Madzhuga AG Asadullina LF, Buds ON, SR Hakutdinova
INTERRELATION VALEOAKMEOLOGICAL OF SPACES AND INSTALLATION VALEOLOGICAL TYPE IN THE CONTEXT OF THE PROBLEM OF THE RELATION OF STUDENTS TO THE HEALTH
In article the characteristic of valeological installations and valeological types of the personality are presented, the description of valeoakmeological spaces is given and their role in formation of the relation of students to the health is shown. On the basis of the correlation analysis (according to K.Pearson) significant interrelations between valeoakmeological spaces and type of valeological installations are revealed and proved.
Key words: valeological installation, valeological type of the personality, relation to health, valeoakmeo-logical spaces, correlation analysis.
Маджуга А.Г., Асадуллина Л.Ф., Брунько О.Н., Хакутдинова С.Р.
Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета, кафедра психологии, г. Стер-литамак
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВАЛЕОАКМЕОЛОГИЧЕСКИХ ПРОСТРАНСТВ И ТИПА ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ К СВОЕМУ ЗДОРОВЬЮ
В статье представлены характеристика валеологических установок и валеологических типов личности, дано описание валеоакмеологических пространств и показана их роль в формировании отношения студентов к своему здоровью. На основе корреляционного анализа (по К. Пирсону) выявлены и обоснованы значимые взаимосвязи между валеоакмеологическими пространствами и типом валеоло-гических установок.
Ключевые слова: валеологическая установка, валеологический тип личности, отношение к здоровью, валеоакмеологические пространства, корреляционный анализ.
Эффективность деятельности человека во всех областях жизни определяется состоянием его здоровья. Сегодня в Российской Федерации 5-7% от всего населения могут быть признаны здоровыми людьми. Большинство граждан находиться в так называемом «третьем состоянии», возникающем в результате потери части здоровья. Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от природного окружения, на 7-10 % -от уровня здравоохранения. Социально-генетические, эпидемиологические, клинико-социальные и другие исследования убедительно доказали, что здоровье человека, в первую очередь, зависит от здорового образа жизни его самого. По данным Ю.П. Лисицина, Ю.М. Комарова, образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55% удельного веса всех факторов, обусловливающих здоровье населения [2].
Основываясь на учении А.А. Ухтомского «о доминанте» и теории установки Д.Н. Узнадзе, мы считаем, что формирование у человека здоровьесозидающей доминанты можно осуществить через валеологическую установку [3]. Понятие «валеологическая установка» (установка быть здоровым) обосновывается в исследованиях О.С. Васильевой и Ф.Р. Филатова. По их определению, это особая внутриличностная интегрирующая структура, которая определяет специфику восприятия, переживания и поведения человека, связанных с фундаментальными вопросами его здоровья [1]. Понятие «валеологическая установка» базируется на категории «установка», которую Д.Н. Узнадзе определял как «целостное состояние субъекта», как своеобразную тенденцию к определенным содержаниям «сознания», как направленность на определенную активность [6].
Для нашего исследования эта идея имеет очень значимую роль, так как позволяет говорить о различных типах отношения к своему здоровью,
—--------------------------—
и, соответственно, валеологических типах личности. Вслед за О.С. Васильевой, Г.С. Никифоровым мы предлагаем включить в описание типов отношения к здоровью такие составляющие, как степень активности в собственном оздоровлении и качественная характеристика используемых средств оздоровления, отражающая способность к произвольной саморегуляции. На этом основании мы выделяем следующие типы отношения к здоровью.
г.Пассивное отношение. Характеризуется пассивной позицией в собственном оздоровлении, зависимостью от других людей, отсутствием собственных средств оздоровления.
2Активное отношение (внешне активное). Характеризуется активной позицией, опорой на себя, использованием внешних средств оздоровления- природных средств, физических упражнений и т. п.
3.Творческое отношение (внутренне активное). Активная позиция и опора на себя сочетаются с использованием внутренних (психологических) средств оздоровления.
4.Трансцендентное отношение. «Выход за пределы себя», использование трансцендентных средств оздоровления (обращение к Богу).
