Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ СМЫСЛОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ'

ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ СМЫСЛОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
85
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЕ СМЫСЛЫ / МОТИВАЦИЯ / ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЙ СЕКТОР / СМЫСЛОВАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Потемкин Валерий Константинович, Вельмисова Дарья Владимировна

В статье изложены результаты теоретико-эмпирического исследования терминальных и инструментальных ценностно-мотивационных смыслов работников организаций финансово-кредитного сектора. Представленное исследование было проведено в период с 2016 по 2021 гг. и охватило 290 респондентов, являющихся сотрудниками коммерческих банков в Северо-Западном регионе РФ. Для изучения ценностно-мотивационных смыслов применялся метод опроса на основе авторской методики. В результате были выявлены корреляционные взаимосвязи между терминальными смыслами-целями и инструментальными смыслами в деятельности, отражающими представления работников о поведенческих моделях достижения профессионального успеха. Работа представляет интерес для ученых, занимающихся проблематикой ценностных и смысловых аспектов саморегуляции деятельности работников, а также для практикующих специалистов и руководителей служб персонала в контексте усовершенствования управленческих практик в организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERRELATIONS OF TERMINAL AND INSTRUMENTAL VALUE-MOTIVATIONAL MEANINGS IN THE ACTIVITIES OF EMPLOYEES

The article presents the results of a theoretical and empirical study of terminal and instrumental value-motivational meanings of employees in the financial and credit sector. The presented study was conducted in the period from 2016 to 2021 and covered 290 respondents who are employees of commercial banks in the North-West region of the Russian Federation. To study the value-motivational meanings, a survey method was used based on the author’s methodology. As a result, correlations were revealed between terminal meanings-goals and instrumental meanings in activities, reflecting the ideas of employees about behavioral models of achieving professional success. The work is of interest for scientists dealing with the value aspects of self-regulation of employees’ activities, as well as for practicing specialists and heads of personnel services in the context of improving management practices in organizations.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕРМИНАЛЬНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННЫХ СМЫСЛОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ»

Взаимосвязи терминальных и инструментальных ценностно-мотивационных смыслов в деятельности работников

Потемкин Валерий Константинович,

д.э.н., профессор, ЗДН РФ, заведующий кафедрой социологии и управления персоналом, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет» E-mail: socupr@list.ru

Вельмисова Дарья Владимировна,

к.с.н., старший преподаватель кафедры социологии и управления персоналом, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

E-mail: daria-babiy@yandex.ru

В статье изложены результаты теоретико-эмпирического исследования терминальных и инструментальных ценностно-мотивационных смыслов работников организаций финансово-кредитного сектора. Представленное исследование было проведено в период с 2016 по 2021 гг. и охватило 290 респондентов, являющихся сотрудниками коммерческих банков в Северо-Западном регионе РФ. Для изучения ценностно-мотивационных смыслов применялся метод опроса на основе авторской методики. В результате были выявлены корреляционные взаимосвязи между терминальными смыслами-целями и инструментальными смыслами в деятельности, отражающими представления работников о поведенческих моделях достижения профессионального успеха. Работа представляет интерес для ученых, занимающихся проблематикой ценностных и смысловых аспектов саморегуляции деятельности работников, а также для практикующих специалистов и руководителей служб персонала в контексте усовершенствования управленческих практик в организациях.

Ключевые слова: ценностно-мотивационные смыслы, мотивация, финансово-кредитный сектор, смысловая саморегуляция.

