Научная статья на тему 'Взгляды современников на войну и дух российских Вооруженных сил конца XIX-начала XX веков'

Взгляды современников на войну и дух российских Вооруженных сил конца XIX-начала XX веков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
199
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Война / дух / армия / вооруженные силы / Генеральный штаб / мораль / гуманизм / отечество. / War / spirit / army / armed forces / general staff / morality / humanism / fatherland

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павлов Андрей Валерьевич

Как на войну смотрело общество из числа военных и интеллигенции на стыке XIXХХ веков? Почему одно настроение сменялось другим? В статье, на основе воспоминаний и мемуаров известных исторических личностей — военачальников конца XIX-начала ХХ веков, проведен анализ видения ими происходящих событий, сделана попытка определения причин изменения отношений к войне, в том числе, в рамках событий, происходящих в наши дни, и дан относительный прогноз, к чему необходимо быть готовым в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS OF CONTEMPORARIES ON THE WAR AND SPIRIT OF THE RUSSIAN ARMED FORCES OF THE END OF THE XIX-EARLY XX CENTURIES

How did the military and intelligentsia society look at war a century ago? Why did one mood change to another? In the article, on the basis of memoirs of famous historical personalities — military leaders of the late XIX-early XX centuries, an analysis of their vision of the events taking place was carried out. An attempt has been made to determine the causes of a change in attitudes toward war within the framework of events occurring in our days. A relative forecast is presented for what you need to be prepared for in the future.

Текст научной работы на тему «Взгляды современников на войну и дух российских Вооруженных сил конца XIX-начала XX веков»

82

УДК 93 ББК 63.3

ВЗГЛЯДЫ СОВРЕМЕННИКОВ НА ВОЙНУ И ДУХ РОССИЙСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ КОНЦА XIX-НАЧАЛА XX ВЕКОВ

Павлов Андрей Валерьевич,

преподаватель Военной академии Ракетных войск стратегического назначения имни

Петра Великого,

ул. Карбышева, д. 8, г. Балашиха, Московская обл., 143900, Россия,

e-mail: zigfrid71@mail.ru

Аннотация

Как на войну смотрело общество из числа военных и интеллигенции на стыке XIX-ХХ веков? Почему одно настроение сменялось другим? В статье, на основе воспоминаний и мемуаров известных исторических личностей — военачальников конца XIX-начала ХХ веков, проведен анализ видения ими происходящих событий, сделана попытка определения причин изменения отношений к войне, в том числе, в рамках событий, происходящих в наши дни, и дан относительный прогноз, к чему необходимо быть готовым в будущем.

Ключевые слова

Война, дух, армия, вооруженные силы, Генеральный штаб, мораль, гуманизм, отечество.

Крупномасштабных войн становится все меньше, а число военных конфликтов постоянно растет. По оценкам ряда экспертов их количество (войн и военных конфликтов), на сегодняшний день в мире достигает более сорока. При этом Россия в той или иной степени, явно или косвенно участвует (обеспечивает сдерживание или обвиняется в участии) в ряде из них (Украина, Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Таджикистан, Сирия). При этом население России по-разному относится к этим событиям.

Война не адвокат, она не руководствуется уголовным и уголовно-процессуальным кодексом, она выше людской правды, ее проявления не всегда объяснимы и понятны. Но точно понятно одно — она признает только храбрых, цельных умом, душой и телом. И тех, кто верит, верит в победу, счастье, успех, удачу.

Доподлинно не известно, когда началась первая война на Руси. Что считать началом: междоусобные схватки за власть, или набеги кочевников. Но точно понятно, что Россия прошла варварские войны, целью которых было уничтожить все, что есть у нас и самих нас. Россия прошла захватнические войны, целью которыми враги

ставили захватить наши земли, заставить нас работать на себя. Россия была на грани ресурсных войн, когда в начале 90-х годов ХХ-го столетия за копейки, а порой за бартер или совсем бесплатно ресурсы России перекачивались на Запад. Сейчас мы участвуем в информационной войне, первый бой в которой мы проиграли в начале августа 2008 года, но нашли в себе силы исправить ситуацию и не дали захватить врагу наше сознание, хотя «раненых и покалеченных» в этой войне у нас предостаточно.

