СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
WorldSkills International как инструмент конкурентоспособности
Международное движение WorldSkills International (WSI) - действенный инструмент как повышения мотивации, так и повышения профессиональной компетентности молодежи, осваивающей рабочую профессию. «Вертикальный взлет» - такую характеристику WorldSkills в России дала Лидия Фролова, президент WorldSkills Russia (WSR).
вертиль
владимир васильевич,
кандидат экономических наук,
директор Екатеринбургского
экономико-технологического
колледжа,
Екатеринбург
WorldSkills International (WSI) существует с 1946 года, ее создатели поставили перед собой амбициозные цели: мотивировать молодых людей конкурировать, чтобы разбудить их энтузиазм по поводу профессиональной подготовки, а также для сравнения навыков и способностей людей из разных стран. С тех пор основной деятельностью WSI является организация конкурсов профессионального мастерства в различных странах.
Россия стала участником WSI в мае 2012 года. Свердловская область провела свой I региональный чемпионат в апреле 2013 года, а спустя несколько месяцев в составе сборной России приняла участие в мировом первенстве WSI в Лейпциге (Германия).
Примечательно, что один из шести отраслевых блоков (так называемых «секторов навыков» - Skills Sectors) относится к сфере услуг. В этот блок входят следующие компетенции: «Поварское дело», «Кондитерское дело», «Парикмахерское дело», «Ресторанный бизнес», «Терапия красоты (косметология)», «Социальная работа». Сюда же, по версии WSI, относится компетенция «Производство хлебобулочных изделий».
Отдельными отраслевыми блоками выделены компетенции сферы творчества и дизайна: «Дизайн одежды», «Флористика», «Графический дизайн», «Ювелирное мастерство» - и сферы информационных и коммуникационных технологий: «Веб-дизайн», «ИТ-решения для бизнеса», «Полиграфия, ИТ, сетевое администрирование», «Организация компьютерных сетей».
Обозначенная номенклатура компетенций (рабочих профессий) в основном определяет рынок образовательных услуг сферы потребительского рынка.
Сравнивая стандарты
Проведенный анализ стандартов компетенций WorldSkills International и образовательных стандартов российского профессионального образования выявил существенные различия, в том числе и прежде всего в содержательном аспекте. для устранения дисбаланса содержательного наполнения стандартов WSI и стандартов российского профессионального образования представляется целесообразным приступить к разработке отдельных дополнительных образовательных модулей по тем или иным компетенциям (рабочим профессиям) с последующим включением их в состав основных профессиональных образовательных программ специальностей (профессий) СПО.
на пути к гармонизации
Несколько сложнее обстоит проблема гармонизации самих процессов проведения Всероссийских олимпиад, региональных конкурсов профессионального мастерства и европейских и мировых чемпионатов в рамках движения WorldSkills International.
Олимпиады профессионального мастерства для тех, кто учится в СПО и НПО, как централизованное движение стартовали в России в 2006 году. Именно тогда был подписан Указ Президента РФ Владимира Путина о мерах государственной поддержки талантливой молодежи.
Сегодня в олимпиадах, которые на всероссийском уровне проводит Минобрнау-ки РФ, участвует 71 регион. За полтора года к WorldSkills Russia присоединились 42 субъекта РФ. В настоящее время существует проблема гармонизации этих процессов, но в перспективе ожидается постепенная интеграция олим-пиадного движения и WS, что в дальнейшем исключит возможное дублирование.
Предлагаются следующие подходы гармонизации процессов.
А. Основные этапы гармонизации:
- соотнесение целей, задач интеграционного взаимодействия;
- определение критериев гармонизации;
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
- прогнозирование последствий интеграционного взаимодействия;
- проведение организационно-правовой работы и осуществление конкретных действий по гармонизации;
- применение гармонизированных актов в отечественной практике;
- оценка достигнутых результатов;
- определение направлений и содержания последующих этапов развития интеграционного взаимодействия.
От тщательности осуществления действий на каждом этапе гармонизации по направлениям интеграционного взаимодействия зависит эффективность работы в целом.
Б. Механизм гармонизации:
- включение норм международного положения WorldSkills International в нормы национальных и региональных положений о конкурсах профессионального мастерства;
- приведение действующих национальных и региональных положений о конкурсах профессионального мастерства в соответствие с международным положением WorldSkills International;
- интерпретация норм международного положения WorldSkills International и рекомендаций по их гармонизации.
Гармонизация положений должна обеспечивать их системное единство.
Гармонизация предполагает наличие объективных условий сближения - наличие оснований для гармонизации. Только в этом случае либо создается стимул, либо оформляются уже имеющие место условия интеграции.
Первые шаги в этом направлении связаны с установлением совместимости терминологии, используемых дефиниций. Важно одинаково понимать, о чем идет речь. Это поможет выбрать механизмы достижения целей гармонизации и определять способы их обеспечения.
Целесообразно сопоставление пунктов Положений и издание тезауруса - свода данных (словарь), охватывающего термины и понятия Положений.
Координация работы по гармонизации осуществляется в следующих направлениях:
- координация совместной работы организаторов соответствующих конкурсов профессионального мастерства;
- координация планов разработки и организационно-правовой помощи в разработке новых Положений;
- взаимодействие с компетентными государственными органами и социальными партнерами.
В. Ожидаемый результат гармонизации
Гармонизированные конкурсы профессионального мастерства должны отвечать следующим требованиям:
- содержать нормы, соответствующие международному положению WorldSkills International;
- обеспечивать единообразное понимание и применение правил, установленных международным положением WorldSkills International;
- оказывать юридическое действие, по возможности исключающее (минимизирующее) необходимость принятия дополнительных актов (инструкций, правил), а в случаях, когда такая необходимость все же возникает, - предусматривать возможность гармонизации и этих актов;
- содержать реальные гарантии и механизмы выполнения норм положений, а также меры ответственности;
- предусматривать системность и внутреннюю связь национальных, региональных и международных положений WorldSkills International.
***
Реализация предложенных подходов позволит обеспечить международный уровень конкурентоспособности специалистов путем интегрирования международных образовательных стандартов в российские, что, безусловно, обеспечит повышение уровня конкурентоспособности специалистов потребительского рынка и услуг.