Введение

Ценностно-смысловые аспекты мотивации трудовой деятельности в настоящее время рассматриваются в качестве важнейшей побудительной силы в диспози-ционной структуре личности, направляющей поведение работников, лежащей в основе саморегуляции деятельности человека. В работах Д.А. Леонтьева [9], В.Ю. Котлякова [8], М.С. Яницкого и А.В. Серого [13; 14], Н.М. Кадякиной [7], Ю.А. Зубок, В.И. Чупрова, О.В. Сорокина [5] освещаются отдельные аспекты смысловой саморегуляции жизнедеятельности человека. В исследованиях процессов развития личности работника и достижения целей в профессиональной деятельности обращается внимание на то, что «развитие личности невозможно без самоуправляемого воздействия на собственную волю, представляющую собой не что иное как свойство человека и его способности воздействовать на свои черты характера, сознательно корректировать свое поведение и поступки, учитывать профессиональную и общественную среду, в которой человек позиционирует себя как единица общественных отношений» [11]. И далее, «согласованность внутренних смыслов, которые человек стремится реализовать в труде и целей его деятельности в организации, их успешная реализация, как результат, приводит к росту удовлетворенности трудом, общеобразовательного и профессионального уровня работников, оптимизации социально-психологического климата в коллективе, росту социального самочувствия» [11]. Не случайно, смысловые аспекты саморегуляции трудового поведения рассматриваются во взаимосвязи со степенью удовлетворенности трудовым процессом работников различных статусных, профессионально-квалификационных и возрастных групп [2]. В ряде научных

165

исследований решается задача анализа взаимосвязи уровня осмысленности жизни в целом со структурой мотивации работников и уровнем их удовлетворенности трудом [1]. Так, установлено, что для испытуемых, имеющих высокий уровень осмысленности жизни, наиболее значимыми являются мотивы стремления к достижениям и самосовершенствования. Ранее авторами были выявлены смысловые противоречия по различным группам работников, по признакам статусной и профессионально-квалификационной принадлежности [4]. С одной стороны, было зафиксировано несоответствие ценностно-мотивационных смыслов работников требованиям и тенденциям развития общественных отношений и отрасли, а, с другой стороны, внутренняя противоречивость смысловой направленности деятельности работников различных групп, их несогласованность. На практике это выражается в профессиональном дисбалансе, отставании профессиональной адаптации работников, несоответствии моделей поведения требованиям эффективности выполняемых задач, снижением показателей коллективной трудовой деятельности, конфликтиза-цией социально-трудовых взаимоотношений. Проблема профессионального дисбаланса особенно актуализируется в контексте модернизации общественных отношений, трансформации принятых социальных практик в цифровом пространстве. Промышленность, финансовый сектор, энергетика являются отраслями-флагманами в диджитализа-ции бизнес-процессов и, как следствие, изменении требований к знаниям и компетенциям (цифровым, аналитическим и др.) специалистов и руководителей. Основой для формирования компетенций как поведенческих моделей, позволяющих эффективно реализовывать полученные знания на практике, являются внутренние смысловые предпосылки, направляющие поведение человека.

Постановка проблемы

Как следствие, в современных условиях возрастает интерес к изучению ценностно-смысловых аспектов профес-

сиональной деятельности работников. Учеными отмечается, что от современного работника «требуется больше осмысленной и мотивированной трудовой деятельности» [15]. Преодоление вну-триличностных конфликтов в трудовой деятельности становится возможным через волевую регуляцию работниками собственного поведения, осознания конструктивных и неконструктивных моделей, осмысления различных характеристик профессионального поведения как успешных или неприемлемых. И нельзя не согласиться с тем, что «волеизъявление человека само по себе не реализуется, либо становится «мыльным пузырем» без роста общих и профессиональных компетенций, без проявления инициативы и предприимчивости, без самооценки, самоорганизации и саморазвития, без контроллинга поведения и его результатов, без соотношения своей деятельности с социальной, экономической и организационно-правовой ответственностью» [11].

Методы исследования

Анализ основан на результатах социологического исследования ценностно-мотивационных смыслов (на примере финансово-кредитной сферы, N 290), проведенного в форме опроса с использованием авторской методики диагностики. Сбор эмпирических данных осуществлялся по выборке, репрезентативной для финансово-кредитного сектора РФ. Опросник включал в себя 71 вопрос, основным диагностическим конструктом в методике являлись ценностно-мотивационные смыслы терминального и инструментального ряда.

