Научная статья на тему '"я не участвую, не существую в мире. . . ": диалог с символизмом и экзистенциализмом в стихотворении Бориса Поплавского "Снова в венке из воска"'

"я не участвую, не существую в мире. . . ": диалог с символизмом и экзистенциализмом в стихотворении Бориса Поплавского "Снова в венке из воска" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
234
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б. ПОПЛАВСКИЙ / СИМВОЛИЗМ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ / МОТИВ / ОБРАЗ / ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ / B. POPLAVSKY / SYMBOLISM / EXISTENTIALISM / MOTIF / IMAGE / LITERATURE OF RUSSIAN COMPATRIOTS ABROAD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Загуменнов Александр Владимирович, Маматов Глеб Максимович

Статья посвящена эстетико-философскому синтезу в поздней лирике Б. Поплавского, а именно соединению черт символизма и экзистенциализма в стихотворении «Снова в венке из воска» (1931-1934) из посмертной книги стихов «Снежный час». Выявлено, что произведение поэта «парижской ноты» - пример «пограничной» поэтики. Рассмотрены его мотивно-образная система и пространственно-временная структура. Центральными лейтмотивами миниатюры оказываются время и его смерть-преломление, что коррелирует с символистскими темами опьянения, разграничения внешнего и внутреннего миров и т.д. При этом особую роль здесь играет ситуация ek-stasis, задающая развитие лирического сюжета, строящегося на осмыслении героем окружающей реальности и своего присутствия в ней как не-бытия и не-существования. Основной мотив произведения - преодоление мира и уход-погружение в себя. Пограничные (двоемирные) ситуации лирического героя рассмотрены в свете философско-литературных поисков самого поэта, а также на основе их сопоставления с идеями Ж.П. Сартра и Н. Бердяева. Стихотворение, в соответствии со своим названием, представляет собой венок с двумя «узлами». Последними выступают пограничные ситуации как пределы развития некоторых линий лирического сюжета. Герой стихотворения в итоге представлен как растворенный во времени, растопленный, как снег, и недовоплощенный, как антропоморфная душа без полноценной оболочки, что, отталкиваясь от традиций русского символизма, выступает живым диалогом и формой экзистенциалистского рассуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"I DO NOT PARTICIPATE, I DO NOT EXIST IN THE WORLD...": A DIALOGUE WITH SYMBOLISM AND EXISTENTIALISM IN BORIS POPLAVSKY’S POEM "AGAIN IN A WREATH OF WAX"

The article discusses aesthetic and philosophical synthesis in the late lyrics of B. Poplavsky, namely the combination of the features of symbolism and existentialism in the poem «Again in a Wreath of Wax» (1931-1934) from the posthumous book of poems «Snowy Hour». It has been revealed that the work of the poet of the “Paris note” is an example of the “borderline” poetics. Its motive-shaped system and space-time structure are considered. Time and its death-refraction are the central motifs of the miniature, which correlate with the symbolist themes of intoxication, the delimitation of the external and internal worlds, etc. In this case, the ek-stasis situation plays a special role, setting the development of a lyrical plot based on the hero's understanding of the surrounding reality and his presence in it as non-being and non-existence. The core motive of the work is overcoming the world and self-immersion. The borderline (double-world) situations of the lyric hero are examined in the light of the philosophical and literary searches of the poet himself, as well as on the basis of their comparison with the ideas of J.P. Sartre and N. Berdyaev. The poem, in accordance with its name, is a wreath with two "knots". The latter are borderline situations working as the limits for the development of some lines of the lyrical plot. The hero of the poem is ultimately presented as dissolved in time, melted like snow, and under-embodied, as an anthropomorphic soul without a full shell, which, building on the traditions of Russian symbolism, acts as a living dialogue and a form of existentialist reasoning.

Текст научной работы на тему «"я не участвую, не существую в мире. . . ": диалог с символизмом и экзистенциализмом в стихотворении Бориса Поплавского "Снова в венке из воска"»

«Я НЕ УЧАСТВУЮ, НЕ СУЩЕСТВУЮ В МИРЕ...»: ДИАЛОГ С СИМВОЛИЗМОМ И ЭКЗСИТЕНЦИАЛИЗМОМ В СТИХОТВОРЕНИИ БОРИСА ПОПЛАВСКОГО «СНОВА В ВЕНКЕ ИЗ ВОСКА»

А.В. Загуменное, Г.М. Маматов

Ключевые слова: Б. Поплавский, символизм, экзистенциализм, мотив, образ, литература русского зарубежья. Keywords: B. Poplavsky, symbolism, existentialism, motif, image, literature of Russian compatriots abroad.

