Экспертиза № 3.
Голев Н.Д.
«Я была слепой в руках поводыря»
На разрешение специалиста поставлены следующие вопросы:
1. Содержатся ли в статье «Я была «слепой» в руках «поводыря» и комментарии специалиста, опубликованных газете «Вечерний Новосибирск» №71 16 апреля 2005 года, негативные сведения о Козлове Николае Ивановиче, его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах? В каких конкретно высказываниях содержится негативная информация?
2. Если в вышеуказанных фразах имеются негативные сведения о Козлове Николае Ивановиче, то в какой форме они выражены: утверждения, предположения, вопроса?
3. Если в представленных материалах содержится негативная информация об указанном лице, то воспринимается ли эта информация как чернящая доброе имя, задевающая честь и достоинство Козлова Николая Ивановича, как умаляющая деловую репутацию указанного лица?
4. Подтверждает ли лингвостилистический анализ выделенных фраз, что в них содержатся сведения в форме утверждений о нарушении г-ном Козловым Николаем Ивановичем действующего законодательства, моральных норм и принципов, а также утверждения, позорящие его производственно-хозяйственную и общественную деятельность, умаляющие его деловую и общественную репутацию?
5. В каких фрагментах статьи «Я была «слепой» в руках «поводыря» и комментарии специалиста, опубликованных газете «Вечерний Новосибирск» №71 16 апреля 2005 года содержится информация о деловой репутации Учебного центра «Синтон»?
6. Содержит ли предложение «Таким образом, мы видим, что Козлов создает вокруг себя группу, которая удовлетворяет его извращенные наклонности»
сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство гр-на Козлова Николая Ивановича, задевающие, чернящие деловую репутацию истца?
7. Содержит ли предложение «Синтон клуб» — тоталитарная секта
из разряда псевдопсихологических сект» сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство гр-на Козлова Николая Ивановича, задевающие, чернящие деловую репутацию истца, как основателя и руководителя учебного центра (клуба) «Синтон»?
8. Содержит ли предложение «На самом же деле секта и ее основатель Николай Козлов проповедуют псевдопсихологический культ с ярко выраженной антихристианской, аморальной направленностью» сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство гр-на Козлова Николая Ивановича, задевающие, чернящие деловую репутацию истца, как основателя и руководителя учебного центра (клуба) «Синтон»?
9. Содержит ли предложение «Синтон клуб» активно пропагандирует гомосексуализм и лесбиянство» сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство гр-на Козлова Николая Ивановича, задевающие, чернящие деловую репутацию истца, как основателя и руководителя учебного центра (клуба) «Синтон»?
10. Содержит ли предложения «В конечном счете, тренинги Козлова развращают молодежь, формируют в их сознании ложное чувство собственной ничтожности в сравнении с личностью лидера. Воспитывают вседозволенность и уничтожают душу молодого человека, программируют его на неизбежность своей гибели, если он слаб, или на уничтожение более слабых, чем он сам» сведения, унижающие честь и умаляющие достоинство гр-на Козлова Николая Ивановича, задевающие, чернящие деловую репутацию истца, как основателя и руководителя учебного центра (клуба) «Синтон»?
11. Если сведения, изложенные в статье, не соответствуют действительности, то можно ли их квалифицировать как чернящие деловую репутацию Козлова Николая Ивановича?
12. Какова композиционная структура текста статьи и комментария, какие художественные приемы использует автор и как они характеризуют героев публикации?
13. Являются ли сведения, изложенные в предложении «Синтон клуб» — тоталитарная секта из разряда псевдопсихологических сект», утверждениями о фактах, если да, то каких, или мнением автора комментария Олега Заева?
14. Являются ли сведения, изложенные в предложении «На самом же деле секта и ее основатель Николай Козлов проповедуют псевдопсихологический культ с ярко выраженной антихристианской, аморальной направленностью» утверждениями о фактах, если да, то каких, или мнением автора комментария Олега Заева?
15. Являются ли сведения, изложенные в предложении «Синтон клуб» активно пропагандирует гомосексуализм и лесбиянство» утверждениями о фактах, если да, то каких, или мнением автора комментария Олега Заева?
