Научная статья на тему 'ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОНОМАРЕВ: НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУКОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ'

ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОНОМАРЕВ: НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУКОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
86
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ / Я. А. ПОНОМАРЕВ / НАУКОМЕТРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / НАУЧНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ПУБЛИКАЦИИ / ЦИТИРОВАНИЯ / ИНТЕРНЕТ-ЗАПРОС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Галкина Татьяна Викторовна, Журавлев Анатолий Лактионович, Костригин Артем Андреевич

В статье обсуждаются перспективы использования наукометрии в историко-психологических исследованиях. Авторы обращаются к научному наследию Я. А. Пономарева и применяют некоторые методы наукометрического анализа к его научным трудам, которые представлены в Научной электронной библиотеке и по которым рассчитаны различные показатели РИНЦ, а также к запросам в интернет-поисковике «Яндекс», связанным с его личностью и научным творчеством. Определено количество проиндексированных публикаций Я. А. Пономарева, количество цитирований его работ, индекс Хирша, его место по индексу Хирша и количеству цитирований в рейтинге психологов. Выявлено количество запросов интернет-пользователей по нескольким ключевым фразам, касающимся его персоналии и его идей в области психологии творчества и методологии психологии, а также рассмотрены причины изменений в динамике интернет-запросов, связанных с именем Я. А. Пономарева. Проанализированные показатели раскрывают логико-научные (интерес современных исследователей выражается в количестве цитирований, а индекс Хирша отражает влияние на различные отрасли психологии) и социально-исторические (интерес со стороны различных интернет-пользователей - специалистов из разных профессиональных сфер, студентов и др. выражается в количестве запросов в интернет-поисковиках) факторы востребованности личности и творчества Я. А. Пономарева на современном этапе развития психологической науки. Отмечаются новые возможности анализа научного творчества ученого и его вклада в конкретные области научного знания с помощью наукометрических методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YAKOV ALEXANDROVICH PONOMAREV: SOME RESULTS OF SCIENTOMETRIC ANALYSIS OF HIS CREATIVE HERITAGE

The article discusses the prospects for the use of scientometrics in historical-psychological research. The authors refer to the scientific heritage of Ya. A. Ponomarev and apply some methods of scientometric analysis to his scientific works, which are presented in the Scientific electronic library and according to which various RSCI indicators are calculated, as well as to queries in the Yandex Internet search engine related to his personality and scientific work . The authors stated the number of indexed publications by Ya. A. Ponomarev, the number of citations of his works, the Hirsch index, his place according to the Hirsch index and the number of citations in the rating of psychologists. The number of Internet users' requests for several key phrases related to his personality and his ideas in the field of psychology of creativity and methodology of psychology was revealed, and the reasons for changes in the dynamics of Internet requests associated with the name of Ya. A. Ponomarev are examined. The analyzed indicators reveal logical-scientific (the interest of modern researchers is expressed in the number of citations, and the Hirsch index reflects the impact on various branches of psychology) and social-historical (interest from various Internet users (specialists from different professional fields, students, etc.) is expressed in the number of requests in Internet search engines) factors of demand for personality and creativity of Ya. A. Ponomarev at the present stage of development of psychological science. New possibilities of analyzing the scientific creativity of a scientist and his contribution to specific areas of scientific knowledge using scientometric methods are noted.

Текст научной работы на тему «ЯКОВ АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОНОМАРЕВ: НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУКОМЕТРИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ТВОРЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Научная статья УДК 159.9

doi: 10.20323/1813-145X-2022-1-124-117-128

Татьяна Викторовна Галкнна1Н, Анатолий Лактионович Журавлев2, Артем Андреевич Костригин3

1Кандидат психологических наук, доцент АНО ВО «Московский гуманитарный университет». 111395, г. Москва, ул. Юности, д. 5

2Доктор психологических наук, профессор, академик РАН, научный руководитель ФГБУН «Институт психологии РАН». 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13

3Кандидат психологических наук, научный сотрудник лаборатории истории психологии и исторической психологии ФГБУН «Институт психологии РАН». 129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13 корп. 1galkina@list.ruH, https://orcid.org/0000-0002-3150-6296 2alzhuravlev2018@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7483-7530 3artdzen@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5454-7357

Яков Александрович Пономарев: некоторые результаты наукометрического анализа творческого наследия

Аннотация. В статье обсуждаются перспективы использования наукометрии в историко-психологических исследованиях. Авторы обращаются к научному наследию Я. А. Пономарева и применяют некоторые методы наукометрического анализа к его научным трудам, которые представлены в Научной электронной библиотеке и по которым рассчитаны различные показатели РИНЦ, а также к запросам в интернет-поисковике «Яндекс», связанным с его личностью и научным творчеством. Определено количество проиндексированных публикаций Я. А. Пономарева, количество цитирований его работ, индекс Хирша, его место по индексу Хирша и количеству цитирований в рейтинге психологов. Выявлено количество запросов интернет-пользователей по нескольким ключевым фразам, касающимся его персоналии и его идей в области психологии творчества и методологии психологии, а также рассмотрены причины изменений в динамике интернет-запросов, связанных с именем Я. А. Пономарева. Проанализированные показатели раскрывают логико-научные (интерес современных исследователей выражается в количестве цитирований, а индекс Хирша отражает влияние на различные отрасли психологии) и социально-исторические (интерес со стороны различных интернет-пользователей — специалистов из разных профессиональных сфер, студентов и др. выражается в количестве запросов в интернет-поисковиках) факторы востребованности личности и творчества Я. А. Пономарева на современном этапе развития психологической науки. Отмечаются новые возможности анализа научного творчества ученого и его вклада в конкретные области научного знания с помощью наукометрических методов.

Ключевые слова: история психологии, Я. А. Пономарев, наукометрический анализ, научное творчество, публикации, цитирования, интернет-запрос

Работа выполнена в соответствии с Государственным заданием № 0138-2022-0001

Для цитирования: Галкина Т. В., Журавлев А. Л., Костригин А. А. Яков Александрович Пономарев: некоторые результаты наукометрического анализа творческого наследия // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 1 (124). С. 117-128. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-117-128.