DOI 10.14258/fllichel(2020)2-08

Введение

Д.В. Токарев, рассматривая опубликованную посмертно книгу стихов Б. Поплавского «Снежный час» (Париж, 1936 год), отмечал уход поэта от основной дионисийской концепции раннего творчества: «В "Снежном часе" Поплавский довольно далеко ушел от того понимания поэзии, которое изложил в небольшом тексте 1928 года (Заметки о поэзии // Стихотворение-II. Париж, 1928), в котором отдал предпочтение дионисийскому, динамическому началу <...>. Ощущение от стихов "Снежного часа" другое - художник, манипулирующий "разноцветными жидкостями", уступил в нем место скульптору, работающему с двумя цветами - черным и белым» [Токарев, 2011]. Изменения, фиксируемые исследователем, связаны с философскими и религиозными поисками поэта «парижской ноты». Если в его ранней поэтике очевидны и следы ницшеанской идеи о «духе музыки» [Кочеткова, 2010], и влияние эстетики сюрреализма и дадаизма [Лапаева, 2004, с. 284-290], то в «Снежном часе», образце «позднего творчества Поплавского», с одной стороны, отображено влияние символистских концепций Д.С. Мережковского, Вяч. Иванова, А.А. Блока, с другой - усилена связь с экзистенциализмом («латинское ex-sisto - «выступаю» - родственно греческому ek-stasis - «выход из себя» [Мамардашвили, 2014, с. 247]), занимавшим важное место в 1920-1930-х годах в европейской культуре. Специфика последнего из названных направлений заключалась в том, что оно реализовало себя «через форму, которой пользуется литература» [Мамардашвили, 2014, с. 256].

Многие исследователи описывали преломление черт символизма в произведениях Б. Поплавского [Менегальдо, 2007], [Кочеткова, 2010], [Токарев, 2011], [Компарелли, 2015], [Тырышкина, Маматов

2018], но наше внимание сосредоточено на позиции, согласно которой в его творчестве скрещиваются черты символизма и экзистенциализма [Жердева, 1999], [Кругликова, 2006, с. 19-24], [Шакирова, 2010, с. 195198]. В свете указанных трудов возникает вопрос о дистрибуции двух течений в поздних произведениях поэта «парижской ноты».

Наиболее полно описывает экзистенциализм в лирике и эстетике Поплавского А.Д. Кругликова, выявляя у него особенность трактовки экзистенции как сочетания «интенционального внутреннего процесса» и «хейдеггеровской идеи кенозиса, смирения, истощения, ничтожения субъектом самого себя в условия "страшного бытия"» [Кругликова, 2006, с. 19-20]. Эта конфигурация порождает особое понимание «я» у Поплавского как формулу «"я" + Другой» [Кругликова, 2006, с. 20]. Однако, как отмечает исследователь, структурным элементом в данной ситуации является мистическое шестое чувство, что позволяет выделить экзистенциализм Поплавского как метафизический: «"Другой" выступает как сверхличная составляющая ego» [Кругликова, 2006, с. 20]. А.Д. Кругликова приходит к следующему выводу: «Лирическое "я" Поплавского раскрывается через следующие психофизические комплексы: "подпольного человека"; двойника (инварианты "Ты" / "Другой"); психофизиологический комплекс "детства"» [Кругликова, 2006, с. 20]. Каждый «комплекс» исследователь подробно описывает в своей статье на примере стихотворений из книги «Снежный час».

М.Р. Шакирова отмечает, что в прозаическом творчестве «монпарнасца» экзистенциальные черты проявляются в образе особого героя, отрешенного от действительности: «писатель создал образ "героя своего времени", современного ему человека, отрешенного от внешнего мира, живущего в собственном микрокосме, пытающегося в одиночку определить свои позиции перед Богом, страшно одинокого и боящегося себе в этом признаться» [Шакирова, 2010, с. 196]. Исследователь отмечает, что Поплавский «не смог избежать» влияния С. Кьеркегора, Ж.П. Сартра, Н.А. Бердяева. На примере Васеньки, героя романа «Аполлон Безобразов», Шакирова показывает реализацию двух стадий экзистенциального становления героя: эстетическую, когда он «"плыл по течению жизни", пока это течение не вынесло его к "скале" - Аполлону Безобразову», и этическую, когда герой отказывается от окружающей жизни и замыкается в своей сфере, «в абстрагированности от всех и вся» [Шакирова, 2010, с. 196]. Это понимание экзистенциального героя в прозе Поплавского встраивается и в философские мотивы в его лирике. Заметим, что дилогия «Домой с небес» и «Аполлон Безобразов», ставшая предметом исследования

Шакировой, была написана в промежуток с 1926 по 1935 год. В это же самое время создается финальная книга стихов «Снежный час». Стихотворения, составляющие ее, писались в период с 1931 по 1934 год, что позволяет говорить о ее «родстве» с романами и даже допустить ее в качестве «поэтической прелюдии» к ним.

