Хроника
ХРОНИКА Д.Е. Клименко
«Я Б В ГИДРОЛОГИ ПОШЕЛ». ВОПРОСЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ГИДРОЛОГИЯ»
-А ты где танцуешь?
- Я не танцую, я в цирке работаю.
- В каком номере?
- В клетках убираюсь, для дрессировщиков за квасом бегаю.
- Зачем же тебе степ?..
- Я на эстраде хочу выступать. Сейчас никто с чечеткой не работает, можно прогреметь.
- Я не смогу тебе помочь. Я никогда частными уроками не занимался.
А.Э. Бородянский (сценарий к фильму «Зимний вечер в Гаграх»)
Ни для кого не секрет, что на сегодняшний день инженерно-гидрометеорологические изыскания -это один из «трех китов», на которых держится строительное проектирование объектов различного назначения. Долгожданный экономический рост (пусть и слабый) последних лет обусловил увеличе -ние темпов строительства в России, а значит - рост объемов проектных работ.
Минувшее десятилетие выпуска огромного числа менеджеров и экономистов неизбежно привело к тому, что квалифицированный инженер сегодня ценится на вес золота. Сегодня проблематично отыскать квалифицированного инженера с редкой, почти загадочной специальностью «гидролог»1. Однако спрос на эту профессию велик, поэтому можно с уверенностью утверждать, что в «гидрометеоро -логическом производстве» безработицы нет. Несмотря на то, что существует большое количество смежных с гидрологией специальностей (гидрогеология, водное хозяйство и технология воды, водная экология и др.), обучение по которым ведется в многочисленных вузах, проектные и научно-исследо-вательские организации хотят видеть в ряду сотрудников именно специалиста-гидролога. «Классиче -ских» гидрологов готовят всего в 7 вузах России (около 100-140 чел. выпускается ежегодно), но специалистов при этом не хватает. Почему? Проанализируем это на примере Уральского региона, в котором расположен Пермский государственный национальный исследовательский университет с собственной кафедрой гидрологии, выпускающей ежегодно около 20 дипломированных специалистов.
Учеба для диплома?
Среди абитуриентов осознанный выбор этой специальности сегодня почти невероятен, поскольку большинство выпускников школ (не менее 90%), поступивших на первый курс, не могут объяснить, что такое «гидрология».
Почему же выпускники школ имеют слабое представление о гидрометеорологии? Возможно, причина кроется в уникальности науки и малочисленности специалистов, способных личным примером «заразить» молодых людей романтикой, сложностью и привлекательностью дела; слабой агитационной работе в школах. Культ обеспеченной жизни сформировал современное поколение. Стремление к изучению живой природы при этом почти невозможно, а вот к красивой жизни - закономерно. Романтика сегодня не в почете, хотя гидрология уже почти пять лет - не только «дело для души», но и достаточно прибыльная профессия.
Тем не менее прием абитуриентов на эту специальность в Пермском университете обеспечивается, и бюджетные места оказываются заполненными на 100%.
До введения ЕГЭ проходной бал на направление «гидрометеорология» был самым низким на гео -графическом факультете. В настоящее время специальность также занимает последнее место по популярности среди абитуриентов географического факультета. Зачастую среди первокурсников оказы-
® Клименко Д.Е., 2012
1 На редких тематических Интернет-сайтах профессия «гидрометеоролог» входит в перечень редких наряду с такими, как настройщик фортепиано, инженер пищевой промышленности, геодезист и т.п.
Хроника
ваются те, кто не прошел по конкурсу на другую специальность (более престижную, по мнению вчерашних школьников или их родителей). По опросу, проводимому на сайте Пермского университета с
1 февраля 2012 г., лишь 9,1% всех абитуриентов желают обучаться на географическом факультете. Среди будущих географов только 4,4% выбирают направление «Гидрометеорология» (направление объединяет и гидрологию, и метеорологию). Для сравнения: желающих обучаться по направлению «Туризм» - 45,6%, «География» - 28,9%, «Экология и природопользование» - 11,1%, «Картография и геоинформатика» - 10,0%. При этом по востребованности на рынке труда гидрологи занимают второе место среди всех специалистов, выпускаемых Пермским университетом (после геодезистов)2.
За годы учебы многие студенты занимаются наукой, работой, проявляют интерес к гидрологии (своими силами и силами преподавателей) и к моменту окончания университета уже не представляют себя ни кем иным, кроме гидролога. Но много ли таких...
