РЕЦЕНЗИИ
Рецензия
УДК 27-248.3-275(049.32)
Для цитирования:
Ковшов М.В. Взаимосвязи и влияния Посланий к Колоссянам и Филимону (о новом комментарии Тиндейла). Рец. на кн.: Alan J. Thompson. Colossians and Philemon: An Introduction and Commentary. DownersGrove(lll): IVP Academic, 2022. 280 pp.// Труды Саратовской православной духовной семинарии. 2024. №2(25). С. 111-117. D0I: 10.56621/27825884_2024_25_111
Ковшов Михаил Всеволодович,
кандидат богословия, доцент, доцент кафедры библеистики Московской духовной академии, Российская Федерация, 141300, Московскаяобласть, г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева лавра: научный сотрудник Перервинской духовной семинарии, Российская Федерация, 109383, г. Москва, ул. Шоссейная, 82 [email protected] ОРСЮ: 0000-0003-0656-1135
Взаимосвязи и влияния Посланий к Колоссянам и Филимону (о новом комментарии Тиндейла)
Рецензия на книгу: Alan J. Thompson. Colossians and Philemon: An Introduction and Commentary. Downers Grove (III): IVP Academic, 2022. 280 pp.
Комментарии Тиндейла призваны помочь читателю Библии понять, о чем говорится в тексте и что он означает. Во введении к каждой книге Священного Писания кратко, но достаточно обстоятельно рассказывается о ее авторстве, дате и цели. Следуя структурному анализу, автор комментария рассматривает книгу раздел за разделом, выделяя ее основные темы, а также толкует отдельные стихи и раскрывает экзегетические проблемы. В дополнительных примечаниях дается более подробное обсуждение отдельных трудных мест. В современных томах по Новому Завету комментарии к каждому разделу текста построены по трем рубрикам: «Контекст», «Комментарий» и «Богословие». Цель — объяснить истинный смысл Библии и сделать ее послание понятным.
© Ковшов М.В., 2024.
Новый комментарий Алана Томпсона на Послания к Колоссянам и Филимону серии Tyndale New Testament Commentary (TNTC) заменяет толкование Николаса Томаса Райта, первоначально вышедшее в 1986 году1. Комментарий Райта многими западными исследователями считается образцовым по проницательности и краткости. Томпсон не ставит перед собой задачу исправить работу Райта, но и не ограничивает себя его взглядами. При этом основной вклад Томпсона заключается в обновлении комментария путем взаимодействия в первую очередь — а иногда, похоже, и исключительно — с научными работами, опубликованными после выхода книги Райта в 1986 году. Таким образом, читателю предлагается современный комментарий, который является новым вкладом в эту область изучения наследия святого Павла. Как и предшествующие работы Райта, труд Томпсона следует рассматривать как своего рода «первый комментарий» для изучающих Послания к Колоссянам и Филимону.
Вступление к письму колоссянам занимает 25 страниц, а к Филимону — 6. Хотя это и весьма небольшой объем для современных научных комментариев, самое главное, что рассуждения автора основательны, а выводы консервативны и достаточно проработаны. Здесь можно найти практически все необходимые вводные рассуждения, а последний раздел введения — о том, почему именно святой Павел написал колоссянам, — является лучшим. Сам комментарий соответствует стандартам этой серии и находится на хорошем научном уровне.
В отношении обоих писем, что не может не радовать, Томпсон считает святого Павла подлинным автором, а Рим — местом их написания. В Послании к Колоссянам он выделяет ответ на ереси лжеучителей как цель написания письма. Томпсон «предварительно» приходит к выводу, что это лжеучение, в отечественной библейской науке обычно именуемое Колосской ересью, было «локализованной формой» законничества, основанной на неверном толковании Ветхого Завета, включавшей элементы
1 И затем переизданное, см.: Wright N. T. Colossians and Philemon: An Introduction and Commentary. Tyndale New Testament Commentaries. Vol. 12. Downers Grove (Ill), 2008. 199 p.
Ковшов M.B. 1113
неправильно понимаемого аскетизма и распространявшейся учителями, которые хвастались своим превосходящим других «духовным статусом» (с. 20). Хотя эти лжеучители присутствуют в Колоссах, Томпсон предполагает, что они еще не успели проникнуть в местную Церковь. Таким образом, святой Павел пишет скорее предупреждающе, чем исправляюще (с. 1 ), дабы колоссяне не были обмануты, а не потому, что они уже обмануты. Автор комментария подробно разбирает многие высказывания апостола язычников в Послании к Колоссянам, направленные против этого лжеучения (например, с. 41, 42, 76, 77, 96, 109, 131, 161, 185).
