Научная статья на тему 'Взгляд на актуализацию стратегического развития энергосбытовых компаний через призму превентивных маркетинговых исследований'

Взгляд на актуализацию стратегического развития энергосбытовых компаний через призму превентивных маркетинговых исследований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕВЕНТИВНЫЕ МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ELECTRICITY MARKET / ENERGY RETAIL COMPANY / STRATEGIC DEVELOPMENT / MARKETING RESEARCH PREVENTIVE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова А. В., Тимофеев Р. А.

В статье представлено авторское видение технологии актуализации стратегии развития на основе использования превентивных маркетинговых исследований, представлены выводы по результатам бенчмаркинга энергосбытовых компаний. Использование маркетинговых исследований в практической деятельности энергосбытовых компаний позволит своевременно сформировать конкурентные преимущества, что нивелирует действие угроз со стороны внешней среды в условиях действия рыночных отношений в электроэнергетике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOOK AT THE STRATEGIC DEVELOPMENT ACTUALIZATION ENERGY RETAIL COMPANY THROUGH PREVENTIVE MARKETING RESEARCH

This paper presents the author's vision technology update strategy development through the use of preventive marketing research, presented findings from the benchmarking energy supply companies. The use of marketing research in practice energy sales companies will allow time to form a competitive advantage that offsets the action of threats from the external environment in the conditions of market relations in the electricity industry.

Текст научной работы на тему «Взгляд на актуализацию стратегического развития энергосбытовых компаний через призму превентивных маркетинговых исследований»

Тело Роберта Дадда обнаружили во вторник утром и вызвали полицию. Имеются сведения, что они подозревали, что Ричард Дадд мертв и искали его в районе Кобхэм. Когда брат Ричарда прибыл на место преступления, он сразу же предположил участие Ричарда в убийстве своего отца. Описание убийцы было направлено в городскую полицию. Подвергся обыску номер Дадда в Ньюмен-стрит, где был обнаружен фетиш: большое количество яиц и эля (2, с. 87). Также эскизы коллег Ричарда по академии художеств, каждый с перерезанным горлом.

Между тем, Ричард вызвал подозрение таможенников в Кале, но был отпущен, после чего прибыл в гостиницу, чтобы сменить свою одежду со следами крови после убийства. Из Кале он отправился в Париж, где в дилижансе по неизвестным причинам попытался совершить убийство попутчика. Он был взят под стражу в Монтеро, где он назвал свое имя и признался в убийстве отца. Из Монтеро он был переведен в психиатрическую больницу в Клемон, комунна Фонтебло, где у него был найден список людей, которых он намеревался убить: имя его отца было в начале списка.

Дадд находился в Клемоне до конца июля 1844 года, после чего его перевезли в Англию для слушания его дела в Рочестере. Дадд признал себя виновным и был приговорен к заключению без суда в места, где он не будет представлять угрозу для безопасности окружающих(1, с. 102). На тот момент Ричарду Дадду исполнилось 27 лет.

Местом долговременной изоляции являлась Бетлемская королевская больница: медучреждение, неофицальное название которого, «Бедлам», стало нарицательным. Дадд должен был оставаться в Бетлемской больнице до июля 1864 года, то есть в течение почти 20 лет. Здесь он сотворил свои самые знаменитые работы, в том числе «Мастерский замах сказочного дровосека», «Оберон и Титания» и «Портрет молодого человека». Уильям Майкл Россетти, брат поэтессы Кристины Россетти и основателя направления прерафаэлитизма Данте Габриэля Россетти, посетил Бедлам в этот период и записал свои впечатления о Дадде:

«Я увидел злополучного художника, сидевшего с двумя или тремя другими больными в большой просторной комнате, с кружкой пива или каким-то другим напитком. Его поведение не производило впечатления своеобразностью или особой манерой, он казался совершенно спокойным, даже немного равнодушным»(4, 179).

В июле 1864 году Ричарда Дадда переводят из Бедлама в Бродмор, что в Беркшире, к западу от Лондона. Бродмор был госпиталем для душевнобольных, построенным в духе самых современных для того времени теоретических требований. В нем больным предоставлялась вся мыслимая для такого контингента людей свобода. Больницу построили на вершине холма, чтобы стены не закрывали от пациентов сельский пейзаж. Перевозили Дадда в поезде с Паддингтонского вокзала. Впервые за двадцать лет он вновь увидел знакомые пейзажи, которые рисовал по памяти. Здесь он находился, рисуя картина и принимая редких посетителей, до 7 января 1886. Он умер из-за обширного поражения легких, вследствие туберкулеза.

