Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ С ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ, АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИЕЙ И САМОКОНТРОЛЕМ В ОБЩЕНИИ'

ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ С ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ, АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИЕЙ И САМОКОНТРОЛЕМ В ОБЩЕНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
33
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
социальные сети / зависимость / проблемное пользование / взаимосвязи / прокрастинация / самоконтроль в общении / мотивация к учебе / social networks / addiction / problematic use / relationships / procrastination / self-control in communication / academic motivation

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шейнов Виктор Павлович, Карпиевич Виктор Александрович

Взаимосвязи зависимости от социальных сетей с многочисленными проявлениями психологического неблагополучия побудили ввести и изучать конструкт «проблемное пользование социальными сетями», включающий в себя его причину – зависимость от соцсетей, и всевозможные проблемы, связанные с этой зависимостью. Цель данного исследования – выявить возможные взаимосвязи проблемного пользования социаль-ными сетями с прокрастинацией, академической мотивацией и самоконтролем в обще-нии. Эмпирической основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 2 364 респондентов (средний возраст М = 21,05, SD = 9,9), среди них 1 309 женщин (М = 19,7, SD = 7,1) и 1 055 мужчин (М = 21,7, SD = 12,3). В исследовании использованы: опросник зависимости от социальных сетей (В.П. Шей-нов, А.С. Девицын); Короткая версия опросника зависимости от смартфона (В.П. Шей-нов); краткий вариант методики «Шкалы академической мотивации» (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин); «Шкала прокрастинации» К. Лей в адаптации Я.И. Варвариче-вой; тест М. Снайдера «Самоконтроль в общении». Установлены отрицательные взаи-мосвязи проблемного пользования женщинами и мужчинами социальными сетями с познавательной мотивацией и мотивацией достижения и положительные взаимосвязи с интроецированой и экстернальной мотивацией, самоконтролем в общении и зависи-мостью от смартфона, причем у женщин взаимосвязь с познавательной мотивацией нелинейная, а у мужчин – линейная. У женщин выявлена взаимосвязь зависимости от соцсетей с прокрастинацией, а у мужчин – нет. Это расходится с обнаруженной рядом зарубежных исследователей аналогичной связью у женщин и мужчин. Установленная в исследовании взаимосвязь с самоконтролем в общении соотносится с аналогичным результатом, показанным в зарубежных публикациях. Представленные в статье результаты можно использовать в разъяснительной работе среди учащихся, их родителей, педагогов, психологов учреждений образования об опасности попадания в зависимость от социальных сетей ввиду ее прямых взаимосвязей с прокрастинацией и снижением мотивации к учебе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Шейнов Виктор Павлович, Карпиевич Виктор Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Relationship of Problematic Use of Social Networks with Procrastination, Academic Motivation and Self-Control in Communication

The relationship between addiction to social networks and numerous manifestations of psychological ill-being prompted the introduction and study of the construct “problematic use of social networks,” which includes addiction to social networks (as a cause) and all sorts of problems associated with this addiction. The purpose of this study is to identify possible rela-tionships between problematic use of social networks and procrastination, academic motiva-tion and self-control in communication. The empirical basis of the study was the results of an online testing of 2364 respondents (average age M = 21.05, SD = 9.9), among them 1309 women (M = 19.7, SD = 7.1) and 1055 men (M = 21.7, SD = 12.3). The study used: a social network addiction questionnaire (authors V.P. Sheinov, A.S. Devitsyn), a short version of a smartphone addiction questionnaire (author V.P. Sheinov), a short version of the “Academic Motivation Scale” methodology (authors T O. Gordeeva, O. A. Sychev, E. N. Osin), “Procrastination Scale” by K. Lei, adapted by Ya.I. Varvaricheva, M. Snyder’s test “Self-control in communi-cation”. This study established negative relationships between problematic use of social networks by women and men with cognitive motivation and achievement motivation and positive rela-tionships with interjected and external motivation and smartphone addiction. Moreover, for men the relationship with cognitive motivation is linear, and for women it is nonlinear. A link was found between social media addiction and procrastination in women, but not in men. This con-tradicts a similar connection established by a number of foreign researchers in women and men. The connection with self-control in communication established in this study correlates with a similar result shown in foreign publications. The results presented in the article can be used in explanatory work among students, their parents, teachers, and psychologists of educa-tional institutions about the dangers of dependence on social networks due to its direct con-nection with procrastination and decreased motivation to study.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ С ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ, АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИЕЙ И САМОКОНТРОЛЕМ В ОБЩЕНИИ»

Сибирский психологический журнал.

