Научная статья на тему 'Взаимоуважение цивилизаций - залог мирного развития'

Взаимоуважение цивилизаций - залог мирного развития Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
289
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ / СЫРЬЕВОЙ ПРИДАТОК / ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ / ОБНОВЛЕНИЕ / САМОБЫТНОСТЬ / МЕНТАЛИТЕТ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / РАВНОПРАВНЫЙ / СТОЛКНОВЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ВЗАИМООБОГАЩЕНИЕ / MUTUAL RESPECT / IDENTITY / MENTALITY / VALUES / EQUAL / DEVELOPMENT / ENRICHMENT / RENEWAL / CLASH

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Валитов О.К.

Современные глобализационные процессы выглядят, по мнению автора, как попытка организовать человечество в планетарном масштабе на основе западной технологической цивилизации. Западу выгодна власть, которая во внешней политике не препятствовала бы желанию мировой финансовой элиты установить контроль над Россией, которая во внутренней политике способствовала бы развалу государственности, распаду экономики и превращению России в сырьевой придаток развитых капиталистических стран. В настоящее время страна имеет все условия для преодоления кризиса и осуществления цивилизационных преобразований в области экономики и политики, науки, культуры, образования. Россия обладает значительным потенциалом высококвалифицированных специалистов и ученых, способных решать сложнейшие задачи в области науки, техники и производства. Автор статьи выражает уверенность в том, что программа обновления страны лишь тогда может быть успешной, когда она наряду с общепринятыми тенденциями учитывает самобытность, менталитет и систему ценностей населения. Важнейшее условие мирного развития признание существования в мире различных и равноправных цивилизаций. Только это позволит избежать их глобального столкновения и обеспечить мирное развитие и взаимообогащение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mutual respect of civilizations as the key to peaceful development

Contemporary globalization processes appear, according to the author, to be an attempt to organize humanity on a global scale on the basis of Western technological civilization. West benefits from the power that in its foreign policy would let the world financial elite to establish control over Russia that in domestic policy would contribute to the collapse of the state, the collapse of the economy and the transformation of Russia into a raw material appendage of the developed capitalist countries. At present, the country has all the conditions to overcome the crisis and implementation of civilizational transformation in the field of economics and politics, science, culture and education. Russia has significant potential of highly qualified specialists and scientists to meet the challenges in the field of science, technology and production. The author of the article is sure that the program of nation renewal can be successful only if apart from common trends it takes into consideration the identity, mentality and system of values of the population. The most important condition of peaceful development is the recognition of the existence in the world of different and equal civilizations. Only this will allow to avoid global conflicts and to ensure peaceful development and mutual enrichment.

Текст научной работы на тему «Взаимоуважение цивилизаций - залог мирного развития»

УДК 32:008

ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ - ЗАЛОГ МИРНОГО РАЗВИТИЯ

© О. К. Валитов

Башкирский государственный университет, Нефтекамский филиал Россия, Республика Башкортостан, 452681 г. Нефтекамск, ул. Трактовая, 1.

Тел.: +7(34783) 2 35 80.

E-mail: reception@nfbgu.ru

Современные глобализационные процессы выглядят, по мнению автора, как попытка организовать человечество в планетарном масштабе на основе западной технологической цивилизации. Западу выгодна власть, которая во внешней политике не препятствовала бы желанию мировой финансовой элиты установить контроль над Россией, которая во внутренней политике способствовала бы развалу государственности, распаду экономики и превращению России в сырьевой придаток развитых капиталистических стран. В настоящее время страна имеет все условия для преодоления кризиса и осуществления цивилизационных преобразований в области экономики и политики, науки, культуры, образования. Россия обладает значительным потенциалом высококвалифицированных специалистов и ученых, способных решать сложнейшие задачи в области науки, техники и производства. Автор статьи выражает уверенность в том, что программа обновления страны лишь тогда может быть успешной, когда она наряду с общепринятыми тенденциями учитывает самобытность, менталитет и систему ценностей населения. Важнейшее условие мирного развития - признание существования в мире различных и равноправных цивилизаций. Только это позволит избежать их глобального столкновения и обеспечить мирное развитие и взаимообогащение.

Ключевые слова: глобализация, государственность, сырьевой придаток, взаимоуважение, обновление, самобытность, менталитет, система ценностей, равноправный, столкновение, развитие, взаимообогащение.

Немецкий философ, историк О. Шпенглер в своей книге «Закат Европы» пишет, что существует, несомненно, столько систем нравственности, сколько имеется цивилизаций... Такой вещи как универсальная человеческая этика не существует. Идея о существовании универсальной науки, которая представляла бы истину для всех цивилизаций, есть иллюзия [1].

Английские историки, а в первую очередь США, и социолог А. Дж. Тойнби считает, что тезис о «единстве цивилизации» является ложной концепцией, весьма популярной среди современных западных историков [2].

Западные историки попросту игнорируют этапы или главы истории других цивилизаций, если те не вписываются в их общую концепцию, опуская их как «полуварварские» или «разлагавшиеся» или относя их к Востоку, который фактически исключался из истории цивилизации. Наконец, они совершенно не учитывают наличия других цивилизаций. Православное христианство, например, либо считается частью западного христианства, что можно вывести из названия, либо изображается временным наростом на теле западного общества [3].