Отметим, что оба исследователя [Кругликова, 2006; Шакирова, 2010] в своих замечаниях «типологически» едины: «подпольный человек» и «герой своего времени» - один и тот же лирический субъект в состоянии ek-stasis'а. Примечателен и выбранный ими материал исследования — позднее творчество Поплавского 1930-х годов («Снежный час» и дилогия). Данные наблюдения позволяют сделать предположение о приоритетности экзистенциального учения именно в этот период в творчестве «монпарснасца». Тем не менее, это не значит, что в 1930-х годах поэт окончательно «порывает» с символизмом. В текущей плоскости рассуждения возникает вопрос: какая именно тенденция или какое из двух вышеназванных направлений оказывается приоритетным? Ответ на него предполагал бы монографическое исследование, а потому, в силу объема, мы вынуждены остановиться на анализе одного стихотворения из книги «Снежный час» - «Снова в венке из воска», в котором синтезированы черты обоих течений.

В казарме день встает. Меж голыми стенами

Труба поет, фальшивя на снегу.

Восходит солнца призрак за домами,

А может быть, я больше не могу?

Зачем вставать? Я думать не умею.

Встречать друзей? О чем нам говорить?

Среди теней поломанных скамеек

Еще фонарь оставленный горит.

До вечера шары стучат в трактире.

Смотрю на них, часы назад идут.

Я не участвую, не существую в мире,

Живу в кафе, как пьяницы живут.

Темнеет день. Зажегся газ над сквером.

Часы стоят. Не трогайте меня.

Над лицеистом, ищущим Венеру,

Темнеет, голубея, призрак дня.

Я опоздал, я слышу: кто-то, где-то Меня зовет. Но победивши страх, Под фонарем вечернюю газету Душа читает в мокрых башмаках. (Поплавский, 2009, с. 270)1.

В «общих чертах» стихотворение состоит из трех частей. Первая (1-2 строфы) - прелюдия, внутренний мир героя, описание которого маркировано риторическими вопросами (А может быть, я больше не могу? Зачем вставать? Встречать друзей? О чем нам говорить?) и своеобразно обрамлено предложениями, описывающими приметы внешнего мира. Вторая часть (3 и 4 строфы) включает тему времени и борьбы с ним (образ часов и мотив порога, то есть лиминального состояния мира и его изменения от динамики к статике, от дня к вечеру, от жизни к смерти); третья (финальная 5 строфа) циклизирует стихотворение. Лирический сюжет вновь возвращается к душевному состоянию героя. В финале вновь появляется образ фонаря из второй строфы, однако им здесь ознаменован абсолютный уход из сферы внешнего мира в сферу собственного я, что подчеркивает описание «антропоморфной души»: «Под фонарем вечернюю газету /Душа читает в мокрых башмаках».

Детальный анализ начинается с названия финальной книги Бориса Поплавского «Снежный час», где возникает тема времени, которая не является случайной в свете историко-литературного контекста. Для представителей символизма преломление или преодоление некоторой хронологической последовательности знаменовало победу над обыденной реальностью и постижение особых запредельных пространств («Символизм как миропонимание» А. Белого, «О современном состоянии русского символизма» А. Блока). Для экзистенциализма подобное также характерно с тем лишь отличием, что персонаж преодолевает устойчивый и привычный континуум, оказываясь в «пограничной ситуации». И в первом, и во втором случае речь идет либо о запредельном пространстве для обыденного состояния, либо о рефлексии над границами возможного бытия героя.

В названии книги указание на время осуществляется посредством атрибутивного словосочетания, отсылающего к родо-видовому соотношению по ассоциации: время года с определенными климатическими изменениями, и часть дня как конкретная единица

1 Здесь и далее в круглых скобках даны ссылки на тексты из списка источников: Поплавский Б.Ю. Собрание сочинений: в 3-х тт. М., 2009. Т. 1; Т.3.

измерения, входящая в «состав» первого из перечисленных компонентов. Лексема «снежный» в своем словарном значении не содержит темпоральных характеристик, что эксплицируется максимально близким к периоду жизни поэта изданием «Толкового словаря русского языка» (1940) под редакцией Д.Н. Ушакова. Тем не менее, ассоциативное сходство, выступающее как фундамент заголовка-метафоры, коренится «в закреплении» разновидности атмосферных осадков за сравнительно устойчивым периодом в году, «сезоном», но такое «прямое» соотношение возможно (со стороны читателя) в том случае, если читатель - житель территорий умеренного, субарктического или субантарктического климатических поясов.

Темпорально-тематический узел между первой и второй частями стихотворения

В названии анализируемого произведения (Снова в венке из воска) подчеркивается цикличность, повторяемость, то есть некоторое состояние уже имело место в прошлом. Как минимум, до этого текста было опубликовано стихотворение «В венке из воска» (1924), входящее в книгу «Флаги» (1931).

