Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЕЙ ПРОЯВЛЕНИЙ, ТЕМПОВ ПРИРОСТА ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ'

ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЕЙ ПРОЯВЛЕНИЙ, ТЕМПОВ ПРИРОСТА ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
49
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ОБЩИЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ВЗАИМОСВЯЗИ / СОПРЯЖЕННОЕ РАЗВИТИЕ / ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ревенко Е.М., Зелова Т.Ф.

Цель исследования - выявление взаимосвязей уровней проявлений, темпов прироста двигательных способностей и общего интеллекта подростков и юношей 12-21 года. Методика и организация исследования. Работа проводилась с 2007 по 2019 гг., в ней участвовали школьники (юноши) БОУ «Лицей № 149» г. Омска 12, 14 и 16 лет (87, 78 и 104 человека), а также студенты ФГБОУ ВО «СибАДИ» 18 и 21 года (159 и 53 человека). На первом этапе (в сентябре) исследовался исходный уровень изучаемых способностей. На втором этапе исследования (в мае) проводилось повторное тестирование, на основании результатов которого выявлялась динамика способностей. Результаты исследования и выводы. В исследовании установлено, что развитие двигательных способностей и общего интеллекта устойчиво взаимосвязано в процессе взросления. При этом если в 12 лет большинство связей уровней проявлений двигательных способностей и общего интеллекта положительные, то в 14 лет и более старших возрастных группах связи преимущественно отрицательные. Результаты исследования дают основания отметить подростковый возраст как критический с точки зрения сопряженного развития двигательных и интеллектуальных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ревенко Е.М., Зелова Т.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTOR SKILLS AND INTELLECTUAL QUALITIES TESTS OF 12-21 YEAR-OLD MALES

Objective of the study was to test and analyze motor skills / intellectual qualities correlations in the 12-21 year-old male groups. Methods and structure of the study. We sampled for the study in 2007 through 2019 the 12, 14 and 16 year-old males from Lyceum No. 149 in Omsk (n=87, 78 and 104, respectively), plus the 18 and 21 year-old students of Siberian State Automobile and Highway University (n=159 and 53, respectively). The pre- and post-experimental motor skills / intellectual qualities tests were run in September and May, respectively, to rate the age group progresses. Results and conclusion. The study found the motor skills / intellectual qualities progress being correlated and age-specific. The 12 year-olds were tested with mostly positive motor skills / intellectual qualities correlations, whilst the 14+ year-olds showed dominance of the negative correlations. The study findings give grounds to recommend special attention to synergized motor skills / intellectual qualities progress in the 14+ year-old male groups.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗИ УРОВНЕЙ ПРОЯВЛЕНИЙ, ТЕМПОВ ПРИРОСТА ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ПОДРОСТКОВ И ЮНОШЕЙ»

взаимосвязи уровней проявлении, темпов прироста двигательных и интеллектуальных способностей у подростков и юношей

УДК/UDC 796.011.1

Поступила в редакцию 04.05.2021 г.

Кандидат педагогических наук, доцент Е.М. Ревенко1 Т.Ф. Зелова1

1Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ), Омск

MOTOR SKILLS AND INTELLECTUAL QUALITIES TESTS OF 12-21 YEAR-OLD MALES

PhD, Associate Professor E.M. Revenko1 T.F. Zelova1

1Siberian State Automobile and Highway University (SibADI), Omsk

Информация для связи с автором: revenkoe76@mail.ru

Аннотация Abstract

Цель исследования - выявление взаимосвязей уровней проявлений, темпов прироста двигательных способностей и общего интеллекта подростков и юношей 12-21 года.

Методика и организация исследования. Работа проводилась с 2007 по 2019 гг., в ней участвовали школьники (юноши) БОУ «Лицей № 149» г. Омска 12, 14 и 16 лет (87, 78 и 104 человека), а также студенты ФГБОУ ВО «СибАДИ» 18 и 21 года (159 и 53 человека). На первом этапе (в сентябре) исследовался исходный уровень изучаемых способностей. На втором этапе исследования (в мае) проводилось повторное тестирование, на основании результатов которого выявлялась динамика способностей.