2024. № 93. С. 102-113. DOI: 10.17223/17267080/93/6

УДК 159.99

ВЗАИМОСВЯЗИ ПРОБЛЕМНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ С ПРОКРАСТИНАЦИЕЙ, АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИЕЙ И САМОКОНТРОЛЕМ В ОБЩЕНИИ

В.П. Шейнов1, В.А. Карпиевич2

1 Республиканский институт высшей школы, Республика Беларусь, 220007, Минск, ул. Московская, 15

2Белорусский государственный технологический университет, Республика Беларусь, 220006, Минск, ул. Свердлова, 13а

Резюме

Взаимосвязи зависимости от социальных сетей с многочисленными проявлениями психологического неблагополучия побудили ввести и изучать конструкт «проблемное пользование социальными сетями», включающий в себя его причину - зависимость от соцсетей, и всевозможные проблемы, связанные с этой зависимостью. Цель данного исследования - выявить возможные взаимосвязи проблемного пользования социальными сетями с прокрастинацией, академической мотивацией и самоконтролем в общении. Эмпирической основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования

2 364 респондентов (средний возраст М = 21,05, SD = 9,9), среди них 1 309 женщин (М = 19,7, SD = 7,1) и 1 055 мужчин (М = 21,7, SD = 12,3).

В исследовании использованы: опросник зависимости от социальных сетей (В.П. Шейнов, А.С. Девицын); Короткая версия опросника зависимости от смартфона (В.П. Шейнов); краткий вариант методики «Шкалы академической мотивации» (Т.О. Гордеева, О.А. Сычев, Е.Н. Осин); «Шкала прокрастинации» К. Лей в адаптации Я.И. Варвариче-вой; тест М. Снайдера «Самоконтроль в общении». Установлены отрицательные взаимосвязи проблемного пользования женщинами и мужчинами социальными сетями с познавательной мотивацией и мотивацией достижения и положительные взаимосвязи с интроецированой и экстернальной мотивацией, самоконтролем в общении и зависимостью от смартфона, причем у женщин взаимосвязь с познавательной мотивацией нелинейная, а у мужчин - линейная. У женщин выявлена взаимосвязь зависимости от соцсетей с прокрастинацией, а у мужчин - нет. Это расходится с обнаруженной рядом зарубежных исследователей аналогичной связью у женщин и мужчин. Установленная в исследовании взаимосвязь с самоконтролем в общении соотносится с аналогичным результатом, показанным в зарубежных публикациях. Представленные в статье результаты можно использовать в разъяснительной работе среди учащихся, их родителей, педагогов, психологов учреждений образования об опасности попадания в зависимость от социальных сетей ввиду ее прямых взаимосвязей с прокрастинацией и снижением мотивации к учебе.

Ключевые слова: социальные сети; зависимость; проблемное пользование; взаимосвязи; прокрастинация; самоконтроль в общении; мотивация к учебе

Введение

Чрезмерное использование социальных сетей часто приводит к формированию зависимости от них и, как следствие, к психологическим проблемам. В частности, «зависимость от социальных сетей отрицательно взаимосвязана с успеваемостью школьников и студентов» (Шейнов, 20216, с. 607).

Обнаруженные взаимосвязи зависимости от социальных сетей с большим числом проявлений психологического неблагополучия у их наиболее активных пользователей побудили ввести термин «проблемное пользование социальными сетями» (problematic use of social media; PUSM), включающий в себя зависимость от социальных сетей (как причину) и всевозможные проблемы, связанные с этой зависимостью, и изучать этот конструкт.

Европейская исследовательская группа European network for problematic usage of the Internet предлагает следующее определение: PUSM - длительно текущее состояние потери контроля при пользовании социальными сетями (Fineberg et al., 2022).

В многонациональном исследовании, охватившем 36 стран, показано, что проблемное пользование социальными сетями отрицательно связано с показателями здоровья, его самооценкой, удовлетворенностью жизнью и положительно коррелирует с проблемами со сном (Lahti et al., 2024). Выявлено, что и удовлетворенность семейной жизнью отрицательно коррелирует с проблемным пользованием социальными сетями (Savci, Akat, Ercengiz, Griffiths, Aysan, 2020). В другом многонациональном исследовании, включившем 39 стран, установлено, что более проблемные пользователи социальных сетей на 11% чаще других имели избыточный вес / ожирение (Oduro, Katey, Morgan, Peprah, 2023).

Обнаружен ряд предикторов проблемного пользования социальными сетями. Самыми сильными предикторами являются высокая интенсивность общения в электронных СМИ и предпочтение контактов в онлайне непосредственному общению вживую. Из предикторов, связанных с социальной поддержкой, кибербуллинг является самым сильным предиктором. Другие предикторы - воспринимаемый стресс и психосоматические жалобы. Возраст отрицательно прогнозирует проблемное пользование социальными сетями (van Duin, Heinz, Willems, 2021).

