Научная статья на тему 'Web 2. 0: особенности, стратегии и технологии гендерной социализации подростков в сети Интернет'

Web 2. 0: особенности, стратегии и технологии гендерной социализации подростков в сети Интернет Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1121
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕНДЕРНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТОК / ВИРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОНЛАЙН / ОФЛАЙН / САЙТ «ВКОНТАКТЕ» / ГЕНДЕРНЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ И РОЛИ / «VKONTAKTE.RU» WEBSITE / GENDER SOCIALIZATION / TEENAGER / VIRTUAL SPACE / ONLINE / OFFLINE / GENDER REPRESENTATION AND ROLES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щекотуров Александр Вячеславович

Анализируется гендерная социализация подростков в сети Интернет на примере сайта «Вконтакте». Исследованы технологические возможности данной социальной сети для конструирования виртуального образа и гендерных репрезентаций. Рассмотрены особенности гендерной социализации подростков и определены стратегии, которых подростки придерживаются для развития в себе гендерно соответствующих качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Щекотуров Александр Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Web 2.0.: FEATURES, STRATEGIES AND TECHNOLOGIES OF TEENAGERS GENDER SOCIALIZATION IN THE INTERNET

We analyze teenagers gender socialization in the Internet using the example of the website «Vkontakte.ru». Technological capabilities of this social network for the construction of a virtual image and gender representations are examined. Some features of teenagers gender socialization are considered and the strategies used by teenagers to develop gender-related traits are identified.

Текст научной работы на тему «Web 2. 0: особенности, стратегии и технологии гендерной социализации подростков в сети Интернет»

Социология. Психология. Философия Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 4 (1), с. 437-444

УДК 316.614

WEB 2.0: ОСОБЕННОСТИ, СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

© 2012 г. А.В. Щекотуров

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

alexsanya@mail.ru

Поступила в редакцию 25.01.2012

Анализируется гендерная социализация подростков в сети Интернет на примере сайта «Вконтакте». Исследованы технологические возможности данной социальной сети для конструирования виртуального образа и гендерных репрезентаций. Рассмотрены особенности гендерной социализации подростков и определены стратегии, которых подростки придерживаются для развития в себе гендерно соответствующих качеств.

Ключевые слова: гендерная социализация, подросток, виртуальное пространство, онлайн, офлайн,

сайт «Вконтакте», гендерные репрезентации и роли.

Формирование информационно-коммуникативного общества во многом обусловлено технологическим совершенствованием сети Интернет. Только с появлением широкополосного Интернета и технологий, называемых web 2.0. (2005-2006 гг.), почти у каждого пользователя Сети появилась возможность индивидуальных настроек сайта и создание личной «пользовательской» зоны (личные файлы, фотографии, видео, блоги). Новые технологии способствовали использованию сайтов в качестве коммуникативной площадки. Стали появляться так популярные сегодня социальные сети. По мнению ряда исследователей, социализация посредством интернет-коммуникации стала одной из основных функций нового веба [1].

В настоящее время самым популярным для российских подростков является сайт «Вконтакте» (сокр. «ВК»), на котором только в Нижнем Новгороде зарегистрировано свыше 130 000 человек в возрасте от 14 до 18 лет1, и подавляющее большинство пользуется им ежедневно. Пользовательская страничка (профиль) позволяет составлять информацию о себе и находиться на связи с другими людьми, искать и слушать любимую музыку, смотреть фильмы, обмениваться видео, фотографиями, изображениями и афоризмами. Все опции сайта, начиная с возможности выкладывания информации о себе, фотографии профиля (аватара) и заканчивая приватностью, настраиваемы. Поэтому, как и зарубежные авторы, изучающие аспекты представления себя на таких социальных сетях, как MySpace, мы предполагаем, что «ВК» создает определенный культурный контекст, в котором социальное взаимодействие и самопре-

зентация создают и развивают новые возможности для рефлексии и экспериментирования как с реальной, так и с виртуальной идентичностью [2, с. 446].