© Галкина Т. В., Журавлев А. Л., Костригин А. А., 2022

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, PSYCHOLOGY HISTORY

Original article

Tatyana V. Galkina113, Anatoly L. Zhuravlev2, Artem A. Kostrigin3

Candidate of psychological sciences, associate professor, Moscow humanitarian university. 111395, Moscow, Yunosti st., 5

2Academician of RAS, Scientific Adviser of the Institute of psychology of the Russian academy of sciences. 129366, Moscow, Yaroslavskaya st., 13 b. 1

3Candidate of psychological sciences, researcher of the laboratory of history of psychology and historical psychology, Institute of psychology of the Russian academy of sciences. 129366, Moscow, Yaroslavskaya st., 13 b. 1

1galkina@list.ru3, https://orcid.org/0000-0002-3150-6296

2alzhuravlev2018@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-7483-7530

3artdzen@gmail.com, https://orcid.org/0000-0002-5454-7357

Yakov Alexandrovich Ponomarev: some results of scientometric analysis of his creative heritage

Abstract. The article discusses the prospects for the use of scientometrics in historical-psychological research. The authors refer to the scientific heritage of Ya. A. Ponomarev and apply some methods of scientometric analysis to his scientific works, which are presented in the Scientific electronic library and according to which various RSCI indicators are calculated, as well as to queries in the Yandex Internet search engine related to his personality and scientific work . The authors stated the number of indexed publications by Ya. A. Ponomarev, the number of citations of his works, the Hirsch index, his place according to the Hirsch index and the number of citations in the rating of psychologists. The number of Internet users' requests for several key phrases related to his personality and his ideas in the field of psychology of creativity and methodology of psychology was revealed, and the reasons for changes in the dynamics of Internet requests associated with the name of Ya. A. Ponomarev are examined. The analyzed indicators reveal logical-scientific (the interest of modern researchers is expressed in the number of citations, and the Hirsch index reflects the impact on various branches of psychology) and social-historical (interest from various Internet users (specialists from different professional fields, students, etc.) is expressed in the number of requests in Internet search engines) factors of demand for personality and creativity of Ya. A. Ponomarev at the present stage of development of psychological science. New possibilities of analyzing the scientific creativity of a scientist and his contribution to specific areas of scientific knowledge using scientometric methods are noted.

Keywords: history of psychology, Ya. A. Ponomarev, scientometric analysis, scientific legacy, publications, citations, Internet queries

The research was carried out according to the state assignments № 0138-2022-0001

For citation: Galkina T. V, Zhuravlev A. L., Kostrigin A. A. Yakov Alexandrovich Ponomarev: some results of scientometric analysis of his creative heritage. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(1):117-128. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-1-124-117-128.

Введение

Необходимость обращения к творческому наследию ученых, внесших существенный вклад в развитие психологической науки, не вызывает сомнения. Яков Александрович Пономарев, выдающийся психолог, философ, теоретик и методолог, — один из таких ученых. В 2020 г. научная общественность отметила 100-летие со дня его рождения.

Творческое наследие Я. А. Пономарева состоит из целого ряда индивидуальных и коллективных монографий, большого числа научных статей, тезисов, имеющих не только общепсихологическое, но и общенаучное значение. Прорабо-

тав в Институте психологии РАН четверть века, Пономарев подготовил за это время несколько фундаментальных трудов, посвященных не только проблематике психологии творчества, но и теории и методологии психологической науки в целом [Пономарев, 1976; Пономарев, 1983; Пономарев, 2006]. Благодаря трудам многих ученых, работавших в Институте психологии РАН (АН СССР), в частности и Я. А. Пономарева, психология получила стабильную «прописку» в Академии наук, став «академической психологией» [Ушаков, 2006а].

В последние десятилетия исследователи активно обращаются к научному наследию персо-

налий, являющихся основателями научных школ Института психологии РАН или относящихся к ним [Белопольский, 2021; Выдающиеся ученые ... , 2020; Журавлев, 2021; Позняков, 2021]. Я. А. Пономарев — основатель научной школы психологии творчества в Институте психологии РАН — работал в области психологии творчества, но созданная им философско-психологическая система представлений имеет общепсихологическое и общенаучное значение. Детальный анализ творческого наследия Пономарева позволяет утверждать, что его научные представления обладают существенным методологическим, теоретическим и методическим потенциалом, который до сих пор не в полной мере используется специалистами в области психологии, философии, педагогики. Философско-психологическая система научных представлений Пономарева является, безусловно, видным достижением современной отечественной гуманитарной науки. Значимость его работ трудно переоценить. Многие новаторские идеи Пономарева заслуживают более пристального внимания специалистов и переосмысления с учетом достижений современной психологической науки и общественной практики [Галкина, 2016; Галкина, 2020а; Галкина, 2020б; Журавлев, 2010; Журавлев, 2016; Журавлев, 2019; Семенов, 2020; Ушаков, 2006б].

В настоящее время наблюдаются изменения в проблематике и методологии психологических исследований в связи с применением новых компьютерных (цифровых) технологий. Данные технологии и соответствующие программы открывают новые возможности для проведения количественных исследований в различных областях психологической науки, в том числе в области истории психологии [Зуев, 2020в; Костригин, 2016; Можаева, 2015; Моргун, 2019]. Предлагаемые новые технологии позволяют не только изучать традиционные проблемы истории психологии, но и ставить новые исследовательские задачи с возможностью дальнейшей реализации полученных результатов в области науки и общественной практики. Эти изменения в методологии историко-научных исследований касаются, в частности, использования наукометрического подхода (изучение количественных оценок научной деятельности), включающего в себя, в первую очередь, библиометрические показатели (анализ изданной печатной продукции и цитирований), к которым, в связи с широким распространением сети Интернет, присоединились и

вебометрические показатели (анализ скачиваний, поисковых запросов, включения в подборки, распространения информации в социальных сетях и т. п.) [Зуев, 2020а; Осипов, 2019].

Учитывая значимость теории и методологии Я. А. Пономарева для развития не только психологической, но и смежных с ней социо-гуманитарных наук, представляется актуальным проведение специального исследования наследия ученого с использованием наукометрического анализа. Такой анализ научного творчества Пономарева позволит выявить количественные показатели публикационной активности ученого, цитируемости его работ, обращений к имени и работам ученого в поисковых интернет-системах, а также проанализировать динамику востребованности со стороны исследователей и практиков (психологов, философов, педагогов и др.) в отношении различных тем и проблем его научного наследия.

В статье предпринята первая попытка применения наукометрического подхода в сочетании с качественным анализом к творческому наследию Пономарева и представлены некоторые полученные результаты. Прежде чем представить итоги наукометрического исследования научного творчества Пономарева, кратко рассмотрим его вклад в разработку различных проблем психологии, в частности, ее методологии, что также нашло свое отражение в выявленных количественных показателях.

Основные достижения Я. А. Пономарева в области методологии психологии

Я. А. Пономарев занимает особое место в отечественной психологической науке, внеся значимый вклад в развитие различных ее сфер, в том числе ее истории, теории и методологии. Позиционируя себя в психологическом сообществе ученым, разрабатывавшим проблематику психологии творчества, Пономарев не раз подчеркивал, что его философско-психологическая теория имеет общепсихологическое и общенаучное значение, и с этим трудно не согласиться.

Проведенный нами ранее анализ творческого наследия Пономарева позволил выделить основные положения его философско-психологической теории, логика развития которой проявлялась, в частности, в том, что результаты теоретико-экспериментальных исследований ученого реин-терпретировались им в соответствии с концептуально-методологической эволюцией его научных идей [Галкина, 2016; Галкина, 2020а; Галкина,

2020б; Журавлев, 2016; Журавлев, 2019]._

119

В созданной Пономаревым оригинальной фи-лософско-психологической теории ряд его новаторских идей и положений уже частично реализован во многих исследованиях и социальных практиках (управление, государственная служба, образование, социальная работа, реклама, политический, организационный и личностный тренинг, консультирование, бизнес и т. д.). Но многие идеи, особенно в области методологии науки, пока не нашли своего полного развития в современных социо-гуманитарных науках. Это касается, прежде всего, методологического принципа взаимодействия, закона ЭУС («этапы — уровни — ступени»), выдвинутой Пономаревым идеи о третьем (действенно-преобразующем) типе научного знания и экспериментальной методологии как основном его атрибуте.