Положительно прогнозируют проблемное пользование социальными сетями внутриличностные мотивы, негативные аффекты, ежедневное использование социальных сетей, и отрицательно прогнозируют положительные аффекты (Schivinski, Brzozowska-Wos, Stansbury, Satel, Montag, Pontes, 2020).

Девочки (и женщины в целом) сообщают о большем количестве симптомов проблемного пользования социальными сетями (и Интернетом). Чрезмерная материнская и отцовская опека в значительной степени связана с проблемным пользованием социальными сетями. Отцовская забота уменьшает, а чрезмерная материнская опека значительно увеличивает

проблемное пользование Интернетом. Проблемное пользование Интернетом и проблемное пользование социальными сетями - это не одно и то же; они различаются, в частности, своими связями с аспектами родительской привязанности (Koronczai, Urban, Demetrovics, 2020).

В целом имеется высоко значимая положительная связь проблемного пользования социальными сетями с проблемным пользованием смартфоном (Marino, Canale, Melodia, Spada, Vieno, 2021; Servidio, Koronczai, Griffiths, Demetrovics, 2022) и с проблемным пользованием Интернетом (Yildiz Durak, 2020; Koronczai, Urban, Demetrovics, 2020). Поэтому неудивительно, что эти три проблемных конструкта обладают многими сходными связями с личностными характеристиками их активных пользователей.

Установлена отрицательная значимая связь между прокрастинацией в учебе и академической успеваемостью учащихся (Caratiquit, Caratiquit, 2023). Зависимость от соцсетей является предиктором и академической прокрастинации, и более низкой академической успеваемости среди студентов (Anierobi, Etodike, Uzochukwu, Ezennaka, 2021). Эта зависимость увеличивает прокрастинацию в учебе и отрицательно влияет на успехи в учебе, при этом академическая прокрастинация предсказывает академический неуспех и статистически значим опосредующий эффект академической прокрастинации в отношениях между зависимостью от соцсетей и академической успеваемостью (Üztemur, 2020). Количество часов использования социальных сетей также положительно коррелирует с академической прокрастинацией (Al-Shaibani, 2020). Другие исследования подтверждают, что зависимость от соцсетей повышает прокрастинацию (Suarez-Perdomo, Ruiz-Alfonso, Garcés-Delgado, 2022).

В исследовании Ф.М. Аленази показано, что академическая прокрастинация оказывает пагубное влияние на достижения студентов в учебе (Alenazi, 2023). Зависимость от социальных сетей также оказывает негативное влияние на успеваемость и в некоторых случаях приводит к провалу в учебе (Alkaabi, Albion, Redmond, 2017; Alhusban, Mismar, Al Husban, Alzoubi, 2022). Это вызвано тем, что имеет место значимая обратная взаимосвязь между академической успеваемостью и уровнем использования социальных сетей (r = -0,245, р = 0,001) (Arian, Bagher Oghazian, Amini, Khosravipur, Abaszadeh, 2018). Также было установлено, что проблемное использование социальных сетей оказывало негативное влияние на грамотность учащихся, способствовало несвоевременной сдаче заданий и в целом приводило к плохой успеваемости (Mingle, Adams, 2015, p. 3).

Выявлена отрицательная корреляция между зависимостью от социальных сетей и академической мотивацией (Widyana, Purnamasari, 2020) и мотивационными убеждениями (Thomas, 2018). В целом индивиды с высоким уровнем проблемного использования Интернета имеют более низкую мотивацию к учебе (Truzoli, Vigano, Galmozzi, Reed, 2020).

В ряде зарубежных публикаций показаны положительные связи самоконтроля в общении с зависимостью от социальных сетей (Kleinbaum, Jor-

dan, Audia, 2015; Vamali, Toker, 2015; Pornsakulvanich, 2018; Dogan, Norman, Alrobai, Jiang, Nordin, Adnan, 2019;Sahran£, 2021).

Самоконтроль в общении является одной из главных составляющих коммуникативных умений, связанных с социализацией личности, - способность к саморегуляции эмоциональных состояний, возникающих в процессе общения.

В соответствии со сказанным выше цель данного исследования - выявить возможные взаимосвязи проблемного пользования социальными сетями с прокрастинацией, академической мотивацией и самоконтролем в общении.

Материалы и методы

Эмпирической основой исследования послужили результаты онлайн-тестирования 2 364 респондентов (средний возраст М = 21,05, SD = 9,9), среди них 1 309 женщин (М = 19,7, SD = 7,1) и 1 055 мужчин (М = 21,7, SD = 12,3).