16. Являются ли сведения, изложенные в предложении «Таким образом,
мы видим, что Козлов создает вокруг себя группу, которая удовлетворяет его извращенные наклонности» утверждениями о фактах, если да, то каких, или мнением автора комментария Олега Заева?
17. Являются ли сведения, изложенные в предложениях «В конечном счете, тренинги Козлова развращают молодежь, формируют в их сознании ложное чувство собственной ничтожности в сравнении с личностью лидера. Воспитывают вседозволенность и уничтожают душу молодого человека, программируют его на неизбежность своей гибели, если он слаб, или на уничтожение более слабых, чем он сам» утверждениями о фактах, если да, то каких, или мнением автора комментария Олега Заева?
Нам были предоставлены следующие материалы:
1. Копия искового заявления.
2. Публикация в газете «Вечерний Новосибирск» № 71 от 16 апреля 2005 г,
состоящая из:
а) текста статьи под названием «Я была «слепой» в руках «поводыря», автор - Татьяна Ковынева;
б) комментария специалиста, озаглавленного «Ты слаб - значит, должен умереть», автор - Олег Заев;
в) редакционное резюме «Как не попасть в секту».
3. Текст просьбы Козлова Н.И. в Кировский районный суд г.Новосибирска опубликовать приводимое далее опровержение. В период с 29 октября по 14 ноября 2005 года нами были проведены экспертные
действия по сути заданных вопросов.
Объект экспертизы: текст публикации. • Средства и методы экспертизы: семантический и функционально-стилистический анализ текста, данные нормативных словарей, справочников, специальной лингвистической литературы, литературы по теории журналистики, сборники Фонда защиты гласности и Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам и Ассоциации лингвистов-экспертов «Лексис»;
«Цена слова. Из практики лингвистических экспертиз текстов СМИ в судебных процессах по защите чести, достоинства и деловой репутации» (М., 2001); «Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации» (М., 1997); А.Л. Анисимов. Гражданско-правовая защита чести, достоинства и
деловой репутации (М., 2001); Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М, 2000; Словарь русского языка. Т.1-4. М., Изд. АН СССР, М., 1981; Современный толковый словарь русского языка. - Санкт-Петербург, 2001; Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. - М., 1938; Юрислингвистика-1: проблемы и перспективы. - Барнаул, 1999; Юрислингвистика-2: русский язык в его естественном и юридическом бытии. - Барнаул, 2000; Юрислингвистика-3: проблемы юрислингвистической экспертизы. Барнаул, 2002.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ Общая характеристика текста публикации.
Текст публикации в газете «Вечерний Новосибирск» в номере 71 (16 апреля 2005 года) состоит из трех частей:
статьи «Я была «слепой» в руках «поводыря» (автор Татьяна Кавынева);
комментария специалиста Олега Заева «Ты слаб, значит, должен умереть» и резюме
резюме от редакции «Как не попасть в секту?». Анализируемый текст написан на русском языке. Он принадлежит к публицистическому стилю литературного языка и выполнен в жанре «статья» (с комментарием специалиста и редакторским резюме в форме тестовых вопросов), относящимся к аналитическим жанрам публицистики. Данный жанр направлен на исследование различных социальных вопросов, анализу проблемных ситуаций, критике негативных явлений. В данных материалах анализируется деятельность некоммерческой общественной организации «Синтон» и автора «Синтон-программы», директора Учебной программы «Синтон», кандидата философских наук Козлова Н.И. Целевая установка публикации - создание негативного образа названной организации и ее руководителя, квалификация ее как тоталитарной секты, имеющей деструктивные цели по отношению к обществу и отдельным ее членам и использующей для ее достижения средства, противоречащие нравственным нормам общества. Данная установка достигается разными способами в разных частях публикации: в первой части журналист заинтриговывает
324
читателя описанием не совсем понятных действий с посетителем Учебного центра организации, во второй специалист раскрывает их смысл, квалифицируя данные действия как манипуляции с людьми, характерные для тоталитарных сект, в третьей даются обобщающие рекомендации на тему «Как идентифицировать поведение членов тоталитарных сект, чтобы избежать их воздействия. Общей цели служат заголовки частей публикации: в статье Я была «слепой» в руках «поводыря» создаются образы манипулируемой и манипулятора, в комментарии Ты слаб -значит, должен умереть» - образ моральных принципов организации и ее директора в оценке специалиста, в резюме Как не попасть в секту? - образ неманипулируемого поведения.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
Вопрос 1.
