Преодолению проблем организационно-экономического характера и, следовательно, успешной реализации технологических инноваций, как процессных, так и продуктовых, должно предшествовать внедрение организационных инноваций.
Характеризуя организационные инновации как сопутствующие технологическим, необходимо учитывать функциональные подсистемы, соответствующие управлению отдельными ресурсами. В рамках данной статьи под организационными инновациями будут пониматься нововведения в управлении и организации производства, сбыта, материально-технического снабжения, финансов, персонала, обеспечивающие эффективное промышленное освоение технологических инноваций.
Таким образом, организационные инновации включают освоение новых инструментов, форм и методов в управлении и организации в следующих функ-
циональных подсистемах предприятия: производство;
реализация и сбыт готовой продукции; материально-техническое снабжение; финансы; персонал.
Авторская классификация организационных инноваций по функциональным подсистемам предприятия приведена в табл. 3.
Особенности организационных инноваций каждой функциональной подсистемы необходимо учитывать при внедрении продуктовых и процессных технологических инноваций. Предложенная классификация позволяет разграничить разнообразные виды организационных инноваций, что, в свою очередь, облегчит процесс оценки эффекта от внедрения, повысит управляемость соответствующими процессами.
1. Приказ Росстата №373 от 25.08.2011 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций». [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi7req =doc;base=LAW;n=119681 (дата обращения: 10.11.2012).
2. Борисова З.Н. К разработке метода классификации управленческих инноваций. Проблемы современной экономики. 2008. №2(26). [Электронный ресурс]. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=1973 (дата обраще-
Библиографический список
ния: 12.11.2012).
3. Соколов Д.В., Юркан Е.И. Управленческие инновации: механизмы реализации. Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. 106 с.
4. Гетманова Г.В. Диагностика и внедрение управленческих инноваций в деятельности предприятия: дис....канд. экон. наук. СПб., 2005. 190 с. гб! 0100283056"Ые^е\«.
5. Ваганов П.И. Теория и методология инновационного управления и управленческих инноваций: дис.докт. экон. наук. СПб., 2003. 355 с. гб! 01002613599^е^е\«.
УДК 332.1
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И РЕГИОНАЛЬНОЙ АСИММЕТРИИ (НА ПРИМЕРЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ)
© И.Д. Гребенщикова1
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, 630008, Россия, г. Новосибирск, ул. Ленинградская, 113.
Анализируются социально-экономические показатели Новосибирской области (НСО), развитие предпринимательства в НСО, его внешняя среда. Рассматривается возможность развития предпринимательства в Новосибирской области до фактора разрешения проблемы регионального неравенства.
Цель исследования - выявление путей преодоления (ослабления) региональной асимметрии через её взаимосвязи с уровнем развития предпринимательства в регионе. Табл. 3. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: региональная асимметрия; малое и среднее предпринимательство; доля малого и среднего бизнеса в ВРП НСО ВВП; региональное агентство по развитию предпринимательства (РАРП).
INTERRELATION BETWEEN THE ENTREPRENEURSHIP DEVELOPMENT LEVEL AND REGIONAL ASYMMETRY (ON THE EXAMPLE OF THE NOVOSIBIRSK REGION) I.D. Grebenshchikova
Novosibirsk State University of Architecture and Civil Engineering, 113 Leningradskaya St., Novosibirsk, 630008.
The article analyzes social and economic rates of the Novosibirsk Region (NR), development of entrepreneurship and its external environment. It deals with the possibility to develop the entrepreneurship in the Novosibirsk region up to the factor solving the problem of regional inequality. The goal of the study is to show the ways of overcoming (weakening) regional asymmetry through its interrelation with the development level of entrepreneurship in the region.
1Гребенщикова Ирина Дмитриевна, доцент кафедры экономики строительства и инвестиций, тел.: 89237021844, e-mail: [email protected]
Grebenshchikova Irina, Associate Professor of the Department of Construction Economics and Investments, tel.: 89237021844, e-mail: [email protected]
3 tables. 9 sources.
Key words: regional asymmetry; small and medium-sized entrepreneurship; proportion of small and medium-sized business in Gross Regional Product (GRP) of the Novosibirsk Region; Gross Domestic Product (GDP); Regional Agency for Entrepreneurship Development (RAED).
