Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:
Амельченко А.А. — Взаимосвязь уровня развития эмпатии и уровня развития рефлексии личности // Психология и Психотехника. - 2020. - № 4. - С. 103 - 110. DOI: 10.7256/2454-0722.2020.4.34626 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=34626
Взаимосвязь уровня развития эмпатии и уровня развития рефлексии личности
Амельченко Анна Александровна
магистрант, кафедра общей и педагогической психологии, Национальный исследовательский Томский
государственный университет
634050, Россия, Томская область, г. Томск, ул. Ленина, 36 И [email protected]
4
Статья из рубрики "Индивид и личность"
DOI:
10.7256/2454-0722.2020.4.34626
Дата направления статьи в редакцию:
14-12-2020
Дата публикации:
31-12-2020
Аннотация.
Представлены результаты исследования, посвященного выявлению взаимосвязи эмпатии и различных видов рефлексии. Отмечается, что через изучение данной взаимосвязи возможно более глубокое понимание как самих феноменов, так и возможностей развития эмпатии и рефлексии. Для проверки гипотезы о взаимосвязи обсуждаемых феноменов было проведено эмпирическое исследование с использованием психодиагностических методик, направленных на выявление общего уровня развития эмпатических способностей и общей степени развития рефлексивности, а также на диагностику типа рефлексии. Обработка данных, полученных в ходе исследования, проводилась с использованием статистического пакета SPSS Statistics 23.0. В результате анализа данных получены корреляции (на высоком и умеренном уровне статистической значимости) между уровнем развития эмпатии и уровнем развития рефлексивности, системной рефлексии, а также уровнем развития квазирефлексии, так, между рассматриваемыми феноменами установлена прямая корреляционная связь. Это свидетельствует о том, что и эмпатия, и рефлексия, относятся к психологическим механизмам восприятия и понимания себя и других. Данные результаты уточняют актуальные научные представления об особенностях рефлексии и эмпатии личности, а также о факторах, способствующих их развитию, и
могут быть приняты во внимание при разработке эффективных занятий и рекомендаций по развитию рассматриваемых феноменов, что может внести вклад в расширение представлений о других людях и развитие самопонимания, а также способствовать повышению качества взаимодействия людей друг с другом и с самим собой.
Ключевые слова: интроспекция, дифференциальный тип рефлексии, уровень развития рефлексии, уровень развития эмпатии, рефлексия, квазирефлексия, эмпатические способности, эмпатия, системная рефлексия, самопонимание
Введение
Представления о других людях взаимосвязано с представлениями о себе, пониманием себя, при этом чем более обширными и полными являются представления о других, тем
наиболее развиты эмпатические способности личности Человек использует
различные виды самоанализа для понимания собственных мотивов деятельности, состояний и чувств, при этом он применяет идентификацию с другими, сравнения и аналогии
Понятие «идентификация» в переводе с латинского означает «отождествлять», и определяется как частично осознаваемый психический процесс уподобления себя
другому человеку или группе людей То есть наиболее привычный и доступный способ понять переживания другого - это понять собственные переживания в подобной ситуации. В таком случае человек предпринимает попытку посмотреть на ситуацию «глазами другого», поставив себя на его место, что может способствовать как лучшему пониманию этого другого, так и ситуации в целом. В этом плане идентификация
выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека Данный процесс способствует более полному формированию «Я-образа», расширяющего представлений о других людях по типу подобия. В этом случае, как правило, в процессе взаимодействия человек присваивает другому те переживания, которые находятся в его собственном опыте
При анализе различных исследований, касающихся проблемы эмпатии, можно обратить внимание на то, что одними исследователями данный феномен рассматривается как способность личности проникать в психику другого с помощью вчувствования субъекта в
себя или в объект другими - как процесс, свойство, состояние психики Также отмечается, что эмпатия основана на умении поставить себя на место другого человека, взглянуть на окружающий мир его глазами, почувствовать его состояние и учесть все
это в своем поведении и поступках То есть при эмпатии переживания другого человека как бы перемещаются в собственный внутренний мир личности, и, поскольку
эмпатия - это «переживание переживаний другого» то этот процесс способствует не только более полному представлению о другом, но и более полному пониманию этого другого, в том числе его переживаний, состояний, эмоций, мотивов деятельности, а также в определенной степени и согласие с ними.
Процесс понимания друг друга «осложняется» явлением рефлексии. При этом понимание поступков, мотивов деятельности, состояний другого обогащается и представлениями человека о том, как он сам воспринимается другим при совместном взаимодействии Это уже своеобразно удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь,
отражается собственный внутренний мир -18!.