В первой строке анализируемого нами произведения тема времени получает развитие: «В казарме день встает. Меж голыми стенами». Примечательно именно описание пространственно-временной структуры, связанной с городским локусом. Включение в этот образный ряд слов «казарма» и «стены» подчеркивает его ограниченность и вводит мотив неволи. Эта строка задает основную линию - темпоральную, по которой будет развиваться лирический сюжет. Подчеркнем, что в первых двух стихах уже обыгрывается название книги «Снежный час». Утро воспринимается лирическим героем аудиально и осязаемо: «Труба поет, фальшивя на снегу». «Фальшивое пение» трубы подчеркивает, с одной стороны, крайне напряженное состояние лирического субъекта, а с другой, вплетается в восприятие мира города, как ограниченного, ломающего героя. Заметим, что образ этого музыкального инструмента встречается и в других «утренних» текстах Поплавского, где он также имеет отрицательные значения («Утром город труба разбудила» (1923), «Розы Грааля» (1929)).

При этом Е.О. Болтовский отмечает: «В мифологеме зимы у Поплавского актуализируется сема чистоты, невинности. Во многом это связано с мифологией белого цвета. Снег ассоциируется с опускающимся небом, которое, в свою очередь, выражает христианские добродетели: жалость, надежду, смирение» [Болтовский,

2012, с. 95]. Очевидно, что в анализируемом нами стихотворении невозможно согласиться с предложенным суждением. Зима символизирует статику, в которой погибают явления природы и времена, что очевидно в третьем стихе «Восходит солнца призрак за домами» (восход-рассвет как отрезок дня), где возникает трагический для «Снежного часа» мотив смерти солнца, присутствующий и в других произведениях книги («Город тихо шумит. Осень смотрится в белое небо» (1931), «Всматриваясь в гибель летних дней» (1931)). Утро в стихотворении воспринимается негативно, ведь пробуждение несет герою лишь фальшь и холод.

Другим важным моментом является соотношение верха и низа, строящееся на одинаковом восприятии: низ, представленный как казарма, не дает герою внутренней свободы, но и верх воспринимается им как пространство мертвое, лишенное света и тепла. Каждый из «полюсов» оказывается функционально несостоятельным. А ведь именно небесный мир, важный для символистов, оказывался обителью чаемого духовного идеала Солнца или Прекрасной Дамы. Заметим, что данная образность восходит к блоковской «Незнакомке» (1907): «Призрак солнца» Поплавского явно перекликается со стихом «Бессмысленно крутится диск»; а «казармы» и «стены» со «скукой загородных дач», «канавой» и «шлагбаумами» у младосимволиста. Важно и то, что в образе Венеры (третий стих четвертой строфы) обыгрывается и снижается возвышенный образ Прекрасной Дамы: имя римской богини красоты оксюморонно соотносится с проституткой, что также перекликается с блоковской «Незнакомкой». Но если в образе блоковской героини еще можно говорить о трансцендентном прекрасном начале («Иль это только снится мне?»), то у Поплавского это сделать нельзя. И герой Блока, и герой Поплавского находят спасение в общем, главном в миниатюрах локусах «ресторана» («Незнакомка») - «трактира-кафе» («Снова в венке из воска»).

Отметим, что пространственно-временная структура во всем последующем стихотворении строится на обратной градации: от света («призрак солнца») к тьме («призрак дня»), освященной лишь фонарем, от дня к ночи. По сути, природное время у Поплавского воспринимается как некий поток, течение. Мы даже можем выстроить темпоральную цепочку: восход солнца - день - вечер - наступление ночи как смерть дня. Конечно, подобное движение времени обусловлено самим ходом суточного цикла от рассвета до заката, но в стихотворении дело обстоит сложнее, поскольку возникает пограничная ситуация, характерная для философии экзистенциализма.

Схематически разбор строф 1 -4 в темпоральном аспекте дан на рисунке 1.

Рис. 1. Схема двух темпоральных направлений с пересечением в пограничной ситуации сумерек

Помимо «естественного» хода времени в стихотворении присутствует «рукотворный», который ознаменован образом часов в третьей и четвертой строфах: «Часы назад идут» - «Часы стоят» (о специфике семиотики часов в советской культуре этого же периода в работе [Куляпин, Скубач, 2007]). Тем самым произведение включает два темпоральных движения: прямое (от восхода до заката) и реверсивное (от заката до восхода). В определенной степени допустимо говорить об обыгрывании идей Гераклита: «по Гераклиту считают, что все сущее движется и ничто не остается на месте» [Платон, 1990, с. 635]; «Гераклит говорит где-то: "все движется и ничто не остается на месте", а еще, уподобляя все сущее течению реки <...>, он говорит, что "дважды тебе не войти в одну и ту же реку"» [Платон, 1990, с. 636]. Следует указать, что отсылку к этому мыслителю дает и Поплавский: «Основная истина о мире есть ощущение его как не чего-то каменного, а чего-то движущегося, становящегося и меняющегося наподобие не статуи или вещи, а разноцветной жидкости, переливающейся и уплывающей. С нее началась Философия, со слов темного Гераклита о том, что все течет, из определения Фалесом родового начала как начала влажного» (Поплавский, 2009, с. 26). В этом стихотворении тема текучести вполне соответствует контексту движения назад и остановки часов, что предполагает демиургическую позицию героя, способного в своем воображении

