Научная статья на тему 'Взгляды на наказание и гендерное воспитание детей в России и западном мире'

Взгляды на наказание и гендерное воспитание детей в России и западном мире Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1203
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ / HISTORY OF EDUCATION OF CHILDREN / РЕЛИГИОЗНОЕ ВОСПИТАНИЕ / RELIGIOUS UPBRINGING / ТЕЛЕСНОЕ НАКАЗАНИЕ / CORPORAL PUNISHMENT / КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / RELIGIOUS DIFFERENCES / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / GENDER EDUCATION / ПРАВА РЕБЕНКА / CHILDREN'S RIGHTS / ОБЩЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / SOCIO-EDUCATIONAL ENVIRONMENT / ОДНОПОЛЫЕ БРАКИ / SAME-SEX MARRIAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильин Георгий Леонидович

В статье рассматриваются различные подходы к воспитанию детей в разные периоды времени. Прослеживается религиозное влияние Ветхого и Нового Завета на понимание воспитания детей. Анализируются отношения родителей и детей в современном обществе, в условиях победы феминизма, падения роли отца, появления третьего пола, принятия Конвенции прав ребенка, ревизии роли семьи и пр. Утверждается различие отношений общества к происходящим изменениям в России и на Западе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The divergent views on the education of children in Russia and the Western world

The article explores the differences in the upbringing of children in former times and at present. The author traced the religious influence of the Old and New Testament on understanding of parenting. The article analyzes the relationship of parents and children in modern society, in the predominance of feminism, the fall of the role of the father, the appearance of the third sex, the adoption of the Convention of the rights of the child, audit role of the family, etc. The author points out the distinction of the attitude of society to the changes taking place in Russia and in the West.

Текст научной работы на тему «Взгляды на наказание и гендерное воспитание детей в России и западном мире»

Общая педагогика, история педагогики и образования

Г.Л. Ильин

Взгляды на наказание и гендерное воспитание детей в России и западном мире

В статье рассматриваются различные подходы к воспитанию детей в разные периоды времени. Прослеживается религиозное влияние Ветхого и Нового Завета на понимание воспитания детей. Анализируются отношения родителей и детей в современном обществе, в условиях победы феминизма, падения роли отца, появления третьего пола, принятия Конвенции прав ребенка, ревизии роли семьи и пр. Утверждается различие отношений общества к происходящим изменениям в России и на Западе.

Ключевые слова: история воспитания детей, религиозное воспитание, телесное наказание, конфессиональные различия, гендерное воспитание, права ребенка, общественно-образовательная среда, однополые браки.

Воспитание детей было одной из ценностей, разделившей современные восточно-европейские и западно-европейские миры. В немалой степени на это разделение оказало влияние различие конфессий - православной и католической или протестантской, а вместе с тем различие в мировоззрении.

Так, в Западной Европе в ХУП-ХУШ вв. прежняя средневековая парадигма воспитания - «бить» дитя в младом возрасте, делая себе подобным, чтобы не жалеть о выросшем отпрыске в старости, как не оправдавшем родительских надежд, - дополнилась парадигмой Просвещения - «не бить», в ожидании, не вырастет ли из дитяти что-нибудь путное, самобытное, не похожее на родителей, или в идиллическом

го ^ ^

1 1 1 представлении о «цветах жизни в саду воспитания» (Ф. Фребель) [3],

^ 4- го

2 " о за которыми нужно ухаживать.

ш ш & О прежних воззрениях свидетельствует Л. Демоз: «Собранные мной

1= с ю

к ^ о свидетельства о методах наказания детей склоняют меня к мысли, что до восемнадцатого века очень большой процент детей регулярно били. Детей били, они вырастали и в свою очередь били собственных детей. Так повторялось век за веком. Редко звучали открытые протесты. Даже те гуманисты и педагоги, которые славились своей добротой и мягкостью, как, например, Петрарка, Ашэм, Коменский, Песталоцци, одобряли битье детей» [5].

Это были воззрения, сформированные под влиянием Ветхого Завета и Евангелий, резко отличающихся друг от друга. Тогда как в Ветхом Завете излагаются исконные взгляды на воспитание (притчи Соломона, книга Сираха), предполагающие суровость родителей, особенно отцов, по отношению к детям, то в Новом Завете утверждается иное отношение к детям как носителям будущего («если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», Мф. 18:3). То есть родители должны измениться и уподобиться детям, согласно Новому Завету, если не вести себя как дети, то хотя бы понимать их.

