Восточная Азия: геополитика, экономика и энергетика
УДК 327 ББК 66.4
А.А. Шутова
Взгляды экспертов американских «мозговых трестов» на внешнюю политику КНР
В работе автор пытается проанализировать различные экспертные взгляды американских научно-исследовательских центров на современный внешнеполитический курс КНР. С момента создания первых экспертных сообществ в начале ХХ века, впоследствии получивших название «think tanks» на Западе, роль аналитических центров в политической жизни государств с каждым годом только возрастает. В отличие от США в КНР аналитические центры появились несколько позже, где играли гораздо менее значимую роль в государстве, особенно в формировании внешней политики, по сравнению с западными мозговыми трестами. Однако начиная с 2000-х гг. количество аналитических центров в КНР увеличилось, как и их финансирование, однако степень их вовлеченности в политический процесс остается малоизученной. Очевидно, что экспертно-аналитические центры сегодня влияют на формирование внешнеполитического курса большинства стран мира. Следовательно, изучение КНР экспертами из «мозговых трестов» США позволит определить как динамику внешней политики КНР, так и состояние социально-экономического развития страны, а также проблемы и перспективы сотрудничества Китая с ключевыми акторами современных международных отношений.
Ключевые слова: аналитические центры США, «мозговые центры» США, Китай (КНР), внешняя политика КНР, экономика КНР
Аналитический центр (далее - АЦ) - это институт публичной политики, представленный, в основном, независимой некоммерческой экспертной организацией, иногда закрытого типа, осуществляющей функцию интеллектуального обеспечения, исследовательскую, консультационную, аналитическую и прогнозную деятельность, преимущественно по вопросам экономического и политического производства и оценки последствий политических решений, функционирующей на контрактной основе либо за
© Шутова А.А., 2021
счет благотворительных взносов. Наибольшее влияние на процесс принятия политических решений аналитические центры имеют в США, где и возникли первые экспертные сообщества такого типа. Систематическое изучение работ авторитетных АЦ различной политической направленности демонстрирует тенденцию к реализации экспертного мнения на практике, поскольку комментарии ведущих экспертов выступают одним из базисов для формирования внешнеполитической стратегии США, речей официальных лиц и т. д.
Консервативные АЦ имеют большее влияние на политические процессы в США на этапе обсуждения и принятия политических решений в период нахождения у власти Республиканской партии, а либеральные АЦ - Демократической партии. Хотя АЦ официально провозглашаются надпартийными структурами и, согласно федеральному закону США о налогах, не могут оказывать влияние на представителей власти, идеологическая близость «мозговых центров» имеет ряд схожих характеристик с устоями политических партий США, на основании чего эксперты и разделяют АЦ по политической направленности.
В условиях торговой войны между США и КНР и конфронта-ционного характера двусторонних отношений между странами в политическом и экономическом аспектах, изучение публикаций экспертов ведущих «мозговых центров» США позволит выявить различия в отношении к политике КНР в зависимости от политической приверженности АЦ, а также определить экспертное мнение касательно выстраивания США дальнейшей политики с КНР.
В данной работе АЦ США были классифицированы по политической направленности, предложенной Т.А. Шаклеиной в книге «Введение в прикладной анализ международных ситуаций»1. Рассматриваются работы исследователей американских «мозговых трестов» консервативной направленности (American Enterprise Institute for Public Policy Research (AEI), Heritage Foundation), центристской направленности (Brookings Institution, Centre for Strategic and International Studies (CSIS), Council on Foreign Relations (CFR), RAND Corporation) и либеральной направленности (Carnegie Endowment for International Peace, Cato Institute).
Выборка была составлена согласно 2020 Global Go To ^ink Tank Index Report - ежегодному рейтингу аналитических центров мира Университета Пенсильвании, США (табл. 1).
Название АЦ Политическая приверженность Место в 2020 Global Go To ttink Tank Index Report
American Enterprise Institute for Public Policy Research (AEI) Консервативное 39
Heritage Foundation Консервативное 13
Brookings Institution Центристское Worldwide Center of Excellence
Center for Strategic and International Studies (CSIS) Центристское 4
1 Шаклеина Т.А. «Мозговые центры» и их роль в формировании внешней политики США // Введение в прикладной анализ международных ситуаций. М.: Аспект Пресс, 2017. С. 125.