В исследовании использованы: опросник зависимости от социальных сетей (Шейнов, Девицын, 2021), Короткая версия опросника зависимости от смартфона (Шейнов, 2021а), краткий вариант методики «Шкалы академической мотивации» (Гордеева, Сычев, Осин, 2014), «Шкала прокрасти-нации» К. Лей в адаптации Я.И. Варваричевой (Варваричева, 2010), тест М. Снайдера «Самоконтроль в общении» (Райгородский, 1998, с. 558-559).

Для статистического анализа использованы программы из SPSS-22. Принят уровень значимости p = 0,05.

Результаты и их обсуждение

Проверка выборок показала, что все они, кроме зависимости от смартфона, характеризуются распределениями, отличающимися от нормального. Поэтому возможные связи будем отыскивать с помощью непараметрической корреляции Кендалла, так как она позволяет выявлять и линейные, и нелинейные связи. Поскольку она дает заниженный показатель силы связи, то для более точной ее оценки приведем и значения соответствующих корреляций по Пирсону, учитывая, что зависимость от смартфона имеет нормальное распределение.

Сопоставление значимости корреляций Пирсона и Кендалла позволяет определить не только истинные пределы для величины взаимосвязей, но и характер этих взаимосвязей - линейные они или нелинейные.

Взаимосвязи зависимости от социальных сетей с прокрастинацией,

самоконтролем в общении и зависимостью от социальных сетей

Выявленные взаимосвязи зависимости от социальных сетей с прокрас-тинацией, самоконтролем в общении и зависимостью от социальных сетей представлены в табл. 1-3.

Данные табл. 1 свидетельствуют, что корреляции Пирсона и Кендалла указывают на наличие положительных взаимосвязей зависимости от соцсетей с зависимостью от смартфона, самоконтролем в общении и прокрастинацией.

Зависимость женщин от соцсетей в целом выражена значительно сильнее (Шейнов, 2021б, с. 607), это показывают и результаты тестирования в данном исследовании. Следовательно, полученные взаимосвязи стоит проверить по отдельности на женских и мужских выборках.

Таблица 1

Корреляции зависимости от социальных сетей с прокрастинацией, самоконтролем в общении и зависимостью от социальных сетей (женщины и мужчины, N = 2 364)

Корреляции Зависимость от смартфона Прокрастинация Самоконтроль в общении

По Пирсону 0,753 0,178 0,169

0,000 0,000 0,000

По Кендаллу 0,578 0,159 0,137

0,000 0,000 0,000

Примечание. В таблице выделены статистически значимые корреляции

Таблица 2

Корреляции зависимости от социальных сетей с прокрастинацией, самоконтролем в общении и зависимостью от социальных сетей (женщины, N = 1 309)

Корреляция Зависимость от смартфона Прокрастинация Самоконтроль в общении

По Пирсону 0,742 0,234 0,187

0,000 0,000 0,000

По Кендаллу 0,561 0,176 0,136

0,000 0,000 0,000

Примечание. В таблице выделены статистически значимые корреляции

Таблица 3

Корреляции зависимости от социальных сетей с прокрастинацией, самоконтролем в общении и зависимостью от социальных сетей (мужчины, N = 1 055)

Корреляция Зависимость от смартфона Прокрастинация Самоконтроль в общении

По Пирсону 0,767 0,101 0,153

0,000 0,001 0,000

По Кендаллу 0,594 0,025 0,114

0,000 0,241 0,000

Примечание. В таблице выделены статистически значимые корреляции

Таблицы 2 и 3 свидетельствуют о наличии и для женщин, и для мужчин положительных взаимосвязей зависимости от социальных сетей с самоконтролем в общении и зависимостью от смартфона.

Взаимосвязь зависимости от социальных сетей с прокрастинацией у женщин имеет место, а у мужчин - нет, поскольку распределение данных

о зависимости от социальных сетей и прокрастинации отличны от нормального, а корреляция Кендалла статистически незначима.

Установленная нами только для женщин взаимосвязь зависимости от соцсетей с прокрастинацией (см. табл. 2, 3) наполовину соответствует полученной зарубежными авторами прямой взаимосвязи как для женщин, так и для мужчин (Шейнов, 20216; Uztemur, 2020; Anierobi et al., 2021; Suarez-Perdomo, Ruiz-Alfonso, Garces-Delgado, 2022; Caratiquit, Caratiquit, 2023).

Полученная нами положительная взаимосвязь зависимости от социальных сетей с самоконтролем в общении соотносится с аналогичным результатом, показанным в зарубежных публикациях (Kleinbaum, Jordan, Audia, 2015; Varnali, Toker, 2015; Pornsakulvanich, 2018; Dogan et al., 2019; Sahran?, 2021).