В специальной и научной литературе однозначного определения понятия «регион» нет. В отличие от существующих определений, автором под регионом понимается выделенная на основе административного районирования часть страны, представляющая собой целостную социально-экономическую систему, с политико-административной системой управления, относительной экономической и юридической самостоятельностью. Данное определение региона позволяет рассматривать его как управляемую социально-экономическую систему, осуществлять управление через поиск путей, разработку и реализацию мероприятий, направленных на преодоление (ослабление) региональной асимметрии.
Следовательно, субъект Российской Федерации (РФ) не только по определению, но и законодательно можно рассматривать в качестве региона. Идентификация понятий «регион» и «субъект федерации» позволяет осуществить диагностику ключевых причин, факторов, оказывающих влияние на региональную асимметрию в Российской Федерации, и разработку механизма её преодоления (ослабления). Усиление региональной асимметрии затрудняет проведение и особенно реализацию единой социально-экономической политики, усиливает дезинтеграцию национальной экономики, ослабляет государство.
Как считает автор, региональная асимметрия -это процесс дисгармоничного развития социально-экономической системы, количественные и качественные параметры которой не соответствуют установленным стандартам и нормам, существующим в стране, и проявляются в различных формах социально-экономического развития.
Причины и факторы региональной асимметрии можно классифицировать по следующим признакам:
1) сформировавшие региональную асимметрию в Российской Федерации;
2) влияющие на региональную асимметрию в современных условиях хозяйствования;
3) усиливающие региональную асимметрию;
4) оказывающие воздействие на формирование конкурентоспособности региона.
Такая классификация позволяет не делить все причины и факторы региональной асимметрии на объективные и субъективные, исторические и т.д., а выделяет в качестве основного фактора её преодоления конкурентоспособность. При этом государственная региональная политика и политика регионов рассматриваются в качестве факторов, создающих условия для развития конкурентоспособности региона. В качестве главного конкурентного преимущества региона предлагается рассматривать предпринимательство.
Анализ показателей Новосибирской области (НСО), чаще всего используемых при определении социально-экономической асимметрии, свидетель-
ствует, что индекс региональной асимметрии по валовому региональному продукту на душу населения составляет 1,4; по инвестициям в основной капитал на душу населения - 1,33; по среднедушевым денежным доходам населения - 1,12 [1]. Это указывает на наличие серьёзного отставания от среднероссийских показателей. По многим показателям социально-экономического развития область находится лишь в середине списка субъектов Российской Федерации (табл.1).
Лидирующих позиций по основным показателям социально-экономического развития у области нет. В качестве положительного момента можно назвать лишь уменьшение уровня безработицы и увеличение числа занятых в экономике, но всё равно по этим показателям НСО находится только на 30 месте.
Для преодоления указанного неравенства необходимо особое внимание уделить развитию предпринимательства в области, конкретнее - развитию малого и среднего бизнеса, так как считается, что «Малый и средний бизнес представляет собой наиболее гибкую, динамичную и массовую форму организации предприятий. Именно в этом секторе создается и находится в обороте основная масса национальных ресурсов, которые являются питательной средой развития экономики любой страны» [2, с.90].
В расчете на 10 000 человек населения число малых предприятий в Новосибирской области уменьшилось с 87 в 2000 г. до 14 в 2010 г. В то же время наблюдается общий рост субъектов малого и среднего предпринимательства (с учётом микропредприятий) с 23725 предприятий в 2000 г. до 85741 - в 2010 г.
В 2006 г. Новосибирская область отличалась более низким по сравнению со среднероссийским уровнем удельным весом продукции малых предприятий в объеме произведенного валового регионального продукта (ВРП) (11,1% против 12,1% по России в целом). В 2007 г. малыми предприятиями произведено уже 16,9%, а в 2010 году - 18% от произведённого валового регионального продукта (ВРП) в регионе. Рост составил 105% по сравнению с 2009 г. Это говорит о том, что численный рост субъектов малого и среднего предпринимательства оказал положительное влияние на увеличение доли в производстве ВРП региона.
В 2009 г. разрыв между среднероссийским значением продуктивности малых предприятий в Новосибирской области значительно сократился, разница составила -2,78%. Это позволяет предположить, что при дальнейшем увеличении числа малых и средних предприятий эту асимметрию можно преодолеть.
