Научная статья на тему 'Взрывные работы по направленному обрушению железобетонной трубы высотой 150 метров в г. Ижевск (Удмуртия)'

Взрывные работы по направленному обрушению железобетонной трубы высотой 150 метров в г. Ижевск (Удмуртия) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
356
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕЛЕЗОБЕТОННАЯ ТРУБА / НАПРАВЛЕННОЕ ОБРУШЕНИЕ / ШПУРОВЫЕ ЗАРЯДЫ / СЕЙСМИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ / УДАРНАЯ ВОЗДУШНАЯ ВОЛНА / REINFORCED CONCRETE PIPE / DIRECTIONAL COLLAPSE / BLAST HOLE CHARGES / SEISMIC VIBRATIONS / AIR SHOCK WAVE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зеленин Михаил Юрьевич, Хабибулин Вахит Рашитович, Гущенко Дмитрий Евгеньевич, Барон Всеволод Лазаревич, Ганопольский Михаил Исаакович

Рассмотрены результаты взрыва по направленному обрушению железобетонной трубы высотой 150 м в Ижевске (Удмуртия). Предложена новая схема расположения шпуровых зарядов в зоне подбоя трубы и их взрывания. Рассмотрены мероприятия, позволившие обеспечить направленное взрывное обрушение дымовой железобетон-ной трубы в ограниченном секторе валки (равном 200) и обеспечить полную сохранность окружающих объектов. Приведены формулы и результаты расчетов воздействия сейсмических и ударных воздушных волн при взрыве и падении трубы на грунт на различные охраняемые объекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Зеленин Михаил Юрьевич, Хабибулин Вахит Рашитович, Гущенко Дмитрий Евгеньевич, Барон Всеволод Лазаревич, Ганопольский Михаил Исаакович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLASTING FOR DIRECTED COLLAPSE OF A REINFORCED CONCRETE PIPE WITH A HEIGHT OF 150 M IN IZHEVSK (UDMURTIA)

The results of directional explosion for collapse of reinforced concrete pipe with a height of 150 m in Izhevsk (Udmurtia) are considered. A new scheme blast hole charges and explosives in weakening zone of the pipe is proposed. Measures enabling directional explosion of smoke concrete pipe in limited sector of breaking-down (equal to 200) and full safety of environment are considered. Formulas and results of the calculations of seismic and air shock waves at different protected objects through explosion and falling of the pipe on ground are described.

Текст научной работы на тему «Взрывные работы по направленному обрушению железобетонной трубы высотой 150 метров в г. Ижевск (Удмуртия)»

УДК 622.235

М.Ю. Зеленин, В.Р. Хабибулин, Д.Е. Гущенко, В.Л. Барон, М.И. Ганопольский

ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕННОМУ ОБРУШЕНИЮ ЖЕЛЕЗОБЕТОННОЙ ТРУБЫ ВЫСОТОЙ 150 МЕТРОВ В Г. ИЖЕВСК (УДМУРТИЯ)

Рассмотрены результаты взрыва по направленному обрушению железобетонной трубы высотой 150 м в Ижевске (Удмуртия). Предложена новая схема расположения шпуровых зарядов в зоне подбоя трубы и их взрывания. Рассмотрены мероприятия, позволившие обеспечить направленное взрывное обрушение дымовой железобетон-ной трубы в ограниченном секторе валки (равном 200) и обеспечить полную сохранность окружающих объектов. Приведены формулы и результаты расчетов воздействия сейсмических и ударных воздушных волн при взрыве и падении трубы на грунт на различные охраняемые объекты.

Ключевые слова: железобетонная труба, направленное обрушение, шпуровые заряды, сейсмические колебания, ударная воздушная волна.

Дымовая железобетонная труба находилась на территории недостроенной котельной в г. Ижевск (Удмуртия). «Труба Яна» (свое название она получила из-за написанного на ней огромными буквами имени) была объектом почитаний любителей экстрима. Однако со временем конструкции трубы обветшали и стали представлять опасность как для желающих совершить подъем на ее вершину, так и для расположенных вокруг нее строений. Поэтому было принято решение о ее разборке.