Что касается письма к Филимону, Томпсон придерживается традиционной точки зрения о том, что Онисим был беглым рабом, который по счастливой случайности встретил святого Павла и был обращен им в христианство. Теперь же апостол язычников отправляет Онисима обратно к его бывшему хозяину Филимону. В своем комментарии к тексту писем колоссянам и Филимону данный автор представляет несколько точек зрения на ключевые вопросы, поднятые в них, и предлагает свои собственные выводы с неплохо обоснованной аргументацией. В целом он следует устоявшимся в современной библеистике линиям толкования, а не приступает к созданию новых теорий. Это, безусловно, правильный подход для комментария, предназначенного в первую очередь служить введением для студентов-библеистов, впервые изучающих текст данных посланий.
Возможно, наиболее интересной частью комментария является размышление о том, как Послание к Колоссянам помогает в толковании письма к Филимону (с. 210). В большинстве комментариев лишь вскользь упоминается — если упоминается вообще — свидетельство о том, что эти два письма были написаны святым Павлом одновременно, а затем доставлены в Колоссы и прочитаны вслух церковному собранию в доме Филимона. Например, Райт называет письмо к Филимону «спутником» Послания к Колоссянам, поскольку оба были доставлены сотрудником святого Павла Тихиком в одно и то же путешествие, вместе с Онисимом2. Однако Райт, как и большинство других комментаторов, не размышляет по существу о взаимоотношениях между этими двумя письмами. Даже когда он называет Послание к Филимону высшей точкой богословия святого Павла и предполагает, что это письмо выражает богословскую подструктуру
2 Об этом Райт рассуждает в первом издании своего комментария, см.: Wright N. T. Colossians and Philemon: An Introduction and Commentary. Tyndale New Testament Commentaries. Vol. 12. Downers Grove (Ill), 1986. Р 39, 165-166.
и мировоззрение этого апостола, Райт ищет их во всем корпусе писаний апостола язычников, не учитывая, что последний мог представить их более кратко в своем сопутствующем письме к колоссянам3.
Томпсон полагает, что если эти два письма действительно были написаны вместе, то «стоит задуматься о том, как Послание к Колоссянам может помочь в толковании письма к Филимону» (с. 210). Затем данный автор предлагает различные темы в Послании к Колоссянам, которые имеют широкое отношение к письму Филимону, такие как примирение, прощение, любовь и рабство. Он также отмечает в своем комментарии к письму Филимону различные случаи, когда богословие Послания к Колоссянам непосредственно подкрепляет содержание вышеуказанного письма. Например, Томпсон замечает (с. 244—245), что когда святой Павел предлагает вернуть долг Онисима, чтобы тот был прощен (см. : Флм. 18), апостол язычников, по мнению автора комментария, вспоминает свои богословские принципы из письма к колоссянам. В последнем святой Павел говорит не только о том, что верующие имеют прощение во Христе (см.: Кол. 1:14; 2:13) и должны прощать друг друга (Кол. 3:13), но и о том, что все обиды в конечном итоге будут возмещены на Суде (Кол. 3:25). Как отмечает Томпсон, предложение апостола язычников в письме к Филимону, похоже, является практическим применением его богословия, изложенного в Послании к Колоссянам.
Таким образом, Томпсон подтверждает свое предположение о том, что Послание к Колоссянам помогает толковать письмо к Филимону, и приводит несколько интересных примеров того, как это может работать. Очевидно, что данный исследователь только лишь начал эту работу, поскольку еще многое предстоит исследовать, если исходить из того, что письмо святого Павла к Филимону действительно является вершиной и практическим применением теологической подструктуры его Послания к Колоссянам. Поставленный автором комментария вопрос можно сформулировать так: если мы будем читать письмо к Филимону через призму Послания к Колоссянам — где еще мы можем найти богословие последнего, запечатленное в словах апостола язычников к Филимону? Ответы на этот вопрос могут привести исследователей к новым прочтениям письма к Филимону, следствием чего станут современные концепции экзегезы данного послания апостола язычников.
