Научная статья на тему '«я буду вновь вместе с вами»'

«я буду вновь вместе с вами» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««я буду вновь вместе с вами»»

Алексей Леонидович Мусихин г. Нижний Новгород

«Я БУДУ ВНОВЬ ВМЕСТЕ С ВАМИ»

Долгие годы мой дед считался пропавшим без вести на полях Великой Отечественной войны. Многочисленные поиски, которыми занималась сначала моя бабушка, а потом и мама, оказывались бесплодными. Как будто и не было человека. Но он был, жил своей неповторимой жизнью, мечтал, надеялся, творил. Сохранились отдельные бумаги, документы и письма, позволяющие воссоздать основные вехи жизни моего деда.

Алексей Семенович Кротов родился в г. Вятке в 1904 году в семье служащего. Кроме него в семье было ещё четверо детей. Восьми лет поступил учиться в школу-девятилетку, но, не закончив её вследствие материальных затруднений в семье, вынужден был в шестнадцать лет начать работать. Образование, тем не менее, получил достаточное, чтобы занимать должность делопроизводителя в различных учреждениях г. Вятки. В 1923 году Алексей устроился на работу в Вятскую городскую милицию, где работал по 1929 год на разных должностях: делопроизводителем, секретарём и на оперативно-следственной работе, и одновременно учился вечером на счетоводно-бухгалтерских курсах. После окончания курсов Алексей Кротов работал на бухгалтерских должностях на различных предприятиях города. А в 1938 году его назначают главным бухгалтером вновь организованного Кировского металлосклада. В этой должности Алексей Кротов работал до ухода на войну.

В 1932 году Алексей женился на Александре Васильевне Тележкиной, моей бабушке. У них родилось двое детей: Боря (1933 г.) и Люся (1937 г.), моя мама. Мама плохо помнит отца, слишком мала ещё

была в 1941 году. Больше всего ей запомнилось «лакомство», которым угощал отец - чёрный хлеб, посыпанный сахаром и смоченный водой. Ещё мама знала, что дед сочинял стихи. Сохранился один листок с его стихотворением, написанным для стенгазеты, в котором он критикует злостных неплательщиков в кассу взаимопомощи.

7 ноября 1941 года Алексей Кротов в числе других мобилизованных из запаса со станции Киров-2 отправляется на фронт. Моя бабушка, Александра Васильевна, не смогла проводить его, т.к. находилась в очень тяжёлом состоянии в больнице после трудных родов. Родившийся сын Юра вскоре умер. Не была на проводах и моя мама, которая также очень сильно болела, думали, что она умрёт.

Алексея Кротова определили в роту связи 1182-го стрелкового полка 355-й стрелковой дивизии, сформированной в г. Кирове из уроженцев Кирова и Кировской области. Трагична судьба этой дивизии. Историк П. Е. Козлов отмечал, что 355-я дивизия почти полностью «растаяла» в кровопролитных сражениях на Калининском фронте и под Москвой (Карачаров Ю. Ценою жизни // Книга памяти. Российская федерация. Кировская область. Т. XV. Редкол.: В. А. Никонов (предс.) и др. Киров, 1995. С. 14). В 1986 году он писал, что «большинство бойцов и командиров 355-й до сих пор числятся без вести пропавшими» (Козлов П. Е. 355-я в боях за Москву (Летопись Великой Отечественной) // Кировская правда. № 298, 28 декабря 1986).

Дивизия вошла в состав 39-й армии, сосредоточенной на Калининском фронте северо-восточнее г. Москвы. Шла битва за Москву. 25 декабря 355-я дивизия прибыла в район г. Торжка и сразу была брошена в бой. Сначала бои шли неудачно, но после того, как подошло подкрепление, началось наступление. В ходе боёв наши войска продвинулись от Торжка на юг более чем на 100 километров и глубоко вклинились в расположение немецкой группы армий «Центр». В эти дни семья Алексея Кротова получила от него первое письмо. Он писал: «Мы с 25/Х11 41 г находимся в боях и на днях идём видимо на отдых дней на 1530, дополнительно черкну, а этот месяц писать было совершенно некогда. Я жив и здоров и наша рота вообще здорова и сыта т.к. мы находимся не на передовой линии, а следуем позднее. Насчёт табаку и хлеба мы не скучаем т.к. хватает, посылать не надо. Мы заняли и отобрали у немцев склады и ели несколько дней шоколад, печенье, масло..., сыр, колбасу, ветчину и. сигар и сигарет набрали кто сколько смог. Оделись в шерстяные хорошие тёплые носки взятые у немцев, а у меня ещё есть хороший шерстяной джемпер взятый у немцев в складе, так бы тебе Шура и переслал тебе его очень хороший, но наверное придётся носить самому

хотя и так одет тепло, валенки у всех тёплые, толстые и в низ тепло, но даже тяжело ходить т.к. столько одежды». Это письмо написано 18 января 1942 г. Через четыре дня Алексей написал ещё одно небольшое письмо: «Я жив и здоров, правда меня 21 числа января контузило в левую руку, но к вечеру уже было легче, а теперь уже опять всё в порядке, это от разрыва снаряда я никуда даже не обращался, т.к. была лишь опухоль, а раны ни какой... Писать много не чего на днях было отправлено большое письмо. Пишите все хотя по маленьку т.к. почта теперь приходит быстро. Рад за всех Вас что Вы не испытали бомбардировки с воздуха с самолёта, и даже снята светомаскировка и живёте спокойной гражданской жизнью». Никто не думал, что это второе письмо станет последним, отправленным семье.

