Научная статья УДК 159.9
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-74-80 NIION: 2018-0077-4/21-054 MOSURED: 77/27-024-2021-04-253
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.3. Психология
Шифр научной специальности - 5.3.3. Психология труда, инженерная психология, эргономика
Я-концепция и психологические механизмы ее формирования
Игорь Борисович Лебедев1, Антонина Кирилловна Журавлева2
1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия
1 i_leb53@mail.ru
2 1998antonina@mail.ru
Аннотация. Феномен самовосприятия и самоотношения является одним из центральных понятий современной психологии, философии и социологии. Актуальность темы определяется тем, что феномен Я-концепции определяет самоотношение, организует активность, обеспечивает побуждение и оказывает влияние на мотива-ционную сферу, постановку целей, задач. Таким образом, Я-концепция является динамической объяснительной категорией, которая опосредует внутриличностные процессы, оказывая влияние на межличностное взаимодействие, поведенческие сценарии, внутреннее отношение к самому себе, самореализацию, в том числе себя как профессионала. Анализируются концептуальные подходы к пониманию феномена Я-концепции в отечественной и зарубежной психологической науке; представлены модели указанного феномена, разработанные специалистами в данной области, описывающие его структуру и динамику. Автор приходит к выводу, что Я-концепция есть неоднозначное, сложное и многогранное явление, требующее глубокого и всестороннего изучения.
Ключевые слова: Я-концепция, самоотношение, самооценка, профессиональная деятельность, личность, идентификация
Для цитирования: Лебедев И. Б., Журавлева А. К. Я-концепция и психологические механизмы ее формирования // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 74-80. https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-74-80.
Рецензент: Профессор кафедры психологии УНК ПСД, доктор психологических наук, доцент А.Ю. Федотов
Original article
Self-concept and psychological mechanisms of its formation
Igor B. Lebedev1, Antonina K. Zhuravleva2
1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot'
1 i_leb53@mail.ru
2 1998antonina@mail.ru
Abstract. The phenomenon of self-perception and self-attitude is one of the central concepts of modern psychology, philosophy and sociology. The relevance of the topic is determined by the fact that the I-phenomenon determines self-attitude, organizes, provides motivation and influences the motivational sphere, setting goals and objectives. Thus, the self-concept is a dynamic explanatory category that mediates personal processes, influencing interpersonal interaction, behavioral scenarios, internal attitude to oneself, self-realization, including oneself as a professional. Conceptual approaches to the phenomenon of self-concept in understanding domestic and foreign psychological science are analyzed; Models are models of the phenomenon, developed by experts in the field, describing its structure
© Лебедев И. Б., Журавлева А. К., 2021
and dynamics. The author comes to the conclusion that the self-concept is an ambiguous, complex and multifaceted phenomenon that requires deep and comprehensive study.
Keywords: Self-concept, self-attitude, self-esteem, professional activity, personality, professional identification For citation: Lebedev I. B., ZhuravlevaA. K. Self-concept and psychological mechanisms ofits formation // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):74-80. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-74-80.
Reviewer: Professor of the Department of Psychology of the UNK PSD, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor A.Yu. Fedotov
Я-концепция играет важную роль в жизни человека, она способствует определению самоидентичности, успешной адаптации, формирует и сохраняет структуру ценностей человека, обеспечивает личностную целостность и устойчивость внешних поведенческих проявлений. Кроме того, Я-концепция может определять направленность человека и является источником формирования самооценки личности и уровня притязаний, которые, в сочетании с реальными достижениями, влияют на мотивацию и самоудовлетворенность. Я-концепция также включает в себя те личностные свойства, которые обеспечивают установление идентичности, ее проявления и саморазвитие, самореализацию личности в профессии, определяя отношение к учебной деятельности, к общению с профессионально-социальным окружением.
В научной литературе Я-концепция описывается как, с одной стороны, относительно устойчивая структура, а с другой, имеющая динамику на протяжении жизни, это связано с наличием субъективного оценочного компонента в ее формировании. Такая двойственность позволяет оказывать эффективное психокоррекционное воздействие на определенные подструктуры, изменяя самовосприятие и поведенческие проявления.