В XIX веке русский социолог Н. Я. Данилевский (1822-1885) первым выдвинул и обосновал идею о том, что нет единой цивилизации, которая выступала бы наследником и продолжателем всех предшествующих цивилизаций. Наш соотечественник в книге «Россия и Европа» (1869 г.) попытки отожествлять судьбу Европы или германо-романской цивилизации с судьбой всего человечества считал ошибочными. Он писал: «Прогресс

состоит не в том, чтобы всем идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, исходит в различных направлениях. Качественно новым, перспективным культурно-историческим типом считаю «славянский тип» наиболее полно выраженный в русском народе» [4].

Пожалуй, ни одно из научных понятий не обладает такой многозначностью, как «цивилизация». В современной литературе насчитывается до 200 определений этого понятия [5]. А великий русский художник, ученый, философ и общественный деятель Н. К. Рерих в своих статьях пишет, что можно расходиться в путях цивилизации, можно спорить о признаках прогресса, но невозможно учуять понятие культура, сокровищница всего возвышающего, путевого столба истинной эволюции. Каждый живущий и мыслящий понимает также свою ответственность перед сложением светлого будущего [6].

Каждой цивилизации присущи свои особенности, которые вырабатывались в разные эпохи, в различных природных и общественных условиях, в процессе приспособления к ним. Взять хотя бы то обстоятельство, что по мнению крупнейшего русского историка XIX века С. М Соловьева, природа для народов западной Европы была матерью, а для народов восточной Европы - мачехой [7].

С особой остротой проблема цивилизации встала перед людьми, государством на рубеже XX-XXI столетия в условиях глобализации. С середины 40-х гг. XX века идет цивилизованное противоречие между СССР и США. Тот период Советский

Союз предлагал всему миру определенный проект жизнеустройства на солидарной основе. Несмотря на это небольшое хищное меньшинство в США захватило ресурсы почти всего мира и вогнала 70% человечества в страшную бедность. Пропасть между этими двумя частями рода углублялась и расширялась, перспектива мирного разрешения проблемы таяла с каждым годом.

У России с Западом и, в первую очередь с США, всегда были напряженные отношения. Хотя во главе нашего государства всегда стояли люди, воспитанные на христианстве и европейской культуре. Запад не хотел принимать нас за «своих», но к сожалению, в российской элите было распространено подобострастное отношение в Европе и самоуничижительное к своей стране и своему народу. Так было и в XVII веке, так осталось и в XXI.

В далеком 1830 г. французский мыслитель Алексис де Токвил пророчески писал, что «в мире существуют два великих народа, которые несмотря на все различия, движутся... к единой цели. Это русские и англоамериканцы. У них разные истоки, разные пути, но возможно, что Провидение втайне уготовило каждой из них стать хозяйкой половины мира [8]. И действительно во второй половине XX века Россия и Америка стали сверхдержавами, которые держали в своих руках судьбы половины мира. Но Советская империя на рубеже 1990-х гг. рухнула, а США остались единственной сверхдержавой.

Начиная с 1991 г. в России начинается «американизация» массового сознания, причем, к сожалению, далеко не в лучших образцах американской культуры. Тяга ко всему американскому (даже весьма сомнительного качества) охватила самые различные слои населения, и в первую очередь, конечно, «новых русских», которые стали быстро усваивать такие американские достижения, как преступность, потребление наркотиков, азартные игры и проч.

Главным источником успеха Соединеных Штатов Америки во все времена и, в особенности в последние годы, главным носителем великих идей свободы, демократии и прав человека, становился народ, те простые американцы, которые не только осваивали новые территории, строили фермы, возводили заводы и фабрики, спускали на воду корабли, открывали банки, прокладывали автострады, но и отстаивали принципы американизма, свободы и демократии, превращали Америку в «маяк свободы» для всего мира. В результате на всей территории континента - от Атлантики до Тихого океана -на протяжении более двух веков успешно развивалось и укреплялось великое федеративное государство. Нова страна стала империей, но по выражению Т. Джефферсона, бывшего президента США в 1826 г., «империя свободы», которая с самого начала существенно отличалась от империи прошлого

Американцы всегда считали, что только их цивилизация имеет право на существование в мире. Но весь мир хорошо знает, что американцы все время использовали природные богатства и научный потенциал других стран в своих корыстных целях.

Сегодня Западный мир живет не по средствам, а для того, чтобы эта система продолжала существовать, он заимствует свои же деньги у тех, кто поставляет ему ресурсы. К примеру, США получают из России нефть, а России отдают доллары. Но эти доллары не идут на развитие России, они идут в золотовалютные резервы, которые, в свою очередь, хранятся в долларах. Получается, что у России нефти не стало, но появились некие компьютерные нолики на счетах, но эти нолики тут же вернулись к США, а мы получили долговые расписки. По сути дела, наша нефть «задарма» употреблена на благо США. Каждая страна мира сегодня что-то бесплатно отдает на процветание Запада. И так, по их мнению, должно быть всегда [8].

Вложения в американскую экономику сегодня не что иное, как дань, которую платит весь мир.