На рис. 1 представлена динамика доли выпускников с дипломом гидролога (в процентах от общего выпуска), поступивших на работу по специальности за последние 6 лет. Кроме того, показана динамика распределения специалистов по различным типам организаций (проектно-изыскательские, научные, государственная служба и Росгидромет). Как видно из рисунка, число выпускников, работающих по специальности «гидролог», изменяется от 20 до 81% (т.е. за последние шесть лет более половины выпускников выбрали профессию «гидрология», на обучение которой по существу и направ -лялись средства бюджетного финансирования вуза). В период с 2005 по 2007 г. доля работающих по специальности стабильно снижалась. Минимум был достигнут в 2007 г. в связи с кризисом,
100 -90 -80 -70 -60 -50 -40 -30 -20 -10 -о -
Рис.1. Динамика доли выпускников, поступающих на работу по специальности, от общей численности студентов выпускающей кафедры по годам. Динамика распределения специалистов по отраслям производства
который, отчасти, пропагандировался и освещался как «конец света». При нестабильной ситуации в стране студенты выбирали стабильные специальности, считая главным критерием стабильности при-
2 По результатам отчета об учебно-методической работе за 2009-2010 гг., составленного Учебно-методическим управлением и размещенного в открытом доступе на официальном сайте ПГНИУ. Неясно, по какой причине в перечень востребованных специальностей включены геодезисты, т.к. в ПГНИУ подобных специалистов не готовят.
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Хроника
личный доход. С 2009 г. наметился подъем доли работающих по специальности. Причины подъема закономерны: общая стабилизация экономической и социальной обстановки в стране; рост объемов проектно-изыскательских работ, ведущий к увеличению числа изыскательских организаций, желающих «обзавестись» специалистами; выход на пенсию специалистов «старой школы» и необходимость обновления кадров в крупных организациях.
Выбирай на вкус
Итак, выпускник университета твердо решил быть гидрологом (по профессии и образу жизни). Из всего многообразия предложений на рынке вакансий основным критерием при выборе места будущей работы, скорее всего, будет являться заработная плата. Встречаются люди, которые считают луч -шей школой практической гидрологии гидрометслужбу (надо сказать, что лучшей школы действительно не найти), которые видят свое призвание в науке или государственной службе. Рассмотрим, как происходит распределение молодых специалистов по отраслям, связанным с гидрометеорологией.
Все многообразие отраслей было объединено в 4 группы.
1. Инженерные изыскания. В эту группу вошли научно-исследовательские и проектные институты различных ведомств; малые фирмы, ведущие изыскательские работы, т. е. все предприятия, выполняющие инженерно-гидрометеорологические изыскания или занимающиеся гидрологическим обслуживанием действующих объектов.
2. Научные исследования. В эту группу вошли высшие учебные заведения и научные организации, имеющие «научную атрибутику» (отраслевой научный журнал, ученый совет, аспирантуру, определенное количество кандидатов и докторов наук в числе сотрудников и т.д.). Как и организации предыдущего типа, научные исследования сегодня часто сводятся к изыскательским работам на договор -ной основе и представлению результатов изысканий в виде научных исследований. Поэтому зачастую грань между организациями первых двух типов условна.
3. Государственная служба. В эту группу включены учреждения Министерства природных ресур -сов, Федерального агентства водных ресурсов, Росприроднадзора и другие, имеющие «атрибутику» государственной службы (сотрудники с государственным чином, стаж государственной службы и т.п.).
4. Росгидромет. Эта группа объединяет региональные учреждения Федеральной службы по гидрометеорологии. Хотя эта служба и входит в состав Минприроды, но по видам выполняемых гидрологических работ в числе подразделений ведомства занимает особое место.
За период с 2005 по 2011 г. среди выпускников-гидрологов Пермского университета, которые начали работать по специальности, в инженерные изыскания «подались» 64%, в научные исследования
- 11%, в учреждения государственной службы и Росгидромета - 12 и 13 % соответственно.
Как видно, среди отраслей деятельности гидрологов устойчиво лидируют инженерные изыскания. Следует отметить, что изменения от года к году доли молодых специалистов в государственной службе и науке асинхронны между собой и синхронны изменениям доли выпускников, направляющихся в изыскания. Отчасти асинхронность объясняется ограниченностью числа молодых специалистов, желающих работать по специальности (т.е. если среди 5 выпускников, желающих идти в государственные учреждения, 5, то на изыскательские организации специалистов «не хватит»).
Как было «раньше»
Несмотря на то, что подготовка собственных гидрологических кадров на Урале ведется в Пермском государственном университете, среди «старых» гидрологов-практиков в крупных городах можно встретить выпускников практически всех вузов бывшего СССР. Так, в Екатеринбурге сегодня работают выпускники Ленинградского (2 чел.) и Одесского (5) гидрометинститутов, Ленинградского (3), Пермского (18), Воронежского (1), Томского (1), Дальневосточного (2) университетов, Алексинского гидрометтехникума (1), Тюменского речного училища (1). В других городах проектных организаций меньше и подобного разнообразия нет.