Я-концепция личности имеет длительный этап формирования, начинающийся с самого рождения, еще в период младенчества, и определяет отношение человека к самому себе как к личности. Нарушение динамики развивающейся Я-концепции будущих специалистов способствует выработке в ее структуре идентичности, неадекватной изменившимся условиям. Феномен Я-концепции в современной науке связывается с работами таких ученых, как У. Джеймс, К. Роджерс, Р. Бернс, Э. Эриксон, Дж. Мид, Ч. Кули. Г. Олпорт, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, Дж. Стейнс и др. Впервые «Я-концепция», как множественность личности, совмещающая в себе несколько «Я», рассматривалась американским психологом Уильямом Джеймсом в 1890 году, его появление связано с двойственным пониманием природы человеческого сознания. С одной стороны, У. Джеймс определяет сознание как познающее или чистое Эго, данная сторона сознания предполагает возможность познания окружающей действительности. С другой стороны, со-
знание можно определить как познаваемое или иначе эмпирическое Эго, личность. Личность подразумевает все то, что человек может назвать своим, при этом сюда включаются не только его представления о самом себе с позиции физических и психологических особенностей, но и все материальные объекты и достижения, которые он может обозначить таковыми. Сам анализ личности, осуществляется в отношении: «1) ее составных элементов; 2) чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка); 3) поступков, вызываемых ими (заботы о самом себе и самосохранение)». [6, с. 75] Таким образом У Джеймс выделяет когнитивный, эмоционально-оценочный и поведенческий компоненты в структуре Я-концепции. В свою очередь, составные элементы (т. е. когнитивную составляющую) он подразделял на физическую, духовную и социальную личности. В когнитивном аспекте Я-концепции будущего специалиста отражаются особенности личности, отнесенные к учебной деятельности, к общению с профессионально-социальным окружением. Физическая личность представляет собой совокупность различных материальных объектов, которые мы присваиваем себе и с которыми устанавливается эмоциональная связь. По У. Джеймсу, к физической личности в первую очередь относится собственное тело и то, во что мы его облекаем, то есть одежда. Под духовной личностью У. Джеймс понимает всю совокупность различных состояний, испытываемых человеком, его нравственные религиозные и философские установки, ее ядром является чувство активности, характерное для некоторых из состояний. Социальная личность - это совокупность всех социальных ролей, которые использует человек в различных жизненных ситуациях при взаимодействии с другими индивидами и то, как воспринимают и оценивают эту роль окружающие.
Окончательное формирование классических представлений о «Я-концепции» произошло в 1950-е годы в русле гуманистической психологии после публикации научных трудов К. Роджерсом. В его концепции ключевыми являются понятия «Я-реальное» и «Я-идеальное», позже Ч. Кули и Дж. Мид дополнили его модель еще одним компонентом - «Я-зеркальное». Я-реальное отражает те качества и характеристики, которые человек присваивает себе. К Я-идеальному он относит совокупность ха-
рактеристик, которым человек хотел бы обладать. Не соответствие между этими двумя категориями определяет отношение к самому себе и влияет на самоудовлетворенность. В зависимости от степени этого соответствия, различия в Я-реальном и Я-идеальном могут как мотивировать человека на определенные изменения и достижения, либо же наоборот, приводить к нарушению психического здоровья. Однако, оба параметра являются динамическими и изменяются в течение жизни.