В 2007 г. оборот малых предприятий Новосибирской области равнялся 253,8 млрд руб., что составляло 32% от областного объема оборота предприятий и организаций. В 2010 г. оборот малых предприятий Новосибирской области вырос до 42% от областного объема оборота предприятий и организаций. Но, если
Таблица 1
Позиционирование Новосибирской области в экономическом пространстве России, 2010 год [1]
Результирующий показатель 2007 2010
место
1. Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования на 10000 человек населения 4 7
2. Число персональных компьютеров на 100 работников 10-12 8-9
3. Оборот розничной торговли на душу населения 13 16
4. Основные фонды в экономике по полной учётной стоимости на конец года 21 22
5. Число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения 26 26
6. Среднедушевые денежные доходы в месяц 31 28
7. Уровень занятости 56 30
8. Среднемесячная номинальная заработная плата 29 30
9. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и
услуг собственными силами по видам экономической деятельности, в том числе:
- добыча полезных ископаемых 22 35
- обрабатывающие производства 25 26
- производство и распределение электроэнергии, газа и воды 22 21
10. Валовой региональный продукт на душу населения 32 36
11. Уровень безработицы 56 36
12. Инвестиции в основной капитал на душу населения 39 47
13. Автодороги с твёрдым покрытием 62 57
14. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя 65 59
не учитывать микропредприятия, то, по сравнению с 2007 годом, произошло снижение на 14,1%. Показатель «оборот малых и средних предприятий на 1 предприятие» уменьшился на 2,25 млн руб. Количество предприятий растёт, но увеличение их вклада в ВРП происходит заметно более низкими темпами по сравнению с ростом их количества.
При этом целевыми показателями экономического веса сектора малого предпринимательства в экономике государства определены следующие ориентиры [3]:
- доля малого бизнеса в ВВП - 30 %;
- доля малого бизнеса в численности занятых -30%;
- доля малого бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства - 80%.
Говоря о вкладе малого бизнеса в экономику Новосибирской области, также следует заметить, что:
- в промышленно развитых странах малые предприятия производят основную часть ВВП: в США от 40%, в странах ЕС - до 70%;
- в странах ЕС малое предпринимательство обеспечивает работой от 50% до 80% трудоспособного населения [4, с.22]; [5].
Малый и средний бизнес в Новосибирской области по доле в ВРП и доле в общем количестве действующих предприятий в экономике ещё не достиг рекомендуемых значений показателей, предложенных Правительством РФ в Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Для того чтобы региону стать конкурентоспособным, на наш взгляд, необходимо ориентироваться на показатели, характерные для стран Европейского союза, т.е. увеличить долю предпринимательства в ВРП до 50%, а доля малого бизнеса в общем количе-
стве действующих субъектов предпринимательства должна составлять до 80%.
Приняв за ориентир вышеназванные индикаторы, спрогнозируем возможность преодоления региональной асимметрии в Новосибирской области (НСО) при существующих средних темпах роста доли малого и среднего предпринимательства в доле ВРП НСО к 2025 г. и возможность преодоления региональной асимметрии в области при увеличении доли предпринимательства в ВРП НСО до 50% к 2025 г. Для этого рассчитаем цепные темпы роста, средний темп роста и средний темп прироста доли малого и среднего предпринимательства в общей доле ВРП Новосибирской области. В качестве ограничения будем ориентироваться на 2025 г., так как на этот период разработана Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области, реализация которой предполагает создание условий для перехода области к устойчивому развитию.
Темп роста (Тр). показывает, во сколько раз анализируемый уровень ряда увеличился по сравнению с предшествующим уровнем (по цепной схеме), рассчитывается в виде коэффициента или в процентах [6, с.219]. Цепной темп роста рассчитывается по формуле [6, с.219]:
Тй = г!- , (1)
У1-1
где - фактический уровень за i период; х - фактический уровень предыдущего периода.
Средний темп роста ( Т^ ) - обобщающая характеристика индивидуальных темпов роста ряда динамики. Средний темп роста рассчитывается как средняя геометрическая цепных коэффициентов роста [6, с.219]:
жет своё воздействие на ослабление региональной асимметрии.
В этом случае средние темпы роста доли малого и среднего предпринимательства в ВРП НСО рассчитаем как среднюю арифметическую, так как имеем только начальное и конечное значение.
Тр = (50-18)/15 = 2,13 % в год, где 50 % - предполагаемая доля малого и среднего предпринимательства в ВРП НСО в 2025 г., 18% - в 2010 г., 15 лет -период, в течение которого прогнозируется прирост (с 2011 г. до 2025 г.).
