DOI: 10.24411/2618-6888-2018-10012
Е.И. Сафронова
XIX СЪЕЗД КПК, ПРОЕКТ ОПОП И ОТНОШЕНИЯ КИТАЯ С РАЗВИВАЮЩИМСЯ МИРОМ
Аннотация. В статье рассматривается вопрос о значении прошедшего в октябре 2017 г. XIX съезда КПК для диалога «Китай—раз-вивающийся мир» и о роли проекта ОПОП в отношениях КНР и развивающихся стран в свете решений китайского партийного форума.
Ключевые слова: Китай, XIX съезд КПК, развивающиеся страны, инициатива «Один пояс, один путь» (ОПОП), «сообщество единой судьбы».
В докладе XIX съезду КПК генерального секретаря ЦК КПК Си Цзиньпина вопросам китайской внешней политики был посвящен достаточно объемный XII раздел документа — «Неизменно идти по пути мирного развития, стимулировать создание сообщества единой судьбы человечества». В нем были подтверждены приверженность КНР пяти принципам мирного сосуществования, решимость защищать мир и развитие и стимулировать формирование нового типа международных отношений (МО), основанных на взаимном уважении, равенстве, справедливости, сотрудничестве и всеобщем выигрыше1.
Далее была дана общая характеристика явлений и тенденций современной мировой жизни (многополярность, экономическая гло-
бализация, преобразования в системе глобального управления и международного порядка, рост взаимозависимости субъектов МО, наличие множества общих для человечества вызовов, таких, как нестабильность мирового развития, недостаток движителей мирохозяйственного роста, увеличение разрыва между богатыми и бедными странами, терроризм, серьезные инфекционные заболевания, климатические изменения и др.)2.
Что касается восприятия Китаем политической карты мира и дипломатического «ранжирования» стран-партнеров, то здесь Си Цзиньпин выделил следующие три категории государств: крупные (даго), сопредельные (чжоубянь гоцзя) и развивающиеся (фачжань-чжун гоцзя)3. Само по себе примечательно, что развивающиеся государства получили на XIX съезде столь весомое упоминание в отличие от целого ряда развитых стран Старого и Нового Света.
В Докладе было подтверждено особо ценное для развивающегося мира (РМ) обязательство Китая уважать право народов всех стран на самостоятельный выбор пути развития, защищать равенство и справедливость в МО, выступать против навязывания своей воли и вмешательства во внутренние дела других стран, против притеснения слабых сильными. Китай обещал не жертвовать интересами других ради собственного развития, подчеркнув, что его развитие не представляет угрозы ни для одного государства мира.
Далее прозвучало заявление о том, что какого бы уровня развития ни достиг Китай, он никогда не будет претендовать на положение гегемона и проводить политику экспансии4. По логике вещей это заявление адресовано в первую очередь развивающимся странам. Так получила новое дыхание позиция КНР времен Чжоу Энь-лая, когда в интервью латиноамериканским СМИ китайский премьер назвал «пять принципов мирного сосуществования» концептуальной базой взаимоотношений КНР со странами РМ. Тогда же китайская сторона признала за развивающимися странами право самим решать свои проблемы, открыто отказавшись от идеи «экспорта революции». А главное, Чжоу Эньлай подчеркнул, что сам Китай «никогда не станет сверхдержавой», то есть страной, следующей политике с позиций силы и навязывающей свою волю другим. Данное обещание КНР в различных формулировках не раз повторялось и после5. Приверженность названным принципам в отношениях
именно с развивающимися странами служит ярким примером последовательности и преемственности внешней политики КНР на протяжении многих десятилетий.
Китайский лидер пополнил свод принципов диалога КНР с РМ, указав, что Китай укрепляет сплоченность и сотрудничество с развивающимися странами на основе «правдивости, деловитости, душевной близости и искренности» и правильного понимания справедливости и выгоды6.
Доклад, характеризуя взгляд Китая на реформирование глобального управления, содержит целый ряд моментов, тоже весьма значимых для РМ. Так, Си Цзиньпин, говоря о совершенствовании глобального управления в сторону соблюдения принципов «совместного консультирования, совместного строительства и совместного использования», отметил необходимость демократизации МО, равноправия всех стран как больших, сильных и богатых, так и малых, слабых и бедных, «выявления позитивной роли ООН» при расширении представительства и усилении права голоса развивающихся
7
стран в международных делах .
