Научная статья на тему 'Will China become a world leader?'

Will China become a world leader? Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
265
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / СВЕРХДЕРЖАВА / США / МИРОВОЙ ЛИДЕР / CHINA / SUPERPOWER / UNITED STATES / WORLD LEADER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Liu Tong

China is rising, its economic achievements, its growing military power all make China an important player in international politics. Some claim that China has the potential to replace the United States as the superpower. So, will China become a new world leader? In this paper I will argue that China doesn’t have the accumulation of capabilities to challenge the dominant place of the United States, China won’t be accepted by the international world as a world leader, and even can’t become a regional hegemon in East Asia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Станет ли Китай мировым лидером?

Китай растет, его экономические достижения, его растущая военная мощь все это делает Китай важным игроком в международной политике. Некоторые считают, что Китай может заменить США как сверхдержава. Так станет ли Китай новым мировым лидером? В этой статье я буду объяснить, что Китай не обладает достаточным потенциалом, чтобы оспорить доминирующее положение США, Китай не будет принят международным миром в качестве мирового лидера и даже не сможет стать региональным гегемоном в Восточной Азии.

Текст научной работы на тему «Will China become a world leader?»

Станет ли Китай мировым лидером? Will china become a world leader?

Лю Тун

Студент 2 курса Факультет международных отношений Северо-Западный институт управления РАНХиГС Средний пр. В.О., д.57/43, Санкт-Петербург, Россия

e-mail: 864490788@qq.com

Liu Tong

Student 2 term Faculty of International relations North-West Institute of Management ofRANEPA Sredniyprospekt V.O., 57/43, St. Petersburg, Russia e-mail: 864490788@qq.com

Аннотация.

Китай растет, его экономические достижения, его растущая военная мощь - все это делает Китай важным игроком в международной политике. Некоторые считают, что Китай может заменить США как сверхдержава. Так станет ли Китай новым мировым лидером? В этой статье я буду объяснить, что Китай не обладает достаточным потенциалом, чтобы оспорить доминирующее положение США, Китай не будет принят международным миром в качестве мирового лидера и даже не сможет стать региональным гегемоном в Восточной Азии.

Annotation.

China is rising, its economic achievements, its growing military power all make China an important player in international politics. Some claim that China has the potential to replace the United States as the superpower. So, will China become a new world leader? In this paper I will argue that China doesn't have the accumulation of capabilities to challenge the dominant place of the United States, China won't be accepted by the international world as a world leader, and even can't become a regional hegemon in East Asia.

Ключевые слова: Китай, сверхдержава, США, мировой лидер.

Key words: China, superpower, the United States, world leader.

China, the representative of the rising "rest", or broadly geographical defined entity known as Asia, is thought to be the most potential state to become the superpower, since the United States can no longer fulfill the role (Buzan, 2011). China has made great achievements in economic reform in the past 40 years, in 2010 China has leapfrogged Japan to become the world's second-largest economy. Even after the 2008 economic crisis, China still maintains an economic growth rate of more than 6%. With the improvement of comprehensive national strength, China has begun to play a pivotal role in the world political arena. China claims to rise peacefully, however, its growing military capabilities make realists doubt its intensions and argue that the world should be cautious about China's rise (Mearsheimer, 2010).

So does China have the capabilities to replace the United States and become the superpower? Will the world accept China as a new world leader? In this paper I argue that China doesn't have the accumulation of capabilities to challenge the dominant place of the United States in world politics, and even can't become a regional hegemon in East Asia. To support my argument, I will first make a comparison of both the hard and soft power of China and the United States to manifest that there is a long way for China to catch up with the US and to become a superpower. Second, as a communist country with economic liberalism characteristic, it's hard for China to be accepted by the international world as a world leader. Finally, back to the regional level, guiding by the anti-hegemonic logic, some of the surrounding neighbors hold a hostile attitude to the rising China, so China still faces a lot of obstacles to become a dominant power in East Asia.

Hard power and soft power comparison

Military capability is a strong demonstration of a state's hard power. In this regard, the United States is undoubtedly away ahead of China. The US remains the only country in the world that can project its military force to every corner of the earth, and many countries in Asia and Europe are counting on the "security umbrella" provided by the United States. The United States spends 4 to 5 percent of its GDP for military purposes, which is about 45% of the world's total expenditure on defence (Posen, 2009). The well-equipped weapons, the using of military high technology, and practical experience accumulated over the years make the United States the most powerful army in the world.

