стрирует на концептуальном уровне единство вертикальных и горизонтальных параметров музыкального процесса в его самых различных видах и формах, продуцирует в конкретных традициях, в частности, в системе восточной моно-
дии различные структуры, соотносящиеся между собой в одновременном и последовательном развертывании как двуплановые функционально-оппозиционные построения, являющиеся основой многомерного структурирования.
Литература
1. Асафьев Б. В. Слух Глинки // Асафьев Б. В. Избр. тр. - М., 1952. - Т. 1. - С. 289-328.
2. Бершадская Т. Лекции по гармонии. - Л.: Музыка, 1978. - 200 с.
3. Галицкая С. П., Плахова А. Ю. Монодия: проблемы теории. - М.: Academia, 2013. - 237 с.
4. Матякубов О. Узбекская классическая музыка. - Ташкент: Янги аср авлоди, 2015. - Кн. 1: Истоки. - 228 с.
5. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. - М.: Музыка, 1972. - 384 с.
6. Раджабов И. Р. Макомы: дис. ... д-ра искусствоведения. - Ташкент; Ереван, 1970. - 215 с.
7. Словарь Ожегова [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ozhegov.com/words/3410.shtml.
8. Ульмасов Ф. А. О специфике сольного вокально-инструментального музицирования в восточной монодии // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. - № 37, т. 1. - С. 165-172.
References
1. Asafyev B.V. Slukh Glinki [Glinka's Ear]. Asafyev B.V. Izbrannye trudy [Selected Works]. Moscow, 1952, vol. 1, pp. 289-328. (In Russ.).
2. Bershadskaya T. Lektsiipo garmonii [Lectures on Harmony]. Leningrad, Music Publ., 1978. 200 p. (In Russ.).
3. Galitskaya S.P., Plakhova A.Yu. Monodiya: problemy teorii [Monody. Issues of Theory]. Moscow, Publishing Academia, 2013. 237 p. (In Russ.).
4. Matyakubov O. Uzbekskaya klassicheskaya muzyka. Kniga 1: Istoki [Uzbek classical music. Book 1: The origins]. Tashkent, Yangi asr avlodi Publ., 2015, 228 p. (In Russ.).
5. Nazaykinskiy E.V. O psikhologii muzykal'nogo vospriyatiya [On the Psychology of Musical Perception]. Moscow, Muzyka Publ., 1972. 384 p. (In Russ.).
6. Radzhabov I.R. Makomy: dis. d-ra iskusstvovedeniya [Maqoms. Dis. Doctor of Art History]. Tashkent; Yerevan, 1970. 215 p. (In Russ.).
7. Slovar'Ozhegova [Dictionary Ozhegova]. (In Russ.). Available at: http://www.ozhegov.com/words/3410.shtml.
8. Ulmasov F.A. O spetsifike sol'nogo vokal'no-instrumental'nogo muzitsirovaniya v vostochnoy monodii [About specific solo vocal and instrumental music in oriental monody]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2016, no. 37, vol. 1, pp. 165-172. (In Russ.).
УДК 398+793.31 (=512.157)
ЯКУТСКИЙ КРУГОВОЙ ТАНЕЦ ОЬУОХАЙ В СОВЕТСКИХ ИЗДАНИЯХ 1920-40-Х ГОДОВ1
Татаринова Александра Дмитриевна, магистр музыкального искусства, старший преподаватель кафедры истории и теории музыки, Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) им. В. А. Босикова (г. Якутск, РФ). E-mail: [email protected]
Ohyoxau - это круговой танец якутов, преимущественно исполняемый во время национального праздника - встречи Нового года - uhuax. В статье обозреваются труды ученых и собирателей народного творчества 1920-40-х годов, в которых опубликованы этнографические и фольклористские сведения о якутском круговом танце ohyoxau. В этот период впервые появляются якутские собиратели
1 Продолжение статьи «Якутский круговой танец ohyoxau в дореволюционных изданиях» [16].