Не является секретом тот факт, что американская цивилизация держится на ограблении народов так называемого третьего мира. США, например, имея 5 процентов населения мира, потребляют 40 процентов энергоресурсов планеты. Сегодня все понимают, что создать всюду западный «цивилизованный» образ жизни невозможно из-за ограниченных ресурсов, отсюда понятно, что борьба американцев за обладание ими в последние годы как никогда усилилась.

«Новая глобализация» превратилась, таким образом, в инструмент углубления мирового неравенства. Поэтому вывод французских экономистов о том, что «Америка на деле превратилась в паразитирующее государство», уже не вызывает сомнение.

Среднестатистический гражданин США потребляет в 20 раз больше естественных ресурсов, чем среднестатистический гражданин Индии, так кто дополнительные 10 млн. человек в США оказывают такое же давление на планету, как дополнительные 200 млн индийцев. Согласно очередной переписи населении, число жителей США достигло 281.4 миллиона, увеличившись за 10 лет, прошедших со времени предыдущей переписи, почти на 33 миллиона человек. Это равнозначно прибавке 660 млн индийцев! Каждый ребенок, родившийся в Северной Америке, потребляет столько же, сколько трое, родившихся в Японии, 147 в Бангладеш, 422 в Эфиопии. Развитая страна с населением примерно 30 млн. человек потребляет всего больше, чем 650 млн. человек на африканском континенте. А разве не парадоксально, что американцы тратят па похудание больше, чем миллиард индийцев по всем статьям своего годового бюджета.

А Россия считает, в условиях глобализации общества единственно правильным подходом является признание равноправия и самоценности различных цивилизаций. Только такой подход позволит избежать глобальных столкновений и обеспечить их мирное развитие и взаимное обогащение. Нужно создавать единое государство, и это уже делается на платформе Таможенного союза.

Чтобы этого не произошло, США посредством войн старается превратиться из мирового должника в государство, которому, наоборот, все должны и обязаны. А ради этой великой цели приходится самим бомбить, убивать и грабить. Терять драгоценные жизни своих граждан Америке не хочется. Потому и ничего другого не остается, как дестабилизировать весь мир, что мы и наблюдаем на Ближнем Востоке, Афганистане, юго-востоке Азии.

Надо сказать, что до американской цивилизации в мире была евроатлантическая цивилизация, которая состояла из трех основных субъектов. Самый старый - Западная Европа (Евросоюз), более молодой - Восток Европы, собственно Россия - одна или с союзниками и самый молодой и самый агрессивный, доминирующий сегодня над ЕС, - США.

Европейская цивилизация развивалась и лидировала до возникновения США. Когда возник СССР, началось соревнование двух политических систем, что еще сильнее ускорило прогресс евроат-лантической цивилизации. Все остальные далеко отстали от нее.

С исчезновением СССР, резким ослаблением России и чрезвычайным усилением на этом фоне Евросоюза и США импульс внутреннего развития цивилизации резко ослаб, что позволило приблизиться к ней, например, Китаю. По многим причинам наступил кризис христианской цивилизации.

Сегодняшняя американская глобализация -это борьба за сырьевые ресурсы и рынки сбыта, которая идет не на жизнь, а насмерть - как и во все прежние времена, что мы наблюдаем во всех проявлениях. Нам необходимо помнить, что несмотря на кризисы Соединенные Штаты Америки сохраняют огромный ресурс, производя 30 процентов валового мирового продукта и тратя, к примеру, на новые технологии больше, чем все остальные страны «восьмерки».

Американцы говорят, что после развала Советского Союза в мире осталась только одна империя, повсюду сеющая только добро. В свое время президент США Билл Клинтон заявил: «С божьей помощью мы сделаем XXI век новым Американским веком... Мы живем во времена, когда только Америка может провести различие между войной и миром, свободой и угнетением, надеждой и страхом». Вдумайся, уважаемый читатель, в призывы уходящего американского президента Буша: «Кто не с нами, тот с террористами!!!» Теперь претенденты на роль хозяев мира говорят: «Страну, кото-

рая, на наш взгляд, укрывает террористов, мы имеем право бомбить, а потом оккупировать».

Вот уже более 20 лет нет Советского Союза, но Запад под руководством США открыто и целенаправленно ведет работы против России. Отрезая прошлое от настоящего, они, как в середине 1990-х годов, сегодня пытаются создать хаос в сознании наших людей, прежде всего у молодого поколения с помощью средств массовой коммуникации, увеличивая разрыв между старшим поколением и нынешней молодежью. Американцы хотят доказать, что не Советский Союз является архитектором победы, а является таким же злодеем, как и фашисты, хотят с помощью агентов влияния захватить СМИ, разрушить коллективистский образ россиян.

Можно ли воспитывать патриотизм у нашего народа и в то же время выбрасывать из истории России великую эпоху - Советскую державу, вычеркивать ее выдающиеся достижения в образовании, науке, литературе и экономике? Да, американцы давно работают в этом направлении, хотят у россиян изъять чувство патриотизма и интернационального духа.