«В педагогии Ветхого Завета царит, вообще говоря, суровый патриархат со всеми его характерными свойствами: в нем глава семьи - всё, его права громадны, а все члены семьи, все домочадцы находятся в полном распоряжении домовладыки. Их личности малоценны, ничтожны, отношение к ним главы семьи сурово. В новозаветной христианской педагогии господствуют другие начала - любви, кротости, ценности каждой человеческой личности. Дети признаются Новым Заветом личностями, имеют не только обязанности, но и права. Христианская семья есть организация не на началах подчинения и строгости, как ветхозаветная, а на началах любви, взаимной помощи, относительного равенства, свободы всех членов семьи» [7].

В православной Восточной Европе и главным образом в России ветхозаветные идеи воспитания вошли «в плоть и в кровь» семейной, и не только, педагогической практики. Известно выражение М. Грека, критика русской церкви XVI в., «учиться долго со многим трудом и битьем» [Там же]. Принципы ветхозаветного воспитания определялись непосредственной реакцией воспитателя на действия воспитанника: хорошие поступки поощрялись, плохие - наказывались в соответствии с традицией. Диктат воспитателя над воспитанником основывался не только на праве сильного над слабым, но и на праве старшего как более мудрого.

В Западной Европе распространились гуманистические идеи воспи- Е тания, основанные на евангельском учении о понимании и терпимости § к другим людям. «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы 5 с ними» (Лк. 6:31). Не только в семейной, но и в педагогической практи- ^ ке стало проявляться иное отношение к детям, исходящее из понимания | невозможности четкого разделения плохого и хорошего, правильного и неправильного в оценке поступков. То и другое выступало в идеале скорее как продукт согласия воспитателя и воспитанника.

В первой парадигме целью воспитания было воссоздание в ребенке основных характеристик родителей, во второй - развитие собственных способностей ребенка, пусть даже непохожих на родительские. В первой были популярны поговорки: где родился, там и пригодился; яблоко от яблони недалеко падает; голым родился, гол и помрешь; во второй -из грязи в князи; каждый нищий может стать миллионером, каждая кухарка - управлять государством. Первая парадигма лежала в основе консервативного, сословного воспитания и образования, вторая - вдохновляла сторонников гуманистического, демократического, общеобразовательного направления.

Конечно, в описанной, столь различимой форме, противостояние Восточной и Западной Европы можно было наблюдать лишь в письменном дискурсе, в педагогической теории. В педагогической практике, как семейной, так и школьной, преобладало ветхозаветное отношение: «око за око, зуб за зуб» - за каждым проступком следовало наказание, неважно, физическое (телесное) или моральное, и главное, без учета мнения воспитуемого - старший (сильный) всегда прав. Розги исчезли из учебного обихода лишь к концу XIX - началу XX вв. [2]. Так, в европейской Англии лишь в 1980 г. были отменены телесные наказания в Итоне, одном из самых престижных колледжей.

«Попытки ограничить телесные наказания для детей делались и в семнадцатом веке, но самые крупные сдвиги произошли в восемнадцатом столетии. Самые ранние биографии людей, которых в детстве не били, по моим сведениям, относятся к периоду между 1690 и 1750 годами. В девятнадцатом веке старомодные порки начали терять популярность в большей части Европы и Америки. Наиболее затяжным этот процесс оказался в Германии, где до сих пор 80% родителей признаются, что бьют своих детей, из них 35% - палками» [5].

В той же Англии с викторианской эпохи, а может быть еще ранее, в семье существовал обычай освобождаться от детей, достигших определенного возраста, подобно птенцам из гнезда, чтобы они стали самостоятельными, научились зарабатывать на жизнь как сумеют.

¡± о

го

ч: ю

ш о

^ ^

ы ^ I

|— го

О 2 СО го го

Ф Ф О.

с ^ ю

сс к О

го ^ ^ Е?^

¿3 Р

О

и

Продолжение дела родителя, если таковое имелось, доставалось только старшему сыну (майорат), остальные должны были искать свою долю в меру сил, способностей и удачи.