XIX век стал веком масштабных преобразований Европы, в первую очередь в социальной, правовой, интеллектуальной, институциональной, экономической сферах. Это время зарождения, становления и развития индустриальных и гражданских обществ, оформления правовых и национальных государств, расцвета и начала разложения европейских империй. В этом веке формируются основные институты современного общества: демократия, гражданское общество, социальные защищенность и равенство, массовая культура. Российская империя не была исключением в этих процессах. Однако специфика ее развития состояла в том, что на них накладывалась политическая

косность самодержавного режима и отдельных социальных институтов. Вместе с тем Россия выступала полноправным членом международной жизни, а после Отечественной войны 1812 года и Заграничных походов 1813-1814 гг. она стала одним из ведущих игроков на международной арене. В то же время, эти успехи, а также интриги внутри императорского двора привели к тому, что постепенно Россия стала отставать в своем развитии. И «лакмусовой бумажкой» стало поражение в Крымской войне 1853-1856 гг., которое послужило началом проведения Великих реформ 1860-х — 1870-х гг., в том числе и в военной сфере.

Результаты этих реформ были проверены уже скоро, в ходе Русско-Турецкой войны 1877-1878 гг., где обновленная Россия одержала уверенную победу (можно провести параллели с реформами Вооруженных Сил Российской Федерации 2010-х годов и их действиями за пределами Российской Федерации). Но, как всегда, история повторилась. Самоуспокоенность, самонадеянность, а, порой, безынициативность и безалаберность политического и военного руководства России, привели к тому, что была проиграна русско-японская война 1904-1905 гг. И опять понадобилось поражение, а также десять лет, чтобы изменить взгляды на армию и флот, вновь поднять их на высокий уровень, в первую очередь, за счет массового перевооружения, чтобы показать мощь российской армии в начальный период Первой мировой войны.

Эти «качели» тяжелым эхом отдавались в сердцах и умах большинства российских патриотов и, в первую очередь, военнослужащих. Были и славные победы, были и горькие поражения, одновременно с которыми менялись взгляды на войну в целом и на ее духовную составляющую, особенно на непосредственных участников этих событий.

Безусловно, война несет в себе разруху и лишения, страдания и горе, позор и смерть.

«Черным по белому, с упоминанием божьего имени повелевалось приступить к самому небожескому, что случается на землях и водах», — так относились к приказу о начале войны с Турцией в середине XIX века, — «к убийству массовому, холодно и расчетливо продуманному, награжденному крестами как могильными, так и нагрудными»1. Как сильно сказано! Как переплелись в этой цитате вся суть войны, черное и белое, добро и зло:

1 Давыдов Ю. В. Нахимов. Баку: Ишыг. 1987. С. 97.

««с упоминанием божьего имени повелевалось приступить к самому небожескому..», совершить самый страшный грех на земле — убийство. И показательное окончание — ««награжденному крестами как могильными, так и нагрудными», которое опять стало в целом, а в первой части, к сожалению, актуальным только в современной России. В Советской России крестами не награждали. Опять, как и сто лет назад, мы одновременно гордимся и с горечью плачем над тем, что происходит в наши дни, на полях сражений современных войн и военных конфликтов.

«Раз начав войну, — утверждал великий русский военачальник Михаил Дмитриевич Скобелев, — нечего уже толковать о гуманности». «Война и гуманность не имеют ничего общего между собой», — говорил «Белый генерал». «На войну идут тогда, когда нет иных способов. Тут должны стоять лицом к лицу враги — и доброта уже бывает неуместна». И, как апогей всей речи: «Или я задушу тебя или ты меня»2. Сейчас, когда формально существуют правила войны, это утверждение выглядит жестоко. Но, помилуйте, о каких правилах может идти речь, когда США, без санкции ООН, уничтожает тех, кого только Белый Дом считает виновными?! Вместе с тем, ход истории не раз подтверждал истину, что только мертвый враг не нанесет тебе вреда, не поднимет против тебя меч, не выстрелит в спину. Но кто враг, а кто друг? Сегодня — одни, завтра — другие. Пример отношений современных России и Турции показателен, а в исторической ретроспективе — безоговорочен. Конечно, потом могут быть всевозможные военные трибуналы, суды по правам человека и сопутствующие им события. Но только — для проигравших! Победителей не судят...

