Научная статья на тему 'Взгляд психологов на раскраску анти-стресс'

Взгляд психологов на раскраску анти-стресс Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1375
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / АРТ-ТЕРАПИЯ / РАСКРАСКА АНТИ-СТРЕСС

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жилина Е.А.

В статье ставится задача рассмотреть явление, которое захватило прилавки в книжных магазинах и полюбилось горожанам раскраска анти-стресс. Данное издание позиционирует себя, как арт-терапевтический метод и обещает помочь справиться с усталостью и стрессом. Мы рассмотрели мысли зарубежных психологов и арт-терапевтов по данному феномену. Мнения разошлись: одна группа утверждает, что раскраска действительно помогает справиться с накопленной усталостью. Вторая группа говорит, что раскраска анти-стресс, без сопровождения консультаций психолога, является увлечением, хобби.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взгляд психологов на раскраску анти-стресс»

Следовательно, при решении возникших противоречий в области организации и осуществления патриотического воспитания учащихся представляется возможным использование сетевых технологий (в частности, создание сетевых методических сообществ). Их использование в образовательном пространстве позволит не только удовлетворить потребности педагогических работников в обмене методическими разработками уроков и воспитательных мероприятий, но и сыграет важную роль в процессе их самореализации, а также воспитанию в учащихся основных морально-нравственных норм.

Таким образом, сетевые технологии как одна из составных частей технологии Бшаг!-образования позволит выстроить систему непрерывного образования и патриотического воспитания учащихся на принципах интеграции и открытости образовательных ресурсов.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Среднее (полное) общее образование. М., 2010. С. 7.

2. Тихомиров Г.А. Социально-философское исследование феномена патриотизма. Автореф. дисс... уч. ст. к.филос.н. - Чебоксары, 2008. С. 13.

3. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012) // Ведомости СНД и ВС РФ, 30.07.1992, № 30, ст. 1797.

4. Закон РФ от от 22.07.1996 № 125 «О высшем и послевузовском образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012) // Собрание законодательства РФ, 26.08.1996, № 35, ст. 4135.

5. Закон РФ от 28.03.1998 № 53 «О воинской обязанности и воинской службе» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012) // Собрание законодательства РФ, 30.03.1998, № 13, ст. 1475.

6. Федеральный закон от 19.05.1995 № 80-ФЗ (ред. от 09.02.2009) «Об увековечении победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» (ред. от 09.02.2009) // Собрание законодательства РФ, 22.05.1995, N 21, ст. 1928.

7. Указ Президента РФ от 10.01.2000 № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 10.01.2000, N 2, ст. 170.

8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 // Собрание законодательства РФ, 09.01.2016, № 2, ст. 368.

УДК: 379.8.093

ВЗГЛЯД ПСИХОЛОГОВ НА РАСКРАСКУ АНТИ-СТРЕСС

Жилина Е.А., 2016

Московский педагогический государственный университет, студент-магистр, Москва

Аннотация: В статье ставится задача рассмотреть явление, которое захватило прилавки в книжных магазинах и полюбилось горожанам - раскраска анти-стресс. Данное издание позиционирует себя, как арт-терапевтический метод и обещает помочь справиться с усталостью и стрессом. Мы рассмотрели мысли зарубежных психологов и арт-терапевтов по данному феномену. Мнения разошлись: одна группа утверждает, что раскраска действительно помогает справиться с накопленной усталостью. Вторая группа говорит, что раскраска анти-стресс, без сопровождения консультаций психолога, является увлечением, хобби.

Ключевые слова: психология, арт-терапия, раскраска анти-стресс.

Наш внутренний мир наполнен образами и представлениями, через которые происходит эмоциональное общение между людьми. С помощью образов чувств наше бессознательное взаимодействует с нашим сознанием.

В последнее время широкую популярность приобрели раскраски, по всему миру взрослые стали использовать их как эффективный способ отдохнуть и снять стресс. Такой досуг, позиционирует себя как метод арт-терапии.

