Научная статья на тему 'Взгляд пушкина на историю'

Взгляд пушкина на историю Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11703
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУШКИН / ПУГАЧЕВ / ИСТОРИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ / ПЕТР ПЕРВЫЙ / ПРОТИВОРЕЧИЯ / СТОЛКНОВЕНИЕ ПОЗИЦИЙ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ЭПОХА / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ / ЦАРИЗМ / НАРОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ / PEOPLE'S MOVEMENT / ВОССТАНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / АРИСТОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД / КОНФЛИКТ / СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА / ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОЗА / РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД / ОБЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ НАЧАЛО / МНОГОГРАННАЯ ЛИЧНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / A PERSON'S FATE / PUSHKIN / PUGACHEV / HISTORICAL SITUATION / CONTRADICTIONS / DEVELOPMENT OF HIS POSITIONS / HISTORICAL PERIOD / TSARISM / UPRISING / POLITICAL SYSTEM / ARISTOCRATIC SOCIETY / PATRIOTIC VIEW / CONFLICT / REALISTIC VIEW / CHANGES IN THE SOCIAL SYSTEM / PETER THE FIRST / GOVERNMENT ADMINISTRATOR / HISTORICAL ESSAYS / A COMMON BEGINNING OF HUMANITY / COMPLICATED PERSONAGE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мартин Майкл Деннис

Эта работа определяет взгляд Александра Сергеевича Пушкина на историю. В частности, она фокусирует внимание автора на то, что он считал источниками исторических изменений в России: влияние исторических личностей, возмущения народных масс, не желающих терпеть унижения, притеснения господствующего класса, внешняя политика государства. Рассматривая произведения Пушкина на историческую тему разных периодов его жизни, мы видим, как меняется мнение автора, как мучительно он ищет ответы на очень важные вопросы, как сомневается в оценке этих событий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper examines Alexander Pushkin’s views on history. In particular, it focuses on the writer’s views on the source of historical change in Russia: whether it is primarily driven by a small number of «great» people, or a combined effort of the masses, and how those views changed over the course of his literary career. In the examination of his theories, this paper examines many works from different periods of Pushkin’s life and compares the characterizations of their characters, and how these portrayals showcase the author’s beliefs.

Текст научной работы на тему «Взгляд пушкина на историю»

«Magister Dixit» - научно-педагогический журнал Восточной Сибири

№1 (13). Апрель 2014 (http://md.islu.ru/)

УДК 81 ББК 81.055.1

Майкл Деннис Мартин ВЗГЛЯД ПУШКИНА НА ИСТОРИЮ

Эта работа определяет взгляд Александра Сергеевича Пушкина на историю. В частности, она фокусирует внимание автора на то, что он считал источниками исторических изменений в России: влияние исторических личностей, возмущения народных масс, не желающих терпеть унижения, притеснения господствующего класса, внешняя политика государства. Рассматривая произведения Пушкина на историческую тему разных периодов его жизни, мы видим, как меняется мнение автора, как мучительно он ищет ответы на очень важные вопросы, как сомневается в оценке этих событий.

Ключевые слова: Пушкин; Пугачев; историческая ситуация; Петр Первый; противоречия; столкновение позиций; историческая эпоха; государственный деятель; царизм; народное движение; восстание; политическая система; аристократическое общество; патриотический взгляд; конфликт; судьба человека; документальная проза; реалистический взгляд; общее человеческое начало; многогранная личность; социальные изменения

M.D. Martin

PUSHKINS VIEWS ON HISTORY

This paper examines Alexander Pushkin’s views on history. In particular, it focuses on the writer’s views on the source of historical change in Russia: whether it is primarily driven by a small number of «great» people, or a combined effort of the masses, and how those views changed over the course of his literary career. In the examination of his theories, this paper examines many works from different periods of Pushkin’s life and compares the characterizations of their characters, and how these portrayals showcase the author’s beliefs.

Key words: Pushkin; Pugachev; historical situation; Peter the First; development of his positions; contradictions; Historical period; Government administrator; Tsarism, people’s movement, uprising; Political system; aristocratic society; patriotic view; conflict; a person’s fate; historical essays; realistic view; a common beginning of humanity; complicated personage; changes in the social system

© Майкл Деннис Мартин, 2014

Каждый писатель в своих произведениях отражает свой взгляд на жизнь и быт того периода истории, в котором довелось ему жить. Но не все авторы рассматривают историю с философской точки зрения, анализируют ее, выражают определенную позицию, как А.С. Пушкин.