Рефлексия выступает не только в контексте самопонимания, но и в контексте совместной деятельности людей, то есть включая социально-психологический аспект рефлексивных процессов. В этом смысле рефлексия есть познание психики других, причин их
поведения и результатов деятельности J9!. В данном случае понимание рефлексии близко к современному понятию эмпатии, поскольку субъект узнает себя, анализируя поступки другого, предполагая его мысли и чувства, интерпретируя его действия, таким образом, как бы «вставая на место собеседника» -ЦШ. Рефлексия способствует сопоставлению своего сознания, ценностей, мнений с ценностями, мнениями, отношениями других людей, группы, общества, наконец, с общечеловеческими. Отрефлексировать что-то — значит это «пережить», «пропустить через свой внутренний мир», «оценить» -Ш^.
Таким образом, на основе теоретического анализа можно сделать вывод, что, с одной стороны, обширность представлений о себе, собственных переживаниях и состояниях определяет широту и полноту представлений о других людях, с другой стороны, чем больше человек узнает о других людях, чем лучше начинает понимать их эмоции и мотивы деятельности (соответственно, развивая свои эмпатические способности), тем глубже становятся познания человека о самом себе, тем качественнее его самопонимание.
Однако в условиях современного мира у человека повышается личностная и ситуативная тревожность, агрессивность, депрессивность, поглощенность актуальными проблемами, вследствие чего качество взаимодействия людей друг с другом снижается, что
затрудняет в конечном итоге и диалог с самим собой I12!. На взаимосвязь уровня развития эмпатии и рефлексии обращается недостаточно внимания, хотя через данные связи возможно более глубокое понимание как самих феноменов, так и возможностей развития эмпатических и рефлексивных способностей.
На основе теоретического анализа была выдвинута гипотеза о том, что эмпатия и рефлексия в той или иной степени взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга. Данное исследование направлено на выявление данной взаимосвязи.
Материалы и методы исследования
Для диагностики уровня развития рефлексивности была использована методика А.В.
Карпова «Диагностика рефлексии» I-13!, для диагностики типа рефлексии как устойчивой личностной черты применялся опросник Д.А. Леонтьева, Е.М. Лаптевой, Е.Н. Осина и
А.Ж. Салихова «Дифференциальный тип рефлексии»114!. Для выявления общего уровня
эмпатии применялась методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» -Ш.
Обработка данных осуществлялась с использованием следующих методов, входящих в пакет программы SPSS Statistics 23.0: статистический анализ таблиц распределения частот; одновыборочный критерий Колмогорова-Смирнова; корреляционный анализ Пирсона; статистический анализ двумерных таблиц сопряженности.
Исследование реализовывалось внутри федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» среди студентов 1-4 курсов, возраст респондентов от 18 до 24 лет, среди которых 72% - девушки, 28% - юноши. Выборочная
совокупность - 101 человек.
Результаты исследования
Для исследования взаимосвязи между уровнем развития эмпатии и показателями системной рефлексии, интроспекции и квазирефлексии, а также общим уровнем развития рефлексивности, был использован корреляционный анализ Пирсона (таблица 1).
Таблица 1. Поиск взаимосвязей между уровнем развития эмпатии и уровнем развития рефлексивности, а также уровнем развития различных видов рефлексии
Уровень
Уровень развития Уровень Уровень Уров
развития системной развития развития разви
эмпатии рефлексии интроспекции квазирефлексии рефлекс
Уровень Корреляция 1 ,343** ,147 ,285**
развития Пирсона
эмпатии Знч.(2- ,000 ,142 ,009
сторон)
N 101 101 101 101
Уровень Корреляция ,343** 1 ,024 -,029
развития Пирсона
системной Знч.(2- ,000 ,809 ,771
рефлексии сторон)
N 101 101 101 101
Уровень Корреляция ,147 ,024 1 ,054
развития Пирсона
интроспекции Знч.(2- ,142 ,809 ,591
сторон)
N 101 101 101 101
Уровень Корреляция ,285** -,029 ,054 1
развития Пирсона
квазирефлексии знч.(2- ,009 ,771 ,591
сторон)
N 101 101 101 101
Уровень Корреляция ,426** ,387** ,239* ,000
развития Пирсона
рефлексивности Знч.(2- ,000 ,000 ,016 ,997
сторон)
N 101 101 101 101
**. Корреляция значима на уровне 0.01 (2-сторон.). *. Корреляция значима на уровне 0.05 (2-сторон.).
В результате данного анализа была обнаружена умеренная положительная связь высокой степени значимости между уровнем развития эмпатии и уровнем развития рефлексивности (г=0,42б, р = 0,000), а также между уровнем развития эмпатии и уровнем системной рефлексии (г=0,343, р = 0,000). Кроме того, слабая положительная связь
высокой степени значимости была обнаружена между уровнем развития эмпатии и уровнем развития квазирефлексии (r=0,285, p = 0,009).