фольклора (С. Боло, С. А. Новгородов, П. Тимофеев, Ф. Г. Корнилов, Г. В. Ксенофонтов, Г. У Эргис и др.), печатаются сборники не только с вербальными текстами (Г. М. Васильев, Х. И. Константинов, П. Тимофеев), но и с нотами (А. В. Скрябин, Ф. Г. Корнилов). В эти годы якутский фольклор начинают исследовать московские музыковеды и композиторы (Д. Р. Рогаль-Левицкий, В. М. Беляев, Н. И. Пейко и И. А. Штейман), издаются труды первых якутских ученых-филологов (Д. К. Сивцев, Г. У Эргис). С 1929 года начинается стационарная запись народного творчества якутов в звукозаписывающих студиях Санкт-Петербурга и Якутска, второй раз за историю фольклористики сотрудниками Московской консерватории производится аудиозапись в полевых условиях. В советский период наряду с этническим термином <^куу», зафиксированным авторами дореволюционного периода, впервые появляется слово «оhуохай», в настоящее время являющееся общепризнанным названием кругового танца якутов. Данный факт позволяет рассматривать ныне бытующий круговой танец ohyoxau в диахроническом аспекте и поднимает вопросы историко-этнографического характера.
Ключевые слова: якутский фольклор, ohyoxau, круговой танец, фольклористика, этническая терминология.
YAKUT CIRCULAR DANCE OhUOKhAY IN EDITIONS OF 1920-40S
OF SOVIET PERIOD
Tatarinova Aleksandra Dmitrievna, Master of Musical Arts, Sr. Instructor of Department of History and Theory of Music, High Music School (Institute) of Republic of Sakha (Yakutia) (Yakutsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Ohuokhay is a circular dance of the Yakut people. This dance is mainly executed on a national holiday of New Year called the Ysyakh. This holiday is held during the Summer Solstice. This article considers publications of scholars and collectors of folk art in 1920-40s of the Soviet period, in which they published ethnographic and folklore data about the dance Ohuokhay. This period opened many new scientific ways. These are the first collectors' of the Yakut folklore (S. Bolo, S. Novgorod, P. Timofeev, F. Kornilov, G. Ksenofontov, G. Ergis et al.) methods. The collections not only printed verbal texts (G. Vasilyev, Kh. Konstantinov, P. Timofeev), but also supplied them with music notes and comments (A. Scriabin, F. Kornilov). Moscow musicologists and composers begin to explore the Yakut folklore (D. Rogal-Levitskiy, V Belyaev, N. Peyko and I. Shteyman). First philologists of the Yakut people published their works (D. Sivtsev, G. Ergis). From 1929 a stationary recording folklore of Yakut people begins in recording audio studios in St. Petersburg and Yakutsk (E. Gippius, Z. Evald). The second time in the history of folklore study, the audio recording is made in the field by the staff of the Moscow Conservatory (V. Malin, N. Bachinskaya, B. Smirnov). In the Soviet period, along with the ethnic term "iungkiuiu," stated by the authors of the pre-revolutionary period, for the first time the word "ohuokhay" appears and is currently recognized as a circular dance called Yakuts. This fact allows us to consider the now existing circular dance ohuokhay in diachronic aspect and raises questions of historical and ethnographic character.
Keywords: folklore of Sakha people, ohuokhay, circle dance, folkloristics, ethnic terminology.
В якутском науковедении о фольклоре немаловажное место занимает период 1920-40-х годов, примечательный появлением первых собирателей-исследователей из местного населения, публикацией сборников на якутском и русском языках и изданием научно-исследовательских работ по фольклору саха, выполненных не только русскими учеными, но и первыми якутскими иссле-
дователями. В связи с новым государственным устройством страны коренным образом изменяется отношение к народному творчеству: с одной стороны, оно подвергается гонению как пережиток «прошлой жизни», с другой - активно развивается в условиях новой политики. Таким образом, при рассмотрении тех или иных жанров якутского народного творчества, в том числе одного из глав-
ных и по сей день бытующих - кругового танца оhуохай, актуальным является вопрос об истории изучения.