В самый ранний период после рождения - младенчество, ребенок еще не «не отделяет «себя» от остального мира»[7, с. 103], не имеет собственного Я, однако уже в первые месяцы жизни, он знакомится с собственным телом, ощущениями, возникающими в нем. Младенец еще не способен идентифицировать свои ощущения, он лишь реагирует на различные изменения внешнего или внутреннего давления (например, колики, прикосновения, тепло или холод), успокаивающие звуки и т. д. Однако, все эти сенсомоторные реакции пока еще не отделяются от внешнего окружения и воспринимаются целостно с окружающей средой, которую Ж. Пиаже называет «недифференцированным абсолютом» Я и окружения.[9, с. 87]. Примерно в 5-6 месяцев ребенок начинает изучать собственное тело, пальцы, которыми он держит предметы, руки, ноги, однако все еще не определяет их как свои. Именно поэтому, если в процессе такого изучения ребенок случайно причиняет самому себе боль, то не может определить источник дискомфорта, а лишь выдает привычную сенсомоторную реакцию. Примерно к восьми месяцам у ребенка возникает интерес к собственному отражению, чуть позже происходят первые попытки игры с ним, однако отражение все еще воспринимается ребенком как постороннее, не относящееся к самому себе. Примечательно, что узнавание родителей в зеркале происходит значительно раньше, чем узнавание собственного отражения. Ребенок начинает дифференцировать взрослых на своих и чужих, распознавая фигуры членов своей семьи и посторонних, реакции на которых сильно отличаются. Аналогично избираются любимые предметы. Такая внешняя идентификация предшествует собственной. Постепенно приходит осознание различий внешнего и внутреннего. Ребенок начинает осознавать, что удовлетворение потребностей приходит к нему из вне, а столкновения с предметами внешней среды становятся источником болевых ощущений. «Наши ощущения и наши движения снабжают нас постоянным осознанием того, что я есть я» [7, с. 312]. Если сократить ощущения до минимума, то есть создать условия сенсорной депривации, то физическая личность и ее значимость также сократятся. Такие из-
менения могут привести к нарушению психического здоровья, вплоть до возникновения галлюцинаций, нарушений познавательной деятельности, стрессовых реакций и повышенной внушаемости в период депривации. Это подтверждается опытами, проводимыми в 50-х годах группой канадских ученых, под руководством профессора Д. О. Хебба в университете Мак-Гилла. Здоровый же человек воспринимает поток ощущений неосознанно, в то время как в состоянии болезни, боли или депривации сенсорный поток ощущается очень отчетливо и осознанно. Таким образом, формирование физической личности начинается с момента рождения человека и продолжается всю жизнь, данная точка зрения соотносится с этапами формирования Я-концепции, выделенными Г. Ол-портом и названной им стадией «Телесное Я». Следующей стадией, также закладывающей фундамент для развития физической личности, Гордон Олпорт выделяет становление самости. Как раз в этот период наступает кризис трех лет, так называемый кризис «Я сам», самым главным лингвистическим конструктом в этот период становится имя для ребенка. Предметами, определяющими его идентичность, будут являться также любимые игрушки и даже предметы одежды, демонстрируя которые он усиливает ее и подчеркивает собственную значимость.
Поскольку образ Я еще только начинает свое формирование, структура является неустойчивой и ребенок в возрасте 2-4-х лет часто демонстрирует в своем поведении признаки негативизма, стремясь к автономии и воспринимает указание родителей и несвоевременную помощь, как посягательство на целостность собственного Я. Ребенок начинает ощущать непрерывность собственной идентичности, то есть при использовании коротких лингвистических конструкций ребенок описывает окружающую среду и передает информацию о себе и нем другим. В этих коротких репликах, в силу возраста, передается только самое важное для ребенка. Когда ребенок начинает говорить об окружающих его предметах, он соотносит эти предметы с собой, используя притяжательные местоимения (мое/не мое). А слыша свое имя каждодневно привыкает к постоянству собственного Я и использует его как точку отсчета во времени, вспоминая, например, какие манипуляции производил с конкретным предметом до настоящего времени.
В этот период, согласно Г. Олпорту, закладываются основы самоуважения, для сохранения которого используется противостояние и характерный ответ «Нет!» на большинство предложений и просьб, адресованных ребенку. В этом возрасте ребенок начинает соревноваться с другими, для признания собственного превосходства, вырабатывая самоуважение к себе.
