Научная статья на тему 'Взгляд белых дипломатов на главные цели внешней политики России'

Взгляд белых дипломатов на главные цели внешней политики России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
637
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЛИГА НАЦИЙ / СЛАВЯНСКИЕ ГОСУДАРСТВА / ВНЕШНИЕ ЗАЙМЫ / THE WHITE MOVEMENT / FOREIGN POLICY / THE LEAGUE OF THE NATIONS / SLAVIC NATIONS / FOREIGN LOANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Стрелков Иван Павлович

В статье исследуется проблема понимания белогвардейскими дипломатами будущего внешнейполитики России. Автор рассматривает эти взгляды как систему; на материалах Русского политического совещания в Париже и Министерства иностранных дел Российского правительства адмирала Колчака он показывает отношение дипломатов к проекту Лиги Наций, режиму черноморских проливов, славянскому вопросу, проблеме внешних долгов и займов. Эти взгляды легли в основу позиции, которую заняли Русское политическое совещание и Российское правительство адмирала Колчака в отношении Парижской мирной конференции. Автор приходит к выводу о противоречии между теоретическими моделями политики белого движения и его реальными возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article focuses on the concept of future Russian foreign policy featured by the diplomats who collaborated with the White movement. The author analyzed these views as a system. The papers of Russian political council in Paris and the foreign office of Omsk government were used as major sources. The article shows an attitude of the diplomats towards the League of Nations, regime of the Straits, new Slavic nations and the issue of foreign debts and loans. This opinion was crucial to the demands sent by Russian political council and Russian government of Admiral Kolchak to the Paris Peace Conference. In conclusion, the author states that there was a dramatic contradiction between theoretical assumptions of Russian diplomats and real resources of White movement

Текст научной работы на тему «Взгляд белых дипломатов на главные цели внешней политики России»

УДК 94(47).084.3

Вестник СПбГУ. Сер. 2. 2013. Вып. 3

И. П. Стрелков

ВЗГЛЯД БЕЛЫХ ДИПЛОМАТОВ НА ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ

В истории белого движения важное место занимает проблема его внешнеполитической ориентации. Условия гражданской войны, окраинный характер областей, где оно развивалось, слабая материально-техническая база заставляли его искать союзников за пределами России. Особенности идеологии белого движения («единая и неделимая Россия») требовали активной защиты интересов страны на международной арене — в том смысле, в каком их понимали белые. Поэтому им было необходимо обеспечить свое представительство на Парижской мирной конференции, на которой должно было определиться послевоенное устройство мира. Подготовка материалов к участию в конференции велась с ноября 1918 г. в Париже усилиями посла В. А. Маклакова, а с января 1919 г. — Русским политическим совещанием — РПС (председатель — князь Г. Е. Львов; в него входили также В. А. Маклаков, министр иностранных дел Омского правительства С. Д. Сазонов, посол в США Б. А. Бахметьев — главные дипломатические силы небольшевистской России). В декабре 1918 г. в Омске было создано межведомственное Особое подготовительное к мирным переговорам совещание.

Эти два органа были уполномочены Верховным правителем А. В. Колчаком заниматься формированием российской позиции на Мирной конференции и представлять интересы России [1, л. 4]. Премьер-министр Российского правительства П. В. Вологодский писал о РПС как о «центре тяжести» внешней политики Омска [2, л. 154]. В других центрах белого движения подобная подготовительная работа либо вовсе не велась, либо, как это было на Юге, имела место попытка создания консультативного органа [3, л. 163], не увенчавшаяся успехом из-за противоречий о принципе представительства в нем [4, с. 341]. Поэтому именно Особое подготовительное к мирным переговорам совещание и деятели РПС наиболее основательно выразили от имени белого движения взгляд на цели русской внешней политики.

