Дискуссионный клуб
WORLDSKILLS: ДЕБЮТ
В настоящее время в научно-практических изданиях и средствах массовой информации, включая Интернет, активно обсуждается вопрос о результатах дебюта команды России в международных соревнованиях среди рабочих профессий WorldSkills International (WSI), которые проходили со 2 по 7 июля 2013 г. в городе Лейпциге.
Обращает на себя внимание тон и направленность ряда таких публикаций, большей частью муссирующих одну из двух любимых отечественных тем — «Кто виноват?».
Делегация работников профессионального образования Челябинской области под руководством начальника управления профессионального образования Министерства образования и науки Челябинской области Елены Михайловны Зайко в рамках семинара, организованного Агентством международных коммуникаций, посетила WSI.
Дискуссионный клуб представляет суждения членов делегации об интеграции профессионального образования Челябинской области в WS, проблемах и перспективах этого процесса в контексте второй излюбленной, но позитивной темы — «Что делать?».
Мировое первенство WorldSkills International — WorldSkills Leipzig — 2013, уже 42-е по счету, проходило с большим размахом: на территории выставочного комплекса «Лейпцигская ярмарка» общей площадью более 100 тыс. м2. В соревнованиях по 46 компетенциям приняли участие 1009 участников из 52 стран мира. Соревнования обслуживала бригада экспертов из 1170 человек. Девять компетенций были представлены в презентационном формате. Общее количество посетителей превысило 200 тыс. человек, на соревнованиях было аккредитовано более 1000 представителей массмедиа.
Российская команда представляла 15 компетенций. Состав команды формировался по результатам региональных конкурсов и первых национальных соревнований WorldSkills Russia. В компетенции «Web-дизайн» отечественное профессиональное образование на мировом чемпионате представлял Виктор Бураков — обучающийся Челябинского государственного промышленно-гуманитарного техникума им. А. В. Яковлева.
Челябинская область стала одним из первых регионов страны, подключившимся к всероссийским чемпионатам профессионального мастерства WorldSkills Russia.
Елена Михайловна Зайко, начальник управления профессионального образования Министерства образования и науки Челябинской области:
— Проект «Национальный чемпионат рабочих профессий WorldSkills» реализуется в Челябинской области с 2012 года.
1. Заключено соглашение о сотрудничестве между автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» и Правительством Челябинской области.
2. Действует сертифицированный Региональный координационный центр.
3. Определены приоритетные региональные компетенции и специальные центры компетенций на базе учреждений профессионального образования.
4. Достигнуто следующее.
4.1. Участие в Первой Национальной Ассамблее WorldSkills Russia и Открытом чемпионате Москвы по рабочим профессиям WSR-2012 по двум компетенциям — I место в компетенции «Web -дизайн».
4.2. Участие в Первом национальном чемпионате по мехатронике — II, IV место.
4.3. Двенадцатого апреля 2013 г проведен Первый региональный чемпионат WorldSkills Russia — Челябинск по шести компетенциям. Соревнования прошли в формате, предусмотренном регламентом WSI: насыщенная соревновательная программа, открытость, масштабность и зрелищность мероприятия, экскурсии школьников (около 500 человек) на рабочие площадки, выставка образовательных учреждений области, эксперты и партнеры из числа работодателей.
Общий охват участников чемпионата с учетом отборочного этапа на уровне образовательных учреждений — около 1600 человек.
Партнерами чемпионата выступили предприятия Челябинской области, в том числе:
- ООО «Кирпичный завод "КЕММА"»;
- ООО «Хенкель Баутехник»;
- ООО «РосСтройСервис74»;
- Уральская сбытовая дирекция филиала ООО «КНАУФ ГИПС»;
- ЗАО «Евразийская строительная компания»;
- ООО «КРЕПС-Урал».