The military expenditure of China in 2017 is $228bn, which is nearly one third of the US . Deploying military troops around the world require strong naval forces, however, China is quite weak in this regard. China has the intention to build a "blue water navy" that can operate in the Arabian Sea and the Indian Ocean, but the fact is that for now China owns only one aircraft carrier that brought from Ukraine. So it will take a pretty long time for China to catch up the United States. The only advantage of Chinese army is that it has the largest number of military personnel on active duty, which however, has not fought a war since 1979.

The economic growth rate of China is impressive, but the United States remains the world biggest economy that even the next four economies combined could not compare. If we take the per capita GDP into account, then China falls far behind the United States. Besides, as long as the dollar remains the world currency, the US has a broad range of privileges that no other country has.

As for the soft power, the Chinese culture is mainly attractive for the eastern Asia countries, and China doesn't have a clear image of what it stands for to the world. The Hollywood, McDonald's, iPhone, we are surrounded by these American cards and everyone knows what it is the American dream. Education is believed to be the generator of a country's future. The United States is the home to more than half of the top 100 ranked universities while China only has five. Each Chinese student will seize the opportunity to go further study in US institutions even for a short term exchange. Better education always mains bigger intellectual and technologic progress, which will transform into innovation capabilities and finally benefit the country's economy. China is trying to change the situation from "Made in China" into "Created in China" by building a more innovative economy, but the gap between China and the US can't disappear overnight.

The acceptability as a superpower by the world

The designer of China's economic reform - President Deng Xiaoping pointed out that China should keep a low profile and avoid leadership in world politics so it can rise peacefully in the US dominant international society. So far, the Chinese leaders still stick to this policy and focus on its domestic development. However, as Mearsheimer argued, even if one could determine China's intentions today, there is no way to know what they will be in the future. If China wants to step forward to become the new world leader, will the rest counties especially the Western countries accept and follow it? The answer is a clear "NO".

Being as a superpower and world leader, one should have a coherent view of what kind of state it wants to be and what kind of international society it would like to build, get the legitimacy of hegemony worldwide, and it would be better if it can provide a successful model for other countries to follow. China is not qualified of any of these conditions. China insists on the principle of sovereign equality, non-intervention, respect the distinctiveness of each culture and social system, and calls for a more equal role for the developing countries in world politics. But these are merely wishes instead of operating rules for the international system, if China wants to lead the world, it must have something more specific.

The biggest problem for China to be accepted as a leader is its ideology. There are only five communist countries in the world, although China is the biggest and most powerful one among the five, it's impossible for the Western democratic countries to give the legitimacy to a communist country to govern the world. Moreover, socialism with

Chinese characteristics is criticized by some western scholars, claiming that China only takes advantages of joining the capitalist economy without paying the price of social and political convergence. China has to figure out this ideological problem first before it becomes a dominant power. Taking the huge number of population and the unique cultural history which lasts over thousands of years into account, China's model is not repeatable for other countries. Obstacles to become a regional hegemon

From all arguments above, we can see that there is a quite low degree of possibility for China to become a superpower in the international level, then taking a step back to the regional level, will China get the regional hegemony in East Asia? The answer is still "NO", the reasons are following:

First, the United States won't allow China to do so. The implementation of the "Pivot to Asia" policy of the Obama administration indicates that Washington won't let any rising hegemon in Asia to challenge American primacy. Secondly, East Asian countries benefit from the rising China because of the economic cooperation, however, they are also very concerned of the growing military power of China, especially those who have territorial boundary issues with China. Given to the two reasons, it makes sense that some Eastern Asian countries work together with the United States to constrain the rising China. India has developed a close relationship with US during the past years, Washington stood by the Philippines in the South China Sea disputes, Singapore built a deep-water pier for American aircraft carrier to operate. Japan is the most reliable friend of the United States in East Asia, the United States has several military bases in Japan, and the US-Japan joint military exercise happened from time to time is certainly a deterrent for China. Conclusion

There is no doubt that China is rising, its economic achievement, its growing military capability, the rapid development of each sphere of the society, all make China's voice become louder in the international stage. China still has the potential to grow stronger, but far from replacing the United States as a superpower. China doesn't meet any of Buzan's conditions for being a world leader, and the communist ideology brings China more critique than acceptability. In the regional level, influenced by the balance of power logic, Eastern Asian countries are cooperating with the United States to prevent China becoming a regional hegemon. So the rising China will change the structure of the international politics, but not enough to shift the US dominant world system.

Список используемой литературы:

B u

z 2. Cox, M. (2012). Power Shifts, Economic Change and the Decline of the West? International Relations, 26 (4), pp. 369 - 388.

n 3. Mearsheimer, J. (2010). The Gathering Storm: China's Challenge to US Power in Asia. The Chinese Journal Bf International Politics, 3 (4), pp. 381-396.