Как отметил О. В. Будницкий, белые дипломаты относились к Октябрьской революции как к неприятной, но преходящей «истории», и были убеждены в конечном поражении большевиков [5, с. 50]. Поэтому их главной задачей было не допустить каких-либо решений Мирной конференции относительно границ России без ее согласия. Это исключало признание белым движением независимости любой нации бывшей Российской империи, кроме Польши [6, л. 7], и сводило его требования по каждому участку границы к сохранению status quo ante bellum. Подобная позиция позволяла уже современникам, например, сторонникам независимости Украины, трактовать международную позицию белых как великодержавную и шовинистическую [7, p. 273]. Эта точка зрения присутствовала и в советской литературе [8, c. 195]. Часто при оценке внешней

Стрелков Иван Павлович — аспирант, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова; e-mail: [email protected]

© И. П. Стрелков, 2013

политики белых как современниками [9], так и историками [10, с 210] сам факт служения того или иного дипломата «царскому режиму» представлялся как свидетельство его «реакционности». Правда, в последние годы появляются работы с другим подходом. Так, В. Ж. Цветков отводит от С. Д. Сазонова традиционные обвинения в излишнем консерватизме, фокусируясь на «демократических» элементах его воззрений [11, с 394].

Подобная позиция белого движения осложняла его сотрудничество с «окраинными государствами» в борьбе с большевизмом, затрудняла союзническую помощь. Как писал А. В. Шмелев, внешняя политика белых не столько работала на победу в гражданской войне, сколько служила воображаемой «национальной» России [12, с 80]. В связи с этим интересно выявить теоретические основы этой политики, понять, какими соображениями руководствовались белые дипломаты при ее формировании, ответить на вопрос, какое место в международных отношениях они стремились приобрести для России. Подчеркнем, что в данной статье рассматривается взгляд белых дипломатов только на главные цели внешней политики России в будущем. Внешнеполитическая концепция белого движения во всей ее полноте требует, бесспорно, более обширного и детального исследования.

В первую очередь нужно обратить внимание на общие особенности мировоззрения политических деятелей, сотрудничавших с белым движением. Положение России как великой державы представлялось им как естественное неизменное состояние, определенное всей ее историей. Характерно, что Б. А. Бахметьев писал в 1928 г. В. А. Маклакову: «Я был и остался приверженцем великодержавия: я верю в будущую Россию, великую, счастливую и богатую; я верю в нацию, в ее талантливость, ее гений, в ее необыкновенную способность к имперскому строительству, соединенную с огромным умением управлять собственными делами» [13, с 382]. Большевизм же виделся дипломатам как явление, совершенно чуждое русскому народу, полностью зависимое от Германии. Это не было простым пропагандистским штампом: на основании этого убеждения строились политические прогнозы. Например, министр иностранных дел правительства Колчака Ю. В. Ключников в докладной записке Совету министров утверждал, что с поражением Германии в мировой войне Ленину и Троцкому будет труднее контролировать страну, и реальное положение дел в ней существенно изменится [14, с. 332]. Наконец, дипломаты были уверены, что только небольшевистская Россия сможет стать элементом стабильности в европейской политике. Поэтому они верили, что союзники по Антанте заинтересованы в России либо по соображениям баланса сил в Европе (Маклаков) [15, л. 12], либо ввиду возвращения его долгов (К. Д. Набоков) [16, с. 17].

Далее необходимо рассмотреть, как белые понимали будущий мировой порядок, основным звеном которого, как гласили знаменитые «14 пунктов» президента США В. Вильсона, была Лига Наций. Вопрос о 14 пунктах неоднократно обсуждался в Особом подготовительном к мирным переговорам совещании. Доклады по данному вопросу, сделанные в совещании, показывают, что среди белых дипломатов не было единого понимания американской политики и программы мира. Ю. В. Ключников представлял Лигу Наций как прочное объединение государств, возможно, даже на уровне федерации. Поэтому он считал, что необходима подготовка условий, среди них — учреждение обязательного международного суда по разрешению споров между государствами, института международных следственных комиссий, третейского суда [17, л. 79]. Также предлагалось придать гаагским конференциям статус постоянных учреждений, выработать соглашение о мерах против нарушителей международных обязательств,

кодифицировать международное право, подчинить внешнюю политику всех держав парламентскому контролю [17, л. 79]. Именно этим, считал Ключников, должна была заняться Мирная конференция. В целом он рассматривал Лигу Наций как явление отдаленного будущего.

