ма), что поданным H.A. Святогор (2000), характерно для лиц с нормальными корково-подкорковыми взаимоотношениями характерно. Содержательный анализ психофизиологических тестов показал, что курс ЛАСТ сопровождается изменениями психоэмоциональной сферы: снижением ситуативной и личностной тревожности, выработкой активной позиции, проявлением волевого напряжения и упорства в деятельности и контактам с коллегами.
Настоящее исследование позволяет рекомендовать технологию нейробиоуправления как метод профилактики стресс-зависимых состояний, т.к. позволяет повысить психоэмоциональную устойчивость к стрессовым нагрузкам в период обучения в вузе.
Библиографический список
1. Баева H.A. Успешностьи эффективносгьприменения ЛАСТ у спортсменов ситуационных видов спорта. — Автореф. дис.... канд. биол. наук. — Тюмень, 2003. — 19 с.
2, ГребневаО.Л., ДжафароваО.А., ОчеретнаяК.Г. Тренинг и Управление стрессом» с использованием игрового управления // Биоуправление в медицине и спорте: Материалы VII Всероссийской научной конференции 25 — 26 мая 2005 года. - Москва: ИМББ СО РАМН, РГУФК, 2005. - С. 9 - 12.
3 КузнецоваЛ.А, Малкова H.A., Шубина О С. Коррекция психоэмоциональных нарушений у больных рассеянным склерозом // Бноуправление в медицине и спорте: Материалы VII Всероссийской научной конференции 25 — 26 мая 2005 года. — Москва: ИМББ СО РАМН, РГУФК, 2005. - С. 15 - 18.
4. Оценка эффективности и успешное, ги метода биологически обратной связи в управлении потенциалами мозга / И.А.Свя-тогор, И.А.Моховикова, С.С.Бекшаев, Т.А.Фролова // Биологически обратная связь, 2000. №1. С.3 11
5. Сороко С.И. Возможности направленных перестроек пара-метрои ЭЭГу человека с помо:ц;«'' методов а оптированного био-управлепия /С.И Сс. рока, Т Ж Мусуралиев // Физиология человека. 1995 Т.21 N-5, С.5-7.
6. Тристан В.Г. Эффекты и физиологиче :кие механизмы в cnoj-re // XÎX Съезд физиолог, общества им. И П. Павлова: Тезисы докладов. — Екатеринбург, 200-1 — С. 33 — 39.
7. Тристан В.П.Погаддер.аО.Р. Нейробиоупраилеиие в спорте.
- Омск: Издательство СибГАФК, 2001.-136 с.
8. Черапкина Л.П. Использование повторное курсалокалъ-ного альфа-стнмулирутощеготренинга при подг отовке спортсменов. - Автореф.дисс.,.,канд.биол.наук. - Тюмень,2002, - 19с.
9. ШтаркМ.Б., Шварц М. Некоторые аспекты биоуправления в интерпретации редакторов (вместо приложения) // Бноуправление — 4: Теория и практика. — Новосибирск: ЦЭРИС.2002. — С. 3 — 7.
10. LubarJ.F. Neocorticaldynamics: Implicationsiorunderstand-ing the role of neurofeedback and related techniques for the enhancement of attention//Applied Psychophysiology and Biofeedback.
- 1997, - Vol,22, №2. - P. Ill - 126.
ТАЛАМОВА Ирина Геннадьевна, старший преподаватель кафедры анатомии и физиологии.
Поступила в редакцию 17.06.06. © ТаламоваИ. Г.
удк 412.017 Ю. В. КОРЯГИНА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ВЗАИМОСВЯЗЬ
ВРЕМЕННЫХ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ СВОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА С ЕГО ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
В статье представлены экспериментальные данные, подтверждающие взаимосвязь временных и пространственных свойств человека с его временной и пространственной организацией. В качестве пространственной организации рассматриваются компонентный состав массы тела, функциональные асимметрии и дерматоглифические маркеры пальцев рук. Временная организация представлена циркадианными ритмами временных и пространственных свойств и характеристикой интуитивных представлений человека о структуре и свойствах времени.