The ImugutaieKennath:2N0 9)№t]zsrging^^ ©scenaedpGloTim.

International Relations, 25 (1), pp. 3 - 25.

Ценностные установки «общества переживаний» The Values of the «Society of Experiences»

Богданов Дмитрий Владимирович

Студент 2 курса

Факультет исторического и правового образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

Россия, г. Волгоград bogdanov.nymann@yandex.ru

Bogdanov Dmitry Vladimirovich

Student 2 term Faculty of historical and legal education Volgograd state socio-pedagogical University

Russia, Volgograd bogdanov.nymann@yandex.ru

Аннотация.

Анализируются основные тенденции современного общества потребления, его переход в общество переживаний на основе идей и концепции, изложенных в труде Герхарда Щульце «Общество переживаний». В статье приводятся аналитические данные различных авторов, занимающихся изучением феномена общества потребления. Выделение чёрт характерных обществу переживаний, его аксиоматика, экзистенциальные и психологические потребности его членов. Анализ современного общества потребления в России и его тенденции.

Annotation.

The author analyzes the main trends of the modern consumer society, its transition to the society of experiences based on the ideas and concept set forth in the work of the Society of Experiences by Gerhard Schults. The article presents the analytical data of various authors studying the phenomenon of the consumer society. Isolation of characteristics characteristic of society, its axiomatics, existential and psychological needs of its members. Analysis of the modern consumer society in Russia and its trends.

Ключевые слова: общество переживаний, общество потребления, дауншифтинг, Герхард Щульце.

Key words: experiential society, consumer society, downshifting, Gerhard Schultz.

Актуальность данной темы определяется многочисленными социальными и культурными изменениями в западном обществе, не укладывающимися в логику ставших уже классическими теорий «общества потребления», «общество спектакля» или «информационного общества» и требующих иных концептуальных подходов и методологических схем для своего осмысления. Такие сложные процессуальные явления как эстетизация повседневности, трансформация форм досуга и потребительских установок, развитие креативных экономик, основанных на индустрии развлечений, формирование «новой рациональности» являются ключевыми индикаторами общества нового типа, теория которого была разработана в 1992 году немецким социологом Герхардом Шульце в работе с говорящим названием «Общество переживаний: культурсоциология современности». К сожалению, этот важный для социологического и культурологического знания труд до сих пор не переведен на русский язык.

Цель нашего исследования состоит в том, чтобы выявить и проанализировать ценностную парадигму современного человека в контексте теории «общества переживаний» Герхарда Шульце. На наш взгляд, достижению этого будет способствовать решение следующих задач:

1. Описание и концептуальный анализ основных положений теории «общества переживаний».

2. Выявление базовых аксиологических, экзистенциальных, психологических установок и мотиваций субъекта современного западного общества.

3. Определение актуальности и применимости теории «общества переживаний» для описания и понимания социокультурных трансформаций в России.

В своем исследовании мы опирались на следующие методы: наблюдение, описание, междисциплинарный интерпретативный анализ, историко-генетический и компаративный методы.

Герхард Шульце фиксирует трансформацию жизненных ценностей и установок европейского индивида, свидетельствующих о переходе общества потребления в качественно иное состояние, обозначенное ученым как «общество переживаний» или «общество впечатлений», которое характеризуется тем, что основной установкой для индивида становится интенсивное наполнение своей жизни разного рода переживаниями: «Проживи свою жизнь», «Наслаждайся своей жизнью». Речь идет о субъективации в форме отказа от массовости в пользу индивидуальности, неординарности, самореализации, уникального опыта. Важно подчеркнуть, что главное - это не отказ от потребительских установок, а появление «новой рациональности»: «фундаментальной переориентации и преобразовании всей модели модерновой рациональности, что лишь частично и фрагментарно находит свое отражение в экономическом поведении» [2]. В настоящее время мы можем наблюдать генезис «нового типа рациональности», который отличается стремлением максимально активно, насыщенно, полно прожить свою жизнь, формируя, таким образом, персональную биографию. Современный человек все чаще богатству, карьере, уважению предпочитает интересную и эмоционально насыщенную жизнь. Характерно, что такая ориентация отчетливо видна в совершенно разных сферах - от образования и потребительских установок до туризма и дауншифтинга. При этом конечно данная тенденция не претендует на статус фундаментального изменения, но, тем не менее, подобная переориентация очень показательна.

