Научная статья на тему 'Взгляд работодателя на "on-line специалиста" или качество дистанционного обучения'

Взгляд работодателя на "on-line специалиста" или качество дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / DISTANCE LEARNING / ФОРМА / FORM / ТЕХНОЛОГИЯ / TECHNOLOGY / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ИНТЕРНЕТ / INTERNET / ОНЛАЙН ОБУЧЕНИЕ / ONLINE TRAINING / СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / MODERN TEACHING AIDS / ВОЗМОЖНОСТЬ / OPPORTUNITY / ПРОГРЕСС / PROGRESS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / EDUCATIONAL PLATFORM / САМОКОНТРОЛЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-CONTROL / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / САМОСТИМУЛЯЦИЯ / SELF-STIMULATION / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стефанова Наталья Александровна, Ахунова Зарина Рафиловна

Актуальность изучения данной темы о качестве и развитии дистанционного обучения заключается в том, что итоги общественного прогресса в настоящее время концентрируются в информационной сфере. В данной статье рассмотрена необходимость внедрения системы дистанционного обучения на рынке образовательных услуг, рассмотрены особенности. Приведены основные положительные и отрицательные моменты осуществления этой формы обучения. Перечислены и кратко описываются составляющие дистанционного обучения, где акцент делается на телекоммуникационный подход. Приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Представлена степень популярности дистанционного обучения в образовательном пространстве Российской Федерации и описан первый университет, который обучает только в дистанционной форме. Изучены мнения специалистов одних из крупных высших учебных заведений в мире с дистанционной формой образования и управляющего партнера крупной рекрутинговой компании. А также на основе результатов анализа мнений и опроса директоров и топ-менеджеров о специалистах, получивших образование при помощи дистанционных курсов, сделаны выводы о востребованности, качестве, квалификации данных специалистов на рынке труда и их взаимодействии с работодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стефанова Наталья Александровна, Ахунова Зарина Рафиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EMPLOYER''S VIEW OF THE "ON-LINE SPECIALIST" OR THE QUALITY OF DISTANCE LEARNING

The relevance of studying this topic on the quality and development of distance learning lies in the fact that the results of social progress are currently concentrated in the information sphere. In this article, the need to introduce a distance learning system in the market of educational services is considered, features are considered. The main positive and negative aspects of this form of education are given. The components of distance learning are listed and briefly described, where the emphasis is on the telecommunication approach. The main directions of development of distance learning are given, the differences of distance learning from traditional are shown. The degree of popularity of distance learning in the educational space of the Russian Federation is presented and the first university is described, which teaches only in distance form. The opinions of specialists from some of the largest higher education institutions in the world with distance education and managing partner of a large recruiting company were studied. And based on the results of the analysis of opinions and interviews of directors and top managers about specialists who received education through distance courses, conclusions were drawn about the relevance, quality, qualifications of these specialists in the labor market and their interaction with employers.

Текст научной работы на тему «Взгляд работодателя на "on-line специалиста" или качество дистанционного обучения»

Stefanova Natalia Aleksandrovna, Akhunova Zarina Rafilovna THE EMPLOYER'S VIEW OF THE «ON-LINE SPECIALIST» .

economic sceinces

УДК 339.138

© 2017

ВЗГЛЯД РАБОТОДАТЕЛЯ НА «ON-LINE СПЕЦИАЛИСТА» ИЛИ КАЧЕСТВО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Стефанова Наталья Александровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры

«Цифровая экономика» Ахунова Зарина Рафиловна, студентка 4 курса кафедры «Цифровая экономика» Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики (443010, Россия, Самара, улица Льва Толстого, 23, e-mail: zam_akh@bk.ru) Аннотация. Актуальность изучения данной темы о качестве и развитии дистанционного обучения заключается в том, что итоги общественного прогресса в настоящее время концентрируются в информационной сфере. В данной статье рассмотрена необходимость внедрения системы дистанционного обучения на рынке образовательных услуг, рассмотрены особенности. Приведены основные положительные и отрицательные моменты осуществления этой формы обучения. Перечислены и кратко описываются составляющие дистанционного обучения, где акцент делается на телекоммуникационный подход. Приведены основные направления развития дистанционного обучения, показаны отличия дистанционного обучения от традиционного. Представлена степень популярности дистанционного обучения в образовательном пространстве Российской Федерации и описан первый университет, который обучает только в дистанционной форме. Изучены мнения специалистов одних из крупных высших учебных заведений в мире с дистанционной формой образования и управляющего партнера крупной рекрутинговой компании. А также на основе результатов анализа мнений и опроса директоров и топ-менеджеров о специалистах, получивших образование при помощи дистанционных курсов, сделаны выводы о востребованности, качестве, квалификации данных специалистов на рынке труда и их взаимодействии с работодателями.