Результаты исследования и выводы. В исследовании установлено, что развитие двигательных способностей и общего интеллекта устойчиво взаимосвязано в процессе взросления. При этом если в 12 лет большинство связей уровней проявлений двигательных способностей и общего интеллекта положительные, то в 14 лет и более старших возрастных группах связи преимущественно отрицательные. Результаты исследования дают основания отметить подростковый возраст как критический с точки зрения сопряженного развития двигательных и интеллектуальных способностей.

Ключевые слова: физическое воспитание, двигательные способности, общий интеллект, взаимосвязи, сопряженное развитие, возраст.

Objective of the study was to test and analyze motor skills / intellectual qualities correlations in the 12-21 year-old male groups.

Methods and structure of the study. We sampled for the study in 2007 through 2019 the 12, 14 and 16 year-old males from Lyceum No. 149 in Omsk (n=87, 78 and 104, respectively), plus the 18 and 21 year-old students of Siberian State Automobile and Highway University (n=159 and 53, respectively). The pre- and post-experimental motor skills / intellectual qualities tests were run in September and May, respectively, to rate the age group progresses. Results and conclusion. The study found the motor skills / intellectual qualities progress being correlated and age-specific. The 12 year-olds were tested with mostly positive motor skills / intellectual qualities correlations, whilst the 14+ year-olds showed dominance of the negative correlations. The study findings give grounds to recommend special attention to synergized motor skills / intellectual qualities progress in the 14+ year-old male groups.

Keywords: physical education, motor skills, general intellect, correlations, synergized progress, age.

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Введение. Накопленные научные данные свидетельствуют о важнейшей роли движений (двигательной активности) в развитии функций мозга и познавательных процессов. Вместе с тем, очевидно, что вопрос связей в развитии непосредственно двигательных и интеллектуальных способностей изучался явно недостаточно. Большинство работ посвящено влиянию двигательной активности на отдельные познавательные процессы (внимание, память и др.), на умственную работоспособность; внимание исследователей было направлено преимущественно на ранние возрастные периоды (младенчество, раннее детство, дошкольный и младший школьный возрасты).

В то же время фактически отсутствуют исследования непосредственно уровней проявлений и темпов прироста двигательных способностей в соотнесении с развитием интеллектуальных способностей и в целом общего интеллекта как комплексного проявления относительно устойчивой

структуры умственных способностей человека. Имеющиеся данные фрагментарны и отражают тот или иной узкий аспект рассматриваемого вопроса, что позволяет говорить об актуальной научной проблеме, решение которой является одним из важных условий более полного понимания роли и значения физической культуры для разностороннего и гармоничного развития человека в единстве соматопсихического (телесного) и социокультурного (духовного) компонентов. Для решения данной проблемы необходимы комплексные междисциплинарные исследования, в частности раскрывающие взаимосвязи развития двигательных и интеллектуальных способностей обучающихся в процессе взросления.

Цель исследования - выявление взаимосвязей уровней проявлений, темпов прироста двигательных способностей и общего интеллекта подростков и юношей 12-21 года.

Методика и организация исследования. Работа проводилась с 2007 по 2019 гг, в ней участвовали школьники

108

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

(юноши) БОУ «Лицей № 149» г Омска 12, 14 и 16 лет (87, 78 и 104 человека), а также студенты ФГБОУ ВО «СибАДИ» 18 и 21 года (159 и 53 человека). Совокупная численность выборки составила 481 человек. На первом этапе (в сентябре) исследовался исходный уровень изучаемых способностей. На втором этапе исследования (в мае) проводилось повторное тестирование, на основании результатов которого выявлялась динамика способностей.