Для общества переживаний характерны изменения в экономическом базисе и возникновение «экономики впечатлений», что отличает эту концепцию от концепции общества потребления. Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор в книге «Экономика впечатлений» утверждают, что западный покупатель перестал довольствоваться стандартизированной продукцией и стремится получить товар или услугу, созданную персонально для него, соответствующую его внутреннему миру. Новая экономика все больше ориентируется на ощущения потребителя. При покупке переживания потребитель «платит за незабываемые минуты своей жизни, подготовленные компанией, т.е. за собственные чувства и ощущения» [6]. Примером подобных отношений на современном рынке между клиентом, желающим получить определённые эмоции, и продавцом, оказывающим ему эту эмоцию, может послужить игра «Battlefield 5», вышедшая в 2018 году. Компания разработчик для удовлетворения потребностей комьюнити SJW (Social Justice Warriors -- (БСС) Борцы за Социальную Справедливость) и современных трендов, характерных для стран западной Европы и северной Америки, решила добавить в мир игры возможность играть за женских персонажей и редактировать персонажа в ущерб исторической направленности своего продукта.

Таким образом, в обществе переживаний к тем критериям выбора средств для достижения цели, что существовали ранее в обществе потребления добавляются новые - чувственные и эстетические. В этом выражается «эстетическая потребность т.е. в чувственном восприятии мира и в психическом возбуждении посредством именно чувственного восприятия» [7]. В обществе переживания человек перестает ориентироваться лишь на внешнюю составляющую и всё больше обращается к миру внутренних переживаний свойственных только ему [9], поэтому его жизненные ценности, карьерные траектории и потребительские установки в меньшей степени зависят от рекламы и культа звезд. Происходит смена внешне ориентированного потребителя с установкой: «Как достигнуть X?», на внутренне ориентированного, постоянно задающего себе вопрос: «А чего я хочу?». Такой субъект покупает не то, что статусно и престижно, а то, что ему нравится. Наиболее ярко эта тенденция проявляется, когда люди вообще перестают приобретать демонстративные блага. Схожая идея была

выражена психоаналитиком Э. Фроммом в работе «Иметь или быть» (1976), в которой утверждается, что ценностная парадигма современного общества предлагает человеку 2 модуса жизни: «иметь» - ориентация на обладание максимальным количеством благ и «быть» - ориентация на наиболее полноценное существование и самосознание себя в мире с высокой ценностью индивидуального опыта. По Герхарду Шульце это означает, что человек стремится к тому, чтобы достичь чего-то в себе самом. Субъект становится сам для себя объектом, чтобы достичь этого состояния [8; 420].

Сегодня в Европе и Северной Америке любой человек может позволить себе кредит, на который он в состоянии купить машину, дом, оплатить обучение. Поэтому на первое место выходит не количество, а качество обладаемого - те эмоции и чувства, что может подарить именно эта машина. Большее значение начинает играть не функциональные возможности предмета, а то, как он выглядит. Из-за этого человек начинает воспринимать свою жизнь иначе, не просто как данность, а как произведение искусства, эпизоды которого составляют историю lifestyle в инстаграме. Туризм в этом смысле является очень показательной сферой. На обещании особенных, эксклюзивных переживаний работает вся туристическая отрасль. Люди едут в другую страну не просто для того, чтобы изучить язык, кухню, культуру, природу, а для того, чтобы вписаться в рекламируемый эмоциональный ландшафт и засвидетельствовать данный опыт в социальной сети с помощью фотографий. Путешественник нередко предпочитает самолету передвижение автостопом, обещающее гораздо больше эмоций и впечатлений.

Российский культуролог В.А. Куренной, описывая трансформации ценностной парадигмы современного западного субъекта, когда на первое место выходят не элитное потребление, статусность или практичность приобретаемого предмета, а личный комфорт и переживаемый человеком опыт, в качестве иллюстрации приводит следующий кейс. В 1980-е годы в Германии внезапно возникает спрос на большие военные внедорожники, которые, учитывая высокое качество дорог в стране, не могли быть использованы по своему прямому назначению, но обещали автовладельцу особые эмоции и переживания от использования [3]. Примером трансформации жизненных установок также может служить огромная популярность компьютерных игр, являющихся банком безграничного опыта. В аспекте «общества переживаний» игры и сам игровой процесс представляют собой идеальный продукт, который настраивается под запросы своего потребителя и гарантирует разнообразные ощущения от страха и удивления до наслаждения и познания.

