СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Абузова, Ф. Ф., Алиев, Р. А., Новоселов, В. Ф. и др. Техника и технология транспорта и хранения нефти и газа. - М. : Недра, 1992. - 320 с.
Материал поступил в редакцию 15.12.2015.
Б. Н. Кулумбаев, Н. С. Сембаев
Мунай жене мунай еншдерш кубыр ^^iciMeH тасымалдау
С. ТораЙFыров атындаFы Павлодар мемлекетлк университет^ Павлодар к.
Материал 15.12.2015 баспаFа тYстi
B. N. Kulumbaev, N. S. Sembaev Pipeline transport of oil and oil products
S. Toraighyrov Pavlodar state university, Pavlodar.
Material received on 15.12.2015.
Осы мацалада эр тYрлi сурыптагы мунай втмдерт алу ydepici туралы, мунай втмтщ эр сурыпыньщ белгш квлемдерт цоймаларга жинау ушт сурыптар бойынша олардыщ бвлiнуi туралы айтылган
This article provides information on the process ofpumping oil products of different grades, their separation by grades in the reservoirs for the accumulation of certain amounts of each grade of oil product.
УДК 681.269
А. А. Кусаинов, Н. Д. Ставрова
Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова, г. Павлодар
ВЗВЕШИВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ БЕЗ ИХ ОСТАНОВКИ (WEIGH-IN-MoTioN: WIM)
В данной статье показано использование датчиков для взвешивания транспортных средств.
Ключевые слова: транспорт, датчик, взвешивание, логистика, дорожное полотно.
В настоящее время большое внимание уделяется экономической деятельности производственного характера. Основным критерием оценки деятельности является объем продаж. Это традиционный для маркетинга показатель, который обеспечивается различными функциями маркетинга (анализ рынка, сегментирование рынка, установление номенклатуры продукции, ценообразование и др.). Однако рыночная экономика становится наиболее эффективной только в случае ускорения оборачиваемости оборотных средств. Это ускорение в
значительной степени обеспечивается решением проблем товародвижения, которые являются основными для новой отрасли знаний - логистики.
Информационный поток - это совокупность сообщений, циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, которые необходимы для управления и контроля за выполнением логистических операций.
Элементами системы логистики являются: производственные запасы оборотных средств, проблемы закупки сырья, материалов, работа транспорта как внешнего, так и транспорта внутри предприятия, структура и особенности организации складского хозяйства и другие процессы, связанные с обслуживанием оборотных средств. Логистика в значительной степени может построить рациональные связи между изготовителями продукции и потребителями, обеспечить эффективную доставку готовой продукции и комплектующих изделий своевременно и с минимальными затратами. Логистика решает многие задачи, которые являются типовыми для производственных предприятий, посреднических организаций и торгово-закупочных фирм [1, 205 с].
Качество дорог сказывается, кроме всего прочего, и на безопасности участников дорожного движения. Нет сомнения в том, что основным источником износа и повреждения дорог является грузовой транспорт и, в частности, сильно нагруженные фургоны. Взвешивание на граничных переходах осуществляется регулярно, однако оно не имеет смысла, так как за перегрузку транспортных средств нет никаких наказаний и кроме того, возможности полиции, осуществляющей контроль, сильно ограничены. Статическое взвешивание транспортных средств неприемлемо с точки зрения времени. Очень полезным дополнением статических контрольных весов является технология взвешивания на ходу (Weigh-In-Motion : WIM).
Технология WIM является типичным приложением телематики, так как она использует систему управляемых дорожных знаков в комплекте с совершенными датчиками и устройствами связи. На главной дороге, перед местом взвешивания установлены информационные табло, информирующие о том, что грузовые транспортные средства должны с дороги свернуть к месту взвешивания. Для контроля того, что все транспортные средства выполнили этот приказ, за ответвлением установлена пара петель индукций, способная идентифицировать грузовой автомобиль и подходящим образом информировать о том, что он не подчинился приказу взвешивания.
