Научная статья на тему 'Якутская поэтическая драматургия (на примере текстов П. Ойунского и И. Гоголева)'

Якутская поэтическая драматургия (на примере текстов П. Ойунского и И. Гоголева) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
73
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
якутская поэтическая драматургия / «драма поэта» / лирическое начало / фольклорный верлибр / авторский жанр / П. А. Ойунский / И. М. Гоголев / Yakut poetic dramaturgy / “poet’s drama” / lyrical beginning / folklore verbal / author’s genre / P. A. Oyunsky / I. M. Gogolev.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кириллина Мария Афанасьевна

В статье на основе анализа текстов П. А. Ойунского и И. М. Гоголева рассматриваются жанровые особенности якутской поэтической драматургии, соединяющей в себе драму и эпический (фольклорный) стих. В текстах поэтов-драматургов выявляется доминирование лирического начала, метафоризация и символизация, что определяется авторским «я».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YAKUT POETRY DRAMA (ON THE EXAMPLE OF TEXTS BY P. OYUNSKY AND I. GOGOLEV)

The article discusses the genre features of the Yakut poetic drama, combining drama and epic (folk) verse based on the analysis of the texts of P.A. Oyunsky and I.M. Gogolev. The texts of poets and playwrights reveal the dominance of the lyrical beginning, metaphorization and symbolization, which is determined by the author's "I".

Текст научной работы на тему «Якутская поэтическая драматургия (на примере текстов П. Ойунского и И. Гоголева)»

<<шушдщщ~^©[шма1>>#2щд7)),2(0]9 / Ошибка! Неверная ссылка закладки._

Кириллина Мария Афанасьевна к.филол.н., старший научный сотрудник Институт гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10777 ЯКУТСКАЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ П. ОЙУНСКОГО И И. ГОГОЛЕВА)

Kirillina Maria Afanasievna

Ph.D.in Philology, senior researcher of Institute for Humanities Research and Indigenous Studies of the North of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences

YAKUT POETRY DRAMA (ON THE EXAMPLE OF TEXTS BY P. OYUNSKY AND I. GOGOLEV)

Аннотация

В статье на основе анализа текстов П. А. Ойунского и И. М. Гоголева рассматриваются жанровые особенности якутской поэтической драматургии, соединяющей в себе драму и эпический (фольклорный) стих. В текстах поэтов-драматургов выявляется доминирование лирического начала, метафо-ризация и символизация, что определяется авторским «я».

Abstract

The article discusses the genre features of the Yakut poetic drama, combining drama and epic (folk) verse based on the analysis of the texts of P.A. Oyunsky and I.M. Gogolev. The texts of poets and playwrights reveal the dominance of the lyrical beginning, metaphorization and symbolization, which is determined by the author's "I".

Ключевые слова: якутская поэтическая драматургия, «драма поэта», лирическое начало, фольклорный верлибр, авторский жанр, П. А. Ойунский, И. М. Гоголев.

Keywords: Yakut poetic dramaturgy, "poet's drama ", lyrical beginning, folklore verbal, author's genre, P. A. Oyunsky, I. M. Gogolev.

Тексты П. Ойунского и. И. Гоголева в аспекте проблемы «поэтической драматургии» не становились объектом специальных исследований, что позволяет считать выбранный нами ракурс исследования актуальным и достаточно новым в якутском литературоведении. Новизна также определяется тем, что в якутском литературоведении проблема поэтической драматургии ранее не становилась предметом специального исследования.

Несмотря на многочисленность работ по поэтике драмы, феномен поэтической драмы, имеющей свои специфические законы, стилистику и поэтику, как самостоятельное жанровое образование в настоящее время исследован недостаточно. Понятия «поэтическая драма», «поэтический театр» в российском историко-культурном контексте тесно связаны с драматургией «Серебряного века», а именно - с творчеством Иннокентия Анненского, Александра Блока, Марины Цветаевой, Николая Гумилева. Впервые вопрос о «театре поэта» как целостном явлении был поставлен Д. И. Золотниц-ким в его статье о драматургии Н. Гумилева [3]. «Драму поэта», актуализировавшую в драматическом тексте собственно авторское «я», Т. И. Акимова рассматривает как отдельное жанровое образование: «Все вместе: театрализованный быт писателей рубежа веков, направленность на синтез в модернистском искусстве и установка на познание самого себя - создавало предпосылку для представления на суд читательской аудитории нового жанрового образования - поэтического театра Серебряного века» [1, с. 4].

Содержательные и структурные особенности драмы в стихах (в широком ее понимании) связаны с самой природой поэтической речи. Как отмечают исследователи, существование драмы в условиях стиха как конструкции неизбежно сказывается на действенной природе драмы и на ее сценической состоятельности. Тем не менее, необходимо заметить, что драматургический текст в античности создавался в стихотворной форме, и стихотворная речь воспринималась как одно из основных требований драматургического жанра. В поэтической драме драматические образы превращаются в знаки, а драматический текст в развернутую метафору, что обусловлено прежде всего усилением авторского сознания в тексте.

Отличительным и неотъемлемым свойством пьес, написанных поэтами Серебряного века, по мнению Т. О. Власовой, является редукция внешнего действия и статуарность и/или внутренняя статика действующих лиц: «Эти стилевые доминанты обусловлены, во-первых, синтезом лирических и драматических форм выражения, во-вторых, условно-поэтической образной структурой драмы и, в-третьих, условиями стиха как конструкции [2, с. 6].