В досоветской России на реальное проявление отношений к детям влияла роль матери. Домашнее воспитание в патриархальной семье строилось на правилах значительно менее строгих, в сравнении с теми, что изложены, к примеру, в «Домострое» [6]. Правила «Домостроя» отражают позицию образцового отца семейства, подобного ветхозаветному богу, жестокому, но справедливому, требующему страха и почитания. Но в любом патриархальном семействе, кроме отца, была мать, служившая своеобразным противовесом роли авторитарного, сурового отца и воплощавшая в себе все те чувства, которые были ему запрещены (жалость, любовь, милосердие), и без которых полноценное воспитание невозможно.

Таким образом, практическое семейное воспитание отличалось от воспитания ветхозаветного, представленного в священных книгах, прежде всего тем, что в нем учителем, воспитателем был не только отец, но и мать, выступавшая противовесом воспитанию отца, роль которой более всего связывается с образом богородицы, столь почитаемой в русском православии, да и в католичестве (Мадонна, Матерь божья, Богородица). Но ее роль оставалась скрытой за религиозной оболочкой, и общественное значение женщины в семейном воспитании и образовании, а затем и в жизни общества было осознано лишь в XIX в. и самым радикальным образом.

Таково было различие во взглядах на воспитание детей, определяемое толкованием Священного Писания православной и католической или протестантской религией. Ныне же к этому различию добавилось еще одно - в понимании полового, сексуального, гендерного воспитания детей.

Понятие «пол» в России известно издавна, в отличие от секса. Хотя слово секс происходит от лат. ^ехш - пол. Но секс - это нечто привнесенное с Запада, а стало быть - чуждое советскому, а позднее российскому обывателю. Когда участница телемоста в начале 1990-х гг. утверждала, что «секса у нас нет», она хотела сказать, что у нас нет беспорядочных, внесемейных половых связей и что всякие половые отношения регулируются институтом брака с помощью профкомов, парткомов или судебных органов.

Выступление было идеологически правильным, в духе советских времен, но совершенно не отвечало духу нового времени. Свидетельством его неадекватности могла служить и ироническая, даже саркастическая реакция присутствующих в зале телестудии, и реакция миллионной

телеаудитории, хорошо знавшей о расхождении реального и официаль- | ного положения вещей. Термин «секс» заменил слово «пол» и утвер- § ^ дился в российской речевой практике в значительной мере после этого 5 ° яркого телевыступления. I 1

Проблема полового или сексуального воспитания возникла в совре- | 2 менной России с появлением «рыночных отношений», расширивших о § рынок сексуальной литературы, свободной продажи контрацептивов, чю теле- и кинопродукции, пропагандирующей свободу половых отно- с шений. В городах появилась полулегальная проституция. Свободные половые отношения вновь стали распространяться среди населения, как в первые годы советской власти, когда церковный брак был заменен на гражданский, а семья превратилась в нечто условное.

На Западе представление о сексе в массовом сознании значительно изменилось со времен сексуальной революции 1960-х гг. В сексе видят уже не только способ продолжения рода, но прежде всего источник непосредственного получения удовольствия обоими партнерами -участниками сексуального отношения. Семья, рождение и воспитание детей оказывается далеко не на первом месте в системе ценностей современных молодых людей.

В постсоветских школах, которые всегда были отражением общества, наряду с падением учебной дисциплины, социального престижа учителя и преподавателя, проблемами употребления спиртных напитков и наркотиков, появились проблемы ранних сексуальных связей, сексуального насилия, беременности школьниц, венерических заболеваний подростков.

Попытки ввести сексуальное воспитание в школе часто сводились к изучению физиологии, анатомии, обучению гигиене полового акта. Это естественная и крайняя реакция на представления о романтической, «платонической» любви, господствовавших в прежней школе, когда даже о соотношении тычинки и пестика и процессе оплодотворения на уроках биологии учителя затруднялись говорить детям.

В нынешнем виде сексуальное воспитание представлено в его сугубо вульгаризированной форме, когда о половых отношениях, не только между мужчиной и женщиной, но и между однополыми парами, говорят открыто, без ограничений и оглядок на аудиторию и возраст слушателей, особенно в западных странах. А интернет в особенности способствует этому «дикому» половому воспитанию.