В теории Пономарева важнейшее и, пожалуй, центральное место занимает категория взаимодействия, превратившаяся затем в методологический принцип взаимодействия. Это исходное понятие и ключевое положение его философско-психологической концепции. Введение категории взаимодействия фактически связано с первым научным открытием Пономарева, сделанным им еще в его дипломной работе, — выявленным фактом неоднородности результата действия человека, то есть наличием в нем осознаваемого (связанного с работой логики и относящегося к цели действия) и неосознаваемого («побочного», связанного с работой интуиции и формирующегося помимо сознательной цели) продуктов деятельности. Именно этот факт укрепил веру ученого в роль взаимодействия (в данном случае — взаимодействия логического и интуитивного опыта в едином процессе творческого мышления) [Пономарев, 1976; Пономарев, 2006; Пономарев, 2010; Галкина, 2016; Галкина, 2020а]. Впервые в отечественной психологии Пономарев провел экспериментальные исследования по изучению психологического механизма интуиции (Пономарев, 2010), став признанным лидером в этой области [Аллахвердов, 2015; Журавлев, 2010].

Сопоставление результатов двух циклов экспериментальных исследований творческого мышления взрослого человека и умственного развития ребенка, проведенных Пономаревым в 50-60-е гг. XX в., привело его к установлению «факта подобия», а затем к формулировке сначала принципа, а позже универсального закона ЭУС, ставшего вторым научным открытием ученого [Пономарев, 1976]. Согласно этому зако-

ну этапы онтогенетического развития психологического механизма мышления (шире — этапы всего психического развития человека и его поведения) превращаются в структурные уровни организации этого механизма и выступают затем в виде функциональных ступеней решения творческих задач или любых проблем в новых (или экстремальных) для человека ситуациях. В общем виде эти функциональные ступени решения творческих задач являются функциональными ступенями дальнейших развивающих взаимодействий [Пономарев, 1983; Пономарев, 2006; Пономарев, 2010; Журавлев, 2016; Журавлев, 2019].

Последовательное развитие Пономаревым принципа ЭУС способствовало глубокой эволюции всего мировоззренческого содержания его представлений, что в итоге привело ученого к созданию теории об этапах развития психологического (в целом, научного) знания [Пономарев, 1983]. Согласно пониманию Пономаревым гносеологического механизма общественного познания, существуют определенные этапы (типы), как психологического, так и любого другого научного знания, развитие которых происходит путем перехода от созерцательно-объяснительного типа знания к эмпирическому, и далее — к действенно-преобразующему [Пономарев, 1983; Журавлев, 2016; Журавлев, 2019]. Пономарев подчеркивал, что основной стратегией исследований, характерной для действенно-преобразующего типа знания, становится комплексный, системный подход, опирающийся на структурно-уровневую теорию, в основе которой лежит принцип взаимодействия. Отличительной особенностью научных исследований в рамках этого типа знания является их междисциплинарный характер [Пономарев, 2006].

Особый интерес вызывает предложенная Пономаревым, так называемая, экспериментальная методология, характерная для действенно-преобразующего типа знания. Главным признаком экспериментальной методологии является использование психологического эксперимента как средства решения методологических проблем и задач [Пономарев, 2006; Александров, 2006; Галкина, 2016; Журавлев, 2016; Журавлев, 2019]. Развивая экспериментальную методологию, как новый метод построения психологического (или любого другого) знания, можно подойти к формулировке принципа реконструкции, который позволит на основе эмпирических измерений свойств объекта реконструировать свойства предмета исследования [Александров, 2006,

с. 330]. Подобие предмета и объекта исследования — основание реконструкции, завершающим этапом которой становится переход от свойств объекта исследования к атрибутам предмета исследования. Введение в науку экспериментальной методологии дает совершенно новые возможности для теоретико-методологических обобщений: эмпирически изучая объекты исследования, ученые могут делать выводы относительно предмета исследования, который в отличие от объекта не поддается прямому эмпирическому изучению с использованием конкретных методик.

Пономарев писал, что переход науки к действенно-преобразующему типу знания, развитие экспериментальной методологии, опора в исследованиях на методологический принцип взаимодействия помогает формулировать четкие взаимоотношения общей психологии и смежных с ней областей знания, в том числе и прикладных отраслей психологии, функция которых состоит в содействии реализации психологических законов в комплексных исследованиях конкретных проблем [Пономарев, 1983, с. 148].

Общие результаты наукометрического анализа творческого наследия

Я. А. Пономарева

Наукометрический анализ является одним из инструментов, посредством которого осуществляется анализ значимости идей того или иного ученого для развития науки или отдельных ее отраслей. Наукометрический анализ — это попытка предложить критерии, опираясь на которые можно было бы выделить в какой-то мере объективный вклад ученого в науку. Большой массив цифр, порождаемых наукометрическими методами, иногда создает иллюзию объективного изучения и оценки деятельности того или иного ученого. Многие специалисты, изучающие проблемы количественной оценки трудов и деятельности ученых, подчеркивают, что современная наукометрия характеризуется разработкой большого количества индикаторов, которые нередко используются без понимания того, что значит та или иная цифра [Александров, 2017; Зуев, 2020а; Коннов, 2014; Костригин, 2018; Можаева, 2015; Осипов, 2019; Федоров, 2019]. Анализ всего массива данных, полученных с помощью этих методов, должен быть дополнен изучением и качественным анализом всего научного наследия ученого с учетом целого ряда факторов (в частности, социально-исторических, логико-научных и личностных), влияющих на возникновение и

развитие той или иной теории, концепции, порождаемого научного знания [Елисеева, 2019; Кольцова, 2004; Костригин, 2020б; Моргун, 2019]. Только в этом случае можно говорить о некотором приближении к объективности изучения, анализа и оценки деятельности ученого и его вклада в развитие той или иной области научного знания.

Наукометрический анализ в нашем исследовании проводился на основе двух информационных ресурсов, расположенных в сети Интернет. Первый ресурс — Научная электронная библиотека (НЭБ), которая предоставляет данные по различным показателям, входящим в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) (https://www.elibrary.ru). Второй ресурс — «Яндекс. Подбор слов» (https://wordstat.yandex.ru), который позволяет получить доступ к статистике поисковых запросов. Использование такого набора инструментов позволяет проводить многосторонний наукометрический анализ, включающий данные по научным публикациям из узкоспециализированных электронных баз и по обращению к персоналии и ее научному творчеству из широких открытых поисковых систем [Зуев, 2020б; Костригин, 2020а; Моргун, 2020; Олей-ник, 2020].