Индивиды с высоким самоконтролем в общении всегда следят за собой, хорошо ориентируются в ситуации (как лучше себя вести), контролируют свою речь и невербальные проявления для достижения желаемого эффекта в общении с другими людьми, управляют своими эмоциями. При этом у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Их кредо: «Я такой, какой есть». Индивиды с низким самоконтролем в общении, напротив, более непосредственны в контактах и открыты.

Нам представляется, что положительная взаимосвязь зависимости от социальных сетей с самоконтролем в общении и одновременно с этим взаимосвязь с зависимостью от социальных сетей имеет своим источником то, что социальные сети являются своеобразной «ярмаркой тщеславия», площадкой для демонстрации своих успехов. А это не способствует открытости и непосредственности контактов.

Взаимосвязи зависимости от социальных сетей с академической мотивацией

Выявленные взаимосвязи зависимости от социальных сетей с академической мотивацией представлены в табл. 4-6.

Таблица 4

Корреляции зависимости от социальных сетей с академической мотивацией (женщины и мужчины, N = 2 364)

Корреляция Познавательная Мотивация Интроецированная Экстернальная

мотивация достижения мотивация мотивация

По Пирсону -0,047 -0,115 0,153 0,318

0,023 0,000 0,000 0,000

По Кендаллу -0,069 -0,107 0,098 0,243

0,000 0,000 0,000 0,000

Примечание. В таблице выделены статистически значимые корреляции

Корреляции Пирсона и Кендалла между зависимостью от социальных сетей и компонентами академической мотивации в табл. 4 показывают

взаимосвязи одинаковых направленностей: отрицательные - с познавательной мотивацией и мотивацией достижения, положительные - с интро-ецированной мотивацией и экстернальной мотивацией.

Экстернальный и интроецированный типы мотивации связаны с низким уровнем интереса к познанию. Поэтому положительная взаимосвязь с зависимостью от социальных сетей свидетельствует о негативной роли этой зависимости в успешности обучения. Об этом же свидетельствуют и отрицательные взаимосвязи зависимости от социальных сетей с познавательной мотивацией и мотивацией достижения.

Это соотносится с установленной ранее значимой отрицательной корреляцией между зависимостью от социальных сетей и академической мотивацией (Widyana, Purnamasari, 2020; Truzoli et al., 2020) и мотивацион-ными убеждениями (Thomas, 2018).

Поскольку результаты тестирования в данном исследовании показали, что зависимость от социальных сетей у женщин в целом выражена значительно сильнее, то, как и выше, проверим справедливость сделанных выводов отдельно для женщин и мужчин.

Таблица 5

Корреляции зависимости от социальных сетей с академической мотивацией

(женщины, N = 1 309)

Корреляция Познавательная Мотивация Интроецированная Экстернальная

мотивация достижения мотивация мотивация

По Пирсону -0,029 -0,104 0,163 0,318

0,302 0,000 0,000 0,000

По Кендаллу -0,054 -0,099 0,105 0,235

0,005 0,000 0,000 0,000

Примечание. В таблице выделены статистически значимые корреляции

Таблица 6

Корреляции зависимости от социальных сетей с академической мотивацией

(мужчины, N = 1 055)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Корреляция Познавательная мотивация Мотивация достижения Интроецированная мотивация Экстернальная мотивация

По Пирсону -0,088 -0,137 0,132 0,332

0,004 0,000 0,000 0,000

По Кендаллу -0,098 -0,122 0,087 0,263

0,000 0,000 0,000 0,000

Примечание. В таблице выделены статистически значимые корреляции

Таблица 5 представляет в основном те же результаты, что и табл. 4, но, в отличие от объединенной выборки женщин и мужчин, обнаруживает нелинейную взаимосвязь между зависимостью от смартфона и познавательной мотивацией (корреляция Пирсона, фиксирующая линейную связь, статистически незначима, а корреляция Кендалла статистически значима).

Таблицы 4-6 свидетельствуют о том, что независимо от пола зависимость от соцсетей позитивно связана с экстернальной и интроецированной

мотивацией и негативно - с мотивацией достижения и познавательной мотивацией. Причем у женщин связь зависимости от соцсетей с познавательной мотивацией нелинейная, а у мужчин - линейная.

Более выраженной зависимости женщин от соцсетей сопутствуют и большие средние значения свойств личности, взаимосвязанных с зависимостью от социальных сетей: зависимости от смартфона, прокрастинации, познавательной мотивации, мотивации достижения, интроецированой мотивации. Только среднее значение экстернальной мотивации у мужчин превосходит этот женский показатель. Все эти различия статистически значимы при р = 0,000. Лишь средние значения самоконтроля в общении у женщин и мужчин не различаются.