Кроме того, выявлена умеренная положительная корреляционная связь высокой степени значимости (r=0,387, p = 0,000) между уровнем развития рефлексивности и уровнем развития системной рефлексии.
Помимо уже названных корреляционных связей также была обнаружена еще одна -слабая положительная связь, значимая на уровне статистической тенденции (r=0,239, p = 0,016), между уровнем развития рефлексивности и уровнем развития интроспекции.
В то же время стоит отметить, что статистически значимой корреляционной связи между уровнем развития эмпатии и таким видом рефлексивности, как интроспекция, не обнаружено, то есть на данном этапе исследования мы не можем говорить о достоверных взаимосвязях данных феноменов.
Обсуждение результатов исследования
Взаимосвязь уровня развития рефлексивности (по опроснику А.В. Карпова «Диагностика рефлексии») и уровня развития системной рефлексии (по опроснику Д.А. Леонтьева, Е.М. Лаптевой, Е.Н. Осина и А.Ж. Салихова «Дифференциальный тип рефлексии») может означать, что опросник рефлексивности А.В. Карпова направлен в большей степени на измерение именно системной рефлексии (системная рефлексия, по определению Д.А. Леонтьева, в данном случае является наиболее многогранным типом рефлексии личности и связана со способностью субъекта посмотреть на себя со стороны, дистанцироваться от собственных переживаний, чувств, эмоций и действий, что позволяет человеку работать над собой и корректировать собственное поведение -t14^.
Обнаруженную взаимосвязь эмпатии и квазирефлексии можно интерпретировть следующим образом: квазирефлексия - это склонность к фантазированию, использованию воображения в различных ситуациях, а эмпатия - это осуществление воображаемого перемещения, попытка поставить себя на новую точку зрения, связанную с пониманием взглядов, чувств и эмоций другого человека. Таким образом, в эмпатии не обойтись без применения фантазии и воображения, которые также используются и при квазирефлексии.
Взаимосвязь рефлексивности и интроспекции, может быть объяснена тем, что интроспекция является одним из видов рефлексии и может положительно коррелировать с различными видами рефлексии, в данном случае - с общим уровнем рефлексивности.
На основе полученных взаимосвязей между эмпатией и рефлексией можно сказать, что чем выше уровень эмпатии, тем выше уровень развития рефлексивности, системной рефлексии и квазирефлексии, это же высказывание справедливо и в обратную сторону. Данные результаты подтверждают гипотезу о том, что эмпатия и рефлексия в той или иной степени взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга, поскольку и рефлексия, и эмпатия - это своеобразное восприятие как другого человека, так и себя самого, при этом в первом случае действие направлено скорее на себя, т.е. чужими глазами человек учится искать ту модель поведения, которая устроит собеседника, в то время как в эмпатии человек начинает понимать других, чувствовать их, располагать к себе пониманием и откликом на их эмоции.
Выводы
В результате анализа данных были получены корреляции (на высоком и умеренном
уровне статистической значимости) между уровнем развития эмпатии и уровнем развития рефлексивности, системной рефлексии, а также уровнем развития квазирефлексии, так, чем выше уровень развития эмпатии, тем выше уровень развития рефлексии и квазирефлексии. Данная взаимосвязь имеет силу также в противоположную сторону, поскольку широта представлений о самом себе определяет и разнообразие представлений о другом человеке, при этом чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристиках), тем более полным становится и представление о самом себе.
Полученные результаты исследования соотносятся с существующими на данном этапе развития современной науки представлениями относительно взаимосвязи эмпатии и рефлексии, а также способствуют углублению понимания содержательных черт рассматриваемых феноменов и составлению более цельной теории в этой области. В дальнейшем актуальным представляется исследование способов повышения уровня развития эмпатии и рефлексии личности.
Библиография
1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении / В.В. Бойко.-М. : Просвещение, 2006.-75 с.
2. Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема / В.В. Знаков // Психологический журнал. - 2015. - Т. 26. - № 1. - С. 1828.
3. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. 2-е изд., перераб. и доп. / С.Ю. Головин. - Минск : Харвест, 2007.-976 с.
4. Басин Е.Я. Искусство и эмпатия / Е.Я. Басин. - М. : Филологическое общество «Слово», 2010.-294 с.
5. Рубцова М.О. Взаимосвязь эмпатии и эмоциональных состояний личности / М.О. Рубцова // Актуальные проблемы психологии личности: сб. ст. по матер. III междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск : СибАК, 2010. - № 3.-C. 28-36.