Отдельно стоит остановиться на таком феномене современной культуры, как дауншифтинг, который, на наш взгляд, имеет прямое отношение к теории Г. Шульце «общество переживаний». Дауншифтинг (англ. downshifting, переключение автомобиля на более низкую передачу, а также замедление или ослабление какого-либо процесса) — термин, обозначающий ценностную установку «жизни ради себя», «отказа от чужих целей». Люди, причисляющие себя к дауншифтерам, склонны отказываться от стремления к пропагандируемым общепринятым благам (постоянному увеличению материального капитала, карьерному росту и т.д.), ориентируясь на «жизнь ради себя». Наибольшее развитие дауншифтинг получил в США и Австралии. Некоторые исследователи отмечают прямую корреляцию между уровнем жизни и количеством людей, пересматривающих своё отношение к жизни, форме заработка, мотивации к труду.

Масштабное фестивальное движение, развернувшееся во всем мире, также характеризуют собой саму суть «общества переживания», поскольку опыт данного мероприятия уникален, его нельзя получить больше ни в каком другом месте. Отсюда все возрастающее количество музыкальных, кинематографических, исторических, фольклорных, театральных и других фестивалей, популярность которых порождает отдельное направление -событийный туризм. Примером может служить фестиваль «Burning Man» в США, аналогов которого в мире не существует. Суть фестиваля состоит в создании сообщества радикального самовыражения, при этом полностью полагающегося только на себя. Данный сюжет подтверждает одно из главных положений теории «общества

переживаний» Герхарда Шульце, которое состоит в том, что возрастающее значение эстетического восприятия в широком - нехудожественном - смысле слова, влечет к структурным изменениям в обществе. Изменение внутренней мотивации ведет к тому, что люди начинают объединяться на других основаниях. Меняется характер общества, которое перестало быть классовым, а начинает структурироваться по образам жизни, по стилям потребления, по культурным ориентациям, субкультурным интересам. Например, многочисленные волонтерские организации и объединения, на наш взгляд, привлекают большое количество людей, потому, что обещают участникам испытать сильные эмоции, чувство сопричастности важному событию, дают возможность получить оригинальный опыт. «"Общество переживаний", между тем, - это не общество атомизированных индивидов. Человек как "социальное животное" стремится найти "разделённое бытие", быть понятым. Наполненная эмоциями жизнь также ищет отклика-понимания. Более того, в коллективных переживаниях эмоции ещё более интенсифицируются. Коллективное переживание аутентичных "моему бытию" эмоций настолько сильно и значимо, что напрочь лишает "внешнюю" мотивацию старой рациональности, нацеленной на долгосрочное поведение, какого-либо смысла (так, участие в протестных митингах в Москве объясняется именно этими мотивами). Другое дело, проблема поиска людей (коллектива), подобным образом эмоционально переживающих бытие» [5].

Как справедливо отмечают исследователи теории «общества переживаний» носитель «новой рациональности» перманентно сталкивается со специфическими трудностями, неизвестными ранее. Такому человеку зачастую непросто понять, чего он на самом деле хочет, ведь целью его действия является он сам. Просчитывать средства достижения цели также затруднительно, поскольку они «требуют весьма сложных процедур интерпретации внутренних состояний, в которой играют роль как внешние (например, критики), так и внутренние инстанции интерпретации» [2]. Как следствие отсутствуют понятные критерии оценки, определяющие добился ли человек желаемого, ощутил то, что хотел. С другой стороны, в обществе, где люди имеют внутреннюю ориентацию, очень проблематично навязывать им жесткие формы, воздействовать на общественное сознание и манипулировать ими. Проблема банально заключается в том, что субъект сам не знает, чего хочет, он находится в постоянном поиске, его подстерегает выбор «необеспеченного бытия», потому что результаты обещаны, но не гарантированы. «В этом смысле это общество - не общество сытых людей, это общество страдающих людей и более того, с учетом новоевропейской философии сознания, можно сказать, что эти проблемы только усиливаются» [2].

Следующие условия определяют, на наш взгляд, возникновение «общества переживаний»: развитая экономика с высоким уровнем благосостояния человека, ориентированная на индивида культура, свободное демократическое общество и отсутствие определяющей роли религии или идеологии. Исходя из этого очевидно, что российское общество на сегодняшний день представляет собой молодое общество потребления, поэтому говорить о массовом распространении «мотивации переживаний» у нас пока не приходится. В России пока еще не сложилось «общество переживаний» из-за низкого уровня потребления, культурной консервативности, популярности пассивных форм досуга, неспособности людей к новому опыту и знанию вследствие непонимания и неприятия современных форм духовной и материальной культуры, отсутствия опыта восприятия культурных инициатив. Популярность экономического, юридического, менеджериального образования в России объясняется тем, что эти профессии по-прежнему считаются статусными и высокооплачиваемыми. Если в обществе потребления профессия обеспечивала определенный статус в социуме, материальное благосостояние, уважение, то в рамках ценностных установок «общества переживаний» с преобладающей внутренней мотивацией выбор трудовой деятельности будет связан с проектом жизни как счастья, когда различия между работой и досугом нивелируются. Распространенные жизненные цели и мотивы людей позволяют сделать вывод, что в современном

российском обществе господствует мышление в категориях экономического потребления, а действия и поступки людей определяются с точки зрения соответствия внешне заданным критериям и ценностям - материальной выгоды, престижа, моды.