Период с 1920-х по 1940-е годы является важным этапом становления якутской фольклористики. Существенно увеличивается масштаб собирательской деятельности благодаря работе собирателей-энтузиастов якутского фольклора С. Боло [2], С. А. Новгородова, П. Тимофеева, Ф. Г. Корнилова и, позже, сотрудников Института языка и культуры (позднее Институт якутской литературы и искусства). В 1920 году С. А. Нов-городов совершил поездку в Ботурусский улус, а Г. В. Ксенофонтов в 1921 году выезжал в Запад-но-Кангаласский и Намский улусы. Эти поездки были фольклорно-этнографического характера. В 1923 году выходит сборник «Ырыа-хо^он» («Песни-стихи»), подготовленный П. Тимофеевым [17]. Сюда вошли тексты якутского танца «Хаамыы ункуу ырыата» («Песня танца шагом») и «Кетуу ункуу ырыата» («Песня полетного танца»). К сожалению, из-за отсутствия комментариев невозможно определить, являются ли эти тексты самостоятельными, либо они относятся к отдельным разделам кругового танца.
С 1920-х до первой половины 1930-х2 публикуются в основном сборники песенного фольклора якутов, среди которых фигурируют жанры ал-гыс, тойук, а также отдельные песни. В 1927 году вышел первый послереволюционный сборник якутских песен с нотами «Саха ырыаларын нуо-талара» («Ноты песен саха») [14]. Нотированные песни, привезенные в Москву А. В. Скрябиным, были обработаны московскими музыкантами -композитором Н. И. Аладовым и музыковедом-фольклористом К. П. Виноградовым. Книга состоит из двух разделов: в первый раздел вошли якутские народные песни в сопровождении фортепиано, во втором разделе даны обработки песен для хора в сопровождении фортепиано. В данном сборнике жанр кругового танца не представлен, несмотря на то, что в якутском фольклоре именно в нем присутствует коллективное пение. Думается, это связано с тем, что составителей интересовали песни куплетной формы, которых легче представить в рамках гомофонно-гармонической фактуры, нежели строчные напевы кругового
2 По классификации Г. У Эргиса это первый этап советского периода [18, с. 58].
танца. Примечательно, что в этом же году выходит статья одного из первых якутских музыкантов Ф. Г. Корнилова «Саха ырыатын быкыытын туhунан» («О строении якутской песни»), в которой автор призывает исполнителей народных песен к многоголосному пению, наподобие русского, и гомофонно-гармонической фактуре [7].
В 1926 году выходит музыковедческая статья о якутском фольклоре - это работа московского музыковеда, выходца из Успенского прииска (Якутия) Д. Р. Рогаль-Левицкого «Якутская народная песня». Автор пишет о том, что старинные песни забываются, выходят из всеобщего употребления. О якутском хороводе Д. Р. Рогаль-Левицкий не пишет, но среди песенных жанров, таких как, любовные, прославления природы, он выделяет жанр игровых песен. Интересны наблюдения автора по поводу звукорядов: если старинные напевы опираются на трихорды и тетрахорды, то «более современная песня значительно свободнее обращается с древними звукорядами, вводя в них дополнительные звуки и расширяя их путем перестановок соседних, до пределов сексты, септимы или ноны» [12, с. 34].
Во второй половине 1930-х годов выходит второй сборник с нотными текстами под названием «Ноталарынан саха ырыаларын хомуура» («Сборник песен саха на нотах») [5]. Автором сборника является Ф. Г. Корнилов. Сюда вошли 88 образцов, из них более половины были сочинены самим автором, а 39 - это записи народных песен. Круговых танцев в данном сборнике нет.
В 1967 году под редакцией композитора и музыковеда Г. А. Григоряна был опубликован еще один сборник Ф. Г. Корнилова «Саха ба-стакы ырыалара» («Первые песни якутов») [6], упоминание о котором имеется в журнале «Советская музыка» за 1940 год [10]. В сборник вошла 41 песня, из них 18 песен сочинены самим Корниловым, а 23 представляют разные локальные традиции Якутии: образцы таттинских, олек-минских, вилюйских, янских, якутских3 мелодий (напевов). По большей части - это поздние песни, основанные на стихах якутских поэтов рубежа Х1Х-ХХ веков, собственно народных песен всего шесть.