Представляется чрезвычайно важным, что на съезде «международный статус Китая в качестве крупнейшего в мире развивающегося государства» был подтвержден вновь. Китайскими СМИ это фундировалось, в частности, тем, что в 2016 г. по показателю ВВП на душу населения КНР занимала лишь 93-е место в мире и что в Китае по-прежнему существует большой разрыв как в уровнях дохода городского и сельского населения, так и в развитии центральнозапад-ных и приморских районов (соотношение ВВП коих составляет 1:2). Кроме того, КНР по индексу человеческого развития занимает 90-ю позицию среди 188 государств и территорий мира. Производительность труда в КНР все еще значительно ниже, чем в США. При этом КНР стоит перед лицом ряда новых вызовов — в том числе старением населения, снижением рождаемости и ограничением энергообеспеченности .
По мнению ведущих китайских экспертов, высказанному по итогам XIX съезда КПК, именно потому, что КНР по-прежнему является развивающейся страной, ей необходимо углублять сплоченность и сотрудничество с другими развивающимися государствами, активно продвигать справедливое и сбалансированное развитие в
глобальных масштабах (видимо, здесь имеется в виду сокращение разрыва в экономическом развитии стран мировых «Юга» и «Севера». — Е.С.), способствовать тому, чтобы развивающиеся страны пошли по пути модернизации. «Китай сможет достичь большего прогресса только тогда, когда развитие получат развивающиеся и неразвитые страны мира. Китай будет процветать только тогда, когда процветания достигнут другие развивающиеся страны. Китай станет более богатым только тогда, когда другие развивающиеся государства будут состоятельнее», — подчеркивают они9.
Это мнение логично вытекает из данного на съезде обещания «наращивать динамику помощи развивающимся странам и особенно наименее развитым странам в целях сокращения разницы в развитии Юга и Севера»10.
Во исполнение этого обещания КНР учредила в апреле 2018 г. Китайское агентство сотрудничества по международному развитию. Создание Агентства было названо Пекином важнейшей мерой поддержания глобального мира, продвижения совместного развития и активизации международной кооперации, в том числе в контексте инициативы ОПОП. Практически Агентство возьмет на себя функции, связанные с предоставлением помощи зарубежным странам, ранее исполнявшиеся МИД и Министерством коммерции КНР.
Министр иностранных дел КНР Ван И охарактеризовал цели и обязанности новой структуры, первым назвав соблюдение принципа руководящей роли партии в деле предоставления помощи. Акцентирование роли КПК в процессах сотрудничества КНР с зарубежными странами — это новый, точнее, возрожденный момент во внешнеполитической риторике Пекина, за время реформ предпочитавшего не подчеркивать партийный характер руководства международной деятельностью КНР.
По словам Ван И, Агентство должно усовершенствовать методологию предоставления помощи и осуществлять международный обмен и сотрудничество, а также проявить научный подход к выполнению миссий по оказанию помощи, тем самым повысив их эф-фективность11. Следует отметить, что официальный Пекин на протяжении десятилетий акцентирует внимание на том, что предоставление китайского финансового содействия другим развивающимся
странам не обусловливается политическими требованиями (что, на наш взгляд, не всегда так).
Симптоматично, что в Докладе Китай был назван не только развивающейся страной, но и «великой», «ответственной державой». Так, указывалось, что КНР всесторонне развивала обладающую китайской спецификой дипломатию великой державы. «Великодержавность» дипломатии КНР, видимо, выражается в том, что страна выступила с глобально значимой инициативой «создания сообщества единой судьбы человечества», содействовала «преобразованию системы глобального управления» и внесла «новый весомый вклад в дело мира и развития планеты». «Ответственный» же характер КНР, похоже, сопряжен с тем, что Китай будет и впредь «активно участвовать в преобразовании и формировании системы глобального управления, постоянно привносить в эту работу китайскую мудрость и китайскую силу»12.