Коммуникативное пространство сайта в силу его определенных свойств (относительной анонимности, большого выбора средств для создания профиля, который можно использовать практически для любых гендерных репрезентаций, дистантности общения) предоставляет возможность развиваться различным виртуальным гендерным моделям и тактикам поведения. Тем самым подростки активнее, чем в повседневной жизни (офлайн), вовлечены в процесс развития своей гендерной социализации, то есть усвоения норм, правил и установок, которые общество традиционно приписывает мужчинам и женщинам. Исследователи отмечают, что виртуальное взаимодействие облегчает самораскрытие и формирование доверительных отношений, способствует выражению искренних чувств человека [3]. Таким образом, процессы усиления самосоциализации и актуализации гендерной социализации подростков в социальной сети заслуживают рассмотрения и поэтому представляют значительный интерес для социологического исследования. Актуальность также обусловлена возрастающей потребностью как родителей, так и школьных психологов, социальных педагогов в понимании роли Интернета, социальных сетей в психосоциальном развитии школьников, включая гендерные аспекты этих процессов.

Цель настоящего исследования заключается в определении особенностей, стратегий и технологий гендерной социализации подростков в

условиях нового поколения развития сети Интернет.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

• Проведение анализа наиболее популярной социальной сети «ВК» с точки зрения того, какими возможностями (опции, настройки и т.п.) она располагает для выражения и конструирования личных интересов, предпочтений и убеждений подростка-пользователя;

• Определение гендерных особенностей мотивации использования подростками сайта и ресурсов для коммуникации;

• Выявление специфики конструирования подростками своей виртуальной гендерной идентичности;

• Исследование стратегии гендерной социализации подростков в данной социальной сети.

В качестве методологии был выбран драматургический подход Ирвина Гофмана и его работа «Представление себя другим в повседневной жизни» [4]. Суть его теории сводится к тому, что каждый индивид при взаимодействии стремится «управлять впечатлением». Разыгрывание роли происходит либо на «переднем плане», месте, где происходит та часть представления, которая действует довольно устойчиво и обобщенно, определяя ситуацию для тех, кто наблюдает за представлением, либо в «закулисной зоне» - там, где могут проявляться скрываемые на переднем плане факты или неформальные действия. В соответствии с его концепцией, можно предположить, что наша повседневная жизнь, или офлайн, является авансценой или «передним планом», тогда как представление себя в социальной сети или онлайн служит нам «закулисной зоной». Описываемые выше возможности виртуальной реальности позволяют конструировать иной образ себя, несколько отличный от формального и устойчиво воспроизводимого в повседневной жизни. Более того, при первом приближении можно увидеть, что и сама организация сайта «Вконтакте» способствует разделению на эти две зоны, поскольку там существует место для публичной переписки и обмена новостями (так называемая «стена») и возможность писать приватные сообщения, используя функцию «личные сообщения».

Метод

Настоящая работа является пилотным проектом, но уже на данном этапе обнаружены значительные результаты. В исследовании приняли участие 32 подростка (13 мальчиков и 19 девочек) в возрасте от 14 до 17 лет (с восьмого

по одиннадцатые классы) из четырех школ Нижнего Новгорода. Попадание их в выборку было абсолютно случайным, то есть они являются представителями разных школ, классных коллективов, социальных групп и географических территорий, что значительно повышает валидность данных. Каждый из них зарегистрирован в социальной сети «Вконтакте» от одного года до четырех лет, средний возраст - 2.5 года. Поскольку исследовательский вопрос заключался в определении особенностей, стратегий и технологий гендерной социализации подростков в сети Интернет, исследование проводилось с применением онлайн-методов. На сайте было создано сообщество с целью привлечения подростков и организации процедуры проведения исследования. Для получения данных и работы с ними были использованы такие методы качественного исследования, как групповая on-line дискуссия и глубинное on-line интервью с информантами. На первом этапе было проведено пять групповых on-line дискуссий, которые были организованы в сообществе, при использовании «стены», по принципу фокус-групп и длились от полутора до двух часов. Количество участников одной дискуссии варьировалось от пяти до девяти человек. Время и день их проведения были заранее согласованы со всеми участниками. После окончания каждой дискуссии все ответы копировались на компьютер и удалялись со «стены» сообщества, чтобы последующие участники не могли видеть ответы предыдущих. После того как все участники прошли групповую on-line дискуссию, им было предложено принять участие во втором этапе исследования, которое проводилось с помощью так называемого глубинного on-line интервью. Его специфика заключалась в том, что респондент давал ответы непосредственно исследователю уже без оглядки на мнение других отвечающих. Подобное тет-а-тет интервью проводилось через личные сообщения на сайте «ВК» и длилось тоже час-полтора. Использование такого метода позволяло больше погрузиться в проблему, задавать уточняющие вопросы и получать ответы значительно шире, чем на первом этапе.

