Научная статья на тему 'Web -сервис для поиска оптимальной конструкции нежестких дорожных одежд'

Web -сервис для поиска оптимальной конструкции нежестких дорожных одежд Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
588
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автоматизированное проектирование / веб-технологии / MVC-архитектура / оптимизационная модель / нежесткие дорожные одежды / computer-aided design / web technologies / MVC architecture / optimization model / nonrigid road clothes

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Тайлакова Анна Александровна, Пимонов Александр Григорьевич

Обоснована целесообразность использования веб-технологий для решения задачи автоматизированногопоиска оптимальной конструкции нежестких дорожных одежд и описаны функциональныевозможности разработанного веб-сервиса для поиска оптимальной конструкции нежестких дорожных одежд. Поиск базируется на оптимизационных моделях расчета конструкции нежестких дорожных одежд, учитывающих требования ОДН 218.046-01. В статье обоснована целесообразность применения средств автоматизации проектирования автомобильных дорог и приведен обзор современныхзарубежных и отечественных программных средств автоматизированного проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Тайлакова Анна Александровна, Пимонов Александр Григорьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEB SERVICE FOR SEARCH OF OPTIMUM CONSTRUCTION OF NONRIGID ROAD CLOTHES

In article feasibility of use of web technologies for the solution of the task of computer-assisted retrieval of optimum construction of nonrigid road clothes is justified and functional capabilities of the developed web service for search of optimum construction of nonrigid road clothes are described. Search is based on optimization models of calculation of construction of the nonrigid road clothes considering requirements of ODN 218.046-01. In article feasibility of application of computer-aided design facilities of highways is justified and the review of the modern foreign and domestic software of computer-aided design is provided.

Текст научной работы на тему «Web -сервис для поиска оптимальной конструкции нежестких дорожных одежд»

176

А. А. Тайлакова, А. Г. Пимонов

УДК 004.042:519.873

WEB -СЕРВИС ДЛЯ ПОИСКА ОПТИМАЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИИ НЕЖЕСТКИХ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД

Тайлакова Анна Александровна1

аспирант, ст. преподаватель, e-mail: knopka.anya@mail.ru Пимонов Александр Григорьевич1,2,

доктор техн. наук, профессор, научн. сотр., e-mail: pag_vt@kuzstu.ru

'Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 650000, Россия, г. Кемерово, ул. Весенняя, 28

2Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН, 630000, Россия, г. Новосибирск, просп. Лаврентьева, 17

Аннотация. Обоснована целесообразность использования веб-технологий для решения задачи автоматизированного поиска оптимальной конструкции нежестких дорожных одежд и описаны функциональные возможности разработанного веб-сервиса для поиска оптимальной конструкции нежестких дорожных одежд. Поиск базируется на оптимизационных моделях расчета конструкции нежестких дорожных одежд, учитывающих требования ОДН 218.046-01. В статье обоснована целесообразность применения средств автоматизации проектирования автомобильных дорог и приведен обзор современных зарубежных и отечественных программных средств автоматизированного проектирования.

Ключевые слова: автоматизированное проектирование, веб-технологии, MVC-архитектура,

оптимизационная модель, нежесткие дорожные одежды.

Введение

Развитие сети региональных автодорог является важным фактором в укреплении экономических связей между отдельными регионами РФ и способствует росту международной торговли.

Согласно «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» [1] главной задачей государства в сфере функционирования и развития транспортной системы России является создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество. Среди целей стратегии отмечены обеспечение доступности и качества транспортных услуг для населения в соответствии с социальными стандартами; повышение уровня безопасности транспортной системы, снижение ее негативного воздействия на окружающую среду. Автоматизированное проектирование оптимальных конструкций нежестких дорожных одежд

Режимы и безопасность движения автомобильного транспорта определяют состояние дорожного покрытия. Дорожная одежда является одним из наиболее важных и материалоемких элементов автомобильной дороги. Конструкция дорожной одежды, как и любое инженерное сооружение, должна быть достаточно надежной и соответствовать определенным эксплуатационным требованиям. Дорожные одежды являются одним из наиболее дорогих элементов автомобильных дорог, их экономичность в значительной степени определяет строительную стоимость объекта в целом и эффективность капита-

ловложений. К современным автомобильным дорогам предъявляются высокие требования по осуществлению бесперебойной работы автомобильного транспорта, обеспечению безопасности движения и архитектурно-эстетические требования. Выполнение их может быть обеспечено только при использовании системного подхода на всех этапах проектирования, эксплуатации и содержания автомобильных дорог. Ошибки, допущенные на этапе проектирования, могут привести к снижению эффективности капиталовложений [2].

