Научная статья на тему 'Я-идентификация современных студентов (на примере ассоциативного эксперимента)'

Я-идентификация современных студентов (на примере ассоциативного эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
629
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ЯЗЫКА / ПСИХОЛИНГВИСТИКА / ЯЗЫКОВОЕ СОЗНАНИЕ / АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / THEORY OF LANGUAGE / PSYCHOLINGUISTICS / LINGUISTIC CONSCIOUSNESS / ASSOCIATIVE EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Харченко Елена Владимировна

Рассматривается феномен я-идентификации, предлагается анализ данных, полученных в результате двух ассоциативных экспериментов. Образ себя, отраженный в языковом сознании современных студентов, сопоставляется с образом, сконструированным по результатам русского ассоциативного словаря.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I-IDENTIFICATION OF MODERN STUDENTS (BY THE EXAMPLE OF ASSOCIATIVE EXPERIMENT)

The article focuses on the phenomenon of I-identification and presents the analysis of the data obtained from two associative experiments. The self-image reflected in linguistic consciousness of modern students is compared to the image constructed according to the results of the Russian associative dictionary.

Текст научной работы на тему «Я-идентификация современных студентов (на примере ассоциативного эксперимента)»

УДК 430

Я-ИДЕНТИФИКАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ (НА ПРИМЕРЕ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)1

Е.В. Харченко

Рассматривается феномен я-идентификации, предлагается анализ данных, полученных в результате двух ассоциативных экспериментов. Образ себя, отраженный в языковом сознании современных студентов, сопоставляется с образом, сконструированным по результатам русского ассоциативного словаря.

Ключевые слова: теория языка, психолингвистика, языковое сознание, ассоциативный эксперимент.

Актуальность данного исследования обусловлена изменением социально-экономического строя в России, что неизбежно влияет на систему ценностей, формируемых обществом, а следовательно, и на поведение членов этого социума. Мы считаем, что сегодня важной задачей становится выявление самоидентификации представителей современной молодежи, поскольку именно образ себя позволяет определить мироощущение этой группы.

Цель исследования - выявить особенности я-идентификации у современных студентов. При исследовании мы выбрали подход, предложенный Московской психолингвистической школой, при котором исследуется языковое сознание носителей разных культур. Именно обращение к языковому сознанию позволяет выявить значения и смыслы -две образующие сознания. По словам Н.В. Уфим-цевой, «сознание или осознание чего-то - это всегда ограничения, т. е. придание формы, определенных контуров тому или иному обобщению, которое стоит за словом» [2, с. 224]. В качестве экспериментальной методики был выбран ассоциативный эксперимент. Теоретической основой исследования служит обоснованное в психологии и психолингвистике представление о том, что явления реальной действительности, воспринимаемые человеком в структуре деятельности и общения, отображаются в его сознании таким образом, что это фиксируются причинные и пространственные связи явлений и эмоций, вызываемых восприятием этих явлений. В данной работе мы рассмотрим результаты двух экспериментов, в которых автор принимал личное участие, и сопоставим их с данными Русского ассоциативного словаря (далее РАС) [1].

Под я-идентификацией мы понимаем осознание человеком себя в окружающем мире путем соотнесения с себе подобными. Я-идентификация связана с определением своей роли в социуме, семье, при взаимодействии с окружающими людьми.

В ассоциативном эксперименте, проведенном в октябре 2011 года, принимали участие студенты 1-2 курса разных вузов Челябинска. Всего было опрошено 274 респондента, из них: девушек -162, юношей - 112. При заполнении анкеты мы просили указать возраст, пол, родной язык и национальность. В графе национальность получили: азербайджанка - 1, армянин/армянка - 3, афроамериканец - 1, башкир / башкирка - 11, белоруска - 1, гражданин мира - 1, коми - 1, немка - 1, россиянин - 1, русский/русская - 248, таджик - 1, татарин / татарка - 3, узбек - 1. Родной язык: армянский - 2, башкирский - 6, немецкий - 1, русский -261, таджикский - 1, татарский - 1, узбекский - 1, французский - 1. Можно отметить, что некоторые студенты, осознавая свою национальную принадлежность, не знают родной язык. Как правило, в этом случае место родного языка занимает русский: если национальность русский/русская указали 248 респондентов, то русский язык в качестве родного выбрал 261 студент. Некоторые данные вызывают сомнение, например, визуально не был выделен афроамериканец, при заполнении листов со стимулами студенты не допускали ошибки, свойственные носителям немецкого или французского языков. В то же время некоторые анкеты содержат надписи с использованием латиницы или английских слов.