В процессе работы над исследованием были сформулированы следующие преимущества и недостатки применяемых методов.

Преимущества групповой on-line дискуссии и глубинного on-line интервью:

1. Сами информанты выбирают удобное время и день опроса.

2. Участие, опосредованное компьютером, позволяет респондентам больше раскрепоститься и сконцентрироваться на вопросах, не заботясь о своем внешнем виде и реакции со стороны других участников.

3. Письменный ответ способствует более точному формулированию мыслей, нежели ответ в устной форме.

4. Возможность вести дискуссию, отвечая на вопрос, вовлекает самих подростков в исследуемую проблему, отодвигает чувство усталости.

5. Письменная форма дискуссии в большей степени позволяет исследователю контролировать присутствие и качество ответов каждого респондента.

6. Последовательность в применении методов дискуссии и интервью не позволяет угаснуть заинтересованности подростков, а скорее наоборот - подчеркивает значимость их ответов для исследователя, что способствует дальнейшему раскрытию респондентов.

7. Глубинное on-line интервью позволяет уделить больше внимания деталям и примерам, которые могут приводить отвечающие, а также сама атмосфера относительно анонимного (лично ведь никто не знаком) тет-а-тет общения рождает определенную интимность, доверительность при проведении опроса.

8. On-line методы позволяют получить информацию от весьма занятой, энергичной и «вольной» категории людей, которых трудно организовать в повседневной жизни (к ним относятся и подростки), но к которым есть доступ в виртуальной среде.

9. Сравнительная легкость в обработке данных: все ответы уже представлены в виде стенограммы.

10. Формат сайта «Вконтакте» отлично позволяет организовывать и проводить как дискуссию, так и глубинные интервью.

Недостатки групповой on-line дискуссии и глубинного on-line интервью:

1. Респондент, часто сам того не планируя, в силу различных обстоятельств не может продолжить участие в опросе и покидает сайт. Возможность продолжения ответов на вопросы может появиться лишь через несколько дней.

2. Опосредованное компьютером участие в опросе не всегда позволяет контролировать «чистоту эксперимента»: подростки могут сами отвлекаться или что-то отвлекает их от вопросов.

3. Письменный формат ответов хотя и способствует четкому формулированию мыслей, затрудняет набор длинных ответов, поэтому в режиме дискуссии может присутствовать ощущение недосказанного.

Технологии гендерной социализации подростков на сайте «ВК»

Основной достопримечательностью любой социальной сети является аватар на страничке

пользователя, то есть главная фотография его профиля. Он расположен в левом верхнем углу и занимает не меньше одной пятой странички. Сайт позволяет загружать любые фотографии с любой периодичностью, ограничивая лишь размер изображения. Используя эту опцию, пользователь может намеренно что-то подчеркнуть в своем внешнем виде, сделать акцент на своем социальном окружении, выразить политические предпочтения и т.п. Именно поэтому исследованию самопрезентации через аватар посвящено достаточно большое количество работ [5].

Статус - возможность зафиксировать на странице какое-либо выраженное в письменной форме (или с помощью фотографии, так называемый «фотостатус») сообщение. Существует долговременный статус, который будет находиться вверху страницы, на самом выгодном месте, до тех пор, пока его не поменяют или удалят, и временный статус - виден лишь до тех пор, пока новые сообщения других пользователей не вытеснят его со странички.

Стенка - лента сообщений, расположенная прямо по центру странички и, как правило, доступная большинству пользователей сайта. Стенка позволяет загружать видео, аудиозаписи, изображения, документы, граффити, заметки, карту и даже провести небольшой социологический опрос, а также отправлять сообщения. Любую размещенную информацию можно комментировать и поставить значок «мне нравится», так называемый «лайк» (от англ. to like -нравится). С помощью данной опции подростки могут распространять и обмениваться всем выше перечисленным, удивлять новым видео или поздравлять неординарным граффити. В любом случае существует возможность подчеркнуть свои гендерно маркированные предпочтения.

В отличие от стенки, опция «личные сообщения» предусматривает обмен сообщениями тет-а-тет, о содержании которых могут знать только их авторы. Созданная приватность способствует более неформальной беседе, а дис-тантность и относительная анонимность делают предмет разговора весьма разнообразным и насыщенным.