4.4. Участие в Национальном чемпионате WorldSkills Russia — 2013 (г Тольятти Самарской области) по шести компетенциям («Web-дизайн», «Сетевое системное администрирование», «Парикмахерское искусство», «Поварское дело», «Кирпичная кладка», «Облицовка плиткой») и в показательных соревнованиях по компетенции «Мехатроника»:
- I, III место в компетенции «Web-дизайн» и включение в состав национальной сборной для участия в Чемпионате мира WorldSkills Leipzig — 2013;
- специальный приз «За самостоятельность в выполнении конкурсного задания» в компетенции «Сетевое системное администрирование»;
- лучший результат в показательных соревнованиях в компетенции «Мехатроника»;
- включение двух представителей Челябинской области в состав экспертного совета Национального чемпионата;
- включение Ильи Владимировича Белякова (г. Челябинск) в состав Международного экс-пертно-методического совета по компетенции «Web-дизайн».
5. Вопросы развития движения WorldSkills рассматривались на:
- Межрегиональном совете начального, среднего профессионального образования Уральского федерального округа;
- XIX областной научно-практической конференции «Инновации в системе профессионального образования» при участии Ж. А. Ряб-цевой, руководителя рабочей группы проекта «Славим человека труда!» Уральского федерального округа.
Общественное обсуждение участия Челябинской области в проекте WorldSkills проходило на заседаниях:
- Челябинского регионального объединения работодателей «Союз промышленников и предпринимателей»;
- Челябинского регионального объединения работодателей «ПРОМАСС»;
- Южно-Уральской торгово-промышленной палаты;
- Комитета по образованию и Комитета по промышленной политике Законодательного собрания Челябинской области;
- Общественной палаты Челябинской области;
- Экспертной группы по мониторингу внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти по улучшению инвестиционного климата в регионе.
В целях дальнейшего развития проекта WorldSkills Russia на территории Челябинской области планируется:
1) подписать соглашение о сотрудничестве между Национальным оператором — Фондом поддержки социальных проектов «Образование — Обществу» — и Правительством Челябинской области;
2) внести изменения в областную целевую Программу развития профессионального образования в Челябинской области на 20112015 годы в части:
- включения мероприятий по реализации инновационной модели профессионального образования WorldSkills Russia;
- создания Skills-центра;
3) сформировать систему внедрения международных стандартов WorldSkills International в образовательный и производственный процессы учреждений профобразования области;
4) заключить договоры между Правительством Челябинской области, крупными работодателями и образовательными учреждениями о сотрудничестве в части наставничества со стороны работодателей, оснащения тренировочных центров новым оборудованием, разработки рабочих образовательных программ по специальностям с учетом международных требований;
5) обсудить в Правительстве Челябинской области вопрос о проведении в ближай-
шей перспективе Национального чемпионата WorldSkills Russia в городе.
Игорь Иосифович Тубер, директор Южно-Уральского государственного технического колледжа:
— Конкурс WorldSkills — это соревнование по профессиональному мастерству для молодых людей в возрасте до 22 лет, своеобразные олимпийские игры для юниоров в области их будущей профессиональной деятельности. Региональные конкурсы WorldSkills проводятся по стандартам и методике международного движения WorldSkills International. Первый областной чемпионат движения WorldSkills проходил преимущественно на базе ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южно-Уральский государственный технический колледж» 12 апреля 2013 г.
В региональном конкурсе принимали участие обучающиеся профессиональных училищ, техникумов и колледжей Челябинской области, всего 51 конкурсант. Конкурс проводился по компетенциям: «Web-дизайн», «Системное администрирование», «Облицовка плиткой» и «Кирпичная кладка», «Парикмахерское искусство». Конкурс по компетенции «Парикмахерское искусство» проходил на базе Технологического колледжа сервиса ЮУрГУ.
Конкурсу предшествовала большая подготовительная работа, в которой были задействованы Министерство образования и науки Челябинской области, Дом юношеского технического творчества, Южно-Уральский государственный технический колледж. В рамках подготовки к областному чемпионату движения WorldSkills коллектив колледжа готовил площадки для конкурсных мероприятий, закупал материалы и инструмент, готовил компьютерный парк для проведения конкурсных соревнований. Большая работа была проведена воспитательным отделом колледжа в рамках подготовки церемоний открытия и закрытия конкурса. Редакционно-издательский отдел взял на себя оформление всех печатных материалов, а также представление конкурса в СМИ. Усилиями коллектива колледжа конкурс проходил в благоприятной, доброжелательной обстановке и на высоком организационном уровне.
