И.Е. Корнеев
XXII летние олимпийские игры 1980 г.: новые историографические тенденции
Двадцатое столетие коренным образом изменило значение спорта во всех сферах общественной жизни. При этом профессиональные российские историки до сих пор не воспринимают данную область в качестве полноценной темы для научного исследования. Олимпийские игры 1980 г. в Москве, ставшие одним из важнейших спортивных событий в истории СССР, в последние годы привлекают всё больше внимания со стороны специалистов в различных отраслях гуманитарного знания. Историографический анализ существующих работ показывает, что, несмотря на маргинализацию темы, российские историки в настоящее время также готовы приступить к ее полноценному изучению.
Ключевые слова: 0лимпиада-80, российская историография, спортивная история, спорт в СССР, олимпийское движение.
В ХХ в. спорт стал неотъемлемой частью экономики Запада, а в социалистических обществах выполнял функцию физического и морального оздоровления каждого человека, являясь при этом одним из инструментов государственной пропаганды. С изобретением оружия массового поражения, которое исключило возможность начала масштабных вооруженных конфликтов между сверхдержавами, на спорт начали «экстраполироваться психосоциальные мотивы войны»1.
При этом долгое время историческая наука не воспринимала область физкультуры и спорта в качестве полноценной темы для научного исследования. В особенно отчетливых формах это выразилось в России, где подобные вопросы зачастую считались сферой интересов специалистов в области физического воспитания, чьи интерпретации традиционно не выходят за рамки специфической профессиональной проблематики.
Олимпийские игры 1980 г. как одно из крупнейших спортивных событий в отечественной истории упоминались в пропаган-
© Корнеев И.Е., 2017
дистской литературе советского времени исключительно в связи с внешнеполитическим кризисом конца 1970-х - начала 1980-х гг. Традиционно дискуссия развивалась вокруг выяснения обстоятельств бойкота Олимпиады и поиска его виновников, а экономические, социальные и культурные аспекты этого события не попадали в исследовательское поле специалистов2. В 1990-х гг. данная проблематика практически не обсуждалась, а трактовки советского периода не претерпели серьезных изменений.
Возвращение интереса Российского государства к организации крупных спортивных турниров сделало тему актуальной уже в новом столетии, в связи с чем многие исследователи вернулись к традиционной дискуссии о виновниках бойкота, зачастую копируя выводы советской пропаганды 1980-х гг.3 Другие работы являлись скорее публицистическими, и их авторы не претендовали на научный анализ4. В литературе часто содержались радикальные выводы, которые вызывают мало доверия.
Однако за последние пятнадцать лет произошли и важные положительные сдвиги в изучении проблемы. Во-первых, были осуществлены издания работ западных исследователей, где открыто звучит призыв к включению спортивной проблематики в область современных исторических исследований. Например, в статье К. Айзенберг, опубликованной на русском языке в 2009 г., автор делает краткий экскурс в историю изучения спорта на Западе и утверждает, что спортивная история должна окончательно оформиться в рамках исторической науки, расширить методологическое, эмпирическое и тематическое поле исследования5. Важным событием также стала публикация на русском языке монографии историка искусств М. О'Махоуни, в рамках которой советский спорт рассматривается в широком контексте культуры и искусства6. Новый взгляд на роль спорта как культурного феномена в СССР, предложенный английским исследователем, вызвал определенную реакцию в российском научном сообществе7. Знакомство с достижениями западной науки в этой области привело и к попыткам историографического осмысления проблемы8.
Во-вторых, началось постепенное открытие архивных документов, связанных с подготовкой и проведением Олимпиа-ды-80. В 2011 г. М.Ю. Прозуменщиков вместе с Н.Г. Томили-ной и Т.Ю. Коновой осуществили публикацию 303 документов из архива РГАНИ, связанных с подготовкой 0лимпиады-80, с целью санкционировать научное исследование проблемы9. Во вводной статье авторы на базе источников подробно проследили обстоятельства происхождения идеи об организации игр в СССР, указали на особенности ее реализации10. М.Ю. Прозуменщиков
начал разработку темы еще в 2004 г., когда опубликовал обобщающую работу о связи спорта и власти в СССР11. Тем самым автор, с одной стороны, остался в рамках тенденции к изучению спорта в его связи исключительно с политической сферой, с другой, - продемонстрировал первый пример серьезного научного исследования в данной области, указав на необходимость тщательного изучения важнейших событий, и в первую очередь - олимпийских игр в Москве12.