Якутская поэтическая драматургия как синкретичный жанр имеет свои особенности. В ней следует выделить драму в стихах, трагедию в стихах и авторские жанровые образования (олонхо-тойук, северный тойук, драма-олонхо, «мистерия земли и неба» и т.д.). Формирование и становление поэтической драматургии связано с творче-

Ошибка! Неверная ссылка закладки. / <<ШУШМУМ~^®и©Ма1>#2Щ47)),2(0]9

ством П. А. Ойунского, а именно с его текстом олонхо-тойук «Красный Шаман» (1917-1925). В тексте «Красный Шаман» выявлены специфические формальные признаки драматургического произведения. Текст состоит из чередующихся блоков, включающих в себя следующие элементы: наличие действующих лиц, разделение на действия и явления, диалогическую форму, авторские ремарки, как развернутые, так и внутренние. При этом каждое действие драмы начинается с развернутых ремарок, подробно описывающих место и время действия. Кроме формальных признаков, в тексте выявлена и содержательная часть: исходная драматическая ситуация, острота и непримиримость конфликта, драматизм происходящих событий, разрешение исходной ситуации в финале, определяющих драматургическое начало.

Олонхо-тойук «Красный Шаман» Ойунского представляет собой сложное жанровое образование, которое рассматривается нами как драматургический текст, написанный эпическим стихом. При этом авторская номинация «олонхо-тойук» в полной мере и в полном объеме определяет особенности поэтики пограничного текста. Авторское определение текста состоит из названий двух традиционных фольклорных жанров - «олонхо» (героический эпос) и «тойук» (песнь), где объединение двух жанровых основ привело к созданию новой жанровой модификации. В данном случае, на наш взгляд, определение «тойук» указывает на то, что текст написан эпическим (фольклорным) стихом, что является одним из основных особенностей якутской поэтической драмы. Дефиниция же «олонхо» связана с драматургическим началом текста. Творческое переосмысление традиционных мифологических сюжетов и образов, активная трансформация поэтики мифа и фольклора позволили создать писателю нетрадиционную и совершенно новаторскую драматургию. Важно заметить при этом, что особенная мифопоэтическая картина мира, качественно новый хронотоп, созданные автором, не только определяют своеобразие его индивидуального стиля, но и эволюцию, жанрово-стилевую модификацию национальной драматургии в целом.

Ярким образцом поэтической драматургии в якутской литературе является творчество народного писателя И. М. Гоголева. Его пьесы вслед за творчеством П. Ойунского, открыли в якутской драматургии новую сюжетно-образную систему, новый язык, соединяющий в себе эпический стих и драматургию. Жанровые особенности поэтической драмы в полной мере позволяют поэту-драматургу свободно выражать философские воззрения о предназначении человека, о любви как источнике жизни. Взаимодействие стиха и драмы является отличительным, индивидуально-авторским стилем И. Гоголева, вследствие чего большая часть драматургии писателя представляет собой своеобразный эксперимент по созданию поэтической драмы, и художественную ценность его дарования представляют именно пограничные тексты.

Текстоорганизующей основой для драматургических текстов И. М. Гоголева служит фольк-

лорный источник. Драма в стихах «Долина Кё-ряйи» определен нами как пограничный текст, переходная форма между стихом и прозой. Ведущими приемами организации текста поэтической драмы Гоголева являются особенности ритмико-метрической структуры, художественно-изобразительные средства, специфический синтаксис, высокий стиль, характерные для эпического стиха. Анализ текста драмы в стихах позволяет утверждать, что, несмотря на стремление к синтезу, приоритетной для автора оставалась поэзия.

В тексте «Священный удел» И. М. Гоголева выявляется доминирование лирического начала: образность и метафоричность стиля, условность и обобщенность образов, что приводит к редукции внешнего действия, статуарности и внутренней статики действующих лиц, что обусловлено усилением авторского сознания в тексте. Условно -поэтическая, романтически возвышенная трактовка исторического сюжета определяет своеобразие восприятия текста, отличающееся смешением различных стилей и жанровых доминант.

Создание оригинальных авторских жанровых форм и образований является одной из форм свободного высказывания автора, его творческой индивидуальности. Нетрадиционный жанровый подзаголовок (драма-олонхо, «мистерия земли и неба», «северный тойук» («тойук» - якутская песня-импровизация), «четыре действия темного и светлого из нашей жизни») не только ориентирован на читательское восприятие, но и является частью образной структуры текста, способом выражения авторской концепции.

Не менее важным моментом в изучении якутской поэтической драмы является взаимосвязь верлибра с мифопоэтикой, «так как стих в рамках неомифологического мышления возвращается к своим первоначальным истокам и «деметризует-ся»» [3, с. 242]. Как показывает анализ текстов П. Ойунского и И. Гоголева, своеобразие якутской поэтической драмы заключается в особенностях стиховой организации, а именно в функционировании в драматургическом тексте эпического стиха (фольклорного верлибра). Отличительным свойством поэтики творчества поэтов-драматургов является в создании особого типа героев, в стремлении к лирическому осмыслению и проживанию конфликта, в использовании разработанной системы символов.

Список литературы

1. Акимова Т. И. Драматургия Н. С. Гумилева в контексте культуры Серебряного века: дисс. ...к. филол. н. - Саранск, 2003. - 180 с.

2. Власова Т.О. Поэтика стихотворной драмы Серебряного века: дисс. ... к. филол. н. - М., 2010. - 209 с.

3. Дьячковская М. Н. Избранные работы: вопросы якутского стихосложения. - Якутск: ИГИ-иПМНС СО РАН, 2015. - 262 с.

4. Золотницкий Д. И. Театр поэта // Гумилев Н. С. Драматические произведения. Переводы. Статьи. - Л.: Искусство, 1990. - 404 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.