Для выявления образа себя мы выбрали реакции, полученные на стимул Я, а также выделили стимулы, на которые была получена реакция Я.

Одной из частотных реакций на стимул Я является имя: Алёна2, Анна, Артём, Вовик, Ира, Никита, Света, Сергей, Танюк, Ярослав. За редким исключением (Вовик, Танюк) даются традиционные формы имени.

Далее в самоидентификации можно выделить женские и мужские стандарты. Для молодых людей важно соотнесение с силой и мужскими занятиями: воин, металлург, металлюга, авторитет семьи, гений, герой, Supermen, бетмен, король,

1 Исследование поддержано грантом РГНФ номер 12-04-12059.

2 Курсивом даны реакции на стимулы, сохранена авторская орфография. Числа в скобках показывают частотность реакции.

Экспериментальная и прикладная лингвистика

Крутой Чел, молодец (12), спортсмен (3), студент (19), писатель, фанат.

Однако встречается и самоирония: баклан :), всегда и везде, гусь, дурачок, дурачок у мамы, м*дак, умный паря.

Большое место уделяется качествам: ваще умный, добрый (2), классный, ленивый, неповторимый, лучший (3), ответственный, прикольный, ровный,самый умный, скромный (4), смелый, сильный, стеснительный, добрый, романтик, хороший (3).

Для девушек на первом месте привлекательность: блондинка, богиня, комсомолка, умница и вообще красавица, Королева, красавица, мечтательница, милая студентка.

Социальное положение отражают реакции: девочка, девушка (4), дочь, мама, спортсменка, студентка (13), студентка (Мн), студентка ЮУрГУ.

Можно отметить, что девушки не склонны к самоиронии, характеристики часто имеют степень выраженности: весёлая, запоминающаяся, интересная, коммуникабельная, красивая (2), крутая, лучшая (2), любимая, милая, не логичная, неординарная, ответственная, разносторонняя, редкая, самая умная, спокойная, добрая, умная, хорошая (7).

Единичные реакции включают глаголы: все смогу, люблю, люблю свою страну, люблю хоккей, могу, не выспался, спать хочу, устал, устала, хочу домой (2), хочу спать (2), есть, есть то.

Трудно определить пол в таких самоименова-ниях, как душка, звезда, индивидуальность, специалист (2), легенда (2), личность (9), не я, неизвестность, патриот 2, персона, пумпусечка, солнышко, флегматик, человек 21, Человек, личность, Личность, это я (5), я (11), всему голова, круто, о-очень круто, все завидуют; с большой буквы, с хорошим настроением, грешный человек, светлые волосы, супер, умница (2), умничка (2), за, имя, кто, кул, ня, оценка себя всегда субъективна, превосходство во всём, подпись, развитие, семья (2), скорпион, сок, солнце (оранжевый цвет), степь, стремление, ты (5); философия, цель, эгоизм, эго, он, красный диплом, ты, он, она; ты, он, она, вместе целая страна, 36, 44, 18; id1ra.

Отдельные реакции затрагивают национальную и другую принадлежность: башкирка, гражданин, гражданин РФ, русская, русский (7), Россия, немка.

Реакция Я была получена на следующие стимулы: студент (13), герой (2), бакалавр (14), враг

(1), ответственный (10), башкирка (4), русская (10), специалист (4), хороший (5), глупый (3), добрый (5), белый (1), друг (1), противный (3), немка

(2), я (11).