Одним из основных и объективных свойств предметов внешнего мира является целостность объекта, базирующаяся на организующей его структуре. Д.С. Сар-кисов (1989) считает необходимым развивать топографически ю физиологию, чтобы дать структурную интерпретацию физиологическим процессам [14]. Целым рядом работ (1,8] отмечены взаимосвязь и взаимообусловленность конституциональных, физиологи-
ческих и психологических особенностей человека. По мнению Ю.А. Романова (1990), необходимо изучение как временной, так и пространственной организации биосистем [13]. Для этого нами сопоставлялись показатели временных и пространственных свойств с показателями временной и пространственной организации.
Целью исследования явилось выявление взаимосвязи временных и пространственных свойств чело-
века с его пространственно-временной организацией. Были исследованы 503 человека (спортсмены и лица, не занимающиеся спортом). Исходя из цели нашей работы для суждения о пространственной организации человека выбраны компонентный состав массы тела, функциональные асимметрии и дермато-глифические маркеры пальцев рук. Компонентный состав массы тела определялся по формулам J. Mat-iegka (1921) [18]. При исследовании дерматоглифи-ческих маркеров пальцев рук отпечатки пальцев получали методом типографской краски [6]. Затем вычислялся дельтовый индекс. При изучении функциональных асимметрий уделено внимание определению двигательных (рука, нога, туловище), сенсорных (глаз, ухо) и психических асимметрий. За основу взяты тесты, описанные В.П. Леутиным, Е.И. Николаевой (1988) и H.H. Брагиной, Т.А. Доброхотовой (1988) [5,10]. Для определения слуховой сенсорной асимметрии использовался метод дихотического прослушивания [15].
Для суждения о временной организации человека были исследованы циркадианные ритмы (ЦР) временных и пространственных свойств. Под временными и пространственными свойствами понимаются показатели, характеризующие процессы восприятия времени и пространс тва у человека, исследованные с помощью разработанной нами компьютерной программы "Исследователь временных и пространственных свойств человека" (свидетельство об официальной регистрации программ для ЭВМ № 2004610221), описанной ранее [12]. Для исследования интуитивных представлений человека о структуре и свойствах времени применялся тест полярного профиля времени [9], который позволяет выделить пять с тандартных факторов времени (эмоциональность, активность, величину, структурность и ощущаемое гь).
При анализе данных выявлены статистически значимые корреляционные взаимосвязи между костным компонентом массы тела и средним уровнем ЦР индивидуальной минуты (ИМ), костным компонентом массы тела и величиной стандартах факторов ощущаемость в будущем времени и эмоциональность в будущем времени, жировым компонентом массы тела и величиной фактора активность в будущем времени, мышечным относительным компонентом массы тела и средним уровнем ЦР ИМ, мышечным компонентом массы тела и величиной фактора активность в прошедшем времени. Следовательно, имеются взаимосвязи между особенностями восприятия времени и пространственной организацией человека.
Тип межполушарного взаимодействия является фактором, обусловливающим особенности физиологических, психофизиологических процессов, интеллектуальной деятельности, и обладает конституциональными признаками [2,3,7,11,16,17]. Анализ данных показал взаимосвязь временных и пространственных свойств человека с индивидуальным профилем функциональной асимметрии. По мере увеличения левых признаков отмечается снижение времени сенсомоторных реакций и отмечаются отличия в интуитивных представлениях о структуре и свойствах времени: появляется большее количество переменных, связанных с активным восприятием времени и восприятием величины времени.