Да, в статье : «Я была «слепой» в руках «поводыря» и комментарии специалиста, опубликованных в газете «Вечерний Новосибирск» №71 16 апреля 2005 года, содержатся негативные сведения о Козлове Николае Ивановиче, его деятельности и о его личных деловых и моральных качествах в следующих высказываниях:
(1) Я поняла, что «Синтон» — некая организация. Но какая? Другого определения, как авторитарная, в которой участника постоянно контролируют, заставляют встречаться с людьми из организации даже после занятий, постоянно «держат на крючке», я придумать не смогла...
(2) «Синтон клуб» — тоталитарная секта из разряда псевдопсихологических сект<...>
(3) На самом же деле секта и ее основатель Николай Козлов проповедуют псевдопсихологический культ с ярко выраженной антихристианской, аморальной направленностью.
(4) Извращенное понятие морали Козлова раскрывается в заявлениях: <.. .>
(5) Козлов считает нравственным жить без совести<.>
(6) «Синтон клуб» активно пропагандирует гомосексуализм и лесбиянство
(7) Таким образом, мы видим, что Козлов создает вокруг себя группу, которая удовлетворяет его извращенные наклонности.
(8) В конечном счете тренинги Козлова развращают молодежь, формируют в их сознании ложное чувство собственной ничтожности в сравнении с личностью лидера. Воспитывают вседозволенность и уничтожают душу молодого человека, программируют его на неизбежность своей гибели, если он слаб, или на уничтожение более слабых, чем он сам <.>
Вопрос 2.
В высказывании (1) негативные сведения даны в форме предположения (мнения), выраженного фрагментом «Я поняла, что «Синтон» — некая организация. Но какая?», в котором отражено имплицитное (скрытое) некатегорическое утверждение, близкое к сомнению и приглашение читателей к размышлению. Основной текст статьи начинается предложением: «Начало соревнований оставило шокирующее впечатление» и заканчивается предложением: «Хочется надеяться...». Это так называемый открытый конец. С помощью этого риторического приема автор не навязывает читателю свое мнение, не формулирует выводы, он их имплицирует - предоставляет их сделать читателю.
Высказывания (2) - (8) являются утверждениями о негативных качествах Козлова и его деятельности.
Вопрос 3.
Да, в представленных материалах содержится негативная информация об указанном лице, и, в соответствии с нормами русского языка и обыденного языкового сознания, данные высказывания могут восприниматься читателями как чернящие доброе имя, задевающие честь и достоинство Козлова Николая Ивановича, как умаляющие деловую репутацию указанного лица. Вопрос 4.
а) Да, следующие высказывания содержат сведения в форме утверждений о нарушении г-ном Козловым Николаем Ивановичем моральных норм и принципов:
(3) На самом же деле секта и ее основатель Николай Козлов проповедуют псевдопсихологический культ с ярко выраженной антихристианской, аморальной направленностью. Извращенное понятие морали Козлова раскрывается в заявлениях:
(4) Козлов считает нравственным жить без совести< >
(5) «Синтон клуб» активно пропагандирует гомосексуализм и лесбиянство
(6) Таким образом, мы видим, что Козлов создает вокруг себя группу, которая удовлетворяет его извращенные наклонности.
(7) В конечном счете тренинги Козлова развращают молодежь, формируют в их сознании ложное чувство собственной ничтожности в сравнении с личностью лидера. Воспитывают вседозволенность и уничтожают душу молодого человека, программируют его на неизбежность своей гибели, если он слаб, или на уничтожение более слабых, чем он сам <...>.
б) Да, следующие высказывания содержат утверждения, позорящие производственно-хозяйственную деятельность Козловым Николаем Ивановичем, умаляющие его деловую и общественную репутацию:
(1) Я поняла, что «Синтон» — некая организация. Но какая? Другого определения, как авторитарная, в которой участника постоянно контролируют, заставляют встречаться с людьми из организации даже после занятий, постоянно «держат на крючке», я придумать не смогла.