Нам удалось получить некоторые сводные данные по показателям РИНЦ, касающимся Якова Александровича Пономарева. Данные в РИНЦ постоянно обновляются, поскольку научная работа не прерывается, и исследователи постоянно ищут в поисковиках те или иные сведения об ученых, их трудах, цитируют найденные работы по изучаемым темам. Из-за большого количества вносимых в РИНЦ статей, монографий и сборников их обработка и индексация в НЭБ может задерживаться, поэтому и РИНЦ показатели автора могут обновляться либо постепенно еженедельно, либо сразу полностью, но с гораздо более продолжительными временными интервалами. В связи с этим важно указывать дату, когда были получены данные из НЭБ.

В данной статье приведены РИНЦ-показатели, являвшиеся актуальными на 11 апреля 2021 г. Так, выявлено, что в РИНЦ проиндексировано 65 публикаций Я. А. Пономарева. Однако общее количество публикаций, подготовленных им за весь период творческой деятельности, составляет более 150. Это говорит о явно недостаточной представленности научных работ ученого в РИНЦ. Всего зафиксировано 7 102 цитирования трудов Пономарева, и он занимает в

12!

рейтинге психологов 48 место по количеству цитирований в РИНЦ. Индекс Хирша Пономарева в РИНЦ — 22, а место в рейтинге психологов, занимаемое им по индексу Хирша в РИНЦ, — 143. Эти показатели свидетельствуют о логико-научных факторах востребованности научного творчества Пономарева: количество ссылок на его работы говорит о высоком уровне интереса к его персоналии и его наследию со стороны современных ученых. Однако необходимо иметь в виду и то, что указанные здесь показатели цитирований и рассчитанный на их основе индекс Хирша учитывают только 65 публикаций, которые представлены в РИНЦ.

Теперь обратимся к данным по количеству интернет-запросов в Яндекс-поисковике, связанных с именем Я. А. Пономарева. Здесь будет использоваться статистика запросов за период с января 2019 г. по март 2021 г. Было рассмотрено 11 запросов (далее «ключевых фраз»): «Пономарев Яков Александрович», «Пономарев психология», «Пономарев психология творчества», «Пономарев Я. А. психология творчества и педагогика», «Пономарев творческое мышление», «Пономарев психология творческого мышления», «Пономарев интуиция», «Пономарев психология творения», «Пономарев теория творчества», «Пономарев творческий процесс», «Пономарев Я. А. методология». По всем этим ключевым фразам за указанный период зафиксировано всего 18 288 запросов. В 2019 г. их было 7 207, в 2020 г. — 9 040, а за 3 месяца 2021 г. — 2 041. Значительный рост запросов в 2020 г., по сравнению с 2019 г. (больше на 1 833), вполне объясним: в 2020 г. психологическое сообщество отмечало юбилей — 100-летие со дня рождения Я. А. Пономарева, была проведена конференция по проблемам психологии творчества и издан сборник научных трудов по этой тематике [Творчество в современном мире ... , 2020].

Качественный анализ запросов в отношении персоналии Я. А. Пономарева позволяет отметить следующее. Как оказалось, больше всего запросов по всем трем анализируемым годам приходится на ключевую фразу «Пономарев психология» (2019 г. — 3 476, 2020 г. — 4 359, январь — март 2021 г. — 965, всего — 8 803). На втором месте по количеству запросов находится ключевая фраза «Пономарев психология творчества» (2019 г. — 2 231, 2020 г. — 2 248, январь — март 2021 г. — 465, всего — 4 944). Скорее всего, этот запрос (ключевая фраза) связан с одной из наиболее известных монографий Пономарева —

«Психология творчества» (1976), с одной стороны, являющейся результатом его докторской диссертации, защищенной в 1972 г., с другой — включающей в себя намеченные им новые пути и возможности решения различных методологических проблем и вопросов, которые нашли свое отражение в более поздних его книгах [Пономарев, 1983; Пономарев, 2006]. На третьем месте — ключевая фраза «Пономарев творческое мышление» (2019 г. — 563, 2020 г. — 1 359, январь — март 2021 г. — 223, всего — 1 582). Как и в случае с предыдущей ключевой фразой, большое количество запросов объясняется тем, что Пономарев разработал систему понятий в области психологии творчества.

Далее с большим отрывом по количеству запросов идет следующая группа, состоящая из четырех ключевых фраз: «Пономарев Я. А. методология» (2019 г. — 173, 2020 г. — 528, январь — март 2021 г. — 171, всего — 872), «Пономарев Яков Александрович» (2019 г. — 252, 2020 г. — 425, январь — март 2021 г. — 91, всего — 768), «Пономарев Я. А. психология творчества и педагогика» (2019 г. — 259, 2020 г. — 311, всего за 2 года оказалось 570 запросов; за период январь-март 2021 г. Яндекс, к сожалению, данных не предоставляет, что, вероятно, связано с отсутствием таковых запросов за рассматриваемый период или с изменением порядка фиксации количества запросов по ключевым фразам), «Пономарев психология творческого мышления» (2019 г. — 217, 2020 г. — 204, январь — март 2021 г. — 123, всего — 547). В этой группе преобладают ключевые фразы, связанные с психологией творчества, а также отражается стойкий интерес как к самой персоналии Пономарева и его биографии («Пономарев Яков Александрович»), так и к его методологическим разработкам («Пономарев Я. А. методология»).

По остальным четырем ключевым фразам (третья группа) количество запросов резко уменьшается (в общей сложности за 2 года и 3 месяца их оказалось меньше 100), причем в 2019 г. по трем ключевым фразам — «Пономарев интуиция», «Пономарев теория творчества» и «Пономарев творческий процесс» — не было ни одного запроса. Но в 2020 г., юбилейном для Я. А. Пономарева, количество запросов по всем ключевым фразам возросло. Самый большой рост в третьей группе ключевых фраз наблюдается в отношении фразы «Пономарев интуиция»: с 0 в 2019 г. до 94 в 2020 г., тем не менее это невысокий показатель запросов, по сравнению с

другими ключевыми фразами (сравним: по «Пономарев психология» в 2020 г. — 4 359, «Пономарев психология творчества» — 2 248); однако в январе — марте 2021 г. запросов опять не обнаружено.

Отсутствие запросов в 2019 г. и в январе — марте 2021 г., а также в целом небольшое их количество по ключевой фразе «Пономарев интуиция» (даже в юбилейном году!) вызывает вопросы. Ведь Пономарев всегда считался одним из ведущих специалистов в области психологии интуиции в отечественной психологии XX в., уделял отдельное внимание не только детальному теоретическому анализу этой проблемы, но и экспериментальному изучению самого психологического механизма интуиции, проведя серию оригинальных, блестяще организованных и виртуозно выполненных экспериментов [Пономарев, 2010; Журавлев, 2010].

Совсем незначительное количество запросов оказалось по ключевой фразе «Пономарев теория творчества» (всего 21 в 2020 г.) и «Пономарев творческий процесс» (всего 26 в 2020 г.). Несколько больше запросов имело место по ключевой фразе «Пономарев психология творения» (2019 г. — 36, 2020 г. — 28, всего 64). Скорее всего, запросы по данной ключевой фразе были со стороны интересующихся наиболее доступной в наше время, но значительно менее популярной книгой Пономарева «Психология творения», изданной в 1999 г., уже после кончины Пономарева, и представляющей собой избранные работы (главы из книг, статьи) ученого, раскрывающие его научные представления о психологии творчества, психологическом механизме творческого мышления [Пономарев, 1999].