Особая роль на конкурсе отводилась представителям предприятий — давних социальных партнеров колледжа, которые выступили в качестве спонсоров конкурса, а также активно работали в составе жюри. Среди них хотелось бы отметить Ю. В. Десяткова — генерального директора НП СРО «ССК Урала и Сибири»,
А. А. Турыгина — директора ООО «КНАУФ ГИПС», И. В. Горнова — генерального директора Челябинского завода стройиндустрии «Крепс», А. А. Доронина — директора ООО «Стройсервис», А. Ф. Зайцева — генерального директора ООО «Хенкель Баутехник», С. В. Тарасова — генерального директора ЗАО «Евразийская строительная компания».
Как руководитель образовательного учреждения, на базе которого проходил первый областной чемпионат движения «WorldSkills — Russia», считаю, что данный конкурс выполнил свою основную задачу, направленную на поднятие престижа рабочей профессии, позволил выявить лучших, определить проблемы в профессиональной подготовке и наметить пути их решения. Для коллектива колледжа почетно проводить такое мероприятие на своей площадке, и, конечно, особенно порадовали победы наших студентов: Сергей Сыско стал победителем в компетенции «Кирпичная кладка», а Александр Чеботарев занял 2-е место в компетенции «Облицовка плиткой».
Особо хочется отметить содержание заданий и подход к оцениванию выполнения заданий конкурсантами.
Основу конкурсных материалов составляют задания практической направленности, позволяющие установить реальный уровень сфор-мированности той или иной компетенции. При оценивании результатов конкурса используется четкий, развернутый, измеряемый перечень критериев. Количество критериев исчисляется десятками на каждый модуль (блок задания). Использование такой системы оценки позволяет учесть все нюансы качества выполнения заданий, а оценивание делает максимально объективным.
Конкурс показал, что не все участники обладают профессиональными навыками в рамках компетенций на должном уровне, члены жюри отмечали ошибки даже на первоначальном этапе выполнения заданий по компетенциям «Облицовка плиткой» и «Кирпичная кладка». Для решения данной проблемы необходимо пересмотреть содержание и образовательные технологии подготовки квалифицированных рабочих, максимально приблизить содержание профессиональных образовательных программ к профессиональным стандартам, обратить внимание на такие показатели, как время и приемы выполнения работ. Другой проблемой организации конкурсов является материально-техническое обеспечение и соответствие конкурсных площадок эргоно-
мическим требованиям. Надеюсь, что созданные в области многофункциональные центры прикладных квалификаций смогут обеспечить необходимые условия для проведения следующих областных и региональных конкурсов и станут базовыми площадками WorldSkills Russia в Челябинской области.
В заключение хочется отметить, что такие конкурсы необходимы системе профессионального образования, так как, с одной стороны, в ходе их проведения есть возможность увидеть уровень подготовки молодых кадров на практике и получить независимую оценку деятельности учреждения, а с другой — данное мероприятие является социальной рекламой, направленной на пропаганду рабочих профессий, которые востребованы региональным рынком труда. Еще раз хочется отметить участников, а главное — педагогические кол -лективы учреждений, подготовивших победителей и призеров первого областного конкурса WorldSkills.
ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ ЧЕМПИОНАТА «WORLDSKILLS RUSSIA» (ЧЕЛЯБИНСК)
Компетенция «Кирпичная кладка»
1-е место — Сергей Сыско (г. Челябинск)
2-е место — Вячеслав Ромасс (г. Магнитогорск)
3-е место — Назир Мухитдинов (г. Миасс)
Компетенция «Облицовка плиткой»
1-е место — Александр Гребенкин (г. Ми-
асс)
2-е место — Александр Чеботарев (г. Челябинск)
3-е место — Денис Хибатуллин (г. Магнитогорск)
Компетенция «Web-дизайн»
1-е место — Виктор Бураков (г. Челябинск)
2-е место — Роман Княжук (г. Златоуст)
3-е место — Александр Пинашин (г. Челябинск)
Компетенция «Сетевое системное администрирование»
1-е место — Андрей Суворов (г. Челябинск)
2-е место — Николай Олейник (г. Челябинск)
3-е место — Кирилл Смекалкин (г. Челябинск)
Компетенция «Парикмахерское искусство»
1-е место — Анастасия Тукиайнен (г. Челябинск)
2-е место — Луиза Саидова (г. Магнитогорск)
3-е место — Ксения Ямушева (г. Златоуст).
