РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-2-145-147 УДК 821.161.1.09(470)"19"
Токарев Григорий Валериевич
доктор филологических наук Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого
grig72@mail.ru
ВЗГЛЯДЫ Л.Н. ТОЛСТОГО НА БРАК
В статье проанализированы и обобщены взгляды Л.Н. Толстого на брак. Выявлено, что для молодого Толстого брак, семья были одной из главных ценностей. Он понимал их как сферу, спасающую человека от дисгармонии, уныния, греха, помогающую обрести смысл жизни. Семья осмыслялась Толстым как главное предназначение человека. В своих ранних произведениях он выстраивает модель семьи: брак, семья осмысляются как основные условия счастья, любовь к супругу - как чувство уважения к отцу / матери своих детей. Однако с годами представления Толстого о браке существенным образом меняются. Это обусловлено изменением отношения Толстого к церкви и церковной (по его определению) религии, полным отрицанием писателем частной собственности, осложнением отношений с женой и детьми. Определено, что свою точку зрения на брак Толстой объясняет следованием истинному христианскому учению. Отрицание брака в христианском ключе Толстой мотивирует тем, что главное предназначение христианина заключается в служении богу, брак - заставляет человека служить себе. Оправдание церковью брака Толстой отождествляет с оправданием «плотской любви». Толстой считает брак завуалированной формой блуда. Вместе с этим он отрицает развод, поскольку считает, что оставленные без мужа женщина или без жены мужчина будут подвержены нравственному падению. Автор статьи приходит к выводу о противоречивости оценок брака Л.Н. Толстым в позднем творчестве.
Ключевые слова: Л.Н. Толстой, брак, семья, православие, грех, концепт.
Каждое общество формирует свою систему культурных установок. Во многом она основывается на универсальных правилах поведения, отношениях к фактам действительности. Универсальность норм, в частности, проявляется в императивах мировых религий. В истории культуры известно немало случаев, когда личности выступали против сложившихся правил, формируя собственную систему норм. В ряду таких людей особое место принадлежит Льву Николаевичу Толстому. Его высокие нравственные требования к себе и обществу, постоянное самосовершенствование, аналитический ум были причиной глубокого, всестороннего анализа сложившихся культурных установок и их переосмысления. Как писал сам Толстой в своих дневниках, существующие нормы он изучал в теоретическом аспекте и испытывал личной практикой. Отрицание общественных установок и формулирование собственных не было желанием привлечь внимание к себе.
Остановимся подробнее на отношении Л.Н. Толстого к браку. Общепринято, что брак является условием продолжения жизни народа, поэтому он освящается церковью. Толстой же в конце своей жизни отрицает брак, считая его маскировкой формы блуда. Вместе с тем он порицает развод, поскольку он создаёт условия для совершения других аморальных поступков.
Для молодого Толстого брак, семья были одной из главных ценностей. Он понимал их как сферу, спасающую человека от дисгармонии, уныния, греха, помогающую обрести смысл жизни. Семья понималась Толстым как главное предназначение человека. В своих ранних произведениях он выстраивает модель семьи. Вероятно, на формирование этих взглядов повлияло то, что Толстой рано потерял родителей, глубоко переживал безнравствен-
ность своих первых встреч с женщинами. Модель семьи в художественной форме воссоздаётся в повести Л.Н. Толстого «Семейное счастье». Характерно, что повествование ведётся от лица героини, в начале произведения - семнадцатилетней девушки, которая, потеряв родителей, влюбляется в своего опекуна, друга семьи. Он старше её почти в два раза. Её чувства небезответны. Герой считает себя уже старым, испорченным жизнью человеком. Однако девушка сама делает шаги навстречу возлюбленному, признаётся ему в любви. История, нашедшая художественное воплощение в повести, напоминает историю отношений Льва Николаевича и Софьи Андреевны, его жены. Художественная рефлексия над своей жизнью характерна для Толстого. Особенно волнует писателя семейная тема, отношения супругов, что впоследствии найдёт своё отражение в «Войне и мире», «Анне Карениной», «Дьяволе», «Крейцеровой сонате» и других произведениях. В повести «Семейное счастье» особое внимание уделено нравственным исканием героини после свадьбы. Изображается, как чувство влюблённости в мужа сменяется глубоким чувством к мужу как отцу её ребёнка: «С этого дня кончился мой роман с мужем; старое чувство стало дорогим, невозвратимым воспоминанием, а новое чувство любви к детям и к отцу моих детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни...» [4, т. 6, с. 143]. Таким образом, Толстой называет главное условие семейного счастья: дети, которые являются основной причиной любви к супругу. В семье писатель видит смысл жизни человека.
В повести «Утро помещика» свои представления о семье Толстой вкладывает в уста молодого дворянина Нехлюдова, оставившего университет и приехавшего в деревню обустраивать жизнь крестьян: «Я и жена, которую я люблю так, как ни-
© Токарев Г.В., 2019
Вестник КГУ ^ № 2. 2019
145
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
кто никогда никого не любил на свете, мы всегда живём среди этой спокойной, поэтической деревенской природы, с детьми, может быть, с старухой теткой, у нас есть наша взаимная любовь, любовь к детям, и мы оба знаем, что наше назначение -добро» [4, т. 5, с. 165-166].
