Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства
2010. Вып. 1 (1). С. 113—118
XX Ежегодная Международная
БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Неотъемлемой составляющей научной жизни нашего Университета стала традиция проведения ежегодных конференций, отмерившая в этом году уже два десятилетия своего существования. Каждая из прошедших конференций — частица истории, «страница летописи» как всего Университета, так и каждого отдельно взятого факультета.
В заседаниях секции Церковного пения в нынешнем году приняли участие представители московских вузов, а также исследователи из Санкт-Петербурга во главе с многоуважаемой З. М. Гусейновой, которая уже много лет является постоянным участником и почетным гостем конференций.
Работу секции открыли выступления, посвященные проблемам церковнопевческой археологии. Широким оказался диапазон затронутых исследователями вопросов: это, например, анализ одной попевки знаменного роспева (доклад В. Ю. Григорьевой, канд. иск., ПСТГУ), одного песнопения (сообщение Чику-новой Н. А., аспирантки СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова), отдельного церковно-певческого жанра в контексте старинных музыкально-теоретических руководств (выступление д-ра иск., проф. СПбГК З. М. Гусейновой).
Итак, В. Ю. Григорьевой рассматривались особенности распевания попевки «колесо» в 4-м, 3-м и 7-м гласах знаменного роспева. Наблюдения автора были основаны на сопоставлении крюковой графики ряда строк из певческих книг различных традиций (древнерусской раздельноречной, наречных иосифовской и никоновской, старообрядческих поморской и поповской), а также на исследовании указанной попевки в контексте некоторых теоретических руководств.
Благодаря дробной записи попевки «колесо» в ряде источников 30-40-х гг. XVII в., тайнозамкненной — в других памятниках того же времени, а также ранней выговской опометке некоторых древнерусских рукописей, В. Ю. Григорьевой удалось выявить следующее: в каких строках книги Ирмологий названная попев-ка имеет особый розвод в 4-м гласе и каков розвод попевки в 3-м и 7-м гласах. Попутно установлено, что различные редакции знаменного роспева находятся с древнерусской в различных соотношениях. Ближе всех к ней, как утверждает автор, стоит поморская редакция, в отличие от памятников иных редакций, где можно встретить немало существенных расхождений.
На основе славника «По рожении Твоеме» из службы Введения во храм Пресвятой Богородицы Н. А. Чикуновой была прослежена «жизнь» этого песно-
пения в византийских певческих рукописях XIV в. и в русских памятниках различных певческих стилей — знаменного, путевого роспевов, строчного многоголосия. В результате сравнительного анализа рукописных источников автором был сделан вывод о высокой степени устойчивости интонационного словаря и музыкально-поэтической формы избранных образцов.
Особую роль ирмосов в музыкально-теоретических руководствах XVII в. раскрыла в своем выступлении проф. З. М. Гусейнова. По ее наблюдениям, песнопения Ирмология, помимо их основной функции — звучания за богослужением — исполняли роль своего рода «певческого учебника», иллюстрируя новые нотации, расшифровку знаков и попевок, киноварные пометы и проч. Среди множества ирмосов, встречающихся в руководствах, особенное значение приобрел первый ирмос рождественского канона «Христос раждается», послуживший в знаменитом «Извещении» А. Мезенца образцом для изложения ритмической системы знаменного роспева.
Как бы продолжая и дополняя повествование о русском церковно-певческом искусстве XVII в., прозвучало далее сообщение М. Г. Лариной (преп. кафедры истории и теории музыки ПСТГУ), посвященное особенностям появления и бытования болгарского роспева украино-белорусской традиции в великорусской певческой практике. При рассмотрении южнорусских Ирмологионов автором были отмечены характерная для них закрепленность в системе осмогласия, наличие устойчивой болгарской атрибуции, тогда как для великорусских певческих книг весьма типично содержание распетых на болгарские гласовые напевы неизменяемых песнопений Литургии. Анализируя другие особенности указанных памятников, М. Г. Ларина обратила внимание слушателей на существенно ббльшую полноту певческого материала в великорусских Ирмологионах XVII—XVШ вв. (по сравнению с южнорусскими), наличие в них множества мелодических вариантов болгарских напевов.