(2) «Синтон клуб» — тоталитарная секта из разряда псевдопсихологических сект<...>
(3) На самом же деле секта и ее основатель Николай Козлов проповедуют псевдопсихологический культ с ярко выраженной антихристианской, аморальной направленностью.
в) Да, следующее высказывание содержит утверждение, позорящее общественную деятельность, Козловым Николаем Ивановичем, умаляющее его деловую и общественную репутацию:
(8) В конечном счете тренинги Козлова развращают молодежь <...>.
г) На вопрос Подтверждает ли лингвостилистический анализ выделенных фраз, что в них содержатся сведения в форме утверждений о нарушении г-ном Козловым Николаем Ивановичем действующего законодательства? мы даем следующий ответ: Лингвостилистический анализ текста не обнаружил прямых утверждений о нарушении г-ном Козловым Н.И. действующего российского законодательства. Высказывания о том, что «Синтон-клуб» является тоталитарной сектой, не может быть квалифицировано как нарушение законодательства, поскольку термин «тоталитарная секта», так же как и "деструктивная религиозная организация", "деструктивный культ" и тому подобные, отсутствуют в законодательстве РФ, хотя уже давно используется специалистами и в СМИ в негативном смысле и в обыденном языковом сознании эти понятия содержат явно выраженный негативно-оценочный компонент.
Вопрос 5.
Ни прямых, ни косвенных высказываний о деловой репутации Учебного
центра «Синтон» в тексте не содержится. Нигде не говорится, что эту
328
организацию не уважают, боятся, что кто-то ушел из нее из-за неприятия ее принципов или отрицательной эффективности работы, что в СМИ раньше этой статьи были уже публикации, которые отрицательно оценивают деятельность этого клуба. Что касается деловых качеств Учебного центра и его руководителей, то в публикации присутсвует их негативная оценка.
Вопрос 6.
Да, данное предложение содержит сведения, которые могут унижать честь и умалять достоинство гр-на Козлова Николая Ивановича, задевать, чернить его деловую репутацию. Само выражение «извращенные наклонности» подано не как предположение или мнение, а как прямое утверждение об устойчивых, присущих г-ну Козлову Н.И., чертах его личности. Оно содержит яркую негативную оценку. В Словаре русского языка в 4-х томах Академии наук СССР (М., 1981) дается такое определение слову «извращенный»: «отклоняющийся от естественной нормы; ненормальный, противоестественный; обладающий противоестественными наклонностями». В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой (М., 2000) дается такое определение слову «извращенный»: «Противоестественный, уродливый». Использование слов с таким оценочным значением, несомненно, унижают честь и умаляют достоинство гр-на, чернят его деловую репутацию, поскольку деятельность такого человека связана с воздействием на психику и интеллект молодых людей.
Вопрос 7.
Да, предложение «Синтон клуб» — тоталитарная секта из разряда псевдопсихологических сект» содержит сведения, которые могут унизить честь и умалить достоинство гр-на Козлова Николая Ивановича, задевать и чернить деловую репутацию истца, как основателя и руководителя учебного центра (клуба), поскольку
а) квалификация организации как тоталитарной секты характеризует ее в негативном смысле, та как, несмотря на то, что в российском
законодательстве нет этого понятия, но в общественном сознании оно имеет устойчивую отрицательную коннотацию.
Дадим специальную справку. СЕКТА - [лат. secta - учение, школа] - 1) религиозная группа, отколовшаяся от господствующей церкви; 2) обособленная группа лиц, замкнувшаяся в своих узких интересах. (Современный словарь иностранных слов. М., 1992. С. 548). ТОТАЛИТАРНЫЙ - основанный на полном господстве государства над всеми сторонами жизни общества, насилии, уничтожении демократических свобод и прав личности (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. М., 2000. С.805).
