Взгляд на современный рынок автомобильных датчиков.
Основные тенденции и важнейшие рыночные фигуры
Светлана СЫСОЕВА
Статья акцентирует внимание на анализе стратегических направлений автомобильного рынка датчиков. Выделены важнейшие тенденции, применения, ключевые фигуры и перспективные сенсорные технологии.
В последние годы электронное содержимое машин непрерывно увеличивается, поскольку все больше бортовых механических систем преобразуется в электрические, электронные и мехатронные системы. Это происходит как для максимальной оптимизации и координации работы двигателя и других автомобильных систем, ответственных за повышение топливной эффективности и снижение эмиссии, так и в связи с повышенным спросом на более комфортабельные автомобили, чья надежность определяется непрерывным ужесточением норм эмиссии, стандартов безопасности и влиянием рыночной ситуации.
Значительную часть автоэлектроники составляют датчики, необходимые для контроля корректного и согласованного функционирования автомобильных систем. И спрос на подобные устройства, отличающиеся точностью и надежностью, будет постоянно увеличиваться.
В конъюнктуре данного рынка датчики представляют важнейший сегмент, ежегодные объемы которого оцениваются в десятки миллиардов долларов и характеризуются устойчивым ростом. Например, согласно прогнозу исследовательской группы Freedonia, опубликованному в апреле 2006 года, рынок датчиков для OEM-систем, в 2005 году достигший $9,8 млрд, в 2010 году составит $14 млрд, с ежегодным приростом в 7,4%.
По мнению исследовательской группы Research and Market, число автомобильных датчиков, проданных в 2005 году в объеме 1,13 млрд единиц, увеличится в 2008 году до 1,49 млрд единиц, с ежегодным приростом в 10,02%.
Все эти датчики предназначены для основных территориальных рынков, среди которых, согласно маркетинговым исследованиям Freedonia, по существующим и потенциальным объемам продаж автомобильных датчиков за 2005 год выделяются: североамериканский (30%), европейский (27%), азиатско-тихоокеанский (33%), другие (10%).
Основную долю инновационных датчиков и систем автоэлектроники потребляют североамериканский (США) и европейский рынки. По прогнозу R&M, с ежегодным приростом в 9,95% продажи датчиков на этих рынках возрастут с $5,66 млрд в 2005 году до $7,53 млрд в 2008-м. Кроме того, одно из исследований Frost & Sullivan 2003 года показывает, что североамериканский рынок, составлявший $2,18 млрд в 2002 году, достигнет $4,15 млрд в 2009-м, а согласно прогнозу Freedonia, он достигнет $4,6 млрд уже в 2007 году.
Распределение продаж датчиков для современных североамериканских автомобилей уточняет опубликованный в начале 2004 года прогноз исследовательской группы Freedonia. Специалисты этой компании считают, что в 2002 году основные сегменты североамериканского рынка легковых автомобилей составили $3,1 млрд (рис. 1), в том числе:
• датчики систем управления двигателем и основными узлами и агрегатами, обеспечивающими передвижение автомобиля Engine & Drivetrain (датчики положения, давления, датчик концентрации кислорода, датчик массового расхода воздуха, датчик скорости автомобиля, датчики темпе-
□ Датчики систем °Д^У безопасности ^ Safety&Security; 24% гие ики; /Q U Датчики систем Engine&drivetrain; 39%
і
9
□ Датчики систем контроля эмиссии; 35%
Рис. 1. Основные сегменты североамериканского рынка легковых автомобилей с объемом продаж в $3,1 млрд за 2002 год согласно исследованию Freedonia, опубликованному в январе 2004 года
ратуры, датчик детонации, датчики уровня жидкостей — топлива и масла, и некоторые другие), — 39%;
• датчики контроля эмиссии (датчик концентрации кислорода, датчик положения клапана системы рециркуляции отработавших газов, датчик эмиссии летучих паров, датчик газа (NOx), датчики температуры и давления отработавших газов и некоторые другие, например датчик концентрации мочевины и датчики для альтернативных двигателей) — 35%;
• датчики систем безопасности Safety & Security (акселерометры, гироскопы, датчики скорости колеса, датчики угла поворота и крутящего момента руля, датчики присутствия, положения и веса пассажиров, натяжения пристяжного ремня, определения препятствий, датчики давления подушек безопасности и накачки шин, ультразвуковые и лазерные радары и многие другие) — 24%;
• другие датчики (например, магнитные компасы для телематики или датчики дождя) — 2%.