Дуализм статуса Китая и как развивающейся страны, и как великой и ответственной державы являет собой весьма любопытный политологический казус и предоставляет КНР простор для широкого дипломатического маневра. Генеральный тренд в развитии китайской дипломатии заключается в том, что она демонстрирует переход от дэнсяопиновского принципа «таогуан янхуэй» (скрывать свои возможности и держаться в тени) к модели «инициативной и предприимчивой»; от дипломатии «с оглядкой» на великие державы к ди-
13
пломатии именно великой державы .
Статус же развивающейся страны, помимо ряда экономических выгод, полезен тем, что дает КНР выбор модели поведения. Там, где Китай силен, он действует в стиле влиятельной развитой страны, а там, где он еще не добрал международного «веса» или все же не настроен брать на себя широкую ответственность, он предпочитает именоваться развивающимся государством. Самопозиционирование в качестве члена развивающегося мира имеет для КНР немалую ценность: РМ являет для Китая круг поддержки, источник ресурсов, объект влияния, аргумент в диалоге с Западом и «отправной пункт» для достижения мирового лидерства. А в случае проекта «Один пояс, один путь» успех китайского начинания в далеких Африке и Латинской Америке придаст этой международной политико-экономиче-
ской инициативе Китая уже не межрегиональный и/или трансконтинентальный, а именно глобальный масштаб14.
В целом, бурный подъем Китая, конечно же, не мог не повлиять на его самооценку: на XIX съезде была поставлена задача в течение ближайших десятилетий превратить КНР в самую влиятельную державу мира15.
Си Цзиньпин озвучил и задачу «осознаннее защищать государственный суверенитет, безопасность и интересы развития Китая», бороться с любыми действиями, направленными на нанесение вреда социальной гармонии и стабильности16. Понятно, что кардинально нарушить общественный порядок и суверенитет мощного Китая сейчас под силу не многим мировым акторам и подавляющее большинство развивающихся государств никак не входит в их число. Это создает новый фактор взаимного доверия и соответственно — облегчает политический диалог Китая с РМ.
В Докладе было охарактеризовано значение «великого скачка» КНР для развивающегося мира: «непрерывное развитие теории, строя и культуры социализма с китайской спецификой открыло развивающимся странам новые пути к модернизации, предоставило совершенно новые альтернативы странам и нациям», стремящимся ускорить свое развитие и сохранить независимость. «Таким образом, Китай привнес китайскую мудрость и китайский вариант для решения проблем человечества»17. Этим недвусмысленно иллюстрируется значение РМ как «полигона» обкатки китайского внешнеполитического и социально-экономического опыта и даже как восприемника и продолжателя китайской модели.
При всем при том, постсъездовские перспективы отношений КНР с РМ могут быть омрачены рядом обстоятельств. Это и повышенная напористость и даже бесцеремонность Китая в реализации его практических планов в РМ, и несбываемость ожиданий некоторых субъектов «глобального Юга» по поводу получения обещанных инвестиций и экономического содействия, и поведение ряда китайских работодателей и инвесторов в развивающихся странах-реципиентах, и даже процессы, происходящие во внутренней жизни самой КНР.
Так, после XIX съезда КПК и согласно его решениям будет нарастать «авторитаризация» власти в Китае, которая может вызвать
непонимание не только на Западе, но и даже и в некоторых сегментах развивающегося мира, имевших аналогичный опыт и преодолевших его. Это ряд государств Латинской Америки, переживших период диктатур и/или более восприимчивых к западным общественным образцам, и даже Африки, в которых не находит отклик высокая «зарегламентированность» внутристрановой жизни. Однако в целом в развивающемся мире превалируют позитивные оценки решений съезда КПК по поводу партийно-государственного строительства и подъема авторитета лидера на новую высоту. Значимость фигуры Си Цзиньпина для отношений «Китай — РМ» обосновывается тем, что длительность его пребывания у власти создаст предпосылки для закрепления на долгосрочную перспективу и положительных, и негативных трендов в этом диалоге.
Южно-Африканский Институт международных отношений (South African Institute of International Affairs — SAIIA) в марте 2018 г. опубликовал политологическое исследование China in the Era of 'Xi Jinping Thought': Five Key Trends for Africa118, в котором характеризовались пять немаловажных аспектов, связанных с решениями XIX съезда КПК и способных повлиять на ситуацию в Африке.