И еще о гуманности войны, если в отношении нее так можно говорить. «В войне есть одно правило: не замечать крови и слез. Когда говорят о нарушении правил войны, — писал в своем дневнике участник Первой мировой и Гражданской войн Сергей Иванович Мамонтов, — мне смешно слушать. Война самая аморальная вещь. Правила для аморализма? Рыцарские чувства на войне неприменимы». «Это только пропаганда для дураков», — замечал автор дневника. «Преступление и убийство становятся доблестью, армия из сплошных философов была бы дрянной

2 Немирович-Данченко В. И. Скобелев. М.: Воениздат.

1993. С. 69.

83

84

армией, я бы предпочел армию из преступников»3. Все верно сказано. Философствовать, рассуждать, спорить, приводить различные доводы «за» и «против» — нужно до войны, до первого выстрел, до первой жертвы. После — поздно. В «лучшем» случае — модные сегодня санкции или кровная месть, в худшем — истребление целых народов и государств. Но при этом всегда необходимо помнить и понимать, что конец военных катастроф возникает среди пушечного пламени, а начало — при свечах дипломатических канцелярий4.

Война обладает ярко выраженными динамическими свойствами — еще вчера тут росли сады, а сегодня рвутся снаряды. Отступление, не по его воле, полка Николая Николаевича Юденича после поражения под Мукденом (сражение в период 6-24 февраля 1905 года — прим. автора) так описывают современники: «По пути из Мукдена часто попадались брошенные людьми селения. Они были совершенно пусты». Очевидцы тех событий утверждали, что между домов нередко бродили солдаты в поисках какого-либо растительного корма для лошадей и любого дерева для розжига костров и походных кухонь. «Таково было лицо войны», — писали свидетели и участники отступления5. Все в истории повторяется. Так было до Мукдена, когда Наполеон отступал со своей армией из России по пустынным полям и лесам Московской и Смоленской губерний. Так было и после Мукдена, в годы Великой Отечественной войны, при отступлении по этой же земле войск Гитлера. Война как саранча: налетает, уничтожает все на своем пути: ««пришла саранча, ..., и покрыла землю, и было видеть страшно, шла она к северным странам, поедая траву и просо»6. Как будто о России сказано в суровые годы войн на ее земле.

Бессердечность, безжалостность и жестокость — вот спутники войны. «Никто не думал о погибших на японских судах, — писал Сергей Николаевич Тимирёв, — но все со злорадством торжествовали (!?) и праздновали (!?) день отм-

3 Мамонтов С. И. Походы и кони. М.: АСТ. 2018. С. 128129.

4 Давыдов Ю. В. Нахимов. Баку. 1987. С. 86.

5 Шишов А. В. Юденич: Генерал Юденич. М.: Астрель, АСТ. 2004. С. 79.

6 Мартынов Г. Г. Заметки о топонимии Поволховья

в пределах Ленинградской области // Топонимиче-

ский альманах. 2017. № 2. С.15-31.

щения за «Петропавловск», за Макарова»7. Это слова С. Н. Тимирёва, боевого товарища адмирала Александра Васильевича Колчака, супруга которого, впоследствии, на долгие годы стала спутницей жизни Верховного правителя России, были сказаны им после уничтожения японских броненосцев «Хацузе» и «Яшима» в Русско-Японскую войну. Под одним небом, в одном море, в одно мгновение слились кровь и слезы, сплелись смех и ликование, объединились торжество и поминки. Как можно праздновать смерть?! Тем более теми, кто с молоком матери впитал в себя христианские традиции, веру в Бога и человеколюбие. Или не так сильна в нас вера?!