А.С. Пушкин жил в очень интересный период истории России, и своими произведениями, гражданской позицией, своим отношением к событиям, которые происходили в этот период, он влиял на умы лучших представителей Отечества.

Взгляды А.С. Пушкина на историю менялись в течение жизни: об этом рассказывают нам сюжеты его произведений. Обращают внимание на себя две теории в творчестве писателя, конкурирующие друг с другом. Первая теория заключается в том, что на ход истории всегда в большей степени влияют «сильные мира сего», люди, стоящие у власти. По другой теории, народ меняет историю, его сила, мощь, характер, настроение влияют на события, происходящие в стране. Столкновение этих позиций, противоречий проявляется в творчестве А.С. Пушкина. Наблюдая за развитием сюжетов в его произведениях, обращая внимание на события, происходящие в его личной жизни, мы видим, как формируются эти теории и почему они меняются.

А.С. Пушкин родился в дворянской семье, он был частью аристократического мира России, поэтому жизнь этого мира, конечно, отражается в его произведениях. Но с детства его воспитывала крестьянка Арина Родионовна, которая смогла привить ему любовь к народной речи, народному характеру, его особенностям. Таким образом, Пушкин оказался между двумя мирами: миром простых людей и аристократическим миром. Он всегда чувствовал сильную связь с русским народом и верил в святость Российского государства, с одной стороны, а с другой, он видел и среди представителей дворянского общества людей достойных, умных, способных изменить мир к лучшему.

Среди первых значительных произведений на историческую тему является драма А.С. Пушкина «Борис Годунов», где он удивительно точно воссоздал историческое прошлое, рассказывающее об эпохе смутного времени правления

царя Бориса Годунова. Он не только воссоздает внешние черты эпохи, но и раскрывает основные социальные конфликты. Все группируется вокруг главной проблемы: царь и народ.

Для А.С. Пушкина Борис - незаурядная личность. Он показан в драме и прогрессивным государственным деятелем, и любящим отцом, и царем, который заботится о просвещении в государстве, о развитии науки, о счастье подданных, и человеком, способным на сострадание, хотя и вступил на престол через преступление. Но он натолкнулся на глухую стену непонимания народа, он остается для народа царем - деспотом, тираном, крепостником. Сам Борис видит причину неприятия его народом в божьем суде, который послан ему за преступление. Автор подчеркивает, что никакие благородные цели не могут быть оправданы и достигнуты аморальными поступками. Борис относится к народу как к черни, как к зверю. Он говорит: «Они любить умеют только мертвых». Для народа главный вопрос - это вопрос о крепостном праве, но именно Борис Годунов уничтожил Юрьев день. Он считает, что народ понимает только язык силы, поэтому в стране во времена его правления распространены казни.

Из глубины драмы возникает мысль, что дело не только в личных качествах Бориса Годунова или Лжедмитрия, которому поначалу народ поверил, а потом отшатнулся от него, потому что тот вступает на престол через убийство Федора и становится игрушкой в руках бояр, не оправдав надежд народа, но и в том, что царская власть деспотична, и во все времена между самодержавием и народом всегда был глубокий разрыв.

Впервые именно в произведениях А.С. Пушкина, народ становится действующим лицом, но изображение народа отличается двойственностью и противоречивостью. С одной стороны, народ - это грозная стихийная сила, с другой - это зависимая от разных сословий политически незрелая масса, не способная свергнуть существующую власть и управлять государством.

Народ в драме А.С. Пушкина. «Борис Годунов» - источник нравственного суда. И накануне восстания декабристов 1825 г. А.С. Пушкин, говоря о слабо-

сти дворянского движения, призывал передовых людей того времени приобщиться к народу.

Сюжет поэмы «Руслан и Людмила» сказочный: здесь и похищение невесты, и заточение героини в заколдованном царстве, совершение подвигов ради ее спасения и, конечно, счастливый конец. Но рассказывая о сказочных героях, Пушкин, который три года работал над этим произведением, переосмысливает сказочный сюжет, сталкивая фантастическое с реальным.

Руслан является типичным классическим русским героем, богатырем, который спасает Людмилу, дочь князя Владимира Великого, олицетворяющую собой Великую Русь, от злых сил. Его образ является подтверждением мысли Пушкина о том, что значение великих людей в истории очень большое. Но и народ здесь предстает как действующая сила истории со своими надеждами, мыслями, стремлениями к борьбе и победе.

К тому времени, когда была закончена поэма «Руслан и Людмила», начали появляться в печати другие произведения А.С. Пушкина, в которых отражается его отношение к истории, где он критикует политику власти России, показывая особое презрение к режиму, который поддерживает крепостное право.