На заседаниях подготовительного совещания Ключников высказывал и другие соображения. Он считал возможным принять программу, но с учетом объективных условий существования государств, в частности, культурно-исторического облика России [17, л. 53]. Сама программа Вильсона, как он думал, абстрактна, поэтому ее пункты можно толковать и в пользу России [17, л. 58].

И. Г. Лорис-Меликов, бывший русский посол в Сиаме, уделил больше внимания 14 пунктам в целом. Он выделял в отношении к ним содержательную и тактическую стороны. Тактическая сторона заключалась в том, что, принимая 14 пунктов, Россия повышала свои шансы на участие в конференции [18, л. 18]. Программу Вильсона дипломат рассматривал с точки зрения американской политики. Лорис-Меликов утверждал, что США — «государство космополитов» и лишено национальной политики1. Суть американской внешнеполитической линии он видел в «отвлеченных принципах международного права» [18, л. 19]. Лорис-Меликов не смотрел на 14 пунктов как на окончательную доктрину, в частности, как он думал, мир не готов к открытой дипломатии [18, л. 21]. Отмечал он и то, что в самих США отношение к программе Вильсона было далеко не однозначным [18, л. 21]. Лорис-Меликов полагал также, что к программе Вильсона нужно отнестись формально. Принять ее требовали текущие политические обстоятельства, но ее практическую важность для мирового переустройства он считал относительной.

В отличие от своих коллег В. Г. Язвицкий2 видел в 14 пунктах Вильсона более важное явление. Он рассматривал программу американского президента в связи с реальным политическим положением США и считал, что Вильсон не идеалист, а дипломат, строивший свою политику исходя из имеющихся в его распоряжении возможностей [19, л. 5]. Он напоминал, что за годы войны Америка стала самой крупной финансовой и промышленной державой мира. Флот США стал сильнее британского [19, л. 5]. Вдобавок благополучие Британии зависело от колоний, которые могли рано или поздно от нее «отпасть» [19, л. 6]. Язвицкий подчеркивал, что суть американской программы мира сводилась к превращению мира в рынок для США [19, л. 8]. Таким рынком придется стать и России. Предполагая, что США заинтересованы в экономической слабости России, он не видел в эксплуатации ее рынков катастрофы [17, л. 60], думая, что США выгодно будет опереться на Россию как на союзника в борьбе с Японией [19, л. 9]. В этой ситуации, по его мнению, России нужно воспользоваться случаем и стать союзником США, тем более, что с этой страной у нее не было территориальных споров [19, л. 10]. Англия же, чтобы не потерять хотя бы то, что имеет, скорее всего, пойдет на союзнические отношения с США [19, л. 10].

Язвицкий смотрел на 14 пунктов как на декларацию новой великой державы, опиравшуюся не на военную, а на экономическую мощь. Сами по себе эти пункты могли быть простой формальностью, однако важно было то, что в новом мировом порядке главная роль принадлежала, по его оценке, Америке, и у новой России был шанс приобрести достойное место в мире, вступив в союз с США.

1 Лорис-Меликов отождествлял термины «нация» и «этнос», заключая, что если население США представляет собой «смесь» разных народов, то и национальной политики там быть не может.

2 Славянофил, сотрудник МИД правительства А. В. Колчака.

Русское политическое совещание настаивало на принятии программы Вильсона. Еще до начала Мирной конференции, 7 января 1919 г., Маклаков писал в Омск, что Антанта будет иметь дело только с демократическим правительством, поэтому 14 пунктов должны быть им признаны [20, л. 114]. Тем не менее совещание обращало внимание и на практические недостатки программы. Особую критику вызывал принцип «свободы морей». Как и в Омске, он был признан самым опасным для России в силу слабости ее флота: впустив флоты всех наций в свои воды, она не смогла бы извлечь из этого выгоду для себя [21, л. 33].