заставить время идти так, как это видит он. При этом выбор точки «остановки» лирическим субъектом создает пограничную ситуацию. Венера одновременно именуется и вечерней, и утренней звездой, появляющейся в первом случае при исчезновении солнечного света, и до восхода во втором. Пограничная ситуация сумерек - связующий тематически-темпоральный узел, который связывает два направления движения времени как в венке.

Онейрическое состояние: на границе символистского и экзистенциалистского взглядов

Таким образом, первая часть стихотворения непосредственно связана со второй (3-4 строфа) и вплетается в нее своеобразным узором, который усложняется по мере развития лирического сюжета. Первый стих «До вечера шары стучат в трактире » ассоциирует «время» и «звук» в контуры музыкального континуума произведения, ретроспективно связывая третий катрен с первым (Труба поет, фальшивя на снегу). Очевидно, что музыка имеет несколько функций в этом тексте. Во-первых, она начинает движение времени, а во-вторых, она взаимодействует с событиями, идущими за ее звучанием. Заметим, что образ шаров в трактире допустимо интерпретировать, согласно точке зрения Р. Компарелли, как мотив игры, в этом случае - бильярда. Другим важным наблюдением, которое она высказывает, является то, что отсутствие адресата (субъектом действия оказывается предмет игры, однако это не сводится к метонимии) подразумевает, что в игре задействована Судьба или Смерть. Тогда и герой Поплавского видит не только движение времени, но и проявление воли тренсцендентных сил: «Когда же человек вступает в игру, то ее правила не могут быть им соблюдены, потому что он вступает в поединок с противником, которому заведомо обречен проиграть. Таким соперником может стать сама судьба и таинственная власть карт <...>» [Компарелли, 2015, с. 63]. Герой Поплавского не вступает в игру, но он находится в особом состоянии, которое можно назвать онейрическим.

Оно задается уже в первой части стихотворения второй строфой (Зачем вставать? Я думать не умею), где своеобразно прослеживается отрицание тезиса французского мыслителя Р. Декарта «cogito ergo sum». Между тем данный стих коррелирует с общим ходом размышлений Ж.П. Сартра в русском переводе его работы «Трансценденция Эго» (1936): «то сознание, которое говорит "Я мыслю", не есть в точности то же самое сознание, которое осуществляет акт мышления» [Сартр, 2003, с. 92]. В

настоящем случае отрицание лирического героя «Я думать не умею» является продуктом его мыследеятельности, но этим расхождением положено начало оформления ситуации ek-stasis. Движение к этому состоянию дано во втором стихе второй строфы «Встречать друзей? О чем нам говорить?». Обращает на себя внимание выявляемое «по вертикали» соотношение мышление-язык или мысль-речь (Я думать не умею <... > О чем нам говорить). Лирический герой дважды отрицает бытие, поскольку переосмысленной в экзистенциальном аспекте оказывается вся «воплощенная-сквозь-язык онтология», требующая отправителя и получателя сообщения как исходных координат коммуникации. Если предположить, согласно «Логико-философскому трактату» (1921) Л. Витгенштейна, что «Границы моей речи указывают на границы моего Мира» [Витгенштейн, 2005, с. 180], то рефлексирующий субъект в стихотворении допускает выведение рассуждения: я не существую, потому что не умею думать; вас не существует, потому что вас нет в пределах моего говорения. Пограничная ситуация характерна и для последних двух стихов второй строфы: «Среди теней поломанных скамеек /Еще фонарь оставленный горит». Применяя характерный для постфеноменологических направлений философии язык, автор создает образ поломанного-как-выведенного-из-строя-мира. Не-бытие осуществления вещи подчеркивается словосочетанием «Среди теней поломанных скамеек», не среди приспособлений для сиденья, а среди их намеков на присутствие. «Платоновский» мотив фальшивого мира пещеры (Меж голыми стенами, Труба поет фальшивя на снегу, солнца призрак) усложняется намеком на поступок Диогена: безуспешный поиск людей днем с зажженным фонарем. Подготовленное отрицаниями мышления и языка стирание (в терминах Э. Гуссерля - «редукция») хроникального времени оказывается исходной точкой полноценной пограничной ситуации, ведь, если даже кто-то придет к фонарю в качестве собеседника, то ему «нет места»: скамейки поломаны.

