П
Е
Д
А Г О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
УДК 37.378.1
Г. С. Бурмакин
WEB 2.0 В ОБРАЗОВАНИИ
Сервисы Web 2.0 обладают большим дидактическим потенциалом, благодаря своему принципу привлечения пользователей к наполнению и многократной выверке контента (обмен информацией и работа с массовыми публикациями).
Ключевые слова: Web 2.0, Образование 2.0, Second Life, Вики, Делишес, YouTube.
Рассмотрим основные сервисы Web 2.0.
Вики представляет собой веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут сообща изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом. Крупнейшим и известнейшим вики - сайтом является Википедия (wikipedia.com).
Делишес (от англ. delicious - «восхитительный») - это веб-сайт, бесплатно предоставляющий зарегистрированным пользователям услугу хранения и публикации закладок на подобранные с определенными целями страницами Всемирной сети. Все посетители Делишеса могут просматривать имеющиеся закладки, упорядочивая их по важности и присваиваемым меткам (тегам).
Зарегистрированный пользователь может добавить закладку на любую веб-страницу, указав Интернет-адрес, название закладки, её краткое описание и метки (ключевые слова).
Ютьюб (YouTube) - сервис, предоставляющий услуги хостинга (размещения) различных видеоматериалов. Пользователи могут добавлять, просматривать и комментировать те или
© Бурмакин Г. С., 2012.
иные видеозаписи. Благодаря простоте и удобству использования, YouTube стал одним из самых популярных мест для размещения видеофайлов. На сайте могут быть представлены как профессионально снятые фильмы и клипы, так и любительские видеозаписи для различных целей и по различной тематике.
Web 2.0 находит свое применение и в области создания и применения мультимедийных учебных курсов и учебников, которые можно разделить на две основных категории по способу применения.
Кроме того, среди множества прочих инновационных проектов Web 2.0, хотелось бы выделить проект в области виртуальной реальности Second Life.
Second life - это виртуальный 3D мир, создаваемый самими пользователями. С момента основания в 2003 году число резидентов SL уже достигло нескольких миллионов. Одновременно в SL находится около 50000 активных пользователей со всего мира.
SL представляет из себя карту виртуального мира, которая делится на отдельные сегменты (sim). Каждый сегмент находится в собственности резидентов SL и представляет из себя страну, город, университет, супермаркет и т.д.
В сравнении с реальным миром относительный размер виртуального мира Second Life уже может сравниться с таким континентом, как, к примеру, Австралия.
В Second Life были воплощены такие крупные проекты как виртуальное воссоздание центрального района Москвы (код сегмента - Moscow Island), Амстердама (код сегмента -Amsterdam), Парижа (код сегмента - Paris 1900), Кёльна (код сегмента - Koln), Дортмунда (код сегмента - Dortmund), Познани (код сегмента - Second Poznan) и многих других городов.
В Second Life в настоящее время ведутся проекты по воссозданию таких университетов, как, к примеру, Ohio University Second Life Campus. То есть студенты и преподаватели смогут также прослушивать лекции в Оксфорде, Кембридже, Сорбонне, обмениваться опытом со своими зарубежными коллегами.
Таким образом, можно заключить, что информатизация научно-образовательной деятельности в современном вузе должна включать в себя, помимо прочего, и применение дидактических возможностей сервисов и проектов Web 2.0, поскольку на сегодняшний день существует очень широкий спектр средств для их реализации, и имеется реальная дидактическая, мо-тивационная и техническая необходимость внедрения в научно-образовательный процесс инновационных технологий.
Существующие возможности Интернет, в том числе в виде разнообразных социальных сервисов, являются благоприятными условиями образования и должны быть раскрыты с педагогических позиций. Созданные современными средствами методические и дидактические материалы также могут стать благоприятным условием для развития ученика. Исходя их того, что предметом и, соотвественно, результатом педагогической деятельности являются приращения в развитии учащегося стоит в большей степени управлять деятельностью учеников в сети, чем предлагать им готовый продукт. Поэтому для учителя важно представлять образовательные возможности сети и иногда предлагать учащимся образец. Образовательные возможности пространства Web 2.0 могут быть представлены таким образом.
