Научная статья на тему 'Взгляды А. Ф. Гильфердинга на славянский вопрос в Австрийской империи'

Взгляды А. Ф. Гильфердинга на славянский вопрос в Австрийской империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
511
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ГИЛЬФЕРДИНГ / СЛАВЯНОФИЛЬСТВО / СЛАВЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / АВСТРИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС / GILFERDING / SLAVOPHILE / SLAVIC RENAISSANCE / AUSTRIAN EMPIRE / NATIONAL QUESTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Емельянов Евгений Павлович

Исследование посвящено так называемой эпохе Славянского возрождения, первоначально охватившего славянские области Австрийской империи на рубеже XVIII–XIX вв. К представителям младшего поколения славянофилов, проявлявших в России наибольший интерес к национальным движениям в славянских землях, принадлежал учёный-славяновед и дипломат Александр Фёдорович Гильфердинг (1831–1872). Им был написан ряд статей, в которых затрагивался вопрос о статусе славянских народов в Австрийской империи. На основе публицистики известного историка и этнографа А. Ф. Гильфердинга реконструируются его взгляды на славянский вопрос. Выявляется исторический контекст формирования данных взглядов и анализируется их взаимосвязь с религиозно-философской составляющей славянофильского учения. Доказывается, что Гильфердинг опирался, с одной стороны, на идеи славянофильства, а с другой – на идеи панславизма. В своих статьях он подчеркивал, что панславизм заключается не только в сближении славянских народов, но и в развитии в каждой славянской земле народных славянских начал, лучше всего сохранившихся в России. Воззрения Гильфердинга были хорошо приняты отечественными славяноведами, однако не нашли поддержки среди австрийских славян.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A. F. Gilferding’s Views on Slavic Question in Austrian Empire

The research is devoted to a so-called epoch of the Slavic renaissance which covered first the Austrian empire’s Slavic areas in the turn of the XVIII-XIX centuries. The Slavic studies scholar and diplomat Alexander Fyodorovich Gilferding (1831–1872) belonged to the younger generation of the Slavophiles showing in Russia the greatest interest to the national movements in Slavic lands. A number of articles in which the question on the Slavic people status in the Austrian empire was touched upon was written by him. The views on the Slavic question of the well-known historian and ethnographer A. F. Gilferding are reconstructed on the basis of his essays. The historical context of formation of these views is revealed and their interrelation with a religious and philosophical component of the Slavophile doctrine is analyzed. It is proved that Gilferding relied, on the one hand, on ideas of the Slavophile, and on the other hand on ideas of the Pan-Slavism. In the articles he emphasized that the Pan-Slavism consists not only in rapprochement of the Slavic peoples, but also in development of the national Slavic principles in each Slavic land, which are best of all remained in Russia. Gilferding’s views were well accepted by Russian Slavic studies scholars, however they did not find support among the Austrian Slavs.

Текст научной работы на тему «Взгляды А. Ф. Гильфердинга на славянский вопрос в Австрийской империи»

Емельянов Е. П. Взгляды А. Ф. Гильфердинга на славянский вопрос в Австрийской империи / Е. П. Емельянов // Научный диалог. - 2013. - .№ 11 (23) : История. Социология. Философия. - С. 13-20.

УДК 323.1(436)(=16)“18”+327.39(=81)

Взгляды А. Ф. Гильфердинга на славянский вопрос в Австрийской империи1

Е. П. Емельянов

Исследование посвящено так называемой эпохе Славянского возрождения, первоначально охватившего славянские области Австрийской империи на рубеже XVШ-XIX вв. К представителям младшего поколения славянофилов, проявлявших в России наибольший интерес к национальным движениям в славянских землях, принадлежал учёный-славяновед и дипломат Александр Фёдорович Гильфердинг (1831-1872). Им был написан ряд статей, в которых затрагивался вопрос о статусе славянских народов в Австрийской империи. На основе публицистики известного историка и этнографа А. Ф. Гильфердинга реконструируются его взгляды на славянский вопрос. Выявляется исторический контекст формирования данных взглядов и анализируется их взаимосвязь с религиозно-философской составляющей славянофильского учения. Доказывается, что Гильфер-динг опирался, с одной стороны, на идеи славянофильства, а с другой - на идеи панславизма. В своих статьях он подчеркивал, что панславизм заключается не только в сближении славянских народов, но и в развитии в каждой славянской земле народных славянских начал, лучше всего сохранившихся в России. Воззрения Гильфердинга были хорошо приняты отечественными славяноведами, однако не нашли поддержки среди австрийских славян.

Исследование выполнено в рамках гранта Президента РФ № МК-2579.2013.6. Тема: «Социальная и политическая философия поздних славянофилов: между либерализмом и консерватизмом».