Дадд, как художник и иллюстратор

Работы Дадда, кажется, знакомы большинству критиков викторианского искусства. Джулиан Трец в своем эссе о Дадде из книги «Викторианская живопись» высказывает типичную позицию о творчестве Дадда:

«... В начале 40-х, [Дадд] представил на выставке свои работы по мотивам пьес Шекспира «Сон в летнюю ночь» и «Буря», примечательные своей тонкостью исполнения и сверхъестественной трактовкой света .... [После задержания] Дадду повезло в том, что его наблюдали сочувствующие ему врачи, которые приняли в нем участие и поощряли его в стремлении рисовать. Изолированный от внешнего мира и не имеющий возможности следить за новыми веяниями в искусстве, он вернулся к темам здравомыслящего периода, историко-литературной тематике, воспоминаний о Ближнем Востоке, портретам и изображениям нимф. Работы, созданные после болезни, часто странны и обладают загадочностью сюжета, но даже в своем тревожном состоянии он создавал картины, отличающиеся ясностью форм... [его] наиболее выдающимся произведением является таинственная картина «Мастерский замах сказочного дровосека», галлюцинаторные видения фантастических существ выглядят, как будто сквозь увеличительное стекло из-за орнаментов хрупкой паутины трав и цветов ...»(3, с. 54-55).

Дадд работал для самостоятельного удовлетворения. У него не было почитателей, ни последователей, ни покровителей, не было поддержки интеллектуальных кругов (Большинство пациентов Бродмура не могли читать или писать на протяжении большей части своего пребывания в клинике) большую часть своей взрослой жизни в стенах больницы, но он занимался искусством регулярно. В конечном счете, каждая работа Дадда предлагает нам, в дополнение к удовольствию от просмотра работы хорошего художника и иллюстратора, беспрецедентное техническое исполнение работ, которое дает нам представление о необходимости проявления страсти в самом процессе творчества.

Заключение

В данной статье мной был рассмотрен ряд англоязычных биографических и искусствоведческих произведений, в ходе чего составлено изложение основных этапов биографии Ричарда Дадда. Особое внимание уделено хронологическому порядку различных этапов жизнеописания, описанию симптоматики психического расстройства, взгляду современников художника на его жизнь. Исследованная проблема поможет составить читателю, лишенному корпуса русскоязычных источников по теме, подробное мнение о личной и творческой жизни художника, станет толчком к поиску информации и ее тщательному анализу.

Литература

1. Олдридж П. Поздний Ричард Дадд 1817-1886. Лондон: Тейт, 1974 г, 172 с.

2. Олдридж П. Ричард Дадд. Нью-Йорк, Лондон: Сен-Мартин, 1974, 109 с.

3. Трец Д. Викторианская живопись. Лондон: Тэмз и Хадсон, 1993, 216 с.

4. Троманс Н. Ричард Дадд: Художник и приют. Лондон: Тейт, 2011, 208 с.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ / ECONOMICS Абрамова А.В.1, Тимофеев Р.А.2;

'Преподаватель кафедры «Менеджмент предприятия», ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет»; 2кандидат экономических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Казанский государственный энергетический университет».

ВЗГЛЯД НА АКТУАЛИЗАЦИЮ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОСБЫТОВЫХ КОМПАНИЙ ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРЕВЕНТИВНЫХ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Аннотация

В статье представлено авторское видение технологии актуализации стратегии развития на основе использования превентивных маркетинговых исследований, представлены выводы по результатам бенчмаркинга энергосбытовых компаний. Использование маркетинговых исследований в практической деятельности энергосбытовых компаний позволит своевременно сформировать конкурентные преимущества, что нивелирует действие угроз со стороны внешней среды в условиях действия рыночных отношений в электроэнергетике.

Ключевые слова: электроэнергетический рынок, энергосбытовая компания, стратегическое развитие, превентивные маркетинговые исследования.

Abramova AV1, Timofeev RA2;

'Lecturer in "Management Company", Kazan State Power Engineering University; 2PhD, Associate Professor, Kazan State Power

Engineering University.

27

LOOK AT THE STRATEGIC DEVELOPMENT ACTUALIZATION ENERGY RETAIL COMPANY THROUGH

PREVENTIVE MARKETING RESEARCH

Abstract

This paper presents the author's vision technology update strategy development through the use of preventive marketing research, presented findings from the benchmarking energy supply companies . The use of marketing research in practice energy sales companies will allow time to form a competitive advantage that offsets the action of threats from the external environment in the conditions of market relations in the electricity industry.

Keywords: electricity market, energy retail company, strategic development, marketing research preventive.