Итак, брак, семья для раннего Толстого - это главное условие счастья. Любовь к супругу осмысляется как чувство уважения к отцу / матери своих детей. Эти мысли писатель воплотил в художественной форме в своих романах «Война и мир», «Анна Каренина». Фундаментом отношений в браке являются дети. По сути, эту модель брака Толстой реализовал в Ясной Поляне вместе с Софьей Андреевной.
Однако с годами представления Толстого о браке существенным образом меняются. Это обусловлено, во-первых, изменением отношения Толстого к церкви и церковной (по его словам) религии, во-вторых, как следствие этих взглядов, полным отрицанием писателем частной собственности, в-третьих, на почве этого, осложнением отношений с женой и детьми. На последнем году жизни в дневнике Лев Николаевич запишет: «Нынче думал, вспоминая свою женитьбу, что это было что-то роковое. Я никогда даже не был влюблён. А не мог не жениться» [4, т. 58, с. 134].
Новые взгляды на брак в наиболее полном виде Толстой выражает в «Послесловии к "Крейцеровой сонате"». И.В. Брылина так характеризует названную повесть: «Это произведение содержит живую идею Толстого о вечном, "божьем" в семье» [2, с. 102]. В ней писатель приходит к отрицанию брака. Свою точку зрения он обстоятельно аргументирует.
Во-первых, Толстой порицает отношения, которые он называет половым общением. Безнравственность, греховность этих связей писатель обосновывает гнусностью их последствий: бросают детей, «или сваливают всю тяжесть этих последствий на женщину, или предупреждают возможность рождения детей» [4, т. 27, с. 80]. Оценка Толстым подобных отношений безусловна и категорична. Он называет их преступлением и подлостью.
Толстой отвергает оправдание половых отношений законами человеческой физиологии. Особенно его возмущает поэтизация этих отношений, возведение супружеской неверности в норму во всех слоях российского общества, как в высшем свете, так и в крестьянской среде.
Толстой полагает, что общество должно изменить своё отношение к половым связям воспитательными средствами. По мнению писателя, главной культурной установкой в трактовке брака должно стать его понимание как «унизительного для человека животного состояния» [4, т. 27, с. 80]. Толстой требует от общества жёсткого порицания нарушения обета супружеской верности. Главную ошибку в воспитании Толстой видит в развитии чувственности, которая впоследствии приводит
человека к животным наклонностям. Этот перегиб воспитания Толстой связывает с стремлением родителей всячески ублажать телесным потребностям своих детей (красиво одевать, вкусно и хорошо кормить и т. п).
Главным условием жизни человека в этом аспекте Толстой видит воздержание: «воздержание, составляющее необходимое условие человеческого достоинства при безбрачном состоянии, еще более обязательно в браке» [4, т. 27, с. 81].
Свою точку зрения на брак Толстой объясняет следованием истинному христианскому учению: «Христос не только никогда не устанавливал брака, но уж если отыскивать внешние определения, то скорее отрицал его ("оставь жену и иди за мной")». «Христианского брака быть не может и никогда не было, как никогда не было и не может быть ни христианского богослужения (Мф. VI, 5-12; Иоан. IV, 21), ни христианских учителей и отцов (Мф. XXIII, 8-10), ни христианской собственности, ни христианского войска, ни суда, ни государства. Так и понималось это всегда истинными христианами первых и последующих веков» [4, т. 27, с. 87]. Этот аргумент противоречит церковным установкам в отношении брака и является в какой-то степени эпатажным.
Б.И. Колмаков, размышляя о сущности религиозного толкования брака, приводит слова архиепископа Никанора: «... Сотворив мужчину и женщину, Бог повелел им множиться и заселять землю... что Адам сразу же после сотворения Евы полюбил её "как плоть едину"... Иисус Христос учит: муж и жена будут и суть и да будут плоть едина.» [3, с. 113].
Оправдание современной церковью брака Толстой отождествляет с признанием «плотской любви». Отрицание брака в истинном, христианском ключе Толстой мотивирует тем, что главное предназначение христианина заключается в служении богу, брак - заставляет человека служить себе: «плотская же любовь, брак, есть служение себе и потому есть, во всяком случае, препятствие служению богу и людям, а потому с христианской точки зрения - падение, грех» [4, т. 27, с. 87]. Надо отметить, что даже церковь не является столь строгой в оценке плотских отношений между мужем и женой. Апостол Павел учит: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем, сие сказано мною, как позволение, а не как повеление» [цит. по: 3, с. 114].
Рассуждая о христианской интерпретации брака, Б.И. Колмаков пишет: «Вообще христианство, -нельзя сказать, - благословляет, - но попускает все здравые естественно-человеческие чувства, стараясь их возвысить до духовности. В этом отношении половая и семейная любовь никак не составляет исключения» [3, с. 114]. На этом фоне идеи Л.Н. Толстого выглядят пуританскими.