Достаточно ярко демонстрируются взгляды современников на поражения Русской армии и флота, особенно тех, кто сам стоял с оружием в руках, армейцам и морякам, которым «виделось одно: неудовлетворенность таким исходом русско-японской войны». И суть дела состояло даже не в отданном Японии по мирному договору Южном Сахалине. Практически на всех давила мысль о бесполезных трудах, затратах, схватках, боях, сражениях и, самое главное, жертвах, «доставивших русскому оружию вместо славы позор»8. И, что характерно, с яростью гиен и шакалов, об этом, в первую очередь, во всю кричали оппозиционные правящему режиму средства массовой информации и политики разного толка. Аналогичным образом поступают и в наше время оппозиционные власти СМИ, их авторы как будто специально ждут любого прокола, промаха или ошибки руководства России.

Позор вместо славы.. .А был ли позор в этом поражении? И, вообще, возможен ли позор в ходе войн, в ходе поражений и побед? Было ли позором оставление Москвы фельдмаршалом Михаилом Илларионовичем Кутузовым в 1812 году? Или это был триумф Наполеона? Было ли позором для Германии окружение под Сталинградом 22-х дивизий Вермахта в Великую Отечественную войну? Или сдача их в плен стала триумфом разума и понимания бесполезности сопротивления, позволившее сохранить сотни тысяч жизней как советских, так и немецких солдат? Споря о таких категориях нельзя забывать о том, под каким углом на них смотреть. Как сказал ге-

7 Зырянов П. Н. Адмирал Колчак, верховный правитель России. М.: Молодая гвардия. 2009. С. 125.

8 Шишов А. В. Юденич. М., 2004. С. 91.

рой Машкова в фильме «Олигарх»: «Крокодил больше длинный, чем зеленый. Потому, что он длинный и сверху, и снизу, а зеленый — только сверху».

Можно ли о победителе говорить, как о бесспорно доблестном и честном? Сунь-Цзы говорил: война — это путь хитрости9. Может ли хитрый человек быть доблестным и честным? На взгляд автора, емко и точно на этот вопрос ответил М. Д. Скобелев: «Знаете, надо всегда уметь пользоваться не только способностями, доблестями и достоинствами людей, но и их пороками, — писал М. Д. Скобелев. — Разумеется, ради честного дела. Не для себя и не в свою пользу. Это в военном деле — необходимость»10. Цель оправдывает средства. А цель в войне одна — победа. Или, другими словами, — «all»s fair in love and war» — «в любви и на войне все средства хороши». Не правда ли, символично, в одной фразе — любовь, как основа жизни и война, как причина смерти!

Поэтому есть и другая сторона войны, другой взгляд на нее, не относящийся к гуманности и не связанный с морально-социальными аспектами. Ведь войну многие ждали, и ждали с нетерпением, видели в ней светлые моменты, гордились и были счастливы ощущать себя участником военных действий или помощником в этом, отстаивать интересы своей страны, уничтожать врагов своей Родины, истреблять богоотступников, быть защитником своего Отечества. И, конечно, нельзя забывать, что слава победителя всегда равна силе побежденного.

О войне с Турцией 1877-1878 гг. генерал Алексей Алексеевич Брусилов говорил: «Никто не задавался вопросом, зачем нужна война, за что будем драться и т. д., считая, — отмечал он, — что дело царево — решать, а наше — лишь исполнять»11. В этих словах вся суть отношения служивого человека к войне, к вере в тех, кто ведет его в голод и холод, лишения и страдания, на штыки и пики, под пули и ядра.

В конце XIX века великие русские писатели А. И. Куприн, А. П. Чехов, М. Горький, Л. Н. Андреев и многие другие неоднократно рисовали образы будней офицеров того времени, их жизнь

9 Сунь-Цзы. Искусство войны: с комментариями и пояснениями. М.: АСТ. 2018. С. 39.