В современных условиях электроэнергетическая отрасль РФ построена в виде рыночной модели, определяющей рисковые события для инфраструктурных организаций [1]. Основными группами рисков являются: усиление конкуренции, возможный уход потребителей и дестабилизация финансовой устойчивости. Перечисленные риски особенно актуальны в конкурентных секторах электроэнергетической отрасли: генерации и энергосбытовой деятельности, для которых необходимость оптимизации затрат и развития клиентоориентированности является залогом обретения конкурентоспособных преимуществ и капитализации.

Таким образом, в условиях функционирования электроэнергетического рынка целесообразность разработки и актуализации стратегии развития энергосбытовых компаний обусловлена необходимостью реализации превентивного реагирования на вызовы со стороны внешней среды, наиболее существенными из которых являются:

- усиление конкуренции между энергосбытовыми компаниями;

- возможность самостоятельного выхода на оптовый рынок крупных и средних промышленных потребителей электроэнергии;

- дестабилизация финансово-экономического состояния энергосбытовых компаний вследствие возможной потери потребителей;

- диверсификация деятельности энергосбытовых компаний за счет внедрения новых коммерческих услуг, в том числе по продаже электротехнического оборудования, энергоаудиту и энергоконсалтингу;

- повышение клиентоориентированности энергосбытовых компаний.

Одним из базовых фундаментов построения эффективной стратегии развития электроэнергетической компании в условиях неопределенности рыночной среды является использование современных методов маркетингового анализа. Изучение имеющихся теоретических источников [2,3,4,5] в области теории маркетинга позволило нам выделить направления, обеспечивающие глубокое исследование текущего состояния и перспектив в деятельности компании.

1. Первым направлением маркетинговых исследований, которое должно быть проведено до момента инициации стратегических вариантов развития является исследование внутреннего текущего состояния компании, ее положения на рынке с анализом рынков присутствия. Данное направление исследований позволяет сформулировать окончательные выводы в рамках проведения SWOT - анализа деятельности организации (анализ текущих преимуществ и недостатков организации с точки зрения существующих возможностей и угроз на рынке присутствия, которые могут быть использованы организацией в дальнейшей деятельности).

2. Вторым направлением маркетинговых исследований является конкурентный анализ сопоставимых в целях сравнения компаний. При этом необходимо провести сравнение основных финансово-экономических показателей деятельности (далее -бенчмаркинг), что позволит сформировать количественную характеристику объекта исследования. Данное направление исследований позволяет сформулировать следующие выводы: лучшие существующие практики сферы исследования, причины эффективного и неэффективного функционирования компании и рекомендации по развитию ее конкурентных преимуществ. В рамках настоящего исследования нами был проведен бенчмаркинг семи энергосбытовых компаний, имеющих статус гарантирующего поставщика1 на территории первой ценовой зоны2 Европейской части России и Урала. Информационной базой анализа послужили официальные сайты компаний и их годовые отчеты за период с 2009 по 2012 годы.

В рамках бенчмаркинга были сопоставлены следующие показатели, определяющие эффективность функционирования работы энергосбытовых компаний: объем полезного отпуска, выручка, чистая прибыль и эффективность работы персонала компании. По нашему мнению, вышеперечисленные показатели наиболее достоверно отражают финансово-экономические результаты компании.

Первое. Объем полезного отпуска представляет собой показатель, характеризующий работу энергосбытовой компании, и влияющий на объем выручки от реализации и прибыль.

На рисунке 1 представлены показатели полезного отпуска рассматриваемых энергосбытовых компаний за период с 2009 по 2012 годы.

1 Гарантирующий поставщик (сокр. - «ГП») - коммерческая организация, обязанная на закрепленной за ней территории заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии. Торфообразование ГП регулируется Федеральной службой по тарифам РФ исходя из экономически обоснованного уровня затрат и доходов [1].

2 Ценовая зона оптового рынка - территория, которая определяется правительством Российской Федерации и в границах которой происходит формирование равновесной цены оптового рынка в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об электроэнергетике» и Правилами оптового рынка [1], [6].

28

Рис. 1 - Бенчмаркинг по объему полезного отпуска для энергосбытовых компаний.

Проведенный анализ по объему полезного отпуска показал, что в 2012 году наблюдается снижение объема полезного отпуска, что обусловлено уходом от рассмотренных энергосбытовых компаний - гарантирующих поставщиков потребителей в связи с появлением в регионах их присутствия независимых энергосбытовых компаний с более гибкими и оперативными условиями осуществления сбытовой деятельности.

Второе. Чистая прибыль представляет собой показатель оценки экономически эффективной деятельности энергосбытовой компании. Результаты проведенного анализа величины чистой прибыли рассматриваемых энергосбытовых компаний за период с 2009 по 2012 годы представлены на рисунке 2.

29

Рис. 2 - Бенчмаркинг по величине чистой прибыли для энергосбытовых компаний.