Второй ассоциативный эксперимент был инициирован в 2008 году отделом психолингвистики Института языкознания РАН, результатом данной работы должно стать создание нового сло-

варя ассоциативных норм, материалы для которого собираются в трех регионах: Центральном, Уральском и Сибирском. В каждом регионе было опрошено по 5000 студентов с 1 по 3 курс. Для того чтобы свести к минимуму влияние на реакции соседних стимулов, опросник был сгенерирован с помощью компьютерной программы, благодаря чему каждая анкета имеет свой порядковый номер и набор стимулов. В эксперименте было задействована 1000 стимулов, таким образом, на каждый стимул должно приходиться 500 реакций. Респондентами выступили студенты вузов Уральского региона из Аши, Магнитогорска, Миасса, Кургана, Перми, Тюмени, Челябинска и др. Мы рассмотрим результаты Ассоциативного словаря студентов Уральского региона (далее УрАС), нас интересовали все реакции, полученные на стимул Я.

Наряду с отказами (6), мы забраковали реакции, не связанные с целями исследования: алфавит, буква алфавита, местоимение, первая буква, после Б в алфавите, последняя буква алфавита, последняя буква в алфавите.

Наиболее частотными являются реакции, связанные с видо-родовыми и социальными отношениями (человек (47), личность (25), студент (12), девушка (8), студентка (2), superwomen, девочка, дочь, парень, спортсмен, эколог). Отношения отражаются и в таких реакциях, как я (10), ты (7), и ты (2), мы (3), все, он.

На втором месте реакции, отражающие качества, которые делятся на положительные характеристики: молодец (14), звезда (5), умный (4), хороший (4), красивая (3), лидер (3), лучший (3), клевый (2), ответственный (2), большой, великий, добрый, классный, королева, красавица, красавчик, лучшая, настоящий, образованный; прогрессирующий, изменяющийся; самая-самая, самый лучший человек на земле, супер, хорошая, сильная, счастливая, честный, - и отрицательные: эгоист (4), жесткая (2), злая (2), больной, грустный, жирная, молекула, неудачник, никто, сплюснутый.

Реакций, связанных с именем было немного, практически все они являлись мужскими именами: Андрей, Димонский, Ильдар, Сашка (может быть как мужским, так и женским именем).

Действия отражены в следующих реакциях: люблю (3); верю, люблю; живу, люблю элизиум, могу, нервничаю, пишу, учусь, хочу.

Осознание себя, своего существования мы выделили в реакциях да я, есть (5), есть я, другая, кто, сам.

Наряду с национально-социальной идентификацией (русский (3), взрослая, гражданин) и зооморфной (лошадь, медведь), проявляются героические реакции (Бэтмен, герой) и духовные (Бог, душа).

Реакции семья, ячейка общества,возможно, обусловлены рифмой (я - семья) и перифразом (семья - ячейка общества).

Харченко Е.В.

Я-идентификация современных студентов (на примере ассоциативного эксперимента)

Некоторые одиночные реакции трудно интерпретировать без обращения к индивидуальным интерпретациям: индивидуальность, неопределенность, пустота, скрытность, собственность, сон, лень, музыка, огонь, секс, счастье, талант, честь, эго.

Можно отметить относительно большое количество кратких прилагательных: голоден, доволен, жалок, здоров, идеален, крут, рад, хорош. Как правило, эти формы семантически не различаются, однако часто полная форма прилагательных указывает на постоянный признак предмета, а краткая - на временный: он больной - он болен.

Для выявления изменений в образе себя мы сопоставили полученные нами данные с данными РАС, которые были получены в 1998-2000 гг. от студентов 1-3 курсов. Ассоциативное поле стимула Я не содержит гендерного разделения, поэтому выделим наиболее частотные реакции. Я - это ты (77), человек (62), я (18), мы (17), личность, он (16), сам (13), люблю, студентка, это я (11), и ты, учусь (8), иду, хороший (7), женщина (6), девушка, дурак, живу, кто, не я, никто, пишу, сама, свинья,

устал, хорошая, хочу (4), знаю, умница, учитель

(3), большая, вопрос, вселенная, гений, думаю, жду, инженер, и он, курсант, Люда, май, могу, молодец, не люблю, нечто, одна, они, оптимистка, пришел, самая, Света, семья, сижу, смотрю, такой, ушел, хороший человек, эгоист (2) [РАС 2002: 744]. Мы не включили все единичные реакции, но к некоторым будем обращаться при анализе.