Какая же власть в России угодна сегодня Западу? Прежде всего та, которая во внешней политике не препятствовала бы имперским устремлениям мировой финансовой элиты установить контроль над Россией, бывшими союзными республиками, поставляющими сырье и дешевую рабсилу для процветания «цивилизованных» стран. Во-вторых, та, которая во внутренней политике способствовала бы развалу государственности, распаду экономики и превращению в сырьевой придаток развитых капиталистических стран, о чем недвусмысленно было заявлено в докладе МВФ еще в начале 1992 года в ответ на меморандум правительства Гайдара [10]. В-третьих, та, которая была бы готова к сдаче хотя бы части территории России - начиная с Курил для Японии и заканчивая Сибирью для США. В-четвертых, та, которая сумела бы подавить патриотическое движение в своей стране и была бы готова допустить для этой цели войска ООН на свою территорию для установления победы «мировой демократии» (нового «мирового порядка»!). Наконец, та, которая была бы «всеядной» и не препятствовала действиям на земле православной различных сект и конфессий, обеспечивающих разложение сознания людей и их дальнейшее неверие, уводящих от понимания единства на основе соборности, общинности, присущих русскому народу.

Американцы считают, что только их цивилизация имеет право на существование в мире.

Мир хорошо знает, что американцы все время использовали природные богатства и научный потенциал других стран в своих корыстных целях.

Американцы давно живут имперскими намерениями захватить Сибирь. Когда-то американский политолог Збигнев Бжезинский назвал Россию

«лишней страной». В свое время бывший американский президент Буш в связи с кавказской трагедией повторил эти же слова, что «Россия - лишняя страна». Действительно. Россия явно оказалась «лишней» для планов Наполеона и Гитлера, сорвав их осуществление. Кое-кто мечтает исключить Россию из европейской и мировой политики, сделать ее «лишней» на празднике жизни [11]. Чтобы этого не произошло, необходимо избавиться от ее определений как «убогой и бессильной». От нас, всех россиян, независимо oт национальной, профессиональной, политической принадлежности, зависит, чтобы драма мировой истории не игралась без нас.

Сегодня мы хорошо понимаем, что территория страны, четкое определение ее границ, народ, ее населяющий (его нравственное, психическое, физическое здоровье), - важнейшие составляющие безопасности страны. Нам нынче особенно ясно, почему в свое время великий Ломоносов так высоко оценивал значение Сибири, как части России, почему доказывал возможность и необходимость создания Северного морского пути.

Американцы усиленно воинственно своими санкциями предлагают свою цивилизацию. Но этот процесс, по их мнению, должен основываться на американских идеалах свободы и веры в оптимальный характер рыночного реагирования.

Президент РФ В. В. Путин в своем послании Федеральному Собранию в декабре 2014 года заявил, что разговаривать с Россией с позиции силы бессмысленно. Добиться военного превосходства над Россией ни у кого не получится.

Наша армия - современная, боеспособная. Как сейчас говорят, вежливая, но грозная. Для защиты нашей свободы у нас хватит и сил, и воли, и мужества, - уверен Путин. При этом президент России четко расставил акценты: мы сами никогда не пойдем по пути самоизоляции, ксенофобии, поиска врагов («это все проявления слабости, а мы сильны и уверены в себе»), ни при каких обстоятельствах мы не собирается сворачивать отношения с Европой и Америкой. При этом Россия, как тихоокеанская держава, будет всесторонне использовать потенциал Азиатско-Тихоокеанского региона.

Страну ждет сложное, напряженное время, и «многое зависит от каждого из нас на своем рабочем месте». Путин считает, что «так называемые санкции и внешние ограничения - это стимул для более эффективного, ускоренного достижения поставленных целей». Много задач предстоит решить - создать новые технологии и конкурентную продукцию; сформировать дополнительный запас прочности в промышленности и в финансовой системе, но главное - дать гражданам возможность раскрыть себя. «Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах - это лучший ответ как на

внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы», - уверен Путин [8].

Президент РФ особо подчеркнул, что все мы хотим одного - благо для России. «Кто любит Россию, тот должен желать для нее свободы; прежде всего свободы для самой России, ее международной независимости и самостоятельности; свободы для России - как единства русской и всех других национальных культур; и наконец - свободы для русских людей, свободы для всех нас: свободы веры, искания правды, творчества, труда и собственности», - процитировал президент философа Ивана Ильина.

Раньше демократия была волей большинства, которое избирало власть, действовавшую в интересах большинства. Если же власть их нарушала, то на следующих выборах большинство формировало новое правительство. Теперь демократию трактуют как волю суммы меньшинств. Внешне это, может, и красиво, но, по сути, меняет всю жизнь общества очень сильно. В последние пять лет активные меньшинства перешли к навязыванию своей воли большинству.

Но все мы ощущаем уже тектонические сдвиги в мире. Идет процесс самопоедания того финансового устройства мира, который когда-то придумали банкиры, создавшие банк Англии, а потом Федеральную резервную систему США.

