Научная статья на тему 'WorldSkills International как инструмент конкурентоспособности'

WorldSkills International как инструмент конкурентоспособности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1221
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вертиль Владимир Васильевич

Международное движение WorldSkills International (WSI) – действенный инструмент как повышения мотивации, так и повышения профессиональной компетентности молодежи, осваивающей рабочую профессию. «Вертикальный взлет» – такую характеристику WorldSkills в России дала Лидия Фролова, президент WorldSkills Russia (WSR).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «WorldSkills International как инструмент конкурентоспособности»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

WorldSkills International как инструмент конкурентоспособности

Международное движение WorldSkills International (WSI) - действенный инструмент как повышения мотивации, так и повышения профессиональной компетентности молодежи, осваивающей рабочую профессию. «Вертикальный взлет» - такую характеристику WorldSkills в России дала Лидия Фролова, президент WorldSkills Russia (WSR).

вертиль

владимир васильевич,

кандидат экономических наук,

директор Екатеринбургского

экономико-технологического

колледжа,

Екатеринбург

WorldSkills International (WSI) существует с 1946 года, ее создатели поставили перед собой амбициозные цели: мотивировать молодых людей конкурировать, чтобы разбудить их энтузиазм по поводу профессиональной подготовки, а также для сравнения навыков и способностей людей из разных стран. С тех пор основной деятельностью WSI является организация конкурсов профессионального мастерства в различных странах.

Россия стала участником WSI в мае 2012 года. Свердловская область провела свой I региональный чемпионат в апреле 2013 года, а спустя несколько месяцев в составе сборной России приняла участие в мировом первенстве WSI в Лейпциге (Германия).

Примечательно, что один из шести отраслевых блоков (так называемых «секторов навыков» - Skills Sectors) относится к сфере услуг. В этот блок входят следующие компетенции: «Поварское дело», «Кондитерское дело», «Парикмахерское дело», «Ресторанный бизнес», «Терапия красоты (косметология)», «Социальная работа». Сюда же, по версии WSI, относится компетенция «Производство хлебобулочных изделий».

Отдельными отраслевыми блоками выделены компетенции сферы творчества и дизайна: «Дизайн одежды», «Флористика», «Графический дизайн», «Ювелирное мастерство» - и сферы информационных и коммуникационных технологий: «Веб-дизайн», «ИТ-решения для бизнеса», «Полиграфия, ИТ, сетевое администрирование», «Организация компьютерных сетей».

Обозначенная номенклатура компетенций (рабочих профессий) в основном определяет рынок образовательных услуг сферы потребительского рынка.

Сравнивая стандарты

Проведенный анализ стандартов компетенций WorldSkills International и образовательных стандартов российского профессионального образования выявил существенные различия, в том числе и прежде всего в содержательном аспекте. для устранения дисбаланса содержательного наполнения стандартов WSI и стандартов российского профессионального образования представляется целесообразным приступить к разработке отдельных дополнительных образовательных модулей по тем или иным компетенциям (рабочим профессиям) с последующим включением их в состав основных профессиональных образовательных программ специальностей (профессий) СПО.

на пути к гармонизации

Несколько сложнее обстоит проблема гармонизации самих процессов проведения Всероссийских олимпиад, региональных конкурсов профессионального мастерства и европейских и мировых чемпионатов в рамках движения WorldSkills International.

Олимпиады профессионального мастерства для тех, кто учится в СПО и НПО, как централизованное движение стартовали в России в 2006 году. Именно тогда был подписан Указ Президента РФ Владимира Путина о мерах государственной поддержки талантливой молодежи.

Сегодня в олимпиадах, которые на всероссийском уровне проводит Минобрнау-ки РФ, участвует 71 регион. За полтора года к WorldSkills Russia присоединились 42 субъекта РФ. В настоящее время существует проблема гармонизации этих процессов, но в перспективе ожидается постепенная интеграция олим-пиадного движения и WS, что в дальнейшем исключит возможное дублирование.

Предлагаются следующие подходы гармонизации процессов.

А. Основные этапы гармонизации:

- соотнесение целей, задач интеграционного взаимодействия;

- определение критериев гармонизации;

ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

- прогнозирование последствий интеграционного взаимодействия;

- проведение организационно-правовой работы и осуществление конкретных действий по гармонизации;

- применение гармонизированных актов в отечественной практике;

- оценка достигнутых результатов;

- определение направлений и содержания последующих этапов развития интеграционного взаимодействия.

От тщательности осуществления действий на каждом этапе гармонизации по направлениям интеграционного взаимодействия зависит эффективность работы в целом.

Б. Механизм гармонизации:

- включение норм международного положения WorldSkills International в нормы национальных и региональных положений о конкурсах профессионального мастерства;

- приведение действующих национальных и региональных положений о конкурсах профессионального мастерства в соответствие с международным положением WorldSkills International;

- интерпретация норм международного положения WorldSkills International и рекомендаций по их гармонизации.

Гармонизация положений должна обеспечивать их системное единство.

Гармонизация предполагает наличие объективных условий сближения - наличие оснований для гармонизации. Только в этом случае либо создается стимул, либо оформляются уже имеющие место условия интеграции.

Первые шаги в этом направлении связаны с установлением совместимости терминологии, используемых дефиниций. Важно одинаково понимать, о чем идет речь. Это поможет выбрать механизмы достижения целей гармонизации и определять способы их обеспечения.

Целесообразно сопоставление пунктов Положений и издание тезауруса - свода данных (словарь), охватывающего термины и понятия Положений.

Координация работы по гармонизации осуществляется в следующих направлениях:

- координация совместной работы организаторов соответствующих конкурсов профессионального мастерства;

- координация планов разработки и организационно-правовой помощи в разработке новых Положений;

- взаимодействие с компетентными государственными органами и социальными партнерами.

В. Ожидаемый результат гармонизации

Гармонизированные конкурсы профессионального мастерства должны отвечать следующим требованиям:

- содержать нормы, соответствующие международному положению WorldSkills International;

- обеспечивать единообразное понимание и применение правил, установленных международным положением WorldSkills International;

- оказывать юридическое действие, по возможности исключающее (минимизирующее) необходимость принятия дополнительных актов (инструкций, правил), а в случаях, когда такая необходимость все же возникает, - предусматривать возможность гармонизации и этих актов;

- содержать реальные гарантии и механизмы выполнения норм положений, а также меры ответственности;

- предусматривать системность и внутреннюю связь национальных, региональных и международных положений WorldSkills International.

***

Реализация предложенных подходов позволит обеспечить международный уровень конкурентоспособности специалистов путем интегрирования международных образовательных стандартов в российские, что, безусловно, обеспечит повышение уровня конкурентоспособности специалистов потребительского рынка и услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.