Проектная высота трубы составляла 150,0 м. Внутренний радиус ствола на уровне грунта составлял 6,215 м, внутренний радиус верха трубы (на срезе) — 2,100 м. Ствол трубы был выполнен из бетона марки 300. Толщина железобетонных стенок трубы переменная, от 0,5 м в нижней части ствола до 0,2 м на срезе. Теплоизоляция была выполнена керамическим кирпичом марки 100, уложенным вплотную к внутренней стороне ствола

ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2016. № 6. С. 149-160. © 2016. М.Ю. Зеленин, В.Р. Хабибулин, Д.Е. Гущенко, В.Л. Барон, М.И. Ганопольский.

трубы с отм. 3,75 м. От отм. 3,75 м ствол на всю высоту был футерован кислотоупорным кирпичом. Между теплоизоляцией и футеровкой был устроен воздушный зазор. На уровне грунта с двух противоположных сторон ствола трубы были расположены монтажные проемы высотой 2,5 м и шириной 3,4 м. Вертикальное армирование трубы было выполнено в два слоя стальной арматурой диаметром 22 мм, шаг армирования 200 мм. Защитный слой бетона с наружной стороны стенки ствола трубы составлял 40 мм, с внутренней — 30 мм. Арматура фундамента трубы имела вертикальные выпуски из прутков диаметром 22 мм, проходивших в середине стенки ствола и соединенных с арматурой нижней консоли. Объем обрушаемых железобетонных конструкций ствола трубы составлял 1099,5 м3, кирпичных — 268,5 м3, их общая масса (включая массу арматуры) — около 4860 т.

В районе производства работ по обрушению трубы были расположены различные охраняемые объекты, перечень которых и минимальное расстояние от трубы до этих объектов приведены в таблице.

Сейсмический эффект при обрушении трубы

№ пп. Охраняемый объект Допусти- Взрыв зарядов подбоя Падение конструкций трубы на грунт

мая скорость расстояние от скорость коле- рас-стояние коэффициент р скорость колебаний, мм/с

баний, мм/с центра поля зарядов, м баний, мм/с от оси падения трубы, м при падении на грунт при падении на валы

1. Здание котельной 150 13 206 13 0,33 179 90

2. Кирпичное здание 150 50 27 25 1,6 205 103

3. Кирпичное здание 100 160 5 50 0,8 73 37

4. Производственное здание 30 280 2 140 0,33 17 9

5. Жилые дома 10 350 1,5 190 0,33 13 7

6. Железнодорожные пути 300 300 2 300 10 5

7. Линия подземного газопровода 200 161 2,5 100 50 25

8. Наземный железобетонный коллектор 70 119 7,5 113 _ 42 21

Рис. 1. Сектора валки и направления валки трубы: 1 — обрушаемая труба; 2 — монтажные проемы; 3 — границы сектора валки трубы с углом 46°; 4 — направление валки трубы в секторе с углом 46°; 5 — принятые границы сектора валки трубы с углом 20°; 6 — принятое направление валки трубы в секторе с углом 20°; О-О — ось условного шарнира, проходящего по границе зоны подбоя и целика

Направленное обрушение трубы производят за счет образования вруба в стволе трубы со стороны принятого направления валки с помощью взрыва шпуровых зарядов при сохранении опорной части (целика) с противоположной стороны. Согласно [1], в этом случае длину зоны подбоя трубы принимают соответствующей сектору, равному 220° окружности ствола трубы, сектора целика — 140°.

В рассматриваемом случае обрушение трубы следовало выполнить направленно на свободную площадку между трубой и производственными зданиями предприятия (длина площадки в направлении валки трубы составляла более 200 м). Возможный сектор валки трубы составлял 46°.

Направление валки обычно задают по оси сектора валки. На рис. 1 цифрой 3 указаны границы сектора валки с углом 46°, а цифрой 4 — направление валки трубы в этом секторе. Однако в этом случае требовалось выполнение большого комплекса трудоемких и ответственных подготовительных работ: закладка значительной части (почти половины) одно из монтажных проемов (расположен со стороны охраняемых зданий на территории недостроенной котельной) и расширение на 3 м второго проема. Все это вызывает ослабление целика, что могло при-

вести к отклонению трубы при ее обрушении как раз в сторону охраняемых зданий.