Как отмечается в работе, съезд институализировал ряд ключевых инициатив Си Цзиньпина, которые будут определять политику КНР в обозримой перспективе. Автор полагает, что взгляды Си Цзиньпи-на на развитие Китая окажут существенное влияние и на политику КНР в отношении африканского континента. Думается, что пять ключевых тенденций в активности КНР, названных в работе, важны для развивающихся государств не только Африки, но и других частей Света. Это: усиление руководства КПК как во внутренней, так и внешней политике, «институализация» инициативы ОПОП, поддержка Китаем реформирования ООН, расширение военной роли Китая на глобальной арене и устрожение управления Интернетом.
Стержневая роль КПК как руководящей силы. В работе отмечается, что правительствам африканских стран следует исходить из отсутствия четкого различия между государственной властью в Китае и партийной. Ключевые идеи Си Цзиньпина основаны на том положении, что руководящая роль КПК составляет главную характеристику социализма с китайской спецификой. Принцип роли партии как руководящей силы способен экстраполироваться на государст-
венное строительство в Африке через умы африканских студентов, получающих образование в КНР. Ныне в КНР обучается больше англоговорящих африканских студентов, чем в Великобритании и США вместе взятых. Общее число африканских студентов в Китае выросло к 2015 г. в 26 раз по сравнению с 2003 г. и достигло 50 тыс. Африканским правительствам следует осознать, что образовательный процесс в КНР мировоззренчески ориентирован, особенно ввиду партийного призыва исключить из него «западные» идеи (например, о конституционной демократии, неолиберализме, развитии гражданского общества). Это не означает, что африканские студенты целенаправленно подвергаются «промывке мозгов», утверждает автор, однако африканским правительствам следует учитывать особенности китайской академической среды.
Инициатива «Один пояс, один путь». В работе подчеркивается, что долгосрочность проекта ОПОП обусловливает и длительный характер возможного участия в нем стран Африки, могущего принести региону немалую экономическую пользу. По мнению автора, съезд дал четкий сигнал о том, что ОПОП останется центральным вопросом в отношениях Китая с Африкой. Правительства африканских стран заинтересованы в партнерстве с Китаем по линии проекта еще и потому, что кооперация с КНР является «альтернативой зависимости от Запада»19. Однако необходимо учитывать и возможные негативные последствия участия региона в ОПОП, включая вероятность роста задолженности Китаю по инфраструктурным кредитам.
Реформа ООН, отвечающая интересам Африки. В принципе съезды КПК не являются трибуной для обсуждения конкретных внешнеполитических вопросов. И удивительно, что на XIX съезде КПК был затронут специфический вопрос о таком направлении реформировании ООН, как «расширение представительства и усиление права голоса развивающихся стран в международных делах»20.
Пекин говорит о правах РМ в ООН уже немало лет. В свое время КНР выступила против включения Японии и Германии в состав СБ ООН, вместо этого призвав увеличить в нем число развивающихся государств. В КНР помнят, что «африканские друзья привели Китай в ООН» в 1971 г.21 Исходя из этого, в работе утверждается, что африканские страны могут и впредь рассчитывать на поддержку Китая в вопросах расширения их прав в ООН.
Глобальная военная роль Китая. Хотя военные расходы Китая все еще уступают аналогичному показателю США (144 млрд долл. в 2016 г. против 600 млрд), однако темпы прироста оборонного бюджета КНР весьма высоки — 8,1 % в 2018 г. По всей видимости, военное строительство направлено на усиление контролирующих позиций Си Цзиньпина, который призвал концентрировать большее внимание «на подготовке к реальной войне, придавать более серьезное значение стимулирующей роли инноваций»22. Стремление Китая расширить свой военный потенциал и военное присутствие в мире прямо влияет на Африку. Первая китайская военная база была построена в Джибути — на стратегически важном восточноафрикан-ском побережье континента. Китайские военные участвуют в многосторонних операциях по поддержанию мира в Либерии, Мали и в Южном Судане, а также в операциях по борьбе с пиратством в Сомали. Хотя Африка, безусловно, выигрывает от этих инициатив, однако расширяющаяся военная активность Китая ставит перед африканцами вопрос о последствиях растущего присутствия «милитаризирующейся сверхдержавы» на континенте. Китай при этом заявляет о свой приверженности принципу невмешательства во внутренние дела стран-партнеров, но это не снимает общий вопрос об учете интересов африканского суверенитета23.