В полосе ответвления установлены датчики для взвешивания, причем с помощью управляемых знаков, скорость при проезде через датчики снижена до требуемого значения. Если вес транспортного средства не превышает допустимое значение, то оно направляется обратно на главную дорогу. В противном случае, оно направляется направо на стоянку, где дело нарушения разбирается при участии полиции.
Взвешивание на ходу - это технология, известная десятки лет. При этом её реализация не является сложной, как могло казаться на первый взгляд. Датчики, которые легко устанавливаются в полотне дороги, способны и при скорости
движения порядка 130 км/час обработать информацию о массе транспортного средства, нагрузки оси (группы осей), об отношении нагрузки тягача и полуприцепа.
Используя эти датчики, можно, например, определить размер платы за использования дороги в зависимости от массы, а также размер штрафа в зависимости от перегруженности транспортного средства. Данные, полученные при эксплуатации этих датчиков, могут быть использованы специалистами по транспорту, строительству и машиностроению при проектировании новых дорог и дорожных объектов, а также при управлении дорогами, управлениями (управлением ходом) для прогнозирования повреждения транспортной инфраструктуры в зависимости от модели нагрузки (loadingpattem)
Использование технологий WIM может быть не дорогим. При внедрении этой технологии в Словакии (1996 год) была определена окупаемость инвестиций в строительство одного пункта в размере 2-3 месяца [2, 496 с].
Наиболее эффективной следует считать комбинацию взвешивания на пограничных пунктах и выборочного взвешивания внутри страны. В результате этого, можно исключить поведение водителей, заключающееся в том, что они после взвешивания на границе поднимают одну ось для экономии шин, горючего и для удобства езды. Однако этим самым они увеличивают давление, действующее на полотно дороги.
Другие проекты повышения безопасности транспорта, основанные на использовании техники WIM, находятся пока в начале реализаций. Речь идет, в первую очередь о снижении скорости быстро движущегося тяжелого грузового автомобиля перед длинным спуском, для чего при идентификации такого автомобиля (датчик WIM и две петли индукций или радиатор) приводятся в действие знаки «Ограничение максимальной скорости» и «Крутой спуск». Таким же образом, можно снизить скорость транспортного средства перед крутым поворотом. Следующим местом использования системы являются перекрестки в конце крутых спусков, где идентифицируются грузовой автомобиль, подъезжающий к перекрестку, и устройство управления светофором увеличивает длительность зеленого сигнала или изменяет последовательность фаз так, чтобы грузовой автомобиль мог проехать через перекресток в течение зеленого сигнала.
Датчик веса, устанавливаемый непосредственно на дороге, работает и при высокой скорости транспортного средства.
Он устанавливается в полотне дороги вместе с индуктивной петлей для классификации транспортного средства. После проезда через петлю можно с помощью сигналов снизить скорость быстро движущихся перегруженных транспортных средств или направить их в пункт комплексного взвешивания. Датчик питается от аккумулятора, обеспечивающего его работу в течение восьми недель, или от солнечной батареи.
Следующий тип датчика является подходящим для комплексного анализа весовых отношений грузового автомобиля (общая масса, отношение нагрузки тягача полуприцепа, поперечная неравномерность нагрузки). Он устанавливается в бетонном фундаменте заводского изготовления с обеспечением отвода воды и
зимнего подогрева. Он используется в таможнях перед мостами с ограниченной несущей способностью, а также у въездов из карьеров, песчаных карьеров и т. д.
Станции управления получают мгновенную информацию о массе транспортного средства.
Взвешивание на ходу в течении многих лет интенсивно внедрялось в ряде стран, например: датчик LINEAS (изготовитель фирма Kistel - Швейцария). Кремниевый пьезоэлектрический датчик, не нуждается в уходе и обладающий практически неограниченным сроком службы. Он работает при высокой скорости и обеспечивает высокую точность измерения. Он собирает данные для транспортной статистики и его можно использовать для определения оптимального тарифа платы за проезд.
Специальная конструкция датчика, сердечник которого образован профилем из прессованного алюминиевого сплава высокой прочности, компенсирует воздействие горизонтальных сил на поверхности полотна дороги, в результате чего датчик снимает только вертикальные силы.
