokuusai, 2016.

4. Natsional'nyi arkhiv Respubliki Sakha (lakutiia) (NA RS (Ia)) [National Archive of the Republic of Sakha (Yakutia)].

5. Nechaeva M. lu. Otkrytie eparkhial'nykh otdelov Imperatorskogo pravoslavnogo palestinskogo obshchestva [Opening of the Diocesan Departments of the Imperial Orthodox Palestine Society]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoj seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2013, no. 1, pp. 107-123.

6. Otchet lakutskogo otdela Imperatorskogo pravoslavnogo palestinskogo obshchestva za 1899-1900gg. [Report of the Yakut Department of the Imperial Orthodox Palestinian Society for 1899-1900]. Yakutsk, 1900.

7. Reskript Eia Imperatorskago Vysochestva velikoi kniagini Elisavety Fedorovny na imia Ego Preosviashchenstva, Preosviashchenneishago Meletiia, Episkopa Iakutskago i Viliuis-kago [Rescript of Her Imperial Highness Grand Duchess Elizabeth Feodorovna Addressed to His Grace Meletius, Bishop of Yakutsk and Vilyuisk]. Iakutskie eparkhial'nye vedomosti — Bulletin of Yakutsk Diocese, 1915, no. 5, pp. 78-80.

8. Chernysheva N. K. Imperatorskoe pravoslavnoe palestinskoe obshchestvo: izdatel'skaia

i kul'turno-prosvetitel'naia deiatel'nost'sibirskikh otdelov [Imperial Orthodox Palestine Society: Publishing and Cultural and Educational Activities of Siberian Departments]. Traditsii i sovremennost' [Traditions and Modernity], 2002, no. 1, pp. 77-85.

9. Iurganova I. I. Episkopy Iakutii [Bishops of Yakutia]. Omsk, 2010.

10. Iakutskago otdela Imperatorskago palestinskago obshchestva otchet za 1900-1901 gg. [Yakutsk Department of the Imperial Palestinian Society Report for 1900-1901]. Yakutsk, 1901.

E. P. Antonov

lAKUTSKII OTDEL IMPERATORSKOGO PRAVOSLAVNOGO PALESTINSKOGO OBSHCHESTVA (1893-1917 GG.)

KAK KOMMUNIKATIVNOE SOOBSHCHESTVO

[Yakut Department of Imperial Orthodox Palestinian Society (1893-1917) as a Communicative Community]

Abstract:

The relevance of the topic is due to the fact that the activities of the Yakut department of the Imperial Orthodox Palestinian Society and, in general, Orthodox organizations at the turn of the XIX-XX centuries still remains poorly studied. The study of the historical experience of such a religious communicative community in the multinational Lena region is of great scientific and social significance, and also allows us to establish the nature of the relationship not only between the state and the Orthodox Church, but also between

the institution of clergy and parishioners. Of interest are also the activities of religious intellectuals — authors of texts, including those in the Yakut language, and enthusiastic educators, thanks to whose efforts these associations functioned successfully. The Yakut department of the Imperial Orthodox Palestinian Society became the first regional association in the Russian Empire, organized on the initiative of Bishop Meletius of Yakutsk and Vilyui (Mikhail Kozmich Yakimov) (1835-1900) and the governor of the Yakutsk region, V. N. Skrypitsyn. Particular attention is paid to the trips from the Lena region to Greece and Palestine of the Yakut pilgrim Pyotr Frumentyevich Androsov (1834-1901).

Keywords: Imperial Orthodox Palestine Society, communicative community, pilgrims, enlightenment, intellectuals

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.