Заканчивая анализ массива данных, связанных с количеством запросов в интернет-поисковике Яндекс, касающихся персоналии

Я. А. Пономарева, можно отметить следующее. Современные интернет-пользователи, интересующиеся данной персоналией, указывают при поиске, в первую очередь, весьма «широкую» ключевую фразу — «Пономарев психология» (всего за указанный период — 8 803 запроса), затем идет более «узкая» формулировка — «Пономарев психология творчества» (всего за указанный период — 4 944 запроса), и это вполне объяснимо, так как долгое время Пономарев позиционировался в психологическом сообществе преимущественно как специалист в области психологии творчества. Обнаруживался также определенный интерес со стороны пользователей к гораздо бо-

лее узким разработкам Пономарева в области психологии творчества — «творческое мышление», «интуиция», «теория творчества», «творческий процесс». Несмотря на то, что Пономарев внес неоценимый вклад в развитие и решение целого ряда методологических вопросов психологической науки (см. выше), и появилось уже немало трудов, посвященных вкладу ученого именно в эту область психологии [Александров, 2006; Галкина, 2016; Галкина, 2020а; Галкина, 2020б; Журавлев, 2016; Журавлев, 2019], количество интересующихся достижениями и его трудами в области методологии науки относительно невелико, но отрадно, что их количество за последнее время существенно выросло (см. выше данные по этой ключевой фразе «Пономарев Я. А. методология»). Полученные результаты исследования количества запросов по выявленным ключевым фразам, связанным с

Я. А. Пономаревым, можно отнести к социально-историческим факторам востребованности его научного наследия: запросы в интернет-поисковике осуществляют далеко не только исследователи-психологи, но и люди из других профессиональных сфер. Более того, сервис «Яндекс. Подбор слов» предоставляет сведения о количестве запросов по ключевым фразам из разных стран мира и регионов России (эти показатели могут обсуждаться в других специальных работах). Поэтому приведенные выше данные свидетельствуют о существующем интересе к личности и научному творчеству Я. А. Пономарева у представителей разных социальных групп России и других стран мира (в основном, СНГ) в современную историческую эпоху.

Заключение

Подводя итоги, отметим новизну проведенного исследования, которая заключается, во-первых, в применении наукометрического анализа в историко-психологическом исследовании (что в отечественной психологической науке встречается пока относительно редко, хотя следует отметить рост подобных исследований в последние годы [Зуев, 2020б; Зуев, 2020в; Ко-стригин, 2020а; Костригин, 2020б; Моргун, 2020; Моргун, 2021а; Моргун, 2021б; Олейник, 2020]); во-вторых, в расширении проблемного поля изучения научного творчества Я. А. Пономарева с помощью современных количественных методов анализа. Сочетание качественного и количественного методов в историко-психологических исследованиях позволяет получить новый массив

123

данных в отношении творческого наследия ученых, что, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию роли того или иного специалиста, результатов его научной деятельности в развитии современного научного знания и определении перспективных точек роста соответствующей области науки.

Мы полагаем, что использование наукометрического подхода совместно с качественным анализом творческого наследия Пономарева с учетом социально-исторических, логико-научных и личностных факторов даст возможность говорить о влиянии научного творчества ученого на современные работы в различных областях психологической науки и практики. Полученные результаты внесут свой вклад в актуальную исто-рико-психологическую проблематику исследований в Институте психологии РАН и развития его научных школ.

Библиографический список

Александров И. О. Закономерности динамики цитирования научных публикаций / И. О. Александров, Н. Е. Максимова // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова. Москва : Институт психологии РАН, 2017. С. 36-45.

Александров И. О. Экспериментальная методология Я. А. Пономарева и принцип реконструкции / И. О. Александров, Н. Е. Максимова // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева. Москва : Институт психологии РАН, 2006. С. 329-351.

Аллахвердов В. М. Эвристический потенциал концепции Я. А. Пономарева / В. М. Аллахвердов, В. А. Гершкович, В. Ю. Карпинская,

Н. В. Морошкина, О. В. Науменко, Н. Х. Тухтиева, М. Г. Филиппова // Психологический журнал. 2015. Т. 36. № 6. С. 24-34.

Белопольский В. И. Зарождение системного подхода в Институте психологии АН СССР в 1972-1973 гг. / В. И. Белопольский, А. Л. Журавлев,

А. А. Костригин // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 1. С. 36-45.

Выдающиеся ученые Института психологии РАН: Биографические очерки / под ред. А. Л. Журавлева ; сост. А. Л. Журавлев, В. И. Белопольский. Москва : Институт психологии РАН, 2020. 403 с.

Галкина Т. В. Вклад Я. А. Пономарева в развитие методологических и теоретических вопросов психологической науки (к 100-летию со дня рождения) / Т. В. Галкина, А. Л. Журавлев // Психологический журнал. 2020а. Т. 41. № 6. С. 5-13.

Галкина Т. В. Логика развития и основные итоги научного творчества Я. А. Пономарева (к 100-летию со дня рождения) / Т. В. Галкина, А. Л. Журавлев // Институт психологии Российской академии наук. Со-

циальная и экономическая психология. 2020б. Т. 5. № 4 (20). С. 196-217.

Галкина Т. В. Развитие научного творчества Я. А. Пономарева / Т. В. Галкина, А. Л. Журавлев // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 1. С. 16-25.

Елисеева И. Н. Наукометрический анализ как метод изучения состояния и динамики научного направления (на примере использования категории «индивидуальность» в названиях диссертационных исследований 1992-2018 гг.) / И. Н. Елисеева, Ю. Н. Олейник // Методология, теория, история психологии личности / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Никитина, Н. Е. Харламенкова. Москва : Институт психологии РАН, 2019. С. 218-233.

Журавлев А. Л. Основные вехи жизненного пути и научного творчества Я. А. Пономарева /

А. Л. Журавлев, Т. В. Галкина // Я. А. Пономарев. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии. Москва : ООО «ТИД "Арис"», 2010. С. 6-54.

Журавлев А. Л. Основные направления инженерно-психологических исследований В. Ф. Рубахина / А. Л. Журавлев, А. А. Костригин // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. 2021. Т. 6. № 3. С. 159-180.

Журавлев А. Л. Основные научные идеи Я. А. Пономарева в области теории и методологии психологии / А. Л. Журавлев, Т. В. Галкина // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 2 (107). С. 73-81.

Журавлев А. Л. Философско-психологическая система научных представлений Я. А. Пономарева: истоки, основные положения, перспективы / А. Л. Журавлев, Т. В. Галкина // История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, содержание концепций / отв. ред. А. Л. Журавлев, В. А. Кольцова, Ю. Н. Олейник. Москва : Институт психологии РАН, 2016. С. 264-279.

Зуев К. Б. Библиометрический анализ перспективных направлений психологических исследований // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. 2020а. № 2 (52). С. 114-119.

