Научная статья на тему 'XII Международная конференция центрально- и восточноевропейской ассоциации развития менеджмента'

XII Международная конференция центрально- и восточноевропейской ассоциации развития менеджмента Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
62
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XII Международная конференция центрально- и восточноевропейской ассоциации развития менеджмента»

Российский журнал менеджмента №4, 2004. С. 164-166

XII МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ЦЕНТРАЛЬНО- И ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

С 30 сентября по 2 октября 2004 г. в Санкт-Петербурге прошла XII Международная конференция Центрально- и Восточноевропейской ассоциации развития менеджмента (CEEMAN) на тему «Расширение Евросоюза и его влияние на развитие менеджмента». В конференции приняли участие 124 участника из 29 стран — элита европейского бизнес-образования, известные представители российского и западного бизнеса, общественные и государственные деятели России, стран СНГ и ЕС. Повестка конференции включала три вопроса:

• расширение Евросоюза и его новая политическая, экономическая и социальная программа;

• расширение Евросоюза и его влияние на развитие менеджмента;

• расширение Евросоюза и его влияние на развитие бизнес-образования. Конференцию открыла Д.Пург, президент CEEMAN, директор Европейского центра лидерства (Словения). С приветственным словом к делегатам конференции обратились вице-губернатор Санкт-Петербурга Ю. В. Молчанов и представитель Чехии в Евросоюзе П. Теличка.

Первая часть конференции открылась докладом Ж.-П. Леманна (IMD, Швейцария), основателя компании Evian, который поделился своим видением роли и места новой Европы в мировом сообществе. В частности, он сказал, что, по его мнению, Европа сегодня представляет собой «угаса-

ющую мощь». Если в 1950 г. доля европейского населения составляла 22% от мирового, в наши дни — 12%, то к середине XXI в. составит всего лишь 7%. Негативная демографическая ситуация сказывается на экономической конкурентоспособности Европы. ВВП одной такой страны, как Китай, численность населения которой, как известно, растет из года в год, в ближайшие 25 лет в 2 раза превысит ВВП всех стран Европы, вместе взятых. Европейские лидеры всех рангов, обладатели МВА завтрашнего дня должны развивать в себе то, что замечательный историк Д. Лэндс в своей выдающейся книге «Богатство и нищета наций» называет интеллектуальной проницательностью (intellectual curiosity). Это же качество Л. Тайсон и Н. Эндрюс из Калифорнийского университета считают универсальным умением делать дела (global savoir faire).

Обсуждение вопросов повестки дня продолжилось рабочей сессией «Возможности и вызовы для соседей нового Евросоюза и последствия для бизнеса», которая была посвящена различным аспектам взаимоотношений стран — членов ЕС с соседями по Европе. Сессия была отмечена ярким выступлением В. Г. Шемятенкова (Институт Европы РAН), отметившего, что утверждение о появлении новых перспектив для развития двусторонних отношений между Россией и новыми членами ЕС в результате расширения Евросоюза является мифом. Вместе с тем было бы неправильно

игнорировать те дополнительные возможности, которые открывает перед российским бизнесом приближение единого внутреннего рынка к границам нашей страны. Перед российскими фирмами встает непростая творческая задача: использовать пока еще имеющиеся у нас плацдармы в странах Центральной и Восточной Европы для продвижения российских товаров и услуг на единый внутренний рынок.

В выступлении А. П. Портанского (Информационное бюро по присоединению России к ВТО) содержалась информация о том, что переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию Россия может завершить в 2005 г. Тогда присоединение к ВТО будет возможно в конце 2005 г. либо в 2006 г. Наибольший выигрыш от присоединения получит именно Евросоюз, главный торговый партнер России.

Дальнейшее обсуждение происходило в формате «рабочих групп». В ходе дискуссий затрагивались следующие вопросы: будет ли новый (расширенный) Евросоюз более конкурентоспособным на мировых рынках, каковы межкультурные последствия расширения Евросоюза, будет ли новый Евросоюз способствовать развитию предпринимательства?

Вторая часть конференции открылась рабочей сессией, носившей название «Новый ЕС и его влияние на развитие менеджмента: новые управленческие компетенции». Модератором сессии был Д. Абель (Европейская школа управления и технологии, Германия). Он отметил, что перед многими компаниями Восточной Европы после вхождения их стран в ЕС встанет проблема выживания. Задача бизнес-образования — помочь бизнесу предвосхитить эти проблемы, уберечь не вписывающиеся в новые конкурентные условия компании от вымывания с рынка, помочь им «выкарабкаться» с наименьшими потерями. В этом состоит социальная ответственность бизнес-образования.

Все выступавшие были единодушны в оценке сложности и комплексности задач, которые приходится решать менеджерам новой Европы в условиях, с одной стороны, глобализации и, с другой стороны, усилива-

ющейся диверсификации как внутри Евросоюза, так и за его пределами.

Третья часть конференции свелась к дискуссии о новых возможностях и потенциальных угрозах для школ бизнеса Центральной и Восточной Европы в связи с расширением Евросоюза. Основными докладчиками на этой сессии были руководители школ, в том числе В. С. Катькало (Факультет менеджмента СПбГУ), В.Кундротас (Международная школа менеджмента, Каунас, Литва), Б. П. Будзан (Международный институт менеджмента, Киев, Украина), И. Сенникова (Международная школа экономики и делового администрирования, Рига, Латвия), и ряд других. Выступающие постарались определить составляющие успешной конкуренции школ бизнеса Центральной и Восточной Европы на международном рынке бизнес-образования. Ключевым тезисом многих докладов была идея необходимости взаимодействия с бизнесом в целях оптимизации содержания учебного процесса и его адаптации под потребности заказчика.

В рамках конференции были проведены рабочий семинар для директоров и деканов школ бизнеса «Позиционирование и брэндинг школ менеджмента» и годовое собрание членов CEEMAN. Конференция прошла при организационной поддержке Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО) и Санкт-Петербургского международного института менеджмента (ИМИСП).

Содержательные итоги конференции подвел член совета директоров CEEMAN С. К. Мордовин (Санкт-Петербургский международный институт менеджмента). По его мнению, проблемы школ бизнеса Центральной и Восточной Европы с момента создания (конец 1980-х — начало 1990-х гг.) и до недавнего времени были во многом идентичны. Все они только начинали работать в условиях формирования рыночных условий в своих странах и были привлекательны для западного бизнеса и западных школ менеджмента. Имелась естественная основа для их объединения, что и произошло в рамках CEEMAN. При этом, как известно, ведущей ассоциацией, объединяющей

европейские школы бизнеса, являлся и является Европейский форум развития менеджмента (efmd). Последние 12 лет CEEMAN и efmd определенным образом одновременно конкурировали и сотрудничали, имея существенные различия в целях.

1 мая 2004 г. ситуация объективно и радикально изменилась. С момента формального присоединения к Европейскому союзу десяти новых стран Восточной Европы многие члены CEEMAN с большой долей вероятности не захотят играть роль «младших

братьев» и постепенно будут утрачивать интерес к «двойному» членству в ассоциациях, работающих в одном регионе — Европе, и либо постепенно переориентируются на «панъевропейскую» ассоциацию efmd, либо ограничатся участием только в национальных или «узких» региональных ассоциациях (FORUM в Польше, BMDA в странах Балтии, РАБО в России). CEEMAN будет вынуждена подвергнуть корректировке свои изначальные цели и продолжить деятельность в несколько ином формате.

Д. Л. Павлов

Санкт-Петербургский международный институт менеджмента

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.