Еще одним положительным сдвигом в научном осмыслении 0лимпиады-80 стал интерес к ней со стороны представителей других гуманитарных дисциплин. Наиболее важных достижений в этой области добились российские историки туризма и сервиса. Разработка проблемы началась с коллективной монографии под редакцией В.Э. Багдасарян, опубликованной в 2007 г.13 В ней историки пришли к выводу, что период проведения олимпийских игр в Москве является апофеозом «холодной войны» в туризме, когда Москва была фактически превращена в витрину коммунизма, а осторожная пропагандистская работа с иностранными гостями велась наиболее тщательно14. С точки зрения исследователей, в этот период наиболее явно проявилась особая советская форма взаимодействия с иностранцами - «шпиономания»15. Годом позже, результаты исследования особенностей туризма в период проведения олимпийских игр в Москве были представлены В.Э. Багдаса-рян в отдельной статье16.
Большой вклад в изучение влияния 0лимпиады-80 в экономической сфере внес А.Д. Попов. Исследователь обосновывает вывод, что подготовка к играм явилась попыткой модернизации постиндустриального типа, которая проводилась традиционными для советского общества мобилизационными методами и была успешной лишь временно17. Свои утверждения автор иллюстрирует статистическими данными, которые свидетельствуют о действительно серьезных достижениях в реформировании сферы услуг и туристической инфраструктуры во всей европейской части государства. В другой статье А.Д. Попов показывает, что организация олимпийских игр стала периодом послабления в экономической политике СССР, своеобразной «репетицией капитализма», в рамках которой уже в конце 1970-х гг. проявились такие неприятные особенности российского бизнеса, как волюнтаризм в принятии решений и кор-рупция18.
Новый взгляд на проблематику XXII летних олимпийских игр предложили и специалисты социологи, антропологи, психологи и урбанисты. Так, О. Чепурная и Р.В. Милованова предложили рассматривать 0лимпиаду-80 с точки зрения западной концепции
«мегасобытия» - применимой к современным спортивным состязаниям высокого уровня, в рамках которых реализовывается транснациональное сотрудничество и конкуренция19. Несмотря на желание по-новому определить степень влияния игр на советское общество, исследователи соскальзывают к традиционной дискуссии о виновниках политической конфронтации, указывая, что бойкот был в некоторой степени выгоден и советской стороне20.
М. Вагина впервые оценила значение XXII летних олимпийских игр в развитии Москвы. В своей работе автор показывает, что уровень изменений, произошедших в городе в связи с подготовкой к Олимпиаде, сопоставим с теми новшествами, которые были привнесены в Москву со строительством первых линий метро в 1930-х гг. и других крупных проектов ХХ в.21 Автор утверждает, что игры стали поводом для совершения в Москве «урбанистического прорыва», который серьезно повлиял на дальнейшее развитие города.
Интересное исследование провел психолог А.В. Бабайцев, изучивший геометрические построения актеров во время церемоний открытия и закрытия игр с точки зрения транслируемых символов22. Автор считает, что символический ряд Олимпиады-80 был специально выстроен таким образом, чтобы через обращение к архетипам человеческого сознания создать образ мощного, но в то же время мирного и гостеприимного государства у жителей других стран, а также подарить нечто многообещающее жителям СССР, тем самым оправдав несостоявшийся прогноз на построение коммунистического общества23.
Помимо перечисленных работ историографический интерес вызывают статьи С.Н. Долгова, Д. Воинова, В. Ищенко и Т. Рай-тель, которые рассмотрели некоторые частные аспекты из истории московских олимпийских игр24. Впрочем, они носят скорее описательный характер, нежели аналитический, и не содержат новых методов исследования проблемы.
Несмотря на благоприятные условия, в современной российской науке до сих пор нет крупных исследований, посвященных изучению Олимпиады-80 в качестве полноценного исторического явления, имевшего большое значение в политическом, экономическом, культурном и социальном аспектах, что во многом связано с маргинализацией спортивной тематики в рамках научного дискурса. Как следствие, в современной литературе, посвященной олимпийским играм в Москве, продолжают занимать важное место трактовки советской пропаганды 1980-х гг. На смену им приходят либо спекулятивные заявления публицистов, зачастую незаинтересованных в качественном научном исследовании, либо
отрывочные попытки изучить данную проблематику с новых позиций, которые нуждаются в открытой дискуссии и историографическом осмыслении.
Примечания
1 Багдасарян В.Э. Советское зазеркалье. Иностранный туризм в СССР в 19301980-е гг. М.: ФОРУМ, 2007. С. 210.
2 См., например: Новиков И.Т. Олимпийский меридиан Москвы. М.: Физкультура и спорт, 1983; Гуськов С.И. 0лимпиада-80 глазами американцев. М., 1982; Засе-да И.И. Кто, как и почему борется против Олимпиад. Киев, 1983.
