УДК 809.1
ВЗГЛЯД НА ИСТОКИ И СТАНОВЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
© К.М. Баранова
Статья посвящена истокам зарождения американской литературоведческой науки. В ней рассматриваются работы, созданные американской критикой в течение первой половины ХХ в. В статье дается сравнительный анализ и эволюция воззрений таких известных литературоведов США, как Ван Вик Брукс, Луис Вернон Паррингтон, Фрэнсис Отто Маттисен и некоторых других.
Ключевые слова: литературный процесс, эволюция, самостоятельная наука, демократические идеалы, пенталогия.
Начало изучения истории литературы США, несмотря на более чем трехсотлетний период ее существования, было положено сравнительно недавно. Только в 20-30-е гг. XX в. начались систематические исследования по данной проблематике. Их авторами, которые вполне заслуженно считаются основателями этого направления, являются Ван Вик Брукс, Луис Вернон Паррингтон, Пери Миллер, Фрэнсис Отто Маттисен, Роберт Спиллер и др. В работах этих ученых значительное внимание уделяется не только (а иногда и не столько) истории самой литературы, сколько становлению культуры новой нации.
В этом плане особый интерес представляет фигура Ван Вик Брукса (1886-1963) -исследователя американской истории, литературного критика, мыслителя. Его взгляды на проблему литературного творчества в США были широко известны за пределами североамериканского континента. Работы Брукса появились в Европе в начале ХХ в. и вызвали неподдельный интерес у читателей, интересующихся историей становления литературы Нового Света.
Имя этого литературоведа и в наши дни является весьма значимым в англоязычном мире. Доказательством этого может служить тот факт, что в январе 2008 г. популярный журнал “Times” помещает на обложку своего журнала фотографию именно Ван Вик Брукса со словами: “Van Wyck Brooks brought American Literature to the notice of the world, thereby ensuring that writers such as Melville and Whitman were not forgotten” [1].
Ван Вик Брукс отдал изучению литературы США более 50 лет своей жизни. На протяжении долгого времени он считался
«патриархом» американской литературной критики. Как пишет Элис Грегори (Alyse Gregory), жена одного из друзей Брукса, известный литературовед хотел показать миру, что у Америки существовала своя собственная литературная традиция. “He wanted to show that America had a literary tradition, and that there was diversity enough in this tradition for young writers to find styles and approaches native to them... ” [2].
Свою первую книгу Брукс опубликовал за пределами США. Она появилась в Лондоне в 1908 г. под названием «Вино пуритан» (“The Wine of the Puritans”). Это произведение написано в форме диалога: два собеседника рассуждают об американской культуре, подчеркивая, что с самого начала ее формирования она была буквально пронизана пуританизмом и в то же время ставила во главу угла лишь все материальное, что художественная сторона национальной жизни была полностью забыта. Брукс устами своих героев проводит сравнение культур Европы и Америки. Он подчеркивает самобытность последней, невзирая на то, что с исторической точки зрения она, безусловно, имеет европейские корни.
Проводя этот компаративистский анализ, Брукс высказывает здесь столь значимую для американского литературоведения идею о национальном характере литературы США. Именно с этой точки зрения он рассматривает все произведения, созданные на территории своей страны: “A man’ work is more the product of his race than of his art, for a man may supremely express his race without being an artist, while he cannot be a supreme artist without expressing his race” [3]. Таким образом, для Брукса, как и для многих других ис-
следователей, знание национального колорита выходит на первый план. С точки зрения критика оно является первостепенным для литератора и должно превалировать над его художественным мастерством. Данное положение впоследствии прозвучит практически во всех трудах Брукса и станет одним из его основополагающих постулатов.
В вышедшей в свет в 1915 г. работе «Америка на пороге зрелости» (“America’s Coming-of-Age”, произведение, которое в отечественном литературоведении известно и в ином переводе - «Совершеннолетие Америки»), также как и в статье «Литературная жизнь в Америке» (“Literary Life in America”, 1922), Брукс снова поднимает вопрос о положении дел в американской литературе. Обе эти работы специально посвящены проблеме места художественного творчества в американском обществе.
