КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Взгляды Н. К. Рериха на дихотомию «Восток-Запад» Рысакова Л. Е.
Рысакова Лиана Евгеньевна / Rysakova Liana Evgenievna - бакалавр, кафедра теории и истории культуры, Санкт-Петербургский государственный университет культуры, г. Санкт-Петербург
Аннотация: актуальность темы исследования обусловлена тем, что Восток в русской и западной культурах был окружен ореолом таинственности и воспринимался как необычное, отличающееся от других культур. Образ Востока -один из главных в творчестве Н. К. Рериха. Разносторонняя деятельность Николая Константиновича оставила заметный след не только в русской культуре, но и в мировой, в общем, что предоставляет возможность наиболее полно познать Восток, а также способствует укреплению взаимодействия и благоприятному сосуществованию Запада и Востока.
Abstract: the relevance of the research topic stems from the fact that the East in the Russian and Western cultures, was surrounded by an aura of mystery and perceived as unusual, different from other cultures. The image of the East - one of the most important in the work of N.K. Roerich. Sided activities of Nicholas Roerich has left its mark not only in Russian culture, but also in the world, in general, it provides the ability to more fully know the East, as well as strengthening cooperation and favorable coexistence of East and West.
Ключевые слова: культура, Восток, синтез, Индия, экспедиция. Keywords: Culture, East, synthesis, India, expedition.
В наше время ощутимо прослеживается интеграция культуры Запада на Восток и наоборот. Аргументом к этому суждению может служить то, что, например, Япония, будучи страной, принадлежащей к восточной цивилизации, находится на передовых позициях в мире по технической оснащенности: высокое качество и производительность роботостроения, машиностроения и много другого [5, с. 37 -41]. Тогда как многие страны Запада начинают с особым трепетом и пониманием относиться к своему культурному наследию, вкладывая большие суммы в реставрацию, сохранение и развитие своей культуры. Поэтому можно сделать вывод, что разделение мира на Восток и Запад является сугубо человеческим, что каждая страна обладает определенным уровнем духовного и технического развития, присущего и наработанного только ею уровня, в котором должна пребывать, жить и развиваться [4, с. 25].
В разных дискуссиях и рассуждениях о недостатках или преимуществах восточного и западного, основная идея, как стрела магнитного компаса к полюсу, поворачивалась туда, где в пространстве между Востоком и Западом простиралась страна, для которой вопрос Востока и Запада имел судьбоносное значение, которое тесно связано, прежде всего, с ее будущим. Страна - Россия. Начиная с XIX века, именно в ней в среде творческой интеллигенции возникает глубокий интерес к Востоку. Предпочтение отдавалось таким странам как Индия и Китай, что позже нашло свое отражение во всем русском востоковедении [10].
В атмосфере этого любопытства и интереса смог сложиться и развиваться такой деятель и художник, каким был Николай Константинович Рерих. Ощутив проблему «Восток-Запад» вначале глубоко внутренне, он затем практически прикоснулся к ней. Это дало ему возможность увидеть сущность явления, смысл которого составляло единство многообразия.
Н. К. Рерих так писал о проблеме Востока и Запада: «Идея Востока и Запада -идея близнецов, которые никогда не встретятся... Мы уже не должны верить в то, что искусственные стены могут разделять лучшие импульсы человечества, импульсы творческой эволюции. И теперь перед нашими глазами стоит так называемый Запад и так называемый Восток. Они смотрят проницательно друг на друга. Они проверяют каждое движение друг друга. Они могут быть ближайшими друзьями и сотрудниками» [8].
Н. К. Рерих хотел донести до нас важную идею о первоначальном единстве всех континентов и последующем разделении их на Восток и Запад [6]. Эти культуры различны, но они дополняют друг друга, образуя общую мировую культуру, в которую включены разные ценности и менталитеты стран Европы и Азии. Согласно учению о Живой Этике, которая составляет основу миропонимания Н. К. Рериха, весь мир - это энергия, что дух и материя также являются ею, отсюда и первоначальное единство духа и материи и последующее ее разделение на более плотном плане нашего бытия на абсолютно отдельные категории их понимания [4, с. 12]. И эта точка зрения не может быть отвергнута, так как Н. К. Рерих и его семья подтвердили ее практически, а именно совершили пятилетнюю научно -художественную экспедицию по Центральной Азии, исследуя культуру, ценности и духовную сторону Востока. Как говорил Н. К. Рерих: «Целью поездки было проникнуть в таинственные области Азии, в тайны философии и культуры безмерного материка» [11, с. 236]. Таким образом, Н. К. Рерих являл собой идею о единстве Востока и Запада. С этой точкой зрения сложно не согласиться.
