Научная статья на тему '«WISH YOU WERE HERE»: СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ОБЛОЖКИ PINK FLOYD'

«WISH YOU WERE HERE»: СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ОБЛОЖКИ PINK FLOYD Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
223
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-МУЗЫКА / РОК-ГРУППЫ / БРИТАНСКИЙ РОК / МУЗЫКАЛЬНЫЕ АЛЬБОМЫ / РОК-ОБЛОЖКИ / ЗАГЛАВИЕ ОБЛОЖЕК / ВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пятницкая Александра Ивановна

В статье как единая система рассматривается визуальный элемент рок-альбома, в состав которого входит и её вербальная часть - заглавие. Анализ сильных позиций девятого студийного альбома «Pink Floyd» позволяет обнаружить новые смыслы «Wish you were here», его основные образы и мотивы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“WISH YOU WERE HERE”: THE MEANING-FORMING FEATURE OF THE PINK FLOYD COVER

The article considers the visual element of a rock album as a single system, which also includes its verbal part - the title. An analysis of the strong positions of Pink Floyd’s ninth studio album reveals new meanings of “Wish you were here”, its main images and motifs.

Текст научной работы на тему ««WISH YOU WERE HERE»: СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ОБЛОЖКИ PINK FLOYD»

УДК 785 ББК 318.5 Код ВАК 10.01.08 ГРНТИ 17.07.25

А. И. ПЯТНИЦКАЯ

Москва

«WISH YOU WERE HERE»:

СМЫСЛООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ОБЛОЖКИ PINK FLOYD

Аннотация. В статье как единая система рассматривается визуальный элемент рок-альбома, в состав которого входит и её вербальная часть - заглавие. Анализ сильных позиций девятого студийного альбома «Pink Floyd» позволяет обнаружить новые смыслы «Wish you were here», его основные образы и мотивы.

Ключевые слова: рок-музыка; рок-группы; британский рок; музыкальные альбомы; рок-обложки; заглавие обложек; вербальные компоненты; невербальные компоненты.

Сведения об авторе: Пятницкая Александра Ивановна, бакалавр Института филологии и истории, Российский государственный гуманитарный университет. Контакты: pyatnitskayaa@mail.ru.

A. I. PYATN ITS KAYA

Moscow

"WISH YOU WERE HERE":

THE MEANING-FORMING FEATURE OF THE PINK FLOYD COVER

Abstract. The article considers the visual element of a rock album as a single system, which also includes its verbal part - the title. An analysis of the strong positions of Pink Floyd's ninth studio album reveals new meanings of "Wish you were here", its main images and motifs.

Keywords: rock music; rock bands; British rock; music albums; rock covers; cover titles, verbal components; non-verbal components.

About the author: Pyatnitskaya Alexandra Ivanovna, Bachelor of the Institute of Philology and History, Russian State University for the Humanities.

Заглавие девятого студийного альбома группы «Pink Floyd» отличается от всех предыдущих и последующих тем, что содержит не просто название предметов или абстрактных понятий, а целое предложение, выражающее сожаление по поводу настоящего, в котором отсутствует кто-то важный: «Wish you were here». Русский эквивалент звучит как «Жаль, что тебя нет». Возможен и следующий перевод: «Хотелось бы, чтобы ты был(а) здесь». В этом высказывании мы видим адресата «ты» (возможен вариант «вы»), субъекта речи, который не эксплицирован (но мы понимаем, что кому-то «жаль» и кому-то «хотелось бы»), и референцию - отсутствие. Фраза, помещённая в заглавие данного альбома, выражает физическое (может, и психологическое) отсутствие некоего субъекта. По всей видимости, это отсутствие значимого человека вызывает отрицательные эмоции. Примечательно, что субъект речи обращается к этому человеку

© Пятницкая А. И., 2021

напрямую, используя местоимение «ты», что усиливает ощущение его важности.

Из истории группы понятно, что заглавие альбома, выпущенного в 1975 году, связано с уходом в 1968 году одного из участников - Сида Барета. И сами музыканты не раз говорили о том, что альбом посвящён именно ему. Роджер Уотерс, один из лидеров группы «Pink Floyd», в интервью сказал: «Во всяком случае, когда я сочинял слова, не знаю почему, но я стал писать об отсутствии Сида» [4, с. 143]. Так мы обнаруживаем конкретно-историческое значение заглавия. То есть сознательно для музыкантов адресатом является один конкретный человек - Сид Баррет.