Елена Алексеевна Валеева, директор Озер-ского технического колледжа:
— На Южном Урале набирает силу движение WorldSkills — международная некоммерческая ассоциация, название которой переводится как «Мир навыков». Созданная еще в 1946 г. для повышения статуса рабочих профессий, она занимается тем, что организует конкурсы профессионального мастерства более чем по 50 направлениям сферы производства и бытовых услуг. В 2012 г. шестидесятым участником ассоциации стала Россия.
В ближайшее время в Москве состоится II Открытый чемпионат WorldSkills Russia1. Его победителей ждет национальный, европейский и международный этапы. Подготовка к конкурсам высочайшего ранга идет полным ходом. Претендует на участие в них и команда по ме-хатронике из Озерского технического колледжа. Мы уделяем много внимания участию в новом движении, внедрению его элементов в учебно-производственный процесс.
Озерский технический колледж смело можно назвать одним из российских первопроходцев «Мира навыков». Первые шаги в направлении WorldSkills учебное заведение сделало еще в 2008 г. — задолго до того, как к ассоциации присоединилась Россия. Тогда руководство ОзТК не предполагало, что студенты когда-нибудь смогут принять участие в одном из конкурсов. Знакомство с принципами и методами движения навело на мысль об их использовании для расширения и углубления знаний по специальности «Автоматизация технологических процессов». В рамках национального проекта «Образование» колледж приобрел современное оборудование немецкой фирмы «Festo», была создана лаборатория, в которой будущие механики постигают секреты профессии на высоком техническом уровне под руководством Дмитрия Горбунова.
Первоначально миссия пришедшего работать в ОзТК инженера Д. Горбунова заключалась в обслуживании установленной импортной аппаратуры. Он прошел обучение в Германии, организованное компанией «Festo». Увиденное и услышанное в процессе повышения квалификации, а также новая информация о «Мире навыков», который с каждым днем становился все доступнее, ближе, понятнее и привлекательнее, заставили колледж внимательнее присмотреться к одному из направлений WorldSkills — мехатронике.
На первых порах она казалась не более чем занятной интеллектуальной игрой. Понадоби-
1 Проходил в Москве с 31 октября по 3 ноября 2013 г.
лось время для того, чтобы осознать: за сплавом механики и электроники — большое будущее. Развитие высокотехнологичных производств в городе, стране и мире требует от рабочего разнообразных компетенций, а зачастую и их умелого сочетания. Узкая специализация с ее ограниченными возможностями уходит в прошлое. Теперь глубокое владение одной профессией практически невозможно без элементов универсализации, без уверенной ориентации на смежных территориях.
Мехатроника позволяет студентам, обучающимся по специальности «Автоматизация технологических процессов», расширить технический кругозор и поле профессиональной деятельности. Именно из них под руководством тренера Д. Горбунова была сформирована команда ОзТК для участия в конкурсе WorldSkills.
«Боевое крещение» команда приняла весной 2013 г. в Первоуральске, где «Мир навыков» проводил соревнования по мехатронике. Выяснилось, что в системе среднего и высшего профессионального образования России пока только семь учебных заведений рискнули взяться за это новое, перспективное, но и сверхсложное направление. Радует то, что две из семи команд: озерчане и магнитогорцы — представляют Челябинскую область. Вообще, можно без преувеличения сказать, что основные надежды страны в сфере высокотехнологичной деятельности связаны с Уралом, ведь еще одна команда — это ребята из Первоуральска. Так что Урал по-прежнему остается опорным краем державы, и это возлагает на региональную систему подготовки квалифицированных рабочих особую ответственность.