Заключение

Установлены отрицательные взаимосвязи проблемного пользования женщинами и мужчинами социальными сетями с познавательной мотивацией и мотивацией достижения и положительные - с экстернальной и интроецированой мотивацией, самоконтролем в общении и зависимостью от смартфона, причем у женщин связь зависимости от соцсетей с познавательной мотивацией нелинейная, а у мужчин - линейная.

Связь зависимости женщин от соцсетей с прокрастинацией имеет место, а у мужчин - нет. Это расходится с установленной зарубежными авторами связью зависимости от соцсетей независимо от пола испытуемых.

Установленная в данном исследовании прямая связь зависимости от соцсетей с самоконтролем в общении соотносится с аналогичным результатом, показанным в зарубежных публикациях.

Полученные в настоящем исследовании результаты полезно использовать в разъяснительной работе среди учащихся, их родителей, педагогов, психологов учреждений образования об опасности попадания в зависимость от социальных сетей ввиду ее прямых взаимосвязей с прокрастина-цией и снижением мотивации к учебе.

Литература

Варваричева, Я. И. (2010). Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования. Вопросы психологии, 3, 121-131. Гордеева, Т. О., Сычев, О. А., Осин, Е. Н. (2014). Опросник «Шкалы академической

мотивации». Психологический журнал, 35(4), 96-107. Райгородский, Д. Я. (ред.-сост.) (2022). Практическая психодиагностика: методики и

тесты. Самара: Бахрах-М. Шейнов, В. П. (2021а). Короткая версия опросника «Шкала зависимости от смартфона». Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда, 1, 97-115. doi: 10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005 Шейнов, В. П. (2021б). Зависимость от социальных сетей и характеристики личности: обзор исследований. Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Психология и педагогика, 3, 607-630. doi: 10.22363/2313-1683-2021-18-3

Шейнов, В. П., Девицын, А. С. (2021). Разработка надежного и валидного опросника зависимости от социальных сетей. Системная психология и социология, 2, 41-55. doi:10.25688/2223-6872.2021.38.2.04

Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.

Поступила в редакцию 29.02.2024 г.; повторно 29.06.2024 г.;

принята 08.07.2024 г.

Шейнов Виктор Павлович - профессор кафедры педагогического мастерства Республиканского института высшей школы, доктор социологических наук, кандидат физико-математических наук, профессор. E-mail: [email protected]

Карпиевич Виктор Александрович - доцент кафедры философии и права Белорусского государственного технологического университета, кандидат исторических наук, доцент.

E-mail: [email protected]

For citation: Sheinov, V. P., Karpievich, V. A. (2024). The Relationship of Problematic Use of Social Networks with Procrastination, Academic Motivation and Self-Control in Communication. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 93, 102-113. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/93/6

The Relationship of Problematic Use of Social Networks with Procrastination, Academic Motivation and Self-Control in Communication

V.P. Sheinov1, V.A. Karpievich2

1 Republican Institute of Higher Education, 15 Moskovskaya Str., Minsk, 220007, Republic of Belarus 2Belarusian State Technological University, 13а Sverdlova Str., Minsk, 220006, Republic of Belarus

Abstract

The relationship between addiction to social networks and numerous manifestations of psychological ill-being prompted the introduction and study of the construct "problematic use of social networks," which includes addiction to social networks (as a cause) and all sorts of problems associated with this addiction. The purpose of this study is to identify possible relationships between problematic use of social networks and procrastination, academic motivation and self-control in communication. The empirical basis of the study was the results of an online testing of 2364 respondents (average age M = 21.05, SD = 9.9), among them 1309 women (M = 19.7, SD = 7.1) and 1055 men (M = 21.7, SD = 12.3). The study used: a social network addiction questionnaire (authors V.P. Sheinov, A.S. Devitsyn), a short version of a smartphone addiction questionnaire (author V.P. Sheinov), a short version of the "Academic Motivation Scale" methodology (authors T O. Gordeeva, O. A. Sychev, E. N. Osin), "Procrastination Scale" by K. Lei, adapted by Ya.I. Varvaricheva, M. Snyder's test "Self-control in communication".

This study established negative relationships between problematic use of social networks by women and men with cognitive motivation and achievement motivation and positive relationships with interjected and external motivation and smartphone addiction. Moreover, for men the relationship with cognitive motivation is linear, and for women it is nonlinear. A link was found between social media addiction and procrastination in women, but not in men. This contradicts a similar connection established by a number of foreign researchers in women and men.

The connection with self-control in communication established in this study correlates with a similar result shown in foreign publications. The results presented in the article can be used in explanatory work among students, their parents, teachers, and psychologists of educational institutions about the dangers of dependence on social networks due to its direct connection with procrastination and decreased motivation to study.