Понять явление «Восток-Запад» невозможно без таких противоположных категорий, как материя и дух, цивилизация и культура. Только осознание взаимодействия этих противоположностей, их тесной связи приведет и к пониманию самого вопроса и всех сопутствующих проблем. Материя и Дух, космическое или универсальное - есть базис любого явления, в том числе и такого как «Восток-Запад». Согласно основному труду Н. К. Рериха - Живой Этике, дух является энергией, так же, как и материя [4]. По сути, все есть энергия и на разных ее уровнях дихотомия дух-материя воплощает себя различно. Так, на высоком уровне дух-материя является единым явлением. На ступенях ниже, дух и материя различаются. Материальная энергия не настолько изыскана, тонка, ей не присуща высокая вибрация, которая является неотъемлемой частью духа. Но взаимодействие духа и материи приводит к тому, что материя проявляет себя все более и более тонко. «Форма жизни, - писал Рерих, - есть синтез эволюции» [8].
В очерке «Радость творчества» Рерих писал: «На местах самых древних достижений растут новые цветы человеческих знаний... Эти эманации культуры удобряют почву, и, кто знает, вероятно, они обеспечат реальный подъем конструктивного духа» [11]. Эта идея послужила основой исследований Н. К. Рериха на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции, которая убедила его в том, что ничто не возникает на пустом месте. Лишь энергетическое поле древней культуры обеспечивает возрождение следующей цивилизации и культуры. Так, Николай Константинович Рерих говорит о древности культуры Азии. Он говорит о том, что район, расположенный у великого Гималайского восьмитысячника -Канченджанги, был прародиной новой индоевропейской общности народов, и оттуда началось их великое переселение. Он утверждает, что Азия была колыбелью народов. «Когда вы в Азии, - писал он, - вы можете видеть вокруг себя многое замечательное, что в условиях колыбели народов совершенно не кажется сверхъестественным. Вы легко встречаетесь с великими проблемами, заключенными в прекрасные символы» [9, с. 58].
Культура и цивилизация - пара противоположностей, очень тесно связанная с вопросом «Восток-Запад». Николай Константинович Рерих был одним из первых, кто провел четкую границу между этими понятиями. Культура, являясь феноменом духа,
носит сакральный характер, так как с самого начала она опиралась на связи с Высшими мирами. Именно эти невидимые миры энергетически влияли на качество культурного процесса. Культура - это, можно сказать, первый зов Космоса, обращенный к человеку [8]. Зов этот был выражен сложнейшими энергетическими процессами, формировавшими эволюционную основу для этого человека и содействовавшими дальнейшему росту его сознания.
Таким образом, за 30 лет, проведенных за границей - в странах Запада и Востока, - Николай Константинович Рерих явил уникальный для истории человечества опыт, представляющий космическую широту мысли и творческий синтез искусства, религии и науки.
Литература
1. Беликов П. Ф., Князева В. П. Николай Константинович Рерих / П. Ф. Беликов. Самара, 1996. 200 с.
2. Беликов П. Ф. Святослав Рерих: Жизнь и творчество / П. Ф. Беликов. М.: МЦР, 2004. 328 с.
3. Князева В. Николай Рерих: Летопись жизни и творчества / Авт.- сост. В. Князева. СПб.: Огни, 1994. 160 с.
4. Короткина Л. В. «Восток - Запад» в живописи Николая Рериха: автореферат доктора искусствоведения Короткиной Л. В. СПб., 2001. 48 с.
5. Костерина М. Г. Роль художников модерна в диалоге культур Запада и Востока // Вестник Алтайской государственной педагогической академии, 2011. № 8. С. 37 - 41.
6. Матвиенко Л. М., Жукова Н. И. Вклад семьи Рерихов в мировую культуру.
7. Минутко И. А. Николай Рерих. Искушение учителя / И. А. Минутко. М.: АСТ-Пресс, 2005. 638 с.
8. Рерих Н. К. Восток - Запад / Н. К. Рерих. М.: МЦР, 1994. 70 с.
9. Рерих Н. К. Листы дневника / Н. К. Рерих. М.: МЦР, 1995. 129 с.
10. Степанова Н. Посвящается 80-летию Центрально-Азиатской экспедиции академика Н. К. Рериха (1923 - 1928 гг.). [Электронный ресурс]: [Б. м.]. URL: www.roerichs.com/Sodr/N8/1-1.htm/ (дата обращения: 15.03.2014).
11. Терещенко В. Рерих: жизнь, творчество, миссия / В. Терещенко. М., 2008. 414 с.