10 Немирович-Данченко В. И. Скобелев. М., 1993. С. 190.

11 Брусилов А. А. Мои воспоминания. М.: Воениздат.

1983. С. 19.

и бытие в межвоенный период. При этом ни у кого они, практически, не отличались друг от друга. Офицеров, по их мнению, и фактически, «больше засасывало в некую трясину обыденщины и беспросветной тоски». Следствием этого становились азартные игры, злоупотребление алкоголем, а также бич того времени — дуэли. «Военные ждали войны как избавления от унылого времяпрепровождения»12.

Но настал час войны и офицеры, которых «огульно обвиняли в отсутствии совести, пьянстве, разгильдяйстве и лени», без оглядки на жизнь и здоровье отдавали себя, защищая Россию13. Это о русско-японской войне, которая по замыслу русского правительства должна была отвлечь общество от участия в антиправительственных выступлениях.

Генерал Сергей Леонидович Марков 26 ноября 1916 года на занятиях по тактике со слушателями Николаевской Академии Генерального штаба говорил: ««ваше счастье в геройском подвиге, военной доблести, ваше счастье в седле, на спине прекрасной боевой лошади!». «Идите туда, — восклицал он, — на фронт! Там, среди рева орудий и свиста пуль, ловите свое счастье! Нет выше блага, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая Отечество»14. По иронии судьбы эту речь слушал Аполлон Яковлевич Крузе, который в Гражданскую войну в войсках адмирала А. В. Колчака дослужился до генеральского чина, награждался боевыми наградами, попал в плен и перешел на службу в Рабоче-Крестьянскую Красную армию. В год начала Великой Отечественной войны окончил Военную академию имени Михаила Васильевича Фрунзе, с февраля 1943 года исполнял должность начальника штаба Сталинградской группы войск, осенью того же года командовал 93-й стрелковой дивизией, освободившей Миргород, а с ноября 1944 года — 24-м гвардейским стрелковым корпусом, участвовавшим в освобождении Братиславы. Был награждён многими государственными наградами теперь уже СССР, а в 1949 году, через 30 лет после производства в генерал-майоры у А. В. Колчака, получил звание генерал-лейте-

12 Кисин С. В. Деникин. Единая и неделимая. Ростов-на-Дону: Феникс. 2012. С. 23-24.

13 Зверев С.В. Генерал Краснов. Как стать генералом. Ро ст.-н а-Д он у: Феникс. 2013. С. 121.

14 Кисин С. В. Деникин. Ростов-на-Дону, 2012. С. 265.

85

86

нанта Советской армии15. И кто возьмет на себя смелость утверждать, что генерал Крузе не внял словам Маркова, не отстоял Отечество?! Исчезла Российская Империя, появился СССР. Прошло семьдесят с небольшим лет и исчез СССР, появилась Россия. И те, кто присягая на верность СССР, клялся: ««Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.». Они что, не защитили свою Родину? Все просто: в августе 1991 года приказа не последовало, как и в 1917 году, а сил и смелости взять на себя ответственность и принять решение, на то, к чему призывала Присяга, к чему готовили в военных академиях и училищах не хватило. И Великая страна канула в Лету. Банально, но история не любит сослагательных наклонений. И поэтому сейчас в нашей стране есть люди, которые счастливы, что их дети, мужья, братья и отцы не повторили путь Гражданской войны начала прошлого века, но, при этом, сожалеют, что не осталось той страны, которая гарантировала им уверенность в будущем. Так сказать, своеобразные единство и борьба противоположностей в человеке и социуме, которые никогда не достигнут равновесия.

«Военная и офицерская служба — это прежде всего подвиг, — писал генерал Петр Николаевич Краснов в официальной газете Военного министерства «Русский инвалид», издававшейся в Санкт-Петербурге в 1862-1917 гг. — Это отречение от самого себя, это тернистый путь, часто заканчиваемый терновым венком мученика. Но зато, в ней много поэзии, много такого обаяния, что заставляет служить ей, несмотря на все ее невзгоды»16. Здесь к поэзии военной службы относится своеобразная художественно-историческая летопись судеб военнослужащих, их семей и боевых товарищей, всех тех, кто плечом к плечу отстаивал и защищал Отечество. А в обаянии видится способность военного человека привлекать к себе, располагать к хорошему отношению, очаровывать людей, покоряя их своей высокой

15 Ганин А. В. Недоноски? // Родина. 2014. № 8. С. 62-66.