Как замечает известный российский литературовед М.О. Мендельсон, «Америка на пороге зрелости» Брукса «имела целью призвать современных писателей смело пойти наперекор утвердившейся в США деляческой философии жизни» [4]. Считая, что главная цель многих американцев - «идеал частного обогащения», Брукс с огорчением отмечает тот факт, что интеллектуальная элита его страны верит, прежде всего, в материальный успех, и делает вывод, что этот факт не способствует развитию литературы и искусства в стране. Брукс дает негативную оценку американскому обществу начала ХХ в. и достаточно отрицательно характеризует состояние его литературы.
Известный литературовед провозглашает несовместимость страсти к потребительству со свободным развитием национальной культуры. «Традиционный насильственный
дрейф в сторону практицизма стал законом нашей цивилизации», - пишет он, подчеркивая, что именно этим можно объяснить причину бескровности искусства и литературы в США. Завершается эта мысль словами: «наша интеллектуальная жизнь всегда находилась в зависимости от мира бизнеса...» [5].
По мнению Роберта Веймана (Robert Weimann), в 20-е гг. XX в. история литературы США вступила в новый период развития монополий и коммерциализации культуры. И именно “America’s Coming-of Age”, а также “Spirit of American Literature” (1913) Джона
Мейси были теми работами, в которых американское литературоведение приступило к переосмыслению меняющихся специфических особенностей социального и эстетического развития национальной литературы.
Возможность создания высоких художественных ценностей Ван Вик Брукс связывал с определенным противодействием обществу своей страны. Ведь оно, с его точки зрения, подавляет самобытность, оригинальность писателей, стимулирует развитие потребительских инстинктов, способствует появлению тщеславия, жажды успеха, насаждает необходимость поклонения деньгам. «Современное общество подавляет творческие импульсы и стимулирует приобретательство -этот факт представляется ныне бесспорным», -пишет он в вышеназванной статье [5, с. 182], которую, в известной степени, можно рассматривать как своеобразное обобщение, подведение итогов того, что автор пытался выразить в своих более ранних работах, таких например, как “America’s Coming-of-Age” (1915) и “The Ordeal of Mark Twain” (1920).
Анализируя положения дел в национальной литературе Северной Америки, Брукс пишет, что «. характер американского общества жесток и бескомпромиссен; людям приходится отвоевывать себе место под солнцем без всякого морального руководства со стороны литературы и искусства. Кто станет отрицать, что подобный склад нации благоприятствует «практикам», прожженным бизнесменам? Но может ли быть что-либо более враждебным для писателя, художника или поэта?» И далее литературовед замечает: «. последние полвека в развитии нашей литературы отмечены, я бы сказал, поразительным бессилием ее творческого духа. Нельзя сказать, чтобы страна оскудела талантами, но я утверждаю, что таланту предоставляется сейчас слишком мало шансов, чтобы проявить себя. Страна неисполнившихся обещаний - вот что представляет собой американская литература минувшего пятидесятилетия» [5, c. 182]. Эти высказывания во многом объясняют причины появления на рубеже веков (XIX-XX) целой волны «литературных» эмигрантов из Америки в Европу.
Брукс также полагает, что национальная литература США не достигла еще высокой степени развития, но крайне нуждается в
этом, ибо только зрелые люди, создающие литературные произведения, могут возложить на себя ответственность за положение дел в стране. Он считает, что Америка пребывает в состоянии глубокого сна и ей необходимо пробуждение. С его точки зрения, это по силам осуществить только тем художникам, которые осознают необходимость бескомпромиссного изображения на страницах своих произведений реально существующей жизни со всеми ее неприглядными сторонами. Писатели Америки, на его взгляд, обязаны безбоязненно показывать изнанку жизни, внушать читателям чувство негодования и протеста.