Таким образом, закладываются основы самооценки, формируются первые социальные взаимоотношения, которые в последующем будут составлять социальную личность (по У. Джеймсу). Самооценка рассматривается учеными с разных позиций. Так, например, Ч. Кули и Дж. Мид считают, что самооценка связана с интериоризацией социальных реакций на конкретного индивида, таким образом внешняя оценка окружающих является основным фактором формирования самовосприятия личности. [16, с. 59] Р. Бернс признает и другие факторы, складывающие самооценку. По его мнению, самооценка также зависит от конгруэнтности реального Я и идеального Я, к которому стремится индивид. Совпадение реального и идеального Я при сопоставлении является важным показателем психического здоровья и является предметом работы во многих терапевтических подходах. Самооценка как внутренний фактор карьеры связывается с выбором определенного вида профессии, с профессиональной принадлежностью; с продолжительностью и со стратегией преодоления трудностей в ходе профессиональной карьеры. В классических работах У. Джеймса самооценка определяется математической формулой, в которой она равна отношению успеха к уровню притязаний. Он говорит, что конкретные ситуации вызывают в нас чувство собственного достоинства, самодовольства или наоборот унижения, их можно считать первичными чувствами, как гнев или радость. Однако, они лишь являются ситуативными проявлениями, выражающимися на общем фоне нашего самовосприятия. Чтобы эти ситуативные, первичные чувства могли изменить общий фон самовосприятия, необходима последовательность, состоящая из чувств, относящих только к одному «классу чувствований» [6, с. 322]: позитивному (формирующему самодовольствие) или негативному (формирующему низкую самооценку). Также фон может изменить высокая значимость произошедшего события и полученных результатов для самой личности. Таким образом, только повторяющиеся или крайне значимые ситуации успеха или неудачи могут изменять общий фон самоотношения. Такая динамичность в оценивании самого себя лишь подтверждает изменчивость Я-концепции в течение жизни, при ее относительной устойчивости и возможность внешнего психо-коррекционного воздействия на отдельные ее элементы. Э. Эриксон подвергал критике статичность понятий «Я-концепция» и «самооценка» за трактование их как неизменных структур. По его мнению, их основной чертой является динамизм, связанный с непрерывным расширением представлений о себе. Р. Бернс выделяет еще один фактор, влияющий на становление самооценки. По его мнению, важно
не только само по себе достижение успеха или неудачи, но важно и то, как он оценивает этот результат через «призму собственной идентичности» [10, с. 26], то есть насколько его удовлетворяет сам выбор деятельности и «вписывается» ли он в структуру общества. Например, успехи в учебе будет иметь высокую значимость в классе одного ученика и низкую у другого, где на первый план выходят спортивные достижения и авторитет ребенка складывается именно из них. Этот факт подтверждает значимость предвосхищающей установки, которая тесно связана с мотивационным аспектом, в большой мере влияющим на результат. Так, по Куперсмиту самооценка -это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду [10]. Также значимой установку считает М. Розенберг, по мнению которого, самооценка зависит от позитивной или негативной установки и направлена на специфический объект - «Я». Таким образом, самооценка предполагает определение собственной значимости и ценности, отражает степень позитивного отношения ко всем компонентам, входящим в сферу собственного Я. Самоуважение, как третья стадия формирования «чувства Я» по Г. Олпорту, также подразумевает под собой формирование самооценки. Таким образом, оно относится к одной из частей, в отношении которой производится анализ личности (по У. Джеймсу) и является одной из составляющих эмоционально-оценочной стороны в соответствии с иерархической структурой Я-концепции Р. Бернса. При формировании самооценки значимым является внешняя оценка в профессиональной среде, признание среди коллег и начальства. В случаях, когда должного признания не происходит продолжительное время и формируется отношение к человеку, как к некомпетентному сотруднику, может страдать также и мотивационный компонент. Постоянное состояние неуспеха, особенно при наличии изначально высокого уровня притязаний, способствует снижению продуктивности в профессиональной сфере и избеганию ответственности. Лишь изначально высокая замотивированность на достижение успеха и стремление к соперничеству позволяют человеку сохранить общий позитивный фон самоотношения и сохранить заинтересованность в трудовой деятельности.
В раннем возрасте, на фоне возникающего чувства телесного Я, формируется осознание непрерывной самоидентичности, складывающейся на основе взаимодействия с внешним миром, ребенок начинает ощущать себя самостоятельным и отличает себя от окружающей действительности. Хотя он все еще способен деперсонализироваться в игровой деятельности, ассоциируя себя с конкретным персонажем
или предметом. В процессе игровой деятельности приходит осознание, что поступки и реакции всегда взаимосвязаны. Эти реакции, установки он перенимает от взрослых, которые также знакомят его с системой социальных ролей и участвуют в формировании его самоуважения и самооценки. Таким образом происходит закладывание основ физической, социальной и духовной личности, формирование эмоционально-оценочной стороны Я-концепции.