16 Зверев С. В. Генерал Краснов. Ростов-на-Дону, 2013.

С. 182.

культурой, нравственностью, дисциплиной и самопожертвованием ради «Веры, Царя и Отечества». И при этом общество, светское общество, понимало и принимало, что этот военный человек убивал, может быть и жестоко, может быть и десятки, и сотни.

Без поражений нет побед. И каждая победа, пусть и маленькая, вызывала подъем патриотизма и психологического состояния участников боевых действий. Даже в ходе Мугденского сражения, проигранного русскими войсками, были светлые моменты, когда, объезжая поле боя, тогда еще полковник, Н. Н. Юденич, в окопах своих подчиненных «всюду видел радостные лица солдат, слышал их веселую перекличку. Удача в бою бодрила всех, и тяжесть бессонной ночи не сказывалась на настроении бойцов: ведь они одержали победу»17.

Не только военные, но и сугубо гражданские жители России видели в войне положительные стороны. «Участие России в этой войне (Первой мировой — А. П.) главной своей целью имеет искоренение тлетворного влияния на нее германской традиции милитаризма и германского капитала», — писал родным домой майкопский врач Василий Федорович Соловьев в сентябре 1914 года, — «Германия тянет Россию назад в прошлое, а участие России в этой битве народов в одном лагере с передовыми нациями (Великобританией, Францией, Японией, Сербией, а позднее — США, Италией и Румынией — А. П.) дает надежду на прогрессивное развитие страны в послевоенном мире.»18. Интеллигенция того времени как могла поддерживала Россию в Первой мировой войне. На фронт уходили добровольцами писатели, художники, поэты. Один из самых известных из них — Николай Степанович Гумилев — служил в кавалерии, воевал умело и бесстрашно. Корреспондентами военных изданий стали Валерий Яковлевич Брюсов, Сергей Митрофанович Городецкий. В санитарных поездах служили Алексей Николаевич Толстой, Сергей Александрович Есенин, Александр Николаевич Вертинский. В Припятских болотах строил военные сооружения Александр Александрович Блок.

17 Шишов А. В. Юденич.М., 2004. С. 75.

18 Морозова О. М. Генерал Иван Георгиевич Эрдели. Страницы истории Белого движения на Юге России. М.: Центрполиграф. 2017. С. 61.

Несомненно, войны стимулируют промышленность, науку, искусство и, кроме того, убирают из нашей жизни старое и отсталое, изменяют взгляды людей на окружающую действительность. Но, вместе с тем, они уничтожают действительность.

Война является проявлением одной из сторон общественной жизни человечества, говоря об этой жизни в широком смысле этого понятия. Находясь в зависимости от норм и законов, управляющих созданием, развитием и жизнью общества, она, война, остается одной из наиболее частых форм человеческой деятельности, «в которой агенты разрушения и уничтожения переплетаются и сливаются с элементами творчества и развития, с прогрессом, культурой и цивилизацией»19.

«Война, — говорилось в приказе по Черноморскому флоту, изданному 19 июля 1916 года А. В. Колчаком в качестве командующего оным ко второй годовщине начала Первой мировой войны, — неизменно связана с лишениями и страданиями». По его мнению, главная тяжесть войны заключалась, в первую очередь, в непрерывной напряженной, наполненной драматизмом, работе, не связанной, напрямую, с успехами и или неудачами в боях и битвах, а не непосредственно в боевой деятельности, к которой готовятся в мирное время и к которой основная масса людей идет охотно. «Война, — продолжал А. В. Колчак, — должна стать для каждого желанным временем, лучшим периодом нашей жизни, ее главной целью, ибо любовь к войне, по мнению командующего Черноморским флотом, — к военной деятельности и боевой работе заложены в душе каждого человека». Особенно, как утверждал адмирал, «молодого и здоро-вого»20. Так же, как и благородное, беззаветное стремление к славе и подвигу. Как это близко по смыслу и содержанию к словам одного из самых популярных исполнителей конца ХХ века, рано ушедшего от нас из-за трагической случайности, Виктора Цоя: «Война — дело молодых, лекарство против морщин», и, в продолжении: «смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать».