Выборочная совокупность включала в себя различные социально-демографические, статусные и профессионально-квалификационные группы работников. Распределение респондентов по возрасту: 9,0% 18-22; 35,0% -23-30; 39,0% - 31-40; 13,0% - 41-50; 3,0% - 51-60; 1% - старше 61. По тендерному составу: 68,0% - респонденты женского пола; 32,0% - мужского пола. По образованию: высшее образование (84,0%), 8,0% - неполное выс-

166

шее образование; 7,0% два и более высших образования, 1,0% - кандидаты наук. В выборке были представлены три уникальные профессионально-квалификационные группы, отражающие специфику организационной структуры финансово-кредитных организаций: специалисты и руководители фронт-линии (46,0%); сотрудники бэк-о-фиса (37,0%); сотрудники нефинансовых сопровождающих подразделений (17,0%). Различие между указанными группами состоит в содержании и характере работы, показателях эффективности, требованиях к квалификации персонала, роли в реализации бизнес-процессов. По статусной принадлежности респонденты рассматривались в составе двух групп: рядовые работники (62,0%) и руководители (38,0%).

Ценностно-мотивационные смыслы были исследованы в рамках двух групп: терминальные и инструментальные. Терминальные смыслы отражают представления различных групп работников относительно значимости целей трудовой деятельности. Разработанный в методике перечень включал в себя 22 терминальных смысла, каждых из которых был реализован двумя эмпирическими индикаторами. Инструментальные смыслы отражают представления работников о качествах и поведенческих характеристиках успешного профессионального поведения. Для их диагностики перед респондентами ставилась задача оценить каждое качество/ свойство по степени значимости для работника предприятия в современных условиях (по шкале Лайкерта).

В процессе исследования данные консолидировались в группы по типологическим признакам: профессионально-квалификационным, статусным,

социально-демографическим. Ценностно-мотивационные смыслы диагностировались на основе ранжирования (по выборке и по классификационным признакам). Среднегрупповой ранг является результатом расчета среднего арифметического по группе. Наиболее значимые смыслы получали ранг 1, далее по убыванию значимости.

Одна из гипотез исследования состояла в предположении о наличии взаимосвязи между структурой терминальных и инструментальных ценностно-мотивационных смыслов. Для проверки данной гипотезы о связях между переменными был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования

В результате корреляционного анализа был выявлен ряд статистически значимых взаимосвязей между терминальными и инструментальными ценностно-мотивационными смыслами. Это позволило подтвердить гипотезу о том, что модели поведения, реализуемые индивидами в трудовой деятельности взаимосвязаны с теми смыслами-целями, к которым работники стремятся. Выявленные взаимосвязи позволяют расширить научное понимание процессов смысловой саморегуляции человека, взаимной детерминированности между целями деятельности и представлениями о характеристиках успешного профессионального поведения.

Наибольшее количество значимых взаимосвязей было обнаружено по следующим инструментальными смыслам (от 4 и более статистически значимых связей): воспитанность; жизнерадостность (позитивный взгляд на жизнь); образованность; ответственность (чувство долга, умение держать слово); чуткость; толерантность к ситуации неопределенности; смелость в отстаивании своего мнения и взглядов; самоконтроль (сдержанность, самодисциплина); эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе); инициативность (энергичность, готовность работать с энтузиазмом); (способность конструктивно действовать в ситуации постоянных перемен).

В процессе исследования было зафиксировано, что перечисленные инструментальные смыслы имеют взаимосвязи со многими терминальными смыслами-целями. Следовательно, данные качества и характеристики поведения воспринимаются большинством работников финансово-кредитного сек-

167

тора как способствующие достижению целей в профессиональной сфере и необходимые современным специалистам. Однако, для уточнения полученных данных и корректной смысловой интерпретации нами был проведен анализ каждой выявленной взаимосвязи. В Таблице 1 конкретизированы результаты корреляционного анализа и отражены связи, имеющие достаточно высокую статистическую значимость (о<0,01, я<0,001). В столбце № 1 приводится терминальный ценностно-мотивационный смысл, в столбце № 2 -инструментальные смыслы, связанные с ним, в столбце № 3 указана сила кор-

реляционной связи и уровень ее статистической значимости.

Корреляционная зависимость между инструментальными и терминальными смыслами свидетельствует о том, что в сознании работников фиксируется связь между перечисленными характеристиками поведения и направленностью поведения на достижение терминальных смыслов-целей. Другими словами, выявление взаимосвязей позволяет проанализировать, какие характеристики поведения воспринимаются как эффективные в достижении тех или иных целей деятельности.