Ключевые слова: Гильфердинг; славянофильство; Славянское возрождение; Австрийская империя; национальный вопрос.

Первая половина XIX века вошла в историю Центрально-Восточной Европы как эпоха Славянского возрождения. К моменту его начала славянская идентичность у большинства народов (за исключением поляков) сохранилась только среди крестьян, в то время как дворяне и горожане подверглись различным иноэтничным влияниям: онемечиванию, мадьяризации или отуречиванию. Зародившись на рубеже XVШ-XIX вв., Возрождение первоначально охватило славянские области Австрийской империи, что во многом было связано с училищной реформой Марии Терезии, открывшей доступ к образованию детям непривилегированных сословий [подробнее о ней см.: Во-целка, 2007, с. 199-201]. Одним из незапланированных результатов этой реформы стало появление в империи славянской интеллигенции, приступившей к изучению истории и культуры своих народов. Под влиянием австрийских славян возрождение национальной культуры началось и у славянских народов Османской империи. Постепенно представители национальных движений перешли от научных и художественных занятий к активной политической деятельности, направленной на улучшение социального и правового положения славянского населения империй Габсбургов и Османов [Хрох, 2002, с. 124-127]. Результатом этого стало появление в общественно-политической жизни той эпохи «славянского вопроса», одной из важнейших составляющих которого являлась проблема статуса славянских народов в Австрийской империи.

До семидесятых годов XIX века единственным полностью независимым славянским государством являлась Россия. Это исключительное положение Российской империи обусловило значительный интерес к ней многих выдающихся деятелей Славянского возрождения [Францев, 1902, с. 66]. В России, в свою очередь, наибольший интерес к национальным движениям в славянских землях проявляли представители кружка славянофилов. Основой славянофильского учения было православие, понимавшееся в нём как единственное истинное христианство. Вместе с этим на славянофилов оказали значи-

тельное влияние представления немецкой классической философии о национальном духе, в частности идея Фридриха Шеллинга о выражении национального духа в религии [Киреевский, 1911, с. 98]. Религией, соответствующей национальному духу славян, по мнению славянофилов, являлось православие [Хомяков, 2007, с. 356]. Именно постановка знака равенства между православием и славянской идентичностью определила взгляды славянофилов на славянский вопрос.

К представителям младшего поколения славянофилов принадлежал талантливый учёный-славяновед и дипломат Александр Фёдорович Гильфердинг, родившийся в 1831 году в семье Фёдора Ивановича Гильфердинга, директора дипломатической канцелярии наместника Царства Польского. Со славянофильским кружком он сблизился во время своего обучения на историко-филологическом факультете Московского университета. Окончив в 1852 году университет, Гильфер-динг поступил на службу в Министерство иностранных дел, а уже через год, в 1853 году, защитил магистерскую диссертацию по славянскому языкознанию. Не оставляя службу в Министерстве, Гильфердинг продолжал активную научную деятельность. Через два года после защиты диссертации он выпустил «Историю балтийских славян», а в следующем 1856 году был избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук. В 1856-1858 гг. Гильфердинг состоял российским консулом в Сараеве, где собрал ценную коллекцию славянских рукописей, позднее принесённую им в дар Публичной библиотеке [Черных, 2010, с. 156, 160-161]. В 1858 году он вернулся на службу в Петербург, в славянский отдел Азиатского департамента МИД, где прослужил до 1861 года.

В 1855-1857 гг. Гильфердинг совершил несколько путешествий по славянским землям. Полученные в этот период наблюдения легли в основу его первой статьи по славянскому вопросу в Австрийской империи - «Развитие народности у западных славян», опубликованной вначале в Париже под названием “Les Slaves Occidentaux”, а затем вышедшей на русском языке в славянофильском журнале «Русская Беседа» в 1858 году. Взгляды Гильфердинга на славянский вопрос строились, с одной стороны, на идеях славянофильства, а с другой -на идеях панславизма. В соответствии со славянофильским учением Гильфердинг утверждал, что в основе славянского быта лежит перво-

начальное братство между людьми и проистекающее из него общинное устройство [Гильфердинг, 1868, с. 67]. Из этого тезиса следовало другое славянофильское утверждение, согласно которому славяне были чужды католическому и протестантскому Западу с его индивидуализмом, что подразумевало соответствие славянскому духу православия [Гильфердинг, 1868, с. 85]. Выделение православия и общинного устройства в качестве основ славянства вело славянофилов к признанию враждебности другим славянам поляков с их духом католичества и шляхетского аристократизма. В вышеназванной статье Гильфердинг негативно оценивал польские панславистские проекты и писал, что поляки сочувствуют не славянам, а славянским угнетателям [Гильфердинг, 1868, с. 62]. Сам Гильфердинг в духе словацкого поэта Яна Коллара понимал панславизм как культурное и духовное сближение славянских народов [Гильфердинг, 1868, с. 74, 87].