Важным элементом этого альбома является число четыре, которое отражается в заглавии количеством слов. Количество участников также соответствует этому числу. Треков на пластинке представлено пять, но композиций на ней - четыре, так как песня «Shine On You Crazy Diamond» общей длительностью в 25 минут поделена на 2 части. Четвертым на пластинке является трек «Wish you were here», название которого вынесено в заглавие. Отсюда мы видим, что «четвёрка» выступает в альбоме символическим числом. «Четыре является символом земли, земного пространства, человеческой ситуации, внешних, природных пределов "минимального" осознания тотальности и, в конечном счете, рациональной организации. Это число приравнивается к квадрату и кубу, а также обозначает крест, представляющий четыре сезона и четыре стороны света» [3, с. 577]. Данное число часто ассоциируется со стихиями, и именно их выражение мы найдём в визуальной части альбома. Всё это говорит о «рациональной организации» компонентов самой обложки.

Заглавие «Wish you were here» интересно тем, что выражает не только некоторые сведения, но и эмоции субъекта речи. А благодаря взаимодействию заглавия (и составных частей альбома) с числом четыре мы сталкиваемся с организованным устройством элементов обложки, визуальную часть которой мы рассмотрим ниже.

Пластинка «Wish you were here» содержала несколько визуальных компонентов, но первое, с чем сталкивался слушатель - это чёрный непрозрачный целлофан, который скрывал основную обложку альбома, создавая у покупателей ощущение её отсутствия. В результате «Wish you were here» получил эффект двойной обложки. На чёрной упаковке размещался стикер, на котором были изображены две железные руки, заключённые в рукопожатии. Складывается впечатление, что обладателями этих рук являются роботы. При этом одна из рук полностью из металла, а вторая имеет лишь чёткое

очертание, но как будто лишена внутренней части, так как всё, что мы видим за линиями, - это фон обложки. Фон же представляет собой изображение четырёх стихий, где земля представлена пустыней, вода - морем, воздух - небом с солнцем и облаками, а огонь - подобием жара или фрагментом солнца.

Если признавать существование и пятой стихии - эфира, и рассматривать её как понятие «дух», железные руки будут являться реализацией темы отсутствия, вынесенной в заглавии альбома: общеизвестно убеждение о том, что у роботов отсутствует душа. В то же время возможна и идея о наличии внутренней составляющей, даже при очевидном её отсутствии внешне. Возможно, данная визуальная часть альбома реализует концепцию, что даже за внешней пустотой скрывается смысл. Из этого мы можем заметить, что данное изображение построено на противопоставлении существенного, важного, содержательного и пустого, бесплодного, незначительного.

В центре следующей части обложки находятся двое мужчин, пожимающих друг другу руки. Вероятно, перед нами представлен акт некоторой сделки. Сами участники группы заявляли, что одной из тем альбома является проблема индустрии музыки. А в фильме Джона Эдгинтона Брайан Хам-фрис, звукорежиссёр группы, описывает «Wish you were here» следующим

образом: «I think the lyrics so much sum up the recording business (Я думаю, что тексты очень точно оценивают звукозаписывающий бизнес)» [6]. Так можно догадаться, что процесс, представленный на фото, - заключение контракта между стороной коммерции и стороной, представляющей творчество.

Не исключён и вариант, что персонажи изображения - это один и тот же человек, или, по крайней мере, один из них - двойник другого. Человек справа расположен в тени: мы практически не видим его лица. Человек, стоящий слева, освещён гораздо лучше: его лицо находится на свету, и мы замечаем только небольшую полосу тени на его лице. Если мы рассматриваем их как две ипостаси одного человека, то рукопожатие здесь, вероятно, является знаком равенства между двумя сторонами личности: света и тени.

Двойники, представленные на изображении, могут обозначать разделение мира на две части, причём такое двоемирие может существовать в отношении «жизнь-смерть». Такое состояние смерти усиливается на изображении тем, что один из двойников весь в огне. Он как будто только вышел из преисподней или вот-вот туда отправится.