3 В данном случае имеются в виду песни, распро-
страненные на территории г. Якутска.
В 1937 году в журнале «Советская музыка» выходит статья одного из крупнейших московских этномузыковедов В. М. Беляева «Якутские народные песни» [1]. Автор статьи, опираясь на материалы Ф. Г. Корнилова, выполняет анализ напевов олонхо и песен. Данная статья является первой попыткой исследования не только ла-дообразования, но и ритмических особенностей якутского фольклора.
В 1940 году в журнале «Советская музыка» выходит статья «О музыке якутов» московских композиторов Н. И. Пейко и И. А. Штейма-на [10]. В 1939 году они были командированы в Якутию (а точнее, в село Майя и в Догдогинский наслег, ныне территория с. Беке, Мегино-Канга-ласского улуса) с целью изучения якутского фольклора. В статье авторы разделили якутский фольклор на три основные группы:
«1. Мотивы и песни из "олонхо" (якутский народный эпос).
2. Песни как самостоятельный жанр.
3. Попевки национального танца - иохора» [10, с. 85].
В третьем разделе авторы дают краткую характеристику танца: «Происхождение этого танца, вероятно, религиозно-ритуального характера. Сейчас этот танец - хороводного типа - сопровождается текстом, импровизируемым запевалой. Каждую фразу запевалы повторяет хор» [10, с. 90]. По мнению композиторов, попевки кругового танца мало отличаются от песен. Однако они пишут, что если в песнях бывают две разновидности ритмики - очень свободная и скандированная, то в танцах встречается только второй тип ритмики: «Обычно это двухтактная попевка на 2/4 или 4/4 (редко 6/8), в которой второй такт как бы варьирует первый» [10, с. 90]. В статье приводятся два наиболее характерных, по их мнению, напева «иохора»4 на 4/4 и 6/8. Авторы затрагивают вопрос о многоголосии и приходят к выводу, что «исполнение "иохора" унисонное или же совершенно неупорядоченное» [10, с. 90]. Также они пишут, что в разных районах бывают свои попевки кругового танца, и их, вероятнее всего, довольно много. Эти наблюдения являются очень весомыми и будут развиваться в трудах последующих исследователей.
4 Иохор (дьуохар) - одно из названий якутского кругового танца оhуохай.
К данному периоду относится впервые изданный в 1937 году и впоследствии на долгие годы незаслуженно забытый труд известного якутского этнографа и фольклориста Г. В. Ксе-нофонтова «Ураангхай сахалар» («Уранхайские якуты»), в котором, в частности, даются краткие сведения о круговом танце северных (оленных) якутов. Он отмечает, что «круговые танцы олен-ных якутов носят типично тунгусский характер, что особенно обнаруживается в их плясовых возгласах» [8, с. 321]. Далее автор приводит эти возгласы по группам: якуты Жиганского улуса используют (выкрикивают) слова «сэрийэ», <Луурай», «Ьаандыр», долганы5 - «сэрийэ», «са-рыйа», «Лачуо», «Лэчуо», а анабарские якуты -«^эйра», «Лэйро» [8, с. 321]. При рассмотрении вилюйских якутов Ксенофонтов о круговом танце не упоминает [9].
Более систематическая и централизованная работа по записи, публикации и изучению якутского фольклора связана со становлением в 1935 году Института языка и культуры при СНК Якутской АССР6. Инициатором в открытии данного учреждения является якутский писатель, первый председатель ЯАССР П. А. Ойунский. Значительный вклад в сбор образцов фольклора внесли якутские фольклористы-ученые С. И. Боло (в основном записывал олонхо и исторические предания) и А. А. Саввин (народные песни, сказки, малые жанры фольклора - скороговорки-чабыр§ах, загадки, пословицы, поговорки; материалы о проведении ыкыах, национальных играх, сведения о верованиях, шаманстве и др.). Материалы этих исследователей хранятся в Архиве Института гуманитарных исследований и проблем мало-чиселнных народов Севера СО РАН. Послевоенные годы (1944-1949) интересны также тем, что Институт начинает тесно сотрудничать с работниками Дома народного творчества г. Якутска, с отдельными собирателями-энтузиастами фольклора, а также с носителями (сказителями, певцами, знатоками). В это время значительно обогаща-
5 Г. В. Ксенофонтов относит долган к якутам, происходящим из местности или рода дулгаан [8, с. 300]. По его мнению, долганы имеют единые культурные признаки с северными якутами.