В оде «Вольность», написанной в том же году, что и поэма «Руслан и Людмила», отражаются разнообразные его чувства: желание свободы, ненависть к тиранам, призыв к народу на борьбу против крепостников:

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы!

(А.С. Пушкин «Вольность»)

Ко времени написания оды « Вольность» недоверие А.С. Пушкина, к политической системе России растет, особенно после его изгнания из Петербурга в 1820 г. за лирику, направленную против царя. Он мечтает об изменении системы власти в России и считает, что этих изменений могут добиться лучшие представители аристократического общества в стране. Со многими из них он знаком, ему даже известно их намерение поднять восстание против царя. Он бы и сам хотел принять участие в нем, но его друзья, заботясь о будущем России,

которая не должна была потерять великого поэта, не позволили Пушкину это сделать.

До восстания декабристов 1825 г. А.С. Пушкин не раз обращался к недавнему прошлому, связанному с различными бунтами, восстаниями народа в России, и приходил к выводу, что восстания подавлялись царскими войсками потому, что народ не был готов к ним. После восстания декабристов Пушкин, разочарованный его разгромом, пораженный гибелью и ссылкой на каторгу своих друзей, задумывается над тем, что интеллигенция должна объединиться с народом в борьбе против тирании, несправедливости власти.

Растущее недовольство писателя царским режимом мы видим и в поэме «Медный всадник». Вначале поэмы кажется, что Пушкин с уважением и восторгом относится к Петру Великому, который основал город Петербург, восхищающий всех, открывший « окно в Европу», но затем мы видим, что отношение поэта к царю становится достаточно противоречивым. Петр Первый представлен в поэме в образе медного всадника как олицетворение бесчеловечной власти, которая, не обращая внимания на чаяния, желания, потребности, жизнь простых людей, осуществляет свою политику. Возведение города у моря таит в себе постоянную угрозу для жителей, они страдают и порой погибают от частых наводнений.

Герой поэмы « Медный всадник» Евгений - «человек обыкновенный», он не имеет ни чинов, ни денег. Молодой человек мечтает жениться на любимой девушке, но в страшном наводнении его невеста погибает. Обезумевший, он приходит к памятнику Петру Первому, чтобы обрушить свой гнев на «горделивого истукана», но победить его он не в состоянии.

Основной конфликт произведения - это конфликт личности и государства: Петербург, создание которого продиктовано государственными интересами, построен в непригодном для жизни людей месте. Простой человек со своими интересами противопоставлен государству. Но Пушкин обращает внимание «власть имущих» на то, что игнорирование интересов простого человека может привести к бунту.

Обращаясь в этом произведении к историческому прошлому России, автор в минувших событиях пытается найти ответы на вопросы современности. Как патриот, глубоко любящий свою страну, Пушкин выражает недовольство отсталостью современной российской политики, структурой власти, отношением к народу. Он подчеркивает, что конфликт между простым человеком и государством не исчезает.

В 1828 г. А.С. Пушкин пишет поэму «Полтава», где он размышляет о судьбе русского государства среди других европейских государств, о способности русского народа отстоять свою государственную самостоятельность в борьбе со Швецией - очень сильным противником. Основным эпизодом, раскрывающим эту тему, является Полтавский бой, которым руководит Петр Первый, проявляющий мастерство истинного полководца, прекрасно знающего военное дело.

Другая тема, которая во все времена будет важной в любом многонациональном государстве, это тема объединения разных наций в одно государство, сохранение добрых отношений между людьми разных национальностей, решение различных проблем всех наций, составляющих государство. Развивая эту тему, Пушкин раскрыл образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России, но его действия были направлены не на освобождение родины, а на приобретение власти с помощью вражеских войск.

И еще одна тема « Полтавы» - судьба человека, далекого от участия в политических событиях и все же раздавленного «колесом истории». Эта тема раскрывается образом Марии, которая, преодолевая большие трудности на пути к любви, все же завоевывает личное счастье, но страшные исторические события становятся причиной ее гибели.