Поверхность ладоней и подошв человека покрыта многочисленными кожными гребешками, или папиллярными линиями (отлат. Papilla - сосок), нередко I образующими определенные узоры. Изучение этого
РДО время реалии выбора
В 1 группа в 2 группа
Рис. Величины сложных сенсомото рных реакций у лиц с различным дерматоглифическим узором пальцев рук (ось Y- секунды)
кожного рельефа составляет предмет особой отрасли знания — дерматоглифики (derma — кожа, glyphe — гравировать) [6]. Кожные покровы происходят из тех же самых эмбрионалных зачатков, что и нервная система, в связи, с чем дерматоглифические признаки можно считать оригинальным маркером морфологической организации ЦНС [4]. Согласно полученным данным имеются различия временных и пространственных свойств у лиц с различным дерматоглифическим узором пальцев рук. Испытуемые с более сложным дерматоглифическим узором характеризовались меньшими величинами сложных двигательных реакций (времени реакции на движущийся объект (РДО) и времени реакции выбора) (рис.) и более точным восприятием временных и пространственных интервалов. Величины простых сенсомоторных реакций не имели различий в зависимости от особенностей дерматоглифических узоров пальцев рук.
Интуитивные представления о структуре и свойствах времени отличаются у лиц с различным дерматоглифическим узором пальцев рук. В структуру данных представлений у лиц с простым дерматоглифическим узором входят 10 переменных, наиболее значимыми факторами являются величина, структурность и ощущаемость. В структуру интуитивных представлений о структуре и свойствах времени у испытуемых со сложным дерматоглифическим узором входят 5 переменных. Наиболее значимыми факторами являются величина, активность и структурность. Характеризуя предпочтения временной перспективы можно отметить, что у лиц с более простым дерматоглифическим узором отмечалась большая направленность в прошедшее и настоящее, у испытуемых с более сложным узором - в будущее.
Следовательно, сложность дерматоглифических узоров оказывает влияние на временные и пространственные свойства человека. При увеличении дельтового индекса снижается время сложных сенсомоторных реакций и повышается точность оценивания временных и пространственных интервалов. Лица с более простым дерматоглифическим узором пальцев рук имеют большее количество значимых факторов, характеризующих представления о структуре и свойствах времени, у них отмечалась большая направленность в прошедшее и настоящее, а у испытуемых с более сложным узором - в будущее.
Таким образом, закономерности организации биологических систем выражаются двумя типами: пространственным и временным [13], а взаимодействие человека как биологической системы с внешней средой осуществляется посредством его временных и пространственных свойств. Результатами работы доказана взаимосвязь временных и пространст-
венных свойств человека с его временной и пространственной организацией.
Библиографический список
1. Акитцикова, Г.И, Соматическая и психофизиологическая организация человека / Г.И. Акинщикова. — Л.:Изд-воЛГУ, 1977. — 160 с.
2. Арщавский, В. В. Особенности типов полушарного реагирования и уровень тревожности у праворуких и леворуких индивидов различных регионов России и Латвии / В.В. Аршавский // Физиология человека. - 1998. - Т. 24, № 1. - С. 134-137.
3. Безруких, М. М. Особенности функциональной организации мозга у праворуких илеворуких детей 6-7 лет при выполнении зрительно-пространственных заданий разного уровня сложности. Сообщение II. Анализ параметров ЭЭГпризрительно-пространст-венной деятельнос ти высокого уровня сложности/М. М. Безруких, А. В. Хрянин // Фиэиологиячеловека. — 2004. - Т. 30, № 1. -С. 50-55.
4. Богданов, H.H. Дерматоглификапшцущихлевой/Н.Н. Богданов // Вопросы психологии, 1997. - №2. — С.76-87.
5. Брагина.Н.Н. Функциональные асимметрии человека/H.H. Братина, Т.А. Доброхотова — М.: Медицина, 1988. — 240 с.
6. Гладкова Т.Д. Кожные узоры кисти и стопы обезьян/ Т.Д. Гладкова. - М.: Наука, 1966. - 151 с.