При сравнении всех данных можно отметить, что резко снизилась «другоцентричность» (термин

Н.В. Уфимцевой): если раньше студентов интересовал другой, собеседник (ты, мы, он), то сейчас на первое место выходит сам испытуемый (человек, студент, я, личность), при этом резко увеличилось количество положительных характеристик себя (молодец, хороший). Настораживает появление реакций, связанных с национальностью (русский 6, русская, башкирка). Заставляет задуматься ипоявление реакций, связанных с чувством родины (патриот, Россия).

В таблице представлено сопоставление реакций, которые повторяются во всех экспериментах, с изменением их частотности.

Сопоставление результатов

РАС УрАС2009-2010г. 2011 г.

(633 испытуемых) (500 испытуемых) (274 испытуемых)

ты (77), и ты (8) ты (7), и ты (2) ты (5)

человек (62) человек (47) человек (22)

студент (21) студент (12) студент (19)

я (18) я (10) я (11)

мы (17) мы (3) -

личность (16) личность (25) личность (12)

он (16) он он

сам (13) сам -

люблю (11) люблю (3), люблю элизиум люблю, люблю свою страну, люблю хоккей

студентка (11) студентка (2) студентка (13), студентка Мн, студентка ЮУрГУ

это я (11) есть я это я(5)

учусь (8) учусь -

иду (7) -

хороший (7) хороший (4) хорошая (7), хороший (2)

- молодец (14) молодец (12)

- русский (3) русский (6), русская, башкирка

девушка (4) девушка (8) девушка (4)

- - скромный (4)

- лучший (3), лучшая лучшая (2), лучший (3)

- - легенда (2)

- - патриот (2)

- - умница (2), умничка (2)

хочу домой, хочу напиться хочу хочу домой (2), хочу спать (2)

чаю, хочу спать

Экспериментальная и прикладная лингвистика

В результате мы видим, что относительно небольшой отрезок времени привел к кардинальным сдвигам в самоидентификации, что отразилось в языковом сознании современных студентов. Это может привести к межпоколенческому непониманию внутри общества. Резкие социальные изменения в обществе могут привести к массовому кризису самоидентификации, что особенно опасно для молодежи, поскольку именно эта группа склонна к экстремизму.

Литература

1. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. 1: От стимула к реакции: Ок. 7000 стимулов / Ю.Н. Караулов, Г.А. Черкасова, Н.В. Уфимцева и др. - М.: ООО «Издательство Астрель»: - ООО «Издательство АСТ». - 2002.

2. Уфимцева, Н.В. Языковое сознание: динамика и вариативность /Н.В. Уфимцева. - М.; Калуга: Институт языкознания РАН, 2011. -252 с.

Харченко Елена Владимировна, доктор филологических наук, профессор кафедры общей лингвистики, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). E-mail: [email protected]

Bulletin of the South Ural State University

Series “Linguistics” ______________2014, vol. 11, no. 1, pp. 53-56

I-IDENTIFICATION OF MODERN STUDENTS (BY THE EXAMPLE OF ASSOCIATIVE EXPERIMENT)

E. V. Kcharchenko, South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation, [email protected]

The article focuses on the phenomenon of I-identification and presents the analysis of the data obtained from two associative experiments. The self-image reflected in linguistic consciousness of modern students is compared to the image constructed according to the results of the Russian associative dictionary.

Keywords: theory of language, psycholinguistics, linguistic consciousness, associative experiment.

References

1. Karaulov Yu.N., Cherkasova G.A., Ufimtseva N.V., Sorokin Yu.A., Tarasov E.F. Russkiy assotsiativnyy slovar'. V 2 t. T. 1. Ot stimula k reaktsii: Ok. 7000 stimulov [Russian associative dictionary. From stimulus-response: OK. 7000 incentives]. Moscow, OOO «Izdatel'stvo Astrel'» Publ., OOO «Izdatel'stvo AST» Publ., 2002.

2. Ufimtseva N.V. Yazykovoe soznanie: dinamika i variativnost' [Linguistic consciousness: the dynamics and variability]. Moscow, Kaluga: Institut yazykoznaniya RAN (IP Shilin I.V.) Publ., 2011, 252 p.

Elena V. Kcharchenko, PhD (Philology), professor of the Department of General Linguistics, South Ural State University (Chelyabinsk). E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 28 ноября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.