Данная оценка состояния литературы в США в начале ХХ в. представляется достаточно объективной и справедливой. Однако не со всеми положениями указанных работ можно, на наш взгляд, согласиться. В частности, анализ критиком творчества М. Твена вызывает определенное неудовлетворение. Так, например, в вышеназванной статье Брукс замечает, что «Марк Твен стремился подавить свои настоящие думы о человеке и вселенной» [5, с. 187], подчеркивая, что творческий импульс одного из самых даровитых писателей Америки «был принесен в жертву мотивам иного плана, что соображения «успеха» брали верх над всеми прочими» [5, с. 187]. Анализируя причины идейного компромисса Марка Твена, Брукс приходит к выводу о том, что, сознательно или нет, писатель шел на это ради того, чтобы «пробиться в ряды всеми признанных писателей, чтобы отвоевать себе место под солнцем» [5, с. 187].
Своими работами Брукс пытается убедить читателей в необходимости развития и углубления в современной литературе США критического реализма. При этом автор несколько принижает значение обличительного начала в искусстве прошлого. Он достаточно нелицеприятно отзывается о творчестве романтиков США. В определенной степени можно говорить также и о его не совсем объективной оценке произведений некоторых других американских писателей XIX в. Заметим, что в более поздние труды известного литературоведа были внесены определенные коррективы касательно произведений Марка Твена и других авторов.
Несмотря на то, что произведения Брукса пронизаны острой критикой происходящего в США, его творческую индивидуальность отличают вера в демократические идеалы, тонкий литературный вкус и неизменное желание выделить мысль о высоком назначении писателя-реалиста, о его ответственности перед своей страной и ее будущим. Как было замечено выше, в оценке развития американского общества и литературы начала ХХ в. у Брукса четко выражено критическое восприятие Америки тех лет.
Вершиной творчества Брукса считается история американской литературы в пяти томах под названием «Творцы и первооткрыватели, история писателя в Америке, 1800-1915» (“Makers and Finders”), в которой Брукс красочно описывает многоаспектную литературную жизнь Северной Америки. Это история американской литературы, предлагающая ее панораму с конца XVIII столетия до начала Первой мировой войны. Она включает в себя следующие книги: «Расцвет Новой Англии» (1936), «Новая Англия, бабье лето» (1940), «Мир Вашингтона Ирвинга» (1944), «Времена Мелвила Уитмена» (1947), «Годы уверенности, 1855-1915» (1952). В этих работах проанализированы важнейшие этапы развития американской литературы на протяжении примерно полутораста лет. Подчеркнем, что, рассматривая творчество многих писателей первой половины ХХ в., Брукс проводит сопоставление событий прошлого с современными для этих авторов явлениями и процессами (примером может служить пуританизм Готорна, символизм Мелвила и др.).
В пенталогии Брукс рисует биографии американских писателей, создает их психологические портреты, вводя в создаваемые описания множество тонко подмеченных деталей. При этом Брукс выявляет связи жизни и творчества литераторов с развитием социальной жизни страны. Он пытается проследить эволюцию многих из них, раскрыть и прояснить изменяющиеся точки зрения в их произведениях.
Заметим, что в указанных выше пяти работах Брукс отходит от некоторых оценок американских писателей, высказанных им ранее. Это дает ему возможность более полно и корректно, например, позиционировать место Марка Твена в американской словесности. Подчеркнем также, что, помимо же-
лания уточнить высказанные им ранее взгляды на национальную литературу, Брукс, по мнению М.О. Мендельсона, хотел «напомнить современным американским художникам, а также и читателям о величии и непреходящей ценности гуманистических и демократических традиций, которыми были воодушевлены лучшие литераторы на протяжении всей истории США» [4, с. 216].
Яркость литературоведческих характеристик писателей, составляющих предмет национальной гордости американцев, сочетается в пенталогии с подробной детализацией общекультурного фона, а также информативными экскурсами в историю обычаев страны. Необходимо также отметить особый стиль Брукса, свойственный всем пяти произведениям. Многие части его литературоведческих трудов правомерно рассматривать как художественные произведения. Американский критик очень ярко и живо демонстрирует «достаточно глубокий научный подход и художественную восприимчивость исследования» [6]. Тем не менее, с точки зрения известного российского литературоведа А.М. Зверева, взыскательный читатель не может не заметить «некоторые слабости культурно-исторической методологии - эмпиризм, выравнивание разномасштабных фактов, нехватку анализа, которые не может преодолеть даже Брукс» [6].