Говоря об отношении А.С. Пушкина, к истории, надо сказать, что он очень внимательно и профессионально изучал исторический материал, который был использован в его произведениях. Когда он работал над «Историей Пугачева», которую можно отнести к документальной прозе, он, не довольствуясь только официальными документами, обращается к людям, обладавшим мемуарами о том времени, записывал рассказы стариков - свидетелей прошедших событий,

посетил места, связанные с Пугачевым. Благодаря всему этому Пушкину удалось в этом произведении показать реалистический образ вождя народного движения. Правительство определяло крестьянскую войну под предводительством Пугачева как бунт местного казачества. Пушкин же относил «пугачевщину» к явлению классовой борьбы, где часто отмечается «великая обширность» революционного движения, «поколебавшего государство от Сибири до Москвы и от Кубани до Муромских лесов». Это было «общее негодование», направленное против правительства. Пушкин, конечно, поднял образ Пугачева на определенную высоту, показывая его влиятельной фигурой, способной изменить ход истории, но все же основной движущей силой этого восстания, по мнению автора, как и основным героем книги, является народ, который и до появления Пугачева часто выступал против крепостнического правительства [Уоачтел, 1994, с. 67].

Взгляд на историю отражается и в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Она в какой - то степени является кульминацией политической и исторической теорий писателя.

Повествование событий, связанных с восстанием Пугачева, ведется от лица Петра Андреевича Гринева - провинциального русского дворянина, который волей судьбы попадает в водоворот великого исторического события.

В этом произведении автор раскрывает многие темы, затронутые им и в других произведениях: свобода выбора в жестоких жизненных обстоятельствах, закон и милосердие, роль семьи в жизни человека, честь, достоинство и трусость, верность и предательство.

Петр Гринев - это человек, который живет по велению сердца, для него очень важным является чувство долга, которое проявляется во всем: он оплатил бильярдный долг мошеннику Зурину, который встретился ему по пути к месту службы, отблагодарил случайного попутчика, который помог им с Савельичем во время сильного бурана добраться до постоялого двора, вызывает на дуэль Швабрина - циничного, эгоистичного офицера, с которым Гринев вынужден служить в крепости, когда тот презрительно отзывается о Маше Мироновой -

девушке, которую он ценит и любит, он не теряет чувства достоинства, когда пугачевцы ведут его на казнь, он не признает Пугачева государем и смело заявляет ему об этом.

Все это и многое другое подчеркивает мысль автора о том, что среди дворян есть достойные уважения, честные, принципиальные люди, на которых всегда можно положиться. Наряду с этим Пушкин с глубоким разочарованием говорит о неуверенности, страхе, некомпетентности, несостоятельности, безразличии по отношению к простым людям офицерского состава военной части Оренбурга.

И среди крестьян, по мнению Пушкина, достаточно преданных, живущих по неписаному кодексу крестьянской чести, имеющих то общечеловеческое начало, которое может быть присуще любому сословию. Эти качества воплощены Пушкиным в образе Савельича, который готов всегда даже ценой своей жизни прийти на помощь своему воспитаннику [Дебречены, 1983, с. 247].

Образами этих двух героев, неотделимых друг от друга, автор хочет подчеркнуть очень важную мысль: в жизни человек любого сословия должен стремиться к общечеловеческому началу и служить ему не за страх, а за совесть.

Если сравнивать образ Пугачева в документальной повести « История Пугачева» и в «Капитанской дочке», то в первом произведении он кажется в большей степени бессмысленно жестоким человеком, а во втором - он многогранен: то злобный, то великодушный, то своенравный, то покладистый, то глупый, то мудрый, то самостоятельно принимающий решения, то прислушивающийся к мнению других.

Повесть заканчивается поражением Пугачевского восстания и возвращением стабильности в стране. Показывая образ Пугачева в развитии, Пушкин хочет подчеркнуть его величие и значимость в истории Отечества. Он показывает его человеком, способным объединить простых людей разных национальностей, верящим в силу народа, любящим народ, с одной стороны, а с другой, человеком, еще не готовым противостоять государственным войскам.

А.С. Пушкин до конца жизни верил в возможность социальных изменений в России и надеялся на то, что они будут исходить от простых людей, которых должны повести за собой истинные личности, которым они всецело доверяют.

Библиографический список

1. Дебречены, Паул Другой Пушкин: Изучения прозы Александра Пушкина [Текст] / Паул Дебречены. - Станфорд, 1983. - 244 с. [The Other Pushkin: A Study of Alexander Pushkin5s Prose Fiction].

2. Александр Пушкин [Текст]: полное собрание сочинений: в 10 т. / А.С. Пушкин.-Станфорд, 1983. - 10 т. [Alexander Pushkin: Complete Prose Fiction].

3. Уоачтел, Андрю Барук Одержимость истории: Взгляд русских писателей на прошлое [Текст] / Андрю Барук Уоачтел. - Станфорд, 1994. - 315 с. [An Obsession with history: Russian Writers Confront the Past].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.