Список используемой литературы:

1. Колодий Н.В. Культура как ресурс экономики впечатлений // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. №4. С. 94-102.

2. Круглый стол «Эстетизация повседневности: дефиниции, тенденции, перспективы» [Электронный ресурс]. URL: http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Kruglyj -stol-Estetizariya-povsednevnosti-definitii-tendentii-perspektivy (дата обращения: 21.01.2018).

3. Куренной В.А. FAQ. Общество переживаний // ПостНаука [Электронный ресурс]. URL: https://postnauka.ru/faq/6214 (дата обращения: 12.02.2018).

4. Неделевская И.Г., Козловская Н.В. Тренды современного общества в оптике теории «общества переживаний» // Конференция «Ломоносов 2017». [Электронный ресурс]. URL: http://conf.msu.ru/archive/Lomonosov_2017/data/10799/uid126772_report.pdf (дата обращения: 10.04.2018).

5. Орехов К.А., Пятилетова Л.В. Человек в «обществе переживаний»: из «старого» общества в «новое» // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/02/78716 (дата обращения: 11.04.2018).

6. Сувалко А.С. Эмоциональный капитализм: коммерциализация чувств. Препринт C89 WP20/2013/05/ Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом. Высшей школы экономики, 2013. 48 с.

7. Щеглова Л.В. Значение этики в эпоху эстетизма // Известия ВГПУ. 2003. № 2(03). С. 3-9.

8. Gerhard Schulze. Erlebnisgesellschaft: Kultursoziologie der Gegenwart. Campus Verlag, Frankfurt/New York 1992, 2005.

Особенности правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств Features of the legal status of peasant (farm) farms

Акульшина Ксения Григорьевна

Студентка 3 курса, юридического факультета, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина,

РФ, г.Краснодар e-mail: akulshina99@bk. ru

Akulshina Ksenia Grigorievna

Student 3 term, law faculty,

Kuban state agrarian University I. T. Trubilina,

Russia, Krasnodar e-mail: akulshina99@bk. ru

Научный руководитель Мантул Григорий Анатольевич

Кандидат юридических наук, профессор Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина

РФ, Краснодар

Scientific adviser Mantul Gregory A.

Candidate of law, Professor Kuban state agrarian University. I. T. Trubilin

Russia, Krasnodar

Аннотация.

В данной статье рассматриваются особенности правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств, затрагиваются изменения нормативно-правовых актов с начала развития данного института по настоящий период, а так же указывается на проблемы, существующие на современном этапе.

Annotation.

This article discusses the features of the legal status of peasant (farm) farms, affects the changes in legal acts from the beginning of the development of this institution to the present period, as well as points to the problems that exist at the present stage.

Ключевые слова: крестьянское (фермерское) хозяйство, гражданское право, предпринимательская деятельность, гражданский кодекс, юридическое лицо.

Key words: peasant (farm) economy, civil law, business activity, civil code, legal entity

На современном этапе развития Российской Федерации сельское хозяйство занимает лидирующие позиции, являясь одной из важнейших отраслей. Одним из основных направлений развития нашей страны является наращивание экономического потенциала сельского хозяйства, для того, чтобы удовлетворять основные потребности населения в продовольствии. На это ориентирована Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства от 14 июля 2012 года №717. Так же, для решения данной задачи необходимо создать и постоянно совершенствовать нормативно - правовую базу, регулирующую деятельность предпринимателей в сельском хозяйстве.

В пореформенный период в России получил развитие такой институт сельскохозяйственного предпринимательства, как крестьянские (фермерские) хозяйства (далее - КФХ), правовой статус которых в настоящее время до конца не урегулирован. Первым законодательным актом, регулирующим КФХ, был

постсоветский Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.1990 г., который рассматривал статус крестьянского фермерского хозяйства в качестве юридического лица.