Однако в целом, характеризуя творчество критика, необходимо подчеркнуть, что воззрения Ван Вик Брукса носили демократический характер и во многом совпадали с мироощущением Вернона Луиса Паррингто-на, не менее известного исследователя истории американской литературы.
Безусловным подтверждением этого факта является известная книга Луиса Вернона Паррингтона «Основные течения американской мысли. Американская литература со времени ее возникновения до 1920 годов» (“Main Currents in American Thought”), которая примерно до середины прошлого столетия считалась одним из наиболее влиятельных трудов данного направления как в Америке, так и у нас в стране. И хотя в дальнейшем в течение значительного времени эта работа в отдельных ее аспектах подвергалась критике, зачастую заслуженной, нельзя умалять ее достоинств. Несмотря на многие спорные моменты, содержащиеся в указан-
ной выше монографии, она, безусловно, является одним из наиболее авторитетных и признанных произведений по истории литературы США. Хотя повторимся, что на протяжении более чем пятидесяти лет (вторая половина ХХ в.), этот труд находился в относительном забвении.
Во введении к своей монографии Пар-рингтон пишет, что он попытался проследить возникновение и развитие в американской литературе определенных идей, завоевавших себе репутацию истинно американских: “I have undertaken to give some account of the genesis and development in American letters of certain germinal ideas that have come to be reckoned traditionally American - how they came into being here, how they were opposed, and what influence they have exerted in determining the form and scope of our characteristic ideals and institutions. In pursuing such a task, I have chosen to follow the broad path of our political, economic, and social development, rather than the narrower belletristic... ” [7].
Хотя Луис Вернон Паррингтон при наименовании своего исследования использовал подзаголовок «Американская литература со времени ее возникновения до 1920 годов», фактически он не ставит во главу угла своего анализа становление и развитие собственно литературы Нового Света, поскольку считает это, как писал сам критик, довольно «узким» (односторонним) подходом к рассматриваемой проблеме. Его труд, в основном, посвящен изучению американского либерализма. Автор уделяет весьма пристальное внимание истории длительной борьбы между свободой и индивидуализмом, с одной стороны, и привилегиями и деспотией - с другой.
Корни этого, по его мнению, всегда находились в плоскости экономических отношений, а литература была лишь стратегическим элементом в этом процессе и фиксировала его. Всех авторов колониального периода развития литературы США, равно как и их последователей, Паррингтон рассматривал через призму их отношения к изучаемой проблеме. Он мало ценил тех, кто оставался в стороне от этой борьбы и не считал нужным отображать связанные с ней вопросы на страницах своих произведений. Ведь известный литературовед разделял весьма распространенную в начале ХХ в. точку зрения, согласно которой в понятие «литература» вхо-
дит все, что написано на данном языке: труды по философии, истории, экономике, эстетике и т. п., и на одном из последних мест -собственно литературные произведения, в частности произведения художественной литературы. Анализируя эти воззрения автора, представляется возможным выделить в них как позитивные черты, так и определенные недостатки.
К положительным моментам указанной позиции следует отнести тесную связь литературоведения и экстралингвистической реальности. Литературная критика не исчерпывает себя рамками текста, не замыкается в нем, а существует, будучи вплетенной в реальный процесс бытия. Однако этот же фактор одновременно вскрывает и отрицательную сторону подобного восприятия литературного процесса, ибо такое расширенное понимание литературы в определенной степени умаляет ее собственную роль и наделяет ее лишь иллюстративными качествами социального аспекта жизни. Этот факт можно воспринимать как одно из свидетельств того, что литературоведение Северной Америки рассматриваемого периода функционально не было еще сформировано в самостоятельную, самоценную науку и не осознавало себя подобным образом.
Концепция становления американской литературы у Паррингтона сводилась к тому, что последняя вырастает на почве экономической жизни страны под влиянием общественных идей, складывающихся в процессе развития экономических отношений. В его понимании литература, как пишет известный российский литературовед Р.М. Самарин, должна «прежде всего, раскрывать эти отношения, пояснять идеи американской буржуазной демократии и показывать их эволюцию» [8]. Все, что выходит за пределы этой проблематики, практически не интересует ученого. Более того, иногда автор намеренно выводит таких писателей, которые не затрагивают вопросы американской буржуазной демократии в своих произведениях, из сферы литературы США.