И все же реальные условия вносили свои коррективы во внешнюю политику белых, в том числе и в желание сотрудничать с Мирной конференцией. Союзники не хотели признавать какое-либо русское правительство легитимным. Смущал белых дипломатов и общий стиль работы конференции. В феврале Маклаков сообщал в Омск, что все наиболее существенные вопросы в Париже решаются великими державами, а более слабых ставят перед фактом. Многие вопросы не обсуждаются, их попросту обходят молчанием. В связи с этим, полагал Маклаков, России не стоит стремиться на конференцию, чтобы сохранить свободу действий в будущем [22, л. 64].

Одновременно белые видели в отсутствии России на конференции опасность. Во-первых, это значило, что все громадные усилия России в мировой войне теряли значение. Во-вторых, по замечанию члена военно-морской комиссии при РПС генерала М. И. Занкевича, не удовлетворяя законные требования России, союзники делали ее своим потенциальным врагом и возможным союзником Германии [23, л. 58]. Этому могло способствовать тесное экономическое сотрудничество двух стран [23, л. 58]. Такой союз со временем мог перерасти в военное соглашение [23, л. 58].

Соображения сохранения свободы действий применялись не только в отношении участия в Мирной конференции вообще, но и в отношении некоторых конкретных вопросов. В июле 1919 г. в Париж прибыла турецкая делегация, и актуальным стал вопрос о Константинополе и проливах Босфор и Дарданеллы. Колчак предлагал Сазонову заявить, что Россия оставляет за собой право высказаться по турецкому вопросу во время будущих отдельных переговоров по общему урегулированию последствий мировой войны для России [24, л. 18]. Юридические основания для защиты прав России на проливы имелись. Так, Язвицкий в докладе «Россия, Царьград и проливы» писал, что нужно защищать лишь силу договора 1915 г., по которому союзники соглашались на передачу Константинополя и проливов России [17, л. 20].

Однако далеко не все полагались на договор 1915 г. В Особом подготовительном совещании в конце декабря 1918 г. обсуждалось, стоило ли, в сложившихся условиях, предъявлять требования о проливах. Правда, было решено поднять эту проблему ввиду ее важности в будущем [17, л. 25]. Тем не менее интересно, что этот вопрос ставился. Совещание рекомендовало закрепить «притязания» России на проливы [17, л. 28]. На ближайшее время проливы предлагалось оставить в руках Турции, что упрощало бы возможность оспорить их в будущем [17, л. 29].

Считая контроль над черноморскими проливами исторической задачей России, белые исходили из возможности того, что проливы в будущем придется брать силой. Так, в докладе военно-морской комиссии по этому вопросу первым пунктом ставилась задача не допустить решение, «могущее служить в будущем препятствием для достижения государственной задачи: овладения проливами» [23, л. 20]. На случай, если проливы не были бы переданы России сразу, предполагалось остановиться на их нейтрализации

с допуском судов всех наций, но для нечерноморских разрешался ввод одной эскадренной бригады [23, л. 74]. Вариант, принятый РПС, предусматривал свободу прохода всех торговых судов и военных судов черноморских наций, как в мирное, так и в военное время, и общий запрет на проход военных кораблей нечерноморских наций [25, л. 8].

Открытый выход в Средиземное море давал России возможность влиять на дела на Ближнем Востоке, в частности в Палестине. Несмотря на все трудности, которые переживало белое движение, Русское политическое совещание интересовалось будущим Святой Земли и возражало против образования там еврейского государства [26, с. 437].

Иными стали бы в таких условиях отношения с Румынией. Язвицкий писал, что, владея Константинополем, Россия сможет решить в свою пользу все пограничные вопросы с Румынией — о Буковине, Бессарабии и дельте Дуная [17, л. 20]. В зависимости от России оказалась бы и Болгария, хотя выход к Эгейскому морю она потеряла лишь в ноябре 1919 г. — согласно Нейискому договору, и в декабре 1918 г., когда Язвицкий писал свой доклад, это еще не произошло.

Возможность появления России в Средиземноморье таила в себе потенциал для ее конфликта с союзниками по войне. Соглашение 1915 г. было вызвано политическими условиями войны. Позже Д. Ллойд-Джордж писал, что Россия была бы идеальным мандатором в районе проливов [27, с. 391], но вряд ли он был до конца искренен. Союзникам был на руку отказ большевиков от договоров царского правительства. Да и сами белые, видя нежелание Антанты передать им проливы, смотрели на нее в этом плане уже как на противника. «Задача же западных держав — недопущение России в Средиземное море», — утверждалось в докладе военно-морской комиссии [23, л. 3].