В последние годы сочетание этих слов - ТОТАЛИТАРНАЯ СЕКТА -
расширилось и стало обозначать различные нетрадиционные религиозные
организации, наносящие вред психике участников, эксплуатирующие их
труд и денежные средства, а также виновные в массовых самоубийствах
(или убийствах) ее членов и в террористических актах. Примером такой
тоталитарной сектой считается японская террористическая организация
«Аум Сенрике», которая в России имела широкую сеть дочерних
организаций. Такое понимание данного общественного явления нашло
отражение во многих официальных документах. Таково, например,
Постановление Государственной Думы Российской Федерации "Об
обращении Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации "К Президенту Российской Федерации об опасных последствиях
воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества,
семьи, граждан России" от 15 декабря 1996 г. Аналитический вестник
Аналитического управления Федерального Собрания Российской Федерации
"О национальной угрозе России со стороны деструктивных религиозных
организаций" (серия: "Оборона и безопасность - 8". - Выпуск 28, 1996 г.) [24].
"Обращение к россиянам...", "Обращение к средствам массовой
информации... " и Итоговое заявление участников Российской научно-
практической конференции «Тоталитарные секты (деструктивные культы) и
330
права человека", прошедшей 11-12 января 1996 г. в г.Санкт-Петербурге [20, 21].
Как пример негативного концептуального содержания,
ассоциируемого в российском обществе с термином «тоталитарная
секта», приведем заключительный документ научной конференции.
«Итоговая декларация международной научно-практической конференции
" тоталитарные секты - угроза религиозного экстремизма" (9-11 декабря 2002
г., Уральский федеральный округ, г. Екатеринбург): Мы, участники
Международной научно-практической конференции. Тоталитарные секты -
угроза религиозного экстремизма', собравшиеся под эгидой Полномочного
Представителя Президента РФ в Уральском Федеральном Округе П.М.
Латышева, религиоведы, психологи, психиатры, юристы, богословы,
сотрудники МВД РФ, Министерства Здравоохранения РФ, Министерства
Образования, Министерства Юстиции, других государственных учреждений,
ВУЗов, общественных организаций, центров информирования о
деструктивных культах и служители традиционных религий - граждане
разных стран, люди разных национальностей, убеждений и вероисповеданий,
констатируем угрозу, нависшую над некоторыми странами Восточной
Европы, и Россией, в частности, угрозу правам человека и демократическим
свободам, одним из главных источников которой являются Тоталитарные
секты - (деструктивные культы). Бесконтрольная деятельность тоталитарных
сект - (деструктивных культов), которая имеет характер неприкрытой
экспансии, наносящей непоправимый вред здоровью людей, попирающая
фундаментальные права человека, создает угрозу семье, обществу и
государству. определяются как особые авторитарные организации, лидеры
которых, стремясь к власти над своими последователями и к их
эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-
религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными,
образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными
прикрытиями. Тоталитарные секты - прибегают к обману, умолчаниям и
331
навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля над личностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты - нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни. По мнению участников Конференции, опасность подобных сект заключается в следующем. Их авторитарная структура и экстремистские методы часто противоречит общепризнанным демократическим ценностям. Их тоталитарная идеология и претензии на абсолютную правоту лидеров соблазняют людей и полностью завладевают теми, кто ищет для себя опоры в сложной жизненной ситуации или более адекватное мировоззрение, а также в требовании безоговорочного подчинения своих членов, для чего порой применяются изощренные угрозы. Отрицательными последствиями членства в этих сектах могут быть: срыв школьного и профессионального образования членов, коренные изменения их личности и утрата восприятия действительности, что может привести к конфликтам с родственниками, близкими людьми. Кроме того, в результате слишком резких мировоззренческих и ценностных изменений, а также в связи с использованием тоталитарными сектами деструктивных методов воздействия на психику человека могут возникнуть социально-психологические проблемы.
б) квалификация организации как псевдопсихологической секты также характеризует ее в негативном смысле, поскольку приставка ПСЕВДО- во всех словарях отмечена в значении «ложный, мнимый», это означает, что она имеет негативную оценочность. Это означает, что определение псевдопсихологический по отношению к клубу с психологической направленностью деятельности могут задевать и чернить деловую репутацию г-на Козлова Н.И. как основателя и руководителя
учебного центра (клуба). Эта негативная оценка усиливается фактом
332
официального признания высокой научной квалификацией истца как кандидата наук.