3 См., например: Строганов Д.А. Модернизационные процессы в обществе и возрождение олимпииских игр: политический аспект // Модернизационные процессы в обществе: философско-теоретические, исторические, социально-практические. Тверь, 2003. С. 119-120; Он же. Перспективы исследования политического аспекта олимпииских игр в контексте изучения отечественнойистории // Культура и власть. Пенза, 2003. С. 164-166; Он же. Степень изученности роли политического фактора в истории Игр XXII Олимпиады 1980 г. в Москве в отечественной историографии // Сборник трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета (гуманитарные науки). Вып. 4. Курган, 2003. С. 41-42; Пуховская Н.Е. Олимпийские игры 1980 и 2014 гг.: взаимосвязь спорта и политики // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7 (69). С. 149-152.
4 См., например: Хлобустов О.М. Олимпиада-80: «команда Андропова» против иностранных спецслужб. [М.].: Чекист.ги: информ.-аналитич. изд., cop. 20022013. [Электронный ресурс] URL: http://www.chekist.ru/article/1727 (дата обращения: 15.10.2017); Он же. Олимпиада под грифом «Секретно» Электрон. дан. [М.].: Agentura.ru, cop. 2000-2011. Режим доступа [Электронный ресурс] URL: http://www.agentura.ru/culture007/history/olimpiada (дата обращения: 15.10.2017); Митрохин Е.А., Теплухин Е.И., Юдин Д.С. Проблемы и трудности организации XXII Олимпийских игр в г. Москве // Олимпиада-80: взгляд со стороны. Новосибирск, 2015. С. 74-79; Теплухин Е.И., Юдин Д.С. История летних олимпийских игр 1980 г. в Москве // Там же. Новосибирск, 2015. С. 69-74; Иванов И.В., Петунина Н.Н. Олимпиада-80: подготовка и безопасность // Там же. С. 33-37.
5 Айзенберг К. Открытие спорта современной исторической наукой // Логос. 2009. № 6 (73). С. 92-93.
6 О'Махоуни М. Спорт в СССР. Физическая культура - визуальная культура. М.: Новое литературное обозрение, 2010.
7 Чепурная О. Рецензия на книгу М. О'Махоуни // Laboratorium. 2011. № 3. С. 177-180.
8 Баишев Н.И. Спортивная повседневность в СССР как историографическая проблема // Теория и практика общественного развития. 2015. № 10. С. 150-154.
9 Пять колец под кремлевскими звездами: Документальная хроника Олимпиа-ды-80 в Москве / науч. ред. Н.Г. Томилина. М.: МФД, 2011.
10 Там же. С.5-32.
11 Прозуменщиков М.Ю.Большой спорт и большая политика. М.: РОССПЭН, 2004.
12 Там же. С.208.
14 Багдасарян В.Э. Указ. соч.
13 Там же.С.164.
15 Там же. С.197.
16 Он же. 0лимпиада-80 и олимпийский туризм через призму «Холодной войны» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2008. № 3. С. 10-27.
17 Попов А.Д. «Марафон гостеприимства». 0лимпиада-80 и попытка модернизации советского сервиса // Cashiers du monde russe. 2013. Vol. 54. №1-2. С. 265-295.
18 Он же. Репетиция капитализма? Международная коммерческая деятельность Оргкомитета «0лимпиада-80» (1975-1980 гг.) // Вестник Харьковского Национального Университета им. В.Н. Каразина. 2014. Вып. 49. С. 129-143.
19 Чепурная О. «0лимпиада-80»: советское мегасобытие в контекстах «холодной войны» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 5 (70). С. 39-54; Милованова Р.В. Мегасобытие «0лимпиада-80»: Информационно-пропагандистский инструментарий советской дипломатии // Управление в современных системах. 2016. № 3. С.49-57.
20 Чепурная О. «Олимпиада-80» ... С. 52.
21 Вагина М. Олимпийские игры 1980 г. как урбанистический прорыв // Время, вперед! Культурная политика в СССР. М.: НИУ ВШЭ, 2013. С. 243-259.
22 Бабайцев А.В. Московская олимпиада: торжественный марш архетипов // Человек. № 3. М.: Наука, 2005. С. 137-144.
23 Там же. С.140-141.
24 См., например: ИщенкоВ, РайтельТ. Олимпийские игры в Москве 1980 г. // Россия - Германия. Вехи совместной истории в коллективной памяти. Т. 3: ХХ в. М.: Институт всеобщей истории РАН, 2015. С.317-329; ВоиновД. Типологизация влияния политики на современные олимпийские игры // Журнал социологии и социальной антропологии. 2013. № 5 (70). С.21-39; Долгов С.Н. Развитие структур государственной власти и общественных организаций СССР по подготовке и проведению Олимпиады-80 // Власть. 2014. № 1. С. 141-143.