Однако секс не сводится к обучению различным формам или позициям совокупления двух (или более) людей. Секс - это, прежде всего, эмоциональное отношение к другому человеку во всем его разнообразии, в частности, показатель близости, выражения позитивных чувств.

т ^ ^

I s i В этом смысле следует понимать понятие «сексуальный символ», кото-

l l- га

£2 ¡2 § рым награждают звезд кино, телевидения, эстрады. И потому умест-

го го ^

5 ш g нее было бы говорить об эмоциональном и нравственном воспитании,

С Сц,

к g о частью которого может выступить гендерное воспитание.

^ о ^ Здесь следует развести понятия обучение и воспитание. Обучение связано с изучением неодушевленных явлений, вещей, предметов или их отношений, выступающих в качестве объекта школьного познания (ЗУНы - знания, умения, навыки). То есть обучение - это усвоение и освоение окружающего человека предметного мира, неважно, индивидуально или с помощью других людей.

А воспитание предполагает изучение отношений между людьми или просто живыми существами, выступающими как субъекты познания, обладающими чувствами, намерениями и целями, которые надо уметь понимать, чтобы сотрудничать с ними или противодействовать им. То есть воспитание - это изучение представлений, правил и умений жить в социальном мире. Отсюда - несводимость воспитания к обучению.

Но введение специального «предмета» по сексуальному воспитанию было бы аналогично таким же «предметам» по нравственному, идеологическому или патриотическому воспитанию. В действительности воспитание, в отличие от обучения, не должно принимать характер учебных предметов или курсов, но должно осуществляться путем создания должной образовательной среды, не только школьной, но и социальной, общественной нравственной атмосферы, в которой происходит формирование необходимых представлений и правил поведения.

А общественно-образовательная среда, в которой происходит воспитание детей, меняется стремительно, на глазах, особенно с начала XX в. В ней происходит множество изменений, не только семейных, но и социальных. Основное изменение связано с ролью женщин в современном мире. И здесь мы переходим к понятию «гендер».

Гендер (от лат. genus - «род») - термин, вошедший в речевой оборот после Второй мировой войны и явившийся продуктом развития феминизма - движения женщин за равноправие с мужчинами, возникшего в XIX в. Вначале это было право избирать, а затем - быть избранными на общественные должности. Далее последовала борьба за юридическое и социальное равенство женщин и мужчин в повседневной жизни. В этой борьбе родился термин «гендер», в отличие от пола и секса. Это была подлинная гендерная революция - победа за равноправие женщин, изменившая их положение в современном мире.

Феминизм способствовал определению понятий «пол» и «гендер» не только как физических различий людей по генитальным признакам, но и по социальной роли, связанной с полом, которую человек

11

СС ГО

выбирает, обнаруживая те или иные природные склонности. Они могут Е меняться с возрастом, что хорошо известно из работ З. Фрейда, понятие «либидо» (половое влечение). При этом склонности, влечения 5 ° и предпочтения могут проявляться независимо от половых особенно- 1 1 стей человека. Влечение к лицам того же пола принято называть гомо- | 2 сексуализмом (геи, лесбиянки), равное отношение к лицам обоего пола о § называется бисексуализмом (бисексуалы, гермафродиты), а стремление 5 о идентифицировать себя с другим полом, носить одежду другого пола с называют трансвестизмом.

Такое смешение полов привело к появлению понятия сексуального меньшинства или третьего пола. Оно означало признание существования людей с половыми признаками, либо расходящимися с физической, соматической организацией, либо обладающих теми или иными признаками, т.е. либо не считающих себя принадлежащими к своему природному полу, либо не знающих, к какому полу они относятся. Третий пол существовал всегда, но не был признаваем, сейчас он получил социальную поддержку во многих странах, стал мощным социальным движением благодаря общедоступным системам электронной связи.

Третий пол упрекают в непродуктивности, невозможности продолжать человеческий род. Но это не первое проявление социального движения, отказывающегося от детопроизводства. Достаточно напомнить известное издавна черное монашество или целибат, игнорирующие не только семейную, но и сексуальную жизнь. К тому же следует иметь в виду, что однополые браки, предполагающие воспитание ребенка, основаны на наличии в обществе множества бездомных детей, сирот, нуждающихся в родительской опеке, помимо государственных домов-интернатов.