Таким образом, при решении задачи овладения проливами Россия не могла опереться на своих союзников по Антанте. В то же время после мировой войны в Восточной Европе сложилась иная политическая ситуация. Появились независимые Польша, Чехословакия, Венгрия, Югославия. Австрия стала небольшой республикой. В отношении всех этих стран России необходимо было формировать свою политику.

«Белая» Россия смотрела на славян как на потенциальных союзников. Язвицкий в докладе «Россия и славяне» писал, что, несмотря на ряд ошибок прошлого, русская общественность всегда симпатизировала освобождению славянства [28, л. 1]. Он полагал, что без правильного решения славянского вопроса у России не могло быть самостоятельной внешней политики [28, л. 1]. Западные державы в моменты усиления России старались поссорить ее со славянами (пример — Священный Союз, боровшийся с освободительным движением в Европе, в том числе и со славянским) [28, л. 2]. Этим он объяснял и конфликты между Россией и Польшей, Болгарией и Сербией [28, л. 3]. Такая политика не позволяла России решить главный внешний вопрос — вопрос проливов. Только в политическом и культурно-экономическом союзе с независимыми славянскими государствами, думал Язвицкий, Россия могла бы добиться этой цели [28, л. 3]. Для этого, по его мнению, после мировой войны складывалась удачная ситуация. Главный враг славян, Германия была побеждена, а внимание западных держав, как он предполагал, должно было переместиться на Дальний Восток, для борьбы за китайские рынки [28, л. 4]. В этом, писал Язвицкий, шанс для России: она должна подчинить своему влиянию все славянские государства. Тогда Россия сможет вести подлинно самостоятельную внешнюю политику [28, л. 6].

«Правильное» решение славянского вопроса Особое подготовительное совещание ставило в зависимость от следующих условий: 1) контроль России над Мраморным

морем и проливами; 2) присоединение Галиции и Закарпатья к России; 3) тесный экономический и политический союз России с Югославией; 4) самостоятельность Чехословакии, соприкосновение ее границы с Россией, установление коридора между Чехословакией и Югославией; 5) независимость Польши, обеспечение ей выхода к морю через Данциг, русско-польский политический и экономический союз; 6) культурное взаимодействие всех славянских стран; 7) создание славянского союза [17, л. 84]. Здесь хорошо видно, как конкретные территориальные требования соотносились с общей идеей славянского союза.

В докладной записке по славянским делам, адресованной Сазонову, Язвицкий развивал эти идеи. Так как практически вся западная граница России станет границей со славянскими странами, с ними необходимы добрые отношения, чтобы их положение, как буфера между Западной Европой и Россией, было на руку, а не во вред России [17, л. 11]. Основой для славянского союза Язвицкий считал экономические взаимосвязи. Предполагалось, что промышленность Чехословакии и Польши будет ориентироваться в основном на Россию [28, л. 12] . России было политически выгоднее получать продукцию машиностроения из Чехословакии, а не из Германии.

Югославия, соперничая с Италией на Адриатике, как ожидалось, будет нуждаться в союзе с Россией и Чехословакией [28, л. 12]. Неславянские страны, такие как Греция, Румыния и Венгрия, а также ранее прогермански ориентированная Болгария, оказавшись в окружении России, Чехословакии и Югославии, вынуждены будут примкнуть к этой системе [28, л. 13]. Чтобы славянская коалиция стала эффективной, Россия должна учитывать «национальную психологию» каждого члена «славянской семьи» [28, л. 16]. Для первой четверти XX в. характерно преувеличение этноязыкового фактора в политической ориентации того или иного государства; реально под «национальной психологией» имелись в виду национальные интересы славянских государств.

