Научная статья на тему 'Взгляд на основные тенденции развития исламской экономики'

Взгляд на основные тенденции развития исламской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / ТРАДИЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / КАПИТАЛИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ИСЛАМСКАЯ ЭКОНОМИКА / КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахкильгов Ислам Лом-Алиевич

В статье даются ответы на возникающие вопросы об исламской экономической модели. Рассматриваются ее отличительные особенности, принципы и основные формирования ее институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEW ON THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ISLAMIC ECONOMICS

This article answers questions about the Islamic economic model. Discusses its distinctive features, principles and main forming its institutions.

Текст научной работы на тему «Взгляд на основные тенденции развития исламской экономики»

ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

ВЗГЛЯД НА ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В статье даются ответы на возникающие вопросы об исламской экономической модели. Рассматриваются ее отличительные особенности, принципы и основные формирования ее институтов.

Ключевые слова: исламская экономическая модель, исламские финансовые институты, традиционная модель, капиталистическая модель, исламская экономика, капитал.

Mam Akhkilgov VIEW ON THE MAIN TRENDS IN THE DEVELOPMENT

OF ISLAMIC ECONOMICS

Abstract. This article answers questions about the Islamic economic model. Discusses its distinctive features, principles and main forming its institutions.

Keywords: the Islamic economic model, Islamic financial institutions, the traditional model, the capitalist model, Islamic Economics, the capital.

Исламская экономика - наука, основанная на исламских ценностях, которая изучает социально-экономические проблемы, предотвращая несправедливый процесс приобретения и распоряжения материальными ресурсами. Исламская экономическая модель не отрицает частную собственность, рыночную экономику, принцип свободной конкуренции и естественный процесс спроса и предложения, однако методы и пути получения прибыли должны соответствовать принципам и ценностями ислама, в этом ее отличие от традиционной экономической модели. Речь идет не о формировании новой системы экономики, а лишь о методах ведения хозяйства на основании исламских принципов. Эти принципы важно учитывать как в сфере производства, так и при реализации продукта. Ислам охватывает все аспекты жизни верующего. В основе принципов или правил ислама лежит текст из Корана или Сунны.

В экономической литературе существуют различные формулировки определения исламской экономики как одного из направлений мировой экономической мысли.

Но можно ли считать исламскую экономику самостоятельной наукой в системе координат светских наук? Мнение ученых на этот счет разделилось. Многие считают, что она не может претендовать, поскольку экономическая наука должна лишь описывать существующее положение вещей, не предлагая каких-либо оценок и рецептов по решению имеющихся проблем. Как позитивная наука, экономика объясняет систему распределения богатства в обществе, действие законов рынка и выдает прогнозы, чего можно ожидать в будущем. Но не совсем верно придавать исламской экономической науке исключительно нормативный характер. Он начал преодолеваться в трудах современных мусульманских экономистов еще с 1990-х гг. Мухаммад Анас аз-Зарка разделяет исламскую экономическую модель на две составные части: одна изучает экономическую систему ислама (позитивная часть), а другая - поведение людей в этой системе [1].

Важной особенностью исламской экономической мысли является отражение в ней концепции единства человеческой личности, основанной в свою очередь на концепции единства Бога (таухид). В соответствии с ней все аспекты человеческой жизни взаимосвязаны. Соответственно с ней невозможно изучать экономические науки в отрыве от других наук. Этот подход преобладал в исследованиях мусульманских экономистов вплоть до нашего времени. На сегодняшний день с развитием экономи-

© Ахкильгов И.Л.-А., 2014

Раздел II.

И.Л.-А. Ахкильгов

ки и разных школ мы все убеждаемся в применении междисциплинарного и трансдисциплинарного подхода в обосновании тех или иных причин и следствий. Рональда Коуз и Нин Ван в своей статье как раз и говорят о важности этих подходов: «Рассматривать экономику как науку об ограниченности и выборе, игнорируя влияние общества, истории, культуры и политики на хозяйственную деятельность человека, - равносильно самоубийству» [2].