Современное общество характеризуется не только свободой нравов, в том числе в сфере сексуальных отношений, но и разнообразием в профессиональной деятельности, в сфере занятости. При этом многие занятия и профессии, бывшие ранее исключительно мужскими или женскими, теряют свою исключительность, становятся равно доступными всем желающим их занять: в производстве, сфере услуг, военном деле. Появляются новые виды занятости, не имеющие гендерных различий, что способствует смешению полов в современном мире.

В результате названных общественных изменений - гендерных, сексуальных, профессиональных - изменилось и продолжает изменяться отношение к детям со стороны родителей или родственников в семье.

Семья в последнее столетие претерпела радикальные перемены, превратившись из патриархальной, многочисленной, возглавляемой старейшиной рода, в нуклеарную, состоящую только из родителей и их

ГО ^ ^

1 1 1 детей. Последняя также приобрела множество разновидностей: непол-

^ 4- го

2 2о ная семья (без одного из родителей), семья из одного неродного роди-

го го ^

ш ш & теля, семья без родителей, но с родственниками, приемная семья и пр.

ее к о А в последнее время появилась новая семья (однополая) и соответствен-

го ^ ^

^о но новое определение брака, взамен традиционного, библейского (брак между мужчиной и женщиной), - брак между однополыми существами.

Раньше в семье воспитанием детей, сколько бы их ни было, занималась мать, приобретая опыт и навыки воспитания по мере увеличения их числа, ныне же нуклеарные родители стремятся передать ребенка воспитателям с ранних лет и даже месяцев его рождения. Ясно, что родители делают это поневоле, как правило, опасаясь потерять работу: деньги за работу нужны прежде всего для ухода за ребенком. Но в результате ребенок лишается столь необходимого ему родительского контакта, который становится неполным или эпизодическим.

Следует учесть женский состав воспитателей, к которым попадает ребенок из семьи, в которой присутствует отец, хотя бы номинально. То есть воспитанием детей занимаются в основном женщины, когда дети находятся в дошкольных учреждениях и начальных классах школы. Конечно, женское воспитание было и раньше, но главой семьи оставался отец, каким бы он ни был, реальным или выдуманным, желаемым или презираемым. Ныне же это понятие отца, как главы семьи, обесценивается, нивелируется, особенно в случаях непримиримого развода, полного разрыва отношений.

Раньше ребенок мог приобщаться к образу жизни, который вели родители, подражая их домашней деятельности или просто участвуя в ней в меру сил и способностей. Ныне такое исключено - занятия родителей, как правило, не предполагают участие детей, разве что в форме экскурсии к месту работы отца или матери. Более того, родители, в большинстве, не желают детям своей судьбы, представляя ее сложности и негативные стороны, и надеются на иное будущее для них.

Введение равноправия мужчин и женщин, стирание различий между мужскими и женскими занятиями способствовало изменениям в детских предпочтениях. Глядя на кино-, теле- и планшетные экраны, дети стали выбирать несвойственные им ранее и даже несуществующие виды занятий: не только образы моделей и олигархов, но и суперменов и супервумен - образы мультфильмов и компьютерных игр.

Супермены и супервумены могут отличаться только по половым признакам: телосложение, голос, наличие или отсутствие груди. Все остальное - физические и психические способности, умения, навыки, - как правило, равное, в соответствии с равенством полов. То есть проводится феминистская идея гендерного равноправия во всех сферах социальной

13

ее го

жизни - от интеллектуальной до сексуальной, стирания различий между Е

слабым и сильным полом. о ^

Все это - и умаление роли отца и родителей в целом, и уменьшение 5 ^ непосредственной связи детей и родителей, и изменения предпочтений | 1 детей в выборе занятий, - ведет к деформации развития детей, отме- | 2 чаемой многими исследователями: все чаще наблюдаемое отсутствие о § у детей специфических черт, характерных для пола [1; 10; 11; 13]. чю Мальчики лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, созна- с ния физического превосходства, а девочки - терпимости, скромности, стремления к мирному разрешению конфликтов.