Подобным образом он поступает, в частности, рассматривая произведения известного американского писателя и поэта Эдгара Алана По. В монографии Паррингтона имя этого достойного литератора упоминается лишь вскользь, а литературным трудам по-
следнего практически совсем не уделяется место. Такое положение дел объясняется, безусловно, тем, что, по мнению Паррингто-на, творчество Эдгара По фактически никак не связано с отображением буржуазнодемократических процессов развития американского общества.
Однако вряд ли данная оценка творчества выдающегося представителя американского романтизма может быть воспринята как объективная. С одной стороны, выступая в роли редактора газеты “Southern Literary Messenger”, Эдгар По на ее страницах помогает воссоздать реальную жизнь Америки тех лет, показывая социальные аспекты развития страны, а с другой - в своих собственных произведениях писатель предлагает читателю весьма своеобразное осмысление как жизни, так и литературного процесса, выступает со своим собственным, весьма неординарным видением того и другого. Едва ли не первым у себя на родине он пытается постичь природу и назначение искусства и выработать стройную систему эстетических принципов.
Тем не менее, c точки зрения Парринг-тона, эти моменты менее значимы, чем социальная роль литераторов. По его мнению, первостепенной важностью обладают факты, которые напрямую иллюстрируют жизнь. Именно поэтому фигура Томаса Джефферсона для Паррингтона - самое яркое явление не только в истории США, но и в истории создания американской литературы. По этой же причине созданную Томасом Джефферсоном и его единомышленниками Декларацию независимости (1776 г.) он считает некоей святыней. Вспомним, что в то время литературу трактовали очень широко. Как указывалось выше, в нее входили материалы философского, экономического и социального характера.
Труды Паррингтона и его взгляды на развитие литературы США, анализ творчества многих значимых, с точки зрения критика, писателей не прошли незамеченными для американской и европейской общественности. Его фундаментальный труд получил весьма высокую оценку. Книга была отмечена Пультцеровской премией в 1928 г. Тем не менее, невзирая на столь авторитетное международное признание, приходится отметить, что ее влияние и значимость в академическом мире были достаточно недолгими, и во
второй половине прошлого столетия мнение западноевропейских и американских литературоведов и писателей в отношении вышеназванного исследования Паррингтона претерпевает значительные изменения.
В это время в западной печати появляются высказывания о том, что далеко не все взгляды автора на литературу можно признать корректными, а созданная им культурная интерпретация американской литературы, по сути дела, отражает лишь его личные убеждения, его собственные воззрения на суть демократического идеализма, которому он следовал. С этой точки зрения, по мнению многих литературных критиков второй половины ХХ в. (Р.М. Самарин, В.В. Согрин, Я.Н. Засурский), вряд ли предлагаемое Пар-рингтоном описание американской литературы можно признать объективным. Скорее созданный автором критический обзор становления американской литературы следует воспринимать как личностную оценку критика, окрашенную в большой степени его субъективным отношением к рассматриваемой проблеме.
Тем не менее, учитывая справедливость подобных замечаний, подчеркнем, что вышеназванная монография Паррингтона представляет собой интересное исследование культурной и литературной жизни США, и ее никак нельзя недооценивать. Как пишет один из американских историков Конклюдс Леви (Concludes Levy): “Readers and scholars of the rising generation may not follow Parring-ton's particular judgments or point of view, but it is hard to believe that they will not still be attracted, captivated, and inspired by his sparkle, his breadth, his daring, the ardor of his political commitment ’ [9].
Действительно, многие индивидуальные портреты писателей и литераторов США, созданные автором «Основных течений американской мысли», до сих пор остаются признанными шедеврами. А Паррингтоновское хлесткое описание послевоенного разгула продажности и пошлости жизни США тех лет как «большого барбекю» стало классической метафорой.