Рассчитанный таким образом средний темп роста доли малого и среднего предпринимательства в ВРП НСО составляет 2,13% в год - это тот средний про-
Таблица 2
Расчёт среднего темпа роста доли малого и среднего предпринимательства _в ВРП Новосибирской области, %___
Показатель 2007 2008 2009 2010
Доля малого и среднего предпринимательства в ВРП НСО 16,9 17,4 17,1 18,0
Темпы роста доли малого и среднего предпринимательства в ВРП НСО - 102,96 98,27 105,26
Средние темпы роста доли малого и среднего предпринимательства в ВРП НСО 100,7
где п - число уровней (лет).
Проведённые автором расчеты показали, что средние темпы роста доли малого и среднего предпринимательства в ВРП Новосибирской области при существующих условиях развития составляют 100,7% в год, средний темп прироста в год соответственно составляет 0,7%. Расчёт представлен в табл. 2. В этот период наблюдается рост числа организаций, которые относят к малым и средним, рост составил 1,74 раза в 2010 г. по сравнению с 2009 г. (см. табл. 2), наблюдается уменьшение количества собственно малых организаций.
В Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года [7] в дальнейшем предусмотрено увеличение числа предприятий малого и среднего предпринимательства (ПМиСП) в количестве 10 000 единиц ежегодно, но не в 1,74 раза. Поэтому в качестве допущения примем средний темп роста доли малого и среднего предпринимательства в год в ВРП Новосибирской области равным 100,7% (инерционный сценарий).
Далее, используя средние темпы роста доли малого и среднего предпринимательства в ВРП НСО, которые составляют 100,7% в год, была рассчитана доля малого и среднего предпринимательства в ВРП НСО в 2025 г. Данные представлены в табл. 3.
Расчёты показали, что при существующих средних темпах роста доля малого и среднего предпринимательства в ВРП НСО в 2025 г. составит 20,11%. Следовательно, при существующих условиях развития предпринимательства доля малого и среднего предпринимательства в ВРП НСО не достигнет рекомендуемого значения в 50% к 2025 г., и, вероятнее всего, предпринимательство не окажет влияния на ослабление региональной асимметрии в Новосибирской области.
Предположим, что доля малого и среднего предпринимательства в производстве ВРП Новосибирской области к 2025 г. увеличится до 50%, т.е. до доли, которая позволит малому и среднему бизнесу «соответствовать пропорциям «золотого сечения» [5], ока-
цент прироста, который позволит предпринимательству решить задачу преодоления региональной асимметрии в Новосибирской области. Только такие темпы роста позволят предпринимательству внести заметный вклад в увеличение валового внутреннего продукта в регионе, среднедушевых денежных доходов, позволят ослабить региональную асимметрию и упрочат позиции региона в системе народного хозяйства России.
Разница между двумя рассчитанными показателями составляет 1,43% (2,43 - 1,007). Для того чтобы достичь таких темпов прироста доли малого и среднего предпринимательства в ВРП НСО, необходимо увеличить продуктивность имеющихся предприятий малого и среднего бизнеса, способствовать тому, чтобы микропредприятия превращались в малые, а малые - в средние.
Как же выйти на такие показатели деятельности малого и среднего предпринимательства, если Новосибирская область и так занимает особое место в России в создании наиболее благоприятных условий для развития предпринимательства. В 2006 г. Новосибирская область заняла третье место в России по названному показателю, в 2007г. - второе, в 2011 году - первое место. Проанализируем более внимательно некоторые институциональные факторы, которые оказывают существенное влияние на развитие малого бизнеса.
Активность региональных властей Новосибирской
Таблица 3
Доля малого и среднего предпринимательства в ВРП НСО по годам, в % (прогноз, инерционный сценарий)
2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025
18,27 18,40 18,54 18,68 18,81 18,95 19,09 19,24 19,38 19,52 19,67 19,81 19,96 20,11
области в поощрении предпринимательства действительно высока. Складывается впечатление, что предпринимательству в области уделяется особое внимание. Это выражается, прежде всего, в том, что с 1995 г. по 2009 г. - за 14 лет - разработано, принято и действует 163 закона, положений, постановлений, решений и распоряжений по данной проблеме. Одиннадцать законотворческих документов в год, почти один документ в месяц.