Ранее выявленное отрицание бытия во второй строфе уже в третьем катрене отображено лексически: «Я не участвую, не существую в мире, /Живу в кафе, как пьяницы живут». Разумеется, номинация лиц, употребляющих алкоголь, является общей и для стихотворения Блока: «И пьяницы с глазами кроликов/ «In vino veritas!» кричат». Однако опьянение героя символиста, хоть и выводит его за рамки действительности, но в целом схоже с ранним творчеством поэта и его идеалом Прекрасной Дамы. Иначе это

представлено в стихотворении Б. Поплавского. Сравнение героя с пьяницами подчеркивает мотив опьянения как ухода из реальности (и потери способности рационального говорения), а само кафе понимается как пространство, пограничное между мирами. Эти условия, как демонстрирует контекст, подвергают трансформации время. По Гераклиту (из диалога Платона), «дважды тебе не войти в одну и ту же реку», но рефлексивное воспроизведение объективно-хроникального течения как раз предполагает, что «часы» (во всех смыслах) укажут точку входа в трактир, и это возможно как наблюдение сознания рефлектирующего над сознанием рефлектируемым (Ж.П. Сартр). Это соотношение уже было продемонстрировано выше на рисунке 1.

Вполне уместно вспомнить и концепцию времени в работе друга Поплавского Н. Бердяева «Вечность и время» (1935), где понимается особая связь между временем и творчеством: «Только творческий акт человека побеждает и выводит из-под власти времени человеческое существование. Тайна религиозной жизни заключается в победе над властью времени, не в пассивном претерпевании внешних фактов истории, а в активном преодолении времени» [Бердяев, 1935, с. 33]. Но в стихотворении Поплавского возникает «ситуативная» полемика с такой возможностью: «Живу в кафе, как пьяницы живут ». Очевидно, что сравнение себя с пьяницей вводит онейрический контекст, подразумевая двоемирие. Образ употребляющего алкоголь вполне соотносится с темой дионисийства, характерной для символистов, только в настоящем случае она снижена. Важно то, что, будучи в состоянии опьянения, герой способен пребывать в особой сфере, находящейся вне эмпирической действительности. Но это не соотносится с символистской концепцией неких идеальных трансцендентных миров, так как возвышенный верх в тексте мертв.

Сумерки антропоморфной души в финальной части стихотворения

Если допустить (в призме идей диалектического развития), что время как движение выступает тезисом, онейрическое состояние -антитезисом, то весь последний катрен оказывается синтезом, «снимающим» противоречия. В нем обнаруживается замыкание всех уже описанных линий.

Пятая строфа вводит третью (и последнюю) пограничную ситуацию, аналогичную тематически-темпоральному узлу (1 -4 строфы), но усиливает последний за счет функционально сильной позиции финала всего текста. В первом стихе (Я опоздал, я слышу:

кто-то, где-то) оппозиция «шифтерного» (Р.О. Якобсон) личного местоимения (я) по отношению к неопределенным (кто -то где-то) подчеркивает общий итог выбора лирического героя. Он потерян во времени и находится в онейрическом состоянии. Теперь слышимые субъектом голоса не связаны с говорящими, а места - с закрепленными пространствами (кто-то, где-то /Меня зовет). В этой же второй строке вновь возникает экзистенциальное переживание: «Меня зовет. Но победивши страх». Как пишет А. Кругликова, «формула эмигрантской "подпольности" в поэтических текстах Поплавского выводится из гаммы экзистенциальных переживаний (длящихся в экзистенции чувств): одиночество, слабость, жалость, страх, побежденность - и состояний экзистирующего сознания: молчание / немота, обездвижение / застывание, созерцание, вслушивание» [Кругликова, 2006, с. 21]. Разумеется, эти черты уже отмечались выше в риторических вопросах (А может быть, я больше не могу? Зачем вставать? Встречать друзей? О чем нам говорить?). Тем не менее, страх как экзистенциальное чувство побеждается в произведении.

В третьем стихе пятой строфы «Под фонарем вечернюю газету» образуется связь с последними двумя стихами второй строфы: «Среди теней поломанных скамеек /Еще фонарь оставленный горит». Помимо оппозиции по расположению в структуре текста (первая часть - последняя), по понятийным полям (Свет / Тьма), возможна и символическая интерпретация (внешний холодный мир и внутренний огонь героя). Как отмечает Е. Менегальдо: «Огонь - явно положительный символ: он в жизненном порыве, созидательном воодушевлении - в нем все, что придает смысл человеческой жизни. <...> Тот, кто по глупости или слабости отказывается от этой борьбы (с миром-зимой - А.З. Г.М.), сам осуждает себя на мрак <...>, за то, что погубил свою жизнь и затушил слабое пламя, сверкавшее в нем» [Менегальдо, 2007, с. 129-130]. Огонь фонаря символизирует жизнь, душу героя, чье горение противопоставлено холодному, призрачному свету лишенного жара солнца и, по сути, всему окружающему миру, описанному в этом стихотворении через образы «теней» и «темнеющего дня».