Двигательные способности (ДС) обучающихся изучались посредством измерения: двигательной памяти (воспроизведение заданных параметров движений с использованием кинемато-метра Жуковского (ошибка), усл. ед.); быстроты (частота движений кистью за 10 с, количество раз); мышечной силы (кистевая динамометрия, кг); силовой выносливости (подтягивание на перекладине, количество раз); скоростно-силовой способности (прыжок в длину с места, см); скоростной способности (бег на 30 м (с) - 12, 14 лет; бег на 60 м - 16 лет; бег на 100 м -18 и 20 лет); общей выносливости (бег на 1000 м (мин) - 12, 14 и 16 лет; бег на 3000 м - 18 и 20 лет); координации (челночный бег 3 по 10 м, с). Оценка общего интеллекта (ОИ) в выборках 14 лет и старше осуществлялась посредством теста Р. Амт-хауэра в адаптации Л. А. Ясюковой [4]. В выборке обучающихся 12 лет общий интеллект изучался с использованием группового интеллектуального теста (ГИТ) [1].

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты корреляционного анализа исходных уровней проявления двигательных способностей и общего интеллекта представлены в табл. 1. Так, ошибка в воспроизведении заданных параметров движений отрицательно коррелирует с уровнем ОИ во всех возрастных группах, что свидетельствует о положительной связи двигательной памяти с интеллектуальным развитием в процессе взросления. Уровень проявления быстроты (частота движений кистью) на высоком уровне значимости положительно коррелирует с уровнем ОИ в 12, 14 и 16 лет.

Иная направленность связей выявлена относительно определенных силовых способностей. В частности, уровень проявления мышечной силы (кистевая динамометрия правой руки) на статистически значимом либо близком к таковому уровне отрицательно коррелирует с проявлением ОИ в выборках подростков 14 и юношей 16 и 18 лет. Силовая выносливость (подтягивание на перекладине) отрицательно коррелирует с уровнем Таблица 1. Корреляционные связи исходных уровней проявлений дв

ОИ во всех рассматриваемых выборках за исключением юношей 20 лет, где при сохранении направленности корреляция ниже уровня статистической значимости.

Уровень скоростно-силовой способности (прыжок в длину с места) в 12-летнем возрасте положительно связан с проявлением ОИ, а в выборках юношей 16 и 18 лет - отрицательно. Время бега на короткие дистанции (бег на 30, 60 и 100 м - в зависимости от возраста) у подростков 12 лет отрицательно коррелирует с уровнем ОИ, что фактически свидетельствует о положительной связи уровня скоростной способности с интеллектуальным развитием в данном возрасте. Затем в выборке подростков 14 лет наблюдается обратное: корреляционные связи между скоростной способностью и проявлением ОИ отрицательные. На уровне слабой тенденции аналогичная направленность связи прослеживается в 16 и 18 лет.

Результат челночного бега 3 по 10 м у подростков 12 лет отрицательно коррелирует с проявлением ОИ, что отражает положительную связь уровня координационной способности с интеллектуальным развитием в данном возрасте. В возрастной группе 14 лет знак корреляции меняется на противоположный, что свидетельствует об отрицательной связи координационной способности с ОИ.

Данные корреляционного анализа, представленные в табл. 1, показывают, что в 12 лет наблюдаются разнонаправленные связи: двигательная память, быстрота, скорост-но-силовая, скоростная и координационная способности положительно коррелируют с уровнем ОИ, а мышечная сила и силовая выносливость - отрицательно. В дальнейшем в 14, 16 и 18 лет в корреляционных плеядах увеличивается количество отрицательных связей между изучаемыми показателями. Положительные связи с уровнем ОИ сохраняют только проявления двигательной памяти и быстроты. В 20 лет отмеченные направленности связей меняются за счет того, что в данном возрасте уровни проявления и динамика развития ДС выше у лиц со средним уровнем ОИ [2].