Сложность расчетов и большой объем справочной информации указывают на целесообразность применения средств автоматизации. При проектировании автомобильных дорог необходим учет комплекса требований, среди которых важнейшими являются обеспечение оптимального транспортного обслуживания экономических и социальных потребностей региона; повышение эффективности работы автомобильного транспорта, обеспечение удобства и безопасности движения; охрана окружающей среды; экономия денежных и материальных ресурсов при строительстве и эксплуатации дорог. Поиск проектного решения, в наибольшей степени отвечающего этим требованиям, является достаточно сложной задачей и связан с большими затратами труда высококвалифицированных инженеров-проектировщиков.

Одно из направлений повышения обоснованности и качества проектных решений при одновременном сокращении трудоемкости и сроков выполнения проектных работ - использование ЭВМ. Их практическое применение при проектировании автомобильных дорог началось в период второй половины пятидесятых - начале шестидесятых годов. Из-за

Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 6 177

малого быстродействия и объема памяти ЭВМ тех лет и несовершенства периферийного оборудования лишь небольшая часть проектных работ выполнялась на ЭВМ. Интенсивное развитие вычислительной техники совершенствование программного обеспечения существенно увеличили эту долю. Произошел качественный скачок, позволяющий говорить в настоящее время о внедрении в проектный процесс систем автоматизированного проектирования. Опыт применения систем автоматизированного проектирования показывает их высокую эффективность не только с точки зрения сокращения сроков проектирования, но и, что самое важное, повышения качества и обоснованности проектных решений

[3].

Современные зарубежные и отечественные программные средства автоматизации проектирования

Рынок IT-технологий предлагает множество программных продуктов класса САПР, которые различаются между собой по комплексности, удобству интерфейса, соответствию сложившимся технологиям проектирования и пр. Выбор наиболее приемлемых программ для проектирования дорог целесообразно вести, в первую очередь, среди перечня сертифицированных программных средств. С 1999 года, в соответствии с распоряжением Госстроя РФ «О сертификации программных средств», всем организациям, выполняющим проектно-изыскательские работы для строительства, а также осуществляющим экспертизу проектов на строительство объектов различного назначения, рекомендовано использовать сертифицированные программные продукты. В этом же распоряжении рекомендовано организациям - разработчикам программных средств (как отечественным, так и зарубежным) осуществлять сертификацию программной продукции на соответствие [4].

САПР АД PLATEIA [5] разрабатывается с начала 90-х годов словенской фирмой CGS. PLATEIA использует в качестве графического ядра AutoCAD и состоит из модулей: Местность, Оси, Продольный профиль, Поперечные сечения, Транспорт. Российским дистрибьютором, осуществляющим распространение и поддержку программы PLATEIA, является компания «Прин» [4].

САПР АД MXRoad [6]. В состав модуля MXRoad не входят подпрограммы расчета прочности дорожных одежд, но в модуле имеется специализированный графический редактор конструкции дорожных одежд проезжей части, покрытий тротуаров и разделительной полосы для последующего автоматического генерирования чертежей поперечников дороги, включающих разрез дорожной одежды. Редактор позволяет формировать поперечники, включающие в себя разные по ширине проезжей части конструкции дорожной одежды. Это необходимо при реконструкции проезжей части и для капитального ремонта дорожной одежды [4].

Программа PYTHAGORAS была создана бельгийской фирмой ADW Software в 1992 году [7]. Бла-

годаря хорошо развитому пакету обработки данных геодезии PYTHAGORAS востребована при выполнении инженерно-геодезических работ, составлению топографических и кадастровых планов, а также в дорожном проектировании и ГИС-приложениях [4].

САПР АД CREDO [8] развивается с 1989 г. в НПО Кредо-Диалог (Минск). Многие расчетные схемы и алгоритмы системы CREDO сегодня оцениваются как новаторские и взяты на вооружение другими разработчиками программных средств. В состав системы CREDO 3-го поколения вошли 4 подсистемы (Топоплан, Линейные изыскания, Генеральный план, Дороги) и ряд пакетов прикладных программ (Проектирование индивидуальных знаков, Расчет нежесткой дорожной одежды и др.) [4].