Два взгляда на войну, людей из одной эпохи, их одной страны, одной веры. Для одних она —

19 Зырянов П. Н. Адмирал Колчак.М., 2009. С. 212-213.

20 Зырянов П. Н. Адмирал Колчак.. .М., 2009. С. 265.

обогащение, для других — разорение. Для одних — горе, для других — радость. И, как итог, для одних она — смерть, для других — начало жизни. И в ходе войны нет правых и виноватых. Они появляются до нее. Таковыми, виноватыми, становятся те, кто зажигает огонь в дипломатических кабинетах, берет в руку перо или накручивает диск телефона, отдавая безумные приказы и распоряжения.

Ученые некоторых стран утверждают, что душа не умирает вместе с телом, а уходит в пространство Вселенной. Впереди нас может ждать самая страшная и жуткая война, предпосылки которой уже проявляются сейчас — война за наши души. В этой войне мы можем остаться с телом, но без души. Предвестником такой войны могут служить события, произошедшие в нашей стране на рубеже Х1Х-ХХ столетий, а в дальнейшем повторившиеся (история повторяется!) в период следующего межвекового рубежа.

Список литературы

1. Брусилов А. А. Мои воспоминания. М.: Вое-низдат, 1983. 256 с.

2. Ганин А. В. Недоноски? // Родина. 2014. № 8. С. 62-66.

3. Давыдов Ю. В. Нахимов. Баку: Ишыг, 1987. 160 с.

4. Зверев С. В. Генерал Краснов. Как стать генералом. Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. 220 с.

5. Зырянов П. Н. Адмирал Колчак, верховный правитель России. М.: Молодая гвардия, 2009. 637 с.

6. Кисин С. В. Деникин. Единая и неделимая. Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. 413 с.

7. Мамонтов С. И. Походы и кони. М.: АСТ, 2018. 448 с.

8. Мартынов Г. Г. Заметки о топонимии Повол-ховья в пределах Ленинградской области // Топонимический альманах. 2017. № 2. С.15-31.

9. Морозова О. М. Генерал Иван Георгиевич Эр-дели. Страницы истории Белого движения на Юге России. М.: Центрполиграф, 2017. 223 с.

10. Немирович-Данченко В. И. Скобелев. М.: Во-ениздат, 1993. 287 с.

11. Сунь-Цзы. Искусство войны: с комментариями и пояснениями. М.: АСТ, 2018. 190 с.

12. Шишов А. В. Юденич: Генерал Юденич. М.: Астрель, АСТ, 2004. 457 с.

87

VIEWS OF CONTEMPORARIES ON THE WAR AND SPIRIT OF THE RUSSIAN ARMED FORCES OF THE END OF THE XIX-EARLY XX CENTURIES

Pavlov Andrey Valerevich,

Lecturer Military Academy of the strategic rocket forces, Peter the great, 8, Karbysheva str., Balashikha, Moscow region, 143900, Russian Federation,

e-mail: zigfrid71@mail.ru

Abstract

How did the military and intelligentsia society look at war a century ago? Why did one mood change to another? In the article, on the basis of memoirs of famous historical personalities — military leaders of the late XlX-early XX centuries, an analysis of their vision of the events taking place was carried out. An attempt has been made to determine the causes of a change in attitudes toward war within the framework of events occurring in our days. A relative forecast is presented for what you need to be prepared for in the future.

Keywords

War, spirit, army, armed forces, general staff, morality, humanism, fatherland

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

88

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.