Более полное представление о соотношении развития изучаемых способностей позволит получить анализ взаимосвязей темпов прироста ДС относительно динамики ОИ в процессе взросления. Исходя из данных, представленных в табл. 2, можно констатировать, что взаимосвязи темпов прироста ДС и ОИ отражают определенные совпадения в динамике их развития. ательных способностей и общего интеллекта (ОИ)

Тестовые испытания двигательных способностей Исходный уровень ОИ у подростков/юношей

12 лет, п=87 14 лет, п=78 16 лет, п=104 18 лет, п=159 20 лет, п=53

Двигательная память, (ошибка) усл. ед. - 296** - 397** - 289** - 200* - 312*

Частота движений кистью, количество раз 421** 494** 372** 096 120

Кистевая динамометрия, кг - 165 - 199 - 228* - 243** - 055

Подтягивание на перекладине, количество раз - 218* - 267* - 217* - 183* - 211

Прыжок в длину с места, см 306** 017 - 187 - 245** 135

Бег на 30, 60 или 100 м, с - 256* 312** 175 152 - 162

Бег на 1000 или 3000 м, мин 071 021 092 - 078 - 062

Челночный бег 3 по 10 м, с - 280* 306** 185 057 - 165

Примечание. В этой и следующей таблицах нули и запятые опущены. * - статистическая значимость связей на уровне p<0,05; ** - p<0,01. Таблица 2. Корреляционные связи темпов прироста двигательных способностей и динамики развития общего интеллекта (ОИ)

Темпы прироста двигательных способностей Динамика развития ОИ подростков/юношей

12-13 лет, п=87 14-15 лет, п=78 16-17 лет, п=104 18-19лет, п=118 20-21 год, п=53

Быстроты 031 281* 277** 396** 306*

Мышечной силы - 217* 536** 145 174 183

Силовой выносливости 074 402** 267** 111 069

Скоростно-силовой способности 219* 551** 349** 231* 407**

Скоростной способности 181 395** 281** 106 333*

Общей выносливости 062 244* 301** 026 152

Координационной способности 216* 337** 240* 221* 287*

№11 • 2021 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

109

Очевидно, что определенная дисгармоничность в темпах развития двигательных способностей и интеллекта в возрасте 12 - 13 лет в последующем обусловливает отрицательные связи между уровнями проявлений изучаемых признаков (см. табл. 1). Результаты другого нашего исследования [3] показали, что повышение двигательной активности детей в возрасте 12 - 13 лет в течение учебного года позволяет внести определенные изменения в динамику развития как двигательных, так и интеллектуальных способностей подростков, более того, дает возможность обеспечить их сопряженное развитие. Следовательно, физическое воспитание позволяет нивелировать кризисные возрастные проявления развития на межсистемном уровне, а собственно средства физической культуры имеют существенный потенциал относительно обеспечения сопряженного развития двигательных и интеллектуальных способностей в процессе взросления.

Заключение. Развитие двигательных способностей и общего интеллекта устойчиво взаимосвязано в процессе взросления. Подростковый возраст является критическим с точки зрения сопряженного развития двигательных и интеллектуальных способностей и имеет важное значение для обеспечения гармоничного развития двигательной и интеллектуальной сфер личности.

Литература

1. Акимова М.К. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков // М.К. Акимова, Е.М. Борисова, К.М. Гуревич и др. - Обнинск: Изд-во «Принтер», 1993. - 40 с.

2. Ревенко Е.М. Возрастные особенности темпов прироста двигательных способностей обучающихся, различающихся уровнем общего интеллекта / Е.М. Ревенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2. - С. 188-194.

3. Ревенко Е.М. Темпы прироста двигательных и интеллектуальных способностей подростков 12-13 лет, различающихся индивидуально-типологическими особенностями при различной физической нагрузке / Е.М. Ревенко, Т.Ф. Зелова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 11. - С. 431-438.

4. Ясюкова Л.А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра (1ST): методическое руководство / Л.А. Ясюкова. - СПб.: Гп «ИМАТОН», 2002. - 80 с.

References

1. Akimova M.K., Borisova E.M., Gurevich K.M. et al. Rukovodstvo k primeneniyu gruppovogo intellektualnogo testa (GIT) dlya mladshikh podrostkov [Group intelligence test (GIT) guide for younger adolescents]. Obninsk: Printer publ., 1993. 40 p.