В возрасте от 4-х до 6-ти лет человек становится эгоцентричным, в его восприятии внешний мир существует для удовлетворения его потребностей. В связи с физиологическими особенностями нервной системы, ему сложно воспринимать точки зрения отличные от его, и он часто убежден, что его мнение абсолютное. Также усиливается значение телесного Я, в период после трех лет, когда возникает чувство соперничества, ребенок стремится к обладанию большим количеством предметов. Местоимение «Мой» часто встречается в речи ребенка этого возраста, он считает собственным игрушки, предметы ближайшее окружение, мнение. Постоянно увеличивая этот спектр присвоенных объектов, он тем самым расширяет собственное Я и сферу своих интересов. В этом возрасте также начинает формироваться образ Я за счет социального взаимодействия, по средствам которого он узнает ожидания, предъявляемые к нему от взрослых, и соотносит их со своим реальным поведением. Ребенок еще не обладает развитым сознанием и образом Я, но именно в этот период закладывается фундамент для намерений, целеполагания, ответственности и самопознания. В игровом процессе активно продолжается познание социальных ролей, формирующих социальную личность. С момента поступления в образовательные организации (это примерно возраст 6-12 лет) важное значение в жизни ребенка играет социализация и взаимодействие со сверстниками. Ребенок встречается с критическим отношение к себе, дети прямо и жестко высказываются о недостатках и особенностях друг друга. Такое отношение может вызывать в ребенке обиду и агрессию, но именно фактор противостояния и последующего принятия друг друга в межличностном взаимодействии, осознание собственных отличий способствуют установлению идентичности. В этот период ребенок попадает в условия, где необходимо строго придерживаться установленных правил, которые могут изменяться в зависимости от окружения. Ребенком познается социальная иерархия, закладывается готовность к подчинению, в зависимости от того на сколько она сформирована, в дальнейшем определяется предрасположенность человека к взаимодействию в служебном коллективе, склонность к благоприятным взаимоотношения
с начальством, групповой или индивидуальной деятельности. С социальной иерархией приходится считаться, однако ребенок этого возраста еще не способен ощущать себя как «независимый моральный субъект» [7, с. 278], так не обладает достаточным информационным багажом о ценностях, правилах и нормах нового для него мира. В этой ситуации он полагается на установки референтных для него лиц, зачастую ощущая противоречия, существующие в них, так как переходя от группы к группе они могут изменяться. В ситуации противоречий интенсивность формирования собственного Я усиливается, так как ребенок встает перед выбором каким правилам следовать, тем самым обогащая духовную личность, однако, эти интериоризированные установки часто нестабильны и могут стремительно меняться. С позиции З.Фрейда, происходит конфликт между внутренними побуждениями Ид и выстроенными социальными нормами, интерироризированными запретами и установками - супер-Эго. Рациональ-нальное Я или Эго вынуждено решать этот конфликт быстро и эффективно, но в связи с отсутствием большого опыта, его разрешение может переходить в оборонительную позицию. С ростом рационализации в жизни ребенка возникает рефлексия и возрастает склонность к оцениванию собственного поведения, на соответствие внешним нормам. Дети, избравшие в качестве приоритетной группы криминальную, в дальнейшем перенимают соответствующие установки и с большой вероятностью сами становятся преступниками. Зарождение рефлексивного самооценивания оказывает влияние на все еще формирующуюся Я-концепцию. В профессиональной деятельности сотрудники склонные к рефлексии достигают больших результатов, так как происходит анализ собственных достижений и неудач, вклада в них и осуществляемых социальных контактов с позиции их продуктивности.
В подростковом возрасте проблема идентичности снова обостряется. Так как в предыдущие годы его жизни активно присутствует конфлюэнция с референтными группами, то к наступлению периода полового созревания, хотя значение установок сверстников еще велико, человек стремиться определиться с собственной идентичностью. Эта стадия схожа со стадией негативизма в двухлетнем возрасте. Возникновение диссонанса в восприятии самого себя обостряется двойственным отношением старших. С одной стороны, ситуативно он воспринимается как взрослый, к которому предъявляются определенные требования и на которого возлагается ответственность, с другой стороны - его права все еще ограничены, родители стремятся контролировать жизнь ребенка и не всегда позволяют делать самостоятельный выбор. Все это
приводит к желанию подростка сепарироваться и четко обозначить собственное Я. В этот период «зеркальное Я» приобретает особое значение. То, как воспринимается подросток окружением, сигнализирует ему об эффективности идентификации. В случае, если собственная идентификация не получила должного развития в подростковый период, и личность вынуждена руководствоваться внешними установками, она становится зависима от внешней оценки и, как следствие, легче поддается влиянию извне, повышая собственную внушаемость. Отсутствие сепарации подобного рода в осознанном возрасте может приводить к тому, что сотрудник, взаимодействуя с криминальными элементами способен интериоризровать их ценности и установки, тем самым, повышается риск совершения преступления или правонарушения самим сотрудником полиции. В связи с этим, данная категория сотрудников нуждается в периодической психологической работе и взаимодействии с авторитетными для них руководителями.