Ещё одним возможным путём возникновения двойничества, которому нужно уделить внимание, является карнавальное пародирование, о котором

говорил М. М. Бахтин. Из этого возникает такое понятие, как «развенчивающий двойник», и перед нами предстаёт картина уже не двух миров, а «мира наизнанку». Одним из возможных частных значений такого искажённого, неправильного мира является отражение фальшивой индустрии музыки.

На асфальте перед мужчинами находится сливная канализация, которая разделена на две равные части. Примечательно, что эта разделительная асфальтная полоса располагается прямо под жестом рукопожатия. Такая деталь может свидетельствовать об иллюстрации раздвоения личности -ещё один триггер к появлению двойничества. Но учитывая мысль о заключении контракта двумя сторонами, дифференцированными в музыкальной индустрии, можно предположить, что это сделка и двух сторон личности, отвечающих за различные аспекты жизни: коммерция и творчество. Любой музыкант сталкивается с проблемой не только создания своего материала, но и его продвижения, которое имеет ряд определённых требований. И такой вопрос о сохранении индивидуальности и эксклюзивности своего материала в процессе его обработки индустриальными силами мог вызывать диссонанс личности творческого человека.

Наконец, самой броской частью представленной обложки является огонь, охвативший человека справа. Наиболее важным в этой ситуации является то, что лицо горящего не выражает ни единой эмоции. Сохранять спокойствие в таком состоянии может только человек, который настолько погружён в собственный мир, что связь с действительностью для него абсолютно потеряна. И такое состояние можно охарактеризовать выражением «не в себе». Похожим же образом участники группы и их окружение отзывались о психическом расстройстве Сида Баррета. В «The Story of Wish you were here» первый продюсер «Pink Floyd» Джо Бойд о встрече с музыкантом говорил: «And I remember him being right like this, and looking in his eyes, and it was like somebody had turned the light sout, you know, he just looked so blank (Помню, он стоял передо мной, я смотрел ему в глаза, а там - как будто кто-то выключил свет, понимаете, он выглядел абсолютно пустым)» [6].

Третья часть обложки - это изображение безликого человека в пустыне, точнее того, что от него осталось. Запястья и голени человека отсутствуют, идеальный костюм парит в воздухе, а рука, точнее перчатка, протягивает саму пластинку «Wish you were here». Человек напоминает торгового агента, выступающего посредником между группой и её слушателями, что отсылает нас и к предыдущей части обложки. И если первая фотография олицетворяла собой стихию огня, то здесь пустыня, как и на стикере от упаковки пластинки, является выражением стихии земли. Разобравшись в семан-

тике этой природной зоны, мы можем определить роль, значение и смысл её изображения на обложке. С одной стороны, это «символизм пустыни как наиболее благоприятного места для божественного откровения» [3, с. 427]. Человек в пустыне может находиться в состоянии такого откровения, а сама пластинка, которую он протягивает,

является, возможно, воплощением его души. «С другой стороны, жгучая засуха является климатом, главным образом чистой, аскетической духовности - умерщвления тела для спасения души» [3, с. 427]. Видно, что тело безликого действительно умерщвлено, или, по крайней мере, находится в процессе умерщвления. За человеком изображён ряд следов, свидетельствующий о его пути по пустыне. Отсюда мы понимаем, что либо в процессе этого пути он лишался частей тела, либо по его завершении ноги и руки человека исчезли. Так или иначе, перед нами процесс умерщвления физической оболочки человека, который рано или поздно лишится и последней части - головы.

Стилистически картинка на обложке напоминает работы Рене Ма-гритта. Героем многих его картин является человек в котелке, лицо которого скрыто за предметом, например, яблоком или летящим белым голубем. Наиболее известными примерами таких картин являются «Сын человеческий» и «Человек в котелке». «Сын человеческий» - картина, имеющая большое количество трактовок, из которых самой популярной, пожалуй, является религиозная. Согласно такому видению, полотно имеет христианский сюжет, выраженный в изображении яблока, символизирующего искушение. В такой отсылке к библейским мотивам мы наблюдаем сходство с обложкой «Pink Floyd». Кроме того, что пустыня ассоциировалась с «божественным откровением», в словаре символов также сказано о том, что «библейские пророки <...> никогда не прекращали описывать Завет как самую чистую религию израильтян, когда они находились в пустыне» [3, с. 426].