6 В 1944 году учреждение было переименовано в «Институт языка, литературы и истории» (далее -ИЯЛиИ)/
ются архивные материалы за счет собирательской деятельности любителей фольклора и самозаписи носителей фольклорных традиций.
В 1942 году выходит сборник «Саха народун айымньыта» («Произведения якутского народа») под редакцией якутских фольклористов Г. М. Васильева и Х. И. Константинова [13]. В книге были опубликованы тексты практически всех жанров якутского фольклора, но авторы не включили образцы кругового танца оhуохай.
В эти годы ИЯЛиИ ЯФ СО АН СССР привлекал широкую общественность к участию в работе по выявлению и собиранию фольклора. Г. У. Эргис указывает имена местных собирателей, например, В. Н. Дмитриева (в дальнейшем сотрудник института), Г. А. Готовцева, В. Г. Чи-ряева, И. Г. Березкина, П. Г. Романова, П. Т. Степанова, И. В. Николаева, И. Я. Николаева, Н. Н. Макарова, Г. Н. Павлова, Я. В. Стручкова и др. [18, с. 85]. Выходят много сборников по современному народному творчеству, такие как «Кырдьык кыайар» («Правда побеждает»), «Народные певцы о Великой Отечественной войне» и др.
В 1947 году опубликован сборник якутского фолькориста и писателя Д. К. Сивцева (якут. Суорун Омоллоон) «Саха фольклора»7 («Якутский фольклор») [15]. Из интересующих нас образцов в данный сборник вошли «Былыргы ыкыах укуутун ырыата» («Песня старинного танца ысыах»), записанный ранее С. В. Ястремским [20, с. 206], и <^куу ырыата» («Песня танца»). При описании празднества ъЛыах Д. К. Сивцев замечает, что раньше в благословлении божеств было развито коллективное моление на основе очень простого текста. «Бу курдук ыллыы-ыллыы, элбэх кнИи тегуруччу тонолохторуттан тутуhа сылдьан, куну батьЛа эргийэллэр YhY» («Вот таким образом, много людей взявшись за руки пели и кружились по ходу солнца»), - пишет Д. К. Сивцев [15, с. 26]. Позже в данном обряде начал усложняться вербальный текст, и постепенно появились специальные певцы, которые впоследствии стали запевающими в круговом танце. Автор отмечает, что раньше такое пение было только коллективным, не было деления на запевающего и втору - «Толоруллууларын майгына кур^е]мунэн. Кэнники кинилэр уустугуран, кэнээн барыылара аны хоhоон таhаарааччы, той-
7 Данный сборник был переиздан в 1996 году.
уксут YескYYP» («Пели все вместе. Только потом с постепенным усложнением (данного танца), начали появляться «выводящие стихи» (певцы) и тойуксуты») [15, с. 26].
К периоду 1920-40-х годов относятся экспедиционные и стационарные аудиозаписи. В 1929 году начинается стационарная запись якутского фольклора в Ленинграде от студентов северного отделения Института восточных языков и в г. Детское Село от студентов факультета Живых восточных языков фольклористами Е. В. Гиппиусом и З. В. Эвальд. Материалы хранятся в фо-нограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) в г. Санкт-Петербург в коллекции № 035 [4]. В 1937, 1945 и 1948 годах студентом В. В. Малиным, Н. М. Бачинской и Б. Ф. Смирновым были записаны образцы фольклора булунской и амгинской традиций. Эти записи хранятся в фонде научного центра народной музыки им. К. В. Квитки Московской государственной консерватории [11, с. 56]. В 1945 году начинается аудиозапись фольклора в Якутии, организованная комитетом по радиофикации и радиовещанию при Совнаркоме. Первые аудиозаписи были сделаны от Устина Нохсорова - это два круговых танца оhуохай, вилюйской и амгин-ской локальных традиций. Данные аудиозаписи хранятся в фонотеке Национальной вещательной компании «Саха». Эти записи были выполнены специалистами на хороших звукозаписывающих устройствах, что позволило обеспечить высокую степень сохранности этих записей до нашего времени.