Самая большая категория датчиков поставляет информацию для систем Powerdrivetrain, основными задачами которых являются повышение топливной эффективности и снижение эмиссии за счет оптимизации работы двигателя и связанных с ним систем. Поскольку действие систем Powerdrivetrain и контроль эмиссии взаимосвязаны, многие датчики одновременно работают на обе системы, в первую очередь датчик концентрации кислорода.
Хотя в течение предшествующих лет наблюдалось устойчивое развитие рынка автомобильной электроники, процентное соотношение датчиков для систем Powerdrivetrain и контроля эмиссии и, соответственно, датчиков, предназначенных для быстрорастущего сегмента систем безопасности, остается практически неизменным. Датчики положения, датчики скорости автомобиля, уровня и давления топлива, масла, воздуха или датчик
температуры охладителя будут по-прежнему широко применяться и в новых автомобилях, несмотря на то, что используемые для их производства технологии претерпевают качественные изменения.
Параллельно возникают новые применения и типы датчиков — в ответ на новые требования функциональности, диктуемые рыночной ситуацией и государственными стандартами, особенно в сфере обеспечения безопасности и контроля эмиссии. В частности, рыночный рост объемов продаж датчиков определяется ужесточающимися стандартами на повышение топливной эффективности, уменьшение эмиссии для защиты окружающей среды, безопасность пассажиров и пешеходов, предотвращение аварий. В настоящее время в США действуют нормы эмиссии, соответствующие стандартам EPA Tier 1, а в Европе — нормам Евросоюза «Евро-4». Дорожная безопасность и топливная эффективность в США регулируются законодательными актами и федеральными стандартами FMVSS, разрабатываемыми Национальной администрацией шоссейного движения (NHTSA) и Институтом дорожной безопасности, в Европе — стандартами SAE.
В связи с расширением функциональности интеллектуальных систем управления DRIVE-BY-WIRE и помощи водителю (таких, как адаптивный круиз-контроль, электронная парковка) появляются новые датчики, обладающие еще более высоким уровнем интеллектуальности.
Поскольку соотношение «польза датчика/цена» на макроуровне автомобиля оказывается в среднем значительно больше единицы, современный рынок автоэлектроники становится чрезвычайно привлекательной нишей для различных OEM-производителей автомобильных датчиков и поставщиков систем с их использованием. Спрос на датчики стабильно поддерживается и частными потребителями — владельцами автомобилей, заинтересованными в уменьшении эксплуатационных издержек, большей безопасности и комфортабельности.
Согласно данным маркетинговых исследований компании BCC Inc, опубликованным в ноябре 2005 года, 10-миллиардный мировой автомобильный рынок датчиков характеризуется следующими основными тенденциями (рис. 2).
• Системы автомобильной безопасности останутся самым интенсивно развивающимся и стабильным рынком для сбыта датчиков. Это происходит главным образом благодаря влиянию национальных правительств, однако потребители и автоизготовители также стремятся покупать и производить более безопасные автомобили. По 2010 год данный сегмент будет показывать наибольший годовой прирост 13,7%, причем системы, расположенные в кабинах автомобиля, будут характеризоваться ежегодным приростом в 6,2%.