Обширная география специалистов - следствие существовавшего в советской системе образования распределения выпускников вузов3. Согласно персональному распределению выпускник должен отработать не менее трех лет в определенной организации. В отношении дефицитных специалистов
3 Распределение производилось в соответствии с Приказом Минвуза СССР от 18.03.1968 № 220 об утверждении положения о персональном распределении молодых специалистов.
Хроника
(к каковым относились гидрологи) работодатель принимал меры по удержанию и закреплению молодого специалиста. Практика «распределений» способствовала трудоустройству по специальности 90% всех выпускников (мерами «удержания» молодых специалистов являлись льготы в обеспечении жильём, устройстве детей, если таковые были, в детские дошкольные учреждения и т.д.). При этом более 50% молодых специалистов продолжали работу в тех населенных пунктах, куда были направлены по окончании вуза.
К сожалению, практика распределений сегодня забыта, что вызывает переизбыток «свободных» специалистов в одних регионах и острый дефицит - в других. Однако переизбыток специалистов со -всем не означает, что гидрологи не могут найти работу по специальности, поскольку сетевые учреждения Росгидромета могут обеспечить рабочие места для всех молодых гидрологов. Однако в это ведомство идут немногие. Речь идет о высокооплачиваемой и престижной работе, предложений которой действительно немного.
Тем не менее и сегодня многие выпускники не задерживаются в городе, ставшем родным за время учебы. Прежде всего это относится к молодым людям из сел и малых городов, не желающих возвращаться домой, а потому не имеют особых притязаний при выборе города для дальнейшей работы.
География работы современных выпускников.
Анализ географии трудоустройства выпускников-гидрологов Пермского университета за последние 6 лет показывает (рис. 2), что большинство молодых специалистов остались в пределах Уральского Пермского края и Уральского федерального округа (94%), распределившись между Пермью (53%), Тюменью (30%) и Екатеринбургом (11%). География трудоустройства за последние 5 лет существенно менялась: при незначительном снижении доли выпускников, переезжающих в Екатеринбург, города Приволжского и Северо-Западного федеральных округов, стабильно снижается доля работающих в Перми и возрастает доля молодых специалистов в Тюмени. Так, в 2007 г. все 100% выпускников остались в Перми, с 2008 г. появляется незначительная доля работающих в других горо -дах (прежде всего Тюменской области), которая непрерывно растет.
Причины роста потребности в специалистах в Западной Сибири: возрастающие объемы разработки месторождений нефти и газа и, как следствие, возрастание объемов проектно-изыскательских работ.
Тюмень
область
30%
ИТОГО:
города ПФО и СЗФО
6%
Екатеринбург 11%
Рис. 2. География работы по специальности «гидрология» выпускников Пермского университета
за период с 2005 по 2011 г.
В целом, около 2/3 выпускников, работающих по специальности, остаются в Перми. Однако среди них около 80% поступают на работу в учреждения государственной службы. Иными словами, в г.Перми остаются желающие работать в государственных органах, а в друтие города переезжают же -лающие заниматься инженерной гидрологией.
Заключение
Хроника
Обычно итогом рассуждений в статьях являются выводы по результатам исследования, однако в данном случае их делать рано.
Очевидно, что в последнее время наметился возрастающий спрос на специалистов в области инже -нерных изысканий, возрос процент числа работающих по специальности, однако сохранится ли эта тенденция...
В связи с этим приведем несколько цифр:
• 3,3 чел. на место составил конкурс на направление «Гидрометеорология» в Пермский государственный университет в 2011 г.;
• из 1000 абитуриентов только трое желают стать гидрологами;
• количество бюджетных мест на специальность «Гидрология» в Пермском государственном национальном исследовательском университете - 20;
• 6-12 тыс. руб. - месячная зарплата молодого специалиста-гидролога, работающего в гидро-метслужбе; 25-30 тыс. руб. - месячная зарплата молодого специалиста-гидролога, работающего в проектных организациях Тюмени;
• большинство малых фирм имеют всего лишь одного специалиста-гидролога, поэтому выпускники вузов, поступая на работу в такие организации, не имеют возможности перенимать опыт у кого бы то ни было, а должны опираться на собственные знания;
• до шести месяцев длятся полевые работы у гидрологов, работающих в инженерных изысканиях;
• аренда квартир для иногородних молодых специалистов обходится в крупных городах в 15 тыс. руб. (в среднем) при отсутствии служебного жилья в большинстве организаций;
• около 60% приборов и компьютерных программ, с которыми молодые специалисты сталкиваются в изыскательском производстве, не изучаются в вузе;
• более 80% приборов, используемых в системе Росгидромета, выработали свой ресурс уже трижды;
• 7 университетов по всей России готовят специалистов-гидрологов.