С принятием Гражданского кодекса РФ организационно-правовая форма КФХ кардинально изменилась. В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 23 ГК РФ, глава фермерского хозяйства признается индивидуальным предпринимателем с момента государственной регистрации самого хозяйства, а сама деятельность осуществляется без образования юридического лица. Чтобы сгладить противоречия в правовом статусе КФХ, в 2003 г. был принят Федеральный закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который значительно помог урегулировать многие вопросы и разъяснить индивидуальным предпринимателям их права, обязанности и полномочия.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» к предпринимательской деятельности КФХ, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных правовых актов или существа правоотношения. Однако данное правило оставляет много нерешенных вопросов, которые касаются деятельности фермерских хозяйств, имеющих свои отличительные признаки по сравнению с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Крестьянское (фермерское) хозяйство может не иметь ни устава, если оно организованно в одиночку, ни собственного наименования, ни учредительного договора, по сути дела, КФХ - это деятельность индивидуального предпринимателя в области сельского хозяйства. Сложно определить правовое положение членов КФХ, ведь единственным документом, содержащим сведения о членах КФХ, является - соглашение о его создании.

Так же, КФХ имеет ряд особенностей в государственной поддержке, по сравнению с другими видами предпринимательской деятельности: субсидии на покупку ГСМ, государственные заказы на продукцию, 5-летние налоговые каникулы, дотации на приобретение техники, возможность выкупа земли по стоимости не более 15% от кадастровой цены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что же касается налогообложения, важно отметить, что среди фермерских хозяйств чаще всего применяется ЕСХН- сельскохозяйственный налог, который фактически был введет специально для КФХ. Налоговая ставка по ЕСХН - 6% от чистой прибыли. На основании решения местных властей процент иногда снижается до 4%.

Но, даже Федеральный закон не решил всех проблем, связанных с правовым регулированием деятельности фермерского хозяйства. По-прежнему сохраняется неоднозначность в определении специфики КФХ, как субъекта права, и многие вопросы все так же носят дискуссионный характер.

Крестьянское (фермерское) хозяйство имеет не только преимущества, но и недостатки, например, такие,

как:

- фермерская деятельность - капиталоемкий бизнес с долгой окупаемостью;

-сезонность бизнеса;

-банки неохотно кредитуют фермерскую деятельность, поскольку она входит в зону риска (урожайность, эпидемия среди скота);

- имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, а не крестьянскому (фермерскому) хозяйству, которое создается на основе соглашения граждан без образования юридического лица. При банкротстве или штрафах риску подвергается имущество КФХ, а

значит имущество его участников. На главу КФХ, как на ИП, распространяются те же требования: после прекращения предпринимательской деятельности, он продолжает нести ответственность по долгам и штрафам.

В настоящее время стоит необходимость в решении некоторых вопросов, возникших вследствие неопределенности гражданско-правового регулирования КФХ. Так, следует упомянуть о государственной регистрации, а именно о ситуации, когда обязанность в регистрации имеется только лишь у главы КФХ, а остальные члены остаются незарегистрированными. Помимо этого, существуют сложности в регулировании прекращения КФХ, так как основания в данном случае достаточно специфичны и отличаются от оснований, которые имеют юридические лица и индивидуальные предприниматели. До сих пор не в полном объеме решены вопросы регулирования КФХ, когда одним из членов выступает иностранный гражданин или лицо без гражданства, которым недвижимость такого рода не предоставляется в собственность.

На протяжении последнего десятилетия Российская Федерация сделала значительные успехи по продвижению сельскохозяйственной продукции на мировом рынке, большую часть которой производят личные подсобные и фермерские хозяйства. Именно поэтому реализация их продукции могла бы оказать серьезное положительное влияние на увеличение её производства в этой категории хозяйств и в стране в целом. Таким путем постепенно преодолевалась бы сложившаяся в течение последних почти пятидесяти лет неблагоприятная тенденция удовлетворения значительной части потребности населения в продовольствии за счет импорта. Российская сельскохозяйственная и выпускаемая из нее пищевая продукция имеет высокое качество, обусловленное более низким порогом использования химикатов при ее получении, что является серьезным преимуществом России перед западными производителями в жесткой конкурентной борьбе за рынки ее сбыта.

Таким образом, проанализировав данную статью, можно сделать вывод, что КФХ имеет огромное значение для развития сельского хозяйства в стране. Именно поэтому законодатель предусматривает разного рода преференции для КФХ. Но всё равно на современном этапе остаются проблемы, не решенные на законодательном уровне и требующие внимания со стороны государства.

Список используемой литературы:

1. Кудрявцева Л.В. Зазирняя Е.В. Проблемы гражданско-правового регулирования сделок с земельными участками// Международное научное издание Современные фундаментальные и прикладные исследования. 2016. №4 (23). С.342-346.

2. Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

3. Нетишинская Л.Ф., Куемжиева С.А. О некоторых вопросах, связанных с гражданско-правовым режимом имущества крестьянского (фермерского) хозяйства// Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - №2. - С. 202-205.