2. Revenko E.M. Vozrastnye osobennosti tempov prirosta dvigatelnykh sposobnostey obuchayushchikhsya, razlichayushchikhsya urovnem obschego intellekta [Age features of growth rates of students' motor abilities based on general intelligence level]. Uchenye zapiski univer-siteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 2. pp. 188-194.

3. Revenko E.M., Zelova T.F. Tempy prirosta dvigatelnykh i intellektu-alnykh sposobnostey podrostkov 12-13 let, razlichayushchikhsya individualno-tipologicheskimi osobennostyami pri razlichnoy fiziches-koy nagruzke [Growth rates of motor and intellectual abilities of 12-13 year-old adolescents based on individual-typological characteristics with different physical activity]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2020. No.11. pp. 431-438.

4. Yasyukova L.A. Test struktury intellekta R. Amthauera (1ST): metodicheskoe rukovodstvo [R. Amthauer Intelligence Structure Test (1ST): Methodological Guide]. St. Petersburg: IMATON publ., 2002. 80 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

методика развития быстроты двигательной реакции юных футболистов

Кандидат педагогических наук, доцент Д.В. Таможников1 Н.А. Никулин1 С.А. Кормилин2

1Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград 2Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Волгоград

УДК/UDC

Ключевые слова: спортсмены, футбол, быстрота, двигательная реакция, методика, развитие.

Введение. В настоящее время актуализируется поиск оптимальных методик развития скорости реакции и совершенствования у юных футболистов.

Цель исследования - экспериментально доказать эффективность методики развития быстроты двигательной реакции юных футболистов.

Методика и организация исследования. В педагогическом исследовании приняли участие 50 футболистов 9-10 лет, которые были разделены на две группы: экспериментальную (28 человек) и контрольную (22 человека). Футболисты экспериментальной группы занимались в течение года по разработанной специальной программе тренировок с использованием упражнений, направленных на развитие быстроты двигательной реакции. Программа включала, наряду с общеразвивающими упражнениями, блок специальных упражнений: старты с места из различных исходных положений по сигналу, старты в движении, которые необходимо выполнять по зрительному сигналу с максимальной быстротой реагирования; упражнения в движении в парах, например, игрок движется вперед, выполняя различные движения, в это время партнер, как можно быстрее, реагирует и повторяет эти движения. Для оценки скоростных способностей мы фиксиро-

MOTOR REACTION SPEED EXCELLING METHODOLOGY FOR JUNIOR FOOTBALL PLAYERS

PhD, Associate Professor D.V. Tamozhnikov1 N.A. Nikulin1 S.A. Kormilin2

Volgograd State Academy of Physical Culture, Volgograd 2Plekhanov Russian University of Economics, Volgograd

Поступила в редакцию 01.10.2021 г.

вали показатели зрительно-моторных реакций спортсменов до начала тренировок, в процессе и на заключительном этапе исследования с помощью тест-системы Witty SEM/Change Direction. С помощью данной системы оценивалась скорость простых и сложных зрительно-моторных реакций.

Результаты исследования и их обсуждение. Футболисты экспериментальной группы показали значительный прирост показателей зрительно моторных реакций, в сравнении с футболистами контрольной группы. Скорость простой зрительно-моторной реакции увеличилась в исследуемой группе на 20 %, в контрольной группе - на 7 % соответственно. Скорость сложной зрительно-моторной реакции в исследуемой группе увеличилась на 34 %, в контрольной группе - на 16 %.

Выводы. Футболисты экспериментальной группы показали заметный прирост скорости двигательной реакции в сравнении с контрольной группой. Физические упражнения, направленные на тренировку двигательной реакции, являются весьма эффективным методом развития быстроты реакции юных спортсменов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Таможникова И.С. Зрительно-моторные реакции как индикатор функционального состояния центральной нервной системы студентов разных спортивных специализаций / И.С. Таможникова, Д.В. Таможников, Д.С. Анучин и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 7. - С. 109.

Информация для связи с автором: d2264@mail.ru

110

http://www.teoriya.ru

№!!• 2021 Ноябрь | November

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.