Пятьдесят лет назад самый известный экономист в мире профессор Гарвардского университета Джон Гэлбрейт выпустил в свет книгу «Общество изобилия». Эта книга стала библией либерального капитализма. В ней американский профессор рисовал радужные картины развития «великого общества», основанного на всеобщем благосостоянии. «Если бы сегодня я мог переписать свой труд, это была бы во многом другая книга, признается сейчас Гэлбрейт. - Я изменил бы ее название на «Общество неравноправия». Это касается как соотношения между промышленными и развивающимися странами, так и самих западных наций. Такое, положение угнетает совесть... Прежде я тешил себя мыслью, что стоит претворить в жизнь формулу либерального капитализма, как все пойдут до пути благосостояния... К сожалению, я ошибался» [12]. Разумеется, героизм должен быть осужден, с ним надо бороться. Но нужно видеть его социальные корни. Надо понять и признать, что терроризм - это месть богатым. Глобализационные процессы сегодня выглядят, как попытка организовать человечество в планетарном масштабе на основе западной технологической цивилизации. И идут они по сценарию «золотого миллиарда», означающему, что комфортной по западному образцу жизнью будут жить не более миллиарда людей, ресурсов на остальных не хватит. Поскольку в 2020 году на Земле будет проживать 10 млрд людей, 10% из них будут жить хорошо, а 90% бедствовать, обеспечивая всех ресурсами. Справедливой такую форму

жизнеустройства невозможно назвать. Она вызывает нарастающие протесты, в том числе и экстремистские, со стороны тех, кто остался вне «круга миллиардеров». А Запад напоминает того, у кого, по выражению легендарною друга Владимира Ар-сеньева Дерсу Узала, «глаза есть, а видеть нету». Что это за «видение», в результате которого год от года богатые богатеют, а бедные беднеют еще больше? А бомбами и ракетами бедность не уничтожить. Нужны иные формы человеческих отношений в планетарном масштабе.

План американского аналитика предполагал покупку Дальнего Востока и большей части Восточной Сибири (эта территория равна нынешним США). Здесь величайшие в мире запасы древесины, уникальное разнообразие животного мира; здесь расположен морской порт Владивосток, стратегическое значение которого трудно переоценить. Климат Южной Сибири представляет колоссальные сельскохозяйственные возможности. США будут управлять Американской Сибирью по принципу, который использовался при освоении Дикого Запада в XIX веке. Новоприобретенные земли будут разделены, возможно, на семь штатов. Все постоянные жители станут полноправными гражданами США с правом проживания в любом месте Америки. Вся покупка обойдется в три триллиона долларов с выплатой в течение 20 лет... [13].

Если мы хотим сохранить Сибирь, Россию, нам необходимо помнить рекомендацию Ломоносова. 1 ноября 1761 года он подал деловую записку «О сохранении и размножении российского народа», представляющую целостную демографическую программу. Он писал в ней, что самым главным делом в «долговременной» государственной политике является «сохранение и размножение российского народа, в чем состоят величество, могущество и богатство всего государства, а не в обширности, тщетной без обитателей [14]» Кстати, эту ломоносовскую идею о непосредственной связи между народонаселением и стабильностью государства развил 130 лет спустя другой великий русский ученый Дмитрий Менделеев. По его подсчетам, для того, чтобы России сохранить и освоить имеющиеся территории, ее население должно составить не менее 500 миллионов человек. Сегодня население России - 145 миллионов.

Что нужно, чтобы Россия не исчезла с карты мира? Приоритетной идеей, которая обязана пропитывать все стороны деятельности российскою государства и общества, должно быть, но выражению Ломоносова, «сбережение народа российского».

В этот период в России появился «фонд Сороса» с полной готовностью оказать помощь России по реформе высшего образования с заменой вчерашних профессоров на риторов с «новым мышлением». И они под видом спонсорской помощи начали вышибать из студентов России остатки пат-

риотизма, который как нож в горле у мировой американской демократии [15].

Известный политолог Сергей Кара-Мурза в своей статье «Политика на крови» пишет, что сегодня Запад, втягиваясь в большой и, видимо, очень тяжелый кризис, должен, прежде всего, сплотить общество, напугав его образом страшного, жесткого и непонятного врага в лице России. Большевиков с ножом в зубах уже нет, в инопланетян еще не все американцы верят - так изобретем «иную цивилизацию» [16].

Определенные круги в Вашингтоне, вынашивающие планы дальнейшего ослабления России вплоть до ее полного краха, устраивает и вариант превращения ее в слабую конфедерацию с последующим раскладом на три независимых государства (Европейская Россия без Северного Кавказа, Сибирь и Дальний Восток).

За сегодняшними призывами Запада и прежде всего США присоединиться к «цивилизованному западному миру», поступать как «во всем цивилизованном мире» фактически кроются призывы к унификации всего мира. Унификацию стран и народов самозабвенно отстаивал герой одной из гоголевских повестей: «Оставшись один, я решил заняться делами государственными. Я открыл, что Китай и Испания совершенно одна и та же земля, и только по невежеству считают их за разные государства. Я советую всем нарочно написать на бумаге Испания, то и выйдет Китай» [5]. Современные унификаторы под «цивилизованным миром» понимают западную (а иногда только американскую) цивилизацию. Последователь гоголевского Попри-щина американский политолог Ф. Фукуяма в своей нашумевшей статье «Конец империи» сформулировал идею о «последнем рубеже идеологической эволюции человечества, универсализации западной формы управления человеческим обществом» [10].