Ключевые слова: Обучение, дистанционное обучение, форма, технология, педагогические технологии, интернет, онлайн обучение, современные средства обучения, возможность, прогресс, образовательная платформа, саморегуляция, самоконтроль, самообразование, самостимуляция.

THE EMPLOYER'S VIEW OF THE «ON-LINE SPECIALIST» OR THE QUALITY

OF DISTANCE LEARNING

© 2017

Stefanova Natalia Aleksandrovna, Candidate of Science (Economics), Associate Professor

of the Department "Digital Economy" Akhunova Zarina Rafilovna, 4 th year student of the department "Digital Economy" Povolzhskiy State University of Telecommunications and Informatics (443010, Russia, Samara, Lva Tolstogo St., 23, e-mail: zam_akh@bk.ru) Abstract. The relevance of studying this topic on the quality and development of distance learning lies in the fact that the results of social progress are currently concentrated in the information sphere. In this article, the need to introduce a distance learning system in the market of educational services is considered, features are considered. The main positive and negative aspects of this form of education are given. The components of distance learning are listed and briefly described, where the emphasis is on the telecommunication approach. The main directions of development of distance learning are given, the differences of distance learning from traditional are shown. The degree of popularity of distance learning in the educational space of the Russian Federation is presented and the first university is described, which teaches only in distance form. The opinions of specialists from some of the largest higher education institutions in the world with distance education and managing partner of a large recruiting company were studied. And based on the results of the analysis of opinions and interviews of directors and top managers about specialists who received education through distance courses, conclusions were drawn about the relevance, quality, qualifications of these specialists in the labor market and their interaction with employers.

Keywords: Training, distance learning, form, technology, pedagogical technologies, the Internet, online training, modern teaching aids, opportunity, progress, educational platform, self-regulation, self-control, self-education, self-stimulation.

С началом 21 века дистанционное образование набирает популярность во всем мире, поскольку оно позволяет сегодня создавать систему массового непрерывного самообучения, общего обмена информацией, независимо от наличия временных и пространственных поясов. Например, в России в период с 2004 года по 2016 год темпы роста рынка услуг дистанционного обучения выросли более чем в 50 раз (рис. 1.).

Рисунок 1 - Объём российского рынка дистанционного обучения в млн. руб.

Дистанционное обучение - это, прежде всего, взаимодействие учащихся и учителей между собой на расстоянии (дистанционно) посредством сети Интернет. То есть Интернет в настоящее время выступает так же и в

роли сервисной площадки [1]. Примером чего служит как раз и дистанционное обучение. При этом такое обучение воссоздает почти все характерные классическому учебному процессу компоненты (методы, цели, организационные формы, содержание и средства обучения) и реализуемое специфичными средствами телекоммуникационных технологий, предусматривающими интерактивность процесса обучения.

Стоит отметить, что дистанционное обучение - это в основном самостоятельная форма обучения, основными инструментами которой являются интерактивные информационные технологии [2-6].

Главным преимуществом дистанционного обучения является то, что это очень комфортная и гибкая форма обучения, поскольку оно обеспечивает:

- экономию времени (нет необходимости тратить время на поездки к месту учёбы);

- снижение расходов на проведение обучения (нет необходимости затрачивать средства на аренду помещений);

- возможность одновременного обучения большого числа учащихся;

- рост качества обучения за счет использования современных средств и технологий;

- мгновенный доступ к объёмным электронным библиотекам и базам знаний;

экономические науки

Стефанова Наталья Александровна, Ахунова Зарина Рафиловна ВЗГЛЯД РАБОТОДАТЕЛЯ НА «ON-LINE СПЕЦИАЛИСТА» ...

- образование единых, либо отраслевых образовательных сред и методик.