Важным фактором влияния России в Восточной Европе был вопрос коммуникаций внутри этого пространства. Поэтому белые настаивали, чтобы Россия сохранила доступ к устью Дуная. «Дунай — великая славянская река, естественный торговый путь между Россией и южнославянскими государствами» [23, л. 54], — отмечал генерал Занкевич в военно-географическом очерке о Нижнем Дунае. Через Дунай белые рассчитывали получить доступ к Болгарии, Югославии, Чехословакии. Не случайно Омское подготовительное совещание указывало, что последняя должна иметь выход к Дунаю в Братиславе [29, л. 86].

Во многом для получения общей границы с Чехословакией белые требовали Закарпатье. РПС также поддерживало идею «коридора», который связал бы Югославию и Чехословакию через Бургенланд — небольшую область, лежащую между Австрией и Венгрией [29, л. 86]. Такой проход не только соединял чехословаков и югославов, но и разделял германцев и венгров, которые рассматривались как традиционные враги славян [29, л. 86].

Когда речь шла о расширении границ славянских государств, эти изменения белые всегда поддерживали. РПС предлагало заставить Германию вернуть Польше все западнопольские земли, в том числе Данциг; выступало за сохранение в составе Чехословакии Судетского края [29, л. 86]. Совещание считало нужным передать Югославии Каринтию и Штирию, имевшие значительное немецкое население [30, л. 15], причем не указывалось, войдут ли они в состав Югославии полностью или с учетом национального принципа.

Идея славянского союза сочеталась с сомнениями белых относительно Лиги Наций, и некоторые члены Омского подготовительного совещания смотрели на этот союз как на альтернативу Лиге. В 1918-1919 гг. проект рисовался лишь в общих чертах и не был проработан тщательно и созвучно современной политической ситуации. В документах, касавшихся славянского вопроса, были названы лишь некоторые штрихи этой структуры, преимущественно экономические. Предполагалось, что Россия заключит с Чехословакией и Польшей экономический и политический союз, который означал бы единую для трех стран монетную систему, таможню, почту и телеграф [17, л. 89]. Для обеспечения финансового единства славянского мира должен был быть учрежден Всеславянский банк в Праге [17, л. 89]. Допускалась возможность создания общего флота с Югославией [28, л. 7]. Е. П. Серапионова справедливо указывает на связь этих идей с взглядами чешского политического деятеля-неослависта К. Крамаржа [31, с. 287].

В главном проект белых выглядел достаточно цельным. Обращает на себя внимание его основная мысль — сделать русскую внешнюю политику более самостоятельной. Это говорит о том, что белые дипломаты сделали вывод из противоречивого опыта сотрудничества с Антантой в годы мировой и гражданской войн. Однако взгляд РПС на будущие отношения с союзниками шел вразрез с этой задачей. В рамках Совещания работала финансово-экономическая комиссия, занимавшаяся вопросами русского внешнего долга, материальных претензий России к Германии и Австрии, а также проблемами восстановления российской экономики. Для нас важен доклад профессора П. П. Гензеля, изучавшего пути покрытия заграничной задолженности. Оценивая ее в 20 млрд золотых руб., что в 300 раз превышало ежегодную добычу золота в России, он писал, что страна не сможет в ближайшие годы даже платить проценты по этому долгу [32, л. 1]. Но единственный выход, который предлагал Гензель, состоял во внешнем займе еще 15-20 млрд руб. для развития русской экономики [32, л. 3]. Такие капиталы в ближайшее время если кто и мог предоставить, то только союзники по Антанте. В подробной монографии, посвященной истории финансов белого движения, О. В. Будниц-кий показал практические попытки подготовить проникновение иностранных средств в Россию. В 1919 г. московским Купеческим банком и одной из лондонских фирм был создан Лондонский и восточный торговый банк, главной целью которого и было привлечение зарубежных капиталов в «освобожденную» Россию [5, с. 335].

Таким образом, взгляд белых на цели внешней политики России был противоречивым. Казалось бы, политики и дипломаты небольшевистской России скептически относились к перспективе Лиги Наций и тяготились союзническими отношениями с Антантой. Они видели будущего партнера России в новых славянских государствах. Предполагалось, что славянский союз будет противовесом Германии, но сотрудничества с ней белые также не исключали, хотя смотрели на него как на крайнюю меру. Этим соображениям была подчинена система территориальных требований белых к Парижской мирной конференции. Подчеркнем, что эти требования были достаточно логичными, чтобы говорить именно о системе. Тем не менее в области финансовой политики белые не предполагали на будущее иного подхода, кроме пути внешних займов, что делало программу «самостоятельной русской политики» неосуществимой в ближайшем будущем даже в случае их победы над Советской Россией.