Идеи, высказанные в данной работе, были развиты Гильфердин-гом в статье «Венгрия и славяне», опубликованной в «Русской Беседе» в 1859 году. Расширяя определение панславизма, данное им в статье о развитии народности у западных славян, он писал, что панславизм заключается не только в сближении славянских народов, но и в развитии в каждой славянской земле народных славянских начал, лучше всего сохранившихся в России [Гильфердинг, 2009, с. 81]. Вместе с этим он писал, что панславизм насчитывает немало врагов, которым выгодно совершенное уничтожение славян. К врагам панславизма Гильфердинг причислял австрийцев, турок, немцев, греков, венгров и поляков [Гильфердинг, 2009, с. 79, 85]. Враждебность двух последних народов к панславизму базировалась, по его мнению, на идее исторического права, оправдывавшей закрепление Галиции за Польшей, а Словакии за Венгрией на основании принадлежности дворянства этих областей соответственно к польской и венгерской нациям. Вместе с этим в то время он полагал, что идеи сословного неравенства и исторического права уступают место идее нации и скоро потеряют своих сторонников, что позволит венграм и полякам примириться со славянами [Гильфердинг, 2009, с. 87-91].

Однако в опубликованной в 1860 году статье «Историческое право хорватского народа» Гильфердинг констатировал, что идея исторического права имеет сторонников не только среди поляков,

но и среди представителей других славянских народов. Он осуждал анонимного хорватского публициста, мечтавшего о восстановлении хорватского государства и включении в его состав территорий Словении, Боснии и северной Герцеговины. Гильфердинг называл эти мечты эгоистической утопией, невозможной без пролития братской крови. Предвосхищая идеи югославизма, он писал, что гораздо лучшей мечтой для хорватов было бы создание союза сербов, хорватов и словенцев, в котором не было бы господства одной народности над другою [Гильфердинг, 2009, с. 79, 85].

Дальнейшая политическая практика показала ещё большие различия между характером национальных движений австрийских славян и панславистскими мечтами о славянском братстве во главе с Россией, что отразилось в последующих статьях Гильфердинга по славянскому вопросу. Осенью 1861 года им была написана статья «Славянские народности и польская партия в Австрии», в которой анализировались идейные течения, возникшие среди славянского населения Австрии после издания правительством Октябрьского диплома 1860 года, допускавшего представителей всех народов империи до участия в политической жизни. По его мнению, к этому времени славянские народы Австрии делились на две группы: одни (словенцы, словаки, сербы и русины) боролись за сохранение своей народности и являлись сторонниками имперского правительства, притесняющего их противников (немцев, венгров, итальянцев и поляков); другие (чехи, хорваты и поляки), отстояв возможность самостоятельного национального развития, стояли перед вопросом, по какому пути это развитие должно проходить. Гильфердинг писал, что при решении этого вопроса среди данных народов выделилось две партии: федеративно-австрийская и партия исторического права, или польская. Сторонниками федеративно-австрийской партии он называл представителей австрославизма, мечтавших о превращении империи в федерацию равноправных народов, среди которых славяне получили бы первенство благодаря своему численному преимуществу [Гильфердинг, 2009, с. 133-135]. Австрославизм зародился в Чехии, и в его программе переплетались идеи федеративной Австрии и восстановления Чешского королевства на основе исторического права. Тем не менее, Гильфердинг выделял сторонников исторического

права в отдельную партию, стремящуюся к реставрации господства своих народов над всеми землями когда-либо им принадлежавшими. Будучи сторонником принципов свободного национального развития, он яростно критиковал учение об историческом праве и писал: «Никакая народность не может безнаказанно провозглашать историческое право своим руководящим началом в отношении к другим племенам <.. .> Жаль бы было чехов, если бы они поддались искушению этого блестящего для народного самолюбия, но смертоносного принципа < .> Чехи утратили бы сами понимание чистых славянских начал, противных всякому аристократическому преимуществу, начал, которым они обязаны тем, что возрождение чешской народности. осуществилось ныне в жизни нескольких миллионов людей; они утратили бы чувство славянского братства, которое снискало им сочувствие и нравственную поддержку всех славянских племён» [Гильфердинг, 2009, с. 141]. Не вызывала сочувствия Гильфердинга и федеративная партия, которая, по его мнению, не искажала коренных славянских начал, но была обречена на политическое поражение.