7
«6
|s
|4
3
2
1
0-
2003 I 2004 I 2005 I 2010
Y
□
Датчики положения, скорости
и концентрации кислорода СИ Датчики давления и ускорения г—| Датчики массового расхода воздуха, температуры и другие датчики
Рис. 2. Динамика глобального рынка автомобильных датчиков и его основных сегментов в период с 2003 по 2010 год согласно исследованию BCC, Inc., опубликованному в ноябре 2005 года
• До 2010 года включительно ежегодный прирост продаж датчиков давления и ускорения составит 5,6%; датчиков массового расхода воздуха, температуры, других типов датчиков — 4,5%.
• Датчики положения, скорости, концентрации кислорода (oxygen sensors) будут оставаться крупнейшим рыночным сегментом, объемы которого возрастут с $6,2 млрд в 2005-м до $8,6 млрд в 2010-м, с ежегодным приростом 6,7%.
По прогнозам BCC, общее увеличение мирового рынка датчиков между 2004 и 2010 годами составит 39% (со средним показателем годового прироста 6%) и достигнет $14,2 млрд в 2010 году.
Таким образом, современный рынок автоэлектроники характеризуется очень высокими и непрерывно увеличивающимися объемами промышленного производства и продаж датчиков, которые должны при этом отличаться низким уровнем стоимости и чрезвычайно высокой надежностью.
Современные условия предъявляют повышенные требования к автомобильным датчикам: в основном необходимы высокотемпературные компоненты, обеспечивающие функциональную точность в жестких условиях автомобильной окружающей среды: при вибрациях, ударах, перепадах питания, — а также устойчивые к электромагнитным помехам EMI и RFI (Radio Frequency Immunity).
Помимо снижения цены и повышения надежности, динамику рынка датчиков определяют такие промышленные тенденции, как миниатюризация, увеличение функциональности и повышение качества (уменьшение
дефектных изделий в ppm), повышение точности, чувствительности, стабильности. В связи с этим конец ХХ и начало XXI века стали периодом кардинального изменения содержимого автомобильных датчиков: новые и наиболее востребованные для автомобильных применений сенсорные технологии по большей части используют технологию микросистем*, объединяющую передовые концепции MEMS, программируемых КМОП ИС и мультисенсорных интеллектуальных устройств.
Массовые объемы производства автомобильных датчиков создают огромные возможности для осуществления подобных инженерных инноваций, в то время как малые объемы продаж, как известно, значительно затормаживали развитие сенсорных технологий, поскольку цена НИОКР оказывалась слишком высокой. Еще один фактор, поддерживающий сенсорные инновации, — развитие самих электронных систем управления (например, Powerdrivetrain).
Такова общая картина мирового рынка автомобильных датчиков, основные рыночные и промышленные тенденции которого являются важнейшими факторами, управляющими рыночным позиционированием производителей, развивающих ключевые автомобильные применения сенсорных технологий и разрабатывающих новые маркетинговые фигуры. Безусловно, не полный список главных поставщиков автомобильных датчиков, которым принадлежат лидирующие позиции на автомобильном рынке, приведен в окончании данной статьи.
Далее приведена структурная классификация, отображающая конъюнктуру рынка автомобильных датчиков, которая включает технологии, системы (применения), перечень основных типов датчиков по их назначению и актуальным технологиям.
Среди актуальных технологий, общих для автомобильных датчиков, выделяются:
• датчики на основе MEMS-технологий;
• датчики на основе ИС;
• КМОП-датчики;
• мультисенсорные модули;
• программируемые датчики;
• интеллектуальные датчики;
• датчики со сниженным энергопотреблением. В зависимости от принадлежности к конкретной автомобильной системе и применению автомобильные датчики классифицируются следующим образом.
1. Датчики систем управления двигателем и основными узлами и агрегатами, обеспечивающими передвижение автомобиля Powerdrivetrain:
• датчики топливной системы двигателя, зажигания и трансмиссии;
* Технологии микросистем Microsystems Technology (MST) в Европе часто являются синонимом MEMS-технологий, систем или структур, которые в Японии называют Micro-Machines — микромеханические устройства. В рамках данной статьи под технологией микросистем понимаются системы с размерами порядка мкм, в которые включены системные функции анализа и обработки сигнала или нескольких сигналов (в мультисенсорных микросистемах), в одном корпусе (system in package) или, по возможности, на одном кристалле (system on chip). Это понятие объединяет MEMS и ИС.