Помимо уральцев, в конкурсе приняли участие делегации из Липецка, Санкт-Петербурга и две — из столицы нашей Родины. Такова на сегодня география мехатроники российского «Мира навыков». Немногочисленность участников легко объяснима: подготовка команды невозможна без высокого уровня технической оснащенности, без грамотных увлеченных тренеров, на обучение которых требуется несколько лет. Достаточно один раз побывать на состязаниях, чтобы оценить степень сложности задач, которые ставятся перед мехатрониками. Так, им необходимо смонтировать станцию и запрограммировать контроллеры для выполнения определенных операций. Например, станции предстоит рассортировать красные и черные фишки по цвету, потом расположить их друг за другом, чередуя две красных и две черных, затем смешать и вновь рассортировать. Таким
образом, конкурсанты должны обладать умениями в сфере монтажа, автоматизации, программирования и выполнять задания на скорость.
Первый опыт окрылил команду ОзТК — она заняла 4-е место, что вполне можно считать достойным результатом для новичков. Помимо уверенности в собственных силах, появилось и четкое представление о том, куда следует двигаться, над чем работать, какие еще навыки надо приобрести и развить. Пока озерчане уступают лидерам в темпе и красоте решения задач. Но это вопрос времени и усердия: было бы желание, понимание и поддержка со стороны руководства учебного заведения — и результат не заставит ждать.
Сейчас наша команда готовится к поездке в Москву на II Открытый чемпионат WorldSkШs. Конечно, хотелось бы отправиться туда в качестве участников, но даже если наши студенты окажутся всего лишь гостями — они все равно многому научатся, многое увидят. В любом случае это будет очень полезно.
Вопрос о том, зачем нужен «Мир навыков» колледжу, не ставит нас в тупик, хотя, безусловно, имеет право на существование. Его уже не раз нам задавали. В самом деле: в команде — только два участника, а хлопот с их подготовкой (да и затрат тоже!) — море. Стоит ли овчинка выделки?
Мы говорим однозначно — стоит. У сокурсников перед глазами яркий пример того, каких высот можно добиться в обыденной, казалось бы, профессии, какие чудеса можно творить своими руками. Это повышает в глазах ребят престиж рабочей специальности, формирует в студентах здоровые амбиции, чувство самоуважения, интерес к производственному процессу, рождает стимулы для успешной учебы, заставляет стремиться к большему. Как только мы начали активно участвовать в WorldSkills, возросло число желающих овладеть автоматизацией технологических процессов, а заодно — и мехатроникой. В наших ближайших планах — создать в рамках движения команды по парикмахерскому искусству, поварскому делу и мехатронике в автомобилестроении.
Не так давно в ОзТК состоялся Совет ассоциации работодателей Озерского городского округа. Директора предприятий и глава округа Александр Калинин говорили об острой потребности в рабочих руках, которую испытывают практически все производства, размещенные на территории Озерска. Вместе с руководством колледжа и службой занятости работодатели пытались обозначить пути утоления кадрового
голода. Движение WorldSkills, главная задача которого — пробуждение интереса к рабочим профессиям и укрепление их престижа, может стать хорошим подспорьем в решении этой стратегической задачи.
Светлана Макаровна Васильенкова, директор Магнитогорского технологического колледжа:
— Летом 2013 г. мне посчастливилось побывать на чемпионате мира WorldSkills International в Лейпциге.
Более чем 60-летняя история этих соревнований доказала необходимость проведения мероприятий, направленных на совершенствование подготовки будущих профессионалов.
Олимпиада по профессиям среди молодежи — мощный инструмент для качественного изменения жизни. Возможность продемонстрировать свое мастерство, стать лучшим в колледже, в стране, в мире — прекрасная мотивация и для молодых профессионалов, и для школьников, выбирающих профессию, и для родителей, которые помогают им сделать этот выбор.
В конкурсе принимали участие представители из 52 стран. Одновременно по 46 компетенциям осуществляли сложные технологические процессы мехатроники, сварщики, плиточники, повара, парикмахеры, веб-дизайнеры, штукатуры, столяры, косметологи и многие другие.
Работа конкурсантов вызвала у меня восхищение и зависть: четкость соблюдения алгоритма действий, быстрота, качество, находчивость и креативность при выполнении различных операций. Создавалось впечатление, что соревновались опытные профессионалы, мастера своего дела.