Таким образом, высказывание «Синтон клуб» — тоталитарная секта из разряда псевдопсихологических сект» содержит сведения, которые могут унизить честь и умалить достоинство гр-на Козлова Николая Ивановича, задевать и чернить деловую репутацию истца, как основателя и руководителя учебного центра (клуба) «Синтон».
Вопрос 8.
Да, предложение «На самом же деле секта и ее основатель Николай Козлов проповедуют псевдопсихологический культ с ярко выраженной антихристианской, аморальной направленностью» содержит сведения, которые могут унижать честь и умалять достоинство гр-на Козлова Николая Ивановича, задевать и чернить деловую репутацию истца, как основателя и руководителя учебного центра (клуба) «Синтон». О термине псевдопсихологический было сказано выше. Слово «культ» имеет два значения: 1) служение божеству и связанные с этим действия, обряды, напр., «служители культа»; 2) «преклонение перед кем-нибудь, почитание кого-, чего-нибудь», напр. «культ личности». Из контекста следует, что слово «культ» употреблено в первом значении и Козлову Н.И приписывается проповедь особой религии («секты»), противопоставленной христианству и общественной морали. Это, безусловно, задевает и чернит в глазах читателей деловую репутацию истца, как основателя и руководителя учебного центра (клуба) «Синтон», поскольку в современном российском обществе христианство и высокая общественная мораль признаются основополагающими ценностями.
Вопрос 9.
Да, предложение «Синтон клуб» активно пропагандирует
гомосексуализм и лесбиянство» содержит сведения, которые могут унизить
честь и умалить достоинство гр-на Козлова Николая Ивановича, задеть и
очернить деловую репутацию истца, как основателя и руководителя учебного
333
центра (клуба) «Синтон». Хотя уголовная ответственность за гомосексуализм в российском законодательстве отменена, россияне сохраняют стойкое предубеждение против гомосексуалистов и поэтому распространение сведений о нетрадиционной сексуальной ориентации (а следовательно, и ее пропаганде) вредит репутации человека и наносит ему моральный вред. Так, например, Пресненский суд г. Москвы в 2003 г. удовлетворил иск известного певца С. Пенкина о защите своих чести и достоинства в связи с публичным утверждением в одной из газет о его нетрадиционной сексуальной ориентации. Поскольку Н.И. Козлов работает с молодежью, обвинение его в пропаганде гомосексуализма и лесбиянства может нанести ему моральный ущерб и повредить его деловой репутации.
Вопрос 10.
Да, содержат. Глагол «развратить» имеет два значения: 1) «приучить к
разврату, то есть к половой распущенности; 2) довести до полного
разложения (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского
языка. М., 2000. С. 644). В данном контексте реализуется второе значение,
имеющее явно негативный смысл. Следует заметить, что в сочетании с
приписыванием Н.И. Козлову пропаганды гомосексуализма и лесбиянства
(см. ответ на предыдущий вопрос) актуализируется и первое значение. К
этому же можно добавить и другие высказывания в комментарии к статье
(типа «мастурбацию и зоофилию Н.И. Козлов считает сексуальными
радостями»). Высказывания «Воспитывают вседозволенность
и уничтожают душу молодого человека, программируют
его на неизбежность своей гибели, если он слаб, или на уничтожение более
слабых, чем он сам» также наносят моральный ущерб и вредят деловой
репутации истца: «Вседозволенность (книж., неодобр.) - поведение того, кто
в своих поступках чувствует себя свободным от всяких общественно
установленных норм и правил» (С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова. Толковый
словарь русского языка. М., 2000. С. 104). В русской культуре, народной
334
этике и общественном сознании российских читателей это качество, как и такие деяния, как «уничтожение души молодого человека», «программирование» на «уничтожение более слабых, чем он сам» и т.д., являются тяжелым обвинением в нарушении нравственных норм. Следовательно, такие сведения могут унизить честь и умалить достоинство гр-на Козлова Николая Ивановича задеть и очернить деловую репутацию истца, как основателя и руководителя Учебного центра (клуба) «Синтон». Эти высказывания к тому же имеют форму утверждения, а не предположения или мнения.