Рис. 3. Датчики систем POWER DRIVE TRAIN управления двигателем и основными узлами и агрегатами: а — индуктивный датчик скорости двигателя или активный датчик скорости Bosch
для регистрации скорости и угла вращения коленчатого вала (внешний вид идентичен); б — датчик положения распределительного вала SiemensVDO на эффекте Холла ; в — программируемый датчик углового положения дроссельной заслонки AN1011 Cherry; г — датчик положения педали акселератора Alps Automotive; д — датчики массового расхода воздуха Hitachi;
е — датчик давления воздуха во впускном патрубке Manifold Air Pressure (MAP) sensor Kavlico; ж — датчик трансмиссии Bosch на основе эффекта Холла; з — датчики входной и выходной скорости коробки передач SiemensVDO; и — датчик температуры воздуха, охладителя и масла Bosch;
к — датчик температуры воздуха во впускном патрубке, а также масла, воды и головок цилиндров SiemensVDO; л — датчик детонации SiemensVDO; м — датчик уровня топлива SiemensVDO; н — датчик уровня и температуры масла Hella; о — датчик состояния масла Hella;
п — датчик давления в цилиндрах Incylinder Pressure Sensor Honeywell.
• датчики бортовой диагностики ONBOARD DIAGNOSTICS (OBD) в системах POWER TRAIN.
В эту группу входят датчики положения — например, распределительного и коленчатого валов, дроссельной заслонки, педали акселератора, датчик массового расхода воздуха, датчик давления воздуха во впускном патрубке, датчик скорости автомобиля, датчики температуры (в частности, температуры охладителя), датчик детонации, датчики уровня топлива и масла. Кроме того, в указанную группу
входят и новые типы, например многопараметрические и мультисенсорные датчики контроля процесса горения в цилиндрах (давления и температуры) или состояния масла двигателя (рис. 3).
2. Датчики систем контроля эмиссии, к которым относятся: датчик концентрации кислорода, датчик положения клапана системы рециркуляции отработавших газов, датчик эмиссии летучих паров, датчик газа, датчик температуры отработавших газов и некоторые другие. Среди новых приме-
нений — датчик концентрации мочевины, которая помогает в очистке выхлопов дизеля (рис. 4).
3. Датчики систем контроля корпуса и колес:
• полуактивная или активная подвеска;
• электронно контролируемая подвеска ECS (ELECTRONICALLY CONTROLLED SUSPENSION);
• АБС, TPMS (TIRE PRESSURE MONITORING SYSTEM) — система контроля давления шин;
• электронные системы контроля доступа в кабину;
• контроль положения окон, дверей, сидений, солнечной крыши, стеклоочистителей, зеркал.
К этой группе относятся датчик положения подвески, датчик давления воздуха в амортизаторах, активные и пассивные дверные ключи, датчик тока батареи, датчик доступа к двери без ключа, датчик скорости колеса, датчик силы торможения, датчики положения и некоторые другие (рис. 5).
4. Датчики систем пассивной и активной безопасности SAFETY и SECURITY. Ключевые области их применения:
• фронтальные подушки безопасности;
• боковые подушки безопасности;
• активное рулевое управление;
• системы контроля динамики ESC (Electronic Stability Control), ESP (ELECTRONIC STABILITY PROGRAM);
• АБС в машинах с четырехколесным приводом 4WD ABS (FOUR-WHEEL DRIVE ANTI-SKID BRAKES);
• системы контроля сцепления TCS (Traction Control System), противобуксровочная система;
• системы наблюдения давления в шинах TPMS (системы прямого измерения);
• системы предотвращения столкновений:
- системы переднего обозрения Forward Looking Systems;
- адаптивный круиз-контроль;
- отклонение от полосы/дороги;
- предупреждение о возможности переднего столкновения Forward Collision Warning;
- системы обнаружения задних объектов:
- помощь при парковке;
- обнаружение сзади идущего транспортного средства;
- боковые системы обнаружения:
- предупреждение об остановке;
- предупреждение об изменении полосы;
- предупреждение о движении на пересечение;
- системы помощи водителю Driver Assistance Systems;
• противоугонные системы.