Наиболее целесообразной являлась валка трубы в направлении, перпендикулярном оси, проходящей через середину монтажных проемов. В этом случае требовалось расширение обоих проемов в сторону целика на 0,5 м. Однако при таком направлении обрушения возможный сектор валки трубы составлял менее 15°, а падение конструкций трубы на грунт происходило бы на самом близком расстоянии от сохраняемых зданий.

С учетом этого для реализации был принят вариант, при котором зона подбоя трубы длиной 25,4 м располагалась между одним проемом, полностью захватывая его, и на расстоянии около 1,0 м за вторым проемом в сторону целика (см. рис. 2). В зону подбоя трубы попадали оба монтажных проема. Обрушение трубы должно происходить вокруг условного шарнира О-О, расположенного на границе зоны подбоя и целика. Направление валки трубы в этом случае отклонено от оси трубы примерно на 5° в сторону от охраняемых сооружений. Возможный сектор валки — 20° (показан цифрой 5 на рис. 1). До взрыва второй проем расширяют на 1 м в сторону целика, в этом слу-

4

Рис. 2. Сечение ствола трубы на уровне подбоя и принятое направление ее обрушения в заданном направлении с сектором валки 20: 1 — зона подбоя трубы; 2 — монтажные проемы; 3 — оси трубы; 4 — целик; 5 — направление валки трубы; О-О — ось условного шарнира

чае, даже если отклонение трубы при обрушении и будет происходить, то в сторону от ближайших охраняемых строений.

На стадии проектирования по методикам [1, 2] были рассчитаны основные параметры вруба и определена возможность обеспечения направленности валки трубы. Для бетона марки М300 (В22,5) допустимое напряжение при одноосном сжатии составляет — 135 кг/см2 (13,5 МПа), что больше ожидаемого при обрушении трубы (согласно расчета составляло 78,4 кг/см2 или 7,84 МПа) даже после вскрытия и резки вертикальной арматуры в целике. Следовательно, в первоначальный момент раздавливания целика не произойдет, направленность валки трубы обеспечивалась.

Для железобетонной трубы определяют также, достаточно ли будет опрокидывающего момента от силы тяжести трубы для изгиба арматуры во врубе (арматура во врубе взрывом зарядов ВВ не перебивается) и разрыва арматуры в целике. Методика соответствующих расчетов приведена в [1].

Накопленный опыт обрушения железобетонных труб в стесненных условиях показывает, что для лучшей направленности валки необходим запас надежности разрыва арматуры в целике в 1,3...1,5 раза. Увеличение опрокидывающего момента трубы обычно обеспечивается применением натяжного троса и лебедки [1].

Расчеты показали, что при закреплении троса на высоте 120 м, на уровне верхней светофорной площадки, и расположении лебедки на расстоянии 250 м, на границе опасной зоны, даже при разрезании всех наружных прутков арматуры во врубе и в целике необходимое тяговое усилие на трос составит не менее 30 т. Металлический трос должен иметь трехкратный запас прочности на разрывное усилие. С учетом этого прочность металлического каната на разрывное усилие должна быть не менее 100 т. Тогда, с учетом имеющегося сортамента, для увеличения первоначального опрокидывающего момента трубы в 1,3 раза потребовалось бы два металлических троса диаметром не менее 35 мм и длиной по 350 м каждый. Для увеличения опрокидывающего момента в 1,5 раза потребуются уже три троса диаметром не менее 38 мм и лебедка, обеспечивающая тяговое усилие не менее 50 т. В рассматриваемых условиях производства работ по обрушению трубы использования троса и лебедки было практически невозможно.