Название АЦ Политическая прив ерженно сть Место в 2020 Global Go To Think Tank Index Report
Council on Foreign Relations (CFR) Центристское 19
RAND Corporation Центристское 7
Carnegie Endowment for International Peace Либеральное 1
Cato Institute Либертарианское 27
Источник: The Global Go To Think Tank Index Report // TTCSP Global Go To Think Tank Index Reports - [Электронный ресурс]. URL: https:// repository.upenn.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1019&context=think_tanks p. 64-66 (дата обращения: 27.05.2021).
В оценке внешней политики и экономической стратегии КНР, а также анализа ответных политических мер США на политику КНР эксперты АЦ консервативной направленности приходят к следующим заключениям.
Д. Блюменталь, эксперт AEI, главным положительным итогом политики администрации Д. Трампа в отношениях с КНР называет «отрицание общепринятой мудрости синократии», что позволило Вашингтону противостоять амбициям Пекина. С целью оптимизации сферы национальной безопасности, в период президентства Д. Трампа была усилена работа по раскрытию сетей политического влияния КПК, шпионажа и кражи технологий в США. Д. Блюмен-таль отмечает, что администрации Дж. Байдена необходимо тщательно анализировать любые предложения китайской стороны по сотрудничеству в глобальных вопросах, поскольку любое сотрудничество с США Китай рассматривает как возможность отвлечь Вашингтон от продвижения своего влияния2.
Р. Берг и Э. Шварц, эксперты AEI, подчеркивают, что США должны задуматься о роли Латинской Америки и Карибского бассейна в формирующейся конкуренции с Китаем. Основное взаимодействие Китая с регионом носит экономический характер посредством программ инвестиций КНР в местную инфраструктуру, инициативы «Один пояс - Один путь» (BRI), помощи в борьбе с COVID-19 и т. д. Эксперты подчеркивают, что вступление 19 стран Латинской Америки в инициативу BRI способствует продвижению стратегических интересов КНР, что является прямой угрозой национальной безопасности США. Ошибкой США эксперты называют малые меры по предотвращению влияния КНР в Латинской Америке. США необходимо провести оценку действий Пекина в регионе и выработать план по уменьшению влияния Китая посредством предложения экономически более выгодных проектов странам Латинской Америки3.
О.С. Мастро, эксперт AEI, утверждает, что для конкурирования с КНР США необходимо проводить ядерную модернизацию. Поскольку КНР систематически увеличивает и модернизирует свой ядерный потенциал, а также то, что в 2019 г. Китай запустил больше баллистических ракет для испытаний и обучения, чем весь мир вместе взятый, говорит о крайней необходимости ответных мер со
Blumenthal D. 'Chaos Under Heaven' review: How to ride a wild dragon // AEI. 2021. May 12 [Электронный ресурс]. URL: https://www.aei.org/ articles/chaos-under-heaven-review-how-to-ride-a-wild-dragon/ (дата обращения: 27.05.2021).
Berg R.C., Schwartz A. The dragon descends southwards: Chinese foreign policy in Latin America warrants a US response // AEI. 2021. May 5 [Электронный ресурс]. URL: https://www.aei.org/ articles/the-dragon-descends-southwards-chinese-foreign-policy-in-latin-america-war-rants-a-u-s-response/ (дата обращения: 27.05.2021).
2
3
стороны США. Эксперт утверждает, что для достижения внешнеполитических интересов ядерная политика США должна свести к минимуму роль ядерного оружия в соперничестве между США и Китаем и проложить путь к контролю над вооружениями4.
П. Геллер и П. Брукс, эксперты Heritage Foundation, также обращают внимание на растущую угрозу Китая в ядерной сфере. Посредством программ ядерной модернизации Пекин еще больше усложняет международную обстановку в области безопасности. Эти меры позволят Китаю повысить свою способность принуждать США ограничивать варианты реагирования. В результате США должны тщательно рассмотреть растущую китайскую угрозу, чтобы гарантировать со своей стороны равносильную конкуренцию и ядерное сдерживание5.