6. Singer T. Empathy and Compassion / T. Singer, O.M. Klimecki // Current Biology.-2014.-№ 24 (18).-Р. 875-878.
7. Быханов И.И. Исследование рефлексии в зарубежной и отечественной психологии / И.И. Быханов // Ярославский педагогический вестник. - Ярославль, 2015. - С. 303310.
8. Колмогорова Л. А. Формирование коммуникативной компетентности личности : учебное пособие / Л. А. Колмогорова. - Барнаул. : АлтГПУ, 2015.-208 с.
9. Смирнова Е.В. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности) / Е.В. Смирнова, А.П. Сопиков // Социальная психология личности. - Л., 1973. - С. 140-149.
10. Reither F. Selfreflective cognitive processes: Its characteristics and effects / F. Reither // XXII-nd International Congress of Psychology : v. I. - Leipzig, 1980. - p. 229.
11. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. -М. : ИП РАН, 2004. - 422 с.
12. Брель Е.Ю. К проблеме изучения особенностей взаимосвязи алекситимии, агрессивности и тревожности в структуре личности / Е.Ю. Брель // Социальная работа в Сибири: сб. научных работ. - Кемерово. : КемГУ, 2004. - 180 с.
13. Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А.В. Карпов // Психологический журнал. - 2013. - Т. 24. - № 5. - С. 45-57.
14. Леонтьев Д.А. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к
дифференциальной диагностике / Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - М., 2014. - Т. 11. - Вып. 4. - С. 110-135.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензия на статью «Взаимосвязь уровня развития эмпатии и уровня развития рефлексии личности» Предмет исследования - анализ связи уровня развития эмпатии и уровня развития рефлексии. Предмет отражен в названии статьи и ее содержании. Но рекомендуется добавить в названии статьи слово «студентов», что более предметно отразит суть представленной работы. В рамках исследования автор работает над целью - проанализировать фактические данные о связи заявленных личностных параметров. Методология исследования - построена на традиционном подходе, характерном для психологических исследований. В нем использованы анализ и обобщение литературных данных, систематизация фундаментальных научных подходов и исследований в области Я-образа, рефлексии, осознания особенностей себя и другого и т.д. Автор применяет содержательное описание результатов исследований по близкой тематике, представляет эмпирическое исследование преодоления. В эмпирической части исследования применялся пакет диагностических методик: 1. методика А.В. Карпова «Диагностика рефлексии» 2. опросник Д.А. Леонтьева, Е.М. Лаптевой, Е.Н. Осина и А.Ж. Салихова «Дифференциальный тип рефлексии» для диагностики типа рефлексии как устойчивой личностной черты 3. методика В.В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» - для выявления общего уровня эмпатии. В исследовании принимали участие 101 студент из вуза «Национальный исследовательский Томский государственный университет». Применены математические методы - критерий Колмогорова-Смирнова; корреляционный анализ Пирсона; статистический анализ двумерных таблиц сопряженности. Актуальность представленной статьи не взывает сомнения. Вопросы, связанные с изучением рефлексии наиболее интересны в современной практике психологической диагностики и психологического консультирования. Особенно интерес к ним актуализирован в последний год, когда люди иначе стали смотреть на личность и ее роль в обществе и сите взаимодействия. Научная новизна исследования присутствует в виде обобщения научных подходов по вопросам рефлексии и подтверждения гипотезы о том, что эмпатия и рефлексия в той или иной степени взаимосвязаны и оказывают влияние друг на друга Стиль, структура, содержание Работа имеет традиционную структуру - введение, основная часть с обзором литературы и выводы. Во введении автор анализирует и обобщает многообразие исследований о рефлексии, Я-концепциях. В основной части автор описывает многообразие подходов к изучению феномена преодоления. Представлен краткий обзор теорий и доказано, что рефлексию целесообразно рассматривать как устойчивую личностную черту. Выводы строятся на описании множественной информации, представленной в основной части на примерах в таблицах и интерпретации данных корреляционного анализа. Выводы подкреплены примерами исследований конкретных авторов. Стиль работы вполне соответствует требованиям, предъявляемым к научным публикациям. Библиография насчитывает 14 литературных источников, что вполне достаточно для качественной научной статьи. Важно, что эти источники представлены в качественном обобщающем обзоре литературы во введении и в основной части статьи. Литературные данные разнообразные - от статей до сборников конференций, представлены изданием в различные годы. Апелляция к оппонентам -статья может вызвать интерес и с прикладной, и с теоретической точки зрения. Но
рекомендуется исправить замечание по названию статьи - добавить про студентов. Выводы, интерес читательской аудитории. Статья в данной тематике может быть интересна для разного круга читателей - психологов, психотерапевтов, карьерных консультантов, а также преподавателей психологии.