САПР АД Robur разрабывается в научно-производственной фирме «Топоматик» (г. Санкт-Петербург) [9]. Эта система, реализованная на единой методологической основе, обеспечивает решение комплекса дорожных задач от обработки материалов изысканий до выноса проекта в натуру. Верх покрытия и конструкция дорожной одежды представлены в виде шаблонов. Шаблон - это текстовый файл, создаваемый при помощи любого текстового редактора. Шаблон позволяет описать произвольную конфигурацию поперечного профиля (например, бортовые камни, дренаж и т. д.). Более того, замкнутые контуры внутри шаблона могут быть использованы для подсчета объемов работ. Таким образом, шаблон является универсальным способом представления верхней части дороги [4].

САПР АД GIP является программным продуктом одного из ведущих дорожных проектных институтов - ОАО «Гипродорнии» [10] и развивается с середины 70-х годов. GIP - это комплекс специализированных программ, при помощи которых можно производить основную часть работы по проектированию автомобильных дорог. Все программы комплекса используют общие типизированные структуры данных и единые алгоритмы. Если GIP установлен на компьютерах, объединенных в локальную сеть, то несколько проектировщиков могут работать над одним и тем же проектом, в результате чего сокращается время его разработки [4].

САПР АД IndorCAD/Road развивается с начала 90-х годов. До 2003 г. система разрабатывалась в Инженерном дорожном центре «Индор» (г. Томск). В марте 2003 г. система была передана для дальнейшего развития в специализированную компанию по разработке программного обеспечения «Индор-Софт» [11], которая наряду с системами автоматизированного проектирования разрабатывает и геоин-формационные системы. Система IndorCAD/Road позволяет проектировать автомобильные дороги всех категорий на стадии их строительства, реконструкции, модернизации и ремонта. В основу идеологии системы положены, в первую очередь, расчетные схемы для реконструкции дорог [4].

Рассмотренные программные средства, содер-

178

А. А. Тайлакова, А. Г. Пимонов

жащие возможность расчета нежестких дорожных одежд, используют следующие подходы. При проектировании автомобильных дорог расчет нежестких дорожных одежд при кратковременном действии нагрузки выполняется по критериям прочности: упругому прогибу, сопротивлению сдвигу в грунте и в слабосвязных слоях одежды, растяжению при изгибе слоев одежды из грунтов и каменных материалов. Расчет дорожных одежд нежесткого типа предусматривает, как правило, расчетную схему, включающую в себя несколько конструктивных слоев с учетом подстилающего грунта. Слои конструкции располагаются по убыванию (сверху вниз) модулей упругости материалов. Толщина отдельных слоев может быть задана по конструктивным соображениям, и эти слои в процессе поиска оптимального решения остаются неизменными. Оптимальное решение ищется в диапазоне между минимальным и максимальным значением толщины каждого конструктивного слоя при определенном шаге перебора толщин. Минимальная толщина задается не менее значений, регламентированных ОДН 218.046-01 [12], а шаг перебора задается из условия производства и технологии выполнения работ по устройству каждого конструктивного слоя, точности устройства каждого слоя, имеющегося в наличии оборудования, возможности обеспечения требуемого уплотнения каждого слоя и требуемой точности при приемке работ [2].

Проектирование веб-сервисов

Мир информационных технологий развивается динамично. Всё большую роль играют вебприложения. Сегодня приложения этого вида стали такими же сложными программными продуктами, как и обычные десктоп-приложения [13].

Веб-приложения - это программы, предназначенные для автоматизированного выполнения каких-либо задач на веб-серверах и использующие в качестве программы-клиента интернет-браузеры. Данные хранятся на сервере, а обмен информацией между сервером и клиентом происходит по сети. К преимуществам веб-приложений следует отнести следующие: они не требуют установки на компьютер заказчика объемного программного обеспечения (для полноценной работы нужны только браузер и доступ в интернет); веб-разработки не требуют специальной настройки и администрирования, их администраторами являются разработчики; для работы веб-приложений требуется минимальная аппаратная платформа; обновление веб-приложений происходит автоматически; веб-приложения обеспечивают высокую мобильность - ими можно пользоваться везде, где есть доступ в интернет [14].