Настройки сайта позволяют размещать информацию о собственных интересах и жизненных принципах. Для этого созданы такие графы, как убеждения, «главное в жизни», «главное в людях», «источники вдохновения», а также специальное место для более подробного изложения своего мировосприятия, рассказов о своих интересах, любимой музыке, фильмах, телешоу, книгах и цитатах. Именно эта опция сайта наиболее удобна и привлекательна для

исследователя своей информативностью, поскольку пользователь выражает свое отношение по целому кругу вопросов, которые образуют мозаику его социальной, личностной и гендерной идентичности.

На страницах сайта можно также создавать свои фотоальбомы, галерею из видео- и аудиозаписей, состоять в различных сообществах. Создано множество различных приложений, на которых можно играть или украшать свою и чужие стенки. Сообщества представляют собой объединение группы людей по интересам. В подростковом возрасте усиливается потребность быть причастным к компании сверстников, имеющих схожие предпочтения и ценности. В пространстве Интернета подобного рода сообщества удовлетворяют соответствующую потребность.

Особое внимание стоит уделить возможности настраивания приватности: для каждой из выше описанных опций предусмотрена возможность индивидуальных настроек. Пользователь сам определяет, кому и что позволено смотреть и комментировать, или, говоря языком Гофмана, он сам определяет аудиторию, впечатлением которой намерен управлять.

Итак, мы рассмотрели основные опции и настройки «ВК», которые могут служить технологической базой для гендерной социализации подростков в сети Интернет. Все они призваны выразить интересы и жизненный опыт человека, приобретенный в повседневной жизни, но при этом предоставляется возможность сконструировать виртуальный образ себя, имеющий разнообразные стилистические и гендерные маркеры. Последнее подчеркивает самостоятельный характер социализации подростка, или са-мосоциализации, когда он развивает в себе необходимые компетенции (социальные, коммуникативные и другие), руководствуясь собственными предпочтениями, интересами, установками, ценностями и складывающимся взглядом на жизнь.

Особенности гендерной социализации подростков на сайте «Вконтакте»

Как отмечалось выше, социальная сеть «Вконтакте» создает культурную среду или контекст, который служит ареной для развития и усвоения норм, ценностей, необходимых для развития как реальной, так и виртуальной идентичности. Ресурсами формирования этой среды являются отличительные свойства виртуального мира (относительная анонимность, дистант-ность коммуникации, пространственно-временное управление пользованием Сетью), а также

мотивация обращения человека как к Интернету в целом, так и к сайту «ВК» в частности. Следующие высказывания респондентов раскрывают в целом суть их пользования сайтом :

Средство общения. «Вконтакте» - самый популярный сайт у моих друзей, я могу с ними общаться, несмотря на большие расстояния, здесь удобно искать музыку (девушка, 16 лет).

Бесплатная связь с друзьями, одноклассниками. Скорость получения информации, к примеру, когда выйдет серия сериала или приедет в город любимая группа (юноша, 16 лет).

Это сайт, с помощью которого можно делиться информацией, смотреть фотографии своих друзей, слушать музыку, узнать новых людей (юноша, 15 лет).

Приведенные цитаты выражают основные общегендерные причины обращению к «ВК»: потребность в общении, поиск музыки и фильмов, сопричастность своей социальной группе, а также способ организации времени.

Схожесть девушек и парней в мотивации использования сайта, тем не менее, не обусловливает их возрастные отличия в регистрации на нем. Средний возраст регистрации в данной социальной сети у юношей - 14,1 года, в то время как у девушек - 12,5 года. Объяснение этого можно найти в теории Джин Литл, которая говорит о том, что девушки в процессе своего социального становления активнее юношей, стремятся гармонизировать развитие личностное с формированием групповой идентичности [6]. Поэтому, узнав о сайте от старших сестер, братьев или одноклассников, они начинают видеть в нем ресурс для создания и поддержания коллективной связи и развития в себе необходимых коммуникативных навыков.