И дело вовсе не в гендерном составе воспитателей в дошкольных организациях, который в некоторых западных странах пытаются изменить за счет воспитателей-мужчин. Воспитанием детей исторически всегда занимались женщины, воспитывая и цвет общества, и его отбросы. Дело в изменении социально-образовательной среды, возникшей в результате гендерной революции и повлиявшей на всех участников воспитательного процесса - детей, родителей, воспитателей.

Проблема состоит в том, должно ли изменившееся общество воспроизводить гендерное различие в дальнейшем или способствовать нивелированию гендерных особенностей своих членов, несмотря на соматическую разницу полов, нивелированию, приводящему ко все большему усилению гомосексуальных тенденций в обществе и распространению третьего пола?

Гендерное воспитание в России обсуждается лишь в русле традиционной проблемы раздельного или совместного обучения, известной издавна. В западных странах, полагаясь на естественный процесс развития, стремятся передать самому ребенку решение вопроса гендерно-половой идентификации. Подобно тому, как в баптизме, где вопрос о крещении новорожденного ребенка решается не в купели, когда для него символизм процедуры чужд, а значительно позднее, т.е. в сознательном возрасте, когда он понимает, о чем идет речь и осмысленно делает выбор. И в том, и в другом случае воздействие на ребенка остается, но способ воздействия меняется с жесткого, принудительного (навязывание пола с детских лет) на мягкий, либеральный (свобода сексуального развития ребенка).

В последнее время в России обсуждается вопрос об однополых браках и воспитании детей в однополой семье. На западе во многих странах однополые браки стали нормой, законодательно утвержденной: Нидерланды (2001), Бельгия (2003), Испания, Канада (2005), ЮАР (2006), Норвегия (2008), Швеция, Мексика (2009), Исландия (2010), Аргентина (2010), Бразилия (2011), Дания (2012), Англия, Франция (2013), США (2015). Число этих стран постоянно расширяется [14].

ъс ^

1 1 Что вынуждает довольно развитые и обеспеченные страны принимать

^ 4- го

2 2 о позитивное решение об однополых браках? Во-первых, давление треть-

ГО ГО ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ш & о. его пола, который стал мощным социальным движением, имеющим

с ^ ю

к ^ о сторонников во многих правительствах; во-вторых, уменьшение рождаЛ о ^ емости в индустриально развитых регионах, особенно в скандинавских странах; в-третьих, увеличение числа социальных сирот в менее благополучных странах, которыми можно пополнить деградирующее население благополучной страны.

Следует отметить появление в середине ХХ в. (1959 г.) и дальнейшую судьбу международной Декларации прав ребенка, зафиксировавшей самостоятельность ребенка, а вернее, его существования как члена общества. Ребенок из «личной (семейной) собственности» переходил в «общественную собственность».

После Декларации Генеральной Ассамблеей ООН была принята более значимая Конвенция о правах ребенка. Она вступила в силу в 1990 г. после ратификации ее двадцатью государствами. Последний протокол Конвенции, дополняющий ее (2014 г.), предусматривает право детей самостоятельно или через своих официальных представителей подавать жалобы на взрослых. И если им не отвечают по существу на национальном уровне, следует обращаться в Комитет по правам ребенка в Женеве.

Но эта благонамеренная рекомендация наталкивается на множество препятствий, аналогичных подаче заявления в Гаагский суд по правам человека, с его бюрократическими инстанциями, правилами оформления, сроками прохождения и неизвестным исходом. В общем, как говорит пословица, покуда травка подрастет, лошадка с голоду помрет. Но есть и иные препятствия для ее принятия.

«Ведь любому взрослому в любой стране понятно, что поводов для недовольства у детей в отношении взрослых - предостаточно. А главная проблема этого протокола заключается в том, что он разрушает само понятие семьи, где старшие воспитывают младших и младшие должны это принимать, а не отстаивать свои "права" на безделье, слабость, лень, элементарный каприз» [9].

Появившаяся возможность у ребенка подавать жалобы в международный суд вряд ли встретит понимание в исламском мире или в таких странах, как Китай, Индия, Япония, с их традиционной культурой послушания младших старшим и культивируемыми методами соответствующего воспитания, предполагающими, в том числе, и насилие над ребенком в семье по поводу выполнения им семейных обязанностей.