В подростковом возрасте складывается идеальное Я. В связи со знакомством с социальным устройством, формируется стремление к определенному социальному положению, соответствию выбранным кумирам. В силу юношеского максимализма, идеальное Я в подростковом периоде может отличаться от его восприятия уже взрослым человеком, оно пока еще не стабильно и динамично. Со временем формируется более устойчивая позиция относительно идеального Я, однако и она может изменяться с приобретением данного опыта. Просоциальность идеального Я зависит в том числе от референтной группы и оказывает значительное влияние на постановку целей и направленность человека. Как уже отмечалось выше, расхождение между образами идеального и реального Я приводит к диссонансу внутри личности и влечет отсутствие ее целостности. Внутриличностный конфликт подобного рода может приводить к фрустрированности, дезадаптации и снижению психического здоровья, однако это зависит от степени расхождения. Позитивное самовосприятие и адекватный уровень притязаний в сочетании с незначительным расхождением идеального и реального образов Я, являются необходимым элементом самоконтроля, мотивационной направленности на достижение собственных идеалов, признаком психологической зрелости и отражается на социальной и профессиональной сферах жизни. Таким образом, каждый этап взросления сопровождается формированием определенных элементов Я-концепции, отражается на самовосприятии личности, напрямую влияет на различные сферы жизни, в том числе профессиональную. Однако, феномен не является статичным, а напротив динамичен и изменятся с при-
обретением нового опыта, изменением референтного окружения и под влиянием иных факторов.
Библиографический список
1. Психологический словарь / под ред. В. П. Зин-ченко, Б. Г. Мещерякова. М. : Педагогика-Пресс. 1997. 440 с.
2. Психология Я-концепции: профессиональные особенности развития. Хрестоматия. Ч. 3 / сост.
A. В. Иващенко, В. С. Агапов, И. В. Барышникова. М. : МГСА, 2002. 278 с.
3. Роджерс, К. Измерение изменений в «Я» / К. Роджерс // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара : Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2000. С. 447-459.
4. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. М. : Прогресс, 1996. 334 с.
5. Эриксон, Э. Детство и общество / Э. Эриксон. СПб. : Лет. сад, 2000. 415 с.
6. Джемс, У. Психология / У. Джемс ; под ред. Л. А. Петровской. М. : Педагогика, 1991. 368 с.
7. Олпорт, Г. Становление личности : избранные труды / Г. Олпорт. М. : Смысл, 2002. 462 с.
8. Пиаже Ж. Избранные психологические труды : пер. с англ. и фр. / Вступ. статья В. А. Лекторского,
B. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М. : Международная педагогическая академия, 1994. 680 с.
9. Berlyne, D. Е. Recent developments in Piaget's work / D. Е. Berlyne // British Journal of Educational Psychology. 1957. Vol. 27. рр. 1-12.
10. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. М. : Прогресс, 1986. 420 с.
11. Андропова, Л. О. Механизмы и функции самоконтроля в структуре Я-концепции учителя начальных классов / Л. О. Андропова ; под общ. ред. В. С. Агапова. М. : МААН, 2008. 100 с.
12. Хрестоматия по истории психологии / под. ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М. : Изд-во Моск. Ун-та, 1980. 296 с.
13. Гордеева, О. В. Измененные состояния сознания при сенсорной депривации / О. В. Гордеева // Вестник МГУ, Сер. 14, Психология. 2004. № 1, С. 7087, № 2, С. 66-83.
14. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. М. : ЭКСМО-Пресс, 2000. 1008 с.
15. Козлова, О. Н. Взаимосвязь личностной и социальной идентичности в структуре Я-концепции будущих специалистов : дисс. ... канд. психол. наук : 19.00.01 / Козлова Оксана Николаевна ; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. М., 2012. 206 с.