Системы безопасности включают датчики инерции (акселерометры, гироскопы), датчики скорости колеса, датчики угла поворота и крутящего момента руля, датчики присутствия, положения, веса пассажиров, определения объектов, датчики давления подушек безопасности и накачки шин, датчик положения (наклона) фар, ультразвуковые и лазерные радары и многие другие датчики (рис. 6).
Рис. 5. Некоторые примеры датчиков систем контроля корпуса и колес:
а — модульные магнитостриктивные датчики семейства CSP на основе модуля CSE MTS Temposonics — для контроля подвески и других применений; б — датчик давления для применения в активной подвеске Kavlico; в — универсальная дверная защелка Honeywell;
г — оптическая система идентификации для пассивного доступа без ключа Honeywell; д — бесконтактный датчик тока батареи Visteon; е — емкостный датчик открытия двери для доступа без ключей Arcles; ж — датчик силы торможения SiemensVDO; з — активные датчики частоты вращения колес Continental.
Рис. 4. Датчики систем контроля эмиссии, включая Powerdrivetrain: а — лямбда-зонд для измерения концентрации кислорода Bosch LSM11; б — датчик концентрации кислорода Denso;
в — датчик положения клапана системы рециркуляции отработавших газов SiemensVDO; г — датчик Kavlico для контроля уровня топлива в текущих и будущих применениях
(с целью минимизации эмиссии летучих паров) независимо от содержания этанола, метанола и топливных аддитивов; д — датчики газа NOx и соотношения воздух/топливо SiemensVDO; е — датчик температуры отработавших газов SiemensVDO; ж, з — датчики уровня и концентрации мочевины Kavlico (ж) и SiemensVDO (з), и — дифференциальный датчик давления Kavlico
для регулирования расхода (скорости процессов) EGR — для снижения образования NOx; к — датчик давления паров топлива в бензиновом баке Kavlico (для определения утечки согласно OBDII).
Описание актуальных технологий автомобильных датчиков по типу — назначению и технологии — продолжает следующая структурная классификация:
1. Датчики положения POSITION SENSORS:
• линейного или углового положения, абсолютные или инкрементальные энкодеры, многооборотные абсолютные энкодеры:
- потенциометры;
- датчики Холла;
- АМР;
- ГМР;
- индуктивные;
- оптические;
- магнитостриктивные датчики.
Датчики положения индицируют положение различных систем, сообщая информацию модулю контроля двигателем ECU и другим электронным системам, что заменяет механические связи в автомобилях. Наиболее популярные из них — датчик положения дроссельной заслонки, рулевого колеса, педали акселератора и т. д.
2. Датчики скорости SPEED SENSORS и цифровые датчики положения:
• индуктивные Variable Reluctance;
• датчики Виганда;
• датчики Холла;
• МР;
• АМР;
• ГМР.
Самые распространенные типы датчиков скорости — датчик скорости автомобиля, датчик частоты вращения колес; цифровых датчиков положения — датчик фазы (распределительного вала) и коленчатого вала (угла и скорости).