Сравнение результатов деятельности конкурсантов, к сожалению, было не в пользу наших участников этого соревнования. Многим из них не удалось сформировать такой высокий уровень профессиональных компетенций, поскольку в профессиональных образовательных организациях не в полной мере реализуется практико-ориентированный подход при реализации основных и дополнительных образовательных программ. Зачастую профессиональные образовательные организации не имеют необходимого высокотехнологичного оборудования, отвечающего современным требованиям реального сектора экономики. Педагогические кадры не имеют достаточного уровня компетенций, которые позволили бы им готовить высококвалифицированных рабочих и специалистов.
Недостаточная привлекательность рабочих квалификаций и квалификаций специали-
стов среднего звена среди населения приводит к тому, что выпускники школ делают выбор в пользу высшего образования.
Есть надежда, что коренные изменения в системе профессионального образования позволят нашим студентам достойно участвовать в мировом олимпиадном движении.
Зрелищность таких чемпионатов способствует повышению престижа рабочих профессий и возвращению уважительного отношения к людям труда, трудовым подвигам российского народа.
Елена Сергеевна Худолей, директор Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства имени Я. П. Осадчего:
— WorldSkills — соревнования высокого уровня. Участие в этих соревнованиях стратегически важно.
Для того чтобы подготовить участников к конкурсу, необходимо объединить все имеющиеся ресурсы.
Во-первых, материально-техническую базу техникумов и колледжей области нужно использовать комплексно. Для этого мы предлагаем составить реестр имеющегося современного оборудования. Претенденты на участие в World-Skills должны ознакомиться с лучшим оборудованием области. Думается, что руководители возражать не будут.
Во-вторых, необходимо также рассмотреть возможности социальных партнеров образовательных организаций. Как показывает региональный конкурс, откликнутся многие.
В-третьих, если оргкомитет Челябинской области или координационный совет по World-Skills обратится к общественным организациям, таким как Челябинское отделение РСПП, Торгово-промышленная палата и др., это даст положительный результат.
Если Челябинская область заявила о себе как о потенциальном участнике WorldSkills International, то нельзя опускать планку и к системе подготовки необходимо подключить все резервы области.
Илья Владимирович Беляков, заместитель директора Южно-Уральского государственного технического колледжа по IT, международный эксперт WorldSkills по компетенции «Web-дизайн»:
— Работа всей системы соревнований WorldSkills основывается на документе, в котором очень подробно описаны правила взаимоотношений участников — это правила проведения
чемпионата. Мягко говоря, наши положения о проведении мероприятий отдаленно напоминают данный документ. Развивать и поддерживать такой детальный свод правил, безусловно, нелегко, но результат налицо: организация прошедших в Лейпциге соревнований выше всяких похвал.
Запланированные мероприятия выполнялись четко, буквально по часам. Все эксперты были практически все время заняты какой-либо профессиональной деятельностью. Каждое утро проводился общий сбор и обсуждение плана на день, в конце дня — подведение итогов. Для каждой компетенции была выделена отдельная команда техников-инженеров, которые полностью снимали с плеч главного эксперта технические проблемы. Каждый знал, где его рабочее место в данную минуту и чем он должен заниматься. Если понимания не было, то главный эксперт по группе вовремя отслеживал проблемы и решал их. Деятельность «компетенции» можно охарактеризовать как работу слаженного механизма, учитывая, что люди живут в разных уголках планеты и разговаривают на разных языках. Присутствовало ощущение, с одной стороны, армейского духа с четким командованием, поставленной задачей и исполнительным персоналом (эксперты, участники и обслуживающий персонал), с другой — командного духа, дружелюбности и взаимопомощи через незаметные психологические тренинги (презентация «Кто я?», аплодисменты друг другу, дробление на более мелкие группы по направлению деятельности, вольное общение и др.)
Сравнивая наши конкурсы с WS, я бы выделил следующие положительные моменты последнего.
Задания публикуются заранее и модифицируются на 30 % непосредственно перед соревнованиями, что исключает проблему участия в соревновании той стороны, которая разрабатывала задания, и снимает подозрение в неравных условиях. Также это позволяет дать участнику четкое понимание, какие умения и навыки ему предстоит продемонстрировать. Такая публичность требует от экспертов предельной внимательности и проявления всех своих профессиональных навыков.
Наличие развернутого листа критериев, который позволяет точно и до мельчайших подробностей оценить работу каждого участника с учетом субъективных и объективных моментов (это порядка 50 критериев на компетенцию).