3 Wright N.T. Paul and the Faithfulness of God. Minneapolis, 2013. R 16-74.
Ковшов М.В. | 115
Более того, что если мы попробуем прочитать не только письмо к Филимону в свете Послания к Колоссянам, как это делает Томпсон, но и наоборот: попытаемся рассмотреть Послание к Колоссянам в свете письма к Филимону? Другими словами, что если святой Павел писал к христианам Колосс, уже имея в виду и держа в уме ситуацию с Филимоном и Онисимом? Может ли рассмотрение Послания к Колоссянам сквозь призму письма к Филимону дать современным исследователям новое понимание того, что и почему апостол язычников говорит колос-ской общине? Иначе говоря, можем ли мы провести своего рода «обратный инжиниринг» Послания к Колоссянам, предположив, что святой Павел хотел, дабы это послание стало богословской подконструкцией для надстройки, которую, как уже знал апостол язычников во время его написания, он затем воздвигнет на ее основе в письме к Филимону? Очевидно, что эти и подобные им вопросы могут стать прекрасным началом не только для специальных научных статей, но даже диссертаций и монографий, итогом которых должно стать появление новых концепций в интерпретации рассматриваемых писем апостола язычников и существенное приращение научного знания по связанным с ними вопросам.
При этом стоит отметить консервативное направление, в котором в целом выдержан рецензируемый комментарий. Пожалуй, это наилучший ответ всем критикам, которые тщетно пытаются доказать, что в рамках традиционной библеистики якобы невозможно появление новых концепций и научных открытий. Комментарий Томпсона наглядно показывает, что это не так — в случае если автор осуществляет экзегезу, руководствуясь духом традиции, а при изысканиях в православной библеистике — Священного Предания Церкви. Хотя данный комментарий написан инославным автором, в данном отношении он может послужить неплохим примером подобного взвешенного научно-богословского подхода и по этой причине рекомендуется к прочтению исследователями, занимающимися изучением мысли и богословия апостола язычников.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Thompson A. J. Colossians and Philemon: An Introduction and Commentary.
Downers Grove (Ill): IVP Academic, 2022. 280 p.
2. Wright N. T. Colossians and Philemon: An Introduction and Commentary. Tyndale New Testament Commentaries. Volume 12. Downers Grove (Ill): IVP Academic, 2008. 199 p.
3. Wright N. T. Colossians and Philemon: An Introduction and Commentary. Tyndale New Testament Commentaries. Volume 12. Downers Grove (Ill): IVP Academic, 1986. 192 p.
4. Wright N. T. Paul and the Faithfulness of God. Minneapolis: Fortress, 2013. 1696 p.
Relationships and Influences of the Epistles to the Colossians and Philemon (on Tyndale's New Commentary)
Book review:
Alan J. Thompson. Colossians and Philemon: An
Introduction and Commentary.
Downers Grove (III): IVP Academic, 2022. 280 pp.
REFERENCES
1. Thompson A.J. (2022) Colossians and Philemon: An Introduction and Commentary. Downers Grove (Ill). (In English).
2. Wright N.T. (1986) Colossians and Philemon: An Introduction and Commentary. Tyndale New Testament Commentaries. Volume 12. Downers Grove (Ill). (In English).
Поступила в редакцию 5.02.2024, принята к публикации 16.05.2024.
Book review
UDC 27-248.3-275(048.32)
For citation:
Kovshov M. Vzaimosvyazi i vliyaniya Poslaniy k Kolossyanam i Filimonu (o novom kommentarii Tindeyla) [Relationships and Infiuencesofthe Epistiesto the Colossians and Philemon (on Tyndale's New Commentary)]. Book review: AlanJ. Thompson. Colossians and Philemon: An Introduction and Commentary. DownersGrove(lll): IVPAcademlc, 2022. 280 pp.//Trudy Saratovskoi pravoslavnoi dukhovnol seminarli. [Proceedings of the Saratov Orthodox Theological Seminary], 2024. No 2 (25). pp. 111-117.
DOI: 10.56621/27825884_2024_25_111
Mikhail Kovshov,
Candidate of Theology, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Biblical Studies, Moscow Theological Academy, HolyTrinlty-St. Serglus Lavra, Sergiev Posad, 141300, Russian Federation: Researcher,
Perervinskaya Orthodox TheologicalSeminary, 82 Hlghwaystr., Moscow, 109383, Russian Federation [email protected] ORCID: 0000-0003-0656-1135
KobwobM.B. I 117
3. Wright N.T. (2008) Colossians and Philemon: An Introduction and Commentary. Tyndale New Testament Commentaries. Volume 12. Downers Grove (Ill). (In English).
4. Wright N.T. (2013) Paul and the Faithfulness of God. Minneapolis. (In English).
Was submitted 5.02.2024, accepted for publication 16.05.2024.