Таблица 1. Корреляционные связи терминальных и инструментальных ценностно-мотивационных смыслов

Терминальные ценностно-мотивационные смыслы Инструментальные ценностно-мотивационные смыслы Коэффициент корреляции Спирмена, знач. двусторонняя

Активная деятельная жизнь жизнерадостность(позитивный взгляд на жизнь, чувство юмора) г = 0,34; p = 0,0004

исполнительность(дисциплинированность) г = 0,37 p = 0,0001

ответственность (чувство долга, умение держать слово) г = 0,41 p = 0,00002

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) г = 0,39 p = 0,00004

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) г = 0,33 p = 0,0006

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) г = 0,37; p = 0,0001

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) г = 0,36; p = 0,0002

инициативность (энергичность, готовность работать с энтузиазмом) г = 0,37; p = 0,0001

Интересная работа воспитанность (хорошие манеры) г = 0,40; p = 0,00002

жизнерадостность(позитивный взгляд на жизнь, чувство юмора) г = 0,35; p = 0,0004

образованность (широта знаний, высокая общая культура) г = 0,42; p = 0,00001

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) г = 0,35; p = 0,0003

смелость в отстаивании своего мнения, взглядов г = 0,34; p = 0,0005

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) г = 0,37; p = 0,0001

Продуктивная жизнь жизнерадостность(позитивный взгляд на жизнь, чувство юмора) г = 0,38; p = 0,00009

ответственность (чувство долга, умение держать слово) г = 0,37 p = 0,0001

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) г = 0,45 p = 0,00005

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) г = 0,42 p = 0,00001

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) г = 0,44; p = 0,0001

168

Окончание

Терминальные ценностно-мотивационные смыслы Инструментальные ценностно-мотивационные смыслы Коэффициент корреляции Спирмена, знач. двусторонняя

чуткость(заботливость) г = 0,39; p = 0,00007

инициативность (энергичность, готовность работать с энтузиазмом) г = 0,43; p = 0,00002

толерантность к ситуации неопределенности (способность конструктивно действовать в ситуации постоянных перемен) г = 0,34; p = 0,0006

Власть воспитанность (хорошие манеры) г = 0,35; p = 0,0003

высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) г = 0,34; p = 0,0005

жизнерадостность(позитивный взгляд на жизнь, чувство юмора) г = 0,42; p = 0,00001

Развитие воспитанность (хорошие манеры) г = 0,389; p = 0,00006

исполнительность(дисциплинированность) г = 0,41; p = 0,00002

непримиримость к недостаткам в себе и других г = 0,33; p = 0,0007

ответственность (чувство долга, умение держать слово) г = 0,40; p = 0,00004

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) г = 0,45; p = 0,00002

твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) г = 0,42; p = 0,00001

широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) г = 0,35; p = 0,0003

эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) г = 0,43 p = 0,0002

чуткость(заботливость) г = 0,36 p = 0,0002

инициативность (энергичность, готовность работать с энтузиазмом) г = 0,40 p = 0,00003

Познание образованность (широта знаний, высокая общая культура) г = 0,39 p = 0,00005

самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) г = 0,43 p = 0,0002

инициативность (энергичность, готовность работать с энтузиазмом) г = 0,40 p = 0,00004

толерантность к ситуации неопределенности г = 0,49; p = 0,0002

Так, смысл в достижении «власти» коррелирует с такими качествами работника как «высокие запросы» (р = 0,34; г = 0,0005), «позитивный взгляд на жизнь» (р = 0,42; г = 0,00001) и «воспитанность» (р = 0,35; г = 0,0003). Вместе с тем, не обнаружено значимых взаимосвязей между смыслом «власть» и такими качествами сотрудника как «образованность», «инициативность», «эффективность а делах» и рядом других, отражающих объективные задачи общественного развития. Содержательный анализ взаимосвязей смысла «власть» с инструментальными характеристиками отражает отсутствие

понимания работниками финансово-кредитной сферы образа современного руководителя, нацеленного, прежде всего, на непрерывное образование, эффективность в делах, проявление инициативы в деятельности.