Временное сопротивление на разрыв для прутков вертикальной арматуры трубы составляло 5900 кг/см2 (590 Н/мм2). Про-

веденные расчеты показали, что для обеспечения изгиба вертикальной арматуры без применения троса и лебедки высота вруба должна быть не менее 2,5 м. Результаты расчетов показали также, что при такой высоте вруба и имеющемся армировании нижней части ствола трубы, необходимое условие обрушения трубы выполняется при разрезании всех прутков наружной арматуры во врубе и всех прутков наружной и внутренней арматуры в целике. Запас надежности разрыва армирования (без использования троса и лебедки) в этом случае равен 1,4.

Обычно при направленном обрушении труб угол вруба принимают в пределах 1,3...1,5 от величины необходимого минимального угла наклона трубы. Минимальный необходимый угол наклона трубы составлял 7°. Тогда при угле вруба равном 10° высота вруба должна была составить 1,6 м. В нашем случае для обеспечения изгиба арматуры во врубе угол вруба был увеличен и принят равным 16° (т.е. 2,3 от величины минимального наклона трубы), а высота вруба увеличена до 2,5 м.

Для резки арматуры в зоне подбоя и в целике трубы использовали «болгарку». В этом случае в стволе трубы образуется узкий рез, практически не влияющий на устойчивость ствола трубы.

Разрезание внешнего слоя арматуры в зоне подбоя производили на высоте 2. 2,5 м от уровня земли, Делали два разреза таким образом, чтобы один рез был на 20. 30 см выше другого. Разрезание внешнего слоя арматуры целика производили на уровне 1,5.2,0 м от земли, в верхней части монтажного проема (здесь толщина стенки ствола составляла около 0,7.1,0 м). Разрезание внутреннего слоя арматуры в целике производили на одном уровне, на высоте 0,5.0,8 м от земли, где толщина стенки ствола составляла 0,5 м. В бетоне ствола была образована выемка глубиной до 10 см, а толщина целика в его опорной части уменьшилась до 0,4 м.

Таким образом, для обеспечения возможности производства направленного взрывного обрушения дымовой железобетонной трубы в заданном секторе валки были выполнены следующие мероприятия:

• расширен на 1,0 м один имевшийся монтажный проем, расположенный в нижней части ствола трубы на границы вруба и целика;

• увеличена высота вруба до 2,5 м; форма вруба — прямоугольная в нижней части между проемами и в верхней части над проемами по всей длине зоны подбоя трубы;

• до взрыва перерезана вся наружная арматура в зоне вруба; разрезание прутков наружной арматуры в зоне вруба производили на двух уровнях; в монтажных проемах, находящихся в зоне подбоя, также перерезаны вертикальные прутки арматурного обрамления проемов с наружной стороны трубы;

• перерезаны все прутки наружной и внутренней арматуры в целике; разрезание прутков наружной и внутренней арматуры в целике производили на разных уровнях по высоте.

Для образования вруба использовали метод шпуровых зарядов. Шпуры бурили с наружной стороны ствола трубы со стороны направления валки. Массу заряда в шпуре определяли по формуле Q = КШ^Ш . При определении массы шпурового заряда ^, кг) учитывалось, что в случае железобетонных труб взрыв зарядов должен не только раздробить бетон, но и выбить его из арматуры, поэтому принимали повышенный удельный расход ВВ, равный К = 1,4 кг/м3. ЛНС м) принималась равной половине толщины стенки ствола трубы в месте бурения шпуров. Длину шпура принимали с таким расчетом, чтобы заряд располагался по центру разрушаемой конструкции.

Шпуры бурили в 10 рядов (рис. 3). В семи нижних рядах, где толщина стенки ствола составляла от 0,5 м (стенка ствола трубы) до 0,8 м (нижняя часть консоли) шпуры располагали между

1_д

Рис. 3. Схема расположения шпуров в зоне подбоя трубы: 1 2 — ствол трубы; 3 — верхняя граница монтажного проема; 4

футеровка; шпуры

проемами по сетке 0,2x0,2 м. Длина шпуров здесь, в зависимости от толщины стенки, изменялась от 0,35 м до 0,52 м, а масса заряда шпурах составляла 0,2.0,25 кг. Крайние шпуры в рядах бурили на расстоянии 0,1 м от монтажных проемов. Отметка расположения шпуров в нижнем ряду была принята исходя из удобства бурения на 0,65 м выше уровня грунта. В трех верхних рядах шпуры бурили над проемами по всей длине зоны подбоя по сетке 0,4x0,4 м. Толщина бетона ствола трубы составляла от 0,85 м до 1,2 м, длина шпуров изменялась от 0,57 м до 0,8 м, а масса зарядов в шпурах составляла соответственно 0,3.0,4 кг.