Арт-терапия, как метод, связана с использованием различных художественных материалов и созданием образов, с процессом художественного творчества и реагированием клиента на созданные им продукты творческой деятельности. Итогом служит отражение особенностей психического развития творца, способности, характеристики личности, интересы, проблемы и конфликты. [1]

В последнее время арт-терапия привлекает к себе всё большее внимание. Трудно назвать ещё какое-либо направление в современной психотерапии, которое имело столь же большие возможности не только для того, чтобы найти путь решения проблемы с помощью специалиста, но и самостоятельно снять стресс и напряжение.

Проведенный анализ научной литературы в отношении арт-терапевтических приемов, в частности раскрасок анти-стресс, показал, что мнения психологов разошлись. Первая группа ученых делают акцент на том, что исцеляющий эффект художественного творчества достигается прежде всего благодаря отвлечению от наболевшего и созданию положительного настроя. С чем хорошо справляются раскраски. Другая - говорит о том, что художественная деятельность помогает исследовать и выразить себя, но данный процесс обязательно должен сопровождать специалист. Так как он способен трактовать и направлять деятельность, тем самым решать более глубинные вопросы.

Ряд психологов считает, что истинная арт-терапия заключается не в трафаретах или шаблонах, она позволяет самому клиенту выбрать «проблемную» тематику, методы, с помощью которых он хочет выразить свой внутренний мир и переживания.

Дрина Фейген, арт-терапевт в Steinhardt School Нью-Йоркского университета, утверждает, что пользуется раскрасками в своей практике, но добавила: «Я не рассматриваю раскраски как арт-терапию, я считаю раскрашивание терапевтичным, а это не одно и то же».

Арт-терапевт Кэти Малчиоди и вовсе считает, что раскрашивание чужих образцов - это и не творчество, и не терапия, а хобби, занятие в свободное время. Рекламируют этот досуг как терапию сами издатели раскрасок. В своей книге она объясняет роль арт-терапевта следующим образом: «Я считаю, что моя роль в качестве арт-терапевта, состоит в том, чтобы помочь людям исследовать и выражать себя через искусство достоверно. Благодаря этому процессу, люди могут найти облегчение от подавляющих их эмоций, кризисов или травм». [2]

В защиту раскрасок встает психолог Глория Мартинес Айала: «Действия такого рода заставляют нас включать логику, ведь мы раскрашиваем формы по определённым принципам, и креативность, в смешивании и подборе цветов. При этом работают те части головного мозга, что задействованы в координации движений. Расслабление, которое при этом происходит, заставляет медленнее работать миндалевидное тело — основную область мозга, задействованную в контроле эмоций, на которые, как известно, влияет стресс». [3]

«Так как это основная активность, миндалевидное тело, которое также отвечает за нашу реакцию на страшные события в нашей жизни, немного отдыхает, переключается. Со временем проявляется успокаивающий эффект», — отмечает клинический психолог Бен Михаэлис в интервью Fox News. [4]

Э. Крамер считала возможным достижение положительных эффектов прежде всего за счет «исцеляющих» возможностей самого процесса художественного творчества, дающего возможность выразить, заново пережить внутренние конфликты и, в конечном счете, разрешить их. [5]

Подводя итог, можно сказать, что раскраска «Анти-стресс» - это психологический инструмент, который могут использовать большая группа людей. К плюсам можно отнести доступность для населения, простота использования, проявление успокаивающего эффекта. Но с помощью этого метода можно проработать поверхностные проблемы, при работе со специалистом «раскраска» дает другой эффект, открываются возможность решить более глубинные вопросы.

Список литературы

1. American Art Therapy Association. Resource packet for art therapists in schools. Mundelein, 111: American Art Therapy Association, 1986.

2. Malchiodi C. Art Therapy Sourcebook. /ISBN-13: 978-0071468275/ 288 pages.

3. Santos E. / Coloring Isn't Just For Kids. It Can Actually Help Adults Combat Stress. / http://www.huffingtonpost.com/ 2014.10.13.

4. http://www.foxnews.com// Health benefits of coloring books attracting adults to childhood pastime. 2015.12.28.

5. American Art Therapy Association Newsletter, Mundelein, Il1: American Art Therapy Association. 1998. 31, P.4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.