146
Вестник КГУ ^ № 2. 2019
Толстой отказывается рассматривать брак как условие продолжения человеческого рода, ссылаясь на миллионы брошенных, неустроенных детей. Он призывает позаботиться об этих детях, а потом уже думать о том, чтобы обзавестись своими. Отметим здесь некоторую противоречивость взглядов писателя. С одной стороны, он требует, чтобы дети воспитывались в условиях воздержания от удовольствий, с другой - говорит о том, что дети должны жить в достойных материальных условиях. Но почему люди не могут одновременно воспитывать собственных детей и заботиться о брошенных, чужих детях? Почему люди должны брать на себя бремя отказа от собственных детей ради устранения следствий чужого греха?
Брак допускается Толстым как единственный выход для людей, преступивших нравственный закон. Брак в этом случает должен спасти человека от повторного греха. Искупление нравственного падения в браке Толстой видит в воспитании детей, которые не повторят ошибки своих родителей, в замене «плотской любви чистыми отношениями сестры и брата» [4, т. 27, с. 91].
В статье «Об отношениях между полами» Толстой рассуждает о том, что общение между мужчиной и женщиной имеет как духовную, так и физическую составляющую. Чем сильнее духовное влечение, тем меньше себя проявляет физическое, и наоборот. Толстой утверждает, что физическое общение приносит значительно меньшее удовлетворение, чем духовное. Оно разрушает жизненные силы. Духовное общение, по Толстому, является «должным, хорошим, желательным».
В выражении своих представлений на брак Толстой не всегда последователен. Так, в одних работах он отвергает брак, отказывает ему в оправдании целями продолжения человеческого рода, в других, напротив, считает, что единственным оправданием брака являются дети.
Жизнь Толстого показывает, что он был семейным человеком в том смысле, что семья была для него главной ценностью. Юношеские дневники свидетельствуют о том, что Толстой мечтал о семье. Бурная общественная деятельность, литературное творчество не отодвинули жену и детей на второй план. В трактате «В чём моя вера» Толстой относит семью к одному из условий счастья: «Третье несомненное условие счастья - есть семья» [4, т. 23, с. 420]. Эпизодические нападки Толстого на брак, его полное отрицание мы объясняем рефлексией писателя на собственные поступки, строгостью отношения к себе, трагическим переживанием собственного греха. Как известно, до женитьбы у Толстого была связь с яснополянской крестьянкой Аксиньей Базыкиной, в результате чего был рождён внебрачный сын Тимофей, не признанный Л.Н. Толстым. Эта история в художественной версии отчасти была отражена в повести «Дьявол».
Возможно, переживание этого эпизода жизни отчасти повлияло на взгляды Толстого на брак.
В «Послесловии...», а также в трактате «В чём моя вера» Л.Н. Толстой выстраивает модель истинного, христианского брака, который может быть только один раз с одним человеком (Толстой отрицает многожёнство), с которым возможна физическая близость исключительно для намеренного зачатия детей. Толстой обрушивается на блуд, не допускает развод, поскольку в этом случает один человек бросает другого, а тем самым толкает его на последующий блуд.
Как видим, Толстой не вписывался в культурную парадигму своего времени, но он вряд ли гармонично входил и в другие, последующие культурные системы. Взгляды Толстого невозможно охарактеризовать как нигилистские, поскольку он не просто отрицал, а предлагал другое, по его мнению, правильное. Толстой поднял непреходящие проблемы. Его предложения не утрачивают актуальности и сегодня. Они интересны и глубоки, поскольку пережиты им. Целью духовного творчества Толстого является поиск того рецепта, который сделал бы человека истинно счастливым.
Библиографический список
1. Байкова Ю.Г. Восприятие современниками повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» // Поволжский педагогический поиск. - 2013. -№ 3 (5). - С. 181-186.
2. Брылина И.В. Пол как исток жизни: В.В. Розанов, Л.Н. Толстой, М.И. Цветаева // Известия Томского политехнического университета. -2007. - Т. 311. - № 7. - С. 98-103.
3. Колмаков Б.И. Крейцерова соната Л.Н. Толстого в критической оценке архиепископа Никано-ра (А.И. Бровковича) // Учёные записки Казанского университета. Сер.: Гуманитарные науки. - Т. 55. -Кн. 2. - С. 104-120.
4. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 90 т. - М.: Худ. лит, 1928-1958.
References
1. Bajkova YU.G. Vospriyatie sovremennikami povesti L.N. Tolstogo «Krejcerova sonata» // Povolzhskij pedagogicheskij poisk. - 2013. -№ 3 (5). - S. 181-186.
2. Brylina I.V Pol kak istok zhizni: VV Rozanov, L.N. Tolstoj, M.I. Cvetaeva // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. - 2007. - T. 311. -№ 7. - S. 98-103.
3. Kolmakov B.I. Krejcerova sonata L.N. Tolstogo v kriticheskoj ocenke arhiepiskopa Nikanora (A.I. Brovkovicha) // Uchyonye zapiski Kazanskogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. - T. 55. -Kn. 2. - S. 104-120.
4. Tolstoj L.N. Polnoe sobranie sochinenij: v 90 t. -M.: Hud. lit, 1928-1958.
Вестник КГУ № 2. 2019
147