Полноценный курс дистанционного образования не только дает программу лекций, раскрывая студентам учебные материалы, но и формирует процесс обучения таким образом, чтобы образовательный процесс студентам был доступен и интересен. Ведь только обеспечив интерес к предметам, азарт и жажду знаний, возможно добиться от студентов хорошей успеваемости и «тягу» к знаниям.

Поэтому эффективная программа дистанционного образования обращена именно на глубокую вовлеченность и погруженность студентов в образовательный процесс и дальнейшее самообразование [7-11]. Несмотря на расхожие мнения, дистанционный курс образования не должен привносить в студентов чувство разобщенности, одиночества или изоляции. Напротив, самая оптимальная программа та, которая находит методы и приемы для создания атмосферы присутствия, сотрудничества и кооперации, на примере той, что предоставляют в данный момент многопользовательские онлайн игры.

Стандартная программа дистанционного образования обязана обладать огромным спектром методов доставки учебной информации студенту. Для чего и используются различные инструменты дистанционного обучения, такие как аудио/видео-конференции, интернет-чаты, электронная почта, телефоны/факс и др. Посредством них реализуется:

- чат-занятие - это учебные мероприятия, которые проводятся одновременно, то есть все участники обладают одновременным доступом к чату и педагоги и учащиеся. Во многих дистанционных учебных заведений имеются, так называемые чат-школы и чат-кабинеты;

- веб-занятие - это уроки, лабораторные работы, семинары, конференции, деловые игры, практикумы и другие формы дистанционных учебных занятий с помощью возможностей сети Интернет. Допустимы как синхронные, так и асинхронные взаимодействия учеников и педагогов;

- телеконференция - это занятие проводится при помощи рассылок по электронной почте. Для учебных телеконференций свойственно достижение образовательных задач. Данный вид дистанционного обучения очень знаменит в Европе для получения дополнительного (второго) образования жителей ЕС. Студенты, систематически выполняя практические «домашние задания», приобретают навыки, совмещая теоретические знания с практическими упражнениями;

- телеприсутствие - это один из пробных способов дистанционного обучения на базе формирования атмосферы присутствия. То есть у обучаемых, находящихся вне помещения класса, формируется ощущение личного присутствия внутри аудитории.

При выборе дистанционной программы специалисты рекомендуют обратить внимание на следующее: полученные знания и навыки, возможности нетворкинга (социальная и профессиональная деятельность, направленная на то, чтобы с помощью круга друзей и знакомых максимально быстро и эффективно решать сложные жизненные задачи). Также выбирая программу, необходимо обратить внимание на количество очных семинаров и мероприятий, так как согласно Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ их общая продолжительность должна составлять как минимум 120 часов.

За рубежом открыто более 25 университетов, которые предлагают для студентов всего мира более 100 программ обучения. Большинство таких университетов находятся в США и Великобритании. Недавно в России также открыл свои двери первый цифровой университет - Университет НТИ «20.35». Учебный процесс в данном университете будет строиться на образовательных модулях и курсах от ведущих российских и зарубежных университетов. «В Университете НТИ «20.35» выразили желание участвовать многие ведущие вузы страны.

Первыми студентами университета станут сотрудники российских технологических компаний, участники рынка NeuroNet. [12]

Изолированность и меньшие по сравнению с традиционными программами возможности нетворкинга

- это основные недостатки дистанционного обучения. Современные технологии предлагают возможность удаленно приобретать теоретические знания и общаться с преподавателем, но вот с групповой работой, участием в конструктивных дискуссиях дело обстоит сложнее. С таким недостатком приходится мириться, ведь оставить работу и уехать на 1,5-2 года могут очень немногие. «Фулл-тайм-программы могут позволить себе топ-менеджеры или собственники компаний, - говорит Михаил Торчинский, управляющий партнер рекрутин-говой компании Marksman. - К тому же это дорогое удовольствие, так что сегодня большинство учится и работает одновременно». [13]

«За последние 10 лет отношение работодателей к дистанционным программам очень изменилось, - отмечает Сью Бич, менеджер программы дистанционного MBA Warwick Business School. - Если раньше к ним относились как к «бедному родственнику», то сегодня работодатели понимают, что люди, успешно закончившие такую программу, обладают такими ценными качествами, как способностью к самоорганизации, умением управлять собственным временем, умением работать в команде (в том числе и виртуальной), способность применять теорию на практике и самомотивацией». [13]

«Гендиректор крупной международной консалтинговой компании недавно сказал мне, что ему больше нравятся соискатели, которые получили MBA, совмещая работу и учебу, поскольку это потребовало больших усилий и упорства для достижения тех же результатов»,

- говорит Крис Ховарт, директор программ Школы менеджмента Royal Holloway, Лондонский университет. [13]

То есть анализ мнений современных работодателей на тему уровня квалификации «on-line специалиста» показал, что преимущества дистанционного обучения нивелируют все его недостатки, и кроме того, позволяют приобрести работнику ряд положительных и необходимых качеств.