Л. Эдвардс, эксперт Heritage Foundation, указывает на необходимость уделять внимание «мягкой силе» Китая не меньше, чем «жесткой», поскольку в первом случае КНР представляет гораздо большую непредвиденную опасность, нежели во втором, более ожидаемом. Особое внимание стоит уделять работе Отдела объединенного фронта, поскольку через эту структуру Китай оказывает влияние на американские университеты, академические издания, аналитические центры, школы и школьные советы, корпорации, кинокомпании и политическое лоббирование. Рычагами «мягкой силы» Китая выступают Китайская народная ассоциация дружбы с зарубежными странами (CPAFFC), косвенные взносы через дочерние компании для программ федерального лоббирования, вербовка бывших или нынешних официальных лиц для продвижения прокитайских идей, Институт Конфуция и др.6
Касательно внешней политики и экономической стратегии КНР, эксперты АЦ центристской направленности приходят к следующим заключениям.
Д. Доллар, эксперт Brookings Institution, приходит к следующему выводу: инициатива «One Belt - One Road» (BRI) позволит Китаю стать глобальным экономическим и стратегическом лидером. Так, Китай, посредством предоставления крупных займов, повышает свое политическое влияние в государствах-участниках проекта. Создаются экономические коридоры, функционирующие вне маршрутов, контролируемых США и их союзниками. По мнению Д. Доллара, западным странам необходимо через оказание поддержки МВФ финансировать развивающиеся страны с целью снижения популярности BRI и конкуренции с экономическим влиянием Китая7.
Группа экспертов Brookings Institution проанализировала внешнеполитическую стратегию Китая в отдельных регионах мира и пришла к следующим выводам: в регионе Латинской Америки США следует вести не санкционную политику против Китая, а выработать всеобъемлющую стратегию, которая позиционирует Вашингтон в качестве предпочтительного партнера для решения основных региональных проблем; в Центральной Азии США необходимо переключить свое внимание с критики действий Китая на формулирование своего собственного видения региона и роли, которую США могут там играть; в регионе Индийского океана экс-
Mastro O.S. The United States must avoid a nuclear arms race with China // AEI. 2020. Sep. 21 [Электронный ресурс]. URL: https://www. aei.org/articles/the-united-states-must-avoid-a-nuclear-arms-race-with-china/ (дата обращения: 28.05.2021). Geller P-J., Brookes P. China's Growing Nuclear Threat // Heritage Foundation. 2021. May 3 [Электронный ресурс]. URL: https://www. heritage.org/defense/report/ chinas-growing-nuclear-threat (дата обращения: 28.05.2021).
Edwards L. China's "Soft" War Against America // Heritage Foundation. 2021. Feb. 22 [Электронный ресурс]. URL: https://www.heritage.org/ asia/commentary/chinas-soft-war-against-america (дата обращения: 28.05.2021). Dollar D. Understanding China's Belt and Road infrastructure projects in Africa // Brookings Institution. 2019. Oct. 1 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.brookings.edu/re-search/understanding-chi-nas-belt-and-road-infrastruc-ture-projects-in-africa/ (дата обращения: 28.05.2021).
4
5
6
7
перты отмечают возможность увеличение политического влияния Китая через экономические коридоры, вследствие чего США необходимо тщательно наблюдать за направлениями китайских инвестиций в инфраструктуры региона8.
Э.Х. Кордесман, эксперт CSIS, провел анализ развития китайской экономики. Китай уже сейчас выходит в лидеры не только в экономике, но и в сфере технологического обеспечения, военно-промышленном комплексе, следствием чего выступает увеличение политического влияния в региональных и глобальных масштабах. В вопросе военного и экономического потенциала Китай уже не конкурирует, а скорее опережает США и Россию, как минимум, в Азиатском регионе. Отдельно отмечается, что с условием наращивания оборонной промышленности и удерживания нынешних тенденций роста экономики в ближайшие два десятилетия Китай может превзойти США в сфере вооружений, хотя Энтони Х. Кордесман, в итоге, отвергает возможность превращения Китая в мирового лидера9.
Дж. Хиллман и Д. Сакс, эксперты CFR, указывают, что сокращение федерального финансирования исследований и разработок и инвестиций в передовые технологии в США позволило Китаю опередить страну в разработке и продаже технологий 5G, установке высокоскоростных железных дорог, производстве солнечной и ветровой энергии и др. Выход США из ТТП и незаинтересованность в многосторонних торговых соглашениях в Азии позволили Китаю укрепить свои позиции в качестве центра региональной торговли. Однако глобальный экономический спад вследствие пандемии COVID-19 поставил под сомнение экономическую устойчивость многих проектов BRI и поднял вопросы приемлемости долга. В этих условиях администрации Дж. Байдена необходимо вовремя предложить американскую альтернативу BRI с акцентом на сильные стороны США: компании мирового класса, глубокие резервы капитала, историю международного лидерства, традиционную роль в установлении международных стандартов и поддержку верховенства закона и прозрачной деловой практики10.