Основными аргументами для выбора фотографии для аватара стали ее новизна, оригинальность и удачно сделанный кадр. Учитывая это, следует отметить, что чаще меняют фотографии девушки, именно они, со слов респондентов, более восприимчивы к критике и комментариям. Были обнаружены определенные гендерные особенности при композиции аватаров. Фотографии девушек отличаются большей вычурностью, они более художественны, сделаны на красивом фоне. В то же время юноши заинтересованы показать связь со своим любимым делом, рассказать о событии, в котором им удалось принять участие, нередко встречаются фотографии в компании друзей. Выдвинутые утверждения подкрепляются наблюдениями самих подростков:

Я всегда пытаюсь подбирать интересные места с красивыми пейзажами (девушка, 16 лет).

Мальчики чаще всего выставляют что-то из игр, картинки или, но намного реже, свои фотографии и гораздо реже, конечно, меняют аватарки. Девушки совершенно другие: нас могут зацепить как и просто что-то красивое, так и просто определенный человек... или же собственная фотография, которой хочется поделиться. Хотя встречается и такое, что и у девушек и у парней есть какой-то определенно сильный общий интерес... и иногда их ава-тарки могут даже быть одинаковыми (девушка, 14 лет).

Мои аватары в основном связаны со спортом. Я ведь спортсмен (юноша, 14 лет).

Следующие высказывания показывают, как сами девушки и парни объясняют существующие различия:

Девушки пытаются привлечь внимание, на аватарах часто сильно накрашены, парни, наоборот, закрыть лицо стараются черными очками, например. Девушкам хочется, чтобы все считали их красивыми и, наверное, ищут, с кем познакомиться, вот и используют косметику, парням тоже хочется, наверное, но накрашенный парень это слишком, вот и закрывают лицо, как могут (юноша, 16 лет).

Парни в большинстве своём выкладывают свою информацию вне зависимости от того, приятна ли она окружающим или нет, а девушки в основном только ту, которую они хотели бы, чтобы окружающие знали (юноша, 16 лет).

Следующей возможностью для управления впечатлением аудитории может служить личная информация, размещенная на страничке. Однако анализ профилей респондентов показал, что из всех возможных граф наиболее предпочтительными являются цитаты и группы. К тому же сами подростки признаются, что с момента регистрации они удалили большую часть информации, потому что никто не обращает на нее внимание. А на вопрос: «Какие, на Ваш взгляд, опции сайта наиболее способствуют выражению Ваших представлений о себе и взглядах на мир?» - большинство ответили в такой последовательности: группы, цитаты, фотографии, музыка и статус.

Поскольку цель оформления странички, как и цель исполнителя в офлайн, - «поддерживать определение ситуации, представляя этим свою заявку на то, чем является для него реальность» [4, с. 121], особое внимание следует уделить цитатам, поскольку буквально каждый респондент отметил для себя их высокую значимость. Если подросток желает подчеркнуть какое-либо качество, традиционно воспринимаемое как мужское или женское, он предпочтет разместить цитату из книги, афоризм или высказыва-

ние какого-либо авторитетного писателя, ученого, содержащую соответствующую мысль. Ниже приводятся примеры текстов информантов, демонстрирующие, что цитаты могут также означать принципы, нормы и идеалы, которыми они могут пользоваться в повседневной жизни:

Цитатой я могу выразить свою точку зрения (юноша, 14 лет).

Могу поставить цитату, которая понравилась и отражает какие-то мои идеи. Могу обращение какое-то, впечатления, воспоминания... (девушка, 15 лет).

Таким образом, такие опции, как статус, группы, цитаты, музыка, являются индикаторами или ведущими агентами социализации, с помощью которых они выражают свои чувства, настроение, мировоззрение и одновременно могут искать себе близких по духу.

Одним из механизмов познавательной деятельности и экспериментирования в отношении своей виртуальной гендерной идентичности являются возможности получать комментарии и «лайки» от других пользователей. Оценивая страничку с помощью комментариев, аудитория дает социальную легитимность ее существованию, тем самым убеждая пользователя в принятии создаваемого им впечатления. Следующие высказывания подростков отражают значение для них комментариев.

Это прекрасная возможность. Благодаря этому я могу узнать мнение других людей о той или иной своей фотографии или фотографии человека, который мне определенным путем не безразличен. Также это касается и выставления музыки, видео и высказываний. Всегда интересно чужое мнение, а уж каким бы оно ни оказалось, это уже другой вопрос (девушка, 14 лет).