Keywords: social networks; addiction; problematic use; relationships; procrastination; self-control in communication; academic motivation

References

Alenazi, F. M. (2023). The Relation between Academic Procrastination and Student's Achievement-A Quantitative Study Among Female Students at Jouf University. Information Sciences Letters, 12(5), 2075-2087. doi: 10.18576/isl/120545 Alhusban, A., Mismar, T., Al Husban, A., & Alzoubi, K. H. (2022). Problematic Social Media Use and Academic Performance among University Students: An Evaluation from The Middle East. The Open Nursing Journal, 16(1), e187443462207050. doi: 10.2174/18744346-v16-e2207050 Alkaabi, S. A., Albion, P., & Redmond, P. (2017). Social network misuse in the classroom and its impact on male student motivation in UAE tertiary education. IAFOR Journal of Education, 5(SI), 115-131. doi: 10.22492/ije.5.si.05 Al-Shaibani, M. H. (2020). Academic procrastination among university students in Saudi Arabia and its association with social media addiction. Psychology and Education, 57(8), 1118-1124.

Anierobi, E. I., Etodike, C. E., Uzochukwu, N., & Ezennaka, A. O. (2021). Social media addiction as correlates of academic procrastination and achievement among undergraduates of Nnamdi Azikiwe University Awka, Nigeria. International Journal of Academic Research in Progressive Education and Development, 10(3), 20-33. Arian, M., Bagher Oghazian, M., Amini, Z., Khosravipur, A., & Abaszadeh, F. (2018). The relationship between internet addiction and social network with academic motivation in students of Bojnord University of Medical Science. Journal of Nursing Education, 7(2), 62-69. doi: 10.21859/jne-07028 Caratiquit, K. D., & Caratiquit, L. J. C. (2023). Influence of social media addiction on academic achievement in distance learning: Intervening role of academic procrastination. Turkish Online Journal ofDistance Education, 24(1), 1-9. doi: 10.17718/tojde.1060563 Dogan, H., Norman, H., Alrobai, A., Jiang, N., Nordin, N., & Adnan, A. (2019). A web-based intervention for social media addiction disorder management in higher education: Quantitative survey study. Journal of Medical Internet Research, 21(10), e14834. doi: 10.2196/14834

Fineberg, N. A., Menchon, J. M., Hall, N., Dell'Osso, B., Brand, M., Potenza, M. N. ... & Zohar, J. (2022). Advances in problematic usage of the internet research - A narrative review by experts from the European network for problematic usage of the internet. Comprehensive Psychiatry, 118, 152346. doi: 10.1016/j.comppsych.2022.152346 Gordeeva, T. O., Sychev, O. A., & Osin, E. N. (2014). Oprosnik "Shkaly akademicheskoy motivatsii" [Questionnaire "Academic Motivation Scales"]. Psikhologicheskiy zhurnal, 55(4), 96-107.

Kleinbaum, A. M., Jordan, A. H., & Audia, P. G. (2015). An altercentric perspective on the origins of brokerage in social networks: How perceived empathy moderates the self-monitoring effect. Organization Science, 26(4), 150213083923004. doi: 10.1287/orsc.2014.0961 Koronczai, B., Urban, R., & Demetrovics, Z. (2020). Parental bonding and problematic internet or social media use among adolescents. Psychiatria Hungarica, 55(1), 73-80.