А вот Самуэль Хантингтон, профессор Гарвардского университета, утверждает: «Запад напрасно уповает на то, что рано или поздно его демократические стандарты завоюют мир. Этого никогда не произойдет. В XXI веке идет деградация западных ценностей и резкое возвышение азиатских цивилизаций. Столкновение между ними неминуемо. Вопрос в том, выживет ли в результате схватки двух противоположных миров человечество, остается открытым».

О современной американской коварной политике по отношению к России очень четко высказался министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в своей статье «Ключ дипломата», где на основе убедительных фактов раскрывается «двойной стандарт» американцев. Вот что пишет министр Лавров: «В американском руководстве и руководстве ряда других стран, прежде всего тех, кто в качестве внешней политики избрал полную лояльность установкам Вашингтона, превалирует геополитиче-

ская идеология. Ее смысл заключается только в одном - делать все, чтобы сдерживать Россию».

Президент РФ В. Путин сказал, что американская политика двойного стандарта совершенно не устраивает нашу страну. По вине США Договор о противоракетной обороне разрушен, вовсю создается дестабилизирующая система противоракетной обороны не только в Европе, но и на Юге и Востоке у границ России, да и на Северо-Западе планируется нечто подобное [17]. В условиях, когда американцы финансируют программы, нацеленные на вывод в космос оружия, которое призвано поражать на Земле цели именно стратегического характера, включая цели противовоздушной обороны.

На различных уровнях руководство страны откровенно объясняет свою позицию нашим американским партнерам. Все это до деталей объяснялось Владимиром Путиным американским партнерам: было обещано, что американская сторона, осознавая всю ответственность нынешней ситуации, сформулирует некие предложения, которые будут отражать совпадающие подходы России и США к продолжению поддержания стратегической стабильности после истечения срока действия Договора СНВ-1.

Несколько лет назад Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в своих опросах попытался выяснить, каким наши сограждане считают Международное положение России, считают ли возможной новую холодную войну, как оценивают внешнеполитический курс нового президента и что думают о политике Соединенных Штатов. Больше половины россиян (58%) считают, что Россия сегодня имеет большое влияние в мире. Судя по данным свежих, сентябрьских опросов ВЦИОМа, внешнеполитический курс Владимира Путина люди считают вполне сбалансированным в отношении и Запада, и Востока. Только каждый десятый (9%) решил, что глава государства придерживается в отношениях с Западом чересчур жесткой линии.

В последнее годы благодаря решительным действиям В. В. Путина Россия сохраняет конституционный строй, восстанавливает территориальную целостность страны, укрепляет социально-политическую систему и набирает необходимые темпы роста российской экономики, сделав акцент на диверсификации экономики. Сегодня российское правительство работает на стабильность российской экономики, увеличивает запас прочности в случае серьезного падения цен на мировых рынках нефтепродуктов, нефти, газа, энергокомплекса в целом. Растет и стоимость крупнейших российских компаний. По капитализации фондового рынка сегодня Россия вошла в десятку крупнейших экономик мира, и это только начало. Устойчивость российской государственности сегодня позволяет смотреть вперед оптимистично. Что касается людей, которые активно участвовали в развале СССР

и нанесли ущерб экономике по непосредственной рекомендации американских спецслужб, то хорошо известно, кто они такие, - это люди, которые скрываются от российского судопроизводства за преступления, совершенные на территории Российской Федерации, и прежде всего в области экономики. Это так называемые беглые олигархи, которые прячутся в странах Западной Европы либо на Ближнем Востоке, Азии.

В последние годы в стране была проведена серьезная работа по борьбе против коррупции. Большое количество громких уголовных дел о коррупции - это признак оздоровления общества. Если бы люди чувствовали, что коррупция есть, а дел не заводят, это было бы плохо. Происходит очищение среды, которая порождает или защищает коррупцию.

В своих выступлениях Президент России В. Путин серьезное внимание уделяет и проблемам патриотического воспитания, духовности, истории, культуры, образования и спорта. Он считает, что именно национальная культура является тем важнейшим историческим ядром нации, которое и определяет ее жизнеспособность в современном быстро изменяющемся мире, создает духовную общность народа и дает людям уверенность в своем будущем, неслучайно 2014 год Указом Президента объявлен годом культуры. Президент особо подчеркивает, что нельзя дальше мириться с расщеплением сознания российского общества, его информационной колонизацией со стороны стран Запада, планомерным уничтожением российской экономики, культуры и подменой традиционных духовных ценностей народа. Духовное единство нации, патриотизм и гордость за свое Отечество, славную историю, гражданская ответственность за ее будущее - вот те главные качества, на формирование которых должна быть нацелена государственная политика в сфере экономики, образования, культуры и средств массовой информации России, деятельность лучших представителей литературы и искусства.

Очень отрадно, что сегодня в целом в стране особое внимание сосредотачивается на воспитании духовной культуры молодого поколения граждан России, которое сегодня находится в эпицентре деструктивного информационного воздействия и не имеет четких нравственных ориентиров. Ведется серьезная работа по прекращению пропаганды потребительского образа жизни, насилия и жестокости, культа силы, сексуальной распущенности, которая сегодня обрушивается на наше общество с экранов телевидения. И для достижения этой цели государство взяло большую часть средств массовой информации под свой контроль.