На основе указанных материалов 1920-40-х годов следует рассмотреть национальную этимологию жанра кругового танца. Вплоть до конца 1930-х годов в сборниках и научных статьях авторы практически не обращаются к кругового-му танцу. Единственным «свежим» источником здесь можно назвать сборник П. Тимофеева [17], а также работу С. В. Ястремского, подготовленную в 1884-1896 годах во время Сибиряковской экспедиции и изданную только в 1929 году [20]. В работе П. Тимофеева присутствуют такие термины, как «хаамыы YKYY» и «кетуу YKYY», в которых второе слово «YKYY» встречался в трудах исследователей дореволюционного периода. Примечательно, что термины П. Тимофеева в современном круговом танце используются в качестве определения самостоятельных разделов танца,
где хаамыы YKYY является основным разделом, исполняется в умеренном темпе, основой движения являются шаги, а квтYY YKYY - кульминацией танца, танцуется в быстром темпе и на прыжках. В 1940-е годы в научных трудах впервые появляются термины «осуохай» и «иохор». Термин «окуохай» встречается в 1945 году в работе Г. У. Эргиса «Спутник якутского фольклориста»: наряду с хороводными песнями, такими как бYЛYYЛYY YKYY тойуктара (вилюйский медленный хоровод), хааластыы YKYY тойуктара (хангаласский хоровод), таатталыы YKYY тойуктара (таттинский хоровод), хотугулуу хаамыы YYY (северный хоровод), квтYY YKYY тойуктара (песни быстрого хоровода), он указывает на танец окуохай и его разновидности (вилюйский, олекминский, кангаласский танцы) [19, с. 24]. Заметим, что здесь хоровод окуохай представлен как самостоятельный круговой танец. В варианте «экиэкэй» термин окуохай встречается в труде Д. К. Сивцева 1947 года «Саха фольклора». Здесь это слово он используется в качестве синонима термина «^куу», обозначающего еще в трудах ученых ХУП-Х1Х веков якутский круговой танец [15].
Второе слово «иохор», созвучно названию бурятского кругового танца «ёхор», зафиксировано Н. И. Пейко, И. А. Штейманым, собиравшими материалы по якутскому народному творчеству в с. Майя и близлежащих от него поселениях Мегино-Кангаласского улуса. Такое определение кругового танца в настоящее время бытует в основном у запевал из Нюрбинского улуса, а также понимается народом как одно из локально определенных названий окуохай.
Интересно, что в последующих фольклористических трудах укоронился именно термин «осуохай». В книге «Народные танцы Якутии» М. Я. Жорницкая пишет: «По данным наших информантов, в старину хороводный танец у якутов назывался не "осохай", а "хаамыы YнкYY" (танец шагом), "кымыс YнкYYтэ" (кумысный танец) и "былыргы YнкYY" (старинный танец)» [3, с. 48]. Анализ этнической терминологии, основанный на изданных трудах авторов дореволюционного [16] и советского (1920-1940-е годы) периодов, подтверждает мысль М. Я. Жорницкой о появлении в советский период нового определения кругового танца, именуемого как «оhуохай».
Литература
1. Беляев В. Якутские народные песни // Советская музыка. - 1937. - № 9. - С. 11-26.
2. Боло С. Ленаа нуучча кэлиэн иннинээи саха олоо // Сб. тр. Науч.-исслед. института языка и культуры. -Якутск, 1938. - Вып. 4. - 232 с.
3. Жорницкая М. Я. Народные танцы Якутии. - М.: Наука, 1966. - 168 с.