На сегодняшний день наиболее часто используемым шаблоном проектирования веб-приложений является Модель-Вид-Контроллер (МУС). Сейчас МУС является практически синонимом вебразработки среди всех платформ [15]. Шаблон МУС описывает простой способ построения структуры приложения, целью которого является отделение бизнес-логики от пользовательского интерфейса. В

результате приложение лучше масштабируется, тестируется и является более простым в сопровождении и реализации. В архитектуре МУС модель предоставляет данные и правила бизнес-логики, представление отвечает за пользовательский интерфейс, а контроллер обеспечивает взаимодействие между моделью и представлением. Типичную последовательность работы МУС-приложения можно описать следующим образом. При заходе пользователя на веб-ресурс скрипт инициализации создает экземпляр приложения и запускает его на выполнение. При этом отображается вид главной страницы сайта. Далее приложение получает запрос от пользователя и определяет запрошенные контроллер и действие. В случае главной страницы выполняется действие по умолчанию. Затем приложение создает экземпляр контроллера и запускает метод действия, в котором, к примеру, содержатся вызовы модели, считывающие информацию из базы данных. После этого действие формирует представление с данными, полученными из модели и выводит результат пользователю.

Модель содержит бизнес-логику приложения и включает методы выборки (это могут быть методы ORM), обработки (например, правила валидации) и предоставления конкретных данных. Модель не должна напрямую взаимодействовать с пользователем. Все переменные, относящиеся к запросу пользователя, должны обрабатываться в контроллере. Модель не должна генерировать HTML или другой код отображения, который может изменяться в зависимости от нужд пользователя. Такой код должен обрабатываться в видах. Одна и та же модель, например, модель аутентификации пользователей, -может использоваться как в пользовательской, так и в административной части приложения. В таком случае можно вынести общий код в отдельный класс и наследоваться от него, определяя в наследниках специфичные для подприложений методы.

Вид используется для задания внешнего отображения данных, полученных из контроллера и модели. Виды содержат HTML-разметку и небольшие вставки РНР-кода для обхода, форматирования и отображения данных. Вид не должен напрямую обращаться к базе данных. Этим должны заниматься модели. Вид не должен работать с данными, полученными из запроса пользователя. Эту задачу должен выполнять контроллер. Вид может напрямую обращаться к свойствам и методам контроллера или моделей для получения готовых к выводу данных. Виды обычно разделяют на общий шаблон, содержащий разметку, общую для всех страниц (например, шапку и подвал) и части шаблона, которые используют для отображения данных, выводимых из модели, или отображения форм ввода данных.

Контроллер - связующее звено, соединяющее модели, виды и другие компоненты в рабочее приложение. Контроллер отвечает за обработку запросов пользователя. Контроллер не должен содержать SQL-запросов. Их лучше держать в моделях. Кон-

Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 6 179

троллер не должен содержать HTML и другой разметки. Ее стоит выносить в виды. В хорошо спроектированном МVC-приложении контроллеры обычно содержат только несколько десятков строк кода [16].

Одним из популярных РНР-фреймворков является «Yii». «УН» - это высокоэффективный, основанный на компонентной структуре MVC-фреймворк для быстрой разработки крупных вебприложений. Он позволяет максимально применить концепцию повторного использования кода и может существенно ускорить процесс веб-разработки [17].

При разработке веб-сервиса для поиска оптимальной конструкции нежестких дорожных одежд использованы веб-технологии, М VC-архитектура, РНР-фреймвор «УН».

Веб-сервис для поиска оптимальной

конструкции нежестких дорожных одежд

В процессе разработки веб-сервиса спроектирована и создана база данных [18], в соответствии с которой в веб-сервис вошли следующие модели данных: «участок», «конструктивный слой», «конструкция».

Согласно ОДН 218.046-01 [12], проектирование дорожной одежды представляет собой единый процесс конструирования и расчета дорожной конструкции на прочность, морозоустойчивость с технико-экономическим обоснованием вариантов для выбора наиболее экономичного в данных условиях. В соответствии с этим разработан комплексный алгоритм расчета на прочность и морозоустойчивость и оценки стоимости проектируемой конструкции нежесткой дорожной одежды.