Смысл «познание», который подразумевает стремление работника к расширению своего профессионального кругозора, углублению знаний, освоению смежных функциональных областей - коррелирует со стремлением реализовать в поведении такие качества как «образованность» (р = 0,39; г = 0,00005), «самоконтроль» (р = 0,43; г = 0,0002), «инициативность», «толе-

169

рантность к ситуации неопределенности». Особенно значима последняя корреляция (г = 0,49). Познание новых областей деятельности, внедрение инноваций, с одной стороны, зачастую подразумевает работу в ситуации перемен и неопределенности, готовность гибко адаптироваться, а с другой стороны, образованность как следствие процесса познания нового, широкий спектр профессиональных знаний - позволяют более эффективно трудиться в ситуации неопределенности, т.е. взаимосвязь имеет двусторонний характер. Однако, стоит отметить, что, несмотря на принадлежность финансово-кредитного сектора к отраслям-флагманам циф-ровизации, в ранговом распределении терминальных смыслов «познание» имеет низкие позиции (12-15 ранги из 21).

Значительное количество связей обнаружено с терминальным смыслом «развитие», который был определен такими индикаторами как: возможности личностного и профессионального развития; наличие задач, заставляющих личностно и профессионально развиваться, выходить из «зоны комфорта». В данном контексте стоит отметить, что «развитие» относится к категории смыслов высшего порядка, наряду с самоактуализацией, возможностью полной самореализации, и совершенно неслучайно соотносится респондентами с такими разнонаправленными и многочисленными инструментальными смыслами как «воспитанность», «исполнительность», «непримиримость к недостаткам в себе и других», «ответственность», «самоконтроль», «твердая воля», «широта взглядов», «эффективность в делах», «чуткость», «инициативность». Очевидно, что все перечисленные качества необходимы для реализации возможностей профессиональной самоактуализации работника в труде. Вместе с тем, «развитие» в ранговом распределении терминальных смыслов находится на 9-10 рангах, т.е. является не приоритетной и сложно достижимой целью, для реализации которой необходим комплекс инструмен-

тальных смыслов, воплощенных в поведении работника. Причем, наиболее сильные статистические взаимосвязи смысла «развитие» обнаружены с «самоконтролем» (г = 0,45), «твердой волей» (г = 0,42) и стремлением к «эффективности в делах, трудолюбие, продуктивность в работе» (г = 0,43). Обращает на себя внимание отсутствие взаимосвязей смысла «развитие» с «образованностью», несмотря на то, что работники финансово-кредитной сферы характеризуются высоким уровнем профессиональной подготовки: 84,0% респондентов имеют высшее образование, 7,0% - имеют два высших образования.

Реализация смысла «интересная работа», т.е. соответствие характера и содержания работы личным интересам в наибольшей степени соотносится в сознании респондентов с такими качествами как «образованность (широта знаний, высокая общая культура)» - г = 0,42; р = 0,00001 и «воспитанность (хорошие манеры)» - г = 0,40; р = 0,00002.

Во многом сходятся представления работников о качествах, которые необходимы для реализации целей «активная деятельная жизнь» и «продуктивная жизнь». Однако выявлен и ряд различий. Необходимо пояснить, что в рамках представленного исследования, смысл «продуктивная жизнь» в социально-трудовом контексте интерпретируется как возможность достижения сложных целей и решения нестандартных задач и стремление работать в организации, поощряющей максимально продуктивных работников. А реализация в социально-трудовом контексте смысла «активная деятельная жизнь» подразумевает стремление к возможности эмоциональной и интеллектуальной самореализации на работе; нацеленность на динамичную работу. Выявлено, что реализация и достижение продуктивности в работе связывается работниками с рядом инструментальных смыслов, в том числе с «толерантностью к ситуации неопределенности» г = 0,34, р = 0,0006, «не-

170

примиримостью к недостаткам в себе и других» г = 0,33, р = 0,0007. В то время как со смыслом достижения «активной деятельной жизни» перечисленные качества не коррелируют, а вместо них обнаруживаются взаимосвязи с «исполнительностью» г = 0,37, р = 0,0001 и «широтой взглядов (умением понять чужую точку зрения») г = 0,37, р = 0,0001. В остальном инструментальные смыслы, связанные с активной деятельной жизнью и с продуктивной жизнью совпадают. Это отражает понимание «продуктивности» работниками финансово-кредитной сферы как результата, достигаемого посредством адаптивного поведения в достаточно турбулентной и неопределенной среде, в т.ч. с учетом непримиримого отношения к чужим ошибкам и недостаткам.