Информационный ресурс как фактор оценки эффективности деятельности

муниципальных служащих

Information resource as a factor in assessing the effectiveness of the activities of municipal

employees

Боровикова Дарья Евгеньевна

Студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Северо-Западный институт управления Санкт-Петербург, Россия e-mail: Dashadasha55555@yandex. ru

Borovikova Darya Evgenievna

Student of Northwest Institute of Management, RANEPA

Saint-Petersburg, Russia e-mail: Dashadasha55555@yandex. ru

Быкова Валентина Геннадьевна

Студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Северо-Западный институт управления Санкт-Петербург, Россия e-mail: valya2013@gmail.com

Bykova Valentina Gennadievna

Student of Northwest Institute of Management, RANEPA

Saint-Petersburg, Russia e-mail: yalya2013@gmail.com

Научный руководитель Ахмерова Лилия Вильевна

Доцент кафедры социальных технологий, кандидат социологических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ, Северо-Западный институт управления Санкт-Петербург, Россия e-mail: akhmerova_lv@mail.ru

Scientific adviser Akhmerova Liliya Vilyevna

Associate Professor of the Department Social technology

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Northwest Institute of Management, RANEPA Saint-Petersburg, Russia e-mail: akhmerova_lv@mail.ru

Аннотация.

В данной статье производится анализ роли информационного и организационно-правового ресурса в повышении эффективности деятельности государственных служащих муниципального образования. Предложена авторская рекомендация по созданию единого канала отзывов жителей муниципального образования, которая повысит степень открытости и качество субъект-объектных отношений в системе муниципального управления.

Annotation.

This article attempts to analyze the role of an informational, organizational and legal resource in increasing the effectiveness of the activity of civil servants in a municipal formation. The author's recommendation on the creation of a single channel of feedback from residents of the municipality, which will increase the degree of openness and quality of subject-object relations in the system of municipal administration, is proposed.

Ключевые слова: Муниципальная служба, муниципальное образование, организационная структура, эффективность.

Key words: Municipal service, municipality, organizational structure, efficiency.

На сегодняшний день, в современной России деятельность муниципальных служащих является самой приближённой к практикам повседневной жизни и деятельности граждан и, одновременно, самой проблематичной при ее оценивании. Данную ситуацию иллюстрирует социологическое исследование, приведенное в статье Иванченко О. С., Наумова В. Л. и Сыча В. В. "Отношение населения среднего российского города к органам муниципальной власти как показатель эффективности их деятельности". Более 60 % опрошенных респондентов либо мало информированы, либо совсем не информированы о деятельности органов местного самоуправления. Данная неосведомленность может негативно влиять на формирование оценки эффективности деятельности муниципальных служащих от лица граждан [4].

На федеральном уровне отсутствует нормативное закрепление оценки персонала государственных и муниципальных служащих. В Указе Президента РФ от 01.02.2005 N 110 (ред. от 28.08.2015) "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" так же не имеется конкретных способов выявления профессиональной пригодности служащих. В связи с этим, наиболее объективным и точным методом оценки эффективности является анализ обратной связи граждан по отношению к деятельности работников муниципальных образований.

Помимо этого, в качестве образца существуют методики оценки деятельности любых социальных организаций, в том числе коммерческих, которые разрабатываются специалистами в области теории организации. Например, метод Д. Спицера "Transforming performance measurement (Spitzer, 2007)". Или метод Х. Рамперсада "Total Performance Scorecard (TPS) (2003)".

Но, как показывает практика, данные методики далеки от фактической оценки деятельности муниципальных служащих. Де-юре все данные способы применимы к данной деятельности, де-факто все они не являются прикладными к функциональным обязанностям работников муниципальных образований.

Чтобы качественно выполнять обязанности муниципального образования, важно иметь сбалансированную организационную структуру. В каждом муниципальном образовании она может быть уникальной, иметь своеобразные внутренние и внешние связи, иметь разнообразную систему коммуникации. Однако объединяющим фактором в их работе является ориентация на результативность и продуктивность, а также на удовлетворенность граждан существующим порядком.

Организационная структура определяет способ формального разделения, группирования и координации выполнения работ.

А. П. Исаевым было выделено шесть ключевых элементов, которые необходимо учитывать при разработке структуры организации:

1. специализация работ;

2. департментализация;

3. командная цепочка;

4. зона контроля;

5. централизация и децентрализация;

6. формализация.

Из представленных элементов в качестве критериев для опроса были выбраны только три: специализация работ, командная цепочка и формализация [3]. Так как именно данные критерии наиболее явно отражают содержание предметного поля данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.