Для выявления отношения к своему здоровью и соответствующего типа личности был разработан тест-опросник. Основу методики составили две шкалы: 1) шкала ответственности отношения к здоровью; 2) шкала пассивности-активности по отношению к своему здоровью. Сочетание этих шкал дает следующие типы личности:
1.Саморегулятивный тип. Характеризуется высоким уровнем ответственности и высоким уровнем активности по отношению к своему здоровью. Такой человек считает себя ответственным за свое здоровье, целенаправленно уделяет ему внимание, и эта забота доставляет ему удовольствие. Причины болезней ищет в самом себе, следит за тем, чтобы не заболеть, если заболевает, то предпринимает все необходимые меры для выздоровления.
2.Поддерживающий тип. Характеризуется высоким уровнем ответственности за свое здоровье, но низким уровнем поведенческой активности по обеспечению и поддержанию здоровья. Он понимает, что состояние его здоровья зависит, прежде всего, от него самого, но при этом практически о нем не заботится: на это у него нет ни времени, а порой и желания.
3.Манипулятивный тип. Характеризуется высоким уровнем активности в восстановлении своего здоровья, но низким уровнем собственной
ответственности за его поддержание. В случае болезни человек уделяет внимание своему здоровью, обращается за помощью, следит за правильным выполнением всех предписаний. Считает, что его здоровье зависит от внешних факторов: врачей, экологии, трудоёмкой работы. При этом не следит за своим питанием, психическим состоянием, режимом труда и отдыха.
4.Дефицитарный тип. Характеризуется тем, что полностью возлагает ответственность за здоровье на внешние факторы, проявляя пассивность в обеспечении и поддержании своего здоровья [4].
На наш взгляд, охарактеризовать отношение человека к здоровью можно в следующих шести валеоакмеологических пространствах:
-ценностно-мотивационное пространство -
определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей человека, особенности мотивации здорового образа жизни;
-рефлексивно-оценочное пространство - характеризует особенности осознания и оценки субъектом своих внутренних психических актов и состояний, связанных со здоровьем. Включает способность: отражать, оценивать свое состояние, обращать сознание внутрь себя, размышлять над своим физическим и психическим состоянием;
- эмоционально-чувственное пространство - отражает эмоции и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, а также особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического, или психического самочувствия человека;
-когнитивное пространство - отражает особенности познавательных процессов личности относительно своего состояния здоровья;
-поведенческое пространство - характеризует особенности проявления действенного начала по отношению человека к своему здоровью, освоение им здоровьесберегающих технологий и создание здоровьесберегающего и здоровьесозидающего образовательного пространства;
-этнофункциональное пространство - характеризует целостное здоровье человека с позиции этнодиф-ференцирующих и этноинтегрирующих признаков, наличие которых определяет либо этнофункциональ-ную рассогласованность, либо этнофункциональную согласованность в деятельности важнейших систем жизнеобеспечения и личностных проявлений, связанных с конкретными этнически предопределенными убеждениями в отношении болезни и здоровья, а также форм его сбережения [5].
В контексте нашего исследования была сформулирована следующая гипотеза: на характер валеологиче-ской установки влияет отношение человека к здоровью.
Цель исследования: определить наличие или отсутствие взаимосвязи между валеоакмеологическими пространствами и типом валеологической установки.
База экспериментального исследования: факультет педагогики и психологии Стерлитамак-ского филиала Башкирского государственного университета. В исследовании принимали участие 85 студентов в возрасте 21-25 лет, обучающихся на 5 курсе.
Для исследования уровня сформированности валеоакмеологических пространств мы использовали следующие психодиагностические методики:
ценностно-мотивационное пространство - методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, исследование самооценки по методу Дем-бо-Рубинштейна (модификация Прихожан), опросник И.Колер для изучения степени удовлетворенности своим функционированием в различных сферах, опросник Ш. Шварца для изучения ценностей личности.