Герой полотна Рене Магритта свои видом (котелком, идеальным костюмом с галстуком) представляет человека, лишённого индивидуальности, того, кто является всего лишь одним из толпы одинаковых, типичных людей. В этом образе мы узнаём и музыкального агента с обложки, который является частью мира индустрии музыки, индустрии, которая способна обезличить и лишить творца индивидуальности.

Следующей частью обложки представлена стихия воды. На изображении мы видим ныряльщика, находящегося в состоянии погружения в озеро.

Благодаря полному соблюдению симметрии кажется, что на картинке нет ничего лишнего, и даже две части пространства, разделенного линией горизонта, представляются единым целым, из-за чего трудно определить,

где реальность, а где всего лишь отражение в воде. Изображение окаменелости в воде сливается с «реальной» окаменелостью над водой, а ныряльщик вместо верхней части туловища имеет вторую нижнюю. То есть изображенные части человеческого тела становятся конгруэнтными. Верх и низ ныряльщика отличны территориально, но семантически они совпадают.

Образ озера отождествляется с образом зеркала, что хорошо показано на данном изображении. Отражение в озере имеет чёткое очертание, оно практически не искажено поверхностью воды. Возможно, здесь происходит раздвоение пространства и человека, похожее на раздвоение личности человека на главной части обложки, олицетворяющей огонь. Та часть пространства и человека, что находится в воде, является лишь подражанием или повторением того, что находится над озером. Мы говорили о человеке и его «теневой личности» на предыдущей обложке, или о его двойнике, а между двойниками устанавливаются «зеркальные» отношения, которые «реализуются в отношениях, подобных пародированию: поведение одного субъекта как бы выворачивается наизнанку в поведении другого, естественно, в той системе семантических отношений, которая характерна для каждого конкретного случая» [1, а 10].

Однако, например, кельтами озеро рассматривалось как что-то загадочное, имеющее негативную окраску. Солнце садилось «за воду», а озеро становилось своего рода порталом между жизнью и смертью или переходом из одного состояния в другое. Тогда погружение, изображенное на обложке, отождествляется с гибелью человека, точнее с процессом перехода от жизни к смерти, поскольку мы ещё видим часть тела ныряльщика, хотя и понимаем, что гибель эту не остановить, не предотвратить, - процесс запущен.

Примечательно, что перед нами изображён именно низ человека, который в то же время является и его верхом. М. Бахтин замечал, что «всё завершённое, квазивечное, ограниченное, устаревшее бросается в земной и телесный низ для смерти и нового рождения» [2, а 411]. Так, мы убеждаемся в том, что граница, разделяющая человека на две части, является переходом из одного состояния в другое. Однако части тела ныряльщика конгруэнтны, что подтверждает тот факт, что ныряльщик на фото застыл в моменте смерти.

Заключительная часть обложки, олицетворяющая стихию воздуха, представлена изображением развевающейся на ветру ткани красного цвета. На заднем плане мы видим бесконечные ряды деревьев, кроны которых наклонены силой ветра. Именно ветер является здесь главным героем, во-

первых, потому что все изображённые объекты (деревья, трава, облака) подвержены его воздействию, а во-вторых, потому, что ветер является непосредственно самим воздухом в активном состоянии. «На вершине своей активности ветер даёт начало урагану (синтезу и "соединению" четырёх стихий), наделённому способностью к оплодотворению и возрождающему действию» [6]. На обложке урагана нет, но изображённое состояние природы может быть начальной стадией урагана, то есть началом такого возрождения.

Стоит заметить, что преобладающими цветами на изображении являются красный, зелёный и синий. В словаре Х. Э. Керлота есть две группы цветов: «.первая группа включает тёплые, "стимулирующие" цвета, связанные с процессами ассимиляции, активности и напряжения» - к ней относится красный, а «вторая группа состоит из холодных, "тормозящих" цветов, относимых к процессам диссимиляции, пассивности и расслабления» [3] - к таким относится синий. Зелёный же является своеобразным мостом между этими двумя группами, находится в промежуточном положении и может относиться и к активным, и к пассивным. Возможно, в этом проявляются равновесие и гармония природного мира, изображённого на данной части обложки. Такое значение рассматриваемый элемент может приобретать ещё и благодаря тому, что он является заключительным - ставящим всё на свои места. А само состояние природы (начинающийся ураган), как мы уже заметили, обладает «возрождающим действием» - приводящим всё в порядок и гармонию.