3. Датчики концентрации кислорода OXYGEN SENSORS (или датчики газа Gas Sensors — oxygen и NOx sensors). Сегодня актуальны следующие технологии
датчиков oxygen sensors и NOx sensors:
• электрически нагреваемые датчики на основе диоксида циркония ZrO2 (датчики с диоксидом циркония ZrO2, нагреваемые выхлопным газом, в настоящее время не актуальны);
• электрически нагреваемые планарные датчики с малой термической массой на основе керамики ZrO2;
• электрически нагреваемые датчики на основе диоксида титана TiO2;
• электрически нагреваемые, планарные датчики с малой термической массой, двухкамерные датчики на основе ZrO2;
• двухкамерные датчики на основе ZrO2. Эти датчики определяют состав выхлопных газов, гарантируя, что он остается в пределах норм, и подают сигналы обратной связи к системам контроля двигателя — для регулирования соотношения ТВС с целью оптимизации сгорания топлива и минимизации эмиссии.
4. Микромеханические датчики массового расхода воздуха MASS AIRFLOW SENSORS (для регулирования ТВС).
Рис. 6. Датчики систем пассивной и активной безопасности: а — акселерометр Bosch — датчик бокового или фронтального удара; б — акселерометр Continental Teves для контроля систем боковой защиты пассажиров; в — семейство гироскопов Gyrochip BEI Systron Donner;
г, д — бесконтактные датчики угла поворота (г) и крутящего момента руля (д) Bosch; е — сенсорные кластеры Continental Teves для систем контроля динамики ESC; ж — датчики скорости колеса SSI Technologies;
з — датчик силы натяжения ремня безопасности SiemensVDO; и — датчик веса пассажиров CTS Corporation;
к — датчик давления Bosch PPS1 (Peripheral Pressure Sensor) для систем воздушных подушек; л — интегральные модули контроля накачки шин SP30 Infineon; м — лазерный радарный датчик Omron Automotive; н — микрооптическая лазерная система Continental
для динамического определения препятствий и предотвращения аварий; о, п — датчики ACC (о) и задние камеры Hella;
р — система парковки автомобиля с ультразвуковыми датчиками ParkMaster.
5. Датчики температуры TEMPERATURE SENSORS:
• термисторы с отрицательным или положительным температурным коэффициентом;
• резистивные датчики температуры (пленочные платиновые датчики);
• платиновые термопары;
• бесконтактные инфракрасные датчики.
Указанные датчики посылают информацию автомобильному компьютеру об окружающей температуре в различных частях автомобиля. Кроме измерения температуры в салоне, они измеряют температуру масла, воздуха, охлаждающей жидкости — во впускном патрубке, коробке передач,
на коленчатом валу и других частях автомобиля, а также детектируют присутствие или положение пассажира.
6. Датчики давления Pressure Sensors применяют следующие актуальные технологии:
• пьезорезистивные микромеханические датчики;
• пьезорезистивные поликремниевые модули на стали;
• емкостные микромеханические датчики;
• емкостные керамические модули.
В автомобиле среди множества других выделяются два основных типа датчиков давления: manifold air pressure sensor, для регулирования соотношения ТВС в системах powertrain, и датчик проверки оптимального давления в шинах tire pressure sensor.
7. Акселерометры ACCELEROMETERS (датчики линейного ускорения) и инклинометры. В настоящее время актуальны следующие
технологии MEMS-акселерометров, включая находящиеся на стадии разработки:
• емкостные микромеханические объемные и поверхностные датчики;
• пьезоэлектрические;
• пьезорезистивные микромеханические датчики;
• тепловые;
• электромагнитные;
• туннельные;
• оптические.
Выделяются также low-g и high-g-акселеро-метры, инклинометры.
Основные применения: обнаружение и прогноз аварийных ситуаций для накачивания подушек безопасности, обнаружение крена машины и боковых опрокидываний (Rollover), системы контроля динамики, инклинометры навигационных и противоугонных систем, блоки инерциальных измерений inertial measurement unit (IMU) и другие.
8. Датчики угловой скорости — гироскопы ANGULAR и YAW RATE SENSORS. Ключевые сферы применения, для которых разрабатываются новые гироскопы, — обнаружение крена машины и боковых опрокидываний (Rollover), навигационные системы (GPS и другие), контроль динамики автомобиля ESC, а также ABC и IMU.