В качестве базовых в Веб 2.0 обычно называются принципы интерактивности, синдика-ции и социализаци. [1]. Кратко их можно описать следующим образом.
Интерактивность. Веб 2.0 - это платформа, то есть такая технология наполнения сайта содержанием, когда он становится тем лучше, чем больше людей им пользуются - посетители активно формируют сайт, наполняя и многократно редактируя его содержание. В Веб 1.0 со-
держание сайта (во всяком случае, значительной его части) определялось разработчиками, а не пользователями; сайт являлся в основном носителем информации, подобно бумажной книге. Платформы же Веб 2.0 выступают, по выражению О'Рейли, лишь посредниками между пользователями в обмене их онлайновым опытом, то есть их личным живым знанием.
Синдикация (mash-up) - полное или частичное использование в качестве источников информации других сервисов Интернет (например, так называемых RSS-каналов), за счет чего пользователю предоставляется новая функциональность для работы. Сервис, использующий mash-up, может также становиться источником информации для других mash-up сервисов. Таким образом образуется сеть зависимых друг от друга сервисов, интегрированных друг с другом.
Социализация - использование технологий, которые позволяют создавать сообщество. В это понятие обычно включаются: возможность индивидуальных настроек сайта и создание личной зоны для пользователя, чтобы реализовать его уникальность; поощрение, поддержка и доверие «коллективному разуму»; технологии, которые позволяют сообществу саморегулироваться и ставят пользователям дополнительные цели присутствия на сайте (соревновательный элемент, система репутаций и пр.)
И в заключение - об известных на сегодня образовательных системах, в той или иной степени реализующих принципы Образования 2.0. Конечно, в реальных условиях, когда действующее законодательство и иные нормативные акты, регулирующие сферу образования, являются «с ног до головы» классно - урочными (мы имеем в виду в первую очередь российское законодательство, но таким или почти таким является законодательство в большинстве развитых стран мира), крайне трудно построить образовательную систему, полностью соответствующую базовым принципам и духу Образования 2.0. В России ситуация, безусловно, сильно осложнилась с введением единого государственного экзамена. Тем не менее можно привести несколько примеров как за рубежом, так и у нас в стране.
Очень близкими к основным принципам Образования 2.0 являются образовательные системы Селестена Френе (Франция) и особенно Саммерхилл - скул Александра О'Нилла (Великобритания) [2]. В США, Канаде, Германии, Бельгии, Нидерландах и Японии успешно функционирует сеть частных школ Садбери Велли - на сегодняшний день она объединяет более 35 школ. Наконец, следует назвать распространившееся сегодня по всему миру движение за продуктивное образование, несомненно основанное на принципах Образования 2.0.
Из российского опыта этим принципам соответствуют система вероятностного образования Александра Лобка, реализуемая в Екатеринбурге с 1991 года, а также образовательная система Милослава Балабана «Школа-парк», работа в рамках которой велась двумя экспериментальными площадками: московским НПО «Школа самоопределения» в 1995-2007 годах (А. Ту-бельский, О. Леонтьева, Т. Шагова,) и екатеринбургскими школами 95 и 19 в 1993-2003 годах (А. Гольдин,).
Трудно предсказать судьбу Образования 2.0. Произносимые на всех уровнях призывы к переходу на инновационный путь развития, в том числе и в социальной сфере, пока, к сожалению, не подкрепляются реальными делами. Мы, тем не менее, оптимистично считаем, что прогресс остановить нельзя, и Образование 1.0, являющееся тормозом в постиндустриальную эпоху, неизбежно уступит дорогу Образованию 2.0. Последнее, конечно, будет использовать современные информационные технологии, но не это является его принципиальным отличием от Образования 1.0.
Библиографический список
1. О'Рейли, Т. Что такое Веб 2.0 [Электронный ресурс] // Компьютерра Online: электрон. журн. URL: http://www.computerra.ru/think/234100 (дата обращения: 03.01.2009).
2. Нилл, А. Саммерхилл: Воспитание свободой. - М.: Педагогика - Пресс, 2000.
БУРМАКИНГлеб Сергеевич - магистрант Сибирского Федерального университета.