Выявлено, что «общественное признание» коррелирует с такими социально одобряемыми качествами как «позитивный взгляд на жизнь» (р = 0,5; г = 0,0004), «воспитанность (хорошие манеры)» (р = 0,35; г = 0,0003), «образованность» (р = 0,36; г = 0,0002), «честность» (р = 0,38; г = 0,00008), «смелость в отстаивании своего мнения» (р = 0,36; г = 0,0002). Несмотря на то, что работники финансово-кредитной сферы не стремятся к достижению цели «общественного признания» (13-19 ранги из 21), однако образ работника, признаваемого в коллективе характеризуется социально значимыми чертами и конструктивными качествами.

В данном контексте интерес представляет исследование С.А. Баркова, который, сопоставляя актуальные для современных работников профессиональные и личные качества, справедливо отмечает, что «в современных ма-лоуровневых и матричных структурах (в отличие от иерархических) способность привлекать к себе людей, нравиться им, вызывать симпатию и доверие превращается из второстепенного в одно из главных качеств работника. От этого качества в немалой степени зависит членство во всяческих временных комиссиях, комитетах, занятых решением наиболее сложных и неор-

динарных вопросов. От этого зависит круг общения человека, что в немалой степени начинает определять его статус в неиерархической системе отношений» [3]. Несмотря на то, что организации финансово-кредитной сферы относятся к иерархически выстроенным структурам с четкой вертикалью управления, однако, учитывая коллективный характер работы, принадлежность к сфере услуг и невозможность оказания этих услуг одним специалистом, для данного сектора экономики актуализируется значимость личностных качеств работников, позволяющих эффективно работать над решением межфункциональных и проектных задач. Совершенно не случайно, терминальный смысл «продуктивная жизнь» помимо ответственности, твердой воли и инициативности, соотносится и взаимосвязан с такими качествами как «чуткость» и «жизнерадостность (позитивный взгляд на жизнь)», которые позволяют достигать продуктивности не только благодаря личному трудолюбию и ответственности, но и выстраивая благополучные отношения с коллегами.

Обращает на себя внимание, что ряд терминальных смыслов, имеющих наиболее высокий ранг значимости (в среднем по профессионально-квалификационным группам 1-7 ранги, т.е. смыслы, к которым стремится большинство работников) - материально обеспеченная жизнь, безопасность, бытовой комфорт и удобство, свобода -оказались вне взаимосвязей с инструментальными смыслами. Следует отметить, что несколько иные аспекты данной проблемы были освещены в меж-страновом исследовании под руководством В.С. Магуна, в частности, ученые зафиксировали, что «средний россиянин крайне высоко ценит безопасность, защиту со стороны сильного государства, сильно привержен ценностям богатства и власти» [9]. Однако, «сильное стремление к личному успеху и богатству не сочетается в сознании россиян со столь же выраженной готовностью к действиям, выходящим за пределы исполнительской

171

рутины и требующим повышенных энергетических и эмоциональных затрат» [9]. Нами зафиксировано, что в сознании большинства работников финансово-кредитного сектора работа действительно имеет инструментальный смысл, т.е. является источником дохода, стабильности, безопасности. Но, вместе с тем, высокая значимость «материального благосостояния», «свободы», «безопасности», «бытового комфорта и удобства» не взаимосвязана с представлениями работников о своей личной роли и значимости своего собственного поведения для их реализации. Следовательно, перечисленные смыслы выступают в качестве пассивных ожиданий работника к той среде, в которой осуществляется его жизнедеятельность и не соотносятся с готовностью предпринимать активные личные усилия для их воплощения в жизнь. Предположительно, это можно объяснить высокой степенью турбулентности внешней среды на протяжении прошедших 30 лет, составляющих длительность целого поколения, в результате чего не сформировалась устойчивая ценностно-смысловая модель поведения, гарантирующего успешное достижение указанных целей. Справедливо утверждение о том, что «процесс общественного развития - это процесс взаимодействия человека и окружающей его среды: производственной, экономической, политической и социальной, в которых формируются стандарты поведения, нормы и ценности, реальные потребности и механизмы их удовлетворения в общественной практике» [10]. Трансформации, захватившие российскую экономику, культуру, общество с 90-х гг. прошлого века, привели к необходимости изменения в сознании россиян представлений о характеристиках поведения, которое бы способствовало реализации значимых смыслов в своей деятельности и переориентацию на «действия сообразно обстоятельствам».