Это дает мне возможность узнать, что обо мне думают мои друзья и возможно что-то изменить в себе. Возможность посмотреть на себя со стороны (девушка, 14 лет).

Я могу получать объективные мнения, в некоторых я действительно нуждаюсь!!! Все это может хорошо контролировать мою деятельность или давать новые знания! (девушка, 16 лет).

Результаты исследования на MySpace показали, что чем больше людей на «стенке» отреагировали на изображение (или любую другую информацию), размещенное пользователем, тем больше его виртуальное пространство становится частью личностной идентичности [2, с. 451]. О важности комментариев говорит и теория Л. Фестингера, смысл которой заключается в том, что индивиды скорее будут полагаться на мнение других в ситуации, где физическая реальность не определена [7]. Поэтому

публичное оценивание различных аспектов верифицирует виртуальный образ пользователя.

Определив особенности гендерной социализации подростков в Интернете, логично перейти к рассмотрению более частного вопроса - выбора стратегии становления гендерной идентичности.

Стратегии гендерной социализации подростков на сайте «Вконтакте»

Данная часть статьи посвящена рассмотрению стратегий, которые подростки, пользуясь сайтом, осознанно или неосознанно выбирают для своего личностного развития, в том числе формируя свою мужественность или женственность. Результаты исследования позволили выделить четыре наиболее используемые и четко прослеживаемые стратегии подростков.

1. Создание собственного круга общения.

Здесь я нахожу интересных людей или давних знакомых. Сейчас для меня «контакт» -это средство распространения результатов моего хобби. Я занимаюсь фотографией, создаю альбомы и ищу желающих «воспользоваться» моими услугами (девушка, 16 лет).

Способ пообщаться с друзьями, с которыми в силу различных причин я не могу часто видеться вживую. Незнакомых не добавляю, у меня даже не все одноклассники в друзьях (юноша, 16 лет).

Эти и другие примеры демонстрируют, что социальная сеть является ресурсом для создания собственного коммуникативного пространства, управлять которым может каждый пользователь. По мере накопления опыта виртуальной жизни подростки добавляют к себе в «друзья» только тех людей, которые имеют с ними схожие интересы, вкусы и взгляды на жизнь. Общение со сверстниками имеет колоссальное значение для подростков. Как отмечает Игорь Кон, «общество сверстников как своего, так и противоположного пола является универсальным фактором гендерной социализации. В среде сверстников ребенок испытывает себя как представителя пола, “обкатывает” полученные в семье гендерные стереотипы и корректирует их в самостоятельном, не регламентируемом взрослыми общении» [8, с. 230].

2. Визуализация гендерной социализации.

В основном не читаю информацию о человеке, а смотрю его фотографии. Считаю, что по ним можно гораздо больше сказать (девушка, 17 лет).

Я хочу раскрыть себя, чтобы, взглянув на аватарку, можно было понять, что я за человек (девушка, 14 лет).

С момента регистрации изменилось многое. Я убрала всю информацию типа интересов и так далее, убрала места, фотки обновляю, слишком старые удаляю... Как появляются новые фотки, так и меняю, а если их долго нет, то из старого что-нибудь выбираю (девушка, 15 лет).

Я стараюсь, чтобы лицо было выделено, потому что считаю, что главное, что должен видеть незнакомый человек, это лицо, остальное не столь важно (девушка, 14 лет).

Подростки с двух-трехлетним стажем пользования сайтом считают цитаты и фотографии более информативными, чем графы, сообщающие об их интересах и убеждениях. Анализ ответов обнаружил, и это показывают вышеприведенные примеры, что именно для девушек аватар и фотографии в альбомах являются ключом к пониманию человека, поэтому они постепенно начинают уменьшать количество выкладываемой информации о себе, увеличивая количество и разнообразие своих фотографий. С помощью фотографий они ориентируются на представления о внешности современных девушек и парней, формируя тем самым для себя более-менее определенный образец, эталон женской и мужской красоты, начинают сравнивать себя с ним.

3. Коммуникатизация гендерной социализации.

Сейчас сижу в группе по интересу и общаюсь с друзьями. А чем занималась раньше в основном? В основном, играла в приложения (девушка, 17 лет).

Я обычно захожу в «контакт», чтоб послушать музыку и почитать новости в группах. А так, если кто напишет, то отвечу, в приложениях не сижу... Раньше я добавляла много незнакомых людей из других городов, общалась с ними, играла во всевозможные приложения (девушка, 14 лет).