Управление Интернетом. Со стороны западных политиков и СМИ в адрес Китая звучат обвинения в «экспорте авторитарного правления», в том числе в контексте Интернет. Однако очевидных доказательств давления КНР на правительства африканских стран с целью следовать китайскому примеру интернет-цензуры нет. В 2016 г. Бурунди, Габон, Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Камерун, Мали, Уганда, Чад и Эфиопия полностью закрыли доступ к интернет-ресурсам или заблокировали отдельные мессенд-жеры или социальные сети. Однако это не значит, что это было сделано по рекомендации из Пекина, а не из собственных соображений африканских лидеров. Тем не менее, в работе обращается внимание на важность того, чтобы африканское гражданское общество анализировало влияние контактов между африканскими и китайскими «элитами» на управление Интернетом в Африке и чтобы африканская общественность следила за процессом принятия официальных решений, касающихся доступа к Сети. Автор подчеркивает, что от-
ношения Африки с Китаем будут определяться доминирующими настроениями и дискурсами в Пекине, поэтому для Африки крайне важно создать возможности как на правительственном, так и на гражданском уровне по отслеживанию соответствующих тенденций. Знания о деятельности КПК будут необходимы при разработке африканскими странами продуктивного курса на максимальное расширение их связей с «восходящей сверхдержавой»24.
Мотивы XIX съезда КПК звучали и в латиноамериканских СМИ. В панамской La Estrella de Panamá было опубликована статья поверенного в делах посольства КНР в Панаме Лю Бо, в которой дипломат подчеркнул, что Латинская Америка — важный развивающийся регион, занимающий привилегированное место среди направлений китайской дипломатии. Он заявил, что XIX съезд КПК ознаменовал
начало «новой эры» отношений «Китай — Латинская Америка», це-
25
ментирующей значительные успехи последних лет .
По всей видимости, формирование «сообщества единой судьбы человечества», упоминавшееся на съезде, включает три стадии и/или уровня: национальный, региональный (или межрегиональный) и глобальный. Национальное строительство внутри самого Китая подразумевает создание подобного сообщества для всех народностей, регионов и экономических зон КНР. То же самое можно сказать и об уровне региональном: в китайской прессе уже проходила мысль, что, например, БРИКС способна представить собой сообщество единой судьбы регионально-организационного уровня26. Лю Бо в своей статье отметил, что сообщество единой судьбы Китая и Латинской Америки являет собой составную часть концепции сообщества единой судьбы человечества. (В июле 2014 г. Си Цзиньпин впервые упомянул о создании сообщества единой судьбы «Китай — Латинская Америка». Позже, во время своего визита в регион в ноябре 2016 г., китайский лидер повторил эту мысль, подчеркнув, что Китай и Латинская Америка должны стремиться к обновлению «модели сотрудничества» и делиться его плодами в совместных усилиях по созданию сообщества единой судьбы.) Благодаря большей координации и совместной работе со странами Латинской Америки Китай получает новые возможности по достижению соответствующей цели27. Кроме того, Лю Бо охарактеризовал значение инициативы «Один пояс, один путь» для сотрудничества «Китай—Латинская Америка», заявив, что про-
ект вдохнул новые силы в диалог сторон и что регион исторически является «естественной ветвью Морского Шелкового пути», ибо еще более 400 лет назад между Китаем и Латинской Америкой существовал «знаменитый Тихоокеанский Шелковый путь». Китай приветст-
28
вует участие региона в возрожденной инициативе28.
А замдиректора Департамента Латинской Америки и Карибского бассейна МИД КНР Чжан Жунь во время встречи с латиноамериканскими журналистами на полях XIX съезда КПК отметил, что одна из главных задач Китая на ближайшие 5 лет состоит в укреплении торговых отношений со странами Латинской Америки с целью «усиления» китайской экономики и придания ей «большей открытости». Также Чжан Жунь подчеркнул, что Китай и государства Латинской Америки являются развивающимися странами, находятся на одной стадии развития и сталкиваются с аналогичными проблемами, при этом — предоставляя друг другу благоприятные возможности кооперации и со-развития. «Развитие Китая нельзя отделить от развития Латинской Америки и Карибского бассейна. Активизация развития способствует поддержанию стабильности и процветанию (всего) мира», — заявил дипломат29.
