Аннамырадова Шемшат Дурдымырадовна,
преподаватель. Кулыева Багты, преподаватель.
Бабакулов Атаджан,
студент.
Туркменский государственный архитектурно-строительный институт.
Ашхабад, Туркменистан.
ВЗРЫВЧАТЫЕ ВЕЩЕСТВА И ИХ ТЕХНИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Аннотация
При проведении взрывных работ обязательно соблюдение инструкций «Единые правила взрывной безопасности» и ГНвЭД Ш-А.П-80, утвержденных Министерством обороны. Это правило необходимо соблюдать также при хранении и транспортировке взрывоопасных материалов. Взрывные работы проводятся только с разрешения Инспекции по безопасности. К работе со взрывчатыми веществами допускаются только лица, прошедшие испытание Квалификационной комиссии по взрывчатым веществам. Основными условиями проведения взрывных работ является расчет зоны пределов безопасности, за пределами которой возможно воздействие сейсмичности на людей, механизмы, здания и сооружения, воздействие воздушных волн, повреждение, разрушение и разрушение от воздействия толчков, вызванных взрывом, недостаточно.
Ключевые слова:
строительство, взрывные работы, инжиниринг, безопасность, технологии.
Abstract
When carrying out blasting operations, it is mandatory to comply with the instructions "Unified Rules for Explosive Safety" and GNvED III-A.!!-80, approved by the Ministry of Defense. This rule must also be observed when storing and transporting explosive materials. Blasting operations are carried out only with the permission of the Safety Inspectorate. Only persons who have passed the test of the Qualification Commission for Explosives are allowed to work with explosives. The main conditions for carrying out blasting operations are the calculation of the safety limit zone, beyond which the impact of seismicity on people, mechanisms, buildings and structures, the impact of air waves, damage, destruction and destruction from the impact of shocks caused by the explosion is not sufficient.
Key words:
^ns^u^^, blasting, engineering, safety, technology.
Решение инженерных задач в камерных зарядах можно привести в качестве примера его применения в конце 60-х годов при строительстве паводковой дамбы Алма-Аты высотой более 100 метров. Во время строительства плотина подвергалась сильным приливам из-за гор и реки WASH, расположенной вверх по течению от плотины. Один из авторов данного учебника (Казиев А.С.) имел возможность ознакомиться с ущербом и разрушениями, нанесенными сильным землетрясением, прошедшим над этим объектом. В 1977 году в Алма-Ате прошла Всесоюзная конференция «Фундаментостроение в сложных грунтовых условиях». Участники этой конференции (в том числе Казиев А.С.) были ознакомлены с разрушениями, вызванными землетрясением, на кадрах кинохроники. По подсчетам специалистов Гидропроекта им. Жука, еще пять лет отведено на
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «CETERIS PARIBUS»
ISSN (p) 2411-717X / ISSN (e) 2712-9470
№10 / 2023
разработку и раскопки объекта силами механизмов (грузовиков, бульдозеров, экскаваторов и т. д.). Но это было не похоже на сады, ведь если бы через пять лет наводнение повторилось, оно наверняка смыло бы недостроенную набережную или обрушило бы ее. Поэтому было принято решение снять земляную плотину взрывным методом. Было рассмотрено несколько вариантов и в итоге было заимствовано оригинальное схематическое решение из другой области техники, которое до сих пор не применялось в производстве взрывчатых веществ в мире. Масса общего взрывчатого вещества в заряде - 9325 тн, масса отдельного заряда - 3600 тн. На данный момент это считается крупнейшим соревнованием в мире по проверке качества этих взрывчатых веществ. По принятой схеме два линейных заряда были размещены у правобережного ориентира, близкого к нижнему ориентиру реки. Первая ступень имела четыре вспомогательных заряда массой 1600 тн, вторая ступень -основной заряд массой 3600 тн (с задержкой детонации 4 с). Затем, через полгода, на левом берегу берега были установлены заряды с целью поднять высоту края дамбы. Там сделали два ряда и разместили в каждом ряду по пять зарядов: три центральных заряда первого ряда сгорели сразу (более 150 мс), а пять зарядов второго ряда сгорели через 2 с. Общий вес зарядов левого берега составил 4 тысячи тонн. В результате двух взрывов образовалась куча объемом 2,5 млн м3, высотой слоя свай 80 м и средним уклоном 1:3. Объемный вес засыпанной кучи составил 2,1 т/м3. Этот взрыв помог учёным-специалистам определить величину сопротивления зарядов на близком расстоянии, сообщив о случаях 80 м, а также определить быстрое развитие воздействия сейсмической волны, температуру взрыва, давление газы и другие. Эти взрывы проводились по расчетам и схемам. В СССР взрывные работы широко применялись при гидротехническом строительстве плотин, дамб и водотоков. До 1950-х годов в тела или стены плотин забрасывали только однополые скальные или земляные породы. Взрывной метод получил свое дальнейшее развитие при строительстве Нурекской ГЭС (Таджикистан) - где методом взрывных работ укладывались горные породы различного состава. Он установил полюсную призму, фильтр и проектор всего за один раз. Метод внешнего прикрытия (напора) зарядов считается менее экономичным, поэтому его часто применяют для обрушения сооружений, разрушения мелких глыб после взрыва, валки деревьев и выкапывания их корней, углубления и очистки водоемов.