В российском литературоведении указанная книга Паррингтона также долгое время считалась эталоном и цитировалась практически во всех трудах по американистике. В 60-е гг. XX столетия она была переведена на
русский язык. Коллективная монография Литературного института им. Горького под редакцией А.А. Елистратовой, Т.И. Сильман и А.И. Старцева «История американской литературы» опирается не только на отечественные исследования по истории американской литературы 20-30-х гг. ХХ в., но и во многих аспектах на вышеназванный труд Вернона Луиса Паррингтона.
Таким образом, можно заключить, что литературоведческие труды Брукса и Пар-рингтона начала ХХ в. дают основания говорить о зарождении в начале ХХ в. в США национального аналитического и исторического литературоведения. Основой идейных позиций этих исследователей была, прежде всего, приверженность демократическим идеалам. Однако первые серьезные попытки проанализировать историю становления литературы США и создать ее детальное описание были отмечены определенным субъективизмом. Тем не менее рассмотренные произведения Ван Вик Брукса и Луиса Вернона Паррингтона в течение длительного времени вдохновляли последующие поколения литераторов следовать некоторым из установленных ими традициям.
Отдавая должное высказанным оценкам этих двух исследователей, литературная критика все же не могла полностью принять сделанные ими выводы. Ощущалась острая необходимость создания иной монографии по данной проблематике, которая смогла бы дать не только более разностороннее и объективное описание литературных процессов, происходивших в Америке на протяжении всей истории страны, но и более четко представить значимость отдельных американских авторов, что и было в большой степени выполнено в коллективной монографии “Literary History of the United States” («Литературная история Соединенных Штатов Америки»), работа над которой была завершена в 1948 г. под редакцией американских ученых-литературоведов Р. Спиллера, У. Торпа, Т. Джонсона и Г. Кэнби.
Таким образом, можно заключить, что потребовалось около 20-ти лет после опубликования «Основных течений американской мысли» Паррингтона, чтобы создать новую академическую историю литературы США. Этот труд получил широкое распространение как у нас в стране, так и за рубежом и был
переведен на многие языки мира. В частности, на русском языке это произведение появилось в 1977 г.
Данное фундаментальное исследование представляет собой коллективный труд 55-ти американских литературоведов. В нем ученые рассматривают период становления словесности своей страны начиная с работ первых английских колонистов до того момента, когда национальная литература США прочно заявила о себе как о самостоятельной науке, которая должна занять свое особое место в ряду иных литератур мира (начало ХХ в.). По замыслу авторов создаваемый ими коллективный труд должен был показать процесс эволюционного превращения перенесенной из Европы, в первую очередь, английской литературы (особенно в течение колониального периода) в независимую национальную литературу, одну из наиболее значимых в мире.
Справедливо отмечая в предисловии, которое озаглавлено «Обращение к читателю», достижения литературы США и ее вклад в мировой литературный процесс, авторы монографии уделяют значительное внимание взаимовлиянию этих литератур. Подчеркивая, что они рассматривают американскую литературу как восходящую к европейским и особенно британским источникам, авторы указывают, что в начале своего появления «с академической точки зрения зарождающаяся американская литература была просто обнадеживающим ответвлением великой литературы англоязычных народов. Так оно есть на самом деле, и такой взгляд на ее развитие с самых истоков обоснован» [10].
Однако в отличие от традиционного подхода большинства ученых, литературоведов, историков, занимавшихся этой проблемой в указанный период времени, создатели «Литературной истории Соединенных Штатов Америки» рассматривают положение дел в данном вопросе более широко и, думается, более объективно, полагая, что американская культура и литература США - это «сплав разных элементов». «Наше национальное единство не зависит и не может зависеть только от кровного или только унаследованного», - отмечается в предисловии, - «поэтому, естественно, что наша литература, которая есть хроника нашего опыта, всегда глубоко, часто неосознанно, ощущала ответ-
ственность за создание нации из соединившихся в добровольном союзе народов» [10, с. 25-26].
Заметим, что анализ художественных достижений американской литературы в этом произведении рассматривается на фоне важнейших проблем истории страны, в процессе становления национального самосознания. Первый том «Литературной истории Соединенных Штатов Америки» посвящен исследованию развития колониальной литературы, с одной стороны, и становлению национальной литературы США после войны за независимость - с другой.