В последних двух стихах пятой строфы дан финал всех выводимых линий: «Под фонарем вечернюю газету /Душа читает в мокрых башмаках». Как и предполагалось из анализа второго катрена, к фонарю никто из посторонних не пришел. Сама по себе

«вечерняя газета» не идентифицируется с вечером ее прочтения (замыкание развития темпоральной линии первого, третьего и четвертого катренов), более того, газета как определенный жанр публицистического дискурса предполагает массовость, то есть персональность языка адресата, как и индивидуальность получателя, стерта тиражом. Утрата внешних атрибутов обнажает сущность человечества - «несоборную» (вопреки А.С. Хомякову), или «несимфоническую» (вопреки Л.П. Карсавину) душу, общающуюся с трансцедентальным миром посредством письма. Допустимо также, что чтение оформляет вариант автокоммуникации, ибо сообщение о чем-либо со стороны может выступать поводом к новой рефлексии над миром. При этом понимание категории «время» как динамического начала возвращает к гераклитовской метафоре, что подчеркивается «мокрыми», протекшими, поврежденными башмаками. Душа, наделенная телесностью и растопившая своим теплом снег холодного и фальшивого внешнего мира, в сумерках без привязки ко времени, с речью без произношения является одновременно и символом-знаменем символисткого генезиса, и состоянием экзистирующего сознания.

Выводы

«Снова в венке из воска» Бориса Поплавского синтезирует в себе черты как символистской, так и экзистенциалистской концепций. Отметим, что в этом произведении Поплавский особенно близок к поэтике Блока зрелого периода, на что указывают аллюзии к стихотворению «Незнакомка», что выражено сходствами в мотивно-образной (пьянство, фонарь, образ уличной Венеры) и пространственно -временной (кафе, город) структурах. Очевидные отличия Б. Поплавского прослеживаются, во-первых, в признании не только низа, но и верха как пространства мертвого, пустого. Во-вторых, главным отличием становится состояние лирического субъекта. Онейрические мотивы, характерные для символизма, в миниатюре служат основой для задания иного вектора - экзистенциалистского, описывающего пограничные (двоемирные) ситуации лирического героя в свете философско -литературных поисков самого автора. Стихотворение, в соответствии со своим названием, представляет собой венок с двумя «узлами». Последними выступают пограничные ситуации как пределы развития некоторых линий лирического сюжета, что схематически изображено на рисунке 2.

Рис. 2. «Венок» стихотворения в свете проведенного анализа Герой стихотворения в итоге представлен как растворенный во времени, растопленный, как снег, и недовоплощенный как антропоморфная душа без полноценной оболочки, что, отталкиваясь от традиций русского символизма, выступает живым диалогом и формой экзистенциалистского рассуждения.

Литература

Бердяев Н.А. Вечность и время // Вестник РСХД. 1935.

Болтовский Е.О. К календарной мифологии Бориса Поплавского // Вестник Костромского государственного университета. 2012.

Витгенштейн Л. Избранные работы. М., 2005.

Жердева В.М. Экзистенциальные мотивы в творчестве писателей «незамеченного поколения» русской эмиграции: Б. Поплавский, Г. Газданов: дис. ... канд. филол. наук. М., 1999.

Компарелли Р. Лирика Б.Ю. Поплавского: мотивы, сюжеты, образы: дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2015.

Кочеткова О.С. Идейно-эстетические принципы «парижской ноты» и художественные поиски Бориса Поплавского: дис... канд. филол. наук. М., 2010.

Кругликова А.Д. Экзистенциальное «Я» поэзии Бориса Поплавского // Вестник Белорусского государственного университета. 2006.

Куляпин А.И., Скубач О.А. Игры со временем: семиотика часов в советской культуре 1920 - 40-х гг. // Филология и человек. 2007. N° 1.

Лапаева Н.Б. Борис Поплавский и сюрреализм: опыт «автоматического» письма // Дергачевские чтения - 2002. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Екатеринбург, 2004.

Мамардашвили М.К. Очерк современной европейской философии. СПб., 2014.

Менегальдо Е. Поэтическая вселенная Бориса Поплавского. СПб., 2007.

Платон. Собрание сочинений: в 4-х тт. М., 1990. Т.1.

Сартр Ж.-П. Трансцендентность Эго. Набросок феноменологического описания // Логос. М., 2003. № 37 (2).