Среди ряда исследователей бытует ошибочное мнение, что исламская экономическая модель существовала в мусульманском мире на протяжении столетий. Однако исламская экономическая модель и исламская финансовая система в том виде, в котором они известны сейчас, сформировались только после Второй мировой войны. В работах советских исследователей исламская экономика, как и ее отдельные институты, представляли временное явление, порожденное притоком нефтедолларов в страны Персидского залива в 1970-х гг. Стоит отметить, что эти работы в основном своем писались с критических позиций, поэтому в них игнорировались очевидные факты, свидетельствовавшие о том, что первые исламские институты были созданы не в 1970-х гг. в богатых углеродами монархиях, а в середине 1960-х гг. в относительно бедных государствах (Египет, Пакистан, Малайзия), где существенная роль была и остается за религиозным фактором. Отсюда - вывод, что появление исламских финансовых институтов было ответом на спрос мусульман, не желавших прибегать к услугам традиционных банков.

Исламские финансовые институты получили достаточно широкое распространение в мире, как вследствие роста спроса, так и в результате накопления некоторыми мусульманскими странами значительных финансовых ресурсов. Очевидно, что существующие тенденции в развитии исламских банков сохранятся, так как страны-экспортеры нефти продолжают получать значительные доходы, финансовые рынки исламских государств развиваются, а западные компании конкурируют за привлечение иностранных инвесторов. Все это создает предпосылки для тщательного изучения особенностей функционирования исламских банков и их выхода на традиционные финансовые рынки.

Исламская экономическая модель имеет много общего с капиталистической и социалистической моделями хозяйственной деятельности, но ошибочно полагать, что она является результатом смешения этих двух учений. Скорее, она является оригинальным учением, который имеет собственный подход к ряду ценностей и понятий.

Наиболее существенные особенности исламской экономической модели заключаются в следующих принципах:

1) принцип комбинированной собственности;

2) принцип экономической свободы в ограниченных рамках;

3) принцип общественной справедливости.

Первый принцип заключается в том, что исламская экономическая система признает как частную собственность, основанную на личном труде, так и общественную - государственную и кооперативную. Основой производительной деятельности считается труд, а не капитал. Второй базируется на том, что каждый член общества обладает определенной экономической свободой в рамках духовных и нравственных ценностей ислама, что делает свободу инструментом достижения блага для всех людей. В свою очередь, ограничение свободы разделяется на два вида: субъективное ограничение свободы (неформальные институты) и объективное ограничение свободы (формальные институты), которая осуществляется силой закона, т.е. свобода ограниченная исламскими ценностями в сферах производства, обмена и потребления. Третий принцип - социальная справедливость, гарантирующая счастье в обществе, основанная на принципах солидарности и равновесия. Социальная справедливость требует, чтобы заемщики и кредиторы получали вознаграждение или убытки на паритетных основах и чтобы процесс накопления и создания богатства в экономике отражал реальный вклад экономических агентов в экономическое развитие [3].

Вестник Университета № 2, 2014

Различие между капиталистической и исламской экономикой заключается в том, что при капитализме желание получить прибыль и частная собственность имеют неограниченное влияние на принятие экономических решений. Если и существуют ограничения, то они могут быть изменены на законодательной основе. В свою очередь, исламская экономика подчиняется предписаниям Божественной власти, приняв их за абсолютную истину, которой необходимо следовать при любых обстоятельствах. То есть - подчинение и в экономической деятельности, даже если придется отказаться от очевидной выгоды, если очевидная выгода идет вразрез с интересами общества. Неограниченное стремление получения прибыли приводит к возникновению монополий, которые парализуют рыночные отношения. Капиталистическая экономика, которая основана на рыночных отношениях, фактически нарушает естественный процесс взаимодействия спроса и предложения, так как рыночные отношения могут действовать должным образом только при наличии свободной конкуренции, а не в условиях монополии.

При капиталистической экономике банки и финансовые учреждения работают только с деньгами и кредитно-денежными инструментами. Поэтому в большинстве стран им запрещено заниматься торговлей товарами и иметь материально-технические запасы. Деньги по исламу не имеют собственной ценности, они не могут быть предметом торговли, кроме особых случаев. Получение прибыли возможно, если что-то, имеющее ценность, продается за деньги или происходит обмен валют. Однако прибыль, полученная через сделки одинаковой валюты или бумагами, представляющими их, - ростовщичество, что строго запрещено. Финансирование в исламской экономической модели основано на материальных активах. Ссудно-процентное финансирование необязательно связано с созданием материальных активов, то есть выдаваемое количество денег не соответствует реальным товарам и услугам производимых в обществе, что становится причиной создания фиктивного капитала. Этот разрыв между наличием денег и производством материальных активов способствует возникновению инфляции. В исламской экономической системе финансирование основано на материальных активах, что предотвращает инфляцию.