Зуев К. Б. Наукометрический анализ творческого наследия Б. Ф. Ломова // Психологические исследования в интернет-пространстве: поисковые системы, социальные сети, электронные базы / отв. ред. А. Л. Журавлев, д. А. Китова. Москва : Институт психологии РАН, 2020б. С. 340-362.

Зуев К. Б. Труды В. М. Бехтерева в российских и международных наукометрических базах: сравнительный анализ // Бехтерев и современная психология личности : сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции (к 135-летию организации первой в России психофизиологической лаборатории в г. Казани) / отв. ред. Л. М. Попов. Казань : НОУ

ДПО «Центр социально-гуманитарного образования», 2020в. С. 5-7.

Кольцова В. А. Теоретико-методологические основы истории психологии. Москва : Институт психологии РАН, 2004. 413 с.

Коннов В. И. Тенденции цитирования в российских и зарубежных психологических журналах / В. И. Коннов, М. А. Юревич // Вопросы психологии. 2014. № 2. С. 42-51.

Костригин А. А. Динамика частоты упоминания фамилии В. М. Бехтерева в русскоязычном и англоязычном корпусах Google Books / А. А. Костригин, Т. М. Хусяинов // Психологические исследования в интернет-пространстве: поисковые системы, социальные сети, электронные базы / отв. ред.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A. Л. Журавлев, д. А. Китова. Москва : Институт психологии РАН, 2020а. С. 328-339.

Костригин А. А. Имя Л. С. Выготского как объект Digital Humanities / А. А. Костригин, Т. М. Хусяинов // История российской психологии в лицах : Дайджест. 2016. № 6. С. 44-66.

Костригин А. А. Истоки и актуальность возникновения когнитивной психологии (Digital Humanities в истории психологии) / А. А. Костригин,

К. Н. Мазина // История российской психологии в лицах : Дайджест. 2018. № 3. С. 19-30.

Костригин А. А. Цифровая история психологии: характеристики, методы и направления // Социальные и цифровые исследования науки: коллективная монография / под ред. А. А. Аргамаковой, Е. В. Масланова,

B. В. Слюсарева, Т. М. Хусяинова. Москва : Русское общество истории и философии науки, 2020б.

C. 124-135.

Можаева Г. В. Digital Humanities: цифровой поворот в гуманитарных науках // Гуманитарная информатика. 2015. № 9. С. 8-23.

Моргун А. Н. Институциональные факторы развития отечественной истории психологии (на материале РИНЦ) / А. Н. Моргун, Ю. Н. Олейник,

А. Л. Журавлев // Психологический журнал. 2021а. Т. 42. № 1. С. 111-121.

Моргун А. Н. Наукометрическое пространство исследований по истории психологии: приросты и издержки // Знание. Понимание. Умение. 2019. № 2. С. 136-146.

Моргун А. Н. Отечественная история психологии в российском и международном информационном пространстве // Психологические исследования в интернет-пространстве: поисковые системы, социальные сети, электронные базы / отв. ред. А. Л. Журавлев, д. А. Китова. Москва : Институт психологии РАН, 2020. С. 295-327.

Моргун А. Н. Тематические направления отечественной истории психологии как внутренние факторы развития отрасли: наукометрический анализ на материале РИНЦ / А. Н. Моргун, Ю. Н. Олейник, А. Л. Журавлев // Институт психологии Российской

академии наук. Социальная и экономическая психология. 2021б. Т. 6. № 1 (21). С. 219-251.

Олейник Ю. Н. История психологии в пространстве российского Интернета // Психологические исследования в интернет-пространстве: поисковые системы, социальные сети, электронные базы / отв. ред. А. Л. Журавлев, д. А. Китова. Москва : Институт психологии РАН, 2020. С. 363-390.

Осипов Г. В. Наукометрия. Индикаторы науки и технологии / Г. В. Осипов, С. В. Климовицкий. Москва : Юрайт, 2019. 200 с.

Позняков В. П. Вклад К. К. Платонова в разработку проблем социальной психологии / В. П. Позняков, А. Л. Журавлев // Психологический журнал. 2021. Т. 42. № 3. С. 107-116.

Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. Москва : Наука, 1983. 206 с.

Пономарев Я. А. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии. Москва : ООО «ТИД "Арис"», 2010. 291 с.

Пономарев Я. А. Психология творения: избранные психологические труды. Москва : Изд-во Московского психолого-социального института. Воронеж : МОДЭК, 1999. 475 с.

Пономарев Я. А. Психология творчества. Москва : Наука, 1976. 302 с.

Пономарев Я. А. Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / ред.-сост. д. В. Ушаков. Москва : Институт психологии РАН, 2006. С. 145-276.

Семенов И. Н. Я. А. Пономарев известный и неизвестный: персонологическая рефлексия взаимодействия философии творчества и психологии развития (к 100-летнему юбилею) // Мир психологии. 2020. № 3 (103). С. 245-261.

Творчество в современном мире: человек, общество, технологии : материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Я. А. Пономарева, Институт психологии РАН, 26-27 сентября 2020 г. / под общ. ред. д. В. Ушакова, И. Ю. Владимирова, А. А. Медынцева. Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2020. 222 с.

Ушаков д. В. Введение в издательскую серию «Научные школы ИП РАН» / д. В. Ушаков, А. Л. Журавлев // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / ред.-сост. д. В. Ушаков. Москва : Институт психологии РАН, 2006а. С. 9-12.

Ушаков д. В. Языки психологии творчества: Яков Александрович Пономарев и его научная школа // Психология творчества: школа Я. А. Пономарева / ред.-сост. д. В. Ушаков. Москва : Институт психологии РАН, 2006б. С. 19-142.

Федоров А. А. Библиометрический анализ публикаций по постнеклассической психологии в РИНЦ // Вопросы психологии. 2019. № 4. С. 135-145.

Reference list

Aleksandrov I. O. Zakonomernosti dinamiki citirovan-ija nauchnyh publikacij = Patterns of citation dynamics of

scientific publications / I. O. Aleksandrov, N. E. Maksi-mova // Fundamental'nye i prikladnye issledovanija sov-remennoj psihologii: rezul'taty i perspektivy razvitija / otv. red. A. L. Zhuravlev, V. A. Kol'cova. Moskva : Institut psihologii RAN, 2017. S. 36-45.

Aleksandrov I. O. Jeksperimental'naja metodologija Ja. A. Ponomareva i princip rekonstrukcii = Experimental methodology of Ya. A. Ponomarev and the principle of reconstruction / I. O. Aleksandrov, N. E. Maksimova // Psihologija tvorchestva: shkola Ja. A. Ponomareva. Moskva : Institut psihologii RAN, 2006. S. 329-351.

Allahverdov V. M. Jevristicheskij potencial koncepcii Ja. A. Ponomareva = Heuristic potential of the concept of Y. A. Ponomarev / V. M. Allahverdov, V A. Gershkovich, V Ju. Karpinskaja, N. V Moroshkina, O. V Naumenko, N. H. Tuhtieva, M. G. Filippova // Psihologicheskij zhur-nal. 2015. T. 36. № 6. S. 24-34.