Токарев Д.В. Между Индией и Гегелем. Творчество Бориса Поплавского в компаративной перспективе. [Электронный ресурс] URL: https://litlife.club/books/163271.

Тырышкина Е.В., Маматов Г.М. «Музыкант нипанимал» Бориса Поплавского: между символизмом и сюрреализмом. // Филология и человек. 2018. № 2.

Шакирова М.Р. Дилогия Б.Ю. Поплавского «Аполлон Безобразов» и «Домой с небес»: столкновение экзистенциальных направлений // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2010.

Список источников

Поплавский Б.Ю. Собрание сочинений: в 3-х тт. М., 2009. Т. 1; Т.3.

References

Berdyaev N.A. Vechnost' i vremya [Eternity and Time]. Vestnik RSKHD [RSKHD Bulletin]. 1935.

Boltovskij E.O. K kalendarnoj mifologii Borisa Poplavskogo [For Calendar's Mythology of Boris Poplavsky]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta [Kostroma State University Bulletin]. 2012.

Vitgenshtejn L. Izbrannye raboty [Featured works]. Moscow, 2005.

Zherdeva V.M. Ekzistencial'nye motivy v tvorchestve pisatelej «nezamechennogo pokoleniya» russkoj emigracii: B. Poplavskij, G. Gazdanov [Existential Motifs in Creativity of Writers «Undetected Generation» of Russian Abroad: B. Poplavskij, G. Gazdanov]. Cand. of Philol. Diss. Moscow, 1999.

Komparelli R. Lirika B.Yu. Poplavskogo: motivy, syuzhety, obrazy [Lyric by B.Yu. Poplavsky: motifs, plots, images] Cand. of Philol. Diss. Tomsk, 2015.

Kochetkova O.S. Idejno-esteticheskie principy «parizhskoj noty» i hudozhestvennye poiski Borisa Poplavskogo [Ideological and Aesthetic Principles of «Parisian Note» and Arts Finds by Boris Poplavsky]. Cand. of Philol. Diss. Moscow. 2010.

Kruglikova A.D. Ekzistencial'noe «Ya» poezii Borisa Poplavskogo [Existential «I» in Poesy by Boris Poplavsky]. Vestnik Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta [Belorussian State University Bulletin]. 2006.

Kuliapin A.I., Skubach O.A. Igry so vremenem: semiotika chasov v sovetskoi kul'ture 1920 - 40-kh gg. [Games With Time: the Semiotics of Hours in Soviet Culture of the 1920s-40s]. Filologiia i chelovek [Philology & Human]. 2007. No. 1.

Lapaeva N.B. Boris Poplavskij i syurrealizm: opyt «avtomaticheskogo» pis'ma [Boris Poplavsky and Surrealism: Experience of «Automatic» Letter]. Dergachevskie chteniya - 2002. Russkaya literatura: nacional'noe razvitie i regional'nye osobennosti [Dergachev Readings -2002. Russian literature: national development and regional specific]. Yekaterinburg, 2004.

Mamardashvili M.K. Ocherk sovremennoj evropejskoj filosofii [Essay of Modern Europe Philosophy]. St. Petersburg, 2014.

Menegaldo E. Poeticheskaya vselennaya Borisa Poplavskogo [Poetical Space of Boris Poplavsky]. St. Petersburg, 2007.

Plato. Sobranie sochineniy [Complete Works]. In 4 vols. Moscow, 1990. Vol. 1.

Sartr J.P. Transcendentnost Ego. Nabrosok fenomenologicheskogo opisaniya [Transcendence of the Ego. Sketch of Phenomenological Description]. Moscow, 2003.

Tokarev D.V. Mezhdu Indiej i Gegelem. Tvorchestvo Borisa Poplavskogo v komparativnoj perspective [Between India and Hegel. Creativity of Boris Poplavsky in comparative perspective]. Moscow, 2011. URL: https://litlife.club/books/163271.

Tyryshkina E.V., Mamatov G.M. «Muzykant nipanimal» Borisa Poplavskogo: mezhdu simvolizmom i siurrealizmom [The Musician Nipanimal by Boris Poplavsky: between Symbolism and Surrealism]. Filologiia i chelovek [Philology & Human]. 2018. N° 2.

Shakirova M.R. Dilogiya B. Yu. Poplavskogo «Apollon Bezobrazov» i «Domoj s nebes»: stolknovenie ekzistencial'nyh napravlenij [Dilogy by B.Y. Poplavsky «Apollon Bezobrazov» and «Home from heavens»: Collision of Existential Directions]. Filologicheskie nauki. Voprosy teorii ipraktiki [Philology Since. Questions of theory and practices]. Tambov, 2010.

List of sources

Poplavskij B.Yu. Sobranie sochineniy [Complete works]. In 3 vols. Moscow, 2009. Vol. 1; Vol.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.