В 1862 году Гильфердингом была написана статья «Взгляд западных славян на Россию», в которой он стремился выяснить, почему западные славяне проявляют равнодушие к коренным славянским началам (поземельной общине, отсутствию бюргерства и аристократии, отсутствию договорных отношений между верховной властью и обществом) и к исторической роли России как хранительницы этих начал [Гильфердинг, 2009, с. 149-150]. Он называл в качестве причины этого их полное подчинение общественным началам Запада, в результате чего древние славянские начала оказались у них стёрты. По его мнению, не имея собственных социальных начал и сосредоточиваясь на политической борьбе по защите своей национальности, западные славяне интересуются только политической стороной современной России и не видят русского народа, хранящего славянские начала. Вместе с тем Гильфердинг полагал, что коренные начала славянской жизни не были полностью уничтожены у западных славян, и писал: «Нет сомнения, что в этих славянских народах живёт ещё, под оболочкою господствующих европейских понятий и отношений, оцепеневший дух самобытного организма» [Гильфердинг, 2009, с. 155]. Он призывал представителей западнославянских национальных дви-

жений к пробуждению этих начал и утверждал, что вопрос об этом является для западных славян вопросом жизни и смерти. Продолжая данную мысль, он писал: «Ведь нельзя же народу быть живучим, самостоятельным организмом без внутренних самобытных органических начал; ведь не политика же, какая бы она ни была, славянская или всякая другая, может спасти славянские народы» [Гильфердинг, 2009, с. 155].

Активное участие Гильфердинга в панславистском движении продолжалось и после написания вышеназванных статей. В 1867 году он стал одним из организаторов Славянского съезда в Москве, не принёсшего, однако, каких-либо практических результатов. Когда в следующем 1S6S году открылось Петербургское отделение Славянского благотворительного комитета, он возглавил его и находился на этом посту вплоть до своей смерти в 1872 году. Взгляды Гильфердин-га нашли широкую поддержку среди отечественных славяноведов, близких к панславизму, и спустя сорок с лишним лет после его смерти выдающийся филолог Пётр Алексеевич Лавров писал, что статья Гильфердинга о развитии народности у западных славян «исполнена справедливых наблюдений и глубокого понимания слабых сторон австрийского славянства» [Лавров, 1916, с. 202]. Вместе с этим взгляды Гильфердинга не нашли поддержки среди австрийских славян. Во многом это было обусловлено тем, что представления славянофилов об исконных началах, в соответствии с которыми должны развиваться славянские народы, строились на материале идеализированной истории России, без учёта цивилизационных различий, накопившихся к XIX веку между русскими и западными славянами.

Литература

1. Воцелка К. История Австрии : культура, общество, политика : [пер. с нем.] I К. Воцелка. - Москва : Весь мир, 2007. - 512 с.

2. Гильфердинг А. Ф. Россия и славянство I А. Ф. Гильфердинг. - Москва : Институт русской цивилизации, 2009. - 496 с.

3. Гильфердинг А. Ф. Собрание сочинений I А. Ф. Гильфердинг. -Санкт-Петербург : Печатня В. Головина, 1S6S. - Т. II. - 494 с.

4. Киреевский И. В. Речь Шеллинга I И. В. Киреевский II Киреевский И. В. Полное собрание сочинений : в двух томах I И. В. Киреевский. -Москва : Путь, 1911. - Т. II. - С. 92-104.

5. Лавров П. А. Гильфердинг Александр Фёдорович / П. А. Лавров // Русский биографический словарь : в 33 томах / редактор Н. П. Чулков. -Т. 6 : Герберский-Гогенлоэ. - Москва : Аспект Пресс, 1995. - С. 195-204. -(Репринтное издание 1916 г. - Москва : Типография Г. Лисснера и Д. Совко, 1916).

6. Францев В. А. Очерки по истории чешского возрождения / В. А. Францев. - Варшава : Типография Варшавского учебного округа, 1902. - 386, LXXI с.

7. Хомяков А. С. К сербам / А. С. Хомяков // Хомяков А. С. Дар пес-нопенья. О старом и новом. Церковь одна Труженик. Современники об А. С. Хомякове. Борец за Святую Русь / А. С. Хомяков ; сост., предисл. Б. Н. Романов. - Москва : Русскій м1ръ, 2007. - С. 350-373.

8. ХрохМ. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации : процесс строительства наций в Европе / М. Хрох // Нации и национализм. - Москва : Праксис, 2002. - С. 122-145.

9. Черных А. В. А. Ф. Гильфердинг в Боснии и Герцеговине : 18571858 гг. / А. В. Черных // Вопросы истории. - 2010. - № 8. - С. 155-164.

© Емельянов Евгений Павлович (2013), ассистент кафедры европейских исследований, Институт социальных и политических наук, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (Екатеринбург), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.