При проведении взрывных работ обязательно соблюдение инструкций «Единые правила взрывной безопасности» и ГНвЭД Ш-А.П-80, утвержденных Министерством обороны. Это правило необходимо соблюдать также при хранении и транспортировке взрывоопасных материалов. Взрывные работы проводятся только с разрешения Инспекции по безопасности. К работе со взрывчатыми веществами допускаются только лица, прошедшие испытание Квалификационной комиссии по взрывчатым веществам. Основными условиями проведения взрывных работ является расчет зоны пределов безопасности, за пределами которой возможно воздействие сейсмичности на людей, механизмы, здания и сооружения, воздействие воздушных волн, повреждение, разрушение и разрушение от воздействия толчков, вызванных взрывом, недостаточно. При проведении взрывных работ на каждом объекте зоны его опасного радиуса определяются специальными расчетами. Если в районе объекта имеется замкнутое давление (невозможность присутствия личного состава при взрыве), то РБ.3. размер площади можно уменьшить в 1,5 раза. Разрешение Минобороны получается после разработки схемы проведения взрывных работ на объекте и прилегающей к нему территории. На схеме должны быть подписи ответственных лиц заинтересованных учреждений - они подтверждают отсутствие опасного воздействия взрыва на подземные и наземные коммуникации, а также на здания и сооружения, расположенные в этой зоне. Перед взрывом границы опасных зон принимаются за охрану населения. Перед взрывом бомбардировщики и инженерно-технический персонал выводятся в средства искусственного или естественного подавления за пределы опасной
зоны. На земле размещают временную электростанцию, распределительное устройство, взрывную машину, электроустановку. Первый взрывной сигнал сигнализируется звуковыми или цветными флажками, а в ночное время - красными огнями. По первому сигналу (тревоге) камень опасной зоны выносят в кольцо обороны, затем камеру наполняют взрывчаткой и заряжают, весь персонал эвакуируют, остается только взрывчатка. По второму сигналу проводятся подготовительные работы (связанные со взрывчатыми веществами), а по третьему сигналу поджигается провод или подводится ток. Непосредственно перед основным взрывом детонатор детонирует специальную пробирку. После этого все игроки выходят в пресс. О завершении детонации свидетельствует четвертый сигнал. Взрывчатые вещества и материалы следует размещать вдали от опасной зоны и вдали от сооружений и за пределами населенных пунктов.
Расстояние от шлагбаума до места хранения взрывчатых веществ не должно быть более 40 м, а за пределами шлагбаума устанавливается запретная зона шириной не менее 50 м. Места хранения взрывчатых веществ расположены в отдельных помещениях. В одном месте хранения допускается хранить не более 3 тонн взрывчатых веществ. Список использованной литературы:
1. Единые нормы и расценки на строительные и ремонтностроительные работы. Госстрой СССР, 1974.
2. Строительные краны. Справочник под ред. В.П. Станевского. Киев, Биздивельник, 1984.
3. Андрев А.Ф. Применение грузозахватных устройств для строительно-монтажных работ. М. Стройиздат, 1985.
4. ВЕАД. Предотвращение аварий зданий и сооружений. Сборник научных трудов. М. 2005.
5. Руководство по высотным зданиям. Типология и дизайн, строительство и технология. - М.: ООО «Атлант-Строй», 2006.
6. Цай Т.Н., Ширшиков Б.Ф. и др. Инженерная подготовка строительного производства. М., Стройиздат, 1990.
7. Цай Т.Н., и др. Конкуренция и управление рисками на предприятиях в условиях рынка. М., «Аланс», 1997.
© Аннамырадова Ш.Д., Кулыева Б., Бабакулов А., 2023
Овулягулыева Дженнет
Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Атаева Энесолтан
Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Бабаева Шемшат
Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
Бегенджова Гулалек
Институт инженерно-технических и транспортных коммуникаций Туркменистана
г. Ашхабад, Туркменистан
ИННОВАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ: ОТКРЫВАЯ НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ В СОВРЕМЕННОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Аннотация
В статье рассматривается актуальность и значение инноваций в современной архитектуре, а