Монография включает в себя анализ работ многих американских писателей, однако детализация творчества каждого из них различна. Так, например, публицистика Томаса Джефферсона, Томаса Пейна и некоторых других лишь бегло очерчена в работе, в то время как произведения Джонатана Эдвардса и Бенжамина Франклина представлены весьма обширными обзорами. Очевидно, что подобная избирательность связана с мнением авторов по поводу значимости тех или иных фигур для литературного процесса страны, его развития и определения. Можно заметить, что главы, написанные разными авторами, не равноценны как по объему, так и по глубине.
Одним из наиболее значимых авторов этого многостороннего труда в области изучения развития литературы США был Фрэнсис Отто Маттисен. В этой работе ему принадлежат главы о так нелюбимом Парринг-тоном Эдгаре По, а также глава, посвященная американской поэзии ХХ в.
Фигура Маттисена, безусловно, выделяется среди литературоведов США 40-х гг. прошлого века. Замечательный знаток литературы США в своем выдающемся труде “American Renaissance: Art and Expression in the Age of Emerson and Whitman” («Американский Ренессанс: искусство и выражение в эпоху Эмерсона и Уитмена») (1941) выдвинул новую методологию изучения литературного процесса, основанную на углубленном исследовании единства формы и содержания. Противопоставляя свою концепцию Паррингтону, Маттисен ставит в центр изучения литературных произведений вопросы эстетики, развития литературного искусства и движения литературных форм. Именно в
этом русле в «Литературной истории Соединенных Штатов Америки» рассматривается творчество Эдгара По.
В целом необходимо отметить, что «Литературная история Соединенных Штатов Америки», невзирая на некоторый субъективизм авторов относительно оценки места и значения американской литературы для мирового литературного процесса, является весьма глубоким исследованием того, что происходило на литературном поприще в стране на протяжении достаточно длительного периода ее развития. Заметим, в частности, что ее раздел, посвященный колониальному периоду, представляется и по сей день ценным источником постижения истоков развития национальной литературы.
Во второй половине ХХ в. и начале нашего столетия круг англоязычных авторов, обращающихся к изучению проблем становления американской литературы, значительно расширяется. С одной стороны, это можно объяснить тем, что эти проблемы интересуют не только специалистов по ранней литературе страны, но и многих других исследователей, пытающихся проследить развитие отдельных сторон литературного процесса в США. С другой стороны, этот факт также доказывает неоспоримую значимость литературы США как части мирового литературного процесса.
1. URL: literaryculture.suite101.com/article.cfm/
van_wyck_brooks_literarian
2. URL: www.powys-lannion.net/Powys/America/ Brooks.htm
3. Brooks V.W. The Critic and His Critics. L., 1979. Р. 256.
4. Мендельсон М.О. Послесловие // Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. М., 1971. Т. 2. С. 209.
5. Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. М., 1971. Т. 2. С. 183.
6. Зверев А.М. Предисловие // Брукс В.В. Писатель и американская жизнь. М., 1967.
Т. 1. С. 5.
7. Parrington L.V. Main Currents in American Thought. V. 1: The Colonial Mind, 1620-1800. 1987. Р. 6.
8. Самарин Р.М. Вступительная статья // Пар-рингтон В.Л. Основные течения американской мысли. М., 1962. Т. 1. С. 525.
9. URL: http://www.astonisher.com/archives/ par-rington.html
10. Литературная история Соединенных Штатов Америки / под ред. Р. Спиллера, У. Торпа, Т.Н. Джонсона, Г.С. Кэнби. М., 1977. Т. 1. С. 24.
Поступила в редакцию 18.02.2009 г.
Baranova K.M. Viewpoint on the origins and formation of the American Literary Criticism. The article is devoted to the origins and formation of the American Literary Criticism. It presents the works created by American critics during the first half of the XX century. The article gives the comparative analysis and the evolution of opinions of such famous American critics as Van Wyck Brooks, Louis Vernon Parrington, Francis Otto Matthiessen and others.
Key words: literary process, evolution, independent science, democratic ideals, pentalogy.