Что касается реализации замыслов ОПОП, то ныне она происходит на региональном уровне: глобального масштаба проект если и достигнет, то весьма не скоро. Инвестирование в инфраструктуру — дело необходимое, но недостаточное для обеспечения сбалансированного устойчивого развития. Поскольку зависимость Китая от импорта энергоресурсов не уменьшается, а растет, то рано или поздно, но ему придется задуматься о вопросе мобилизации и перераспределения финансовых средств: при массированных инвестициях в непроизводительные сектора (инфраструктуру, услуги и т. п.) очень сложно мобилизовать капитал, направляя его в непроизводительные отрасли30. Данное обстоятельство может отразиться на полноте финансирования проектов КНР в развивающемся мире.
Поскольку именно РМ во многом является «колыбелью» и носителем целого ряда глобальных проблем (бедность, недоедание, беженцы, международный терроризм, болезни, высокая внешняя задолженность, острое неравенство в доходах, гендерное неравенство, нехватка воды, неграмотность и проч.), то это диктует необходимость его сотрудничества с финансово и экономически состоятель-
ными государствами. Китай представляет инициативу ОПОП как механизм решения многих проблем развития. (Проблема международного терроризма остра для Китая в силу его соседства с «неспокойными» в этом отношении развивающимися странами.)
Но проект сам не свободен от неразрешенных трудностей. Так, замедление темпов экономического роста КНР тоже может создать проблемы финансирования. Тогда еще более остро встанет вопрос о мобилизации ресурсов стран-партнеров. Однако многие из них рассчитывают именно на китайские инвестиции. Возможность получения капиталовложений из КНР — главный стимул участия в ОПОП для большинства государств. Тем не менее, действенных финансовых механизмов со-финансирования до сих пор нет. И его создание весьма проблематично, ибо страны — потенциальные участники проекта — находятся на разных уровнях социально-экономического развития, разнятся и их управленческие, юридические структуры, опыт и практики. До сих пор остается загадкой, как и кем будет управляться проект, даже на его пострановых участках31. А ведь обеспечение эффективной управляемости — жизненно важная задача в реализации планов ОПОП.
Кроме того, в свете активности террористических групп в Большой Центральной Азии32 особо значимой становится проблема защиты объектов ОПОП, которая еще не получила на международном уровне даже первого рассмотрения. Пока же XIX съезд КПК, поставив целый ряд задач по оборонному строительству КНР, призвал народы мира выступать против терроризма во всех его формах33.
Проблема управляемости проектом в развивающемся «сегменте» обостряется еще и тем, что РМ тоже далеко не однороден. В нем есть страны, обладающие устойчивой системой управления и соответственно — более стабильной экономикой, с лучшим «иммунитетом» против попыток внешнего администрирования. Так, Индию, Индонезию и Вьетнам Китаю будет трудно побудить следовать его условиям по участию в ОПОП. Эти государства не пойдут на внешний мониторинг своих участков проекта, не допустят ввоза многочисленной китайской рабочей силы и не станут увеличивать свою задолженность по кредитам на создание инфраструктуры ОПОП. А вот другие страны, не обладающие опытом эффективного управления и менее экономически успешные, скорее будут подвержены
влиянию Пекина34. Не является ли это одним из объяснений того, что на данный момент к проекту ОПОП присоединяются именно
более «сговорчивые», управленчески слабые государства?
* * *
Итак, XIX съезд стал новым свидетельством согласия Китая со статусом развивающегося государства, несмотря на масштабность совершенного страной «великого скачка». Тема развивающегося мира практически всегда находит свое место в китайских внешнеполитических установках (что само по себе говорит о значимости РМ для КНР). Данное обстоятельство нашло еще одно подтверждение в документах XIX съезда КПК.
Все это дает новое основание утверждать, что сотрудничество КНР с РМ являет собой самостоятельное и обращенное в будущее направление ее внешней политики, отличающееся гибкостью в расстановке приоритетов (от идеологических в 1950—1960-е гг., мирохозяйственных с 1980-х годов и до геополитических и геоэкономических с 10-х гг. XXI в.)35.