Заключение

Проведенное исследование расширяет понимание смысловых аспектов мотивации работников современных финансово-

кредитных предприятий. Выявленные взаимосвязи между терминальными смыслами-целями и инструментальными смыслами, определяющими модель достижения профессионального успеха, позволяют говорить о наличии деятельной позиции личности работников, ее направленности на реализацию в работе таких смыслов как активная деятельная жизнь, общественное признание, продуктивная жизнь, творчество, развитие, познание. Процесс реализации этих смыслов в жизнедеятельности непосредственно связан в сознании работников с важностью проявления в поведении ряда качеств как воспитанность, позитивное отношение к жизни, образованность, эффективность в делах и трудолюбие, самоконтроль, твердая воля, ответственность, инициативность, составляющих в комплексе с компетенциями, знаниями, навыками, психофизиологическими характеристиками трудовой потенциал работника.

Литература

1. Андреева Е.А., Вишневская М.Н. Психологический смысл труда для жителей современного города // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologicheskiy-smysl-truda-dlya-zhiteley-sovremennogo-goroda (дата обращения: 13.05.2021).

2. Ахтырский А.А. Исследование удовлетворенности трудовым процессом педагогических работников сиротских учреждений // Российский научных журнал Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований. 2021. № 1. С. 65-71.

3. Барков С.А. Личные качества как фактор успеха в постиндустриальных социально-экономических реалиях// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. 2020. Т. 26. № 2. С. 178-192.

4. Вельмисова Д.В. Ценностно-мотивационные смыслы работников финансово-кредитной сферы в условиях модернизации общественных отношений /под ред. В.К. По-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

172

темкина. СПб.: Изд-во Инфо-Да, 2019. 187 с.

5. Зубок Ю.А., Чупров В.И., Сорокин О.В. Смысловая саморегуляция жизнедеятельности молодежи: тендерные различия в сфере труда // Женщина в российском обществе. 2021. С. 38-59;

6. Кадякина Н.М. Психологические особенности смысловой саморегуляции банковских служащих среднего звена в период экономического кризиса: дисс. ... к. психол.н.: 19.00.13. Ростов-на-Дону, 2009.

7. Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов» //Вестник Кемеровского государственного университета, 2013. № 2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ metodika-sistema-zhiznennyh-smyslov (дата обращения: 25.06.2021).

8. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999.

9. Магун В.С. Базовые ценности -2008: сходства и различия между россиянами и другими европейцами: Препринт WP6/2010/03 / В.С. Магун, М.Г. Руднев; М.: Изд. дом. Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. 52 с.

10. Потемкин В.К. Коллективная деятельность как фактор преодоления негативных общественных трансформаций // Экономика и управление. - 2020. Т. 26. № 1. С. 62-68.

11. Потемкин В.К. Развитие личности как основание для достижения поставленных целей в профессиональной деятельности // Социология и право. 2017. № 4 (38). С. 2026.

12. Потемкин В.К. Социальные проблемы человекоориентированного управления предприятиями и организациями: сборник избранных научных статей (2016-2021 гг.) /В.К. Потемкин. - СПб.: Изд-во «Инфо-Да»., 2021. - 320 с.

13. Серый А.В., Яницкий М.С. Ценностно-смысловая сфера личности -

Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999.

14. Серый А.В., Яницкий М.С. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика, - Кемерово, 2004.

15. Сизова И. Л., Григорьева И.А. Ломкость труда и занятости в современном мире // Социологический журнал. 2019. Том. 25. № 1. С. 48-71.

16. Kesternich I., Schumacher H., Siflinger B., Schwarz S. Money or meaning? Labor supply responses to work meaning of employed and unemployed individuals, European Economic Review, Volume 137, 2021. DOI: https://doi.org/10.1016/j. euroecorev.2021.103786.