7. Доброхотова, Т.А. Левши / ТА Доброхотова, H.H. Брагина -М.: Книга, лтд, 1994, -232 с.
8. Клиорин, А.И. Биологические проблемыучения о конституции человека / А.И. Клиорин, В.П. Чтецов. — Л.: Наука, 1979, — 164 с.
9. Кузнецов, О.Н. Методические подходы кисследованию чув-ствавремени у человека / О Н. Кузнецов, А.И. Алехин, Т.В. Самохина, НИ. Моисеева//Вопросы психологии. — 1985. — Т. 31, №4. - С. 140 - 144,
10. Леутин, В.П. Психофизиологическая адаптация и функциональная асимметрия мозга/ В.П. Леутин, Е.И. Николаева — Новосибирск: Наука: Сиб. отделение, 1988. - 189с.
11. Никитюк, Б.А. Интеграция знаний в науках о человеке (Современная интегратнвная ант ропология) / Б. А. Никитюк — М.: СпортАкадемПресс, 2000. 4i0c,
12. Нопин С В. Разработка программного обеспечения для проведения иг, ледований спортивных способностей (на примере компьютерной программы "Исследователь временных и пространственных свойств человека") / С.В Нопин, Ю.В. Корягина // Омский научный вестник.-№4(25). - 2003. - С.196-197.
13. Романов, Ю.А. Хронито^обиологиякак одно из важнейших направлений современной теоретической биологии / Ю.А. Рома-нив//ХрОнобиологияихрономедицина. — М.:ТриадаХ, 2000. — С.9-24.
14. Саркисов, Д.С. Структурные основы аддптации/Д С. Сарки-сов//Хронобиология и хрономедицина. — М.:Медицина, 1989. — С. 116-133.
15. Kimura, D. Functional asymmetry of the brain in dichotic listening / D. Kimura//Cortex. - 1967, V.3. - P. 163.
16. Coren, S. Differences in divergent thinking as a function of handedness and sex/ S. Coren//Am.J. of Psihol. - 1995.-Vol. 108, N3.-P. 311 -325.
17. Gentilucci, M. Right-handers and left-handers have different representations of their own hand / M. Gentilucci, E. Daprali, M. Gan-gitano// Cognitive Brain Research. - 1998. - Vol6,N3. - P. 185-192.
18. Matiegka, J. The testing of physical efficiency / J. Matiegka //Amer. J. Phys. Anthrop. - 1921, - Vol.IV,№3. - P.223 - 230.
КОРЯГИНА Юлия Владиславовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры анатомии и физиологии.
Поступила 6 редакцию 08.06.06. © Корягина Ю.В.
Книжная полка
Вайнбаум Я.С., Коваль В.И., Родионова Т.Д. Гигиена физического воспитания и спорта: учебное пособие. - 3-е изд. - М.: Академия, 2005. - 234 с.
В учебном пособии раскрывается понятие гигиены как науки и учебной дисциплины, рассматривается воздействие различных факторов, будь то внешняя среда или физические нагрузки, на здоровье людей, занимающихся физической культурой и спортом. Приводятся сведения о гигиеническом нормировании физических нагрузок при занятиях физической культурой и спортом, о гигиеническом обеспечении занятий физической культурой и спортивных тренировок.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 033100 - Физическая культура. Може т быть полезно также учителям физкультуры.
Гимнастика: учебник для вузов / Журавин М.Л., Меньшиков Н.К., ред. - 3-е изд. - М.: Академия, 2005. - 444 с.
В учебнике рассматриваются важные вопросы теории и методики преподавания гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, вчастности основы техники гимнастических упражнений, основы обучения гимнастическим упражнениям, предупреждение травматизма, основные средства гимнастики, формы организации занятий и др.; специальные главы посвящены истории развития гимнастики, организации и проведению соревнований, научной работе по гимнастике.
Для студентов высших учебных заведений. Книга может представлять интерес также для преподавателей высших и средних учебных заведений физической культуры.