С церковно-певческими традициями единоверческого прихода храма арх. Михаила подмосковного села Михайлова слобода познакомил слушателей иерей Евгений Саранча. В предложенном экскурсе в историю литургической жизни общины содержалось немало ценных сведений о ее старейших представителях, благодаря которым хранились и передавались из поколения в поколение традиции древнего богослужебного пения.
Доклад канд. иск., доцента Кафедры истории русской музыки МГК имени П. И. Чайковского Н. Ю. Плотниковой был посвящен одному из основных жанров в творчестве выдающегося мастера партесного стиля Василия Титова (1650—1710/1715). На основании рукописей Синодального певческого собрания ГИМ выявлены и сведены в партитуру десять «Служб Божиих» В. Титова, проанализированы их списки, исследованы названия, хронология и география распространения этих сочинений, уточнены число голосов (от 3 до 24) и состав цикла. Автором была также прослежена связь разновидностей «Служб Божиих» (т. н. реквириальных, бимулярных, преперциальных, сигмовых, двадцатных) с музыкальными особенностями сочинений.
К образцам ранних партесных гармонизаций из рукописи Синодального певческого собрания ГИМ нач. XVIII в. обратилась в своем сообщении аспиран-
тка и преподаватель ПСТГУ И. В. Протченко. В расшифрованных ею песнопениях были рассмотрены особенности аккордики и фактуры, характер голосоведения, индивидуальные черты гармонического языка некоторых неизменяемых молитвословий Божественной Литургии.
В выступлении канд. иск., доцента МГК имени П. И. Чайковского Т. А. Старостиной был затронут вопрос о соотношении модального и тонального компонентов в гармонии русской церковной музыки. В качестве примера были проанализированы некоторые образцы из цикла «Песнопения и молитвы» Г. В. Свиридова, в частности «Достойно есть» и «Слава» (тихая). Свиридов как бы «обращает» старое соотношение модального и тонального компонентов: вместо видимой мелодической модальности и тональной гармонизации он избирает индивидуализированную тональность в качестве внешнего слоя и модальный (звукорядный) принцип строения аккордики.
Выдающемуся регенту и церковному композитору, профессору, кандидату богословия, члену Синодальной комиссии РПЦ по богослужению, ныне покойному архимандриту Матфею (Мормылю) было посвящено выступление ст. преп. кафедры хорового дирижирования ПСТГУ Е. Н. Садиковой. Через всю свою жизнь архимандрит Матфей пронес особую любовь к церковному пению, а желание сохранить обиходные, в особенности монастырские, распевы направило его на путь их поиска, реконструкции и включения в богослужебную практику. Являясь уставщиком и старшим регентом хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководителем объединенного хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии и семинарии, архим. Матфей вел работу по формированию нотной библиотеки Лавры, буквально по крупицам воссоздавая традиционные напевы. Вот как вспоминает о этом сам о. Матфей:
«Мне нужно было хотя бы отчасти восстановить то, что имела Лавра. Многие распевы я отыскивал на чердаках, расспрашивал у людей. Удалось! У меня есть даже некоторые номера с автографами о. Нафанаила (Бачкало). Он после закрытия Лавры, здесь в Петропавловской церкви управлял. Многие певчие его помнили, кое-что приносили. Многие распевы отдала Вера Васильевна Матвеева. У Николая Васильевича Матвеева немного взял. Он ведь здесь же и вырос, в Посаде, потом перешел в Тарасовку в 1948 году, а затем ушел в Москву. Сергей Иванович Зубачевский — из местных, интересная личность. Сергей Зосимович Трубачев... Очень ценны были встречи с Николаем Дмитриевичем Успенским. Целые ночи проходили у нас за беседами, когда он сюда приезжал. Общался я и с Виктором Степановичем Комаровым, регентом патриаршего хора. Общение с ними давало мне возможность проверять себя, на верном ли я пути или нет. Ухожу после каждой службы с молитвенным обращением: “Господи! Угодно ли тебе то, что я делаю?” Сказать: “Ох, удалось!” — редчайший случай. Поэтому всегда должен быть самоконтроль, самопроверка.»1