16. Агапов, В. С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей : дисс. ...докт. психол. наук : 19.00.05, 19.00.13 / Агапов, Валерий Сергеевич. М., 1999. 495 с.
17. Андропова, Л. О. Механизмы и функции самоконтроля в структуре Я-концепции учителя начальных классов / Л. О. Андропова / под общ. ред. В. С. Агапова. М. : МААН, 2008. 100 с.
18. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Роджерс ; пер. с англ. М. М. Исениной. М. : Прогресс ; Универс, 1994. 479 с.
Bibliographic list
1. Psychological dictionary / edited by V Р. Zinchenko, B. G. Meshcheryakova. M. : Pedagogika-Press. 1997. 440 p.
2. Psychology of Self-concept: professional features of development. Anthology. Ch. 3 / comp. A. V. Ivash-chenko, V. S. Agapov, I. V. Baryshnikova. M. : MGSA, 2002. 278 p.
3. Rogers, K. Measurement of changes in the «I» / K. Rogers // Psychology of self-consciousness. A textbook. Samara : Publishing House «BAHRAKH-M», 2000. pp.447-459.
4. Erikson, E. Identity: youth and crisis / E. Erikson. M. : Progress, 1996. 334 p.
5. Erikson, E. Childhood and society / E. Erikson. SPb. : Let. sad, 2000. 415 p.
6. James, U. Psychology / U. James ; edited by L. A. Petrovskaya. M. : Pedagogy, 1991. 368 p.
7. Olport, G. The formation of personality : selected works / G. Olport. M. : Sense, 2002. 462 p.
8. Piaget J. Selected psychological works: trans. from English and French / Intro. article by V. A. Lek-torsky, V. N. Sadovsky, E. G. Yudin. M. : International Pedagogical Academy, 1994. 680 p.
9. Berlyne, D. E. Recent developments in Piaget's work / D. E. Berlyne // British Journal of Educational Psychology. 1957. Vol. 27. pp. 1-12.
10. Burns, R. The development of Self-concept and education / R. Burns. M. : Progress, 1986. 420 p.
11. Andropov, L. O. the Mechanisms and functions of self-control in the structure of self-concept of elementary school teachers / L. O. Andropov ; under the General editorship of V. S. Agapova. M. : Maan, 2008. 100 p.
1 2. A reader on the history of psychology / edited. edited by p. Ya. Galperin, A. N. FR. M. : Izd-vo Mosk. Un-ta, 1980. 296 p.
13. Gordeeva, O. V. Altered states of consciousness in sensory deprivation / O. V. Gordeeva // Bulletin of Moscow State University, Ser. 14, Psychology. 2004. No. 1, pp. 70-87, No. 2, pp. 66-83.
14. Vygotsky, L. S. Psychology / L. S. Vygotsky. M. : EKSMO-Press, 2000. 1008 p.
15. Kozlova, O. N. The relationship of personal and social identity in the structure of the Self-concept of future specialists : dissertation ... cand. psychological sciences : 19.00.01 / Kozlova Oksana Nikolaevna ; [Place of protection: Russian University of Friendship of Peoples]. M., 2012. 206 p.
16. Agapov, V. S. The formation of the Self-concept in the managerial activity of managers: diss. ...doct. psychological sciences : 19.00.05, 19.00.13 / Agapov, Valery Sergeevich. M., 1999. 495 p.
17. Andropova, L. O. Mechanisms and functions of self-control in the structure of the Self-concept of a primary school teacher / L. O. Andropova / under the general editorship of V. S. Agapova. M. : MAAN, 2008. 100 p.
18. Rogers, K. A look at psychotherapy. The formation of man [Text] / K. Rogers ; translated from the English by M. M. Isenina. M. : Progress ; Univers, 1 994. 479 p.
Информация об авторах
И. Б. Лебедев - профессор кафедры психологии учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, доктор психологических наук, профессор;
А. К. Журавлева - адъюнкт первого года обучения факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров.
Information about the authors
I. B. Lebedev - Professor of the Department of Psychology of the educational and scientific complex of psychology of service activities, Doctor of Psychology, Professor;
A. K. Zhuravleva - first-year adjunct faculty of training of scientific, pedagogical and scientific personnel.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 04.10.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.
The article was submitted 04.10.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.