В зоне подбоя трубы пробурили 753 шпура (по 87 шпуров в семи нижних рядах между проемами и по 48 шпуров в трех верхних рядах). Объем бурения шпуров составил 341,1 м, расход ВВ - 165,5 кг, ДШ - 800 м.

Сеть из ДШ-12 прокладывали по каждому ряду шпуров в одну нить, сводя концы участков в один узел. К концу магистрали подсоединяли два последовательно соединенных электродетонатора ЭД-8-Э.

Для предотвращения разлета кусков бетона из зоны подбоя взрывание производили с укрытием места взрыва. После заряжания и монтажа сети ДШ нижние пять рядов шпуров были укрыты мешками с песком. Затем вся зона подбоя и монтажные проемы были укрыты сплошным щитом из бревен длиной 3,5.4 м и диаметром 0,15.0,2 м, которые сверху были скреплены между собой металлической проволокой.

Была также выполнена оценка сейсмического воздействия взрыва зарядов подбоя и при падении трубы на грунт на окружающие охраняемые объекты. Скорость колебаний грунта V (мм/с) в основании охраняемых объектов при взрыве зарядов подбоя определяли по формуле

где Q — общая масса шпуровых зарядов ВВ, кг; г — расстояние, м; К — коэффициент сейсмичности; а — коэффициент глубины; для наземных сооружений коэффициент а = 1, для подземных коммуникаций а = 2.

Заряды в зоне подбоя трубы были расположены выше поверхности грунта и распределены по площади вруба. Сейсмический эффект при взрыве этих зарядов будет меньше, чем при взрыве зарядов такой же массы, заглубленных в грунт [2, 3]. При оценке сейсмического воздействия взрыва зарядов подбоя ве-

(1)

а г

личину коэффициента сейсмичности приняли равным К = 750. Допустимые скорости колебаний грунта в основании охраняемых объектов были приняты согласно указаниям [2, 3, 4]. Результаты расчета приведены таблице.

Ожидаемые значения скоростей колебаний грунта в основании охраняемых объектов при взрыве зарядов подбоя не превышали допустимых значений, кроме здания котельной, которое находилось непосредственно возле трубы (см. рис. 1). При таких колебаниях в сочленениях стенок и перекрытий здания могли появиться трещины.

Для снижения интенсивности колебаний между зданием котельной и трубой была прокопана траншея длиной 10 м (по 5 м в обе стороны от оси трубы) и глубиной 1,5 м.

В случае направленного обрушения удар трубы о грунт может рассматриваться как взрыв удлиненного заряда с линейной плотностью у.

Скорость колебаний грунта в основании охраняемых объектов при направленном обрушении трубы на грунт определяли по формуле

где р = 0,33.1,6 — коэффициент, учитывающий геометрию расположения охраняемых объектов относительно оси падения трубы [2, 3]; у = QП/НО — линейная плотность заряда, кг/м; НО — длина обрушаемой части трубы, м; QП = 9,8РZЦ /4,3х106 — масса эквивалентного заряда, кг; Р — масса обрушаемой части трубы, кг; ZЦ — высота центра тяжести масс обрушаемой части трубы, м; г — расстояние от оси падения трубы до рассматриваемой точки, м.

В нашем случае: Р = 4 860 000 кг, ZЦ = 55,1 м и масса эквивалентного заряда QП = 610,0 кг. Длина обрушаемой части трубы НО = 149 м и линейная плотность заряда у1 = 4,1 кг/м. Охраняемые объекты были расположены с разных сторон от линейного заряда-трубы (см. рис. 1). Соответствующие значения коэффициента р приведены в таблице.