Belopol'skij V. I. Zarozhdenie sistemnogo podhoda v Institute psihologii AN SSSR v 1972-1973 gg. = The birth of a systemic approach at the Institute of Psychology of the USSR Academy of Sciences in 1972-1973 / V. I. Bel-opol'skij, A. L. Zhuravlev, A. A. Kostrigin // Psiholog-icheskij zhurnal. 2021. T. 42. № 1. S. 36-45.

Vydajushhiesja uchenye Instituta psihologii RAN: Bi-ograficheskie ocherki = Outstanding scientists of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences: Biographical essays / pod redakciej A. L. Zhuravleva ; sost. A. L. Zhuravlev, V I. Belopol'skij. Moskva : Institut psihologii RAN, 2020. 403 s.

Galkina T. V. Vklad Ja. A. Ponomareva v razvitie metodologicheskih i teoreticheskih voprosov psiholog-icheskoj nauki (k 100-letiju so dnja rozhdenija) = Contribution of Ya. A. Ponomarev to the development of methodological and theoretical issues of psychological science (on the occasion of the 100th anniversary of birth) / T. V. Galkina, A. L. Zhuravlev // Psihologicheskij zhurnal. 2020a. T. 41. № 6. S. 5-13.

Galkina T. V Logika razvitija i osnovnye itogi nauch-nogo tvorchestva Ja. A. Ponomareva (k 100-letiju so dnja rozhdenija) = The logic of development and the main results of the scientific work of Y. A. Ponomarev (on the occasion of the 100th anniversary of birth) / T. V. Galkina, A. L. Zhuravlev // Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naja i jekonomicheskaja psihologija. 2020b. T. 5. № 4 (20). S. 196-217.

Galkina T. V Razvitie nauchnogo tvorchestva Ja. A. Ponomareva = Development of scientific creativity of Y. A. Ponomarev / T. V. Galkina, A. L. Zhuravlev // Psihologicheskij zhurnal. 2016. T. 37. № 1. S. 16-25.

Eliseeva I. N. Naukometricheskij analiz kak metod izuchenija sostojanija i dinamiki nauchnogo napravlenija (na primere ispol'zovanija kategorii «individual'nost'« v nazvanijah dissertacionnyh issledovanij 1992-2018 gg.) = Scientifometric analysis as a method of studying the state and dynamics of the scientific direction (on the example of using the category «individuality» in the titles of dissertation studies in 1992-2018) / I. N. Eliseeva, Ju. N. Olejnik // Metodologija, teorija, istorija psihologii lich-

nosti / otv. red. A. L. Zhuravlev, E. A. Nikitina, N. E. Har-lamenkova. Moskva : Institut psihologii RAN, 2019. S. 218-233.

Zhuravlev A. L. Osnovnye vehi zhiznennogo puti i nauchnogo tvorchestva Ja. A. Ponomareva = The main milestones of the life path and scientific creativity of Y. A. Ponomarev / A. L. Zhuravlev, T. V Galkina // Ja. A. Ponomarev. Psihika i intuicija. Neopublikovannye materi-aly, stihi, risunki i fotografii. Moskva : OOO «TID "Aris"», 2010. S. 6-54.

Zhuravlev A. L. Osnovnye napravlenija inzhenerno-psihologicheskih issledovanij V F. Rubahina = Main areas of engineering and psychological research VF. Rubakhin / A. L. Zhuravlev, A. A. Kostrigin // Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Organizacionnaja psihologija i psihologija truda. 2021. T. 6. № 3. S. 159-180.

Zhuravlev A. L. Osnovnye nauchnye idei Ja. A. Ponomareva v oblasti teorii i metodologii psihologii = The main scientific ideas of Y. A. Ponomarev in the field of theory and methodology of psychology / A. L. Zhurav-lev, T. V. Galkina // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2019. № 2 (107). S. 73-81.

Zhuravlev A. L. Filosofsko-psihologicheskaja sistema nauchnyh predstavlenij Ja. A. Ponomareva: istoki, osnovnye polozhenija, perspektivy = Philosophical and psychological system of scientific ideas of Y. A. Ponomarev: origins, main provisions, prospects / A. L. Zhuravlev, T. V. Galkina // Istorija otechestvennoj i mirovoj psiholog-icheskoj mysli: sud'by uchenyh, dinamika idej, soderzha-nie koncepcij / otv. red. A. L. Zhuravlev, V A. Kol'cova, Ju. N. Olejnik. Moskva : Institut psihologii RAN, 2016. S. 264-279.

Zuev K. B. Bibliometricheskij analiz perspektivnyh napravlenij psihologicheskih issledovanij = Bibliometric analysis of promising areas of psychological research // Vestnik Jaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. Serija: Gumanitarnye nauki. 2020a. № 2 (52). S. 114-119.

Zuev K. B. Naukometricheskij analiz tvorcheskogo nasledija B. F. Lomova = Scientific analysis of the creative heritage of B. F. Lomov // Psihologicheskie issledo-vanija v internet-prostranstve: poiskovye sistemy, so-cial'nye seti, jelektronnye bazy / otv. red. A. L. Zhuravlev, D. A. Kitova. Moskva : Institut psihologii RAN, 2020b. S. 340-362.

Zuev K. B. Trudy V. M. Behtereva v rossijskih i mezhdunarodnyh naukometricheskih bazah: sravnitel'nyj analiz = Works of V. M. Bekhterev in Russian and international science-metric bases: comparative analysis // Behterev i sovremennaja psihologija lichnosti : sbornik statej VI Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii (k 135-letiju organizacii pervoj v Rossii psihofiziolog-icheskoj laboratorii v g. Kazani) / otv. red. L. M. Popov. Kazan' : NOU DPO «Centr social'no-gumanitarnogo obrazovanija», 2020v. S. 5-7.

Kol'cova V. A. Teoretiko-metodologicheskie osnovy istorii psihologii = Theoretical and methodological foun-

dations of the history of psychology. Moskva : Institut psihologii RAN, 2004. 413 s.

Konnov V I. Tendencii citirovanija v rossijskih i za-rubezhnyh psihologicheskih zhurnalah = Citation trends in Russian and foreign psychological journals / V I. Konnov, M. A. Jurevich // Voprosy psihologii. 2014. № 2. S. 42-51.

Kostrigin A. A. Dinamika chastoty upominanija familii V. M. Behtereva v russkojazychnom i an-glojazychnom korpusah = Google Books Dynamics of the frequency of mentioning the name of V. M. Bekhterev in the Russian-language and English-language corpuses of Google Books / A. A. Kostrigin, T. M. Husjainov // Psi-hologicheskie issledovanija v internet-prostranstve: pois-kovye sistemy, social'nye seti, jelektronnye bazy / otv. red. A. L. Zhuravlev, D. A. Kitova. Moskva : Institut psihologii RAN, 2020a. S. 328-339.