При анализе данного активного законотворчества областного совета установлено следующее. В Новосибирской области из 163 законотворческих актов 75 нигде не были опубликованы, т.е. в соответствии с Конституционными нормами не вступали в силу. Ещё у 70 документов отсутствует информация о том, были они опубликованы или не были. И только по 18 документам из 163 чётко и ясно указано, где, когда они были опубликованы и с какого числа вступают в силу. Возникает вопрос - если документ «опубликован не был», то в соответствии с какими нормативами он вступил в силу. Часть документов утратили силу в связи с изданием Постановления губернатора Новосибирской области или мэра г. Новосибирска, но так и не были опубликованы. И таких вопросов возникает очень много, особенно если учитывать тот факт, что законотворчество Новосибирской области имеет и другие формы: «О мерах по.», «Письмо.», «Об учёте.», «Вопрос.», «Приказ.». Из 163 документов к ним относится 31 из них.
Как считает автор, множественность и неопределённость нормативно-правовых актов является, во-первых, показателем их несовершенства, во-вторых, существенным административным барьером, затрудняющим деятельность малого и среднего предпринимательства.
Отсюда и показатели финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области в 2009-2010 гг. Всего на поддержку предпринимательства за 2 года было выделено 1293256,2 тыс. руб., но при этом субсидирование части затрат на осуществление производственной деятельности составило только 149150 тыс. руб., или 11,5% всех средств, направленных на поддержку предпринимательства из областного и федерального бюджета вместе взятых [рассчитано автором по данным 8; 9]. Прирост валового регионального продукта в 2010 г. также составил 12%. Если сопоставить эти показатели, то можно сделать вывод - сколько напрямую областное правительство вложило в малый и средний бизнес, столько практически и получило назад в виде валового регионального продукта. Роста отдачи пока нет.
Основные финансовые средства были вложены в развитие инфраструктуры, помощь в поиске партнёров, выставочную деятельность, которые в дальнейшем будут способствовать развитию предпринимательства в НСО, увеличению его доли в ВРП. Но в настоящее время их влияние на развитие предпринимательства незначительно.
В той или иной степени поддержкой предпринимательства занимаются на всех уровнях власти в Ново-
сибирской области. Специальные комитеты, комиссии, управления, департаменты созданы в Законодательном собрании Новосибирской области, при правительстве Новосибирской области, мэрии г. Новосибирска, в муниципальных образованиях, районах города, межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение». Создан Координационный совет по развитию предпринимательства при губернаторе Новосибирской области, Новосибирский областной фонд поддержки малого предпринимательства, фонд микрофинансирования предпринимательства и т.д. Есть ещё «Региональные контролирующие органы, органы исполнительной власти, общественные организации», которые контролируют, содействуют и способствуют развитию предпринимательства в НСО. Учитывая тот факт, что многие из них имеют ещё и районные отделения (например, Департамент развития промышленности и предпринимательства администрации Новосибирской области), становится понятным озвученное В. Юрченко (в бытность свою первым заместителем Главы администрации Новосибирской области) заявление, что 75% финансирования развития малого предпринимательства уходит на организационные расходы. И это в регионе, который устойчиво занимает 1 место в стране по созданию благоприятной макросреды для развития бизнеса.
Приведённый неполный список организаций, составляющих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области, количество нормативно-правовых актов, регулирующих его деятельность, как нельзя лучше характеризуют силу, сложность, многоступенчатость административных барьеров на пути развития ПМиСП, которому, безусловно, эти барьеры представляют собой главное, часто непреодолимое препятствие на пути к тому положению, которое оно должно занять в рыночной системе и которое занимает предпринимательство во многих странах.
В настоящее время макросреда предпринимательства в Новосибирской области не является фактором, способствующим развитию предпринимательства, а, на взгляд автора, является фактором торможения развития предпринимательства в регионе. Предпринимательство в Новосибирской области пока не является фактором, повышающим конкурентоспособность региона, способным уменьшить разрывы в отставании области от показателей социально-экономического развития регионов-лидеров и средних значений по Российской Федерации, то есть фактором, способным ослабить региональную асимметрию.
Для достижения спрогнозированных темпов роста доли малого и среднего предпринимательства в ВРП НСО и реального развития предпринимательства в регионе как фактора преодоления региональной асимметрии возможны следующие мероприятия:
1. Создание регионального информационного телевизионного канала, который будет формировать положительный имидж предпринимателя, представление о существующей предпринимательской среде, рассказывать о деятельности правительства региона по поддержке предпринимателей, позволит ознако-
миться с опытом лучших предпринимателей в регионе и за его пределами, расскажет о новых достижениях в инновационной сфере и т.д., будет своего рода агитационным каналом, призывающим и побуждающим население создавать свои фирмы, то есть увеличивать количество малых и средних предприятий.