Для тех объектов, в отношении которых обеспечивалось условие Рутг > QП, скорость колебаний грунта в основании охраняемых объектов при падении трубы на грунт определяли по

(2)

формуле

(3)

Результаты расчета скоростей колебаний грунта в основании охраняемых объектов при падении трубы на грунт приведены в таблице. Видно, что скорости колебаний для некоторых объектов превышали допустимые значения. Для снижения сейсмического воздействия от падения трубы в секторе ее валки были отсыпаны амортизирующие валы. В случае использования амортизирующего устройства в виде грунтовых валов высотой 1...3 м скорость колебаний грунта снижается не менее чем в 2 раза [2, 3]. В этом случае ожидаемые скорости колебаний грунта в основании всех охраняемых объектов не превышают допустимых значений, и обрушение трубы может быть выполнено в заданном направлении без их повреждения.

Амортизирующие валы отсыпали из грунта, взятого на площадке предприятия рядом с местом отсыпки валов. Высота валов возрастала от 1 м для вала, ближайшего к трубе (его отсыпали на расстоянии 20 м от трубы), до 3 м у наиболее удаленного вала (его отсыпали в районе падения оголовка трубы, на расстоянии около 155 м от трубы — труба при обрушении смещается вперед на несколько метров). Всего было отсыпано 15 валов. Длина каждого из валов составляла 20 м, по 10 м в обе стороны от оси валки трубы. Расстояние между осями валов составляло 8.10 м.

Радиус опасной зоны по действию ударной воздушной волны (УВВ) на застекление гВ (м) при взрывании шпуровых зарядов определяли по формуле [2]

где QВ = 0,25QКЗ + QДШ — масса эквивалентного заряда, кг; Q — фактическая масса шпуровых зарядов, кг; равна 115,5 кг; КЗ — коэффициент забойки; при длине забойки 0,15 м (минимальная длина забойки шпуров при обрушении трубы) равен 0,3; Ку — коэффициент укрытия; учитывает степень снижения давления в УВВ при использовании защитных укрытий; в нашем случае приняли Ку = 0,3; QДШ — масса навески ВВ в наружных участках сети ДШ, кг (длина отрезка ДШ за пределами укрытия составляла 1,0 м, масса навески ВВ — 0,015 кг).

Масса эквивалентного заряда была равна QВ = 12,5 кг. Радиус опасной зоны по действию УВВ на застекление при взывании зарядов подбоя составил 70 м. В пределах указанной зоны охраняемые объекты с застеклением отсутствовали. При производстве взрывных работ была установлена опасная зона для людей радиусом 250 м в направлении валки трубы и 150 м в остальных направлениях.

(4)

В результате взрыва зарядов подбоя труба обрушилась в заданном направлении, практически по намеченной оси падения, и упала на амортизирующие валы. В направлении валки разлет кирпича футеровки составил до 30 м. В боковые стороны разлета не наблюдалось. Верхняя часть трубы длиной около 80...90 м сплющилась и полностью разрушилась, в нижней части труба смялась, бетон растрескался. Защитные укрытия предотвратили разлет кусков бетона из зоны подбоя при взрыве. Колебания от падения трубы на грунт ощущались людьми на расстоянии до 200 м, однако использование амортизирующих валов позволило снизить интенсивность сейсмического воздействия до допустимого уровня. Никаких повреждений охраняемых объектов не зафиксировано.

Разработанные мероприятия позволили осуществить взрыв по направленному обрушению трубы в ограниченном секторе валки (равном 20°) и обеспечить полную сохранность объектов, расположенных в районе работ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Технические правила ведения взрывных работ на дневной поверхности. Соглас. Госгортехнадзором СССР 24.04.1978 г. № 05-27/188. -М.: Недра, 1972.

2. Руководство по проектированию и производству взрывных работ при реконструкции промышленных предприятий и гражданских сооружений. РТМ 36.9-88. - М.: ЦБНТИ ММСС СССР, 1988.

3. Цейтлин Я. И., Смолий Н. И. Сейсмические и ударные воздушные волны промышленных взрывов. - М.: Недра, 1981.