Рефлексивно-оценочное пространство - опросник уровня субъективного контроля (Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд), исследование самооценки по методу Дембо-Рубинштейна (модификация Прихожан), опросник Келлермана-Плутчика для диагностики механизмов психологической защиты «Я»;
эмоционально-чувственное пространство - методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности), методика измерения уровня тревожности Тейлора, методика диагностики уровня
школьной тревожности Филлипса, методика «Индекс отношения к здоровью» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина;
когнитивное пространство - опросник уровня субъективного контроля (Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинд), методика «Индекс отношения к здоровью» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина;
поведенческое пространство - методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, опросник В.И. Гарбузова «Тип доминирующего инстинкта», опросник Келлермана-Плутчика для диагностики механизмов психологической защиты «Я», опросник И.Колер для изучения степени удовлетворенности своим функционированием в различных сферах, методика «Индекс отношения к здоровью» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина; этнофункци-ональное пространство - методика выявления выраженности эмоционального отношения к различным группам этнических признаков (А.В. Сухарев).
Для определения типа валеологической установки мы использовали методику «Диагностика валеологического типа личности», разработанную А.Г. Маджуга и Т.Д. Дубовицкой.
В ходе исследования выяснилось, что для большинства респондентов (32%) характерен саморегуля-тивный тип валеологической установки, одинаковое количество (по 24%) респондентов имеют ма-нипулятивный и дефицитарный тип валеологиче-ской установки, меньше всего (20%) респондентов
- с поддерживающим типом валеологической установки. Результаты эмпирических данных приведены на рисунке 1.
Рис.1. Тип валеологической установки (%) Необходимо отметить, что все валеологиче-ские установки по характеру отношения человека
к своему здоровью можно подразделить на 2 группы: 1. установки, ориентированные на здоро-
вьесберегающие и здоровьесозидающие стратегии; 2. установки, носящие валеодеструктивный характер. К здоровьесберегающим и здоровьесозидающим относятся саморегулятивная и поддерживающая установка. К валеологическим установкам, способствующим проявлению у личности валеодеструктивных форм поведения, относятся манипулятивная и дефицитарная.
Для выявления взаимосвязи исследуемых параметров мы использовали корреляционный ана-
лиз данных по К.Пирсону. Он позволяет выявить наличие значимых взаимосвязей между валеоак-меологическими пространствами и типом валео-логических установок.
Корреляционный анализ показал, что существуют определенные связи между манипулятив-ным типом валеологической установки и рефлексивно-оценочным и когнитивным пространствами. Статистически значимые корреляционные взаимосвязи отражены на рисунке 2.
Рис.2. Корреляционная плеяда поддерживающего типа валеологической установки
В ходе исследования обнаружилась положительная корреляционная связь со шкалой интер-нальности в области достижений, шкалой интер-нальности в области неудач, индивидуальной концепцией «Здоровье - способность к развитию». Это означает, что наличие внутреннего локуса контроля, особенно в области достижений и в области неудач, способствует повышению ответственности за состояние своего здоровья. Формирование индивидуальной концепции, согласно которой здоровье - способность к развитию, так-
же способствует формированию поддерживающей установки. Однако наличие ответственности за свое здоровье ещё не предполагает активности по его сохранению и развитию.
Проведённый нами корреляционный анализ показал, что существуют определенные связи между манипулятивным типом валеологической установки и ценностно-мотивационным, эмоционально-чувственным и поведенческим пространствами. Статистически значимые корреляционные взаимосвязи отражены на рисунке 3.
Наличие трудностей в супружеской жизни
Наличие трудностей в профессиональной сфере
Манипулятивный тип
Личностная тревожность
Рис.з. Корреляционная плеяда манипулятивного типа валеологической установки
В ходе исследования обнаружилась отрицательная корреляционная связь с общей шкалой интернальности, наличием трудностей в супружеской и профессиональной сферах, личностной
тревожностью. Это означает, что внешний локус контроля, уменьшает степень ответственности человека за свое здоровье, но не гарантирует его активности. Так, снижению активности человека
в области своего здоровья способствует наличие трудностей в супружеской и профессиональных сферах. В связи с тем, что подобные трудности требуют временных и энергетических трат на их разрешение, возможность проявлять активность в сохранении и укреплении своего здоровья снижается. Как известно, высокий уровень личностной тревожности коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Для поддержания собственного тревожного состояния человек тратит много сил и энергии, и, естественно, это мешает направлять свою актив-
ность на поддержание состояния здоровья. Оказание психологической помощи зачастую приводит к снижению уровня тревожности и высвобождению большого количества энергии, которую человек может использовать для улучшения качества своей жизни.