Проведенный анализ по величине чистой прибыли показал, что в 2012 году наблюдается существенное снижение объема чистой прибыли, что обусловлено появлением независимых энергосбытовых компаний в регионах Российской Федерации. Тенденция сокращения чистой прибыли также, по нашему мнению, связана с вступлением в 2012 году в силу Постановления Правительства РФ №442, которое повлияло на изменение порядка ценообразования [7]. Рисунок 2 показывает, что наибольшую величину чистой прибыли имеет ОАО «Мосэнергосбыт». Данный аспект обусловлен масштабом деятельности компании и широким спектром предлагаемых дополнительных коммерческих продуктов и услуг.

Таким образом, представленные на рисунках 1,2 диаграммы свидетельствуют об отсутствии в рассматриваемых энергосбытовых компаниях превентивной работы по решению проблемы потери потребителей.

25,0

20,0

15.0

10.0 5,0 0,0

19,2

а1-----------18,3

14,1

14,7

1 1 I 1111 П I I I I I

л

■ 2009 год

■ 2010 год

■ 2011 год

■ 2012 год

Рис. 3 - Бенчмаркинг энергосбытовых компаний по показателю производительность труда. Производительность труда представляет собой показатель эффективности использования факторов производства, то есть используемых энергосбытовыми компаниями трудовых ресурсов. Для анализа производительности труда компании был

30

проанализирован показатель полезного отпуска электроэнергии на одного сотрудника. Результаты бенчмаркинга по производительности труда представлены на рисунке 3.

Проведенный анализ производительности труда по объему полезного отпуска электроэнергии на одного сотрудника показал, что по данному показателю в 2009 - 2012 гг. лидерство сохранялось за

ОАО «Татэнергосбыт», в 2012 году на 1 сотрудника приходилось 19,2 млн.кВтч реализованного полезного отпуска. Таким образом, можно говорить об оптимальной штатной структуре, а также затратах на персонал данной энергосбытовой компании.

Проведенные маркетинговых исследования (в том числе бенчмаркинг) позволили авторам сформулировать актуальные пути стратегического развития компании, которые могут нивелировать действие угроз со стороны внешней среды за счет роста конкурентных преимуществ (рисунок 4).

Рисунок № 4. Альтернативные пути стратегического развития энергосбытовых компаний.

В настоящее время для корректного и качественного моделирования собственного перспективного развития, руководство электроэнергетической организации должно основываться на использовании двух взаимосвязанных систем: стратегического планирования и планирования маркетинговой деятельности. Превентивные маркетинговые исследования являются базовой основой разработки и выбора перспективного стратегического развития современных энергосбытовых компаний. При этом эффективно выстроенное стратегическое управление является необходимым условием социально-экономического развития всего государства. Органы управления энергосбытовых компаний должны четко представлять собственные перспективы, чтобы ясно осознавать, в каком направлении целесообразно осуществить стратегическое развитие и каким образом необходимо реализовать поставленные цели.

Литература

1. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «Об Электроэнергетике».

2. Черкасова И. О. Анализ хозяйственной деятельности. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. — 192 с.

3. М. В. Мельник, С. Е. Егорова. Маркетинговый анализ : учебник. - М.: Московский дом книги. 383 с.. 2011.

4. В.Д. Дорофеев, А.Б. Зубков. Маркетинг в управлении организацией. Монография. Пенза: Пензенский государственный университет. 108 с. - 2001.

5. Ванникова Е.Н. Маркетинговые исследования. Учебное пособие. Улан-Удэ: Ихд-во ВСГТУ. 106 с. -2005.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643 «О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».

7. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Бачерикова Е.В.

Студент, Сибирский федеральный университет

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВНУТРИФИРМЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ

Аннотация

В статье проведен обзор основных определений института и внутрифирменного института как социально-экономических категорий. Обозначены ключевые проблемы определения внутрифирменных финансовых институтов и обоснована важность их оценки.

Ключевые слова: институт, фирма, институциональная среда, внутренний институт, финансы, финансовый поток.

Bacherikova E.V.

Student, Siberian Federal University

PROBLEM OF DETERMINATION OF INTRA CORPORATE FINANCIAL INSTITUTIONS

Abstract

In article we carried out the overview of the main determinations of institute and intra corporate institute as social-economic categories is. We designate key problems of determination of intra corporate financial institutions and prove importance of their assessment.

Keywords: institute, firm, institutional environment, internal institute, finance, financial flow.

Общеизвестно, что для повышения качества управления необходимо уметь оценивать и совершенствовать взаимодействия работников фирмы как между собой, так и с внешней средой. Для решения этой задачи рациональным является проведение мероприятий по повышению эффективности деятельности с использованием институционального подхода к управлению,

31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.