Kostrigin A. A. Imja L. S. Vygotskogo kak ob#ekt = Digital Humanities Name of L. S. Vygotsky as an object of Digital Humanities / A. A. Kostrigin, T. M. Husjai-nov // Istorija rossijskoj psihologii v licah. 2016. № 6. S. 44-66.

Kostrigin A. A. Istoki i aktual'nost' vozniknovenija kognitivnoj psihologii (Digital Humanities v istorii psihologii) = The origins and relevance of the emergence of cognitive psychology (Digital Humanities in the history of psychology) / A. A. Kostrigin, K. N. Mazina // Istorija rossijskoj psihologii v licah. 2018. № 3. S. 19-30.

Kostrigin A. A. Cifrovaja istorija psihologii: harakter-istiki, metody i napravlenija = Digital history of psychology: characteristics, methods and directions // Social'nye i cifrovye issledovanija nauki : kollektivnaja monografija / pod redakciej A. A. Argamakovoj, E. V. Maslanova, V V Sljusareva, T. M. Husjainova. Moskva : Russkoe ob-shhestvo istorii i filosofii nauki, 2020b. S. 124-135.

Mozhaeva G V. Digital Humanities: cifrovoj povorot v gumanitarnyh naukah = Digital Humanities: a digital turn in the humanities // Gumanitarnaja informatika. 2015. № 9. S. 8-23.

Morgun A. N. Institucional'nye faktory razvitija otechestvennoj istorii psihologii (na materiale RINC) = Institutional factors of the development of the domestic history of psychology (based on the RSCI material) / A. N. Morgun, Ju. N. Olejnik, A. L. Zhuravlev // Psiholog-icheskij zhurnal. 2021a. T. 42. № 1. S. 111-121.

Morgun A. N. Naukometricheskoe prostranstvo issle-dovanij po istorii psihologii: prirosty i izderzhki = Science-based research space on the history of psychology: increases and costs // Znanie. Ponimanie. Umenie. 2019. № 2. S. 136-146.

Morgun A. N. Otechestvennaja istorija psihologii v rossijskom i mezhdunarodnom informacionnom pros-transtve = Domestic history of psychology in the Russian and international information space // Psihologicheskie issledovanija v internet-prostranstve: poiskovye sistemy, social'nye seti, jelektronnye bazy / otv. red. A. L. Zhurav-lev, D. A. Kitova. Moskva : Institut psihologii RAN, 2020. S. 295-327.

Morgun A. N. Tematicheskie napravlenija otech-estvennoj istorii psihologii kak vnutrennie faktory razvitija otrasli: naukometricheskij analiz na materiale RINC = Thematic directions of the Russian history of psychology as internal factors of the development of the industry: scientificometric analysis based on the RSCI material / A. N. Morgun, Ju. N. Olejnik, A. L. Zhuravlev // Institut psi-hologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naja i jekonomicheskaja psihologija. 2021b. T. 6. № 1 (21). S. 219-251.

Olejnik Ju. N. Istorija psihologii v prostranstve ros-sijskogo Interneta = History of psychology in the space of the Russian Internet // Psihologicheskie issledovanija v internet-prostranstve: poiskovye sistemy, social'nye seti, jelektronnye bazy / otv. red. A. L. Zhuravlev, D. A. Kitova. Moskva : Institut psihologii RAN, 2020. S. 363-390.

Osipov G. V. Naukometrija. Indikatory nauki i tehnologii = Science metrics. Science and technology indicators / G. V. Osipov, S. V. Klimovickij. Moskva : Jurajt, 2019. 200 s.

Poznjakov V P. Vklad K. K. Platonova v razrabotku problem social'noj psihologii = Contribution of K. K. Pla-tonov to the development of social psychology problems / V. P. Poznjakov, A. L. Zhuravlev // Psihologicheskij zhur-nal. 2021. T. 42. № 3. S. 107-116.

Ponomarev Ja. A. Metodologicheskoe vvedenie v psi-hologiju = Methodological introduction to psychology. Moskva : Nauka, 1983. 206 s.

Ponomarev Ja. A. Psihika i intuicija. Neopub-likovannye materialy, stihi, risunki i fotografii = Psyche and intuition. Unpublished materials, poems, drawings and photographs. Moskva : OOO «TID "Aris"», 2010. 291 s.

Ponomarev Ja. A. Psihologija tvorenija: izbrannye psihologicheskie trudy = Psychology of creation: selected psychological works. Moskva : Izd-vo Moskovskogo psi-hologo-social'nogo instituta. Voronezh : MODJeK, 1999. 475 s.

Ponomarev Ja. A. Psihologija tvorchestva = Psychology of creativity. Moskva : Nauka, 1976. 302 s.

Ponomarev Ja. A. Perspektivy razvitija psihologii tvorchestva = Prospects for the development of creativity psychology // Psihologija tvorchestva: shkola Ja. A. Ponomareva / red.-sost. D. V Ushakov. Moskva : Institut psihologii RAN, 2006. S. 145-276.

Semenov I. N. Ja. A. Ponomarev izvestnyj i neizvest-nyj: personologicheskaja refleksija vzaimodej stvija filosofii tvorchestva i psihologii razvitija (k 100-letnemu jubile-ju) = Ponomarev is famous and unknown: a personologi-cal reflection of the interaction between the philosophy of creativity and the psychology of development (for the 100th anniversary) // Mir psihologii. 2020. № 3 (103). S. 245-261.

Tvorchestvo v sovremennom mire: chelovek, ob-shhestvo, tehnologii = Creativity in the modern world: man, society, technology : materialy Vserossijskoj nauch-noj konferencii, posvjashhennoj 100-letiju so dnja rozh-denija Ja. A. Ponomareva / Institut psihologii RAN, 26-27

sentjabija 2020 g. ; pod obshh. red. D. V Ushakova, I. Ju. Vladimirova, A. A. Medynceva. Moskva : Institut psi-hologii RAN, 2020. 222 s.

Ushakov D. V. Vvedenie v izdatel'skuju seriju «Nauchnye shkoly IP RAN» = Introduction to the publishing series «Scientific Schools of the IP RAS» / D. V. Ushakov, A. L. Zhuravlev // Psihologija tvorchestva: shkola Ja. A. Ponomareva / red.-sost. D. V. Ushakov. Moskva : Institut psihologii RAN, 2006a. S. 9-12.

Ushakov D. V. Jazyki psihologii tvorchestva: Jakov Aleksandrovich Ponomarev i ego nauchnaja shkola =

Languages of psychology of creativity: Yakov Alexandrovich Ponomarev and his scientific school // Psihologija tvorchestva: shkola Ja. A. Ponomareva / red.-sost. D. V Ushakov. Moskva : Institut psihologii RAN, 2006b. S. 19-142.

Fedorov A. A. Bibliometricheskij analiz publikacij po postneklassicheskoj psihologii v RINC = Bibliometric analysis of postneclassical psychology publications at RSCI // Voprosy psihologii. 2019. № 4. S. 135-145.

Статья поступила в редакцию 29.11.2021; одобрена после рецензирования 30.12.2021; принята к публикации 13.01.2022.

The article was submitted on 29.11.2021; approved after reviewing 30.12.2021; accepted for publication on 13.01.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.