Источники и литература

1. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-176. Оп. 5. Д. 359.

2. ГАРФ. Р-200. Оп. 1. Д. 265.

3. ГАРФ. Ф. Р-446. Оп. 2. Д. 28.

4. Деникин А. И Очерки русской смуты. Кн. 3, т. 4-5. Вооруженные силы Юга России. М.: Айрис-пресс, 2006.832 с.

5. Будницкий О. В. Деньги русской эмиграции: колчаковское золото 1918-1957. М.: Новое литературное обозрение, 2008. 508 с.

6. ГАРФ. Ф. Р-454. Оп. 1. Д. 15.

7. La Paix de Versailles. Les questions Territoriales: Tchecoslovaquie. Pologne. Ukraine. Roumanie. You-gislavie. Paris: Edition internationale, 1939. 495 p.

8. Иоффе Г. З. Колчаковская авантюра и ее крах. М.: Мысль, 1983. 294 с.

9. L'Humanite.1919 30 mai.

10. Трукан Г. А. Антибольшевистские правительства России. М.: Ин-т росийской истории РАН, 2000. 255 с.

11. Цветков В. Ж. Белое дело в России: 1919 год: формирование и эволюция политических структур Белого движения в России. М.: Посев, 2008. 635 с.

12. Шмелев А. В. Внешняя политика правительства адмирала А. В. Колчака 1918-1919 г.: дис... канд. ист. наук. М., 1995. 272 с.

13. «Совершенно лично и доверительно!» Б. А. Бахметев — В. А. Маклаков. Переписка, 1919-1951: в 3 т. / общ. ред., вступит. ст., коммент. О. В. Будницкого; предисл. Т. Эммонса. Т. 3. М.: Гувер. ин-т войны, революции и мира; Стэнфорд. ун-т; Рос. акад. наук; Ин-т Российской истории РАН, 2002. 670 с.

14. Временное Всероссийское правительство. 23 сентября — 18 ноября 1918 г. Сб. документов и материалов / сост. и научн. ред. В. И. Шишкин. Новосибирск: Ин-т истории РАН; НГУ, 2010. 361 с.

15. ГАРФ. Ф. Р-446. Оп. 2. Д. 10.

16. Неизвестная Россия. ХХ век. Кн. 3. М.: [s.t.], 1993. 416 с.

17. ГАРФ. Ф. Р-200. Оп. 1. Д. 600.

18. ГАРФ. Ф. Р-200. Оп. 1. Д. 611.

19. ГАРФ. Ф. Р-200. Оп. 1. Д. 364.

20. ГАРФ. Ф. Р-200. Оп. 1. Д. 615.

21. ГАРФ. Ф. Р-5834. Оп. 1. Д. 1.

22. ГАРФ. Ф. Р-200. Оп. 1.Д. 617.

23. ГАРФ. Ф. Р-5834. Оп. 1. Д. 3.

24. ГАРФ. Ф. Р-200. Оп. 1. Д. 359.

25. ГАРФ. Ф. Р-5805. Оп. 1. Д. 292.

26. Будницкий О. В. Российские евреи между красными и белыми. М.: РОССПЭН, 2005. 547 с.

27. Ллойд Джордж Д. Правда о мирных договорах. Т. 2. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1957. Т. 2. 556 с.

28. ГАРФ. Ф. Р-200. Оп. 1. Д. 361.

29. ГАРФ. Ф. Р-200. Оп. 1. Д. 601.

30. ГАРФ. Ф. Р-200. Оп. 1. Д. 367.

31. Серапионова Е. П. Карел Крамарж и Россия 1890-1937. М.: Наука, 2006. 510 с.

32. ГАРФ. Ф. Р-3703. Оп. 1. Д. 10.

Статья поступила в редакцию 3 декабря 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.