Процедура конструирования дорожной одежды включает следующие этапы:

1) выбор вида покрытия;

2) назначение числа конструктивных слоев с выбором материалов для устройства слоев, размещение слоев в конструкции и назначение их ориентировочных толщин;

3) предварительную оценку необходимости назначения дополнительных морозозащитных мер с учетом дорожно-климатической зоны, типа грунта рабочего слоя земляного полотна и схемы увлажнения рабочего слоя на различных участках;

4) предварительный отбор конкурентоспособных вариантов с учетом местных природных и проектных условий работы [19].

В процессе расчета конструкции на прочность выполняются вычисления по критериям упругого прогиба, сдвигоустойчивости малосвязных конструктивных слоев и подстилающего грунта и расчет на сопротивление монолитных слоев усталостному растяжению при изгибе. Результатом расчета являются значения расчетных коэффициентов по соответствующим критериям. На основании их соотношения с нормативными значениями может быть сделан вывод о соответствии конструкции требованиям прочности.

В процессе проверки конструкции на морозоустойчивость рассчитываются значения ожидаемого

и допустимого пучения грунта. Если величина ожидаемого пучения грунта не превышает допустимое значение, то конструкцию считают соответствующей требованию морозоустойчивости

Веб-сервис позволяет осуществлять поиск оптимальной конструкции нежестких дорожных одежд с использованием разработанных оптимизационных моделей [20]:

1) модели для подбора конструкции путем варьирования толщин конструктивных слоев;

2) модели для подбора конструкции путем варьирования материалов конструктивных слоев.

В результате работы системы будут получены основные расчетные показатели, и на основании их соотношения с требуемыми значениями будет сделан вывод о соответствии конструкции основным параметрам прочности и морозоустойчивости. В случае несоответствия предусмотрена возможность оптимизации конструкции на основе одной из используемых моделей. При этом все рассчитанные варианты могут быть экспортировании на рабочий лист MS Excel.

Веб-сервис для поиска оптимальной конструкции нежестких дорожных одежд предоставляет в распоряжение пользователя следующие функциональные возможности:

1) ведение базы справочной информации;

2) оцифровка графической информации;

3) визуализация графической информации;

4) проектирование конструкции;

5) расчет дорожных одежд на прочность: расчет конструкции в целом по допускаемому упругому прогибу; расчет конструкции по условию сдвигоустойчивости подстилающего грунта и малосвязных конструктивных слоев; расчет конструкции на сопротивление монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе;

6) проверка на морозоустойчивость;

7) поиск наиболее экономичного варианта: оптимизация толщин конструктивных слоев; подбор материалов конструктивных слоев;

8) ведение базы проектируемых участков;

9) формирование отчетов.

Заключение

Применение автоматизированных программных средств в процессе проектирования нежестких дорожных одежд позволяет специалистам-дорожникам исключить возможные ошибки расчетов, возникающие при традиционном способе проектирования. Благодаря рассмотрению большого количества вариантов конструкций возникает возможность оптимизации конструкции нежестких дорожных одежд по заданным критериям. Разработанный веб-сервис позволяет осуществлять поиск наиболее экономичного варианта конструкции нежестких дорожных одежд путем оптимизации толщин конструктивных слоем или подбора материалов конструктивных слоев.

180

А. А. Тайлакова, А. Г. Пимонов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года / Минтранс России. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rosavtodor.ru/documents/transport-strategy-2030/ (дата обращения: 01.10.2015).

2. Федотов, Г. А. Справочная энциклопедия дорожника. V том Проектирование автомобильных дорог / Г.

А. Федотов, П. И. Поспелов - М., 2007. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://sniphelp.ru/constructing/005.001/Spravochnik_51535/ (дата обращения: 01.10.2015).

3. Пуркин, В. И. Основы автоматизированного проектирования автомобильных дорог. - М.: Изд-во МАЛИ (ТУ), 2000. - 141 с.

4. Бойков, В. Н. Автоматизированное проектирование автомобильных дорог (на примере IndorCAD/Road) / В. Н. Бойков, Г. А. Федотов, В. И. Пуркин. - М.: Изд-во МАДИ (ГТУ), 2005. - 224 с.