Проникновенно и бережно работая с традиционными напевами, о. Матфей ярко проявил творческий талант распевщика, делая аранжировки песнопений, на этом аспекте его деятельности в своем выступлении Е. Н. Садикова остановилась подробнее. По ее мнению, о. Матфей проявил логику традицион-
1 www.seminaria.ru/chsing/matftalk.htm
ного распевщика, стремясь к тому, чтобы песнопения органично и естественно входили в певческую ткань богослужения, не противореча законам обиходной стилистики. Этого же принципа архим. Матфей придерживался и при обработке композиторских произведений, приспосабливая их к исполнению мужским монастырским хором. О стремлении о. Матфея к церковности богослужебного пения может свидетельствовать следующее его высказывание: «Я всегда стремился и стремлюсь, елико возможно, любому песнопению давать апробацию по принципу: насколько оно ближе всего к распеву. Пласты наследия богаты, разнообразны: от одноголосных мелодий, больших партитур — до произведений, близких фольклору, которые тоже иногда пленяют наши клиросы. Так что даже обычное “Господи, помилуй” взвешиваешь — насколько оно соответствует цер-ковности»2. Выступление было «оживлено» показом уникальных видеоматериалов. Благодаря этому, все присутствующие — и те, кто знал о. Матфея при жизни, и те, кому не довелось его видеть, — смогли почувствовать грандиозный талант этого удивительно глубокого, одухотворенного мастера.
Самобытные черты современной певческой практики Ассирийской Церкви Востока (на примере служб московского храма Март Марьям) были охарактеризованы аспиранткой РАМ им. Гнесиных Л. В. Ушановой. Слушатели познакомились с некоторыми особенностями данной литургической традиции, в частности, с существующими в ней тремя чинами Литургии: Аддая и Мари, Феодора Мопсуестийского и Нестория. Жанровая система восточно-сирийской гимногра-фии, по наблюдениям докладчицы, включает параллели с православными певческими жанрами (онита-тропарь, карозута-ектения, мармита-псалом), иные своеобразные музыкально-поэтические формы песнопений (тэшбухта, тургяма, шурая, согита и другие). Исключительно устная традиция бытования и передачи многовекового литургического опыта является уникальной особенностью Ассирийской Церкви и требует от исследователя поиска соответствующего подхода к ее изучению.
Содержательные и интересные дополнения к характеристике духовных аспектов творчества Л. Бетховена были приведены в докладе канд. иск., профессора, заведующей кафедрой истории и теории музыки ПСТГУ А. И. Тихоновой. Мировоззрение композитора, как отметила автор, эволюционировало, так же как менялся с течением времени взгляд исследователей творчества Бетховена на его религиозность. В отечественном музыкознании ХХ в. сложился взвешенный подход к этому вопросу, хотя в некоторых работах встречается мнение о причастности Бетховена к деизму. Внимательное изучение данной проблемы открывает совершенно иное представление о жизненной позиции Бетховена. Автором были приведены многие цитаты из дневниковых записей, писем композитора. В каждой из них — частица души, особый штрих к портрету композитора.