23 января противник встречным ударом закрыл прорыв и отрезал наступавшую группировку от остальных сил Калининского фронта. Однако 24 января Алексей Кротов успел написать и отправить письмо родителям жены в Свердловск. В этом письме он писал: «Из писем полученных от Шуры я узнал что Колю (брат Александры Васильевны. -А. М.) взяли также в армию, таким образом Вы остались одни, трудновато папе работать при таком возрасте, но теперь об отдыхе видимо говорить не приходится, надо бы чтоб сыновья помогали, а фактически Вы ещё Шуру тяните посылая ей деньги, за что остаюсь очень обязанным. Из письма от Шуры узнал что ребята Боря и Люся поправились за что доволен и спокоен. Служба моя протекает нормально, жив и здоров, с 25/Х11 41 г. по сей день находимся на передовой линии в боях, на днях говорят предоставят отдых после месяца боевых операций. Фашистов гоним и днём и ночью вымораживая их в сожжённых ими деревнях. Шура пишет что в Кирове войны не чувствуется даже светомаскировка и та убрана и живут мирно, ложась спать не думая о возможной ночной бомбёжке, лишь жизнь стала дорога. Пока на этом и закончу. С приветом Ваш Алёша». Не знал ещё Алексей Кротов, что 39-я армия уже почти отрезана от остальных частей, и отдохнуть не придётся.

Дальнейшие события известны только по воспоминаниям немногих оставшихся в живых бойцов 355-й дивизии. Работник политотдела дивизии Е. Брагин вспоминал: «Положение наше в окружении было чрезвычайно тяжёлым. Плохо было с продовольствием и боеприпасами. Держать оборону было тяжело. Зимой 1941-42 годов стояли тяжкие

морозы, земля промерзала, ... солдаты не могли "зарыться в землю". Оборонительные рубежи создавались из снежных валов и траншей, вырытых в снегу. Дивизия несла большие потери». (Свидетельства очевидцев. Тяжкие дни отступления. //Вятский край. 6 июля 1994). Лишь в июле 1942 года 39-я армия смогла прорвать оборону врага и соединиться со своими войсками. Но, как оказалось, мой дед до этого уже не дожил.

Больше писем от Алексея Кротова не было. Не было и похоронки. Поэтому считали его пропавшим без вести. Но все эти годы была, пусть слабая, надежда. Ведь в своём последнем письме жене и детям дед написал: «Закончим с фашистами и я буду вновь вместе с вами, наши дела продвигаются вперёд». Однако. Уже после войны моя бабушка долго разыскивала его, писала во все инстанции, но ясного ответа, жив он или погиб, так и не получила. Мама тоже разыскивала отца - всё напрасно. Бабушка умерла в 1981 году, так ничего и не узнав о судьбе своего мужа. И вот, в 1994 году, когда в г. Кирове начали создавать «Книгу памяти», в которую собирались занести всех кировчан, погибших в годы Великой Отечественной войны, моя мама решила позвонить составителю книги Виктору Дмитриевичу Сизову. Безмерно было и счастье, и горе мамы, когда она узнала от него, где и когда погиб дедушка, и где он сейчас похоронен. Его останки нашёл кировский поисковый отряд «Долг» под руководством В. Д. Сизова ещё в 1990 году.

Сейчас в «Книге памяти» записано: «КРОТОВ Алексей Семенович, 1904 г. р., урож. г. Кирова, красноармеец, стрелок 1182 сп, пп 1433, мобилизован Сталинским РВК. Погиб в феврале 1942 г. Захоронен в брат. мог. близ д. Однорядка, перезахоронен: д. Ефремово Старорусского р-на Новгородской обл.» [Книга памяти. Российская федерация. Кировская область. Т. XV. Редкол.: В. А. Никонов (предс.) и др. Киров, 1995. С. 361].

Приложение: сохранившиеся в нашей семье письма А.С.Кротова.

1

Добрый день Шура, Боря, Люся и все остальные!