Корреляционный анализ показал, что существуют определенные связи между саморегуля-тивным типом валеологической установки и ценностно-мотивационным, эмоционально-чувственным и рефлексивно-оценочным пространствами. Статистически значимые корреляционные взаимосвязи отражены на рисунке 4.
Рис.4. Корреляционная плеяда саморегулятивного типа валеологической установки
В ходе исследования обнаружилась положительная корреляционная связь с уровнем самооценки ума, способностей, уровнем самооценки здоровья. В тоже время обнаружена отрицательная корреляционная связь с эмоциональной шкалой методики «Индекс отношения к здоровью» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина. Это означает, что высокая самооценка, особенно собственного умственного развития и состояния здоровья ведет к появлению саморегулятивного типа валеологической установки. Респонденты, имеющие саморегуля-тивный тип установки, не склонны заботится о здоровье ради удовольствия. Они, прежде всего, осознают острую необходимость, заботится о сво-
ем здоровье.Сочетание высокого уровня интер-нальности с низким уровнем личностной тревожности, и отсутствием значимых трудностей в супружеской и профессиональных сферах, могут привести к формированию саморегулятивной установки.
Корреляционный анализ показал, что существуют определенные связи между дефицитарным типом валеологической установки и ценностномотивационным, эмоционально-чувственным, поведенческим, когнитивным и рефлексивно-
оценочным пространствами. Статистически значимые корреляционные взаимосвязи отражены на рисунке 5.
Рис.5. Корреляционная плеяда дефицитарного типа валеологической установки
В ходе исследования обнаружилась положительная корреляционная связь с наличием трудностей в супружеской и профессиональных сферах, личностной тревожностью, с эмоциональной шкалой методики «Индекс отношения к здоровью» С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, наличием индивидуальной концепции здоровья, не предполагающей зависимость состояния здоровья от поведения человека. Кроме того, была обнаружена отрицательная корреляционная связь с общем уровнем интернальности. Экстернальность, индивидуальная концепция здоровья, предполагающая, что индикаторы здоровья от человека не зависят, снижают степень ответственности человека за свое здоровье, а наличие трудностей в жизни человека, высокий уровень личностной тревожности, снижают активность человека в области сохранения здоровья. Сочетание этих факторов приводят к формированию дефицитарного типа валеологической установки.
На основе проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:
- на формирование саморегулятивного типа валеологической установки, влияет высокая степень развитости ценностно-мотивационного и рефлексивно-оценочного пространств;
-условием формирования поддерживающего типа валеологической установки, является высокий уровень развитости когнитивного и рефлексивнооценочного пространств и меньшая развитость ценностно-мотивационного и поведенческого пространств;
-для формирования манипулятивного типа валеологической установки необходим низкий уровень развития ценностно-мотивационного, эмоционально-чувственного и поведенческого пространств;
-на формирование дефицитарного типа валеоло-гической установки, влияет сочетание низкого уровня развития ценностно-мотивационного, эмоциональночувственного, поведенческого, когнитивного и рефлексивно-оценочного пространств.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Васильева, О.С. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. - М. : Академия, 2001. - 352 с.
2. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение/ Ю.П. Лисицын. - М. : Издат. Дом ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 508 с.
3.Маджуга, А. Г. Педагогическая концепция здоровьесозидающей функции образования: автореф. дис. ... док. пед. наук : 13.00.01 / А. Г. Маджуга. -Владимир, 2011.
4.Маджуга, А.Г. Здоровьетворящее образование: монография / А.Г. Маджуга. - Уфа : РИО РУМНЦ, 2008. - 389 с.
5.Маджуга, А.Г. Акмеология здоровья: коллективная монография / М.Б. Мусакаев, А.Г. Маджуга, С.Н. Сладков, В.В. Сладкова.- Стерлитамак: Изд-во «Фобос», 2012.- 288 с.
6.Узнадзе, Д.Н. Основные положения теории установки / Д.Н. Узнадзе. - Тбилиси, 1961. - 210 с.