Дж. Блэнк, эксперт RAND Corporation, утверждает, что для противодействия влиянию Китая в мире США необходимо налаживать более тесное сотрудничество с рядом партнеров, в частности с Индией - соседом Китая. Эксперт утверждает, что Индия рассматривает Китай как самого значительного долгосрочного конкурента, и Вашингтону необходимо в этих условиях всячески налаживать сотрудничество с Нью-Дели. Так, администрации Дж. Байде-на необходимо укреплять сотрудничество в области кибернетики и радиоэлектроники; способствовать развитию связей Индии с партнерами США (Австралия, Япония, Сингапур); предоставлять спутниковую информацию о действиях Китая в спорных гималайских районах; поощрять увеличение присутствия Индии в ИТР; сотрудничать в области противодействия политического вмешательства Китая, в том числе в кибер-сфере11.
В оценке внешней политики и экономической стратегии КНР, а также анализа ответных мер США на действия КНР, эксперты АЦ либеральной направленности приходят к следующим заключениям:
8 Chabra T., Doshi R. Global China: Regional influence and strategy // Brookings Institution. 2020. Jul. [Электронный ресурс]. URL: https://www.brookings. edu/research/global-china-regional-influence-and-strategy/ (дата обращения: 28.05.2021).
9 Cordesman A.H. China and the United States: Cooperation, Competition, and/or Conflict // Centre for Strategic and International Studies. 2019. Oct. 1 [Электронный ресурс]. URL: https://www.csis.org/analysis/ china-and-united-states-cooperation-competition-andor-conflict (дата обращения: 27.05.2021).
10 Hillman J., Sacks D. How Should the United States Compete With China's Belt and Road Initiative? // CFR. 2021. March 23 [Электронный ресурс]. URL: https://www.cfr.org/blog/ how-should-united-states-compete-chinas-belt-and-road-initiative (дата обращения: 28.05.2021).
11 Blank J. Regional Responses to U.S.-China Competition in the Indo-Pacific // RAND Corporation. 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rand.org/pubs/ research_reports/RR4412z2. html (дата обращения: 28.05.2021).
Д. Бэндоу, эксперт Cato Institute, на основе итогов американо-китайской встречи 19 марта 2021 г. в Анкоридже делает вывод о том, что в условиях крайне натянутых американо-китайских отношений администрации Дж. Байдена следует в большей степени сконцентрироваться на налаживании сотрудничества с Пекином, нежели на проведении более жесткой политики. Эксперт утверждает, что «принятие конкуренции» поможет обеим сторонам развиваться быстрыми темпами, не направляя большие ресурсы на борьбу с влиянием другой стороны. Так, в сфере торговли и инвестиций администрации Дж. Байдена необходимо отказаться от дорогостоящих тарифов Д. Трампа и инициировать диалог по урегулированию торговой политики. Д. Бэндоу утверждает, что страны продолжат кибершпионаж против друг друга, однако роль США в этих условиях - приверженность к правоприменению с целью сокращения количества разногласий. В вопросе национальной безопасности и столкновения интересов США и КНР в одном географическом регионе наблюдается наибольшее количество разногласий и в ближайшее время вряд ли удастся стабилизировать эту сферу. Эксперт заключает, что все предложенные меры, в случае приверженности сторон к улучшению отношений, могут привести
о и 12
к деэскалации американо-китайских отношений12.
Т.Д. Карпентер, эксперт cato Institute, проанализировал эволюцию китайско-тайваньских отношений и пришел к выводу, что после победы на выборах ДПП на о. Тайвань и последовавших действий Китая в 2016 г. по усилению международной изоляции острова событий 2020 г. в Гонконге Китай окончательно утратил возможность реализации концепции «одно государство - две системы», вследствие чего США, наоборот, усилили свое влияние на Тайбэй13.