INTERRELATIONS OF TERMINAL AND INSTRUMENTAL VALUE-MOTIVATIONAL MEANINGS IN THE ACTIVITIES OF EMPLOYEES

Potemkin V.K., Velmisova D.V.

Saint-Petersburg State Economic University

The article presents the results of a theoretical and empirical study of terminal and instrumental value-motivational meanings of employees in the financial and credit sector. The presented study was conducted in the period from 2016 to 2021 and covered 290 respondents who are employees of commercial banks in the North-West region of the Russian Federation. To study the value-motivational meanings, a survey method was used based on the author's methodology. As a result, correlations were revealed between terminal meanings-goals and instrumental meanings in activities, reflecting the ideas of employees about behavioral models of achieving professional success. The work is of interest for scientists dealing with the value aspects of self-regulation of employees' activities, as well as for practicing specialists and heads of personnel services in the context of improving management practices in organizations.

Keywords: value-motivational meanings, motivation, financial and credit sector, self-regulation.

References

1. Andreeva E.A., Vishnevskaya M.N. The psychological meaning of labor for residents of a modern city // World of Science. Pedagogy

173

and psychology. 2019. No. 2. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-smysl-truda-dlya-zhiteley-sovremennogo-goroda (date of access: 05/13/2021).

2. Akhtyrsky A.A. Study of satisfaction with the labor process of pedagogical workers of orphanages // Russian scientific journal Teleskop: journal of sociological and marketing research. 2021. - No. 1. - P. 65-71.

3. Barkov S.A. Personal qualities as a factor of success in postindustrial socio-economic realities // Vestn. Moscow University. Ser. 18. Sociology and political science. 2020. Vol. 26.No. 2. P. 178-192.

4. Velmisova D.V. Value-motivational meanings of employees of the financial and credit sphere in the conditions of modernization of social relations / ed. V.C. Potemkin. - SPb .: Publishing house Info-Da, 2019. - 187 p.

5. ZubokYu.A., Chuprov V.I., Sorokin O.V. Semantic self-regulation of youth life: gender differences in the world of work // Woman in Russian society. 2021. P. 38-59;

6. Kadyakina N.M. Psychological features of semantic self-regulation of middle-level bank employees during the economic crisis: diss. ... to. psychol. n .: 19.00.13. - Rostov-on-Don, 2009.

7. Kotlyakov V. Yu. Methodology "System of life meanings" // Bulletin of the Kemerovo State University, 2013

8. Leontiev DA Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality / D.A. Leontiev. - M.: Meaning, 1999.

9. Magun V.S. Basic Values - 2008: Similarities and Differences between Russians and

Other Europeans: Preprint WP6 / 2010/03 / V.S. Magun, M.G. Rudnev; State un-t -Higher School of Economics. - M.: Higher School of Economics, 2010. - 52 p.

10. Potemkin V.K. Collective activity as a factor in overcoming negative social transformations // Economics and Management. -2020.Vol. 26.No. 1. P. 62-68.

11. Potemkin V.K. Personality development as a basis for achieving goals in professional activity // Sociology and law. 2017. No. 4 (38). P. 20-26.

12. Potemkin V.K. Social problems of human-centered management of enterprises and organizations: a collection of selected scientific articles (2016-2021) / V.K. Potemkin. -SPb .: Publishing house "Info-Da"., 2021. -320 p.

13. Seryy A. V., Yanitskiy M.S. The value-semantic sphere of personality - Kemerovo: Kemerovo State University, 1999.

14. Seryy A. V., Yanitskiy M.S. The system of personal meanings: structure, functions, dynamics, - Kemerovo, 2004.

15. Sizova I.L., Grigorieva I.A. Fragility of labor and employment in the modern world // Sociological journal. 2019. Vol. 25. No. 1. S. 48-71.

16. Kesternich I., Schumacher H., Siflinger B., Schwarz S. Money or meaning? Labor supply responses to work meaning of employed and unemployed individuals, European Economic Review, Volume 137, 2021. DOI: https://doi.org/10.1016/j.euroecorev. 2021.103786.

174

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.