4. Определение критических параметров колебаний охраняемых объектов при взрывном дроблении фундаментов и обрушении зданий при реконструкции. РТМ 36.22.91. - М.: ЦБНТИ ММСС СССР, 1991. EES

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Зеленин Михаил Юрьевич1 - генеральный директор, e-mail: permvzryv@yandex.ru,

Хабибулин Вахит Рашитович1 - главный инженер, e-mail: permvzryv@yandex.ru, Гущенко Дмитрий Евгеньевич1 - инженер ПТО, e-mail: permvzryv@yandex.ru,

Барон Всеволод Лазаревич2 - доктор технических наук, генеральный директор, e-mail: cpesslbvr@mail.ru,

Ганопольский Михаил Исаакович2 - доктор технических наук, заместитель генерального директора, e-mail: cpesslbvr@mail.ru,

1 ЗАО «Пермвзрывпром»,.

2 Ассоциация «Союзвзрывпром».

UDC 622.235

Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2016. No. 6, pp. 149-160.

M.Yu. Zelenin, V.R. Khabibulin, D.E. Guchenko, V.L. Baron, M.I. Ganopol'skiy

BLASTING FOR DIRECTED COLLAPSE OF A REINFORCED CONCRETE PIPE WITH A HEIGHT OF 150 M IN IZHEVSK (UDMURTIA)

The results of directional explosion for collapse of reinforced concrete pipe with a height of 150 m in Izhevsk (Udmurtia) are considered. A new scheme blast hole charges and explosives in weakening zone of the pipe is proposed. Measures enabling directional explosion of smoke concrete pipe in limited sector of breaking-down (equal to 200) and full safety of environment are considered. Formulas and results of the calculations of seismic and air shock waves at different protected objects through explosion and falling of the pipe on ground are described.

Key words: reinforced concrete pipe, directional collapse, blast hole charges, seismic vibrations, air shock wave.

AUTHORS

Zelenin M.Yu}, General Director, e-mail: permvzryv@yandex.ru, Habibulin V.R.1, Chief Engineer, e-mail: permvzryv@yandex.ru, Guchenko D.E}, Engineer PTD (Production and Technical Department), e-mail: permvzryv@yandex.ru,

Baron V.L.2, Doctor of Technical Sciences, General Director,

e-mail: cpesslbvr@mail.ru,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ganopolskiy M.I.2, Doctor of Technical Sciences,

Deputy General Director, e-mail: cpesslbvr@mail.ru,

1 SAO «Permvzryvprom», 614500, Perm, Russia,

2 Association «Soyuzvzryvprom», 107078, Moscow, Russia.

REFERENCES

1. Tekhnicheskie pravila vedeniya vzryvnykh rabot na dnevnoy poverkhnosti. Soglas. Gosgortekhnadzorom SSSR 24.04.1978 № 05-27/188 (Technical rules of blasting on the surface. Agreed Gosgortekhnadzor USSR 24.04.1978 no 05-27/188), Moscow, Nedra, 1972.

2. Rukovodstvo poproektirovaniyu iproizvodstvu vzryvnykh rabot pri rekonstruktsiipro-myshlennykh predpriyatiy i grazhdanskikh sooruzheniy. RTM 36.9—88 (Guidance on the design and manufacture of blasting during the reconstruction of industrial enterprises and civil structures. RTM 36.9-88), Moscow, TsBNTI MMSS SSSR, 1988.

3. Tseytlin Ya. I., Smoliy N. I. Seysmicheskie i udarnye vozdushnye volny promyshlen-nykh vzryvov (Seismic and air shock wave of industrial explosions), Moscow, Nedra, 1981.

4. Opredelenie kriticheskikh parametrov kolebaniy okhranyaemykh ob"ektov pri vzry-vnom droblenii fundamentov i obrushenii zdaniy pri rekonstruktsii. RTM 36.22.91 (The determination of the critical parameters of the oscillations of protected objects with explosive crushing foundations and collapse of buildings during reconstruction. RTM 36.22-91), Moscow, TsBNTI MMSS SSSR, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.