Есть ли у России реальные возможности выхода из экономического и духовною кризиса, в котором она находится сегодня? Если есть, каковы они?

В настоящее время в России налицо комплекс всех объективно необходимых условий для преодоления кризиса и осуществления цивилизацион-ных преобразований в области экономики и политики, науки, культуры, образования. Страна, во-первых, имеет огромные запасы топливно-энергетических и минеральных ресурсов, плодородные земли в ряде регионов и другие природные богатства. По подсчетам специалистов, ресурсный потенциал России в расчете на душу населения в 22.5 раза превосходит ресурсный потенциал США, в 6 раз Германии, в 18-20 раз - Японии.

Во-вторых, Россия все еще обладает весьма значительным потенциалом высококвалифицированных специалистов и ученых, способных решать сложнейшие задачи в области науки, техники и производства.

В свое время великий В. О. Ключевский справедливо заметил: «История учит даже тех, кто у нее не учится; она их проучивает за невежество и пренебрежение [17]. России пора перестать быть страной невыученных уроков. Сегодня можно уверенно сказать, что любые программы обновления нашей страны будут успешными лишь тогда, когда они, наряду с общемировыми тенденциями, учитывают ее самобытность, менталитет населения и соответствующую систему ценностей. России не надо возвращаться в мировую цивилизацию - она всегда входила и входит в нее как уникальный тип циви-лизационного устройства.

Мы убеждены: единственно возможный цивилизованный подход -признание существования в мире различных и равноправных цивилизаций, среди которых западная - американская - лишь одна из них. Будущее мира не в однообразии, а в единстве многообразия.

К сожалению, сегодня европейская цивилизация сдает свои ценности, однако ни одна другая цивилизация не руководствуется принципами терпимости к чужим ценностям, наоборот - идет экспансия с целью умножения числа своих приверженцев и желания заполнить те пространства, что Европа отдает.

Многие ученые называют российскую цивилизацию консервативной, но она способна стать спасительницей всей европейской цивилизации.

Мир развивается разнообразием, если же социум становится однообразным, он умирает. Преимущества демократии обнаруживаются на фоне

авторитаризма, если же его не будет, то исчезнут и плюсы демократии.

Межцивилизационные отношения необходимо строить не по принципу деления на высших и низших, а по принципу симфоничности, где каждый народ играет свою неповторимую и только ему присущую роль. Только признав равноправие, самоценность всех цивилизаций, мир в XXI веке может избежать их глобального столкновения, обеспечить их мирное развитие и взаимообогащение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 2001. С. 45-48.

2. Тойнби А. Дж. Византийское наследие России // Свободная мысль. 1992. №10. С. 63.

3. Денисов И. Население США растет рекордными темпами // Известия. 2001. 5 апреля.

4. Аринин А. Н., Михеев В. М. Самобытные идеи Н. Данилевского. М.: Интел-Тех. 1996. 478 с.

5. Валитов О. К., Умеркаев Ф. Г. «Золотое правило» или первая заповедь человека. Уфа.: РИЦ БашГУ, 2006. С. 150-162.

6. Рерих Н. К. Держава света. М.: Сфера, 1999. 457 с.

7. Верин Ж. Блеф. Американские нравы. Собр. соч. в 12 т. М., 1957. Т. 12.

8. Токвилл А. де. Демократия в Америке. М.: Прогресс, 1992. 554 с.

9. Болховитинов Н. Н. Образ Америки в России в кн. «Американская цивилизация как исторический феномен». М.: Наука. 2001. 255 с.

10. Гайдар Е. Беседа с избирателями. М.: Евразия, 1995. 63 с.

11. Примаков Е. Мир без России? К чему ведет политическая близорукость. М.: Российская газета, 2009.

12. Болховитинов Н. Н. Россия и США: становление отношений. 1765-1815 гг. М.: Наука, 1980. 755 с.

13. Валитов О. К., Умеркаев Ф. Г. «Золотое правило» или первая заповедь человека. Уфа: РИЦ БашГУ, 2006. С. 150-162.

14. Кара-Мурза С. Политика на крови // Правда. 2001. 4 октября.

15. Валитов О. К., Умеркаев Ф. Г. О некоторых истоках российской цивилизации. Уфа: РИЦ БашГУ, 2003. С. 16.

16. Фукуяма Ф. Конец империи // Вопросы философии. 1990. №3. С. 134-148 с.

17. Гоголь Н. В. Собрание сочинений в 8 томах. М.: Правда. Т. 8. 181 с.

18. Послание президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию // Российская газета. 2014. 5 декабря.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Ключевский В. О. Сочинения в 9 т. 1959-1964. М.: Наука.

20. Рокфеллер Дж. Искусство разбогатеть. Мемуары американского миллиардера. М.: Алфавит, 1992. 95 с.

21. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М: Прогресс, 1991. 736 с.

22. Ильин В. В. Символическое конструирование реальности: сценография мира // Российский гуманитарный журнал. 2013. Т. 2. №6. С. 531-551. ЕО: 10.15643/libartrus-2013.6.3

Поступила в редакцию 10.12.2014 г.