В целом, диалог «КНР — развивающийся мир» можно назвать постоянно эволюционирующим «организмом», меняющимся в зависимости и, можно сказать, в гармонии с корректировками модели социально-экономического развития КНР. И сама МСЭР Китая, и его отношения с РМ успешно доказывают свою жизнестойкость, обусловленную высокой адаптивностью и пригодностью для «ввода» новых и «отладки» старых параметров. Так, на съезде впервые на столь высоком уровне прозвучала готовность КНР ввести такой новый «параметр» в МО, как мудрость Китая и предлагаемые им «новые альтернативы» для стран и наций, стремящихся ускорить свое развитие и сохранить собственную независимость36.
Китай намерен поднять экономическое партнерство с развивающимися странами на новую высоту — на этап инфраструктурной и торгово-экономической «связуемости», и проект ОПОП — ключевой механизм достижения этой цели. Официально объявленная задача этого этапа — расширение ареала взаимодополняемости и помощь развивающимся странам в создании «собственного потенциа-37
ла саморазвития» .
На протяжении десятилетий КНР приучала своих партнеров из РМ (составляющих большинство в ООН) к мысли о том, что Китай и развивающиеся государства связывают особые узы — узы сходства текущих задач по ускорению и оптимизации экономического развития. Тем самым Пекином подтверждается не только статус КНР как развивающейся страны, но и тезис об «общности исторических судеб», «аналогичности исторического опыта» и совпадения задач народов Китая и РМ в борьбе за мир, развитие и новый международный порядок. Эти тезисы стали предвестниками появившихся в начале второго десятилетия XXI в. идей об общности «китайской мечты» с «мечтами» других развивающихся стран и о «сообществе единой судьбы человечества», о котором немало говорилось на съезде. В сопровождении идеи о взаимодополняемости экономик Китая и РМ данные положения составляют протоидеологическую базу диалога «КНР — развивающийся мир»38.
В свете XIX съезда идея об общности судьбы Китая и развивающихся регионов (КНР и Латинской Америки) получила новую грань как составной части концепции «сообщества единой судьбы человечества».
Похоже, что в развивающемся мире укоренится идея о том, что китайская модель может представлять альтернативу для тех субъектов МО, которые не приветствуют подражание западным лекалам. И это — явный успех международной работы Пекина.
На мировой арене Китай предлагает новое видение гармоничного общества в планетарном масштабе, особенно ценное в обстановке глобальных неурядиц. Но для продвижения своих внешних планов и проектов Пекину необходима устойчивость внутренних реформ. В связи с этим продление легислатуры председателя КНР видится развивающимся странам путем обеспечения непрерывности международной линии Китая на сверхдолгосрочную перспективу. Длительное сохранение полномочий действующего китайского руководства расценивается в РМ и как залог стабильности отношений КНР с «глобальным Югом» на основе излюбленных китайских лозунгов о взаимовыгодности кооперации «братьев по развивающемуся миру». Пекин щедр на посулы в адрес развивающихся стран, и многие в мировом «Юге» надеются, что у Пекина теперь хватит времени их выполнить.
Примечания
1 Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин на XIX съезде КПК // Синьхуа. URL: http://russian.news.cn/2017-ll/03/c_13672 6299.htm
2 Там же.
3 Изложено по: Салицкий А.И., Виноградов А.О. XIX съезд КПК // Запад— Восток—Россия 2017. Ежегодник / отв. ред.: Д.Б. Малышева, В.Г. Хорос. М.: ИМЭМО РАН, 2018. С. 53—58.
4 Полный текст доклада, с которым выступил Си Цзиньпин...
5 См.: Сафронова Е.И. Отношения КНР с развивающимися странами и формирование нового экономического мирового порядка // Китай в мировой политике / отв. ред. А.Д. Воскресенский. М.: МГИМО, РОССПЭН, 2001. С. 425.
6 Полный текст доклада... URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_13672 6299.htm
7 Там же.