Датчик MODULAS имеет параметры, подобные параметрам датчика Lineas. Он обладает высокой точностью взвешивания и легковых автомобилей, благодаря наличию 32 независимых кремниевых датчиков, и может быть использован и в случае изменения действия сил под поверхностью полотна дороги [3, 106 с].
Данные, измеренные под поверхностью проезжей части дороги, используются при проектировании дорог. Оба датчика обладают температурной, электрической и механической стабильностью. Датчики WIM очень легко устанавливаются без больших вмешательств в полотно. Для установки необходимы пазы шириной 10-15 см и глубиной 8-10 см различной длины или пазы в панельных фундаментальных блоках. В случае необходимости их можно также легко вынуть и установить в другом месте.
Системы безопасности являются очень важной составной частью телематических систем. Поэтому, при создании архитектуры эти системы следует использовать и постепенно включать их в систему управления транспортным потоком. Большое внимание уделяется диверсификации интеллекта оборудования, когда речь идет о локальных интеллектуальных системах, можно существенным образом снизить требования, предъявляемые к структуре связи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Бекмагамбетов, М. М. Интеллектуальные транспортные системы в Республике Казахстан. - Алматы, 2013. - 408 с.
2 Пржибыл, П., Свитек, М. Телематика на транспорте. Научный редактор, профессор В. В. Сильянов. - Прага-Москва, 2004. - 530 с.
3 Скалозуб, В. В. Прикладной системный анализ интеллектуальных систем транспорта [Текст]: пособие / В. В. Скалозуб, В. М. Ильман. - Д. : Изд-во Днепропетр. нац. ун-та ж.-д. трансп. им. акад. В. Лазаряна, 2013. - 221 с.
Материал поступил в редакцию 15.12.2015.
А. А. Кусаинов, Н. Д. Ставрова
Келж к¥Ралдарын то^тамастан салма^тау (WEIGH-IN-MOTION : WIM)
С. ТораЙFыров атындаFы Павлодар мемлекетлк университетi, Павлодар к.
Материал 15.12.2015 баспаFа TYCTi
А. А. Kusainov, N. D. Startova
Weighing of vehicles without stopping (Weigh-in-Motion: WIM)
S. Toraighyrov Pavlodar State University, Pavlodar.
Material received on 15.12.2015.
Осы макрлада квлж куралдарын влшеу ушт кврсеткштеpdi пайдалану кврсет^ен. This article demonstrates the use of sensors for weighing vehicles.
УДК 339.13:665.71
Б. Р. Мусаипова, Г. Ж. Сейтенова
Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова, г. Павлодар
АНАЛИЗ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО РЫНКА ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ ПТ, БТ, СПБТ
В данной статье приведены сведения об эффективности применения полимерных материалов в различных сферах жизнедеятельности человека.
Ключевые слова: продукты нефтепереработки, полимеры, промышленность, химия.
Каждая эпоха развития человечества всегда имела название, связанное с наименованием основного материала, из которого изготовлялись орудия производства: каменный век, бронзовый век, железный век. Время, в котором мы живем, все чаще называют веком полимеров, так как с каждым годом полимерные материалы все увереннее проникают во все отрасли техники и быта человека.
Ведущее место полимерные материалы занимают в машиностроении, потребление их соизмеримо с потреблением стали. Все возрастающее применение находят лакокрасочные материалы, синтетические волокна, резины и др. Из полимеров изготовляют обширный ассортимент деталей и узлов машин, а также технологическую оснастку различного назначения.
Отрасли электротехнической и электронной промышленности являются одними из главных потребителей полимеров. Полимерные материалы применяются для изоляции проводов, кабелей, в качестве обмоточных проводов электрических машин, электродвигателей самого различного назначения.
Применение полимеров для изоляции силовых кабелей для передачи электроэнергии больших мощностей позволяет отказаться от использования металлических оболочек и облегчает их монтаж и эксплуатацию. Выпускают