Вопрос 11.
Да, если сведения, изложенные в статье, не соответствуют действительности, то их, в соответствии с юридическим определением понятия «позорящие сведения», можно квалифицировать как чернящие деловую репутацию Козлова Николая Ивановича, что вытекает из ответов на все предшествующие вопросы. Сама же квалификация сведений по признаку соответствия или несоответствия действительности не входит в компетенцию эксперта-лингвиста.
Вопрос 12.
Общая структура публикации следующая. Статья «Я была «слепой» в руках «поводыря», комментарий специалиста, опубликованные в газете «Вечерний Новосибирск» №71 16 апреля 2005 года и заключительный раздел «Как не попасть в секту» составляют единое целое по своей коммуникативно-смысловой направленности: представить Учебный центр (клуб) «Синтон»в сознании читателя как тоталитарную секту, опасную для общества (см. ответ на вопрос 7).
В первой части в подчеркнуто объективистской и нейтральной манере
журналистка рассказывает о посещении ею одного из занятий «Синтон-
клуба», вызвавшего у нее сомнения относительно того, что заявляемые и
декларируемые цели и средства данного учебного учреждения расходятся с
тем, что реально происходит в нем. Во второй части эти сомнения развеивает
335
заместитель руководителя информационно-консультационного центра по вопросам сектантства при соборе святого благоверного Александра Невского Олег Заев, который квалифицирует Синтон-клуб как тоталитарную секту, утверждая в категоричной манере о наличии в ней признаков тоталитарности и сектанства. Вторая часть построена в модусе разоблачения истинного смысла Синтон-клуба, расходящегося (по утверждениям О. Заева) с тем образом, в котором руководители клуба представляют себя в обществе. Данная антитеза задана фразой «На самом же деле секта и ее основатель. Николай Козлов проповедуют псевдопсихологический культ <...>», после которой следуют «разоблачающие» утверждения. В третьей части «Как не попасть в секту», никем не подписанной, даются советы относительно того, как уберечься от попадания в тоталитарную секту. Эти советы в форме тестовых вопросов имеют как бы абстрактный характер, однако тот факт, что они следуют непосредственно за комментариями, в которых обвиняется «Синтон-клуб» в принадлежности к тоталитарной секте, то они воспринимаются читателями как имеющими непосредственное отношение к этому клубу и могут быть также квалифицированы как снижающие его деловую репутацию. Всего таких вопросов 13:
Есть ли жесткая система верований, аксиом?
Провозглашается ли учение единственно правильным?
Ведется ли открытая или скрытая война с иноверцами?
Внушается ли непогрешимость духовного вождя?
Присутствует ли нетерпимость к другим точкам зрения?
Преследуются ли те, кто вышел из группы?
Придается ли значимость ритуалам?
Наказываются ли те, кто возвращается в группу?
Осуждается ли критика духовного вождя?
Сужается ли диапазон восприятия, осознания?
Разрушаются ли семьи после вступления в группу?
Происходит ли ухудшение здоровья?
336
Присутствует ли зависимость от самой группы или ее вождя? Такой прием - «наведение смысла» - специальная интеллектуальная операция и риторическая речевая стратегия, посредством которой автор хочет «спрятать» свое субъективное намерение и показать читателям, что его мнение имеет объективный смысл, и в то же время автор подводит читателя к мысли, чтобы он сам сделал «правильный», то есть нужный автору, вывод.
Вопрос 13.
В книге «Понятия чести и достоинства, оскорбления и ненормативности в текстах права и средств массовой информации» (М., 1997, с. 17) дается определение факта, как образа ситуации, который в результате проверки оказался истинным. «Факты вообще «не происходят». Это лишь наша интерпретация событий, наш образ ситуации». В анализируемом предложении информация подается как факт, в форме утверждения о факте, но в нем содержится и оценка. А именно: в предложении утверждается о факте включенности «Синтон-клуба» в число тоталитарных сект, в частности, они относятся к особому разряду сект, называемых автором псевдопсихологическими. (Вопрос о том, насколько истинно это утверждение, не входит в компетенцию лингвистической экспертизы). Одновременно данное предложение содержит оценку, так как в значении слов «тоталитарный» и «псевдопсихологический» содержится негативный оценочный компонент. Причем, в предложении (как и во всем тексте в целом) не актуализируется принадлежность его (предложения) к модальности «Мнение», поскольку в предложении и тексте отсутствуют специальные средства его выражения типа «как представляется», «по моему мнению», «я полагаю» и т.п. Следовательно, данное предложение является констатирующим, утверждающим.