Вчера 17/1 42 г. получил первый раз от Вас письмо твое от 11/Х11 41 г. и Гути от 29/Х11 41. за что очень благодарен, а больше пока писем не

получал ни от кого, Вам послал 6 писем, сколько Вы получили не знаю. Жаль что Люся все [...], желаю ей быстрейшаго выздоровления, как Боря и все остальные. Мы с 25/XII 41 г находимся в боях и на днях идем видимо на отдых дней на 15-30, дополнительно черкну, а этот месяц писать было совершенно некогда. Я жив и здоров и наша рота вообще здорова и сыта т.к. мы находимся не на передовой линии, а следуем позднее. Насчет табаку и хлеба мы не скучаем т.к. хватает, посылать не надо. Мы заняли и отобрали у немцев склады и ели несколько дней шоколад, печенье, масло, [...], сыр, колбасу, ветчину и [...] сигар и сигарет набрали кто сколько смог. Оделись в шерстяные хорошие теплые носки взятые у немцев, а у меня еще есть хороший шерстяной джемпер взятый у немцев в складе, так бы тебе Шура и переслал тебе его очень хороший, но наверное придется носить самому хотя и так одет тепло, валенки у всех теплые, толстые и в низ тепло, но даже тяжело ходить т.к. столько одежды. Пишите мне чаще и больше обо всем, как учится Борис и как слушается тебя, адрес теперь у меня постоянный, а письма [.] от Вас за 15 дней я также буду писать чаще. Как дела обстоят у Вас с хлебом, видимо хорошо, тепло ли в квартире, как живет Коля с Таей, Миша с Ниной, Толя с Зоей и т.д. мне все интересно знать. Ребята все теперь получают письма из домов регулярно и я дождался и то письмо, которое ты послала на хозяйку квартиры, оно дошло, я все время посылаю без марок Ты наверное выкупаешь. Я тебе писал в предыдущем письме что я направил письмо в Свердловск маме, но ответа пока не получил. Леониду напишу на днях т.к. адрес его от тебя получил. По Гутиному письму [...]. только буду на отдыхе и что будет можно [.] будет сделать.

Вере Чистяковой передай привет и вообще всем сослуживцам на конторе, пускай Вера черкнет о жизни в конторе, как работают и что у них нового, как справились с годовым отчетом.

Пока написал обо всем буду ждать от Вас.

Привет всем

С приветом твой Алеша

P.S. Как квартиранты, есть ли какие у нас и как ты справляешься с кухней и ребятами

Конвертов и бумаги у меня много, посылать мне не надо.

18/I 42 г.

2

Добрый день Шура, Гутя, Боря и Люся!

21 января с/г. получил от Вас три письма, в которых одно от Гути, очень остался доволен, что письма получил, пришли очень быстро от 9 и 8 января получил 21 числа, Гуте большое спасибо за внимание и материальную поддержку. Рад за Люсю что поправление идет успешно, [...] Бориса теперь [...] полную картину о домашних делах. Я жив и здоров, правда меня 21 числа января контузило в левую руку, но к вечеру уже было легче, а теперь уже опять все в порядке, это от разрыва снаряда я никуда даже не обращался, т.к. была лишь опухоль, а раны ни какой.

Лёне также напишу письмо по полученному адресу, надо будет знать быть может от меня недалеко и смогу встретиться. Писать много не чего на днях было отправлено большое письмо.

Пишите все хотя по маленьку т.к. почта теперь приходит быстро.

Рад за всех Вас что Вы не испытали бомбардировки с воздуха с самолета, и даже снята светомаскировка и живете спокойной гражданской жизнью.

Закончим (?) с фашистами и я буду вновь вместе с Вами наши дела продвигаются вперед.

С приветом Ваш Алеша.

22/1 42 г.

3

Здравствуйте дорогие папа и мама!

Получил вчера от Вас открытку, за которую очень благодарен. Из писем полученных от Шуры я узнал что Колю взяли также в армию, таким образом Вы остались одни, трудновато папе работать при таком возрасте, но теперь об отдыхе видимо говорить не приходится, надо бы чтоб сыновья помогали, а фактически Вы еще Шуру тяните посылая ей деньги, за что остаюсь очень обязанным. Из письма от Шуры узнал что ребята Боря и Люся поправились за что доволен и спокоен. Служба моя протекает нормально, жив и здоров, с 25/Х11 41 г. по сей день находимся на передовой линии в боях, на днях говорят предоставят отдых после месяца боевых операций. Письма теперь от Шуры приходят за 12 дней, от

Вас получил 23/1 42 г. т.е. через 14 дней, а то 2 месяца находясь в от'езде ни звука не знал что и как дома.

Фашистов гоним и днем и ночью вымораживая их в сожженных ими деревнях.

Леониду хочу черкнуть несколько слов, быть может где с ним и встречусь т.к. видимо мы находимся с ним не так далеко, адрес от Вас получил и Шура мне также послала т.к. она пишет что от Лени получила письмо.

Как живет Паша с ребятами, Шура пишет что в Кирове войны не чувствуется даже светомаскировка и та убрана и живут мирно, ложась спать не думая о возможной ночной бомбежке, лишь жизнь стала дорога, но Гутя хорошо поддерживает и Шура концы видимо сводит.

Пока на этом и закончу.

С приветом Ваш Алеша

24/1 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.