Lahti, H., Kulmala, M., Hietajarvi, L., Lyyra, N., Kleszczewska, D., Boniel-Nissim, M., ... & Paakkari, L. (2024). What counteracts problematic social media use in adolescence? A cross-national observational study. Journal of Adolescent Health, 74(1), 98-112. doi: 10.1016/j.jadohealth.2023.07.026 Marino, C., Canale, N., Melodia, F., Spada, M. M., & Vieno, A. (2021). The overlap between problematic smartphone use and problematic social media use: a systematic review. Current Addiction Reports, 8, 469-480. doi: 10.1007/s40429-021-00398-0 Mingle, J., & Adams, M. (2015). Social media network participation and academic performance in senior high schools in Ghana. Library Philosophy and Practice, 1(1), 1-51. Oduro, M. S., Katey, D., Morgan, A. K., & Peprah, P. (2023). Problematic social media use and overweight/obesity: explanatory pathway analysis of 124 667 in-school adolescents in 39 high-income countries. Pediatric Obesity, 18(11), e13073. doi: 10.1111/ijpo.13073 Pornsakulvanich, V. (2018). Excessive use of Facebook: The influence of self-monitoring and Facebook usage on social support. Kasetsart Journal of Social Sciences, 39(1), 116-121. doi: 10.1016/j.kjss.2017.02.001 Raygorodskiy, D. Ya. (Ed.) (2022). Prakticheskayapsikhodiagnostika: metodiki i testy [Practical Psychodiagnostics: Methods and Tests]. Samara: Bakhrakh-M. Sahranç, U. (2021). A Study on the Relationship Between Social Media Addiction and Self-Regulation Processes among University Students. International Journal of Psychology and Educational Studies, 8(4), 96-109. doi: 10.52380/ijpes.2021.8.4.546 Savci, M., Akat, M., Ercengiz, M., Griffiths, M. D., & Aysan, F. (2020). Problematic social media use and social connectedness in adolescence: The mediating and moderating role of family life satisfaction. International Journal of Mental Health and Addiction, 20, 20862102. doi: 10.1007/s11469-020-00410-0 Schivinski, B., Brzozowska-Wos, M., Stansbury, E., Satel, J., Montag, C., & Pontes, H. M. (2020). Exploring the role of social media use motives, psychological well-being, self-esteem, and affect in problematic social media use. Frontiers in Psychology, 11, 617140. doi: 10.3389/fpsyg.2020.617140 Sheynov, V. P. (2021a). Korotkaya versiya oprosnika "Shkala zavisimosti ot smart-fona" [A short version of the questionnaire "Smartphone Dependence Scale"]. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda, 1, 97115. doi: 10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005 Sheynov, V. P. (2021b). Zavisimost' ot sotsial'nykh setey i kharakteristiki lichnosti: obzor issledovaniy [Social media addiction and personality characteristics: a review of studies]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Ser. Psikhologiya i pedagogika, 3, 607-630. doi: 10.22363/2313-1683-2021-18-3 Sheynov, V. P., & Devitsyn, A. S. (2021). Razrabotka nadezhnogo i validnogo oprosnika zavisimosti ot sotsial'nykh setey [Development of a reliable and valid questionnaire of social media addiction]. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya, 2, 41-55. doi: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04 Servidio, R., Koronczai, B., Griffiths, M. D., & Demetrovics, Z. (2022). Problematic smartphone use and problematic social media use: The predictive role of self-construal and the mediating effect of fear missing out. Frontiers in Public Health, 10, 814468. doi: 10.3389/fpubh.2022.814468 Suarez-Perdomo, A., Ruiz-Alfonso, Z., & Garcés-Delgado, Y. (2022). Profiles of undergraduates' networks addiction: Difference in academic procrastination and performance. Computers & Education, 181(3), 104459. doi: 10.1016/j.compedu.2022.104459 Thomas, D. (2018). Motivational beliefs, social media addiction, and interpersonal communication skill among international students in Thailand. International Forum Journal, 21(2), 153-169.

Truzoli, R., Vigano, C., Galmozzi, P.G., & Reed, P. (2020). Problematic internet use and study motivation in higher education. Journal of Computer Assisted Learning, 36(4), 480486. doi: 10.1111/jcal.12414

Uztemur, S. (2020). The mediating role of academic procrastination behaviours in the relationship between pre-service social studies teachers'social media addiction and academic success. International Journal of Education Technology & Scientific Researches, 5(11), 63-101. doi: 10.35826/ijetsar.112 van Duin, C., Heinz, A., & Willems, H. (2021). Predictors of problematic social media use in a nationally representative sample of adolescents in luxembourg. International Journal of Environmental Research and Public Health, 18(22), 11878. doi: 10.3390/ijerph182211878 Varnali, K., & Toker, A. (2015). Self-disclosure on social networking sites. Social Behavior

and Personality, 45(1), 1-14. doi: 10.2224/sbp.2015.43.1.1 Varvaricheva, Ya. I. (2010). Fenomen prokrastinatsii: problemy i perspektivy issledovaniya [The phenomenon of procrastination: problems and prospects of research]. Voprosy psikhologii, 5, 121-131. Widyana, R., & Purnamasari, S. E. (2020). Do Fear of Missing-out Mediated by Social Media Addiction Influence Academic Motivation Among Emerging Adulthood? Journal of Educational, Health and Community Psychology, 9(3), 259-275. Yildiz Durak, H. (2020). Modeling of variables related to problematic internet usage and problematic social media usage in adolescents. Current Psychology, 59, 1375-1387. doi: 10.1007/s12144-018-9840-8

Received 29.02.2024; Revised 29.06.2024;

Accepted 08.07.2024

Viktor P. Sheinov - Professor of the Department of psychology and pedagogical skills, Republican Institute of Higher Education; Sc.D. (Sociol.), Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Professor. E-mail: [email protected]

Viktor A. Karpievich - Associate Professor of the Department of Philosophy and Law, Belarusian State Technological University, Cand. Sc. (Histor.), Associate Professor. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.