Превращение ребенка в «общественную собственность» под расплывчатым понятием «жестокого обращения» с ребенком в семье уже

15

ее го

породило в скандинавских странах ряд судебных процессов, вызванных Е исками родителей, которых лишают родительских прав и у которых § ^ изымают детей по жалобам либо самих детей, либо соседей [15]. Осо- 5 ° бую известность приобрели процессы с участием родителей-мигрантов, ^ 1 выходцев из России, в которой обращение с детьми отличается от евро- | 2 пейского [8]. о§

Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок - это лицо, чю не достигшее 18 лет, но обладающее широким кругом гражданских с и политических прав. Одно из них - избирательное право - привлекает радикальных политиков, нуждающихся в его реализации в той или иной форме, особенно в странах с низкой рождаемостью («принцип Демени», 1986).

В соответствии с этим принципом дети «не должны быть лишенными избирательного права до совершеннолетия: пусть родители осуществляют это право до достижения их детей соответствующего возраста». В каких бы формах она ни замышлялась (делегирование полномочий ребенка родителям или снижение возраста избирателей), основной целью является радикализация политической жизни, борьба с геронтократией, выявление потребностей молодого поколения.

Сопоставляя исторически сложившиеся конфессиональные взгляды на воспитание детей в России и западной Европе, можно утверждать, что влияние Ветхого Завета оказалось более значительным в православном, чем в католическом и протестантском мире. В последнем в большей степени сказалось влияние Нового Завета. Ранее это различие проявлялось в целях и методах общего воспитания, а ныне - в представлениях о гендерном воспитании детей.

Библиографический список

1. Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., 2006.

2. Бертрам Д.Г. История розги. М., 1992. Т. 1.

3. Бобровская С.Л. Сущность системы Фребеля. М., 1972.

4. Декларация прав ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН в 1959 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/1901035 (дата обращения: 12.03.2017).

5. Демоз Л. Психоистория. Глава «Эволюция детства». URL: http://www. gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Lloid/01.php (дата обращения: 13.03.2017).

6. Домострой. СПб., 1994 (серия «Литературные памятники»).

7. Каптерев П.Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Пг., 1915.

8. Лахути Н. Почему приемных родителей в США оправдывают после гибели российских детей. URL: http://pravo.ru/interpravo/practice/view/81201/ (дата обращения: 12.03.2017).

9. Лиханов А.А. Система образования против прав ребенка. URL: http:// pravo.ru/interpravo/practice/view/81201/ (дата обращения: 12.03.2017).

10. Марутян С.А. Модернизация образования в контексте современных педагогических парадигм: Сб. научно-образовательных докладов и статей. Ереван, 2014.

11. Плисенко Н.В. Психологические основы семейного воспитания детей: Учебное пособие. Шуя, 2010.

12. Права человека в России. URL: http://www.hro.org/lgbt (дата обращения: 18.02.2017).

13. Репина Т. А. Проблема полоролевой социализации детей. М.; Воронеж, 2004.

14. Страны, где разрешены однополые браки. URL: proau.info>2013-g-strany-gde...odnopolye-braki/ (дата обращения: 03.03.2017).

15. Финляндия против русских родителей. URL: http://repin.info/nacionalnyy-otvet/finlyandiya-protiv-russkih-roditeley (дата обращения: 05.04.2017).

Е.Г. Трунова

Воспитание как культурная универсалия: семантический аспект

В статье проводится сравнительно-сопоставительный анализ понятия «воспитание» в русском и английском языках, рассматриваемое как культурная универсалия. Делается вывод о наличии существенных культурно-детерминируемых семантических отличий между этими коррелирующими понятиями, изначально имевших высокую степень общности семантики. Автор приходит к заключению о необходимости обращения к отечественной, а не зарубежной педагогической традиции для преодоления кризиса воспитания. Ключевые слова: воспитание, кризис воспитания, культурная универсалия, воспитание как культурная универсалия.

Воспитание - одна из наиболее острых, сложных и запущенных проблем современной отечественной системы образования. Причины нынешнего кризиса воспитательной теории и практики многие исследователи видят в мировоззренческом вакууме и телеологической неопределенности, возникшими при крушении советского уклада жизни и сохраняющими по сей день. В качестве одной из причин кризиса

^ S

S S I

I— Ьт ГО

О 2 СО

го го

Ф Ф О.

с с ю

сс к О

го ^ ^

vis Р

О

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.