Именно потому, что WorldSkШs является конкурсом профессионального мастерства,
в большинстве случаев отсутствует блок по проверке теоретических знаний — главное показать, как быстро и качественно участник может выдать продукт в созданных условиях.
Создание развитой системы экспертных сообществ и формирование комиссии по оценке работ из числа только экспертов в конкретной области (никаких «свадебных генералов»). Все эксперты принимают активное участие в составлении конкурсных заданий.
Каждый участник соревнований имеет своего представителя-эксперта в комиссии по оценке работ, но при условии, что он принимал участие в разработке заданий.
Эксперты обязаны пройти теоретический тест на знание профессиональных особенностей своей компетенции.
Максим Юрьевич Малкин, руководитель регионального координационного центра WSR:
— WSR — только зародившееся для России, но весьма перспективное движение профессионального мастерства, которое так и переводится — «Мир навыков». Что это такое и с чем его едят — один из самых популярных вопросов у всех, кто слышит это невыговариваемое словосочетание — «WorldSkills». На первый взгляд, все очень просто: это движение, целью которого является продвижение и внедрение международных стандартов профессионального мастерства по определенному количеству компетенций. Одним из показателей его работы являются региональные, открытые, национальные, европейские и международные чемпионаты WS.
Челябинская область познакомилась с этим движением в апреле 2013 г., и мы уже успели провести региональный чемпионат, принять участие в национальном и международном чемпионатах. Затем в сентябре в силу определенных событий полномочия, связанные с координацией в рамках данного движения на территории Челябинской области, были переданы ДУМ «Смена». С учетом того, что с момента нашего знакомства с движением прошло не более двух месяцев, и представлен этот взгляд на его настоящее и будущее.
По всероссийскому рейтингу участия в различных мероприятиях WSR Челябинская область входит в первую десятку из тридцати. На данный момент РКЦ только начинает работать, а чтобы что-то начинать, необходимо знать, к чему стремиться.
Сегодня образовательные организации потенциально не готовы к серьезному шагу в этом направлении, и есть много факторов, влияющих
на это, — от мастеров производственного обучения с низкой квалификацией до примитивной материально-технической базы по тем или иным компетенциям в учреждениях. WSR в данном случае является индикатором того, чего нам не хватает, но все это можно наверстать! Наша система профессионального образования перегружена различными конкурсами и мероприятиями, в которых требуется участие мастера и преподавателя, в том числе и для документот-ворчества. WSR — еще один конкурс! Именно так реагируют непосредственные адресаты этого движения, а ведь и здесь придется столкнуться с такими элементами, как энтузиазм, бумага, планы и отчеты. РКЦ планирует бумажную работу в большей степени взять на себя. Нам необходим контакт с мастерами и преподавателями, чтобы создать профессиональные сообщества по каждой из компетенций, привлечь в эти сообщества работодателей и партнеров. Таким образом, начнет выстраиваться идеальная система взаимоотношений между секторами экономики и населением: молодежь — образование — работодатель. Молодежь — это новое поколение, мотивированное нами на получение
профессионального образования по высшим стандартам. Образование — этот тот институт, в котором ФГОСы представляют минимум, а стандарты, предлагаемые WSR, — максимум. И мы, пользуясь методическими инструментами, должны преодолевать путь от ФГОСов до стандартов WSR с огромными количественными и качественными показателями: больше мастеров и обучающихся имеют доступ к обучению по высшим стандартам. Работодатель и партнеры — это те, кто должен направить наши стандарты в свою сторону, подстроить под себя, то есть показать, какой им необходим выпускник, а возможно, и взять на себя обязательство по улучшению материально-технической базы образовательных организаций по той или иной компетенции.
Челябинская область с огромным промышленным потенциалом априори выгодна WSR, так же как и нашему региону выгодно данное движение. Именно тогда, когда постепенно начнут складываться все вышеописанные пазлы, появится результат: бронзовые, серебряные и золотые медали на национальном и международном уровнях.
Материал подготовила И. Р. Сташкевич, главный редактор научно-практического журнала «Инновационное развитие профессионального образования», д-р пед. наук, доцент