Вопрос 14.
Все сказанное о факте в ответе на предшествующий вопрос, относится и к данному вопросу. В предложении наличествует утверждение о факте
(проповеди псевдопсихологического культа Синтон-клубом, относимой О.
337
Заевым к сектам, и ее основателем Н.И. Козловым) с одновременной негативной оценкой этого факта. Утверждение о факте однозначно маркировано выражением «на самом же деле <...>». В то же время никакой маркировки мнения в тексте не обнаруживается.
Вопрос 15.
Все сказанное о фактах в ответе на вопрос №13, относится и к данному вопросу (№15). В предложении наличествует утверждение о факте (пропаганде «Синтон-клубом» гомосексуализма и лесбиянства). Никаких оценочных компонентов и маркировки мнения в предложении не обнаруживается.
Вопрос 16.
Все сказанное о факте в ответе на вопрос (13), относится и к данному вопросу (16). В предложении наличествует утверждение о факте (Н.И. Козлов создал группу <...>). Никаких оценочных компонентов в указанной части предложения нет (они имеются лишь в придаточной части и относятся непосредственно к Козлову и косвенно - к созданной им группе). утверждение маркируется фрагментом «Таким образом, мы видим..». Маркировки мнения в анализируемом предложении не обнаруживается.
Вопрос 17.
Данные предложения не могут быть однозначно квалифицированы
как утверждения о фактах, так как в них называются события, которые
трудно верифицировать на предмет истинности. В книге «Понятия чести
и достоинства» это обстоятельство иллюстрируется сравнением двух
суждений: 1) Ельцин выиграл благодаря поддержке электората А.И. Лебедя;
2) выигрыш Ельцина - благо для России. Первое может быть
квалифицировано как суждение о факте, «если в результате верификации
выяснится, что оно истинно», второе не может быть фактом вообще (по
крайне мере в условиях реального времени). «Это - типичное оценочное
суждение» (с. 18). Абстрактный характер суждений О. Заева о результатах
деятельности «Синтон-клуба» в анализируемых предложениях затрудняет
338
верификацию (или оценку их как верифицированных) таких событий, названных в этих предложениях, как развращение молодежи, формирование ложного чувства, воспитание вседозволенности, уничтожение души, программирование на неизбежность гибели, уничтожение более слабых. Поэтому оценка сведений, содержащихся в данных предложениях, как фактов или не фактов зависит от того, насколько они верифицируемы на предмет истинности. Ответ на вопрос о возможности верификации и степени верифицируемости (верифицированности) не входит в компетенцию лингвистической экспертизы.
Выводы
В публикации, состоящей из трех частей, создается образ «Синтон-клуба» как тоталитарной секты, а его основателя - Н.И. Козлова - как ее руководителя, воздействующего на психологию членов секты с неблаговидными целями и аморальными приемами. Первая часть написана в нейтральной манере, отрицательное мнение о «Синтон-клубе» в ней выражено в завуалированной форме, в соответствии со сложившимися нормами журналистских репортажей, сведения подаются в виде предположений, сомнений и мнений. Вторая часть содержит значительное число прямых утверждений о нарушении Н.И. Козловым этических норм и злоупотреблениях с его стороны профессиональными занятиями для реализации безнравственных целей. Такая форма подачи сведений (при их несоответствии действительности) и негативной оценки способна существенным образом унизить честь и достоинство Н.И. Козлова, опозорить его общественную и производственную деятельность, умалить его деловую репутацию и очернить доброе имя в глазах читателей. Третья часть не содержит прямых утверждений о Н.И. Козлове и его деятельности в «Синтон-клубе», но косвенным образом укрепляет их негативный образ,
созданный во второй части, прежде всего относительно квалификации «Синтон-клуба» как тоталитарной секты.