ISSN 1998-4812

BeciHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2014. T. 19. №4

1579

MUTUAL RESPECT OF CIVILIZATIONS AS THE KEY TO PEACEFUL DEVELOPMENT

© O. & Valitov

Neftekamsk branch of Bashkir State University 1 Traktovaya St., 452681 Neftekamsk, Republic of Bashkortostan, Russia.

Phone: (34783) 2 35 80.

Email: reception@nfbgu.ru

Contemporary globalization processes appear, according to the author, to be an attempt to organize humanity on a global scale on the basis of Western technological civilization. West benefits from the power that in its foreign policy would let the world financial elite to establish control over Russia that in domestic policy would contribute to the collapse of the state, the collapse of the economy and the transformation of Russia into a raw material appendage of the developed capitalist countries. At present, the country has all the conditions to overcome the crisis and implementation of civilizational transformation in the field of economics and politics, science, culture and education. Russia has significant potential of highly qualified specialists and scientists to meet the challenges in the field of science, technology and production. The author of the article is sure that the program of nation renewal can be successful only if apart from common trends it takes into consideration the identity, mentality and system of values of the population. The most important condition of peaceful development is the recognition of the existence in the world of different and equal civilizations. Only this will allow to avoid global conflicts and to ensure peaceful development and mutual enrichment.

Keywords: mutual respect, renewal, identity, mentality, values, equal, the clash, development, enrichment.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Shpengler O. Zakat Evropy [The Decline of the West]. Moscow: Mysl', 2001. Pp. 45-48.

2. Toinbi A. Dzh. Vizantiiskoe nasledie Rossii. Svobodnaya mysl'. 1992. No. 10. Pp. 63.

3. Denisov I. Izvestiya. 2001. 5 aprelya.

4. Arinin A. N., Mikheev V. M. Samobytnye idei N. Danilevskogo [Original Ideas of N. Danilevsky]. Moscow: Intel-Tekh. 1996.

5. Valitov O. K., Umerkaev F. G. «Zolotoe pravilo» ili pervaya zapoved' cheloveka ["The Golden Rule" or the First Commandment of a Man]. Ufa.: RITs BashGU, 2006. Pp. 150-162.

6. Rerikh N. K. Derzhava sveta [Realm of Light]. Moscow: Sfera, 1999.

7. Verin Zh. Blef. Amerikanskie nravy [American Mores]. Sobr. soch. v 12 t. M., 1957. Vol. 12.

8. Tokvill A. de. Demokratiya v Amerike [Democracy in America]. Moscow: Progress, 1992.

9. Bolkhovitinov N. N. Obraz Ameriki v Rossii v kn. «Amerikanskaya tsivilizatsiya kak istoricheskii fenomen» [Images of America and Russia in the Book "American Civilization as a Historical Phenomenon"]. Moscow: Nauka. 2001.

10. Gaidar E. Beseda s izbiratelyami [Conversation with Voters]. Moscow: Evraziya, 1995.

11. Primakov E. Mir bez Rossii? K chemu vedet politicheskaya blizorukost' [A World without Russia? Where Does Political Myopia Lead]. Moscow: Rossiiskaya gazeta, 2009.

12. Bolkhovitinov N. N. Rossiya i SShA: stanovlenie otnoshenii. 1765-1815 gg. [Russia and the United States: Establishment of Relations. 1765-1815]. Moscow: Nauka, 1980.

13. Valitov O. K., Umerkaev F. G. «Zolotoe pravilo» ili pervaya zapoved' cheloveka ["The Golden Rule" or the First Commandment of a Man]. Ufa: RITs BashGU, 2006. Pp. 150-162.

14. Kara-Murza S. Pravda. 2001. 4 oktyabrya.

15. Valitov O. K., Umerkaev F. G. O nekotorykh istokakh rossiiskoi tsivilizatsii [On Some Origins of the Russian Civilization]. Ufa: RITs BashGU, 2003. Pp. 16.

16. Fukuyama F. Konets imperii. Voprosy filosofii. 1990. No. 3. Pp. 13417. Gogol' N. V. Sobranie sochinenii v 8 tomakh [Collected Works in 8 Volumes]. Moscow: Pravda. Vol. 8.

18. Poslanie prezidenta RF Vladimira Putina Federal'nomu Sobraniyu. Rossiiskaya gazeta. 2014. 5 dekabrya.

19. Klyuchevskii V. O. Sochineniya v 9 t. [Works in 9 Volumes]. 1959-1964. Moscow: Nauka.

20. Rokfeller Dzh. Iskusstvo razbogatet'. Memuary amerikanskogo milliardera [The Art of Getting Rich. Memoirs of the American Billionaire]. Moscow: Alfavit, 1992.

21. Toinbi A. Dzh. Postizhenie istorii [A Study of History]. Moscow: Progress, 1991.

22. Ilin V. V. Symbolic Construction of Reality: Scenography of the World // Liberal Arts in Russia. 2013. Vol. 2. No. 6. Pp. 531-551. DOI: 10.15643/libartrus-2013.6.3

Received 10.12.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.