В капиталистической теории капитал и предприниматель - это два отдельных фактора производства. Первый получает процент как фиксированную плату за предоставление капитала, а второй прибыль, которая может быть получена, после распределения фиксированной платы за землю, труд и капитал. Исламская экономическая система не признает эти два фактора, как отдельные. Каждый, кто вкладывает капитал в форме денег в коммерческое предприятие, берет на себя риск неудачи и лишь поэтому имеет право на долю из фактической прибыли. Значит, капитал содержит элемент «предпринимательства», поскольку он связан с рисками бизнеса, поэтому он получает долю в прибыли, а не фиксированную плату в виде процента. Отдача от капитала зависит от прибыльности бизнеса. Отсюда получается что прибыль, полученная в коммерческой деятельности, равномерно распределяется между людьми, которые вложили капитал в данное предприятие, независимо от ее размера. В современной практике финансирование коммерческой деятельности осуществляется банками и финансовыми институтами за счет капитала привлеченного на депозиты. В итоге фактическая прибыль, заработанная обществом, может быть равномерно распределена между вкладчиками, что способствует распределению богатства среди более широкого круга людей и препятствовать его концентрации в руках ограниченного числа лиц [4].

Основными характеристиками исламской финансовой системы являются:

1. Запрет ставки процента. Любая заранее определенная ставка процента, зависящая от сроков и величины займа и не зависящая от успешности инвестиций, называется рибой (излишек), которая является запрещенной. Этот запрет оправдывается представлениями о социальной справедливости, равенстве и правах собственности. Получение прибыли в исламе поощряемо, однако использо-

вание процента в целях получения прибыли строго осуждается, поскольку такая деятельность не приводит к созданию продукта и не может увеличить благосостояния общества.

2. Разделение риска. Собственник финансового капитала и предприниматель разделяют риски для того, чтобы разделить выгоды, без взимания процента с капитала.

3. Деньги как «потенциальный капитал». Деньги становятся реальным капиталом лишь тогда, когда вкладываются в производственную деятельность.

4. Запрет спекулятивного поведения, «майсир» (изначальное значение слова «майсир» -азартная игра). В широком смысле - это любое действие, направленное на получение легкой прибыли (без вложения труда и капитала). Накопление денег не одобряется в исламской экономической системе, так же как запрещается деятельность, характеризующаяся большой неопределенностью. Существование «майсира» затрудняет существование деривативов, производных финансовых инструментов, операциям которым присущ значительный риск.

Нерегулируемое развитие рынка деривативов, особенно кредитных дефолтных свопов, относят к одной из главных причин возникновения глобального экономического кризиса 2007-2010 годов (что актуально и сейчас). Поэтому одно из положений строительства новой международной финансовой архитектуры предполагает, что условия эмиссии деривативов и торговля ими должны быть пересмотрены.

5. Ненарушаемость договоров. Ислам проповедует исполнение договорных обязательств как важнейшую обязанность сторон сделки. Эти требования направлены на снижение рисков, связанных с асимметрией информации и моральным риском. Кроме того, ислам осуждает получение односторонних преимуществ более информированной стороной контракта. В связи с этим налагается запрет на гарар - намеренный риск, выходящий за рамки неизбежной случайности [5].

Рассмотрение принципов работы исламских финансовых организаций показало, что особенности большинства исламских финансовых контрактов являются не экономическими, а обусловленными необходимостью их соответствия религиозно-этическим ценностям и принципам Ислама.

Библиографический список

1. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность / Р.И. Беккин. - М.: Марджани, 2009. -344 с.

2. Коуз Р., Ван Н. Спасти экономику от экономистов [Электронный ресурс]. - URL: http://www. hbr-russia.ru/issue/87/3398/, свободный. - Загл. с экрана.

3. Ас-Садр М.-Б. Наша экономика / Пер. с арабского Т.Г. Черниченко. - М., 2012.

4. Усмани Мухаммад-Таки. Введение в исламские финансы / Мухаммад-Таки Усмани. - М.: Исламская кн., 2013. - 140 с.

5. Трунин П.В., Каменских М.В., Муфтяхетдинова М. Исламская финансовая система: современное состояние и перспективы развития / П.В. Трунин, М.В. Каменских, М. Муфтяхетдинова. - М.: Институт экономики переходного периода, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.