4. Коллекции народов Севера в Фонограммархиве Пушкинского Дома / А. А. Бурыкин, А. Х. Гирфанова, А. Ю. Кастров, Ю. И. Марченко, Н. Д. Светозарова, В. П. Шифф. - СПб.: Филол. фак. СПбГУ, 2005. - 132 с.
5. Корнилов Ф. Г. Ноталарынан саха ырыаларын хомуура. - М.: Музгиз, 1936. - 112 с.
6. Корнилов Ф. Г. Саха бастакы ырыалара. - Якутскай: Саха сиринээи кинигэ издательствота, 1969. - 60 с.
7. Корнилов Ф. Г. Саха ырыатын быЬыытын туИунан // Чолбон. - 1927. - № 3-4. - С. 65-68.
8. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай сахалар. Очерки по древней истории якутов. - Якутск: Нац. изд-во Республики Саха (Якутия), 1992. - Т. 1, кн. 1. - 416 с.
9. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай сахалар. Очерки по древней истории якутов. - Якутск: Нац. изд-во Республики Саха (Якутия), 1992. - Т. 1, кн. 2. - 320 с.
10. Пейко Н., Штейман И. О музыке якутов // Советская музыка. - 1940. - № 2. - С. 84-90.
11. Перечень экспедиционных и стационарных аудиозаписей основного фонда Кабинета народной музыки Московской государственной консерватории. - М.: Москов. гос. консерватория, 1999. - 88 с.
12. Рогаль-Левицкий Д. Р. Якутская народная песня // Музыка и революция. - 1926. -№ 10. - С. 33-35.
13. Саха народун айымньыта / Хомуйан оорбуттара: Г. М. Васильев, Х. И. Константинов. - Дьокуускай: Кинигэ изд-вота, 1942. - 252 с.
14. Саха ырыаларын нуоталара. Москваа Адаам Искирээбин аалбыт нуоталарын Бынагыраадап уонна Алаарап диэн муусукаЪыттар тупсаран оорбуттара. - М., 1927. - 28 с.
15. Сивцев Д. К. Саха фольклора: хрестоматия. Саха АССР Yeрэин министерстватынан кeYллэммит пособие. -Якутскай АССР ГОСИЗДАТА, 1947. - 356 с.
16. Татаринова А. Д. Якутский круговой танец ohyoxaü в дореволюционных изданиях // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2015. - № 31. - С. 13-20.
17. Тимофеев П. Ырыа-хоИоон. - Якутскай: Сырдык диэн сахалыы кинигэни бэчээттиир кэпэрэтиип таИаарыыта, 1923. - 21 с.
18. Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. - М.: Наука, 1974. - 404 с.
19. Эргис Г. У. Спутник якутского фольклориста. - Якутск: Госиздат ЯАССР, 1945. - 94 с.
20. Ястремский С. В. Образцы народной литературы якутов. - Л.: АН СССР, 1929. - 226 с. - (Тр. Комис. по изучению Якут. АСССР; т. 7).
References
1. Belyaev V. Yakutskie narodnye pesni [Yakut folk songs]. Sovetskaya muzyka [Soviet music], 1937, no. 9, pp. 11-26. (In Russ.).
2. Bolo S. Lenaa nuuchcha kelien innineei sakha oloo [The life of the Yakuts in the Lena river before the arrival of Russian]. Sbornik trudov Nauchno-issledovatel 'skogo instituta yazyka i kul 'tury [Proceedings of the Research Institute of Language and Culture]. Yakutsk, 1938, iss. 4. 232 p. (In Yakut language).
3. Zhornitskaya M.Ya. Narodnye tantsy Yakutii [Folk dances of Yakutia]. Moscow, Nauka Publ., 1966. 168 p. (In Russ.).
4. Burykin A.A., Girfanova A.Kh., Kastrov A.Yu., Marchenko Yu.I., Svetozarova N.D., Shiff V.P. Kollektsii narodov Severa v Fonogrammarkhive Pushkinskogo Doma [Collection of the North in Phonogrammarchive Pushkin House]. St. Petersburg, Filologicheskiy fakul'tet SPbGU Publ., 2005. 132 p. (In Russ.).