Основные технологии, реализуемые в гироскопах:
• камертонные гироскопы Tuning Fork Gyroscope;
• полусферические резонансные гироскопы Wine Glass Resonator Gyroscopes;
• кольцевой резонатор — гироскоп Ring Resonator Gyroscope;
• вибрирующее колесо — гироскоп Vibrating Wheel;
• вращающееся колесо — гироскоп Spinning Wheel Gyroscope;
• микрооптические электромеханические гиросистемы Micro-Optical-Electromechanical Systems (MOEMS) Gyros;
• интерферометрические MOEMS-гироскопы.
Рис. 7. Некоторые применения обособленных типов автомобильных датчиков:
а — датчик освещенности Valeo (режимы: «дневной свет», «ночь», «туннель», «переход», «дождь», «гараж» и «деревья»); б — датчик дождя и света Hella, интегрированный в зеркало заднего вида; в — магнитоупругий датчик крутящего момента Visteon; г — датчик качества воздуха в кабине Delphi;
д — 3-осевой магнитометр HMC2003 Honeywell для систем телематики; е — датчики массового расхода натурального газа Hitachi;
ж — датчик давления Kavlico для альтернативных автомобильных двигателей, работающих на CNG (сжиженный газ).
9. К другим типам автомобильных датчиков (рис. 1) обычно относят (рис. 7):
• датчик детонации;
• оптические детекторы солнечного света, сумерек и бликов;
• датчики влажности;
• датчики дождя;
• датчики уровня топлива level sensors (их основное назначение — измерение уровня топлива в бензобаке, новые применения — измерение уровня гидравлических и других жидкостей):
- поплавковые датчики float and arm sensor, включая электронные датчики на основе толстых и тонких пленок;
- проводные датчики сопротивления resistance wire sensors или tubular-type sensors;
• датчики крутящего момента двигателя, коробки передач, рулевого управления;
• многоосевые микромеханические датчики инерции (включающие акселерометры и гироскопы);
• датчики систем обнаружения препятствий, расположенных на близком расстоянии;
• датчики систем обнаружения удаленных препятствий;
• датчики контроля процесса горения в двигателе внутреннего сгорания ENGINE COMBUSTION SENSORS;
• датчики безопасности MICRO-SAFING SENSORS (эти датчики включаются в состав модулей дополнительных подушек безопасности; для того чтобы детектировать удар вследствие столкновения одновременно с главным датчиком фронтального ускорения и быстрого реагирования в объемной емкостной ячейке верхний электрод и консоль контактируют друг с другом, вырабатывая сигнал «On»);
• датчики систем климат-контроля (например, качества воздуха).
Описание автомобильного рынка датчиков, представленное выше, иллюстрирует только основные типы датчиков и применения, для которых лишь перечислены самые актуальные технологии, поскольку более подробный анализ и выделение частных тенденций каждого из основных рыночных сегментов предполагает гораздо больший объем публикаций.
Важнейшей тенденцией рынка является также увеличение общего числа датчиков в автомобиле, расширение числа отображаемых параметров (новые применения) и схем детектирования (новые технологии).
Так, новые применения датчиков включают:
• интеллектуальные системы управления ЭШУЕ-ВУ-'ШКЕ;
• интеллектуальные системы помощи водителю DRIVER ASSISTANCE SYSTEMS (адаптивный круиз-контроль и BRAKE-BY-WIRE);
• системы автомобильной телематики — например, компасы (рис. 7д) и гироскопы;
• системы с питанием 42 В (концепция перехода обусловлена повышенным потреблением электрической энергии в автомобиле);
• дизельные и альтернативные концепции двигателей (гибриды и газовые двигатели). Существующие и новые автомобильные
датчики интегрируются практически во все новые электронные и мехатронные системы, повышая их функциональность, интеллектуальность и надежность, снижая системную цену, собственные размер и вес. ■