П.М. Ким, эксперт Carnegie Endowment, анализирует трансформацию американо-китайских отношений после пандемии COVID-19. Эксперт подчеркивает, что Китай продолжит наращивать свой военный, экономический и технологический потенциал. Для противодействия росту влияния Китая администрации Дж. Байдена необходимо укреплять сотрудничество членов «Большой четверки» с целью совместной выработки альтернативных китайским инфраструктурных проектов. Кроме того, со стороны США ожидаются призывы к союзникам и партнерам присоединиться к многосторонним усилиям по осуждению Китая за нарушения прав человека в Гонконге, Синцьзяне, Тибете. Задача Дж. Байдена - продемонстрировать союзникам и партнерам США, что их сотрудничество будет востребовано для критических усилий, которые служат жизненно важным общим интересам, а не выступает частью американо-китайского противостояния14.
Систематизировав полученные данные, можно выделить общие ключевые положения в американо-китайских отношениях с точки зрения экспертов АЦ разной политической направленности:
- администрации Д. Байдена стоит крайне осторожно рассматривать потенциальные новые витки сотрудничества с КНР, поскольку это метод отвлечения внимания;
12 Bandow D. China and U.S. Should Keep Competition Peaceful // Cato Institute. 2021. Apr. 17 [Электронный ресурс]. URL: https://www. cato.org/commentary/china-us-should-keep-competition-peaceful (дата обращения: 27.05.2021).
13 Carpenter T.G. How China Blew Its Chance to Seduce Taiwan // Cato Institute. 2021. Apr. 22 [Электронный ресурс]. URL: https://www. cato.org/commentary/how-china-blew-its-chance-seduce-taiwan (дата обращения: 27.05.2021).
14 Kim P.M. U.S. Perceptions of China in the Pandemic Era and Implications for U.S. Policy // Carnegie Endowment. 2021, Jan. 21 [Электронный ресурс]. URL: https://carnegieendowment. org/2021/01/21/u.s.-percep-tions-of-china-in-pandem-ic-era-and-implications-for-u.s.-policy-pub-83684 (дата обращения: 28.05.2021).
- ошибка США - малые меры по повышению влияния в Латинской Америке по сравнению с КНР, США необходимо выработать альтернативу BRI для стран Латинской Америки, Китай в Латинской Америке - угроза национальной безопасности США;
- США необходимо реагировать на ядерную модернизацию КНР не увеличением своего военного потенциала, а сведением к минимуму роли ядерного оружия;
- Китай успешно использует «мягкую силу» в отношениях с США (Институт Конфуция, Китайская народная ассоциация дружбы с зарубежными странами (CPAFFC) и др.);
- "One Belt - One Road" (BRI) позволит Китаю стать глобальным экономическим и стратегическом лидером;
- в вопросе военного и экономического потенциала Китай опережает США и Россию, как минимум, в Азиатском регионе;
- экономический спад вследствие пандемии COVID-19 поставил под сомнение экономическую устойчивость многих проектов BRI и поднял вопросы приемлемости долга;
- для противодействия влиянию Китая в мире США необходимо налаживать более тесное сотрудничество с рядом партнеров, в частности с Индией, как соседом КНР, в области кибернетики, способствовать развитию связей Индии с партнерами США (Австралия, Япония, Сингапур), сотрудничать в области противодействия политического вмешательства Китая;
- Китай окончательно утратил возможность реализации концепции «одно государство - две системы» после событий в Гонконге в 2020 г., вследствие чего США, наоборот, усилили свое влияние на Тайвань;
- Администрации Дж. Байдена необходимо укреплять сотрудничество членов «Большой четверки» с целью совместной выработки альтернативных китайским инфраструктурных проектов.
Таким образом, можно заключить, что для всех американских аналитических центров Китай - это прямая угроза лидерству США в военно-техническом, геостратегическом, экономическом аспектах. Однако в зависимости от политической направленности АЦ эксперты могут по-разному интерпретировать факты и делать прогнозы. Так, консервативный блок АЦ США при анализе внешней политики КНР наибольшее внимание уделяет выработке механизмов жестких контрмер в области экономики, национальной безопасности, торговли, геополитики. Эксперты АЦ центристской направленности традиционно характеризируют политику Китая как ожидаемое стремление к лидерству и настаивают на необходимости для США развивать свое могущество, не отталкиваясь от показателей КНР. Либеральный блок АЦ выступает за инициацию со стороны США диалога по стабилизации и урегулированию двусторонних отношений в области торговли с КНР, а также за укрепление сотрудничества с государствами-партнерами.