5. Kornilov F.G. Notalarynan sakha yryalaryn khomuura [Collection of songs of Yakut people with musical notation]. Moscow, Muzgiz Publ., 1936. 112 p. (In Yakut language).
6. Kornilov F.G. Sakha bastaky yryalara [First songs of Sakha people]. Yakutsk, Book Publ., 1969. 60 p. (In Yakut language).
7. Kornilov F.G. Sakha yryatyn byhyytyn tuhunan [About forms of Sakha's songs]. Cholbon [Cholbon], 1927, no. 3-4, pp. 65-68. (In Yakut language).
8. Ksenofontov G.V. Uraangkhay sakhalar. Ocherki po drevney istorii yakutov [Uraanghaj sakhalar. Essays on ancient history Yakut people]. Yakutsk, Nats. izd-vo Respubliki Sakha (Yakutiya) Publ., 1992, vol. 1, book 1. 416 p. (In Russ.).
9. Ksenofontov G.V. Uraangkhay sakhalar. Ocherki po drevney istorii yakutov [Uraanghaj sakhalar. Essays on ancient history Yakut people]. Yakutsk, Nats. izd-vo Respubliki Sakha (Yakutiya) Publ., 1992, vol. 1, book 2. 320 p. (In Russ.).
10. Peyko N.I., Shteyman I.A. O muzyke yakutov [About music of Yakut people]. Sovetskaya muzyka [Soviet music], 1940, no. 2, pp. 84-90. (In Russ.).
11. Perechen' ekspeditsionnykh i statsionarnykh audiozapisey osnovnogo fonda Kabineta narodnoy muzyki Moskovskoy gosudarstvennoy konservatorii [A list of forwarding and stationary audio recordings of the main fund of the Laboratory of the folk music of the Moscow State Conservatory]. Moscow, Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya Publ., 1999. 88 p. (In Russ.).
12. Rogal-Levitskiy D.R. Yakutskaya narodnaya pesnya [Yakut folk song]. Muzyka i revolyutsiya [Music and revolution], 1926, no. 10, pp. 33-35. (In Russ.).
13. Vasil'ev G.M., Konstantinov Kh.I. Sakha narodun ayymn'yta [Creativity Yakutpeople].Yakutsk, Book Publ., 1942. 252 p. (In Yakut language).
14. Sakha yryalaryn nuotalara. Moskvaa Adaam Iskireebin aalbyt nuotalaryn Bynagyraadap uonna Alaarap dien muu-sukahyttar tupsaran oorbuttara [Yakut songs in musical notes. Materials brought to Moscow by Alexander Scriabin in processing musicians Vinogradov and Alarov]. Moscow, 1927. 28 p. (In Yakut language).
15. Sivtsev D.K. Sakha fol'klora: khrestomatiya. SakhaASSR Yorein ministerstvatynan keYllemmitposobie [Sakha'sfolklore: chrestomathy]. Yakutsk, ASSR GOSIZDATA Publ., 1947. 356 p. (In Yakut language).
16. Tatarinova A.D. Yakutskiy krugovoy tanets v dorevolyutsionnykh izdaniyakh [Yakut circular dance ohuokhay in the pre-revolutionary editions]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2015, no. 31, pp. 13-20. (In Russ.).
17. Timofeev P. Yrya-khohoon [Songs and poems]. Yakutsk, Syrdyk Publ., 1923. 21 p. (In Yakut language).
18. Ergis G.U. Ocherki po yakutskomu fol'kloru [Essays about Yakut folklore]. Moscow, Nauka Publ., 1974. 404 p. (In Russ.).
19. Ergis G.U. Sputnik yakutskogo fol'klorista [Satellite of Yakut folklorist]. Yakutsk, Gosizdat JaASSR Publ., 1945. 94 p. (In Russ.).
20. Yastremskiy S.V. Obraztsy narodnoy literatury yakutov [Samples of folk literature Yakut people]. Trudy komissiipo izucheniyu Yakut. ASSSR [Proceedings of the Commission for the Study of Yakutia. ASSSR]. Leningrad, AN SSSR Publ., 1929, vol. 7. 226 p. (In Russ.).