8 Приводится по: Жэньминь жибао On-line. URL: http://russian.people.com. cn/n3/2017/1025/c95181-9284790.html
9 Ху Аньган, Ван Хунчуань. Научное определение, подходящее для современного Китая // Россия и Китай. URL: http://www.ruchina.org/china-article/china/ 1450.html
10 Полный текст доклада... URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_13672 6299.htm
11 Zhou Jin and Zhang Yunbi. New agency's goal to promote development, peace overseas // China daily. 19.04.2018. URL: https://www.chinadailyhk.com/articles/48/ 152/109/1524101985708.html,
12 Полный текст доклада... URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_13672 6299.htm
13 Xue Li and Xu Yanzhuo. Why China Shouldn't Get Too Invested in Latin America // The Diplomat. 31.03.2015. URL: http://thediplomat.com/2015/03/whychi nashouldntgettooinvestedinlatinamerica
14 Сафронова Е.И.Китай и развивающийся мир: концепции и актуальная практика отношений на примере Африки и Латинской Америки. М., 2018. С. 144, 303, 301, 304; см. также: Габуев А. Денисов И., Епихина Р. Китай после XIX съезда Компартии: что дальше? URL: http://carnegie.ru/2017/10/31/rueve nt5732
15 Приводится по: Ломанов А. Эра товарища Си. URL: https://lenta.ru/arti cles/2017/10/27/chinese_party_congress
16 Синьхуа. URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_13672 6299.htm
17 Там же.
18 Staden, Cobus van. China in the Era of'Xi Jinping Thought': Five Key Trends for Africa. Policy Briefing 171. SAIIA. 2018, March. 4 p. URL.: http://www.saiia.org.za/po licy-briefings/1299-china-in-the-era-of-xi-jinping-thought-five-key-trends-for-1299-c/file
19 Ibidem. P. 3.
20 Полный текст доклада... URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_13672 6299.htm
21 Высказывание Мао Цзэдуна. Приводится no:Contemporary International Relations (Beijing). 2000. № 11. P. 2; см. также Wu Hongying, Dao Shulin. China vs. the Third World // Contemporary International Relations. 2001. № 9. P. 7—8.
22 Полный текст доклада... URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_13672 6299.htm
23 Staden, Cobus van. Op. cit. P. 3.
24 Ibidem. P. 4.
25 Liu Bo. Por una Nueva Era de las relaciones entre China y America Latina// La Estrella de Panamá. 23.11.2017. URL: http://laestrella.com.pa/opinion/columnistas/ nueva-relaciones-entre-china-america-latina/24034897
26 Xi pide a BRICS forjar comunidad de destino común. URL: http://spanish. peopledaily.com.cn/n/2015/0710/c31621-8918284.html
27 Liu Bo. Op. cit.
28 Congreso del Partido Comunista Chino abre una "Nueva Era" de relaciones entre China y Latinoamérica. URL: https://es.larouchepac.com/es/20171127-1
29 China profundizará relaciones comerciales con América Latina. URL: https:// telesurtv.net/news/China-profundizara-relaciones-comerciales-con-America-Latina-2 0171023-0045.html
30 См.: §ensoy, Süleyman. The 19th National Congress of Chinese Communist Party. URL: http://www.tasam.org/en/Icerik/48130/the_19th_chinese_communist_pa rty_congress
31 См.: URL: http://www.tasam.org/en/Icerik/48130/the_19th_chinese_commu nist_party_congress
32 Подробнее см.: Васильев Л.Е. Борьба с терроризмом на пространстве ШОС. М.:ИДВ РАН, 2017.
33 Полный текст доклада... URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_13672 6299.htm
34 См.: Dollar, David. The AIIB and the 'One Belt, One Road'. URL: https://www. brookings.edu/opinions/the-aiib-and-the-one-belt-one-road
35 Подробнее см.: Сафронова Е.И. Китай и развивающийся мир... С. 308—309.
36 Полный текст доклада... URL: http://russian.news.cn/2017-11/03/c_13672 6299.htm
37 См.: Wang Yi: Cooperation Between China and Developing Countries Enters into a New Stage of Improvement and Upgrade. URL: http://www.fmprc.gov.cn/mfa_ eng/zxxx_662805/t1447668.shtml
38 Сафронова Е.И. Китай и развивающийся мир... С. 302.