Приводя элементы обложки «Wish you were here» в систему, мы замечаем, во-первых, мотив отсутствия, вынесенный в заглавии, который может определяться как сожаление по поводу ухода Сида, а может и как отсутствие свободы самих музыкантов - все они зависимы в той или иной степени от музыкальной индустрии. Каждый персонаж обложки тоже как будто лишён свободы: человек в костюме является заложником своего горящего двойника, заключившим с ним сделку рукопожатием; ныряльщик застыл в одном моменте и лишился верхней части тела; а человек в пустыне теряет внешнюю оболочку и продаёт свою внутреннюю силу, воплощённую пластинкой.

Как мы уже замечали, знаковым числом альбома «Wish you were here» является четвёрка, которая является символом четырёх стихий и рациональной организации мира. Персонажей на обложке тоже четверо, и все они являются людьми. Это задаёт соразмерность и всего альбома: каждый элемент обложки имеет что-то общее с последующим и предыдущим, и все изображения изначально подчинены направлению четырёх стихий. Кроме того, проанализировав цветовой пласт заключительной части обложки, мы убедились в гармоничном устройстве изображённого мира, но такая идеальная организация может быть переложена и на весь альбом в целом.

Самих героев, представленных на обложке, объединяет несколько тем. Во-первых, это неодолимая сила музыкального бизнеса, которую мы

прочитываем в акте рукопожатия, как заключении сделки (сначала - у роботов, потом - у людей), и в изображении предполагаемого торгового агента, похожего на полотна Рене Магритта. Во-вторых, это психический феномен на изображении с горящим человеком, которое мы расценивали как акт раздвоения личности, и пугающий своей иллюзорностью ныряльщик, который кроме странности входа в воду без брызг и кругов имеет вторую нижнюю часть тела вместо верхней. На обеих картинках мы находим символы состояния смерти, но и не «более живым» нам кажется безликий в пустыне. Все эти изображения представляют некий сюрреалистический мир, в котором есть ощущение, что все внутренние проблемы человека вылезли наружу и показаны пространством или ситуацией, в которой они оказались. В-третьих, можно предположить, что на самом деле перед нами один персонаж, причём возможно, тот самый, которого так не хватает ещё в заглавии альбома. И если первый элемент мы обозначаем как обнаружение личного двойника или избавление от него (так как один из них находится в огне), а второе изображение - как потеря, лишение, а, может, и продажа чего-то ценного и важного, олицетворённого пластинкой, то третья картинка - и вовсе воспроизведение смерти этого человека.

Ещё одним интересным соединяющим звеном между обложками является соположение природного и человеческого, или человекоподобного в случае с рукопожатием роботов. Но даже это механизированное человеческое действие представлено на фоне четырёх стихий, а красная ткань, которая является также частью человеческой среды, вписана в довольно масштабную картину природного мира. Охваченный огнём человек, безликий в пустыне и ныряльщик, - кажется, на примере всех этих персонажей показано бессилие человечества перед стихией, поскольку для каждого из них она оказывает губительное воздействие, а на последней картинке человек и вовсе исчезает, и, возможно, именно поэтому такое состояние природы символизирует начало к возрождению.

Литература

1. Агранович, С. З. Двойничество / С. З. Агранович, И. В. Саморуко-ва. - Самара, 2001. - 132 с.

2. Бахтин, М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса / М. М. Бахтин. - М. : Художественная литература, 1990. - 545 с.

3. Керлот, Х. Э. Словарь символов / Х. Э. Керлот. - М. : Relf-book, 1994. - 600 с.

4. Мухин, О. Pink Floyd: Кирпич к кирпичу / О. Мухин. - М. : Эксмо, 2004. - 432 с.

5. Энциклопедия знаков и символов. - URL: http://www. symbolarium.ru/ветер (дата обращения: 01.06.2021). - Текст : электронный.

6. The Story of Wish you were here. - John Edginton, 2012, United Kingdom.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.