2. Формирование полной региональной базы нормативно-правового законодательства по развитию и поддержке предпринимательства, отслеживание её на предмет адекватности. Создание такой базы поможет сделать более прозрачными условия деятельности малых и средних фирм в регионе, увеличит степень доверия к власти в регионе и, возможно, создаст предпосылки к выходу из «тени» действующих малых и средних фирм. Это, в свою очередь, повлияет на увеличение производства добавленной стоимости в регионе, на рост валового регионального продукта.
3. Создание единого регионального агентства по развитию предпринимательства (РАРП), объединяющего все существующие комитеты, комиссии, отделы и т.д. по развитию и поддержке предпринимательства. Целью РАРП должна стать выработка и проведение в жизнь региональной политики развития предпринимательской деятельности. Отличием такого органа управления от традиционного управленческого подразделения заключается в том, что он может выступать в качестве субъекта рынка. В то же время он должен располагать необходимым набором полномочий и средств, присущих органам государственного управления. Поэтому целесообразно определить статус агентства как «Государственное предприятие Региональное агентство развития предпринимательства», учредителем которого будет выступать Правительство Новосибирской области. Поскольку агентство определено частично субъектом рынка, то его управленческая, производственно-хозяйственная деятельность может носить коммерческий характер. Поэтому при учреждении Агентства можно будет определить
временной интервал, в течение которого будет осуществляться бюджетное финансирование его деятельности. В течение этого же периода вся прибыль от осуществления коммерческой деятельности Агентства, например, оказания консультационных услуг, должна будет направляться в бюджет области. По истечении указанного периода Агентство должно перейти на самофинансирование своей деятельности, источником которого могут быть доходы от собственно предпринимательской деятельности, гранты международных и российских государственных и общественных организаций. При этом твёрдо можно оговорить ту часть прибыли, которая после уплаты налогов и других обязательных отчислений и платежей будет перечисляться в бюджет области и расходоваться на цели предоставления государственной поддержки предпринимательской деятельности в Новосибирской области. Создание Агентства также сведёт к минимуму административные барьеры для развития предпринимательства и практически лишит питательной почвы коррупцию, которая захлёстывает Россию, создаёт благоприятные условия для развития предпринимательства в регионе.
Таким образом, существующие условия для развития предпринимательства в Новосибирской области не способствуют его развитию. Предпринимательство в Новосибирской области в настоящее время не имеет возможности стать фактором, способным ослабить (преодолеть) региональную асимметрию. Необходимы мероприятия по оптимизации управления развитием предпринимательства в регионе для увеличения числа малых и средних предприятий, росту их доли в ВРП Новосибирской области, усилении их влияния на основные социально-экономические показатели развития региона, возможности оказать воздействие на процесс ослабления (преодоления) региональной асимметрии.
Библиографический список
1. Федеральная служба государственной статистики. Центральная база статистических данных [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi. [ Дата обращения 25.12.2012 ].
2. Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Маркетинг в России и за рубежом. 2001. №1. С. 90-96.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р : ред. от 08.08.2009 // Консультант-Плюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс].
4. Кисельников А.А. О развитии малого предпринимательства в Новосибирской области: аналитическая записка // Территориальный орган ФСГС по Новосибирской области (Новосибирскстат). Новосибирск, 2008. 32 с.
5. Набиуллина Э.С. О состоянии и развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его развитию в 2008 году: доклад министра экономического развития Российской Федерации // Консультант-Плюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс].
6. Кочетыгов А.А., Толоконников Л.А. Основы эконометрики : учеб. пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д : ИКЦ «МарТ», 2007. 344 с.
7. Стратегия социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года : утв. постановлением Губернатора НСО от 03.12.2007 // КонсультантПлюс. Новосибирский выпуск [Электронный ресурс].
8. Пояснительная записка о ходе выполнения областной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 20092013 годы» за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 [Электронный ресурс] // Сайт: Малое и среднее предпринимательство Новосибирской области. - Режим доступа: http://msp.nso.ru/about.php. [Дата обращения 30.11.2012].
9. Пояснительная записка о ходе выполнения областной целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 20092013 годы» за 2010 год [Электронный ресурс] // Сайт: Малое и среднее предпринимательство Новосибирской области. -Режим доступа: http://msp.nso.ru/about.php. [Дата обращения 11.01.2013].