Здесь я с друзьями общаюсь, новости смотрю, музыку нахожу, уже реже в приложения играю (юноша, 16 лет).

Следующей отличительной чертой пользования сайтом «ВК» является то, что подростки начинают уходить от использования множества предлагаемых опций, отдавая предпочтение главной - общению. Посредством коммуникации подростки активно занимаются практикой усвоения и воспроизводства гендерно-ролевого поведения, гендерных норм, правил и традиций. Что касается гендерных традиций или конвенциональных гендерных стереотипов, как показывает исследование, подавляющее большинство подростков говорят о них в прошедшем времени и намерены строить свою жизнь, полагаясь на ценности гендерного эгалитаризма. Следующее высказывание шестнадцатилетней де-

вушки отлично выражает эту мысль: «я считаю, что время меняется, и очень быстро. Современная женщина очень часто принимает на себя роль мужчины, а мужчина наоборот. Конечно, остались какие-то общепринятые каноны, как например, женщина - хранительница очага, должна быть нежной и смиренной, а мужчина наоборот! Но я не могу поддержать это, не могу!» (курсив авт. - А.Щ.). Таким образом, стратегией становления мужественности или женственности подростков в просторах Интернета служит развитие коммуникативных компетенций.

4. Отрицание традиционной гендерной роли.

Небольшая выборка из 32 человек позволила, тем не менее, выявить двух девушек, чьи ответы сводились к тому, что для достижения целей гендерной социализации им было необходимо подвергнуть сомнению свою гендерную идентичность. Однако в каждом случае это происходит по-разному.

а) Стыдно признаться, но раньше я «перевоплощалась» в парня и общалась с девушками (16 лет)... Я испытывала огромный интерес к девушкам. При общении с парнями они показывали себя с другой стороны, нежели когда я общалась с ними через другую «женскую» страницу, и писали совершенно другие вещи... И, кстати, чем больше я общалась через парня, тем больше я понимала, что больше интересует девушек в противоположном поле, оказалось, что у большинства совершенно одинаковые предпочтения... Я многое уяснила для себя и теперь знаю, чего не стоит делать при общении с парнями... Это длилось около четырех месяцев, примерно за неделю ежедневного общения девушки мне надоедали, и я находила других, надоевших просто отправляла в чёрный список.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представление себя в Интернете от лица противоположного пола в научной литературе получило название «гендерной рокировки» [1, с. 584]. В описываемом случае девушка была движима идеей получить знания о гетеросексуальных отношениях и, достигнув необходимого результата, прекратила эксперименты. Одновременно с этим она «примерила» мужскую роль и получила новый гендерный опыт. Интернет, социальная сеть «ВК» способствуют раскрытию и исследованию своей гендерной идентичности, расширяя представления подростков о толерантности и солидарности.

б) В социальных сетях я совсем другая чаще всего, в отличие от реальной жизни (14 лет). Ставлю семейное положение «женат». Немного возмущаю одноклассников тем, что в нем девушки... Общаюсь как парень, выставляю

что-то, то, что бывает противно другим... Да никакой цели в этом и нет. Мне просто не совсем доставляет то, что я родилась представительницей женского пола... я в душе парень, и не вижу особого смысла здесь (цвет авт. -А.Щ.) скрывать это... да и девушек я люблю, как бы то ни странно... стала замечать это за собой пару лет назад. Мне уже тогда достаточно долгое время нравилась одна девушка. я веду себя закрыто лишь в круге одноклассников и мало знакомых... Близкие подруги принимают меня такой, какая я есть, хотя и не спешу им рассказывать о своем безразличии к мальчикам...

Перед нами история почти завершившегося осознания принадлежности к сексуальному меньшинству. Видно, что девушке тяжело держать это в себе, и потребность в совершении «каминаута» (раскрытие лесбийской идентичности) уже велика. При внимательном прочтении ее высказываний можно уловить идею о том, что страх рассказать о себе остается в офлайн, в то время как в социальной сети она рассказывает более-менее открыто. Девушка не стеснялась делать подобные заявления на групповой онлайн-дискуссии, где кроме нее присутствовали еще четыре-пять незнакомых ей людей. Интернет и «ВК» с присущей им относительной анонимностью позволяют девушке частично удовлетворять свои «запретные» потребности в раскрытии, в желании быть воспринятой такой, какая она есть на самом деле.