Вот, например, пожелание, записанное в тетради по контрапункту: «Пусть же делает каждый, что ему надлежит /.../, развивает до последнего вздоха талант, что дарован ему Творцом». В письмах этого периода многократно встречаются фразы «Бог в помощь», «Благодарение Богу», «Да хранит небо Вас.». А в знаменитом «Гейлигенштадтском завещании» мы читаем проникновенные слова:
2 www.seminaria.ru/chsing/matftalk.htm
«Божество! Ты глядишь с высоты в мое сердце, Ты знаешь его, Тебе ведомо, что оно преисполнено человеколюбия и стремления к добродетели. ». В письмах нередки были также и благочестивые увещания: «.не будьте слишком беспутны, читайте Евангелие и исправляйтесь» (К. Болдрини), «Будьте здоровы и ведите себя по-христиански» (Т. Гаслингер ), «Читай ежедневно Евангелие. Прочувствуй послания Петра и Павла» (брату Иоганну).
В годы, омрачившиеся тяжелым недугом, Бетховен пишет такие строки: «Если суждено мне прожить еще несколько лет, то так же, как за все прочие милости и немилости, я воздам благодарение Всевышнему, все в Себе воплощающему», «. благодарение Богу — Бетховен может сочинять /.../ Возврати мне только, Боже, мое здоровье.» (Ф. Рису). Эволюцию взглядов Бетховена автор усматривает в сопоставлении двух цитат начала XIX в., первая — из письма Ф. Вегелеру июня 1801 г.: «Смирение — какое жалкое прибежище! А между тем это единственное, что мне осталось».» Однако в более зрелом возрасте его тон меняется: «Терпение. Смирение. Смирение, так мы выиграем даже в величайшей нужде и станем достойными, чтобы Бог простил нам наши грехи» (из дневников 1812—1818 гг.).
Сочинения Бетховена, связанные с духовными мотивами, многочисленны, но менее известны по сравнению с его инструментальной музыкой. Яркой иллюстрацией доклада явились прозвучавшие фрагменты сочинений (как светских, так и духовных), которые убедительно подтверждают религиозность мировоззрения Бетховена, основанную на глубоком внутреннем побуждении.
Некоторые выступления касались методических вопросов. Так, основные положения курса «Практическое хороведение» (предназначенного для дирижерско-хоровых факультетов средних и высших учебных заведений), разработка которого стала результатом многолетних исследований теоретических и практических сторон хорового исполнительства, были изложены его автором — канд. иск., ст. преп. кафедры вокального искусства Ю. М. Кузнецовым. В программе курса большое значение придается специфической деятельности дирижера и певца, вводятся такие новые понятия для хороведения, как вокально-хоровая и дирижерская установка. В частности, при обучении работе с хором, большое значение, по мнению Ю. М. Кузнецова, должно придаваться развитию профессионально значимых коммуникативных способностей будущих дирижеров, что поможет продуктивной работе с хоровым коллективом, а это, в свою очередь, будет способствовать более глубокому проникновению в художественный замысел исполняемых произведений.
Доклад преподавателя кафедры вокального искусства ПСТГУ О. А. Пищули-ной был посвящен методическим основам постановки детских голосов, с учетом возрастных особенностей развития будущих певцов, а в сообщении В. И. Бесова (преп. кафедры хорового дирижирования ПСТГУ) рассматривались некоторые характерные черты русской вокальной школы: вопросы вокального дыхания, артикуляции, свободы певческого аппарата.
Практическая линия секции Церковного пения была представлена выступлением певчих храма Александрийского подворья (г. Москва). В исполнении Александра Загребина и Геннадия Фомина прозвучали византийские песнопения Рождества Христова и стихиры различных праздников.
В целом для конференции были характерны тематическое разнообразие, атмосфера научного поиска, активность аудитории. Важно также, что подобные мероприятия дают возможность узнать о научных достижениях не только уже известных своими трудами музыковедов и педагогов, но и познакомиться с работами начинающих исследователей. Часть прозвучавших на секции докладов войдут в традиционный сборник материалов конференции, а также в последующие выпуски настоящего издания.
Мы благодарим всех участников прошедшей конференции за интересные и содержательные выступления и желаем им дальнейшей плодотворной деятельности на благо церковной науки.
В. Соловьева