5. Plateia 2016 - BIM-ready, 3D road design solution. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cgsplus.com/Software/Plateia.aspx (дата обращения: 01.10.2015).

6. Bentley MXROAD V8i. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bentley.com/en-

US/Products/Bentley+MXROAD/ (дата обращения: 01.10.2015).

7. Pythagoras. CAD+GIS. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pythagoras.net (дата обращения:

01.10.2015) .

8. Компания «КРЕДО-ДИАЛОГ». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.credo-dialogue.com (дата обращения: 01.10.2015).

9. Научно-производственная фирма «ТОПОМАТИК». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.topomatic.ru (дата обращения: 01.10.2015).

10. ОАО «ГИПРОДОРНИИ». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.giprodor.ru (дата обращения: 01.10.2015).

11. Компания «ИндорСофт». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.indorsoft.ru (дата обращения: 01.10.2015).

12. Отраслевые дорожные нормы. ОДН 218.046-01. Проектирование нежестких дорожных одежд / Минтранс России. - М.: Информавтодор, 2001. - 145 с.

13. Web-Dev. Заметки web-мастера. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lamp-dev.ru/web-dev/desktop-vs-web-applications/ (дата обращения: 01.10.2015).

14. QSco. Информационные системы для вашего бизнеса. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.q-sco.ru/oblasti-ekspertitzi/napravlenija/web-prilozhenija.html (дата обращения: 01.10.2015).

15. Model-View-Controller-MVC. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.phpro.org/tutorials/Model-View-Controller-MVC.html (дата обращения: 01.10.2015).

16. habrahabr.ru. Аналитические статьи, мысли, связанные с информационными технологиями, бизнесом и Интернетом. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/150267/ (дата обращения:

01.10.2015) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Yiiframework. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.yiiframework.com/doc/

guide/ 1.1/ru/quickstart.what-is-yii (дата обращения: 01.10.2015).

18. Тайлакова, А. А. База данных информационно-вычислительной системы для расчета и оценки стоимости конструкции нежесткой дорожной одежды для автомобильных дорог общего пользования. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2014621634; заяв. 02.06.2014.

19. Афиногенов, О. П. Проектирование нежестких дорожных одежд. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. -130 с.

20. Тайлакова, А. А. Оптимизационные модели расчета конструкции нежестких дорожных одежд / А. А. Тайлакова, А. Г. Пимонов // Вестник Кузбасского государственного технического университета. -2015.-№3,-С. 149- 155.

Поступило в редакцию 6.10.2015

UDC 004.042:519.873

WEB SERVICE FOR SEARCH OF OPTIMUM CONSTRUCTION OF NONRIGID

ROAD CLOTHES

Tailakova Anna A.1,

Graduate student, Senior lecturer, e-mail: knopka.anya@mail.ru

Pimonov Aleksandr G.1,2, D.Sc (Engineering), Professor, Researcher, e-mail: pag_vt@kuzstu.ru

'T. F. Gorbachev Kuzbass state technical university 28, street Vesennyaya, Kemerovo, 650000, Russia institute of economics and industrial engineering, Siberian branch of the Russian academy of sciences, 17, avenue Lavrent'eva, Novosibirsk, 630000, Russia

Abstract. In article feasibility of use of web technologies for the solution of the task of computer-assisted retrieval of optimum construction of nonrigid road clothes is justified and functional capabilities of the developed

Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2015. № 6 181

web service for search of optimum construction of nonrigid road clothes are described. Search is based on optimization models of calculation of construction of the nonrigid road clothes considering requirements of ODN 218.046-01. In article feasibility of application of computer-aided design facilities of highways is justified and the review of the modern foreign and domestic software of computer-aided design is provided.

Keywords: computer-aided design, web technologies, MVC architecture, optimization model, nonrigid road

clothes.