Итак, выделенные стратегии гендерной социализации подростков показывают путь, который они могут проходить в Интернете, в социальной сети для развития важных для них качеств как будущего мужчины или будущей женщины. Представленные стратегии не являются универсальными, в данном случае их количество ограничено охватом выборки исследования. Каждый подросток выбирает тот путь, который в наибольшей степени соответствует его собственным интересам, потребностям и возможностям.

Заключение

Для изучения гендерной социализации подростков в сети Интернет была использована наиболее популярная социальная сеть «Вконтакте», предоставляющая уникальные в своем роде возможности конструирования виртуального образа. Анализ опций и настроек показал широкие возможности для различных гендерных репрезентаций. Совокупность технологических возможностей сайта и присущих Интернету таких свойств, как относительная аноним-

ность, дистантность общения определяет специфику гендерной социализации подростков. Важнейшими её агентами на сайте стали цитаты, группы и музыка, с помощью которых юноши и девушки рассказывают о своих предпочтениях и узнают интересы других. Возможность получать и оставлять комментарии к профилю служит индикатором признания конструируемого образа. Что касается содержания происходящей в Интернете гендерной социализации, стоит отметить, что сами подростки уже стали приходить к пониманию множественности канонов мужественности и женственности, поэтому просторы сети Интернет и социальной сети только способствуют их поисковой активности и знакомству с различными эталонами гендерного поведения. Всё, что объединяет большинство респондентов, - идея о том, что судьба человека не должна зависеть от его половой принадлежности. Небольшая выборка позволила проследить четыре наиболее используемые и четкие стратегии: создание собственного круга общения, визуализация и коммуни-катизация гендерной социализации, отрицание традиционной гендерной роли.

Пилотный формат исследования очертил контур научной проблемы, изучение которой последует при проведении дальнейшего более глубокого анализа. В данном контексте стоит отметить уместность использования теории И. Гофмана в качестве методологии исследования. Её потенциал заключается в том, что она позволяет рассматривать виртуальные и реальные миры, а также само пространство Интернета с позиций «переднего» и «заднего» планов.

Результаты проведенной работы имеют значительное практическое значение для практики школьных психологов и социальных педагогов,

поскольку отвечают на вопросы о мотивации и содержании пользования Сетью. При необходимости с помощью методики, применяемой в исследовании, можно составить виртуальный образ подростка, где будут обозначены проблемные зоны как в его гендерной социализации, так и в овладении социальными компетенциями в целом.

Примечания

1. По данным сайта http://vkontakte.ru от 13.01. 2012 года.

2. В некоторых случаях стилистические погрешности текстов информантов сохранены.

Список литературы

1. Горошко Е.И. Информационно-коммуникативное общество в гендерном измерении. Х.: ФЛП Либуркина Л.М., 2009. 816 с.

2. Manago A., Graham M., Greenfield P., Salimk-han G. Self-presentation and Gender on MySpace // Journal of Applied Developmental Psychology. 2008. Vol. 29. P. 446-458.

3. McKenna A., Bargh, J. Plan 9 from Cyberspace: The implications of the Internet for personality and social psychology // Personality and Social Psychology Review. 2000. Vol. 4. P. 57-75.

4. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. 304 с.

5. Dunn R., Guadagno R. My avatar and me -Gender and personality predictors of avatar-self discrepancy // Computers in Human Behavior. 2011 (this article in press)

6. Lytle J., Bakken L. Adolescent Female Identity Development // Sex Roles. 1997. Vol.37 (3/4). P. 175-185.

7. Festinger L. Informal social communication // Psychological Review. 1950. Vol. 57. P. 271-282.

8. Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 336 с.

Web 2.0.: FEATURES, STRATEGIES AND TECHNOLOGIES OF TEENAGERS’ GENDER SOCIALIZATION IN THE INTERNET

A. V. Schekoturov

We analyze teenagers’ gender socialization in the Internet using the example of the website «Vkontakte.ru». Technological capabilities of this social network for the construction of a virtual image and gender representations are examined. Some features of teenagers’ gender socialization are considered and the strategies used by teenagers to develop gender-related traits are identified.

Keywords: gender socialization, teenager, virtual space, online, offline, «Vkontakte.ru» website, gender representation and roles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.