Для того чтобы выяснить отношение работодателей к специалистам, окончившим дистанционно обучение, был проведен опрос среди директоров и менеджеров малых и средних предприятий. Опрос проводился посредством анкетирования. В опросе приняли участие 17 человек. Респондентам были задан следующий вопрос: «Приняли ли вы на работу специалиста, получившего образование посредством дистанционной формы обучения?». По итогам опроса были получены следующие результаты: 12 человек ответили «Да, конечно, если человек обладает всеми нужными навыками», 5 человек выбрали ответ «Нет, так как считаю данный тип обучения неприемлемый». Результаты опроса представлены на рис. 2.

Рисунок 2 - Результаты опроса

По результатам данного исследования, можно сделать вывод, что работодатели не столько оценивают форму обучения, сколько квалификацию, опыт и умения специалиста.

В заключении можно сказать, что дистанционная

Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 4(21)

103

Stefanova Natalia Aleksandrovna, Akhunova Zarina Rafilovna THE EMPLOYER'S VIEW OF THE «ON-LINE SPECIALIST» ..

economic sceinces

форма обучения набирает популярность, как в России, так и по всему миру. Работодателям, прежде всего, интересен не способ получения образования, а умение применить навыки, наработанные во время учебы. А интеграция процесса обучения и информационных технологий дает возможность развить унифицированную систему дистанционного образования в России, основанную на самоподготовке будущих специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Стефанова Н.А. Куванова Т.С., Интернет как сервисная площадка // «Актуальные вопросы современной экономики» - Махачкала : изд-во: Некоммерческое партнерство «Дагестанский территориальный институт профессиональных бухгалтеров», 2017 - 5с

2. Гогицаева О.У., Кочисов В.К. Роль дистанционного образования в современных условиях // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 4. С. 10-12.

3. Вострокнутов Е.В., Волков С.Н., Адамский С.С., Мокиевская Н.Е., Зайцев В.А. Реализация образовательных дистанционных мультимедийных интернет-проектов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 66-70.

4. Иванова Т.Н. Тенденции и перспективы дистанционного образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 42-45.

5. Богданова А.В., Кондаурова И.К. Основные аспекты проблемы эффективной оценки качества учебных курсов, применяемых в дистанционном обучении // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 168-170.

6. Богданова А.В., Коновалова Е.Ю. Актуальные вопросы оценки качества дистанционных учебных курсов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 79-83.

7. Есаулова И.В., Ягова Е.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 66-71.

8. Ваганова О.И., Гладкова М.Н., Гладков А.В., Сундеева М.О., Татаренко М.А. Вебинар как средство организации самостоятельной работы студентов в условиях дистанционного обучения // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 31-34.

9. Третьякова Е.М. Организация самостоятельной работы студентов с применением новых информационных технологий // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 329-333.

10. Букушева А.В. Организация самостоятельной работы студентов при изучении компьютерной геометрии в LMS MOODLE // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 30-34.

11. Кандалова Г.А., Майорова Ю.А. Роль электронных учебных пособий в организации самостоятельной работы студентов при модульном подходе в обучении грамматике // Поволжский педагогический вестник. 2016. № 4 (13). С. 51-55.

12. АСИ представило первый в стране цифровой университет. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://indicator.ru/news/2017/11/07/pervyj-v-rossii-cifrovoj-universitet-asi/?utm_source=vksharing&utm_ medium=social

13. Отношение работодателей к дистанционно полученному диплому МВА. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rb.ru/artide/otnoshenie-rabotodateley-k-distantsionno-poluchennomu-diplomu-mva75 3 80137.html

Статья поступила в редакцию 13.10.2017

Статья принята к публикации 26.12.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.