REFERENCES

1. Transportnaya strategiya RF na period do 2030 goda [Transport Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030] / Ministry of Transport of Russia. URL: http://rosavtodor.ru/documents/transport-strategy-2030/ (accessed: 10.01.2015). (rus)

2. Fedotov, G. A. Spravochnaya ehnciklopediya dorozhnika V tom Proektirovanie avtomobilnyh dorog [Refer-

ence encyclopedia of the road builder. V volume Design of highways]/ G. A. Fedotov, P. I. Pospelov. - M., 2007. URL: http://sniphelp.ru/constructing/005.001/Spravochnik_51535/(accessed: 10.01.2015). (rus)

3. Purkinje, V. I. Osnovy avtomatizirovannogo proektirovaniya avtomobilnyh dorogu uchebnoe po [Basics of computer-aided design of roads training in Training Manual]. - M: Publishing House of MADI (TU), 2000. I2l 141 p. (rus)

4. Boykov V. N. Avtomatizirovannoe proektirovanie avtomobilnyh dorog na primere IndorCAD Road [Computer-aided design of highways (for example, IndorCAD / Road)] / V. N. Boikov, G. A. Fedotov, V. I. Purkinje. - M.: Publishing House of MADI (STU), 2005. - 224 p. (rus)

5. Plateia 2016 Ш BIM-ready, 3D road design solution. URL: http://www.cgsplus.com/Software/Plateia.aspx (accessed: 10.01.2015). (eng)

6. Bentley MXROAD V8i. URL: http://www.bentley.com/en-US/Products/Bentley+MXROAD/ (accessed:

10.01.2015) . (eng)

7. Pythagoras. CAD + GIS. URL: http://pythagoras.net (accessed: 10.01.2015). (eng)

8. Kompaniya «KREDO DIALOG» [Company «Credo-Dialogue»]. URL: www.credo-dialogue.com (accessed:

10.01.2015) . (rus)

9. Nauchno proizvodstvennaya firma TOPOMATIK [Research and Production Company «ТОРОМАТ1К»]. URL: www.topomatic.ru (accessed: 10.01.2015). (rus)

10. ОАО «GIPRODORNII» [JSC «GIPRODORNII»]. URL: http://www.giprodor.ru (accessed: 10.01.2015).

(rus)

11. Kompaniya IndorSoft [Company «IndorSoft»]. URL: http://www.indorsoft.ru (accessed: 10.01.2015). (rus)

12. Otraslevye dorozhnye normy. ODN 218.046-01. Proektirovanie nezhestkikh dorozhnykh odezhd [Branch road norms. ODN 218.046-01. Design of the nonrigid road clothes] / Mintrans Rossii. M.: Informavtodor, 2001. 145 p. (rus)

13. Web-Dev Zametki web-mastera [Web-Dev. Notes web-master], URL: http://lamp-dev.ru/web-dev/desktop-vs-web-applications/(accessed: 10.01.2015). (rus)

14. QSco. Informacionnye sistemy dlya vashego biznesa [QSco. Information systems for your business]. URL: http://www.q-sco.ru/oblasti-ekspertitzi/napravlenija/web-prilozhenija.html (accessed: 10.01.2015). (rus)

15. Model-View-Controller-MVC. URL: http://www.phpro.org/tutorials/Model-View-Controller-MVC.html (accessed: 10.01.2015). (eng)

16. habrahabr.ru. Analiticheskie stati mysli svyazannye s informacionnymi tekhnologiyami biznesom i Inter-netom [habrahabr.ru. Analytical articles, thoughts related to information technology, business services and Internet-borne]. URL: http://habrahabr.ru/post/150267/(accessed: 10.01.2015). (rus)

17. Yiiframework [Yiiframework]. URL: http://www.yiiframework.eom/doc/guide/l.l/ru/quickstart.what-is-yii (the date of circulation: 10.01.2015). (rus)

18. Taylakova, A. A. Baza dannyh informacionno vychislitelnoj sistemy dlya rascheta i ocenki stoimosti kon-strukeii nezhestkoj dorozhnoj odezhdy dlya avtomobilnyh dorog obshchego polzovaniya [Database data-processing system for calculating the cost of the design and evaluation of a non-rigid pavement for public roads]. Certificate of state registration number 2014621634 database; appl. 02/06/2014. (rus)

19. Afinogenov, О. P. Proektirovanie nezhestkikh dorozhnykh odezhd [Design of nonrigid road clothes]. Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2004. 130 p. (rus)

20. Taylakova, A. A. Optimizacionnye modeli rascheta konstrukeii nezhestkih dorozhnyh odezhd [Optimization models of structure analysis of nonrigid road clothes]. / A. A. Taylakova, A. G. Pimonov // Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2015. No 3. pp. 149 - 155. (rus)

Received 6 October 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.